Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2014 году



страница1/3
Дата11.02.2017
Размер0.81 Mb.
Просмотров272
Скачиваний0
ТипКодекс
  1   2   3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАТОРАМ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В 2014 ГОДУ

Обеспечивая процесс организации оздоровления и отдыха детей в летний период 2014 года, необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Кодекс Республики Беларусь об образовании;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 16 "Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы";

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 89 "Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования";

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 336 "Об утверждении программ воспитания";

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 "О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения детей";

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 декабря 2012 № 205 "Санитарные нормы и правила "Требования к оздоровительным организациям для детей";

приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 12.03.2014 №10-о "Об утверждении плановых объемов оздоровления детей и размеров средств государственного социального страхования на удешевление стоимости одной путевки в оздоровительные лагеря в летний период 2014 года".

В 2014 году во второй раз будет проведена республиканская акция "Умные каникулы: отдыхай, закаляйся, трудись и развивайся" (далее - республиканская акция), которая предусматривает проведение информационно-пропагандистских мероприятий, способствующих привлечению внимания к вопросам летнего отдыха и оздоровления детей представителей культуры, спорта и туризма, здравоохранения и иных государственных органов и общественных организаций.

Главным мероприятием в рамках данной акции станет Республиканский фестиваль "Новый формат лета", участие в котором примут лагеря разных типов, профилей, представляющие опыт регионов.

В рамках республиканской акции также состоится Республиканский смотр-конкурс на лучший оздоровительный лагерь, организуемый совместно с Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения. Смотр-конкурс будет проведен в номинациях "Лучший лагерь труда и отдыха" и "Лучший лагерь в реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении".

С целью оказания методической и информационно-педагогической поддержки деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования Республики Беларусь учреждение образования "Национальный детский образовательно-оздоровительный центр "Зубренок" (далее НДЦ "Зубренок") организует работу передвижного информационно-методического центра "ЛетнийИнфоБус". В рамках его работы специалисты НДЦ "Зубренок" посетят воспитательно-оздоровительные учреждения образования во всех регионах страны, проведут занятия, организуют консультации.

Итоги республиканской акции в октябре 2014 года будут подведены на Республиканском семинаре-совещании по подведению итогов летней оздоровительной кампании 2014 года.

Положение о проведении республиканской акции размещено на портале Министерства образования, сайте НДЦ "Зубренок".

Положение о Республиканском смотре-конкурсе на лучший оздоровительный лагерь размещено на сайтах Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения и НДЦ "Зубренок".


Обеспечение непрерывности и преемственности воспитательного процесса в учреждениях общего среднего образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи и воспитательно-оздоровительных учреждениях образования

При организации отдыха и оздоровления детей в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования необходимо обеспечить преемственность и непрерывность воспитательного процесса.

Обращаем внимание, что главной задачей при организации деятельности учреждений образования, в том числе и воспитательно-оздоровительных учреждений образования, является обеспечение безопасных условий пребывания детей. Подробно данный вопрос был рассмотрен в методических рекомендациях в помощь организаторам летнего отдыха в 2013 году.

Особенностью этого года является усиление мер по противодействию распространения и употребления курительных смесей среди детей и подростков. Начатую в учреждениях общего среднего образования и учреждениях дополнительного образования детей и молодежи работу следует продолжить и в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования. Особое внимание следует обратить на занятость детей и подростков во время оздоровления в лагерях и контроль за их времяпровождением. Необходимо обеспечить целенаправленную воспитательно-профилактическую работу с воспитанниками, своевременное выявление по характерным поведенческим признакам и внешнему виду воспитанников, употребляющих спайсы.

Должным образом должна быть организована и информационно-разъяснительная работа среди педагогов и иных сотрудников оздоровительных лагерей по изучению основных видов спайсов, последствий их употребления, внешних признаков наркотического опьянения. Для информирования детей, их родителей и сотрудников лагеря необходимо оформить стенды по данной тематике, запланировать проведение разъяснительной работы с родителями в родительские дни.

Для детей по данному направлению рекомендуем использовать разнообразные формы работы: акция "Спайсы убивают!", информационный час "Курительные смеси - серьезная опасность", тренинговые занятия "Преодоление давления сверстников", тематические встречи с инспектором ИДН, врачом-наркологом, просмотр тематических видеофильмов и т.д.

Следует обратить внимание и на пребывание посторонних на территории лагеря, контролировать процесс посещения воспитанников родителями, другими родственниками и друзьями.

Указом Президента Республики Беларусь № 573 от 27 декабря 2013 года 2014 год объявлен Годом гостеприимства. Мероприятия этого года направлены на воспитание патриотической гордости и уважения к Отечеству.

Задача педагогов воспитательно-оздоровительного учреждения образования - продолжить изучение с детьми вопросов гостеприимства, детского туризма и краеведения.

При планировании воспитательно-оздоровительной работы в летний период рекомендуется руководствоваться республиканским планом мероприятий по проведению в 2014 году Года гостеприимства, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 24.01.2014 № 62, а также разработанными региональными планами.

Актуальными являются организация презентаций, детских выставок, туристических походов, слетов, форумов и других мероприятий, связанных с проведением Года гостеприимства.

Рекомендуется привлечь учащихся к участию в творческих конкурсах рисунков, сочинений, очерков "Легенды и были моего края".

В оздоровительных лагерях и центрах организовать тематический показ фильмов, направленных на популяризацию историко-культурного наследия Республики Беларусь.

Рекомендуется включить в летнюю оздоровительную программу встречи с народными творческими коллективами, белорусскими поэтами и писателями, известными в республике спортсменами, организовать участие в народном фольклорном празднике "Купалье" и т.п.

Важным направлением гостеприимства является развитие производства сувенирной продукции. Созданные сувениры можно активно использовать для вручения гостям и туристам, на ярмарках и выставках.

Особое внимание следует уделить организации туристической деятельности с целью изучения достопримечательностей родного края. Актуальным будет планирование туристических маршрутов с целью посещения спортивных объектов, на которых пройдут матчи Чемпионата мира по хоккею, а также спортивных сооружений, используемых для проведения международных и континентальных мероприятий.

Следует эффективно использовать время нахождения воспитанников в оздоровительном лагере для отработки практических навыков, полученных ими в течение учебного года по разным предметам: проводить познавательные экскурсии и прогулки с целью изучения природы и истории родного края, организовать наблюдения за природой, продолжить ведение дневников наблюдения за погодой, включить ребят в учебно-исследовательскую и поисковую деятельность, организовывать встречи с представителями науки и т.п. В данном вопросе необходимо организовать тесное взаимодействие с учреждениями общего среднего образования.

Особое внимание следует уделить и организации внеклассного чтения на каникулах. Для этого необходимо обеспечить библиотеки оздоровительных лагерей необходимыми книгами, организовать выставки литературы для летнего внеклассного чтения, во взаимодействии с сотрудниками библиотек организовать акции "У книжек нет каникул", "На природу - и читай", "Чтение - магическое путешествие" и т.д.

Во время летних каникул у детей и подростков появляется больше времени на занятие в объединениях по интересам. По возможности рекомендуется организовать функционирование в лагере тех объединений по интересам, которые воспитанники посещали во время учебного года. Для этого необходимо организовать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи по вопросу организации выездных занятий педагогами данных учреждений образования. Такую форму работы можно использовать и для популяризации деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи. В этом случае необходимо организовать работу так, чтобы в короткий срок лагерной смены дать возможность как можно большему числу детей практически познакомиться с различными видами творчества, использовать летние каникулы для определения индивидуальных склонностей и возможностей всех детей и подростков.

В летний период необходимо организовать участие детей в реализации мероприятий, предусмотренных акциями, объявленными в Республике Беларусь в течение года.

В рамках республиканской патриотической акции "Я — грамадзянін Беларуci" при организации летнего отдыха следует продолжать работу по сбору материалов (информация, документы, на основе которых оформляются итоговые материалы в различных формах: видеофильмы, видеоролики, исследовательские работы, фотографии, литературные зарисовки), которые могут использоваться для создания и пополнения экспозиций и фондов музеев, выставок, работающих в учреждениях образования, оформления учреждений образования, издания информационных материалов о населенных пунктах. Работа может завершаться презентацией или иным мероприятием, где участники демонстрируют знания, приобретенные в результате поисковой и исследовательской деятельности, рассказывают о практических результатах своей деятельности.

Составляющими акции являются традиционно проводимые мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию, в том числе мероприятия республиканской акции "Жыву ў Беларусі i тым ганаруся": краязнаўчая акцыя "Збяры Беларусь у сваім сэрцы", конкурс юных экскурсаводаў "Мая малая радзіма", конкурс сацыяльных праектаў "Мая сям'я - мой гонар", конкурс-выстаўка "Упрыгожым Беларусь кветкамі", конкурс на лепшы фотаздымак аб малой радзіме, конкурс творчых работ "I гучала над калыскай..."

Целесообразно запланировать проведение акций "Мы победили!"; "Квітней, Беларусь!", "Я люблю тебя, Беларусь!", "Мы - граждане Беларуси"; конкурсов; "Звездные походы" по местам воинской славы, посвященных партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны; декад гражданско-патриотических дел "Мы в памяти храним простые имена"; патриотической экспедиции "Дорогами освобождения"; творческих конкурсов научно-исследовательских работ патриотической направленности ("Патриот Беларуси", "Я кожную хвіліну беларус") и других мероприятий.

В соответствии с планом мероприятий Министерства образования по подготовке и проведению празднования 70-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне (размещен на сайте Министерства образования) следует особое внимание уделить республиканской акции учащейся молодежи "Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны".

В ходе акции обратить особое внимание на создание условий для включения воспитанников в волонтерскую деятельность, общественно-полезный труд, научно-исследовательская работу, в творческие фестивали и конкурсы. Силами тимуровских и молодежных волонтерских отрядов должны быть проведены акции "Ваша Победа – наша свобода", "Доброе Сердце" - ветеранам!" по оказанию шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны.

В период летних каникул продолжить и активно включать воспитанников в работу по исследованию, возрождению, популяризации, сохранению и благоустройству историко-культурных, природно-антропогенных, социальных объектов Беларуси.

Необходимо принять участие в республиканском митинге-реквиеме "Поклонимся великим тем годам", республиканской общественно-культурной акции "Дорогами освободителей", посвященной освобождению территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в 1943 - 1944 годах, привлекать учащихся к организации деятельности по выявлению неучтенных воинских захоронений, установлению имен и судеб погибших защитников Отечества и жертв войн.

В рамках мероприятий, посвященных 70-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, рекомендуется включить учащихся в организацию и проведение специальных туристических маршрутов по местам боевой славы. По мере возможности, организовать посещение детьми нового здания и экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в г. Минске.

С целью реализации целенаправленной государственной политики по популяризации здорового образа жизни, предупреждению и искоренению вредных зависимостей и формированию здоровой нации необходимо организовать участие детей в мероприятиях республиканское акции "Стоп-табак".

В рамках данной акции газета детей и подростков "Переходный возраст" с апреля 2014 года по март 2015 года проводит конкурс на лучшую статью для школьной газеты по проблеме профилактики табакокурения. Подробно о проекте можно узнать на сайте газеты "Переходный возраст" (http://www.pvz.by/).

Следует более строго подходить к выявлению фактов курения воспитанников в оздоровительных лагерях и принятию мер по их искоренению. С этой целью в соответствии с действующим законодательством следует в правилах пребывания и поведения воспитанников (а также в договорах на приобретение путевок) прописать меры наказания за данные проступки (вплоть до исключения из лагеря).

Особое внимание следует уделить разъяснительной работе среди сотрудников оздоровительных лагерей по вопросу запрета курения на территории учреждений образования и прописать меры дисциплинарного воздействия в правилах внутреннего трудового распорядка оздоровительного лагеря.

При планировании воспитательной работы следует обратить внимание на знаменательные и памятные даты. Особое внимание следует уделить проведению воспитательных мероприятий и тематических дней, посвященных таким датам как День независимости Республики Беларусь (3 июля), Международный день защиты детей (1 июня), День охраны окружающей среды (5 июня), Международный Олимпийский день (23 июня), Международный день молодежи (12 августа).
Организация работы лагерей

по направлениям деятельности, профилям

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 43 от 18 января 2013 г. "О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. №662" в лагерях с дневным, а также с круглосуточным пребыванием, организованных на базе стационарных оздоровительных лагерей, санаторно-курортных, оздоровительных и других организаций, используемых для этих целей, организуется оздоровление детей от 6 до 15 лет. В лагерях по профилям, направлениям деятельности (кроме оздоровительных лагерей труда и отдыха) осуществляется оздоровление детей в возрасте от 6 до 18 лет, в лагерях труда и отдыха - в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с Положением о воспитательно-оздоровительном учреждении образования работа лагерей по профилям, направлениям деятельности нацелена на овладение детьми практическими навыками и умениями в определенном виде (видах) деятельности, а также укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, развитие личности, формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании детей, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Работа лагерей по профилям, направлениям деятельности организуется при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (военно-патриотическому, оборонно-спортивному, труда и отдыха, общественно-гуманитарному и иным профилям, определенным Кодексом Республики Беларусь об образовании).

Программы дополнительного образования детей и молодежи, объединения по интересам в лагерях по профилям, направлениям деятельности с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины разрабатываются на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи и утверждаются в установленном порядке руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования.

На сайте Министерства образования Республики Беларусь размещены типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по следующим направлениям: культурно-досуговое, социально-педагогическое, техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, художественное.

При организации работы лагеря по профилю, направлению деятельности необходимо обеспечить единство реализуемых программ: программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и программ дополнительного образования детей и молодежи.

При подготовке программы смены лагеря по профилю следует обязательно учитывать то, что профильные приоритеты во многом определяют содержание развлекательных (досуговых) мероприятий в смене.

Не стоит забывать и о том, что успешность реализации программы смены лагеря по профилю определяется такими условиями как: соответствие категории детей заявленному профилю смены; соответствие программы возрастным и индивидуальным особенностям детей; наличие подготовленных, квалифицированных педагогов, привлечение, специалистов по профилю; организованная совместная работа с партнерами, привлечение к реализации программы представителей средств массовой информации, государственных и общественных руководителей, деятелей науки, искусства, спорта, здравоохранения; наличие необходимых методических ресурсов.

При организации профильных лагерей для юных корреспондентов рекомендуется организовать сотрудничество с газетой "Переходный возраст" по проведению выездных занятий специалистами данного издания.

Особое внимание следует уделить деятельности лагерей труда и отдыха. При организации деятельности следует руководствоваться рекомендациями Министерства образования по данному направлению.

Виды работ, которые могут выполнять дети, направляемые на отдых и оздоровление в лагеря труда и отдыха, определяются с учетом перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет, на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 года №144 "Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет" (в 2013 году расширен перечень работ), а также списка работ, на которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет, утвержденных в соответствии с законодательством.

При организации деятельности лагерей труда и отдыха следует активизировать взаимодействие с управлениями по труду, занятости и социальной защите рай(гор)исполкомов по вопросам финансирования занятости детей.

Целесообразно организовывать лагеря труда и отдыха с круглосуточным пребыванием детей, рассматривая их как лагеря по профилю, направлению деятельности (направление - трудовое).

В период функционирования лагерей труда и отдыха необходимо уделить пристальное внимание четкой организации труда, ежедневному подведению итогов, их гласности и поощрению лучших членов трудовых отрядов. Рекомендуется учредить переходящие вымпелы, предоставлять информацию о своих успехах в средствах массовой информации, оформлять фотохроники, вести летописи трудовых достижений, выпускать газеты, бюллетени, организовывать выставки, выступления агитбригад и другое.

При разработке программы смены лагеря труда и отдыха рекомендуется активнее использовать игровые приемы (сюжетно-ролевые игры) для организации жизнедеятельности воспитанников.

С целью стимулирования активности детей и поддержания духа соревновательности необходимо организовать функционирование системы индивидуального роста, шире использовать воспитательные технологии, предполагающие рефлексию эмоционального состояния подростка (технология рефлексивного воспитания).

Неотъемлемой частью воспитательной работы в лагерях труда и отдыха должны быть спортивные соревнования, товарищеские встречи по различным видам спорта, туристские походы, эстафеты и др.


Формирование правовой культуры воспитанников

В процессе организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рекомендуется обратить внимание на формирование правовой культуры воспитанников, усвоение и приобретение навыков поведения, соответствующих правовым нормам.

С первых дней пребывания необходимо организовать работу по усвоению воспитанниками правил поведения в оздоровительном лагере. С целью повышения эффективности данной работы можно привлечь подростков к разработке данных правил (например, "Кодекс чести" и т.п.) и контролю за их исполнением ("Совет справедливых" и т.п.).

Целесообразно проведение дискуссионных площадок "Имею право", "Нужно ли знать свои права?", "Самое важное право", "Что такое закон?", "Право для меня - это..."; инсценированных постановок "Театр", "Я и мои права", "У каждого есть право"; бесед "Мои права и обязанности", "Выбор за тобой"; конкурсов правоведов; викторин "Хочу все знать", "Правовой марафон", "Юридический язык". Для профилактики противоправного поведения, воспитания умения строить отношения со сверстниками и взрослыми с учетом принятых нравственных и правовых норм рекомендуется проведение отрядных мероприятий "Право на каждый день", "Если нельзя, но очень хочется, то можно?", "По законам взрослой жизни", создание уголка правовых знаний, выпуск правовых бюллетеней, организация акций "Мы против насилия", "Пусть на всей планете радуются дети". Необходимо вести систематическую работу с материалами Детского правового сайта, активизировать работу по ознакомлению учащихся с законодательством Республики Беларусь в области молодежной политики, познакомить с основными правовыми понятиями, такими как "декларация", "право", "конвенция", "закон" и др., а также с различными видами прав ребенка (личными, социальными, культурными, политическими и т. д.), что способствует повышению уровня правового сознания и формированию правильного понимания своих прав и обязанностей.


Формирование экологической культуры

В ходе организации оздоровительной кампании необходимо продолжать работу по формированию, развитию и укреплению мотивации детей и подростков к активному участию в экологической деятельности по защите и улучшению окружающей среды.

С этой целью рекомендуется использовать следующие формы и методы работы: организация и проведение экологических праздников "Пусть красотой наполнится Земля", "Будь природе другом"; проведение деловых, интерактивных и компьютерных игр с экологическим содержанием, игр-путешествий; бесед и дискуссий "Экология и эстетика", "Природные катастрофы", "Национальные парки Беларуси", "Зеленое потребление: новая мода или новое качество жизни?", "Искусственная биосфера - миф или реальность?"; природоохранных акций "Капелька", "Живи, родник", "Зеленый дом", "Спаси дерево", "Птичья столовая", "оБЕРЕГай"; организация походов, прогулок, создание экологических троп и экоплощадок.

Целесообразным является проведение тематических прогулок "Очей очарованье", "Красивое рядом", "В объективе облака", "Удивительный мир" и другие, пленэров и конкурсов рисунков "Прекрасное рядом!", кино-дискуссий "Открытый формат".

В программу смены необходимо включить конкурсы творческих работ: плакатов, рисунков, фотографий, социальной рекламы, социальных видео-, аудиороликов, отражающих отношение к природе и экологии как необходимому элементу общей культуры: "Крылатые путешественники", "Зеленое сокровище планеты", "На велосипеде в будущее", "Эта хрупкая планета", "Зеленое потребление", "Экодом" и другие.

Важным аспектом экологического воспитания личности является воспитание через приобщение обучающихся к бережному отношению к природе. Эта работа должна включать благоустройство, озеленение территории лагеря как своеобразной визитной карточки места проживания.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал