Методические рекомендации по проведению эколого-образовательных мероприятий событий в образовательных организациях санкт-петербурга



страница1/3
Дата12.02.2017
Размер0.53 Mb.
Просмотров409
Скачиваний0
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ –

СОБЫТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В ГОД ЭКОЛОГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности, Указом Президента В.В.Путина постановлено проведение в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (№ 7 от 05.01.2016). Утверждена официальная эмблема Года экологии в России.


http://kuglib.ru/_pu/2/s85096443.jpg



2017 год:

Год экологии

в Российской Федерации

http://mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=159422


2017 год объявлен Годом экологии и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий. Это даты экологические. Эмблема представляет одновременно богатство, уникальность объектов природы и усилия по охране окружающей среды на территории России. В эмблеме виды природоохранной деятельности кодируются линейными собирательными растительными паттернами.

baner100

2017 год:

100 лет

заповедной системе России

http://www.mnr.gov.ru/konkurs3/




Двадцатый век мировое сообщество встретило принятием ООН Целей развития тысячелетия (ЦРТ), в которых были обозначены 8 самых главных проблем, с которыми столкнулось человечество, вступая в XXI век. За первые 15 лет тысячелетия некоторые задачи обозначенных целей были выполнены, некоторые достаточно продвинуты в стороны выполнения. Постараемся проанализировать выполнение Целей развития тысячелетия, направленных на решение 8 проблем современности:

http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdglogos/1.jpg

Задача 1: За период 1990–2015 годов сократить вдвое долю населения, имеющего доход менее 1,25 долл. США в день

  • Поставленная задача выполнена на пять лет раньше установленного срока, 2015 года.

  • Доля людей с доходом менее 1,25 долл. США в день в 2010 году снизилась почти вдвое по сравнению с показателем 1990 года. В 2010 году в условиях крайней нищеты жило примерно на 700 миллионов человек меньше, чем в 1990 году. Однако на глобальном уровне 1,2 млрд. человек по-прежнему живут в крайней нищете.

Задача 2: Обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех, в том числе женщин и молодежи

  • С 2001 года число работающих, живущих со своими семьями менее чем на 1,25 долл. США в день, уменьшилось на 294 млн. человек, в результате чего общее число таких людей составляет 384 млн. человек.

  • Гендерный разрыв в уровне занятости сохраняется. В 2012 году разница между показателями занятости и общей численности населения для мужчин и женщин составила 24,8 процентного пункта.

Задача 3:Сократить вдвое за период 1990–2015 годов долю населения, страдающего от голода

  • Задача по сокращению масштабов голода должна быть почти выполнена к 2015 году.

  • Во всем мире около 842 млн. чел. регулярно испытывают недостаток питания.

  • Более 99 миллионов детей в возрасте до пяти лет по-прежнему недоедают и имеют пониженный вес.

http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdglogos/2.jpg

Задача 1: Обеспечить, чтобы к 2015 году у детей во всем мире, как у мальчиков, так и у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование

  • Развивающиеся регионы добились впечатляющих успехов в расширении доступа к начальному школьному образованию: скорректированный чистый показатель охвата вырос с 83 процентов в 1999 году до 90 процентов в 2010 году.

  • В 2012 году во всем мире число детей школьного возраста, не посещающих школу, составляло 58 миллионов.

  • Несмотря на впечатляющие достижения в развивающихся регионах прогресс в плане охвата начальным образованием существенно замедлился.

  • Гендерный разрыв в численности учащихся сокращается. По всему миру в 2012 году 781 миллион взрослых и 126 миллионов молодых людей не владели базовыми навыками чтения и письма, причем на долю женщин приходилось более 60 процентов от числа неграмотных взрослых и молодежи.

http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdglogos/3.jpg

Задача 1: Ликвидировать, желательно к 2005 году, гендерное неравенство в сфере начального и среднего образования, а не позднее чем к 2015 году на всех уровнях образования

  • Во всем мире гендерное равенство в сфере образования считается достигнутым на уровне начального образования, однако лишь немногим странам удалось достичь гендерного равенства на всех уровнях образования.

  • В январе 2014 года в 46 странах доля женщин, являющихся членами по крайней мере одной палаты национальных парламентов, составляла более 30 процентов.

  • Положение женщин на рынке труда улучшается, однако гендерное неравенство все еще существует. Помимо более низкой, по сравнению с мужчинами, вероятности получить работу по найму, женщины гораздо чаще, чем мужчины, трудоустраиваются на условиях частичной занятости.

  • Насилие в отношении женщин подрывает усилия по достижению всех задач.

  • Бедность является основным фактором, препятствующим к получению среднего образования, особенно среди девочек старшего возраста.

  • Женщины чаще, чем мужчины, трудоустраиваются на невыгодных условиях.

http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdglogos/4.jpg

Задача 1: Сократить на две трети за период 1990-2015 годов смертность среди детей в возрасте до пяти лет

  • Коэффициент смертности среди детей в возрасте до пяти лет по миру в целом в 2012 году составил почти половину от соответствующего показателя 1990 года. Число смертей среди детей в возрасте до пяти лет уменьшилось, по оценкам, с около 12,7 миллиона до 6,3 миллиона: в 2013 году ежедневно умирало на 17 000 детей меньше, чем в 1990 году.

  • После 2000 года вакцинация против кори позволила избежать более 14 миллионов смертей.

  • По миру в целом, четыре из пяти случаев смертности среди детей в возрасте до пяти лет по-прежнему приходятся на Африку к югу от Сахары и Южную Азию.

  • Растет доля детей, умирающих при рождении или вскоре после рождения.

  • Вероятность того, что дети, родившиеся в самых бедных семьях, не доживут до пяти лет, почти в два раза выше такой вероятности для детей из наиболее состоятельных семей.

  • Риск смерти в возрасте до пяти лет возрастает также, если дети рождаются в сельских районах и если их матери лишены возможности получить базовое образование.

http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdglogos/5.jpg

Задача 1: За период 1990-2015 годов cнизить показатели материнской смертности на три четверти

  • С 1990 года материнская смертность снизилась почти наполовину.

  • В Восточной Азии, Северной Африке и Южной Азии материнская смертность снизилась примерно на две трети.

  • За период 1990-2012 годов в развивающихся регионах доля родов с участием квалифицированного медицинского персонала возросла с 56 до 68 процентов.

Задача 2: Обеспечить к 2015 году всеобщий доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья

  • В развивающихся регионах доля охваченных дородовым уходом в период с 1990 по 2012 год возросла с 65 до 83 процентов.

  • В развивающихся регионах лишь половине женщин оказывается помощь в рекомендованном объеме.

  • Рождаемость среди подростков в большинстве развивающихся стран снизилась, однако прогресс в этом отношении замедлился.

  • Использование средств контрацепции в большинстве регионов возросло, однако все еще существуют неудовлетворенные потребности в области планирования семьи.

http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdglogos/6.jpg

Задача 1: Остановить к 2015 году распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости

  • В большинстве регионов заболеваемость ВИЧ неуклонно сокращается.

  • Коэффициент заболеваемости ВИЧ (среди людей в возрасте от 15 до 49 лет) снизился на 44 процента в период с 2001 по 2012 год.

  • Число новых случаев инфицирования оценивается в 2,3 млн. чел. всех возрастов, а число умерших по связанным со СПИДом причинам, по оценкам, составило 1,6 млн. чел.

  • По мере расширения охвата лечения ВИЧ, все меньше людей умирает от СПИДа и увеличивается численность людей, живущих с ВИЧ.

  • Уровень информированности о ВИЧ среди молодежи значительно ниже установленной глобальной цели.

  • Благодаря усилиям, направленным на смягчение последствий СПИДа, возросло число детей-сирот, которые посещают школу.

Задача 2: К 2010 году обеспечить всеобщий доступ к лечению ВИЧ/СПИДа для тех, кто в этом нуждается

  • В 2012 году в развивающихся регионах антиретровирусные лекарственные средства получили 9,5 млн. человек.

  • К декабрю 2012 года в мире свыше 900 тыс. беременных женщин, живущих с ВИЧ, получали антиретровирусные препараты с целью профилактики или лечения.

Задача 3: Остановить к 2015 году распространение малярии и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости

  • В период с 2000 по 2012 год смертность от малярии снизилась во всем мире на 42 процента.

  • Начиная с 2000 года, было предотвращено 3,3 млн. случаев смерти от малярии, и были спасены жизни 3 млн. детей.

  • Благодаря дополнительным инвестициям большее число детей в Африке к югу от Сахары спят под обработанными инсектицидами противомоскитными сетками.

  • За период с 1995 года по 2012 год благодаря лечению туберкулеза было спасено 22 миллиона жизни.

http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdglogos/7.jpg

Задача 1: Включить принципы устойчивого развития в страновые стратегии и программы и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов

  • Для беднейших слоев населения лес выполняет функцию социальной защиты, однако лесные площади исчезают тревожно быстрыми темпами.

  • Начиная с 1990 года общемировой объем выбросов двуокиси углерода (СО2) возрос более чем на 50 процентов.

  • Продолжающееся осуществление Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, служит бесспорным примером успеха: за период с 1986 года потребление озоноразрушающих веществ, сократилось на 98 процентов.

  • В период 2000-2010 годов в результате лесопосадок и естественного расширения лесов ежегодная чистая утрата лесных площадей сократилась в среднем с 8,3 млн. гектаров в 1990-х годах до 5,2 млн. гектаров.

Задача 2: Снизить масштабы сокращения биологического разнообразия путем значительного уменьшения темпов его утраты к 2010 году

  • В настоящее время природоохранные зоны охватывают лишь 14,6 процента площади земной суши и 9,7 процента прибрежных морских площадей.

Задача 3: Сократить вдвое к 2015 году долю населения, не имеющего постоянного доступа к безопасной питьевой воде и основным санитарно-техническим средствам

  • Задача в отношении питьевой воды была выполнена на пять лет раньше установленного срока.

  • В период с 1990 по 2012 год 2,3 млрд. людей получили доступ к улучшенным источникам питьевой воды.

  • Начиная с 1990 года более четверти всего населения мира получили доступ к улучшенным санитарно-техническим средствам, тем не менее 1 млрд. людей по-прежнему практикуют открытую дефекацию.В 2012 году 748 млн. людей не имели доступа к улучшенным источникам питьевой воды.

  • Подавляющее большинство (82 процента) людей, практикующих открытую дефекацию, в настоящее время проживает в многонаселенных странах со средним уровнем доходов, таких как Индия и Нигерия.

  • Несмотря на достигнутый прогресс 2,5 млрд. людей в развивающихся странах не имеют доступа к улучшенным санитарно-техническим средствам.

Задача 4: К 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 миллионов жителей трущоб

  • Поставленная задача выполнена раньше установленного срока в 2020 году.

  • Более 200 миллионов жителей трущоб получили доступ к улучшенным источникам воды или санитарно-техническим средствам, а также к более просторному жилью, что превышает поставленный целевой показатель.

  • Численность городских жителей в развивающихся странах, которые жили в трущобах, в 2012 году составляла 863 млн. человек, тогда как в 1990 году она составляла 650 млн., а в 2000 году – 760 млн. человек

http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdglogos/8.jpg

Задача 1: Продолжить создание открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы

  • Объем официальной помощи в целях развития в 2013 году составил 134,8 млрд. долл. США, достигнув наивысшего когда-либо зарегистрированного уровня.

  • Объемы помощи, предоставляемой беднейшим странам, сокращаются.

Задача 2: Удовлетворять особые потребности наименее развитых стран

  • Объем двухсторонней ОПР странам Африки (где находится 34 из 48 наименее развитых стран) в 2013 году сократился на 5,6 процента.

  • Развитые страны предоставляют беспошлинный доступ на свои рынки для 80% товаров, экспортируемых из наименее развитых стран.

Задача 3: Удовлетворять особые потребности развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных развивающихся государств

  • Помощь странам, не имеющим выхода к морю, сократилась в 2010 году впервые за последние 10 лет, в то время как объем помощи малым островным развивающимся государствам значительно вырос.

Задача 4: В комплексе решать проблемы задолженности развивающихся стран

Задача 5: В сотрудничестве с частным сектором принимать меры к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационно-коммуникационных технологий

  • Почти 3 миллиарда человек, или 40 процентов населения Земли, будут пользоваться Интернетом к концу 2014 года.

  • Две трети пользователей Интернета в мире проживают в развивающихся регионах, где всего лишь за пять лет с 2009 по 2014 год количество пользователей Интернета удвоилось.

  • В Африке почти 20 процентов от общей численности населения подключены к глобальной сети по сравнению с 10 процентами в 2010 году.

  • В целом по миру более 4 млрд. чел. все еще не пользуются Интернетом, причем 90 процентов из них проживают в развивающихся странах.

В настоящее время человечество подводит итоги достижения Целей развития тысячелетия и определяет новые направления Целей устойчивого развития (2015 г.).

http://ru.unesco.org/sites/default/files/russian_sdg_17goals_poster_all_languages_with_un_emblem_1.png

17 целей устойчивого развития

    1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах.

    2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства.

    3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.

    4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.

    5. Обеспечение гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек.

    6. Обеспечение наличия и рациональное использование ввозных ресурсов и санитарии для всех.

    7. Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.

    8. Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производственной занятости и достойной работе для всех.

    9. Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций.

    10. Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними.

    11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов.

    12. Обеспечение рациональных моделей потребления и производства.

    13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями.

    14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития.

    15. Защита, восстановление экосистем суши и содействие рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия.

    16. Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях.

    17. Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

Именно эти 17 Целей устойчивого развития являются приоритетными направлениями развития человечества. Россия поддерживает стратегию устойчивого развития и активно реализует ее основные составляющие: экологическую, социальную, экономическую и культурологическую. Каждая из целей может стать темой урока окружающей среды и устойчивого развития, общешкольного мероприятия - события, районной или городской акции, проекта, программы.

Есть и образовательная дата. В 2017 году отмечается 40-летний юбилей проведения Первой международной Конференции по образованию в области окружающей среды в г. Тбилиси (1977 г.). В Тбилисской декларации определены три ключевые цели в области образования:

1. Развитие ясного понимания и чувства озабоченности в отношении экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости в городских и сельских районах.

2. Предоставление каждому человеку возможности получать знания, усваивать ценности, проявлять отношение, брать на себя обязательства и приобретать навыки, необходимые для охраны и улучшения окружающей среды.

3. Создание новых типов поведения отдельных лиц, групп и общества в целом по отношению к окружающей среде.

В настоящее время направление, которое в прошлом столетии называлось образование в области окружающей среды (экологическое образование), сегодня принято обозначать как экологическое образование в интересах устойчивого развития (ЭОУР).

В контексте реализации стратегии экологического образования в интересах устойчивого развития представляется перспективными следующие темы проведения эколого-образовательных мероприятий – событий:



  1. Экологическая новелла Олимпиады в Рио.

  2. Экологический след как методика оценки своего влияния на окружающую среду.

  3. Экономика знаний.

  4. Зеленый дизайн.

  5. Санкт-Петербург 2030: стратегия развития города.

  6. Устойчивые города (устойчивые поселения).

  7. Школа устойчивого развития.

  8. Школьный экологический сертификат.

  9. Качество жизни человека.

  10. Экологический рейтинг городов.

  11. ООПТ города.

  12. Министры обсуждают экологию…

  13. Экология Санкт-Петербурга (экологический паспорт).

  14. Отходы в городе.

  15. Окружающая среда:25 кадр.

  16. Энерго- и ресурсосбережение.

  17. Экологическая культура человека.

Наиболее востребованными технологиями экологического образования в интересах устойчивого развития являются:

    • кейс-технологии;

    • технологии моделирования;

    • форсайт-метод;

    • технологии прогнозирования;

    • игровые технологии, включая ИКТ-технологии, квесты;

    • технологии проектирования;

    • технология критического мышления;

    • мониторинговые технологии и др.

Примеры использования указанных образовательных технологий в развитии экологической культуры (культуры устойчивого развития) обучающихся приведены в публикациях кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования:

1. Проектирование программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни: методическое пособие, авторский коллектив / под редакцией С.В. Алексеева, СПб АППО, 2014.

2. Здоровая школа: настольная книга для руководителей и педагогов: авторский коллектив / под редакцией С.В. Алексеева, СПб, СПб АППО, 2011.

3. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и педагогов: авторский коллектив / под редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой, СПб, СПб АППО, 2014.

4. Инновации в методике обучения экологии, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности, сборник / С.В. Алексеев и др., под общей редакцией С.В. Алексеева, СПб.:СПб АППО, 2014.

5. Информационный источник сложной структуры (ИИСС) «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА» - комплект презентаций и рекомендаций по проведению занятий на экологическую тематику., Москва, НФПК, 2005.

6 Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника (учебное пособие для учащихся), Самара, Федоров и К., 2005.

7. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. .Экологический практикум школьника (справочное пособие для учащихся), Самара, Федоров и К., 2005.

8. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника (методическое пособие для учителя) , Самара, Федоров и К., 2005.

9. Экология и безопасность жизнедеятельности / авторский коллектив: Алексеев С.В., Грачев В.А., Гуревич К.Г., Дзятковская Е.Н., Дурнев Р.А., Захлебный А.Н., Тараканов А.Ю., Ясвин В., под редакцией Грачева В.А. и Захлебного А.Н. Москва, Центр «Образование и экология», 2014, ч.1 и ч.2.

10. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Окружающая среда: школьный энциклопедический словарь, СПб.: Просвещение, 2007.

11. Алексеев С.В., Гущина Э.В. Окружающая среда Санкт-Петербурга (издание для детей и их родителей), СПб.:2006.

12. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: коллективная монография (Алексеев С.В., Корякина Н.И., Рипачева Е.А.), под ред. С.В. Алексеева, СПб АППО, 2015.

13. Алексеев С.В. Инновационные педагогические стратегии развития экологического образования молодежи / Наука – школе. Публичные лекции ученых. Сборник статей.- СПб.: СПб НЦ РАН, Изд-во ВВМ,- 2013

14. Алексеев С.В. Образование для устойчивого развития после 2014 года: экоуправленческая стратегия / Наука- школе. Публичные лекции ученых. Сборник статей. СПб.: СПб НЦ РАН, Изд-во «Арт-Экспресс», 2014.

15. Модели экологических школ: проектирование, авторский коллектив, под редакцией С.В. Алексеева, СПб, СПб АППО, 2016.

В образовательных организациях Санкт-Петербурга широко используются учебно-методические материалы комплекта «Экология глазами школьников и педагогов» (руководитель проекта – Алексеев С.В.), удостоенного в 2011 году Премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Уроки окружающей среды и устойчивого развития, разработанные к 2013 году – Году охраны окружающей среды в Российской Федерации, и переданные в образовательные организации в форме буклетов, не потеряли свою актуальность и будут размещены на сайте СПб АППО в свободном доступе. В них представлены методические разработки ряда занятий на экологическую проблематику. На сайте СПб АППО также будут представлены типовые презентации для проведения Уроков экологии в детском саду, начальной школе, базовой и средней общеобразовательной школы. Их можно дополнить собственными материалами и интересными данными, специфическими для конкретной образовательной организации (школы с углубленным изучением предметов, гимназии, лицея и др.).

В течение Года экологии в Санкт-Петербурге планируется реализация Программы основных эколого-образовательных мероприятий на всероссийском и городском уровнях. Каждый район города в течение года будет презентовать наиболее увлекательное эколого-образовательное мероприятие, акцию, форум. Их краткая аннотация приведена в Приложении 1 и 2.

Информационные ресурсы, которые могут быть востребованы при подготовке и проведении эколого-образовательных мероприятий, приведены в Приложении 3. Не следует забывать, что в 2017 году будут проводиться традиционные мероприятия по проблемам здоровья и безопасности, имеющие непосредственное отношение к проблематике устойчивого развития.



акция детей


Консультационное сопровождение эколого-образовательной деятельности осуществляют:

  • Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, ул. Ломоносова, 11-13, каб. 303, 304, 317, Алексеев Сергей Владимирович, Гущина Эльвира Васильевна, Гущина Людмила Ивановна, Шиленок Татьяна Александровна; тел. 710-68-49; e-mail: ecology215@mail.ru

  • Эколого-биологический центр «Крестовский остров» СПБ ГДТЮ, Ляндзберг Артур Рэмович, тел. 237-07-38; efaland@gmail.com.

Приложение 1




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал