Методические рекомендации по проведению Дня Знаний, посвященного Году кино в РФ



страница1/7
Дата27.10.2016
Размер1.11 Mb.
Просмотров537
Скачиваний0
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования Саратовской области

ГАУ ДПО «Саратовский ОБЛАСТНОЙ институт

РАЗВИТИЯ образования»

Методические рекомендации по проведению Дня Знаний,

посвященного Году кино в РФ


https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=8131803ab1980f7ba97639cfa19e7411&n=33&h=215&w=473

Саратов

2016
Методические рекомендации по проведению Дня Знаний, посвященного Году кино в РФ/ Под редакцией Ценарёвой Н.Н. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – 67 с.
Авторский коллектив:

Ценарёва Н.Н., заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «СОИРО», Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения;

Марчук С.В., старший методист кафедры дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «СОИРО»;

Сарайкина Н.В., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «СОИРО»;

Переходникова Н.В., старший методист кафедры дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «СОИРО»;

Петрова Т.С., старший методист кафедры дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «СОИРО».
Цель настоящего пособия – помощь педагогам образовательных учреждений в планировании и организации первого дня нового учебного года.

Методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений, представителей родительской общественности и других заинтересованных лиц.

Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер, поэтому опираясь на данные разработки, исходя из собственного опыта, педагог может провести занятие, учитывая возрастные особенности, уровень подготовки детей, традиции региона.

© ГАУ ДПО «СОИРО», 2016



ВВЕДЕНИЕ
2016 год объявлен Указом президента РФ от 7 октября 2015 года № 503 Годом российского кино.

Важной частью проведения Года кино являются открытые всенародные акции, ретроспективные просмотры и премьеры. В конце августа 2016 года состоится Всероссийская акция «Ночь кино», встречи с режиссерами и актерами, выставки и экскурсии. Году кино будет посвящен Всероссийский урок в учреждениях образования. Для поддержания отечественного кинематографа значимыми и своевременными проектами Министерства культуры России являются рекомендации к просмотру детям 100 лучших советских российских фильмов и 50 лучших советских российских мультфильмов.

Актуальность работы в данном направлении обусловлена тем, что наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. Экранизация литературных произведений (художественные и мультипликационные фильмы) оказывают огромное влияние на детей дошкольного и младшего школьного возраста, на процесс их социализации, а именно на формирование их мировоззрения, картины мира, системы ценностей; является одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения.

В настоящее время в связи со стремительным развитием средств массовой информации происходит постоянное увеличение каналов на телевидении, возрастает количество зарубежных художественных и мультипликационных фильмов. Однако далеко не все фильмы, которые демонстрируются на экране, можно отнести к понятию киноискусства, а лишь те, в которых сочетается высокохудожественная форма и глубокое нравственное содержание. Просмотр кинофильма должен приносить юному зрителю не только эстетическое наслаждение, но и помогать формированию у него мотивационно-ценностных отношений. Следует отметить, что сюжеты современных зарубежных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство. И, как следствие, возможны негативные последствия влияния таких мультфильмов: проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни (главные герои мультфильма агрессивны); у ребёнка закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения (девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается); снижение порога чувствительности к опасности, а значит потенциальные травмы (демонстрация опасных для жизни ребёнка форм поведения); использование циничных высказываний, неприличных жестов, непристойное поведение, грубость ребенка (сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям); у ребёнка нет четких ориентиров для оценки поступков героев (несоответствие внешнего вида героя его внутреннему миру, используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои).

Отечественные детские художественные и мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в фильмах, позволяют воспитывать детей, повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение.

Знакомство с золотым фондом отечественного кинематографа может осуществляться:



  • на уровне дошкольного образования – в рамках самостоятельной и совместной со взрослым деятельности по всем направлениям развития и образования ребенка (образовательным областям);

  • на уровне начального общего образования – в рамках учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир» и во внеурочной деятельности.

Цель настоящих методических рекомендаций – оказание методической помощи педагогам в результативном использовании кинофильмов при организации воспитательной деятельности в образовательных организациях в Год российского кино.

В содержании методических рекомендаций описан потенциал применения ресурсов кино, основные методы, формы и виды деятельности обучающихся с использованием средств кино.

Работа педагогического коллектива общеобразовательной организации в данном направлении будет способствовать формированию основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в нравственном пространстве культуры.
Как проводить мероприятия к Году российского кино:

1) Определить тему.

2) Четко продумать цель, задачи, содержание, возможности и организацию проводимых в рамках Года российского кино мероприятий. Целеполагание: каким должен быть результат (Четкая цель – четкий результат).

3) Составить сценарий для каждого проводимого мероприятия с распределенными задачами для каждого участника.

4) Создать яркий формат (удачное название, лозунг, применение необычной атрибутики, сюрпризный момент и другое).

5) Привлечь партнеров (ведь Год кино коснется всех).

6) Сообщить о мероприятии всем, кому это интересно, кого вы желаете привлечь. (Объявление, напоминания, буклеты и т. п.).

7) Использовать элемент состязательности в мероприятии, что придаст ему дополнительный интерес (заранее продумать конкурсные задания, домашние задания).

8) Использовать современные информационные технологии.

9) Не забыть поблагодарить, поощрить участников, и рассказать о мероприятии (СМИ, коллегам, в соц. сетях, родителям детей, на общешкольной линейке и т. д.).


Формы организации образовательной деятельности

  • беседа;

  • классный час;

  • игровая деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • психологический тренинг;

  • творческий конкурс, викторина, выставка;

  • социально-преобразующая добровольческая деятельность;

  • социальное творчество;

  • проектная деятельность;

  • туристско-краеведческая деятельность – экскурсия, путешествие;

  • акция, праздник, выставка, конкурс;

  • целевая прогулка и т.д.



Примерные рекомендуемые формы мероприятий


Форма проведения

Содержание

Книжная выставка, тематическая полка

  • «Волшебный мир кино»;

  • «Магия кино»;

  • «Книга в кадре»;

  • «Детский киносеанс» (книги А. Курляндского, К. Булычева, Е. Велтистова, Г. Троепольского, ставшие классикой детского кино)




Круглый стол (для детей и взрослых)

«Кино как средство духовно-нравственного воспитания».

Вопросы к круглому столу:



  • Как кино влияет на нашу жизнь?

  • Какие фильмы нам нужны?

  • В каком кино нуждается современный зритель?

  • Черты характера какого героя тебе нравятся? Почему?

  • На кого из героев мультфильма (фильма-сказки) … тебе хочется быть похожим?




Конкурсно-игровые программы

  • Игра-путешествие «Кинотрамвай»

  • конкурсно-игровая программа «Ах, синема, синема!»

  • Познавательно-развлекательная игра «В мире кино»

  • Видео-викторина «Волшебный мир детского кино»

  • Видео-час «Что за прелесть эти сказки» (к 110-летию со дня рождения кинорежиссера А. Роу)

Видео-викторины

Использовать музыкальные нарезки из кино

Конкурс рисованных фильмов

Ребята распределяются по группам. Каждая группа создает свою киностудию, придумывает ей название, распределяет роли: кинорежиссеры, художники, сценаристы, группа озвучивания, звукооператоры и др. Определяется тема фильма (юмористическая, сказочная, познавательная и т. д.) и общее количество кадров (8-15). Размер кадров зависит от организаторов конкурса, определяющих место и время его проведения. На конкурсе съемочная группа представляет свой фильм, показывает его, отвечает на вопросы жюри и зрителей. По итогам конкурса специальные призы (кубки, сувениры, символы) получают: лучший сценарий, лучшая группа озвучивания, лучший режиссер и т. д.

Мы с вами где-то встречались? (смотр веселого творчества)

В смотре могут участвовать ребята разного возраста. Им предлагаются следующие задания: Заново озвучить известные мультфильмы. Тексты должны быть совершенно отличными от оригинала, можно использовать ситуации из жизни школы, лагеря, отряда. Сделать рекламу известным мультфильмам. Это может быть «видеоролик» – сценка исполняемая ребятами, или красочно нарисованный рекламный плакат. Смотр веселого кинотворчества можно завершить киноконцертом.


Конкурс внимательных кинозрителей

Ребятам предлагается посмотреть мультфильм или фрагмент кинофильма. Сразу после просмотра ведущий конкурса задает 10-15 вопросов на внимание, например:

• Какого цвета рубашка у...?

• Сколько друзей собралось у...?

• Как звали собаку...?

• Назовите марку автомобиля, на котором ездил...?

• В какое время встретились... и ...?

• Чей портрет висел в комнате...?

Отвечать можно как устно, так и письменно группой или индивидуально. Самые внимательные награждаются аплодисментами и правом заявки на просмотр видеофильма




Киноконцерт

Участники киноконцерта перевоплощаются в популярных героев кино, исполняют песни, сценки, танцы из своих любимых кинофильмов. В перерывах между концертными номерами могут звучать музыкальные отрывки из мультфильмов.

СПИСОК 50 ЛУЧШИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ,



рекомендованных для показа в начальной школе

О дружбе


  1. Дед мороз и лето (В. Караваев, 1969) (20 мин.)

  2. Большой Ух (Ю. Бутырин, 1989) (20 мин.)

  3. Ёжик в тумане (Ю. Норштейн, 1975) (10 мин.)

  4. Чиполлино (Б. Дежкин, 1961) (39 мин.)

  5. Винни пух (Ф. Хитрук, 1969) (10 мин.)

  6. Гадкий утенок (В. Дегтярев, 1956) (20 мин.)

  7. Лягушка путешественница (В. Котеночкин, А. Трусов, 1965) (20 мин.)

  8. Мороз Иванович (И. Аксенчук, 1981) (10 мин.)

  9. Чебурашка (Р. Качанов, 1971) (20 мин.)

  10. Рикки-Тикки-Тави (А. Снежно-Блоцкая, 1965) (21 мин.)

  11. 11.Теремок (П. Носов, В. Громов, 1945) (25 мин.)

  12. Умка (В. Попов, В. Пекарь, 1969) (10 мин.)

  13. Цветик-семицветик (В. Катаев, 1948) (20 мин.)

  14. Золотая Антилопа (Л. Атаманов, 1954) (31 мин.)

  15. Серая Шейка (В. Полковников, Л. Амальрик, 1948) (20 мин.)

  16. Остров сокровищ (Д. Черкасский, 1988) (106 мин.)

  17. Молодильные Яблоки (И. Аксенчук, 1974) (20 мин.)

  18. Варежка (Р. Качанов, 1967) (10 мин.)

О послушании, прилежности, трудолюбии, смелости, скромности и справедливости



  1. Гуси-лебеди (И. Иванов-Вано, А. Снежно-Блоцкая, 1949) (20 мин.)

  2. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (О. Ходатаева, 1953) (10 мин.)

  3. Мойдодыр (И. Иванов-Вано, 1954) (16 мин.)

  4. Каникулы Бонифация (Ф. Хитрук, 1965) (20 мин.)

  5. Мой приятель светофор (Ф. Епифанова, 1978) (10 мин.)

  6. Дядя Степа (И. Аксенчук, 1964) (20 мин.)

  7. Гора самоцветов (А. Татарский, 2005) (104 мин.)

  8. В стране невыученных уроков (Ю. Прытков, 1969) (19 мин.)

  9. Вовка в тридевятом царстве (Б. Степанцев, 1965) (20 мин.)

  10. Приключения барона Мюнхгаузена (А. Солин, 1967) (16 мин.)

  11. Сказка о попе и его работнике Балде (И. Ковалевская, 1973) (20 мин.)

  12. Охотничье ружье (П. Сазонов, 1948) (10 мин.)

  13. Волк и семеро козлят (П. Носов, 1957) (10 мин.)

  14. Кошкин дом (Л. Амальрик, 1958) (29 мин.)

  15. Тараканище (В. Полковников, 1963) (16 мин.)

  16. Сказка о рыбаке и рыбке (М. Цехановский, 1950) (30 мин.)

  17. Старик и море (А. Петров, 1999) (20 мин.)

  18. Кот-рыболов (В. Полковников, 1964) (10 мин.)

  19. Новый Гулливер (А. Птушко, 1935) (73 мин.)

  20. У страха глаза велики (О. Ходатаева, 1946) (10 мин.)

О любви и верности

  1. Золушка (И. Аксенчук, 1979) (18 мин.)

  2. Влюбленное облако (Р. Качанов, А. Каранович, 1959) (15 мин.)

  3. Летучий корабль (Г. Бардин, 1979) (18 мин.)

  4. Снежная Королева (Л. Атаманов, 1957) (55 мин.)

  5. Сказка о царе Салтане (Л. Мильчин, И. Иванов-Вано, 1984) (56 мин.)

  6. Аленький цветочек (Л. Атаманов, 1952) (42 мин.)

  7. Русалочка (И. Аксенчук, 1968) (29 мин.)

  8. Снегурочка (И. Иванов-Вано, 1952) (69 мин.)

  9. Мальчик-с-пальчик (О. Ходатаева, 1938) (10 мин.)

  10. Маугли (Р. Давыдов, 1973) (100 мин.)

  11. Дюймовочка (Л. Амальрик, 1964) (30 мин.)

  12. Бременские музыканты (И. Ковалевская, 1969) (40 мин.)


Список художественных фильмов, рекомендованных для просмотра детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Фильмы А. Роу:

  • Василиса Прекрасная (1939)

  • Кащей Бессмертный (1944)

  • Новые похождения Кота в сапогах (1957)

  • Марья-искусница (1959)

  • Королевство кривых зеркал (1963)

  • Морозко (1964)

  • Огонь, вода и… медные трубы (1968)

  • Золотые рога (1972)


Фильмы А. Птушко:

  • Каменный цветок (1946)

  • Сказка о царе Салтане (1966)

  • Руслан и Людмила (1972)


Фильмы Н. Кошеверовой:

  • Золушка (1947)

  • Старая, старая сказка (1968)

  • Ослиная шкура (1982)


Фильмы Г. Казанского:

  • Старик Хоттабыч (1956)

  • Снежная королева (1966)


Фильмы Р. Быкова:

  • Айболит-66 (1966)

  • Внимание, черепаха (1970)

  • Телеграмма (1971)

  • Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1974)


Фильмы В. Бычкова:

  • Город мастеров (1965)

  • Русалочка (1976)


Фильмы Б. Рыцарева:

  • Волшебная лампа Аладдина (1966)

  • Ученик лекаря (1983)


Фильмы Л. Нечаева:

  • Приключения Буратино (1975)

  • Про Красную Шапочку (1977)





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал