Методические рекомендации Об организации создания и поддержания в готовности систем оповещения, связи, автоматизированных систем управления при выполнении мероприятий гражданской обороны



страница1/6
Дата09.03.2017
Размер1.2 Mb.
Просмотров615
Скачиваний1
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6



Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий
Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу
Утверждены приказом

Главного управления МЧС

России по г. Санкт-Петербургу

от 30.03.2009 года № 131



Методические рекомендации
Об организации создания и поддержания в готовности систем оповещения, связи, автоматизированных систем управления при выполнении мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург


2009
Введение

Первоочередным в комплексе мероприятий по гражданской обороне (далее ГО), защите населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обеспечение создания и поддержания в готовности систем оповещения, связи и управления.

Оповестить население означает: своевременно предупредить его об опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и организаций, а также населения на территории города заранее установленных сигналов, распоряжений и информации относительно возникающих угроз и порядка действий в создавшихся условиях. Для решения задач оповещения на всех уровнях создаются специальные системы централизованного оповещения. Следует подчеркнуть, что промедление с задействованием систем оповещения в значительной мере снижает эффективность защитных мероприятий и может привести к неоправданным жертвам и потерям среди населения.

Управление мероприятиями по гражданской обороне, защите населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечивается с использованием систем связи и автоматизированных информационных систем. Устойчивость управления в решающей степени определяется наличием и состоянием средств связи и автоматизированных информационных систем, размещённых на различных пунктах управления и у соответствующих должностных лиц.

В основу методических рекомендаций положены требования действующего законодательства, нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций по рассматриваемым вопросам.

Рекомендации предназначены для использования должностными лицами Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу, исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, муниципальными образованиями, другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В рекомендациях представлен материал по широкому кругу практических вопросов для органов управления и должностных лиц различных категорий, ответственных за создание и поддержание в готовности систем оповещения, связи и управления при выполнении мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Санкт-Петербурга.

Рекомендации могут быть использованы учебно-методическим центром, курсами ГО, учебно-консультационными пунктами, проектными организациями, другими организациями в рамках единой системы подготовки населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.



1. Организация создания и поддержания в готовности систем оповещения при выполнении мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Санкт-Петербурга.

1.1. Общие положения.

Настоящий раздел рекомендаций разработан в целях реализации требований нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы организации оповещения в соответствии с приложением 1.

В соответствии с положениями статей 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", статей 11 и 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения, обеспечение своевременного оповещения и информирования, является составной частью комплекса мероприятий, проводимых исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

Системы оповещения создаются:

на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (на всей территории Санкт-Петербурга);

на муниципальном уровне – местная система оповещения (на территории районов Санкт-Петербурга);

на объектовом уровне – система оповещения объекта (на потенциально опасных объектах, объектах с количеством работающих 200 человек и более, а также на объектах, где происходит массовое пребывание и проживание людей (вокзалы, универмаги, рынки, торгово-развлекательные центры, гипермаркеты, спортивно-оздоровительные центры, стадионы, бизнес-центры, учебные заведения, объекты социального обеспечения, здравоохранения, жилого назначения - ТСЖ, ЖСК, ЖК, УК и др., театры, музеи и т.п., независимо от форм собственности).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.



1.2. Региональная автоматизированная система централизованного оповещения Санкт-Петербурга.

С целью обеспечения своевременного оповещения и информирования населения Санкт-Петербурга об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, должна быть создана и поддерживаться в постоянной готовности к использованию региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга (далее РАСЦО).

Мероприятия по обеспечению функционирования РАСЦО определяются в Положении о системах оповещения населения Санкт-Петербурга (далее Положении) и утверждаются соответствующим постановлением Правительства Санкт-Петербурга.

В Положении устанавливается единый порядок и необходимые меры по всему комплексу мероприятий, связанных с обеспечением создания, поддержания в готовности и развития РАСЦО, обеспечения своевременного оповещения и информирования населения Санкт-Петербурга.



1.2.1. Предназначение и основная задача РАСЦО Санкт-Петербурга.

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения является составной частью системы управления гражданской обороной и мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Санкт-Петербурга.

РАСЦО представляет собой организационно-техническое объединение оперативных дежурных служб органов управления, средств связи и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи Санкт-Петербурга.

РАСЦО предназначается для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС) и населения Санкт-Петербурга об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сигнал оповещения ГО – это условный сигнал, передаваемый в системе оповещения и являющийся командой для осуществления определенных мероприятий органами, осуществляющие управление гражданской обороной, службами и силами ГО, населением.

Основной задачей РАСЦО Санкт-Петербурга является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения до:



  • руководящего состава гражданской обороны Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС;

  • Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу;

  • исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее Уполномоченного органа);

  • дежурных служб Губернатора Санкт-Петербурга и Администраций районов Санкт-Петербурга;

  • дежурно-диспетчерских служб (далее ДДС) организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

  • ДДС специально подготовленных сил и средств Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС;

  • ДДС объектов (организаций), подключенных в РАСЦО;

  • населения, проживающего на территории Санкт-Петербурга.

1.2.2. Порядок оповещения населения Санкт-Петербурга и использования РАСЦО.

Основной способ оповещения населения Санкт-Петербурга - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Передача информации и сигналов оповещения должна осуществляться по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания Санкт-Петербурга с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Порядок использования РАСЦО, организации, привлекаемые к обеспечению оповещения, определяются в Положении о системе оповещения населения Санкт-Петербурга.

Распоряжение на задействование РАСЦО населения Санкт-Петербурга отдаётся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Речевая информация длительностью не более 5 минут передаётся населению, как правило, из студий телерадиовещания. Допускается 3-х кратное повторение передачи речевой информации.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС, населения Санкт-Петербурга.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования.

Перечень сигналов оповещения населения приведён в приложении 6.

В соответствии с установленным порядком использования РАСЦО разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, привлекаемых к обеспечению оповещения населения Санкт-Петербурга (потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания), утверждаемые руководителями этих организаций. Инструкции должны быть согласованы с Главным управлением МЧС России по г. Санкт-Петербургу и исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Непосредственные действия (работы) по задействованию РАСЦО систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.

В случае угрозы возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Санкт-Петербурга при задействовании РАСЦО целесообразно соблюдать следующую последовательность:


  • Приводятся в готовность средства РАСЦО населения Санкт-Петербурга:

Система электросиренного оповещения;

Сеть проводного вещания города (абонентская сеть и сеть уличных громкоговорителей);

Система оперативного перехвата каналов радиовещательных и телевизионных станций;

Комплекс задействования систем оповещения объектов, подключённых в РАСЦО;

Автоматизированные системы оповещения по телефонным линиям;

Резервные мобильные средства оповещения (передвижные усилительные станции и носимые средства оповещения).



  • Уточняется текст речевого сообщения для оповещения населения Санкт-Петербурга о складывающейся обстановке и необходимых действиях.

  • Оповещаются средства массовой информации (организации), осуществляющие информирование населения о складывающейся обстановке.

  • В соответствии с распоряжением исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (Уполномоченного органа) производится оповещение населения Санкт-Петербурга.

  • Определяются мобильные технические средства оповещения, привлекаемые для оповещения населения в районе ЧС громкоговорящими установками на подвижных средствах.

  • Уточняется обстановка по оповещению в районе ЧС. Отдаются распоряжения по организации оповещения в районе ЧС и привлечению дополнительных средств оповещения.

  • Производится подготовка и выдача предложений в проекты распоряжений Губернатора Санкт-Петербурга (председателя КЧС и ПБ) по организации оповещения.

Характеристики основных технических средств оповещения, перечень радиовещательных станций и телевизионных каналов приведены в приложениях 2, 3.

В целом, РАСЦО населения Санкт-Петербурга должна обеспечить доведение сигналов и информации оповещения до 95 % населения Санкт-Петербурга за 30 минут и выполнить задачу по своевременному оповещению и информированию населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постоянно действующие органы управления Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС.

Для обеспечения надежности и устойчивости функционирования РАСЦО планируются и реализуются следующие мероприятия:


  • Организация круглосуточного дежурства технического персонала на основных объектах системы, что обеспечивает задействование средств оповещения в любое время суток.

  • Организация и поддержание в готовности линий (каналов) для управления средствами РАСЦО. Взаимное резервирование элементов и линий управления РАСЦО.

  • Создание и поддержание в готовности запаса мобильных средств оповещения.

  • Плановое проведение технических проверок готовности к задействованию линий управления и оборудования.

Цели проверок:

поддержание средств РАСЦО в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению;

совершенствование навыков должностных лиц дежурных служб при задействовании РАСЦО;

оценка состояния и принятие решений по совершенствованию способов и сокращению времени задействования РАСЦО;

информирование населения Санкт-Петербурга о проводимых проверках.


  • Организация технического обслуживания средств РАСЦО в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения. Для обеспечения эксплуатационно-технического обслуживания линий управления, оборудования РАСЦО в бюджете Санкт-Петербурга ежегодно должны предусматриваться финансовые средства. Эксплуатационно-техническое обслуживание организует Уполномоченный орган.

  • Обслуживание оборудования, предназначенного для передачи сигналов и информации оповещения, специально подготовленным квалифицированным техническим персоналом.

1.2.3. Организация эксплуатационно-технического обслуживания и технических проверок готовности систем оповещения населения Санкт-Петербурга.

Постоянная готовность к использованию систем оповещения достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения.

Эксплуатационно-техническое обслуживание включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности технических средств оповещения, выполняемых в период их использования по назначению.

К мероприятиям эксплуатационно-технического обслуживания относятся:

техническое обслуживание;

текущий ремонт;

планирование и учет эксплуатации и ремонта.

Общее руководство эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения осуществляет исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее Уполномоченный орган).

Эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения осуществляется организациями связи, операторами связи или организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание на территории Санкт-Петербурга на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На эксплуатационно-техническое обслуживание организациям связи, операторам связи или организациям, осуществляющим теле- и (или) радиовещание, Уполномоченным органом или организациями объектового уровня передаются по актам технические средства оповещения РАСЦО (организации) , находящиеся в исправном (работоспособном) состоянии, имеющие полный комплект эксплуатационно-технической документации, средства измерений, запасные части, инструмент и принадлежности (далее - ЗИП).

Списание и утилизация технических средств оповещения осуществляются Уполномоченным органом и организациями объектового уровня в установленном порядке.

Своевременное и качественное выполнение работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения достигается:

планированием эксплуатационно-технического обслуживания;

систематическим контролем за техническим состоянием и готовностью систем оповещения к использованию по предназначению;

своевременным и полным обеспечением технических средств оповещения ЗИП;

качественным метрологическим обеспечением;

высокой профессиональной подготовкой специалистов по эксплуатационно-техническому обслуживанию и текущему ремонту;

непрерывным и эффективным управлением силами и средствами эксплуатационно-технического обслуживания и текущего ремонта;

наличием достоверных сведений о техническом состоянии технических средств оповещения;

изучением и обобщением опыта эксплуатационно-технического обслуживания, внедрением прогрессивных методов технического обслуживания и текущего ремонта.

Организация эксплуатационно-технического обслуживания, контроль за состоянием и поддержанием технических средств оповещения в постоянной готовности к использованию по предназначению осуществляется Уполномоченным органом и организациями объектового уровня.

Подготовка специалистов по техническому обслуживанию технических средств оповещения организуется и проводится Уполномоченным органом по заявкам руководителей организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, а также организаций объектового уровня на территории Санкт-Петербурга.

Планирование эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения организуют должностные лица Уполномоченного органа и организаций объектового уровня.

Контроль технического состояния технических средств оповещения осуществляется должностными лицами или комиссиями в соответствии с планами основных мероприятий Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу, Уполномоченного органа и организаций объектового уровня.

Проверки технического состояния технических средств оповещения должны проводиться, как правило:

федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны - не более одного раза в пять лет;

Главным управлением МЧС России по г. Санкт-Петербургу - не более одного раза в три года;

Уполномоченным органом - не более одного раза в год;

комиссией (должностными лицами), назначенной руководителем организации на объектовом уровне – не менее 2 раз в год.

С целью поддержания систем оповещения в постоянной готовности к использованию по назначению проводятся следующие виды проверок:

комплексная техническая проверка готовности РАСЦО с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения Санкт-Петербурга;

техническая проверка готовности РАСЦО к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения;

комплексная техническая проверка готовности системы оповещения на уровне объекта;

внеплановая техническая проверка готовности РАСЦО (отдельных технических средств оповещения) к задействованию.

Комплексные технические проверки РАСЦО населения Санкт-Петербурга должны проводиться не реже одного раза в год комиссией в составе представителей Уполномоченного органа, Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, принявших технические средства оповещения на эксплуатационно-техническое обслуживание.

План проведения комплексной технической проверки РАСЦО населения Санкт-Петербурга разрабатывается Уполномоченным органом и утверждается Губернатором Санкт-Петербурга.

Результаты комплексной проверки оформляются актом. Акт утверждается Губернатором Санкт-Петербурга.

Технические проверки готовности РАСЦО к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения проводятся ежемесячно в соответствии с разрабатываемым графиком на очередной год. График утверждает вице-губернатор Санкт-Петербурга – председатель Комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС и ПБ) на территории Санкт-Петербурга. Результаты проведения технических проверок оформляются актом. Акт утверждается вице-губернатором – председателем КЧС и ПБ (руководителем Уполномоченного органа).

Комплексная техническая проверка готовности системы оповещения на уровне объекта проводится ежемесячно в соответствии с разрабатываемым на объекте графиком на очередной год. Результаты проведения технических проверок оформляются актом. Акт утверждается руководителем объекта.

По результатам технических проверок принимаются меры по устранению недостатков.

Перед проведением вышеуказанных проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения и информирования населения (персонала) о предстоящей проверке.

Виды проверок, периодичность их проведения и содержание представлены в таблице приложения 4. Вид специальной телевизионной заставки показан в приложении 5.



1.3. Организация создания и поддержания в готовности систем оповещения на территории районов и муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Выполнение мероприятий оповещения и информирования населения на территории районов Санкт-Петербурга предусматривается в соответствующих разделах планирующих документов по управлению мероприятиями ГО и мероприятиями по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными направлениями деятельности администраций районов Санкт-Петербурга в этой области являются следующие:


  • обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, проживающего на территории района Санкт-Петербурга (в том числе в районах размещения потенциально опасных объектов);

  • создание, обеспечение сохранности и поддержание на территории района в готовности средств региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее РАСЦО) Санкт-Петербурга, принятие мер по модернизации и совершенствованию этих средств;

  • организация и обеспечение оповещения руководящего состава гражданской обороны района Санкт-Петербурга и районного звена Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС;

  • организация и обеспечение оповещения дежурно-диспетчерских служб организаций жизнеобеспечения района Санкт-Петербурга, организаций, продолжающих работу в военное время, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, специально подготовленных сил и средств районного звена Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС;

  • организация мероприятий по созданию в подведомственных организациях систем оповещения и подключению объектов различного назначения в РАСЦО населения Санкт-Петербурга;

  • планирование и реализация мероприятий по созданию (освежению) запасов мобильных технических средств оповещения (далее МТСО) населения на местном уровне (в районе и муниципальных образованиях) и структурных подразделениях;

  • организация комплекса мер по созданию на территории района сегментов ОКСИОН, обеспечению установки специализированных технических средств оповещения и информирования в местах массового пребывания людей;

  • осуществляют координацию деятельности организаций, проводящих эксплуатационно-техническое обслуживание оборудования РАСЦО и организаций (независимо от формы собственности) на территории которых размещено оборудование;

  • организация создания, учета и контроля состояния локальных систем оповещения (далее ЛСО) в районах размещения потенциально опасных объектов на территории района, подключение (сопряжение) средств ЛСО в РАСЦО населения Санкт-Петербурга, планирование и проведение тренировок по задействованию средств ЛСО;

  • организация взаимодействия с прокуратурой района, Главным управлением МЧС России по г. Санкт-Петербургу для принятия действенных мер к руководителям потенциально опасных объектов, где работы по созданию и поддержанию в готовности ЛСО не организованы и не ведутся;

  • сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею;

  • разработка и реализация районных и муниципальных программ по реализации полномочий по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В администрации района, прежде всего, разрабатывается и вводится в действие Схема оповещения должностных лиц ГО и Комиссии по чрезвычайным ситуациям района.

Для оповещения объектов экономики, продолжающих функционирование в военное время, основных дежурно-диспетчерских служб района разрабатывается Схема оповещения организаций района по телефонам городской телефонной сети. Основу схемы составляют организации (5-10), которые являются головными по оповещению в районе. Ответственность за прием сигналов оповещения с верхнего звена управления и передачу сигналов (информации) до должностных лиц ГО и Комиссии по чрезвычайным ситуациям района, организаций (объектов экономики) возлагается на дежурную службу Главы администрации района.

Население района оповещается и информируется централизовано в рамках РАСЦО. При этом в соответствии с установленным порядком используются технические средства региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Санкт-Петербурга.

В удаленных и обособленных районах Санкт-Петербурга (Колпинский, Кронштадтский, Курортный, Петродворцовый, Пушкинский) может быть организационно предусмотрена и технически реализована возможность оповещения населения района по решению главы администрации от соответствующего пункта оповещения. В этом случае создаётся местная система оповещения на территории района Санкт-Петербурга.

Особая роль при оповещении населения на территории районов Санкт-Петербурга принадлежит запасам мобильных технических средств оповещения, создаваемым на местном уровне (в районе и муниципальных образованиях). Запасы мобильных технических средств оповещения используются для обеспечения своевременного оповещения населения при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) на территориях, не охваченных имеющимися средствами систем оповещения, в районах чрезвычайных ситуаций для управления проводимыми мероприятиями, а также для дублирования (резервирования) стационарных средств оповещения.

Кроме этого, для своевременного обеспечения оповещения населения района, должно быть предусмотрено использование громкоговорящих систем (далее ГГС) патрульных автомобилей РУВД. С этой целью администрацией совместно с РУВД района разрабатывается порядок использования средств ГГС патрульных автомобилей РУВД для оповещения и информирования населения района при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.



В целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов (далее ПОО) на территории района, администрация района Санкт-Петербурга планирует и реализует комплекс мероприятий по организации оповещения в районах размещения ПОО:

    • предусматривает мероприятия по обеспечению оповещения населения в районах размещения ПОО, где не созданы локальные системы оповещения ( далее ЛСО) и в том числе для дублирования оповещения указанного выше населения;

    • организует учет состояния ЛСО, контроль и выполнение планов поэтапного строительства ЛСО на всех ПОО, расположенных на территории района;

    • организует оформление паспортов на действующие ЛСО в районах размещения ПОО;

    • планирует и обеспечивает проведение проверок (тренировок) по задействованию средств ЛСО на ПОО;

    • организует проведение комплекса необходимых мероприятий по обеспечению сохранности, эксплуатационно-технического обслуживания технических средств ЛСО;

    • организует взаимодействие с прокуратурой района, Главным управлением МЧС России по г. Санкт-Петербургу для принятия действенных мер к руководителям ПОО, где работы по созданию ЛСО не организованы и не ведутся.

Определенная роль в решении вопросов обеспечения своевременного оповещения и информирования населения районов Санкт-Петербурга принадлежит внутригородским муниципальным образованиям. С этой целью предусмотрены расходные обязательства муниципальных образований в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности по организации в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Основными направлениями деятельности муниципальных образований в этой области являются следующие:

  • создание на территории муниципальных образований зоновых систем оповещения (со статусом объектовых) в местах массового скопления (проживания) населения;

  • участие в создании и обеспечении функционирования систем оповещения социально значимых организаций (предприятий, учреждений) в соответствии с Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга №182-р от 22. 02. 2000 года (образовательные заведения, учреждения здравоохранения, детские дома, интернаты, детские сады, оздоровительные лагеря, дома ребенка, престарелых, детского и юношеского творчества, дома культуры, общежития, клубы подростковые и т.п.);

  • участие в создании и обеспечении функционирования сегментов региональной подсистемы Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН) в местах массового пребывания людей на территории муниципальных образований (гипермаркеты, торгово-развлекательные комплексы, вокзалы, пассажирские терминалы, спортивные сооружения и комплексы, рынки, станции метрополитена, автовокзалы, парки отдыха, пляжи, музеи, объекты здравоохранения, образования и т.п.);

  • с целью своевременного оповещения населения в зонах ЧС, участие в приобретении подвижных пунктов управления, передвижных пунктов оповещения, оснащение их специальным оборудованием и мобильными средствами оповещения населения (звукоусилительные станции, системы громкоговорящей связи, мегафоны);

  • участие в оборудовании дежурных служб районов (муниципальных образований) автоматизированными системами оповещения по коммутируемым телефонным линиям (типа АСО-8,16).

С целью поддержания систем оповещения на территории районов Санкт-Петербурга в готовности к применению главы администраций районов совместно с органами местного самоуправления организуют и проводят следующие проверки:

  • контрольные проверки схем оповещения руководящего состава ГО, КЧС и ПБ района, руководящего состава муниципальных образований, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, находящихся на территории района в соответствии с имеющимся перечнем - не реже одного раза в месяц;

  • комплексные технические проверки готовности систем оповещения объектов, где происходит массовое пребывание и проживание людей (вокзалы, универмаги, рынки, торгово-развлекательные центры, гипермаркеты, спортивно-оздоровительные центры, стадионы, бизнес-центры, учебные заведения, объекты социального обеспечения, здравоохранения, жилого назначения, театры, музеи и т.п.) с включением оконечных средств оповещения – в соответствии с разрабатываемыми графиками;

  • комплексные технические проверки готовности ЛСО в районах размещения ПОО, находящихся на территории районов с включением оконечных средств оповещения, доведением проверочных сигналов (информации) оповещения до органов управления и населения – на каждом ПОО не реже одного раза в год.

В состав комиссий по проверкам систем оповещения должны быть включены представители Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу, Уполномоченного органа и ФГУП «РССП». Информация о сроках проведения проверок представляется в вышеперечисленные организации заблаговременно.

В целях обеспечения сохранности и поддержания на территории районов в готовности средств региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Санкт-Петербурга, принятия мер по модернизации и совершенствованию этих средств назначенные должностные лица администраций районов и муниципальных образований участвуют в проведении ежегодных комплексных технических проверок готовности РАСЦО с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения районов Санкт-Петербурга.



1.4. Организация создания и поддержания в готовности систем оповещения в организациях на территории Санкт-Петербурга.

1.4.1. Требования к системе оповещения объекта.

К основным обязанностям организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится оповещение работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создание и поддержание в готовности соответствующих систем оповещения.

В соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга №182-р от 22.02.2000г. «О создании Санкт-Петербургской территориальной подсистемы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» системы оповещения должны быть созданы на объектах с количеством работающих 200 человек и более, а также на объектах, где происходит массовое пребывание и проживание людей (вокзалы, универмаги, рынки, торгово-развлекательные центры, гипермаркеты, спортивно-оздоровительные центры, стадионы, бизнес-центры, учебные заведения, объекты социального обеспечения, здравоохранения, жилого назначения - ТСЖ, ЖСК, ЖК, УК и др., театры, музеи и т.п.), независимо от форм собственности.

Система оповещения (далее СО) объекта предназначена для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до:

- руководителей и персонала объекта;

- объектовых сил и служб;

- населения (посетителей) находящегося на территории объекта.

Требования к системе оповещения объекта на территории Санкт-Петербурга изложены в приложении 7. Перечень, разрабатываемых на объекте документов по вопросам организации оповещения представлен в приложении 8.

Системы оповещения объектов на территории Санкт-Петербурга создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего руководителя предприятия, организации и учреждения (руководителя ГО).

Создание системы оповещения объекта – важнейшая составная часть комплекса мероприятий для решения задач оповещения и информирования персонала указанных объектов и людей, находящихся на территории этих объектов в случае угрозы возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Во всех организациях для оповещения персонала, прежде всего, разрабатываются схемы оповещения по различным категориям и, как правило, по двум вариантам: для рабочего и нерабочего времени. К схемам оповещения можно предъявить два основных требования: минимизация времени, затрачиваемого на оповещение и обеспечение высокой надежности оповещения.

Первое требование предполагает следующее: схема должна быть разработана таким образом, чтобы время, затрачиваемое на оповещение, было минимальным.

Второе требование предполагает следующее: схема должна быть разработана таким образом, чтобы выпадение из цепочки должностного лица приводило, как можно, к меньшему числу не оповещенных лиц. Другими словами, схема оповещения должна обладать высокой степенью связности.

Фрагмент схемы оповещения представлен на рисунке:





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал