Методические рекомендации по организации аудиторной работы по дисциплине «Проектирование технологического оборудования автопредприятий»



Pdf просмотр
страница1/9
Дата22.01.2017
Размер1.51 Mb.
Просмотров1199
Скачиваний1
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р. Е. АЛЕКСЕЕВА»
(НГТУ)

Институт транспортных систем (ИТС)

Автомобильный транспорт


Методические рекомендации по организации аудиторной работы по дисциплине
«Проектирование технологического оборудования
автопредприятий»

Направление подготовки
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов


Профиль подготовки
Автомобили и автомобильное хозяйство


Уровень высшего образования
Бакалавр

Форма обучения очная














Нижний Новгород
2016




2


Разработчик(и)/составитель(и) методических рекомендаций по организации аудиторной работы по дисциплине «Проектирование технологического оборудования автопредприятий»:
Ильянов С.В., Горина Д.А.
Кафедра Автомобильный транспорт
Дата, подпись 9.02.2016

Методические рекомендации по организации аудиторной работы по дисциплине
«Проектирование технологического оборудования автопредприятий» рассмотрены на заседании кафедры
Автомобильный транспорт наименование кафедры
Протокол № 6 от « 9 » февраля 2016г.
Заведующий кафедрой профессор, д.т.н., Кузьмин Н.А. ученое звание, степень фамилия, имя, отчество
Дата, подпись 9.02.2016

Методические рекомендации по организации аудиторной работы по дисциплине
«Проектирование технологического оборудования автопредприятий» согласованы с председателем методической комиссии по профилю подготовки.
Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» должность
Профессор, д.т.н., Кузьмин Н.А. 9.02.2016 ученое звание, степень, фамилия, инициалы дата, подпись
Методические рекомендации по организации аудиторной работы по дисциплине
«Проектирование технологического оборудования автопредприятий» утверждены Ученым советом образовательно-научного института «Институт транспортных систем»
Протокол № 4 от « 11 » февраля 2016г.






3
ГЛАВА 1. МЕХАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА
1.1. Общие положения
Обеспеченность технологическим оборудованием предприятий автомобильного транспорта характеризуется понятиями «механизация» и
«автоматизация» технологических процессов ТО и Р автомобилей.
Под механизацией технологических процессов понимается полная или частичная замена ручного труда машинным в той части технологического процесса, в которой происходит изменение технического состояния автомобилей, при сохранении участия человека в управлении оборудованием.
Механизацию технологических процессов подразделяют на частичную и полную.
Частичная механизация связана с механизацией отдельных движений и операций, за счет которой облегчается труд и ускоряется выполнение соответствующих технологических операций.
Полная (или комплексная) механизация охватывает все основные, вспомогательные и транспортные операции технологического процесса и представляет собой полную замену ручного труда машинным. Деятельность рабочего сводится к управлению оборудованием, регулированию его работы и контролю качества выполнения технологического процесса. Комплексная механизация является предпосылкой для автоматизации и роботизации технологических процессов, что является высшей степенью механизации.
Автоматизация технологического процесса позволяет полностью исключить ручной труд, заменив его машинным, и освободить рабочего от оперативного управления механизмами (в функции рабочего входят наблюдение за ходом технологического процесса, выполнение регулировочных работ, а также контроль качества выполнения работ).
Автоматизация технологических процессов, как и их механизация, может быть частичной и полной.
Частичная автоматизация характеризуется полной механизацией всех трудоемких операций ТО и Р при автоматизации некоторых операций управления оборудованием.
Механизация технологических процессов ТО и Р автомобильного подвижного состава имеет важное технико-экономическое и социальное значение, которое выражается в уменьшении численности ремонтных рабочих за счет снижения трудоемкости работ при выполнении ТО и Р автомобилей, повышении качества проведения ТО и Р, улучшении условий труда ремонтных рабочих.
Снижение трудоемкости работ по ТО и Р достигается за счет сокращения времени выполнения соответствующих операций в результате внедрения средств механизации. Так, использование автоматической линии мод. М-118 для мойки легковых автомобилей позволяет сократить трудоемкость выполнения этих работ в 7,5 раза, электромеханического подъемника мод. 468М — в 2 раза, стенда мод. Ш509 для демонтажа шин грузовых автомобилей — в 2 раза и т.д.
Большое влияние механизация технологических процессов оказывает

4 на качество выполнения ТО и Р, особенно это характерно для контрольно- диагностических, смазочно-заправочных, уборочно-моечных, монтажно- демонтажных работ.
Улучшение условий труда ремонтных рабочих является одной из основных задач, решаемых при механизации технологических процессов ТО и Р подвижного состава.
Для решения задач механизации и автоматизации актуальным является изучение фактических уровней механизации технологических процессов ТО и Р на предприятиях автомобильного транспорта. Это позволит определить наиболее эффективные направления механизации, выявить зоны и участки с наибольшим использованием ручного труда (в том числе тяжелого и неквалифицированного), разработать комплекс мероприятий по повышению уровня механизации. Важно проанализировать фактические уровни механизации не только для предприятия в целом, но и для отдельных его подразделений, зон, участков, служб.
По результатам анализа могут быть разработаны планы повышения уровней механизации
АТП, позволяющие достигнуть большей эффективности проведения ТО и Р автомобилей, сократить численность ремонтных рабочих, увеличить время работы автомобилей на линии.
1.2. Методика определения показателей механизации работ на
предприятиях автомобильного транспорта
В системе автомобильного транспорта России расчет уровней механизации на предприятиях автомобильного транспорта производится с использованием Методики оценки уровня и степени механизации и автоматизации производства ТО и ТР подвижного состава автотранспортных предприятий МУ 200-РСФСР-13- 0087—87 (далее — Методика). В основу
Методики заложен метод определения показателей механизации производства работ в АТП, который базируется на анализе операций технологических процессов и оборудования, применяемого при выполнении этих операций. Методика обеспечивает возможность расчета показателей механизации для рабочих мест, постов, участков, подразделений и в целом для предприятия.
Согласно Методике оценку механизации производственных процессов осуществляют по двум показателям:

уровень механизации производственных процессов;

степень механизации производственных процессов.
Уровень механизации производственных процессов определяет долю механизированного труда в общих трудозатратах.
Степень механизации производственных процессов определяет замещение рабочих функций человека реально применяемым оборудованием по сравнению с полностью автоматизированным технологическим процессом.
Количество замещенных оборудованием рабочих функций человека определяется звенностью оборудования. В зависимости от звенности все средства механизации подразделяют на семь групп (табл. 1.1).
Сопоставляя количество имеющихся звеньев с максимально возможным, можно оценить технический уровень любого экземпляра

5 оборудования с точки зрения замещения человека в процессе труда.
С учетом специфики производственных процессов на АТП при расчетах принимают максимальную звенность оборудования z= 4.
Определение показателей механизации АТП проводят в следующем порядке.
Перед началом расчета выполняют обследование хозяйства предприятия автомобильного транспорта. При этом определяют списочный состав подвижного состава по маркам и наличное оборудование, используемое в производственной зоне и складском хозяйстве. Для каждого наименования оборудования определяют его звенность.
Таблица 1.1
Классификация оборудования по принципу звенности
Группа
Звен- ность
Функции, выполняемые оборудованием
Функции, выполняемые рабочим
Примеры технических средств, относящихся к данной группе
Группа 1
«Ручной инстру- мент»
0

Выполнение всех рабочих функций
Ручной инструмент, гаеч- ные ключи, отвертки, ли- нейки
Группа 2
«Оборудование ручного дейст- вия»
1
Передаточный механизм преобразует сообщаемые орудию труда усилия чело- века
Рабочий занят непрерывно: сообщение орудию труда необходимых усилий, пространственная ориента- ция и взаимоперемещение оборудования и предмета труда, управление процес- сом
Механические устройства с ручным приводом: пресс, таль, дрель, транспортная тележка, домкрат; конт- рольно-диагностические приборы без подвода внешней энергии
Группа 3
«Механизиро- ванно-ручное оборудование»
2
Двигатель является источником движения собственно орудия труда, это движение преобразуется посредством передаточного механизма
Рабочий занят непрерывно: пространственная ориента- ция и взаимоперемещение оборудования и предмета труда, управление процес- сом
Механизмы с электриче- ским и гидравлическим приводом: электродрель, электроточило, гайковерты, газовые горелки; маслораз- даточное оборудование, контрольно-диагностиче- ские приборы с подводом внешней энергии
Группа 4
«Механизиро- ванное оборудо- вание»
3
Двигатель является источ- ником движения собствен- но орудия труда и предмета труда.
Передаточный механизм преобразует сообщаемое движение орудию труда и
(или) предмету труда, а также усилия взаимопере- мещения оборудования и предмета труда
Рабочий занят непрерывно: управление процессом, пе- риодическая смсна предме- та труда
Оборудование без системы автоматического управле- ния, универсальные станки, прессы, авто- и элект- ропогрузчики, кран-балки, контрольно-диагности че- ские стенды, подъемники, автомобили
Группа 5
«Полуавтомат»
3,5
Дополнительно к функ- циям механизированного оборудования: двигатель посредством передаточного механизма обеспечивает взаимоперемещение орудия и предмета труда; контрольно-управляющее
Рабочий свободен в тече- ние основного времени операции: периодическая смена предмета труда и частичное управление процессом, контроль и замена орудия труда, поднастройка оборудования
Оборудование с устройст- вами автоматического уп- равления технологическим циклом, автоматические воздухораздаточные колон- ки, автоматические мойки без конвейеров, автомати- зированное диагностиче- ское оборудование

6 устройство обеспечивает работу оборудования в автоматическом режиме в течение основного времени операции
Группа 6
«Автомат»
4
Дополнительно к функ- циям полуавтомата конт- рольно-управляющее уст- ройство обеспечивает авто- матическое повторение ра- бочего цикла при смене однотипных предметов труда
Рабочий свободен в тече- ние времени выполнения операции над партией од- нотипных предметов труда; частичное управление процессом, контроль и замена орудий труда, периодическая поднастройка обору- дования
Металлорежущие станки- автоматы, гальванические ванны, автоматизирован- ные сушильные и окрасоч- ные комплексы, автомати- ческие линии мойки автомобилей с конвейером, роботы-манипуляторы, штабе- леры с автоматическим ад- ресованием
Группа 7
«Гибкие автома- тизированные производства»
5
Суперзвено обеспечивает автоматическую адаптацию системы автоматов к предметам труда при параллельном изготовлении изделий различных видов
Рабочий свободен в тече- ние времени изготовления изделий различных видов, сохраняется функция тех- нического обслуживания, а также функции подготовки и корректировки управ- ляющих программ для со- вокупности изделий раз- личных видов
Разветвленная в простран- стве совокупность допол- няющего друг друга в тех- нологических процессах оборудования,связанного общими транспортной и управляющей системами, которые обеспечивают од- новременное изготовление изделий с разными техно- логическими маршрутами
Результаты обследования представляют в виде таблиц.
Расчет показателей механизации проводится:

по процессам ТО — на одно воздействие;

процессам ТР — на один ТР;

складским и вспомогательным работам — применительно к условному количеству хранимых грузов или объему каждого вида вспомогательных работ.
При равном количестве автомобилей различных моделей в пределах одного типа подвижного состава расчет проводят по модели, имеющей наибольшую трудоемкость ТО и ТР.
Частные показатели по складским и вспомогательным работам по АТП в целом рассчитываются независимо от типов эксплуатируемого подвижного состава. По полученным частным показателям определяют показатели по
АТП в целом.
Уровень механизации У, %, производственных процессов определяют по формуле где Т
м
— трудоемкость механизированных операций процесса из применяемой технологической документации, чел.-мин;
Т
0
— общая трудоемкость всех операций процесса из применяемой технологической документации, чел.-мин.

7
Степень механизации С, %, производственных процессов где М — общее число механизированных операций; Н — общее число операций.
Общее число механизированных операций определяют по формуле
М = М
1
+2М
2
+3М
3
+ 3,5М
3,5
+4М
4
, где М
1
М
2
, М
3
, М
3,5
, М
4
— число механизированных операций, выполняемых с применением оборудования с соответствующей звенностью z
= 1; 2; 3; 3,5; 4.
Полученные фактические уровни механизации по производственным зонам и участкам предприятия сравнивают с нормативными и делают вывод о состоянии дел с механизацией, разрабатывают меры по дооснащению недостаточно укомплектованных технологическим оборудованием подразделений.
По вышеуказанным формулам производят расчет для каждого вида ТО,
ТР, складских и вспомогательных операций.
Уровень механизации производственных процессов ТО и ТР для подвижного состава одного типа по АТП в целом У
а
, %, рассчитывают по формуле где
— суммарная трудоемкость механизированных операций ТО и
ТР, чел.-мин;
— общая трудоемкость всех операций ТО и ТР, чел.-мин.
Суммарная трудоемкость механизированных операций ТО и ТР определяют следующим образом: где Т
ЕО
, Т
ТО-1
, Т
ТО-2
, Т
Д-1
, Т
Д-2
, Т
ПР
, Т
УР
- трудоемкость механизированных операций соответственно ЕО, ТО-1, диагностирования Д-
1, диагностирования Д-2, ТО-2, постовых работ ТР, участковых работ ТР, чел.-мин.
Общая трудоемкость всех операций ТО и ТР определяют следующим образом: где Т
ЕО
, Т
ТО-1
, Т
ТО-2
, Т
Д-1
, Т
Д-2
, Т
ПР
, Т
УР
- общая трудоемкость всех операций соответственно
ЕО,
ТО-1, диагностирования
Д-1, диагностирования Д-2, ТО-2, постовых работ ТР, участковых работ ТР, чел.- мин.
Степень механизации производственных процессов ТО и ТР для подвижного состава одного типа по АТП в целом С
а
, %, рассчитывают по формуле где М
то,тр
— общее число механизированных операций в процессах ТО и ТР подвижного состава одного типа;

8
Н
то,тр
— общее число операций в процессах ТО и ТР подвижного состава одного типа.
Общее число механизированных операций в процессах ТО и ТР подвижного состава одного типа определяют следующим образом: где
— число механизированных операций ТР и ТР с применением оборудования с соответствующей звенностью Z= 1; 2; 3; 3,5; 4: где
— число механизированных операций соответственно
ЕО,
ТО-1, диагностирования
Д-1, диагностирования Д-2, ТО-2, постовых работ ТР, участковых работ ТР, выполняемых в процессе ТО и ТР подвижного состава одного типа с применением оборудования со звенностью Z = 1; 2; 3; 3,5; 4.
Уровень механизации производственных процессов в целом по АТП, эксплуатирующего один тип подвижного состава, У
АТП
%'■ где
— суммарная трудоемкость механизированных операций соответственно ТО и ТР, складских и вспомогательных работ;
— суммарная трудоемкость всех операций соответственно по ТО и ТР, складским и вспомогательным работам.
Степень механизации производственных процессов в целом по АТП, эксплуатирующего один тип подвижного состава, С
АТП
, %: где М
С
, М
В
— число механизированных операций соответственно по складским и вспомогательным работам, определяемое аналогично выражению;
Н
С
, Н
В
— общее число операций соответственно по складским и вспомогательным работам, выполняемым в АТП.
1.3. Основные аспекты механизации технического обслуживания и текущего ремонта на предприятиях автомобильного транспорта
При разработке мероприятий по механизации приходится учитывать многие факторы и условия, характеризующие как общие, так и местные особенности производства ТО и ТР на предприятии автомобильного транспорта.
Общими особенностями процессов ТО и ТР при рассмотрении их с позиций механизации являются следующие: большое число различных по назначению и способам выпол- нения операций и работ;

9
исполнение большинства операций одним рабочим; перечень операций и трудоемкость работ по каждому авто- мобилю неодинаковы, индивидуальны, различаются при выполнении каждого последующего одноименного вида ТО одного и того же автомобиля; для проведения всего комплекса операций и работ ТО и ТР на любом АТП необходимо иметь значительный парк технологического оборудования и специализированного инструмента, большое число различных по устройству и специализации рабочих постов, коллектив рабочих разных профессий и квалификации; многие, в том числе дорогостоящие, узкоспециализированные образцы оборудования используют эпизодически, по мере возникновения необходимости выполнения работ по устранению редко появляющихся неисправностей автомобиля.
К местным особенностям процессов ТО и ТР, которые приходится учитывать при разработке мероприятий по механизации ТО и ТР, относятся: имеющийся парк подвижного состава и его структура по типам и моделям автомобилей; действующая в рамках АТП система организации, управления производством и технология ТО и ТР; имеющиеся производственные площади, планировка и раз- мещение специальных зон и участков, рабочих постов и мест; план перспективного развития АТП и производства ТО и ТР.
Исходя из общих и местных особенностей можно сформулировать следующие принципы механизации на АТП: механизация как неотъемлемая часть процесса ТО и ТР осу- ществлена в той или иной степени на каждом АТП, вопрос в том, насколько она совершенна и удовлетворяет современным требованиям производства, предусматриваемым перспективами его развития; механизация в ряде случаев не может ограничиться только заменой ручного труда машинным, она должна осуществляться также в целях повышения качества работ, лучшего использования скрытых резервов производства, замены морально устаревшего, малопроизводительного оборудования более совершенным, экономного расходования сырья, материалов, энергии и т.п.; не все работы ТО и ТР могут быть охвачены механизацией, в то же время замена ручного труда машинным не всегда влечет за собой значительный технико-экономический эффект; максимальная загрузка для ряда образцов оборудования не является решающим фактором при оценке эффективности осуществления мероприятий по механизации работ; в зависимости от степени технической вооруженности, со- вершенства организации и технологии ТО и ТР, а также планируемого развития производства АТП механизация может осуществляться путем приобретения и установки недостающего оборудования, предусмотренного технологической документацией, увеличением количества одноименного оборудования или внедрения нового высокопроизводительного оборудования, способного заменить несколько образцов оборудования

10 одинакового назначения; разработка и осуществление мероприятий по механизации ТО и
ТР представляет собой разноплановую, комплексную задачу, решение которой должно осуществляться в тесной взаимосвязи с существующими на
АТП технологическими процессами, особенностями производства, имеющимися производственными площадями и планировками зон, участков, постов, наличным парком технологического оборудования, другими возможностями АТП, перспективами его развития; содержание, задачи и конечные цели механизации устанавливают на каждом АТП индивидуально на основании определения потребностей механизации. Потребности определяют в результате изучения процессов ТО и ТР, анализа имеющихся недостатков. В зависимости от потребности мероприятия по механизации могут охватывать отдельные операции или их группы, виды работ или их комплексы, а при предполагаемом коренном изменении технологии ТО и ТР, строительстве новых производственных корпусов — весь технологический процесс ТО и ТР; при локальной механизации работ ТО и ТР непременным условием должно быть гармоничное сочетание новых мероприятий с существующими на АТП процессами ТО и ТР; независимо от масштабов, задач и конечных результатов осу- ществляемой механизации каждому мероприятию должна быть дана оценка его технико-экономической эффективности.
Перечисленные принципы можно принимать в качестве исходных при разработке мероприятий по механизации работ на АТП.
Для принятия рациональных решений по механизации на основе перечисленных принципов от разработчика требуется определенная осведомленность и умение проведения соответствующего анализа данных применительно к местным условиям производства по видам и критериям оценки операций ТО и ТР автомобилей, технологии выполнения этих операций, возможностям и целесообразности их механизации, уровню технологического оборудования и перспективам его развития, существу и возможностям применения специализированных постов, приемам и методам определения потребности АТП в оборудовании, правилам и организации обслуживания и ремонта образцов технологического оборудования и т.п.


11
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
2.1. Классификация технологического оборудования и требования,
предъявляемые к нему
Для современных автотранспортных предприятий (АТП) и станций технического обслуживания автомобилей (СТОА) промышленностью выпускается большая номенклатура технологического оборудования, различающегося как по конструктивному устройству, так и по принципу действия. В соответствии с действующим в системе автотранспорта России
«Табелем технологического оборудования ...» для использования в ЛТП и автотранспортных объединениях рекомендуется
241 модель технологического оборудования. При этом в упомянутом нормативно- техническом документе не приведены многие наименования образцов оборудования, широко используемого и на автопредприятиях, и на других объектах народного хозяйства иного профиля
(станочного, деревообрабатывающего, сварочного, кузнечного и т.д.).
Суммарное количество моделей технологического оборудования различного назначения, используемого на каждом из автопредприятий страны, составляет от нескольких десятков до нескольких сотен наименований.
Однако, при внимательном рассмотрении всего спектра технологического оборудования, которым оснащается современное авто предприятие, можно выделить две большие его группы.











Технологическое оборудование на АТ



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал