Мiнiстэрства адукацыi рэспублiкi беларусь



страница1/4
Дата12.02.2017
Размер98.9 Kb.
Просмотров575
Скачиваний0
  1   2   3   4

МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI

РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

вул. Савецкая, 9,

220010, г. Мiнск

тэл. 327-47-36, факс 200-84-83

E-mail: root@minedu.unibel.by

ул. Советская, 9

220010, г. Минск

тел. 327-47-36, факс 200-84-83

E-mail: root@minedu.unibel.by

01.07.2016 № 07-20/2306/дс

На № ____________от ____________











Республиканским органам государственного управления и организациям, имеющим в подчинении учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования

Областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам

Учреждениям образования, реализующим образовательные программы среднего специального образования, подчиненным Министерству образования Республики Беларусь


Частным учреждениям среднего специального образования





К началу 2016/2017 учебного года


Министерство образования Республики Беларусь и учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – УО РИПО) информируют, что в 2016/2017 учебном году при реализации в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее − учреждения профессионального образования) образовательных программ профессионально-технического образования (далее − ПТО), среднего специального образования (далее − ССО) и дополнительного образования взрослых необходимо учитывать следующее.

1. Нормативное обеспечение образовательного процесса

Образовательный процесс в учреждениях профессионального образования в 2016/2017 учебном году необходимо осуществлять в соответствии с нормами Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) и иными нормативными правовыми актами. Информируем, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 № 250 утверждена Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы, включающая подпрограмму «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования».

С нормативными правовыми актами можно ознакомиться:

в эталонном банке правовой информации Республики Беларусь Эталон 6.1 (www.ncpi.gov, www.pravo.by);

на сайте Справочной правовой системы Консультант Плюс (www.consultant.ru);

на сайте Министерства образования Республики Беларусь по уровню ССО http://edu.gov.by/ (Главная страница → Система образования → Профессиональное образование → Среднее специальное образование → Нормативные правовые документы) и уровню ПТО http://edu.gov.by/ (Главная страница → Профессиональное образование → Система образования → Профессионально-техническое образование → Нормативные правовые документы);

на республиканском портале «Профессиональное образование» (www.ripo.unibel.by).

Рекомендуем обратить внимание на следующие нормативные правовые акты.

Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2014 № 420 (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом от 10.08.2015 № 349) урегулированы вопросы пребывания граждан Украины в Республике Беларусь, в том числе обучения в учреждениях профессионально-технического образования граждан из Донецкой и Луганской областей.

В целях реализации подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30.08.2014 № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь» в отношении граждан Украины, предоставивших документы, подтверждающие их проживание и обучение на территории Донецкой или Луганской областей Украины, учреждения профессионального образования Республики Беларусь при наличии вакантных мест, установленных планами приема, вправе принимать вышеуказанных граждан для получения (продолжения) профессионально-технического, среднего специального образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов или на условиях оплаты, предусмотренных для граждан Республики Беларусь по результатам собеседования в порядке и на условиях, определяемых учреждениями образования.

В связи с тем, что о наличии вакантных мест можно судить после зачисления, то прием вышеуказанных граждан для получения профессионально-технического, среднего специального образования до проведения указанной процедуры возможен только на условиях приема для иностранных граждан и лиц без гражданства на платной основе.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.02.2016 № 126 увеличены нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в учреждениях профессионального образования при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования.

Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 04.05.2016 № 18/31 «О республиканском конкурсе на лучшую организацию питания обучающихся в учреждениях высшего и среднего специального образования» утверждено Положение о республиканском конкурсе на лучшую организацию питания обучающихся в учреждениях высшего и среднего специального образования.

Ранее действовавшее постановление Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2005 № 35/62 «О республиканском смотре-конкурсе на лучшую организацию питания обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования» постановлением Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 04.05.2016 № 17/30 признано утратившим силу.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.05.2015 № 43 утверждены Типовые штаты и нормативы численности работников учреждений профессионально-технического образования.

Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 16.12.2015 № 982 утверждены Типовые штаты и нормативы численности работников специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.

Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 28.12.2015 № 1000 на руководителей государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, реализующих образовательные программы общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, возложена персональная ответственность за строгое соблюдение установленных контрольных цифр приема (цифр приема) в учреждения образования за счет республиканского бюджета и на платной основе после их утверждения и доведения до общественности, а также за своевременное информирование Министерства образования о выявленных в ходе проведения приемных кампаний фактах неправильного подсчета среднего балла документа об общем среднем образовании.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.04.2015 № 30 установлена Переводная шкала результатов централизованного тестирования по учебным предметам для лиц, поступающих для получения среднего специального образования.

Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 30.10.2015 № 817 утверждены программы вступительных испытаний в учреждения образования для получения высшего образования и (или) среднего специального образования в 2016 году (программы размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь).

Письмом Министерства образования Республики Беларусь от 16.01.2016 № 07-20/330/дн/9 разъяснены отдельные вопросы организации практики учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы ССО. Текст письма размещен на республиканском портале «Профессиональное образование» (http://ripo.unibel.by/umosso/mater_recomendacii.shtml).

В целях объединения интеллектуальных и духовных сил общества для решения задач социально-экономического развития страны, сохранения историко-культурного наследия, развития народных традиций, воспитания у граждан любви к Отечеству, а также поддержки творческих инициатив 2016 год Указом Президента Беларуси от 28.12.2015 № 522 объявлен Годом культуры. Обращаем внимание на необходимость выполнения запланированных мероприятий по проведению Года культуры. Значительное внимание необходимо уделить мероприятиям в сфере художественной культуры, которая является одним из основных средств воспитания у молодежи патриотизма и уважения к Родине.

Напоминаем, что порядок внесения изменений в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» определен Инструкцией о порядке ведения и применения Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.04.2014 № 46, которая размещена на сайте государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» (htth://nihe.bsu.by).

Изменением № 18 ОКРБ 011-2009, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2015 № 104, в специальность 2-25 01 33 «Розничные услуги в банке» введена первичная должность служащего «Специалист по оказанию розничных банковских услуг», а также принята новая редакция наименований направления образования «40 Информатика и вычислительная техника» и группы специальностей «40 01 Программные и математические средства».

Изменением № 19 ОКРБ 011-2009, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.02.2016 № 5, введена специальность 2-26 02 32 «Операционная деятельность в логистике» (квалификация «Операционный логист») для подготовки специалистов со средним специальным образованием.

В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 «О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» введены 5-й, 7-й разряды по профессиям «Помощник машиниста дизель-поезда», «Помощник машиниста тепловоза», «Помощник машиниста электровоза», «Помощник машиниста электропоезда» и 4–7-й разряды по квалификациям «Водитель автомобиля», «Водитель автомобиля (международные перевозки)».

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2015 № 58 аннулирована тарифно-квалификационная характеристика «Киоскер» в выпуске 54 ЕТКС (так как трудовые функции утратили актуальность); по профессии «Оператор связи» введены 5−7-й разряды вместо классов.

При открытии новых специальностей следует обратить внимание на Программу развития промышленного комплекса Республике Беларусь на период до 2020 года, утвержденную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.07.2012 № 622, в которой определены приоритетные направления развития промышленного комплекса Республики Беларусь.

Также учреждениям профессионального образования в новом учебном году следует обратить особое внимание на расширение подготовки по образовательным программам дополнительного образования взрослых в соответствии с требованиями рынка труда и общества, а также на соответствие качества подготовки кадров требованиям со стороны работодателей.

В части научно-методического и нормативного правового обеспечения дополнительного образования взрослых следует руководствоваться:

постановлениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.06.2015 № 42, от 29.12.2015 № 82, внесены изменения и дополнения № 16, № 17 в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-2009);

постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 12.08.2015 № 100/49/38/48, в котором принята новая редакция Перечня профессий для подготовки рабочих, с изменениями и дополнениями по 88 профессиям.

Обращаем внимание на необходимость регистрации учреждений профессионального образования в автоматизированной системе «Заказ на подготовку кадров» и ежегодного уточнения информации по специальностям (направлениям специальностей, специализациям), квалификациям (профессиям рабочих, должностям служащих), по которым ведется подготовка (до 1 июля). Также в установленные сроки следует провести работу по уточнению договоров (заявок) на подготовку с организациями – заказчиками кадров и, при необходимости, внести в них соответствующие изменения и дополнения.

Прием в учреждения образования, реализующие образовательные программы ССО, в 2016 году осуществляется согласно Правилам приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 20.03.2014 № 130).

Основные нормативные правовые акты Республики Беларусь и (или) извлечения из них, а также информационные материалы, регулирующие вопросы приема в учреждения образования, реализующие образовательные программы ССО, приведены в Сборнике основных нормативных правовых актов и информационных материалов, регулирующих вопросы приема в учреждения образования, реализующие образовательные программы ССО, в 2016 году. Сборник размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/ (Главная страница  Карта портала  Абитуриенту  Поступающим в учреждения среднего специального образования  Прием 2016).

Прием в учреждения образования, реализующие образовательные программы ПТО, в 2016 году осуществляется согласно Правилам приема лиц для получения профессионально-технического образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953.

Основные нормативные правовые акты Республики Беларусь и (или) извлечения из них, регулирующие вопросы приема лиц для получения профессионально-технического образования, приведены в Сборнике основных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих вопросы приема лиц для получения профессионально-технического образования в 2016 году. Сборник размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/ (Главная страница ® Карта портала ® Абитуриенту ® Поступающим в учреждения профессионально-технического образования  Учреждения профессионально-технического образования ® Прием 2016).

Экспериментальная и инновационная деятельность в 2016/2017 учебном году в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования (далее − УПТО и УССО) осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 № 251, на основании приказа Министра образования, которым утверждается перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, в 2016/2017 учебном году.

В целях внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность, на республиканском портале «Профессиональное образование» в разделе «Экспериментальная и инновационная деятельность» (http://ripo.unibel.by/cr/) размещены рекомендации по использованию в образовательном процессе учреждений профессионального образования результатов экспериментальной деятельности 2015/2016 учебного года.

Обращаем внимание на необходимость создания на сайтах учреждений образования, участвующих в экспериментальной и инновационной деятельности, рубрики «Экспериментальная и инновационная деятельность».

2. Организация образовательного процесса

В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 24.02.2016 № 140 «Об итогах работы Министерства образования Республики Беларусь на 2015 год и основных задачах на 2016 год» управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома, государственным организациям, подчиненным Министерству образования, в 2016 году необходимо обеспечить выполнение мероприятий Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы и иных государственных программ, плана работы Министерства образования Республики Беларусь на 2016 год.

Информируем, что в 2015–2016 годах на основании действующего макета образовательного стандарта профессионально-технического образования утверждены образовательные стандарты и обновлено содержание учебно-программной документации для реализации образовательных программ ПТО по 17 специальностям (приложения 1, 2).
На основании действующего макета образовательного стандарта среднего специального образования утверждены образовательные стандарты по 59 специальностям, внесены изменения в образовательные стандарты среднего специального образования по 2 специальностям (приложение 3).

К 1 сентября 2016 года в целях обеспечения учебно-методической документацией образовательных программ ССО разработаны и будут размещены на республиканском портале «Профессиональное образование» http://ripo.unibel.by (Центр научно-методического обеспечения профессионального образования → Научно-методическое обеспечение профессионального образования → Перечни учебных планов/перечни учебных программ):



    • перечень действующих типовых учебных планов по специальностям (направлениям специальностей), специализациям среднего специального образования, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, для групп набора 2016/2017 учебного года;

    • перечень действующих типовых учебных программ по учебным дисциплинам профессионального компонента и типовых учебных программ по практике типовых учебных планов по специальностям (направлениям специальностей) среднего специального образования, закрепленным за Министерством образования Республики Беларусь, для групп набора 2016/2017 учебного года.

План работы учебно-методических объединений в сфере среднего специального образования на республиканском уровне на 2016/2017 учебный год и План работы учебно-методических объединений в сфере профессионально-технического образования на республиканском уровне на 2016/2017 учебный год будут размещены на республиканском портале «Профессиональное образование» http://ripo.unibel.by (Центр научно-методического обеспечения профессионального образования → Учебно-методические объединения (УМО)).

УО РИПО подготовлены методические рекомендации по проектированию индивидуальных учебных планов и организации образовательного процесса на их основе при реализации образовательных программ ССО и ПТО в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, другими нормативными правовыми документами, которые раскрывают общие подходы по проектированию индивидуальных учебных планов и предназначены для педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы ССО и ПТО.

Методические рекомендации будут размещены на сайте УО РИПО, в разделе научно-методическое обеспечение профессионального образования.

План республиканских организационных и учебно-методических мероприятий для педагогических работников и учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования на 2016/2017 учебный год будет размещен на Республиканском портале «Профессиональное образование» http://ripo.unibel.by (Центр научно-методического обеспечения профессионального образования → Организационные и учебно-методические мероприятия).

За период действия подпрограммы «Электронное обучение и развитие человеческого капитала» Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011−2015 годы разработано 27 электронных образовательных ресурсов (далее − ЭОР) для УПТО и УССО, ведущих подготовку по массовым профессиям (продавец, кассир торгового зала, плотник-бетонщик, монтажник строительных конструкций, станочник деревообрабатывающих станков, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, электрогазосварщик и др.), а также по квалификации «Укладчик напольных покрытий». Все ЭОР, разработанные в рамках Национальной программы, внесены в Единый государственный регистр информационных ресурсов, прошли экспертизу и апробацию в УПТО и УССО.

В настоящее время республиканский «Банк ЭСО» (http://www.ripo.unibel.by/index_old.php?action=informatization&mode=base_eft) содержит информацию о 131 электронном образовательном ресурсе. Заказать ЭОР можно в центре научно-методического обеспечения информатизации профессионального образования УО РИПО (metod_cit@ripo.unibel.by, тел.: (017) 226-46-07).

Обращаем внимание руководителей УПТО и УССО на необходимость актуализации содержания информации на официальных сайтах учреждений образования. Особую важность представляют сведения для абитуриентов − они должны быть актуальными, доступными, полными. С целью расширения географии потенциальных абитуриентов, повышения имиджа учреждений образования информацию следует размещать в том числе на иностранных языках. Официальные сайты учреждений образования должны быть зарегистрированы в Государственном регистре информационных ресурсов Беларуси (http://infores.mpt.gov.by/).

Рекомендуем более активно внедрять в образовательный процесс дистанционные технологии обучения при организации заочной формы получения образования. Методические рекомендации по разработке учебно-программной документации для реализации образовательных программ ПТО в дистанционной форме размещены на республиканском портале «Профессиональное образование» (http://ripo.unibel.by/index.php?id=186).

Для обеспечения познавательной и творческой активности учащихся в образовательном процессе следует шире использовать современные облачные технологии, применение которых обеспечит мобильность и актуальность образовательных ресурсов. Для учреждений образования облачная образовательная среда позволит без дополнительных затрат использовать современные и постоянно актуализируемые компьютерную инфраструктуру, программные средства и сервисы, предоставляемые центром обработки данных, что приведет к снижению затрат учреждений образования на построение и сопровождение локальных информационных сетей. Облачные технологии дают возможность вовлечь в образовательный процесс личные компьютерные устройства педагогических работников, обучающихся и их родителей. Для построения облачной инфраструктуры можно воспользоваться сервисами Google, DropBox, Box.net, Copy.com и др.

Доводим до вашего сведения, что с декабря 2015 года по адресу http//onlinesafety.info доступен «Учебный дистанционный курс безопасного пользования ресурсами сети Интернет», который демонстрирует основные проблемы использования сети и предлагает пути их решения. Курс имеет три уровня: базовый, средний и продвинутый. При успешном прохождении курса выдается сертификат.

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 125 Кодекса руководителям учреждений профессионального образования необходимо осуществлять систематический контроль по всем направлениям образовательного процесса. Такой контроль подразумевает всесторонний анализ всех направлений образовательной деятельности и включает проверку, оценку, принятие управленческих решений.

Целесообразно включать соответствующий раздел в план работы учреждения образования на год или составлять отдельный план внутреннего контроля. Порядок и периодичность проведения контроля за состоянием качества образовательного процесса необходимо регламентировать локальным нормативным актом учреждения образования.

В связи с возникающими вопросами о разработке перспективно-тематических (тематических) планов по учебным предметам теоретического обучения и производственному обучению профессионального компонента педагогическими работниками учреждений профессионального образования информируем о следующем.

Должностными обязанностями педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения), утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих», предусмотрена обязанность по осуществлению планирования учебных занятий. При этом на уровне профессионально-технического образования рекомендуем осуществлять разработку преподавателями (мастерами производственного обучения) тематических (перспективно-тематических) планов по учебному предмету, планов учебных занятий. Формы и порядок организации работы в этом направлении определяются уставом учреждения образования, локальными нормативными актами. При определении форм планов следует пользоваться рекомендациями УО РИПО, размещенными на республиканском портале (http://ripo.unibel.by).

Календарно-тематический план (далее – КТП) по учебной дисциплине, практике, план учебного занятия являются обязательными учебно-планирующими документами, способствующими системной организации работы преподавателя (мастера производственного обучения) на уровне среднего специального образования. КТП помогает правильно и последовательно спланировать проведение разнообразных типов занятий по учебной дисциплине, предварительно подготовить необходимую учебно-методическую документацию и средства обучения для конкретного занятия, задания для учащихся на дом и т. д.

Наличие КТП позволяет цикловой (предметной) комиссии, учебной части, администрации учреждения образования осуществлять систематический контроль выполнения учебной программы и равномерной нагрузки учащихся по учебной дисциплине. КТП составляется преподавателем (мастером производственного обучения) на семестр или учебный год (в зависимости от начала и продолжительности обучения учебной дисциплине, практике). КТП утверждается заместителем директора по учебной работе, как правило, не позже 30 августа (до начала осенне-зимнего семестра) и не позже 10 дней до начала весеннего семестра, (если изучение учебной дисциплины, практики начинается с этого семестра). Предварительно план должен быть рассмотрен и одобрен на заседании цикловой (предметной) комиссии.

В целях повышения качества образовательного процесса управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома, органам государственного управления, имеющим в подчинении учреждения, реализующие образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, рекомендуем в 2016/2017 учебном году усилить контроль за деятельностью учреждений профессионального образования по данному направлению организации учебного процесса.

Также в целях повышения качества образовательного процесса, повышения педагогического мастерства педагогических работников, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях профессионального образования рекомендуем усилить работу методических (цикловых) комиссий, направив ее:

на интеграцию образовательного процесса с производством;

совершенствование педагогического и методического мастерства, оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения;

изучение и обобщение положительного педагогического опыта, проведение открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий;

проведение воспитательной работы с учащимися;

изучение учебно-методической документации и учебных изданий, средств обучения (в том числе электронных), которые применяются в образовательном процессе;

участие в экспериментальной и инновационной деятельности.

Особое внимание методическим (цикловым) комиссиям необходимо обратить на обновление содержания и совершенствование учебно-методических комплексов по учебным предметам (дисциплинам) профессионального компонента. Напоминаем, что структура учебно-методического комплекса должна соответствовать Положениям об учебно-методическом комплексе на уровне профессионально-технического и среднего специального образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 № 167. При разработке учебно-методических комплексов рекомендуем использовать методические рекомендации С.М. Барановской «Внедрение учебно-методических комплексов в учреждении профобразования», опубликованные в журнале «Профессиональное образование» (2013. № 1).

Порядок работы и компетенция предметных (цикловых) комиссий, создаваемых на уровне среднего специального образования, отражены в Положении об учреждении среднего специального образования, утвержденном постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2011 № 106 «О некоторых вопросах среднего специального образования». Нормы данного положения в части организации работы методических комиссий рекомендуем использовать на уровне профессионально-технического образования.

На уровне профессионально-технического образования обучение по профессии «Водитель автомобиля» категории «С» осуществляется в соответствии с Единой программой подготовки водителей механических транспортных средств категории «С» (введена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2014 № 41), срок подготовки водителей механических транспортных средств категории «С» составляет не менее трех месяцев.
С целью получения профессионально-технического образования и социальной защищенности выпускников на уровне профессионально-технического образования обучение по квалификации «Водитель автомобиля» осуществляется, как правило, в интеграции с квалификациями данной специальности или квалификациями других специальностей.

Условием допуска к изучению учебного предмета «Управление автомобилем» категории «С» является изучение темы «Основные понятия и термины. Обязанности и права участников дорожного движения» учебного предмета «Правила дорожного движения» и темы «Методические основы по использованию органов управления автомобилем» учебного предмета «Основы управления транспортным средством и безопасность движения» (пункт 10). По результатам итоговых занятий и тематического контроля определяется готовность каждого учащегося и группы в целом к экзаменам, тематика консультаций, объем дополнительных занятий (при необходимости), а также даются рекомендации для самостоятельной подготовки к экзаменам (пункт 16).

Квалификационные экзамены на право управления механическими транспортными средствами категории «С» проводятся в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (пункт 17).

При организации образовательного процесса по подготовке водителей механических транспортных средств следует руководствоваться требованиями к порядку подготовки водителей механических транспортных средств, изложенными в СТБ 2191.1-2011 «Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств» (с изм. № 1, часть 1, введено в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 27.01.2014 № 5).

Согласно СТБ 2191.1-2011 практические занятия по обучению управлению механическими транспортными средствами при подготовке водителей должны проводиться мастерами, имеющими высшее или среднее специальное образование, водительский стаж по управлению механическими транспортными средствами соответствующей категории не менее трех лет и свидетельство о повышении квалификации по соответствующей программе. Периодичность прохождения повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.

Повышение квалификации по данной программе можно пройти в филиалах «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе», «Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С. Высоцкого» УО РИПО, в срок не менее 10 дней.


При организации и проведении факультативных занятий рекомендуем руководствоваться следующим.

Факультативные занятия организуются в учреждении образования по курсам, выбранным учащимися из предложенного перечня. Вновь поступившие учащиеся определяются с выбором факультативов в течение двух недель первого месяца учебных занятий, а продолжающие обучение  – перед уходом на очередные каникулы.

Формирование учебных групп для проведения факультативных занятий осуществляется на основе представленных преподавателями списков. Группы для проведения факультативных занятий могут быть сформированы из учащихся различных учебных групп одной специальности или нескольких специальностей.

Если программа факультативных занятий предусматривает выполнение лабораторных работ, группа для проведения факультативных занятий может делиться на подгруппы. При этом общее количество нормируемых учебных часов не должно превышать количество часов, которое отводится на факультативные занятия типовым учебным планом по специальности (направлению специальности).

Факультативные занятия планируются отдельным расписанием и учитываются в отдельном журнале, а факультативные курсы, вводимые по рекомендации Министерства образования Республики Беларусь, учитываются в журнале учебных занятий.

Для проведения факультативных занятий по общеобразовательным предметам (дисциплинам) в учреждениях ПТО и ССО используются учебные программы и учебно-методические комплексы для факультативных занятий по учебным предметам для X−XI классов учреждений общего среднего образования, рекомендованные Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. Названные материалы издаются в печатном виде, а также размещаются на Национальном образовательном портале www.adu.by.

В других случаях учреждения образования при организации факультативных занятий самостоятельно разрабатывают и утверждают их программы. В 2016/2017 учебном году в УССО обязательными для изучения учащимися всех специальностей являются «Основы идеологии белорусского государства» (20 учебных часов) и «Коррупция и ее общественная опасность» (6 учебных часов).

Результаты обучения на факультативных занятиях не влияют на назначение и выплату стипендии учащемуся, перевод его с курса на курс.

Учащемуся, успешно освоившему программу факультативных занятий, в приложении к диплому записывается «Прослушан факультативный курс (с указанием наименования и объема часов)» и делается запись «зачтено» (за исключением факультативных курсов, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь, по которым предусмотрено выставление отметки).

В связи с вопросами учреждений образования, реализующих образовательные программы ССО, о механизме проведения учебных часов, попадающих на праздничные дни, информируем, что учебные часы по учебным дисциплинам, которые попадают на праздничные дни, отрабатываются за счет увеличения недельной учебной нагрузки до 38–40 учебных часов.

При этом в учебных группах учащихся 1-х курсов, обучающихся на основе общего базового образования, а также по специальностям, где типовым учебным планом предусмотрена недельная учебная нагрузка 40 учебных часов, производится снятие учебных часов в связи с недопустимостью увеличения учебной нагрузки свыше 36 учебных часов в неделю, как это установлено Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.05.2013 № 38.

Снятие учебных часов в связи с праздничными днями рекомендуем осуществлять в пределах 3 процентов от учебного времени, отведенного на учебную дисциплину при формировании педагогической нагрузки на учебный год, и оформлять локальным нормативным актом. При этом преподаватель при составлении КТП отражает все учебные часы, соответствующие учебному плану учреждения образования, составленному на основании типового учебного плана, а в разделе «Сетка учебных часов» указывает темы, по которым осуществлено сокращение. Обращаем внимание, что сокращение учебных часов не производится за счет лабораторных и практических занятий, практики, обязательных контрольных работ. Выполнение учебной программы по учебной дисциплине должно быть осуществлено в полном объеме (в соответствии с типовым учебным планом по специальности (направлению специальности)) за счет интенсификации обучения.

Если праздничный день совпадает с днем проведения практики, которая проводится в организации, то учащиеся, находящиеся на практике, работают по режиму работы организации, праздничный день не переносится и не отрабатывается.

При проведении практики в организации, в случае введения в отдельных организациях сокращенной рабочей недели, учреждения образования в эти дни организуют практику для учащихся на своей базе.

В приложение к диплому вносятся учебные часы по учебной дисциплине в соответствии с учебным планом учреждения образования, разработанным на основе типового учебного плана по специальности (направлению специальности), специализации, аналогично вносятся учебные часы по учебной дисциплине в книжку успеваемости учащегося.

Напоминаем, что при реализации образовательных программ ССО, интегрированных с образовательными программами ПТО, количество учебных часов по учебным дисциплинам, обязательным для включения в приложение к диплому о среднем специальном образовании, указано в графе типового учебного плана по специальности (направлению специальности) для реализации данных программ «Количество учебных часов по типовому учебному плану по специальности в дневной форме получения образования на основе общего среднего образования». По учебным дисциплинам «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», «Белорусский язык (профессиональная лексика)» отметки вносятся из приложения к диплому о профессионально-техническом образовании. Вид практики и ее продолжительность указываются в соответствии с компонентом «Практика», в графе «Всего к проведению».

Обращаем внимание, что согласно пункту 21 Правил проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования (далее – Правила), утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2011 № 106, отметка по учебной дисциплине, которая вносится в приложение к диплому о среднем специальном образовании (диплому о среднем специальном образовании с отличием) (далее – диплом), определяется как среднее арифметическое отметок за семестры или отметок, полученных по результатам сдачи экзаменов по учебной дисциплине. Таким образом, отметка по учебной дисциплине, которая вносится в приложение к диплому, определяется как среднее арифметическое только идентичных отметок: либо отметок за семестры (если экзамен не предусмотрен), либо отметок, полученных по результатам сдачи экзаменов по учебной дисциплине.

Если учебная дисциплина изучается в течение двух и более семестров и запланирован только один экзамен, то первый и последующие семестры завершаются выставлением отметки за семестр, а в последнем семестре выставляется отметка за семестр и проводится экзамен. При этом экзаменационные билеты включают материал по всей учебной дисциплине, отметка по экзамену является определяющей и вносится в приложение к диплому. Процедура выставления отметок одинакова для учебных дисциплин общеобразовательного и профессионального компонентов учебного плана.

Обращаем внимание на необходимость выставления отметки за семестр и в случае, если в данном семестре запланирован экзамен. Согласно пункту 18 Правил учащийся, курсант, имеющий отметку за семестр по учебной дисциплине 9 (девять) баллов и выше, по предложению преподавателя распоряжением руководителя учреждения образования может быть освобожден от сдачи экзамена по учебной дисциплине, а также в соответствии с пунктом 17 Правил отметка 0 (ноль) по учебной дисциплине за семестр выставляется учащемуся, курсанту, если выполнены не все предусмотренные учебной программой по учебной дисциплине обязательные контрольные работы, лабораторные работы при проведении лабораторных занятий, практические работы при проведении практических занятий, не выполнен курсовой проект (курсовая работа).

При этом, если учащемуся, курсанту по учебной дисциплине за семестр выставляется отметка 0 (ноль), то они не допускаются к сдаче экзамена по учебной дисциплине, так как согласно пункту 18 Правил к экзамену по учебной дисциплине в очной форме получения образования допускаются учащиеся, курсанты, получившие по результатам выполнения курсового проекта (курсовой работы) отметку не ниже 4 (четырех) баллов, отметку «зачтено» по результатам проведения лабораторных и практических занятий, а в заочной форме получения образования – отметку «зачтено» по результатам выполнения домашних контрольных работ, проведения лабораторных и практических занятий и отметку не ниже 4 (четырех) баллов по результатам выполнения курсового проекта (курсовой работы).

В соответствии с пунктом 19 Правил отметка ниже 4 (четырех) баллов по учебной дисциплине является академической задолженностью.

Обращаем внимание, что в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 26.05.2014 № 462 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования от 09.04.2013 № 260» (далее – приказ) из перечня макетов типовых учебных планов для реализации образовательных программ среднего специального образования исключены макеты учебных планов по специальностям (направлениям специальностей), специализациям для реализации образовательных программ среднего специального образования, обеспечивающих получение квалификации специалиста со средним специальным образованием в вечерней и заочной формах получения образования. В связи с этим УССО необходимо самостоятельно разрабатывать учебные планы учреждения образования по специальностям (направлениям специальностей) и специализациям в дневной, вечерней и заочной формах получения образования на основе типового учебного плана по специальности (направлению специальности) и типового учебного плана по специализации в дневной форме получения образования. Утверждение учебных планов учреждения образования осуществляется согласно пункту 5 статьи 201 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Информируем, что Методические рекомендации по разработке учебно-программной документации образовательных программ ССО и ПТО размещены на республиканском портале «Профессиональное образование» http://ripo.unibel.by.

Методические рекомендации «О планировании и учете учебной работы при реализации образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих)» утверждены Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь В.А. Богушем 04.09.2015. В рекомендациях определены цели планирования и учета учебной работы, приведены основные документы по планированию и учету учебной работы при обучении в групповой (индивидуальной) форме.

В части организации обучения лиц с особенностями психофизического развития информируем, что приказом Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2015 № 608 утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (далее – Концепция), которая включает приоритетные направления и механизмы развития инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития (далее – лиц с ОПФР) в национальной системе образования. С полной версией документа можно ознакомиться на сайте отдела специального образования Министерства образования Республики Беларусь в разделе «Правовая информация → Национальное законодательство» (http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=2951). Министерством образования Республики Беларусь 29.01.2016 утвержден План мероприятий по реализации в 2016–2020 годах данной Концепции, одним из направлений которого является расширение сети центров профессиональной и социальной реабилитации, специальных отделений, консультационных пунктов для оказания педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи обучающимся из числа лиц с ОПФР в учреждениях профессионального образования.

Получение профессионально-технического образования лицами с ОПФР осуществляется в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2009. В Таблице 10 «Систематизированный указатель специальностей и квалификаций профессионально-технического образования» специальными символами обозначены квалификации, показанные для обучения лицам с ОПФР. Одновременно обращаем внимание, что прием на обучение лиц данной категории возможен по любой другой квалификации, не обозначенной в таблице символами, при условии отсутствия у поступающих противопоказаний для обучения по ней.

Лица, имеющие специальное образование (лица с интеллектуальной недостаточностью, окончившие первое отделение вспомогательной школы), могут осваивать только содержание образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего).

В целях создания специальных условий лицам с нарушениями зрения для получения профессионального образования необходимо обеспечить широкую сферу информационных связей, определяющую возможность их активного участия в образовательной, производственной и общественной деятельности. Необходимо внедрять в учебный процесс комплекс средств компьютерных тифлотехнологий, обеспечивающих данной категории учащихся возможность самостоятельного использования обычного персонального компьютера и программ общего назначения.

Работа по поддержке учащихся с нарушениями зрения должна проводиться в следующих направлениях:

– обеспечение самостоятельного применения учащимися в учебном процессе компьютерных тифлотехнологий, обладающих высоким компенсаторным потенциалом;

– оказание информационной поддержки процесса обучения учащихся с нарушениями зрения;

– содействие развитию тифлокомпьютеризации в интересах интеграции лиц с нарушениями зрения в современное общество.

По возможности необходимо использовать средства, озвучивающие информацию: программный синтезатор речи (Speaking Mouse, Digalo, Sakrament и др.), средства рельефно-точечного вывода (устройства, представляющие информацию в рельефно-точечном виде: брайлевские дисплеи и устройства, отображающие отдельные графические объекты в виде двухмерного рельефного изображения).

Информация для учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО, размещается на Республиканском портале «Профессиональное образование» по адресу: http://ripo.unibel.by (Центр научно-методического обеспечения профессионального образования).

Методические рекомендации по разработке учебно-программной документации образовательных программ ССО, обеспечивающих получение квалификации специалиста, размещены на республиканском портале «Профессиональное образование» http://ripo.unibel.by.

Доводим до сведения, что в 2015 году обновлены формы учетно-отчетной документации организации образовательного процесса на уровне среднего специального образования, приобрести которые можно в РУП «Белорусское торговое объединение „Глобус”» по адресам:

220024, г. Минск, ул. Пирогова, 5 (дочерние региональные предприятия имеются в каждой области). Приемная: тел. (017) 365-80-05; факс (017) 398-84-12; отдел по обеспечению учебной литературой и документацией: тел. (017) 365-60-31;

220034, г. Минск, ул. Козлова, 8. Отдел по обеспечению учебного процесса: тел. (017) 294-01-16, (017) 285-35-30. Веб-сайт: http://www.globys.by.

Информация для учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, размещается на республиканском портале «Профессиональное образование» по адресу: http://ripo.unibel.by (Центр научно-методического обеспечения профессионального образования).

Информация для пользователей сайта о разделах, посвященных научно-методическому обеспечению профессионального образования, находится на главной странице сайта УО РИПО.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал