Методические рекомендации организации игровой деятельности: «Сюжетно-ролевая игра старшего дошкольного возраста»



Скачать 194.46 Kb.
страница1/2
Дата14.04.2017
Размер194.46 Kb.
Просмотров548
Скачиваний0
ТипМетодические рекомендации
  1   2

Методические рекомендации организации игровой деятельности:

«Сюжетно-ролевая игра старшего дошкольного возраста»

План

1. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста.

2. Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду.

3. Роль сюжетно-ролевых игр в развитии детей.

4. Описание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

5. Список литературы.

 «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать.

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирования поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. Н.К. Крупская писала: « Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных».

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает первые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное важное значение, если принят во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого - совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение обжей цели.

Воспитатели широко используют в практике игры с правилами – подвижные и дидактические, сюжетно - дидактические которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях. В последнее время в дошкольных учреждениях воспитатели стали чаще обращаться к народным играм, которые способствуют развитию ловкости, силы, трудовых навыков, учат мыслить, несут большой воспитательный заряд.

Особое место в жизни детей занимают театрализованные игры. Сколько здесь подлинных переживаний, горячих чувств! Но не только силой и искренностью переживаний ценны такие игры: в них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества. Учитывая это, воспитатели создают все необходимые условия для проявления и развития у детей художественных способностей.       

 Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников.

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте ещё более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становится не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний

Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитание ребенка в игре. Единственно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнять только «хорошая» игра. Можно выделять ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнять роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).

Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передают детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представлять изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуются помощь воспитателя.

Осуждения содержания игры, хода развития, распределение ролей- первый этап игры (предварительное осуждение).Так, как дети хотят играть в « путешествия». Воспитатель спрашивает: «Куда поплывет ваш « теплоход?» Дети начинают спорить: один говорит - в Москву, другие - на север. Сережа предлагает - по Днепру в Киев. Дети соглашаются с ним. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить тему игры.

В старших группах не может быть единого способа распределения ролей. Он зависит прежде всего от содержания игры, от состава играющих детей. Это может быть и коллективное осуждение с участием воспитателя, и избрание организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем будет каждый участник.

В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на развитие игры:

- «маме» - посоветовать пойти с «дочкой» на «праздник»,

- «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей.

Такие советы обогащают содержание игры.

Воспитатель может быть и участником игры. В первых длительных играх выполнение ведущей роли даёт возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.

Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. В основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование. Это обеспечивает такое построение педагогического процесса, при котором осуществляется взаимосвязанное формирование нравственных представлениях и перенос их в опыт игровой деятельности. В этом процессе используются различные формы занятий: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, лепка, рисование, оформление тематических альбомов.

Игровые интересы старших дошкольников характеризуются значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «колхоз», «завод», «поликлиника», «железная дорога», «строительство»

Содержательнее становятся игры в «семью», «детский сад» и другие, в которые играют дети средней группы. Однако сюжеты их значительно усложняются. Приводим план работы по теме «Детский сад» для старших дошкольников, реализация которого является перед посылкой для развития и углубления этой типичной игры детей дошкольного возраста.

Программное содержание

Вид и характер деятельности

Расширить знание детей о работе медсестры и врача детского сада. Воспитывать интерес и уважение к их труду.

Способствовать развитию умения детей применять полученные знания в игре.

 

Уточнить знания детей о труде прачке. Воспитывать уважение к её труду. Вызвать желание содержать в порядке и чистоте одежду кукол.



 

Углублять знания детей о труде повара. Воспитывать уважение к его труду. Вызвать у детей желание сделать другим полезное и приятное.

 

Уточнить и обобщить знание детей о работниках детского сада (дворника, прачки, повара, и др). Развивать у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желание оказать им посильную помощь. Развивать умение применять полученные знания в коллективной творческой игре.



Экскурсия в кабинет врача.

Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение (в вечернее время) рассказа А. Кардашовой «Наш доктор».

 

Наблюдение труда прачки. Организация труда детей (в Вечерние время)-стирка кукольного белья.



 

Экскурсия на кухню. Провести занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка (в вечернее время) продуктов для игры в «повара».

 

Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад».



В приведенном ниже описании длительной игры в «детский сад» находит отражение труд и взаимоотношения взрослых в детском саду.

… Валя провела с куклами зарядку, затем посадила их завтракать: « Давайте быстренько покушаем, а то надо идти на осмотр к врачу».

После завтрака « врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривала детей.

Даша: « У Алины есть хрипы. Положите ее в постель и вызовите бабушку».

Маша «воспитательница» пошла звонить по телефону: « Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада».

Аня как « заведующая» детским садом, обращаясь к Вале, говорит: « У меня тоже ребенок заболел, вчера температура была 38,5. А у меня так много работы».

Валя тут же дает ответ: « У меня тоже дочка вчера заболела, голова была очень горячая, а дома никого не было. Завтра отнесу ее к сестре». Затем пошла в кабинет к «врачу», там продолжался осмотр детей. Вот Катя заплакала, а « врач» говорит: « Не плачь, маленькая, тебе не будет больно».

После медицинского осмотра « дети» пошли на «музыкальное занятие». Через некоторое время к играющим подошел Дима и спросил у «заведующей»: « Можно мне поиграть в детский сад с вами?».

Аня: «Ты будешь дядей Мишей, иди отремонтируй краны, потому что все время течет вода».

Дима направился к противоположной стене комнаты и, взяв кубик, стал «чинить» кран».

Одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи. Как показывает исследование А.А. Анциферовой, сюжет игр типа «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», « Мамин праздник», « Праздник в семье», «День рождения куклы» является основной формирования ценных нравственных чувств (гуманность, любовь, сочувствие и др.» Например , одна из любимых игр детей « как будто мамы нет дома».

Стасик. Я – дедушка. Я на работу пошел. У нас там ясли строятся.

Вадим. Давай отнесем Алину в ясли.

Ваня. А кто с ней будет?

Стасик. Воспитатель. ( Берет куклу Алину и передает ее воспитателю, а через некоторое время забирает куклу).

Стасик. Уже вечер. Скоро мама придет с работы.

Вадим. Ты принес Алину? Будем сейчас ужинать.

Ваня. У меня уже все готово, давайте ужин Алине (ставит на стол тарелку с едой).

Все поели, благодарят дедушку: « спасибо. Дедушка!»

Стасик. Я в магазин пойду, что-то куплю Алине.

Ваня. Выключи телевизор, дочке спать пора.

Большой интерес и в старшем дошкольном возрасте дети проявляют к играм « Путешествие по реке (озеру, морю и др.)»



Зоопарк.

Игра начинается с постройки зоопарка. Одна группа детей занимается строительством клеток, бассейна, кухни, кабинета для ветеринарного врача; другая – в разных местах групповой комнаты сооружает заповедники, уголок пустыни, Северного полюса, тайги т. д. строят дружно, с большим интересом, ведя оживление разговоры: сколько зверей можно разместить в зоопарке? Кто из них самый сильный? Как спит лошадь? Какие животные самые интересные? и др.

Когда все готово приему необычных гостей, проводники получают от директора зоопарка путевые листы с указанием маршрута путешествия и количества необходимых для зоопарка животных.

Директор (Коля). Товарищи проводники, вы куда поедете за животными?

Женя. Я – в пустыню за верблюдами.

Максим. А я за медведями, в тайгу.

Миша. Я – в черное море за дельфином.

Директор. Подает мальчикам путевые листы.

Директор. Один из вас пусть отловит для зоопарка верблюда, а другой будет ловить медведей.

Проводники выбирают соответствующий вид транспорта и разъезжаются в разные заповедники: один за верблюдами в пустыню поездом, а другой – за медведями в тайгу самолетом, третий – за дельфином в черное море на пароходе.

А в зоопарке дети продолжают трудиться. Все готовятся к встрече животных: рабочие устраивают клетки, моют пол, повара продумывают дневной рацион питания, врач готовит лекарства.

Вскоре к зоопарку подъезжают проводники Женя и Максим. Их встречают директор зоопарка и врач. Врач Полина осматривает животных и с удовольствием сообщает, что они здоровы и их можно впустить в зоопарк. Расспросив о путешествии и самочувствии животных, директор спрашивает, уточняет сколько зверей привезли.

Директор. Вы – хорошие проводники. Теперь животных нужно разместить и покормить.

Максим размещает медведей в прохладную клетку, а Женя устраивает верблюдов на одной из солнечных площадок зоопарка. Затем они просят рабочих покормить животных, а сами отправляются отдыхать перед новым рейсом.

Дети играю долго, с большим удовольствием и интересом. Каждый занят своим делом: кто моет клетки, кто выводит зверей гулять, кто организует экскурсию для малышей и т. д. играют дети до тех пор, пока не закрывается на «санитарный день».

Игра в « Зоопарк» становится для детей увлекательной коллективной деятельностью. Воспитатель поддерживает эту игру и помогает играющим развивать ее содержание. Появляются новые роли (экскурсовод, электрик, дрессировщик и др.).

Известно, что труд людей на реке является типичным для многих городов нашей страны. Поэтому ознакомление детей с рекой в старшем дошкольном возрасте даёт возможность показать связь труда речников родного края с трудом людей разных профессий. Доступность наблюдения этого труда даёт возможность детям представить и сам процесс труда, и взаимоотношения в нём взрослых.

Роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотношениях речников. Работа в старшей и подготовительной группах проводилась по приведённому ниже плану. 



Ознакомление

с окружающими

и развитие речи


Художественная

литература

 


Художественная

деятельность



Игрушки

и атрибуты



Старшая группа

Экскурсии в порт, на теплоходе по Днепру. Формирование представлений о порте, о слаженном труде членов команды теплохода (раскрыть увлекательные и трудные стороны их профессии).

Беседы о труде взрослых. Закрепить представление детей о труде взрослых на теплоходе, их взаимоотношениях.

Вызвать добрые чувства, желание подражать смелым и дружным речникам.

Экскурсия к речному вокзалу. Закрепить представления детей о труде взрослых на речном вокзале, показать его значимость в жизни людей города (труд кассира, продавца, дежурного).

Рассматривание картины «На Днепре» (серия «Картины из окружающей жизни», авт. В. Бойко, Г.Головань, Л.Остапович; худ. М Чернокапский). Углублять представления детей о своей реке, о речном транспорте ( пассажирском и грузом), овидах труда взрослых на этом транспорте. Воспитывать у детей чувство гордости за свой край, за его тружеников.


Чтение отрывков, рассматривание иллюстраций из книг М. Маркова « Про Топку-моряка», В. Маяковского «Кем быть»; С. Сахарного «Два радиста». Чтение отрывков из книги Б. Житкова «Что я видел».

 

 



 

 

 



 

 

 



Чтение отрывков из книги С. Козлова «В порту».

Конструирование из строительного материала судна, здания речного вокзала, причала.

 

 



 

Изготовление альбома о судах на Днепре, о труде речников.

 

 

 



 

 

 



 

Тематическое рисование «Наш порт», постройки порта, лепка судов.



Различные суда: баржи, лодки, катера, теплоходы, ракеты, самоходки.

 

 



 

 

Бинокль, штурвал, рупор, якорь, спасательные круги, трап, мачта.



 

 

 



 

 

Фуражка капитанская, бескозырка.



 В старшей группе дети узнают, что такое порт. Во время экскурсии воспитатель рассказывает детям о том, что порт - специальное место для стоянки судов. Территория порта большая. Его сооружения располагаются и на берегу, и на воде. Дети наблюдают прибытие и отправление от причалов грузовых и пассажирских судов.

При последующих посещениях порта дети наблюдали пассажирский теплоход. Они осматривали его, повторяли название отдельных частей судна (борт, нос, капитанский мостик, трап, мачта). Здесь же дети наблюдают за работой матросов (матрос убирает и подаёт трап, делает приборку на палубе, объясняет пассажирам, ка сойти на причал). При наблюдении за работой матросов воспитатель обращает внимание детей на слаженность их действий, взаимопомощь, чёткое выполнение всех команд капитана. Заботливое отношение к пассажирам.

Общение детей с капитаном помогают детям узнать, куда можно плыть по Днепру из нашего порта и откуда прибывают суда.

С целью обогащения представлений детей о труде взрослых в речном порту они также наблюдают работу кассира, продавцов буфета, книжного киоска, работников почты, дежурного по вокзалу. При этом воспитатель подводит детей к мысли о важности труда людей разных профессий.

Проведение экскурсий способствует обогащению знаний детей, пробуждать у них любознательность. Однако для более глубокого осознания труда речников, их взаимоотношений одних наблюдений недостаточно. Особое место занимает художественная литература, позволяющая дать ребёнку достоверные знания, через призму которых он осознаёт наблюдаемые в жизни явления. Приведём пример занятия, в ходе которого были использованы отрывки из книг М. Маркова «Про Топку-моряка», Ф. Льва «Мы плывём на самоходке».

Самый главный на судне - капитан. Ему подчиняются все члены команды. Он стоит на капитанском мостике, который называется ходовым: отсюда управляют ходом судна. Здесь и руль поворачивают, и тут все приборы, по которым можно определить, где находится теплоход, когда берегов не видно.

Капитан видит впереди сигнальные огни - белый и зелёный. Он знает, что это идёт навстречу самоходка с нефтью. А если видит только белый огонёк, это значит, что идёт пассажирское судно.

Капитан видит: вдали мигает зелёный огонёк. Он знает, что это маяк на берегу. Капитан должен много знать.

После чтения, рассматривания иллюстраций дети отвечают на вопросы: Кто главный на судне? Кто подчиняется капитану? Что видит капитан с ходового мостика? Как он узнаёт, какие суда идут навстречу?

Воспитатель: Вот ты, Андрей, капитан, видишь? Навстречу идёт судно, а на матче белый огонёк. Что это за судно?

Андрей: Это пассажирский теплоход.

Воспитатель: Правильно. Коля, а если на матче были бы белый и зелёный огоньки?

Коля: Это бы самоходка. Она возит нефтепродукты.

При рассматривании иллюстраций, изображающих различные суда, детям ставятся вопросы: Какие бывают грузовые суда? Что они перевозят?

Полученные знания прежде всего отражаются в конструктивной деятельности (постройки судов, причалов, вокзала).

Для обогащения игровых действий используются беседы и рассказы детей об играх. В процессе рассказывания актуализируются детские представления, усиливается работа воображения, возникают творческие игровые замыслы, совершенствуется речь детей. Установление связи между занятиями, где дети рассказывали о своих играх, с игровым творчеством, взаимообогащает игровую и познавательную деятельность дошкольников.

Детям, например, предлагается рассказать, как они играли бы с игрушками (в набор входят катера, теплоходы, машины).

Юра: Со Славой я стал бы строить причал. А потом возил машиной руду на самоходку. Самоходка везла бы руду по Днепру.

Женя: Мы с Яном построили бы причал. А потом на барже везли продукты в пионерский лагерь.

Эдик: Я бы вместе с Вадимом, Яном и Славой построил порт грузовой и пассажирский. По реке плыла бы баржа с рудой, мы бы её встречали и разгружали. А машинами везли бы руду на наши заводы.

Вопросы воспитателя, обращенные к детям в ходе игры, также способствуют её обогащению и развитию. Так, построен порт, баржа. Вопрос «Куда же баржу буксируют? Что она везёт?» заставляет детей вспомнить, что они знают о движении по Днепру. Эффективным приёмом руководства детской игрой является использование карты-схемы Днепра.

Чтобы закрепить у детей интерес к реке, к движущемуся по ней транспорту дети рассматривают иллюстрации, воспитатель читает художественную литературу.

Составление детьми рассказов на тему «Какие суда мы видели на Днепре» способствует систематизации детских впечатлений. Приобретенные детьми знания находят отражение в лепке, рисовании, конструировании. Дети рисуют, лепят, строят не просто суда, а теплоходы, самоходки, ракеты, танкеры. Все вылепленные из разноцветного пластилина суда имеют разные «огни».

Есть ребята, которых в играх привлекает главным образом возможность строить. Там самым игра «Порт» объединяет детей, любящих конструировать. Приводим пример одной из таких игр.

Андрей, Слава, Витя строили порт. Здание речного вокзала, книжный киоск, магазин, кассу, причал. Длинные пластины изображали Днепр. Ира, Юля, Витя построили теплоход и разместили на нём «пассажиров» - кукол. В процессе строительства у детей появлялось необходимость посоветоваться друг с другом, помочь товарищу.

Представления о труде команды теплохода, о том, куда можно плыть, обогащают игру новым содержанием. «Капитан» следит за порядком на судне, чётко отдаёт приказы, контролирует их выполнение. В игре дети отражают дружную работу команды: на остановках «боцман» руководит уборкой на корабле, «матросы», выполняя его распоряжение, усердно делают приборку на палубе, «кок» вовремя кормит команду обедами, судовой «врач» осматривает команду. В этой игре дети имеют возможность объединять несколько сюжетных линий. Появляются «почта», «магазин», медпункт» и др.

Игра «Путешествие по Днепру» объединяла несколько групп детей. Одни строили теплоход, другие-порт, третьи работали в порту, четвёртые составляли команду судна и пассажиров, готовясь к путешествию. Вместе с тем в такой игре каждый имеет возможность действовать в соответствии со своими интересами, умениями, навыками. В играх дети шли к достижению социального значимых целей (построить причал для пассажиров, встретить гостей, помочь рыбакам и т.д.).

В результате развития игры, отражающей знания детей о характере труда речников родного края, их взаимоотношениях, интерес детей к содержанию труда становится все более широким.

В подготовительной группе идет дальнейшее развитие содержания игры в «путешествия». Воспитатель уточняет и расширяет жизненные представления детей, формирует представления о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых в порту для городов и сел республики, страны. Так, в детских садах Запорожья детям рассказывают, что суда привозят в город руду, лес, щебень. Из руды, например, на металлургических заводах выплавляют металл, из которого делают станки, машины, посуду. Всю эту продукцию отправляют в города, села, поселки нашей страны. Воспитатель в беседе обобщает: «Очень нужны нам такие суда. Без них не смогли бы работать заводы, фабрики нашего города. Вот представьте, дети, что в наш город не привезли лес или песок. А из нашего порта не повезли в другие города металл, хлеб. Что было бы тогда?» Обобщая высказывания детей, воспитатель говорит: «Правильно, порт нам нужен. Города и села нашей страны помогают друг другу. Из нашего порта, как и из многих портов страны, отправляются нужные грузы в города и села, где их очень ждут».

В игре «Путешествие по Днепру» сочетается несколько форм детской деятельности: лепка, рисование, труд, ролевая и строительная игры. Одни лепят теплоходы, баржи, овощи или становятся пассажирами, речниками, жителями воображаемых городов; другие строят причалы, речные суда и т. д.

Это дает возможность детям, перестраиваться и примыкать к тем или иным группам играющих, исходя из собственных интересов.

Игра будит в детях любознательность, желание как можно больше узнать.

Дети решили отправиться в путешествие по Днепру. Первая группа лепила машины, вторая — строила причал и самоходку.

«Капитан» самоходки Андрей перед погрузкой машин звонит на завод: «Товарищ директор, где же машины? Самоходка уже готова к отплытию».

Саша руководит погрузкой. Он командует: «Осторожно, не испортите машины, им еще далеко плыть». Машины аккуратно ставят на самоходку подъемным краном (дети очень бережно относятся к продуктам своей деятельности).

«Грузчики» помогают их установить. «Капитан» Андрей дает команду «матросам»: «Полный вперед!».

Самоходка отправляется в путь. По пути следования она начинает тонуть — пробоина. «Матросы» ныряют в воду, сваривают дно самоходки. Один из них говорит: «Вот и все в порядке, ни одной машины не пропало».

В игре «Путешествие по Днепру» дети брали на себя несколько ролей. В старшей группе это были в основном роли речников. В длительной коллективной игре нашли отражение самые существенные стороны трудовой жизни людей родного края, направленность их действий и поступков. В играх дети выходили далеко за пределы родного края, в широкий мир родной страны.

Однако детскому восприятию в старшем дошкольном возрасте доступен не только непосредственно наблюдаемый труд взрослых, но и более сложный производительный труд, осознание его общественной значимости.

Мы надеемся, что разработанные нами игры, помогут развитию у ребенка правильной речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.

Таким образом, развитие характерных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.

В заключение напомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Игра, имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

 

Литература

1. Агаева Е. Л, Брофман В. В, Булочева А. И, и др.; Под ред. Дьяченко О. М. Агаевой. Чего на свете не бывает? – М: Просвещение 1991.- 64 с.

2. Бойченко Н. А, Григоренко Г. И, Коваленко Е. И, Щербакова Е.И. Сюжетно – ролевые игры дошкольников. – К.: Рад. школа, 1982. – 112 с.

3. Михоленко Н.Я, Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд, испр. – М: Издательство « Гном и Д», 2001. – 96 с.

4. Тверитина Е.Н, Барсукова Л. С; Под ред. Васильевой. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях – М.: Просвещение, 1986 – 112с.

Консультация учителя-логопеда Кесслер Елены Стасио для воспитателей МАДОУ № 6

Консультация учителя-логопеда Кесслер Елены Стасио для воспитателей МАДОУ № 6

«Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми в младшем дошкольном возрасте»

Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано   с рядом условий: наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения с взрослым, развитием самостоятельности детей.

Игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки т.п. Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи.

По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающий уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, варит суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольное платье в игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом.

Сначала воспитатель сам разыгрывает такой «двухфазный» сюжет на глазах у детей. При последующем повторении игры он подключает к игре 1-2 малышей: «Коля, я зайку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?» и т.п.

На этом этапе работы воспитатель должен наряду с сюжетными игрушками   вводить в совместную игру с детьми предметы заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т.п.).

Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предметами и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием дл появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.

Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль «доктора»: «Я доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. Теперь послушаю тебя. У тебя ангина».

Игра повторяется, естественно, привлекая внимание детей. Теперь детей можно вовлечь в нее: «Лена твоя дочка заболела? Веди ее в больницу; Я доктор. Полечу ее». Процедура «лечения» может, повторяется с 2-3 куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу.

Также наравне с куклами воспитатель может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Рома, давай, как будто ты заболел и тоже пришел в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашивает детей: «Кто хочет быть доктором? Вася! Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей».

Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями.

Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.

Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале 2-3 детей, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир ездит в ней; врач лечит больного, а парикмахер стрижет маму и т.п. Такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.

Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада является:

1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.

2. Развитие и обогащение сюжетов игры.

3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.

Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя роль: мамы, врача, шофера и т.п. Это дает возможность объединить несколько детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направленно также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками.

По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновение сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры.

  

Консультация учителя-логопеда Кесслер Елены Стасио для воспитателей МАДОУ № 6

«Сюжетно–ролевая игра в жизни малышей»

Самая любимая и основная деятельность в младшей группе – это конечно игра. Она развивается на протяжении всего года. В начале года – это узнавание, в конце – самостоятельность и творчество. На четвёртом году жизни ребёнка, игра начинает приобретать статус ведущей деятельности. В игре зарождаются предпосылки новых видов деятельности. Происходит переход от сюжетно – отобразительной игры к сюжетно – ролевой.

И наконец, наступает период собственно – ролевой игры, где малыши начинают моделировать знакомые ему трудовые и социальные отношения. Главные сюжеты малышей « Дочки – матери», «Гости».

Чем же привлекает малышей сюжетно – ролевая игра? Ну, прежде всего, это конечно предметы (коляска, машина, кукла, зайка), с которыми можно выполнять действия (куклу уложить спать, машину помыть, перевезти на ней груз и т. д.). Ребёнок сначала просто манипулирует с предметами и получает от этого удовольствие. Постепенно, он раскрывает содержание нравственной стороны «позаботиться о ком – то». Малыш учится отображать жизнь и деятельность, взаимоотношения взрослого с ребёнком, с животным, с машиной в соответствии с нравственным смыслом поступка, обозначаемого игровым воображением.

Возьмём сюжет игры « Дочки – матери». Малыш выполняет очень короткую деятельность (моет руки кукле и укладывает её спать», потом ещё дополняет действие (варит еду), потом ещё (кормит дочку) и так далее. Так развивается умение связывать несколько действий и выполнять их друг за другом (шофёр моет машину, заправляет её бензином, нагружает грузом, перевозит в другое место). В течении дня ребёнок наблюдает за трудом взрослого (это семь трудовых процессов няни), Вместе с воспитателем рассматривает картинки с изображением заботы о животных, о машинах, о детях, обозначает результаты их деятельности – это побуждает его к подражанию хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательные взаимоотношения с другими детьми. Малыши объединяются по своей инициативе, ходят друг к другу в гости, хозяин дома готовит для каждого еду, угощает щедро, а гость со своим ребёнком дарит подарки, читает стихи, рисует рисунки – идёт подражание празднованию дня рождения.

Предлагая детям вариативные размеры кукол, машин и других предметов, о которых малыш может «заботиться», мы тем самым ставим его в нестандартные ситуации. В игре ребёнок берёт на себя выполнение нравственного урока, который он выполняет с помощью решения разнообразных задач (речевых, эстетических, математических, конструктивных и т. д.) интегративно. Создавая игровой образ, ребёнок подбирает предметы для куклы в соответствии с её размером: постельные принадлежности по ширине, длине дочки. При конструировании стола, стула их высота определяется высотой строительного материала, столешницу для стола ребёнок выбирает на уровне эмоций (какая нравится).

Сознательное обозначение своего отношения к кукле ребёнок формулирует в самооценке созданного образа, а это результат игры (я чисто вымыла ей руки, она не заболеет, я позаботилась о дочке, я заботливая мама).

В начале года инициатор и организатор сюжетно – ролевой игры воспитатель, спустя три месяца инициатива принадлежит ребёнку. Мальчики с удовольствием заботятся не только о машинах, но и о куклах, а девочки наоборот.

В первой половине года малыши играют рядом, а во второй половине проявляют интерес, доброжелательное и внимательное отношение к игре товарища. У детей развивается умение договориться о том, во что и как играть, развивается привычка отзываться на просьбу. Благодаря целенаправленному обучению каждый ребёнок овладевает данным видом игры на уровне самостоятельности. Дети объединяются в подгруппы благодаря самодеятельности сюжетно – ролевой игры. Происходит переход от игры рядом к игре вместе «Гости».



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал