Методические рекомендации к выполнению практических работ по дисциплине «История» для II курса всех специальностей



Скачать 182.77 Kb.
страница1/8
Дата11.04.2017
Размер182.77 Kb.
Просмотров1497
Скачиваний1
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования (ССУЗ)

«Южно-Уральский государственный технический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине «История»

для II курса всех специальностей

очной и заочной форм обучения

Челябинск 2013




Методические рекомендации составлены на основе рабочей программе дисциплины «История» для всех специальностей СПО


ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

комиссией

протокол № ______

от «__»____________20___ г.
Председатель ПЦК

Варганова М.С.




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по УВР

__________ С.Л. Родионов



«__»_________2013 г..


Составитель: Варганова М. С., преподаватель Южно-Уральского

государственного технического колледжа




Рецензент:

Содержание

1.

Пояснительная записка

5

2.

Перечень практических работ

7

3.

Содержание отчета и требования к его оформлению

8

4.

Практическая работа №1.

Последний этап холодной войны, подведение итогов



9

5.

Практическая работа №2 СССР в конце 70-х начале 80 годов, оценка ситуации в стране

13

6.

Практическая работа №3 Преобразования в СССР 1985-1989, оценка преобразований

17

7.

Практическая работа №4

Периодизация современной истории



22

8.

Практическая работа №5

«Парад суверенитетов»



27

9.

Практическая работа №6

Политические кризис начала 90-х



31

10.

Практическая работа №7 События 1989-1991гг. в странах Восточной Европы

35

11.

Практическая работа №8

Конституционный кризис 1992-1993



39

12.

Практическая работа №9 Социально-экономическое развитие России в начале 1990-х годов

42

13.

Практическая работа №10

Обновление федерального устройства России



46

14.

Практическая работа №11

Международные отношения в начале 90-х годов



49

15.

Практическая работа №12 Экономическое развитие Российской Федерации в 1994—1999

54

16.

Практическая работа №13 Внутриполитическая ситуация в России 1994-1999

58

17.

Практическая работа №14 Внешняя политика РФ второй половины 1990-х годов

62

18.

Практическая работа №15 Ситуация в социальной и духовной сферах России 2 половины 90-х годов ХХ века

66

19.

Практическая работа №16 Политическая глобализация на рубеже ХХ-ХХ I века

72

20.

Практическая работа №17

Политическое развитие РФ 2000-2008 гг



73

21.

Практическая работа №18 Социально-экономические преобразования 2000-2008 года в РФ

77

22.

Практическая работа №19

Развитие культуры в первое десятилетие ХХ I века



79

23.

Практическая работа №20 Экономическое развитие мира и России с 2008 года

82

24.

Практическая работа №21

Президентство Д. Медведева



85

25.

Список литературы

87


Пояснительная записка
Дисциплина «История» входит в общий гуманитарный и социально- экономический цикл.

Дисциплина «История» направлена на формирование общих компетенций. Количество часов отведённых на дисциплину составляет 48 ч. Особенностью изучения данного курса является выделение времени на практическую работу студентов в объеме 44 часов.

Студенты в ходе освоения учебной дисциплины «История» должны:

уметь: - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:


- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков

( 20 и 21вв.) ;

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале ХХI веков;

- основные вопросы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Практические работы предназначены для обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний по дисциплине «История». У студентов формируется умение применять полученные знания на практике; реализовывать единство интеллектуальной и практической деятельности. Развивая интеллектуальные умения, будущих специалисты, учатся вырабатывать при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива, умение работать в коллективе.

Пособие включает в себя весь перечень тем практических занятий, рекомендации к их выполнению и рекомендованный список литературы.
Перечень практических работ





Тема практической работы

Кол

часов

1.

Последний этап холодной войны, подведение итогов

2

2.

СССР в конце 70-х начале 80 годов, оценка ситуации в стране

2

3.

Преобразования в СССР 1985-1989, оценка преобразований

2

4.

Периодизация современной истории

2

5.

«Парад суверенитетов»

2

6.

Политические кризис начала 90-х

2

7.

События 1989-1991гг. в странах Восточной Европы

2

8.

Конституционный кризис 1992-1993

2

9.

Социально-экономическое развитие России в начале 1990-х годов

2

10.

Обновление федерального устройства России

2

11.

Международные отношения в начале 90-х годов

2

12.

Экономическое развитие Российской Федерации в 1994—1999

2

13.

Внутриполитическая ситуация в России 1994-1999

2

14.

Внешняя политика РФ второй половины 1990-х годов

4

15.

Ситуация в социальной и духовной сферах России

2 половины 90-х годов ХХ века



2

16.

Политическая глобализация на рубеже ХХ-ХХ I века

2

17.

Политическое развитие РФ 2000-2008 гг

2

18.

Социально-экономические преобразования 2000-2008 года в РФ

2

19.

Развитие культуры в первое десятилетие ХХ I века

2

20.

Экономическое развитие мира и России с 2008 года

2

21.

Президентство Д. Медведева

2


Содержание отчета и требования к его оформлению

Практическая работа представлена в двух вариантах. Каждый вариант состоит из трех заданий.

Первое задание (часть А) состоит из трех вопросов, на которые необходимо дать полный развернутый ответ, с применением обществоведческих понятий.

Второе задание (часть В) - тестовые вопросы трех уровней. Первый уровень подразумевает выбор одного правильного ответа. Второй уровень - тестовые задания на соответствие. Третий уровень тестовых заданий, требуют применение анализа и сравнения.

Третье задание (часть С) – вопросы, требующие развернутого ответа, анализ документов и таблиц, решение кроссворда. Чтобы выполнить эти задания, студенты должны обладать определенными знаниями, применяя их на практике, используя логику, умение обобщать, анализировать и сравнивать.

На выполнение практической работы отводится 90 минут. Отчет о проделанной работе делается в тетради для практических работ. Отчет должен содержать в себе все задания, которые есть в практической работе. Каждое выполненное задание оценивается в один балл, все баллы суммируются. Если студент выполнил 50% всех заданий, он получает оценку «3». 70% выполненных заданий соответствует оценке «4». 90% выполненных заданий соответствует оценке «5».




Практическая работа №1

Последний этап холодной войны, подведение итогов.

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.
Вариант №1
Часть А


  1. Дайте определение понятию «Холодная война». Назовите причины ее возникновения.

  2. Составьте таблицу «Локальные конфликты, в которых участвовали СССР и США».

  3. Назовите причины затянувшегося конфликта между СССР и Китаем?


Часть В
1. Апогей разрядки международной напряженности относится к


1) началу 70-х гг.

2) середине 70-х гг.

3) началу 80-х гг.

4) середине 80-х гг.





2. В начале 70-х годов при содействии СССР прекратилась война в


1) Корее

2) Афганистане

3) Вьетнаме

4) Китае




3. Подписание первых крупномасштабных советско-американских документов по контролю над стратегическими вооружениями (ОСВ -1) относится к


1) 1970г.

2) 1971г.

3) 1972г.

4) 1974 г.





4. К событиям, означавшим переход от разрядки международной напряженности к конфронтации, НЕ относится

1) ввод советских войск в Афганистан

2) вмешательство СССР во внутренние дела ЧССР

3) начало развертывания советских ракет средней дальности

4) принятие программы мира
5. Результатом процесса разрядки международной напряженности в 1970-е годы было

1) установление сотрудничества СССР и НАТО

2) проведение в г. Хельсинки Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

3) прекращение вооруженных конфликтов

4) подписание договора об ограничении наступательных вооружений
6. Какое событие произошло позже остальных?

1) подписание Соглашения СССР, США, Великобритании, Франции по Западному Берлину

2) установление дипломатических отношений между ФРГ и ГДР, принятие их в члены ООН

3) советско-китайский вооруженный конфликт близ острова Даманский на реке Уссури

4) подписание советско-американского договора ОСВ-2
7. Прочитайте краткие биографические данные, и установите о ком из советских государственных деятелей идет речь

«С 1939 года он на дипломатической работе. С 1983 года – одновременно первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, координирующий

внешнеполитические вопросы. Из-за своей подозрительности в отношении любых мирных предложений стран Запада заслужил у зарубежных партнеров прозвище «Мистер Нет»


1) Н.В. Подгорный

2) Д.Ф. Устинов

3) А.А. Громыко

4) Ю.А. Андропов





8. Какое событие означало окончание процесса разрядки международной

напряженности в 1970-е годы?

1) ввод войск ОВД в Чехословакию

2) ввод советских войск в Афганистан

3) война во Вьетнаме

4) принятие программы стратегической оборонной инициативы (СОИ)
9. Советские войска вступили в Афганистан в


1) 1978г.

2) 1979г.

3) 1980г.

4) 1981г.





10. Проведение в СССР кампаний по борьбе с коррупцией (в высших эшелонах власти) и теневой экономикой относилось к

1) начальному этапу перестройки

2) периоду проведения экономической реформы в начале 90-х годов

3) периоду пребывания у власти Ю.А. Андропова

4) после избрания К.У. Черненко Генеральным Секретарем ЦК КПСС

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Анализ документа. На основе своих знаний и выдержки из письма охарактеризуйте последствия милитаризации советской экономики.


Вариант № 2
Часть А


  1. Дайте определение понятию «Холодная война». Назовите последствия «холодной войны».

  2. Составьте таблицу «Локальные конфликты, в которых участвовали СССР и США».

  3. Удалось ли с помощью ввода войск в Афганистан решить проблемы региона?


Часть В
1. Взаимоотношения СССР и стран Запада I половины 1970-х годов получили название


1) «разрядка напряженности»

2) «холодная война»

3) «культурная революция»

4) «перестройка»





2. Факторами, способствовавшими разрядке международной напряженности, были

1) ослабление гонений на инакомыслящих

2) достижение военно-стратегического паритета между СССР и США

3) подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе

4) успешная работа советских дипломатов
3. Прочитайте отрывок и определите, о каком событии из истории СССР в нем говорится:

«В 1971 году в результате Апрельской революции к власти пришли коммунисты. Главой правительства стал Тараки, которого уже в 1979 году сместил его соратник Амин. Оба неоднократно обращались за помощью к СССР для укрепления своей победившей партии. Советское правительство принимает решение сместить Амина, установившего в стране террористический авторитарный режим. В ночь на 28 декабря 1979 года советский десант штурмом взял президентский дворец; партию возглавил Бабрак Кармаль. Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывести «иностранные войска» из республики».

1) война во Вьетнаме

2) ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан

3) арабо-израильские конфликты на Ближнем Востоке

4) советско-китайский конфликт на острове Даманский


4. Советско-американское соглашение о контроле над стратегическими

вооружениями и ограничении систем противоракетной обороны (ОСВ-1 и ПРО) в 1972г подписали


1) Л.И. Брежнев и Р. Никсон

2) Л.И. Брежнев и Д. Кеннеди

3) Л.И. Брежнев и Р. Рейган

4) Л.И. Брежнев и Д.Буш



5. В 1983 году программа стратегической оборонной инициативы (СОИ) была принята в


1) СССР

2) Китае

3) США

4) Великобритания





6. В 1975 году был подписан международный документ

1) Всеобщая декларация прав человека

2) Договор об ограничении наступательных вооружений

3) Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

4) Соглашения СССР, США, Великобритании, Франции по Западному Берлину
7. Какое событие произошло раньше других?

1) Олимпийские игры в Москве

2) осуществление советско-американского полета в космос по программе «Союз-Аполлон»

3) принятие новой Конституции СССР

4) Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.А. Андропова
8. Советско-американский договор ОСВ-2 был подписан в


1) 1978г.

2) 1979г.

3) 1980г.

4) 1981г.





9. Укажите фамилию политического деятеля, занявшего пост Генерального секретаря ЦК КПСС после смерти Л. И. Брежнева


1) Ю.А. Андропов

2) М.С. Горбачев

3) К.У. Черненко

4) А.А. Громыко





10. Какое событие произошло в феврале 1984 года?

1) смещение Н.С. Хрущева со всех партийно-государственных постов

2) избрание К.У. Черненко Генеральным Секретарем ЦК КПСС

3) начало перестройки

4) избрание Ю.А. Андропова Генеральным Секретарем ЦК КПСС

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Анализ документа. На основе своих знаний и выдержки из письма охарактеризуйте последствия милитаризации советской экономики.
Из открытого письма А.Д. Сахарова Президиуму Верховного Совета СССР, председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу. 1980 г.

...Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля...

Также не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили ратификацию Договора ОСВ-2...


Практическая работа №2

СССР в конце 70-х начале 80 годов, оценка ситуации в стране

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.
Вариант №1
Часть А

1. Почему период 70-х — первой половины 80-х гг. получил название эпохи «застоя»? Как он проявлялся в политической и экономической сфере?

2. Приведите примеры, иллюстрирующие улучшение благосостояния населения страны в кон. 1970—1985 гг.

Часть В
1. Какой из указанных периодов получил название «застой»?


1)1945-1953гг.

2) 1953-1964гг.

3)1964-1985гг.

4) 1985-1991гг.





2. Укажите процесс (явление; событие) не характеризующее стагнацию (застой) в экономике СССР в 70-е годы - I половины 80-х гг.

1) спад темпов роста национального дохода

2) экстенсивное развитие экономики за счет вовлечения в производство дополнительных людских и природных ресурсов

3) введение хозрасчета - частичной экономической самостоятельности предприятий под контролем государства

4) экспорт продовольствия
3. Номенклатура в СССР - это

1) офицерский состав Советской Армии

2) руководящие должности и лица, утверждаемые партийными органами

3) политический режим с неограниченной властью одного человека

4) ответственные работники, отвечающие за борьбу с диссидентами
4. Какая характеристика давалась советскому обществу официальной пропагандой в 1970-х гг.?


1) постиндустриальное общество

2) гармонично развитое общество

3) общество конвергенции

4) общество развитого социализма





5. В чем проявились черты экстенсивного экономического развития СССР?

1) быстрое внедрение достижений НТР в производство

2) передовые позиции в мировом автомобилестроении

3) сокращение числа занятых в промышленности

4) значительный объем неквалифицированного и ручного труда
6. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х годов людей не разделявших господствующую в СССР идеологию?


1) диссидентами

2) космополитами

3) нигилистами

4) депутатами





7. Соотнесите имена государственных деятелей и посты, которые они занимали

1) К.У. Черненко а) министр обороны

2) А.А. Громыко б) Генеральный Секретарь ЦК КПСС

3) М.А. Суслов в) министр внутренних дел

4) Д.Ф. Устинов г) министр иностранных дел

д) секретарь ЦК КПСС, занимавшийся

вопросами идеологии
8. Соотнесите

ФАМИЛИИ ПЕРИОДЫ

А) А.В. Андропов 1) 1982-1984гг.

Б) М.С. Горбачёв 2) 1964-1982гг.

В) Л.И. Брежнев 3) 1984-1985гг.

Г) К.У. Черненко 4) 1985-1991гг.
9. Кто из партийных руководителей не занимал пост Генерального секретаря ЦК КПСС?


1) Л. И. Брежнев

2) М.А. Суслов

3) А.В. Андропов

4) К.У. Черненко





10. Расставьте в хронологическом порядке

1) принятие конституции «развитого социализма»

2) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

3) XXII Олимпийские игры

4) подписание договора ОСВ-2



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал