Методические рекомендации для внеклассной работы по теме «Туризм и гостеприимство»



страница1/6
Дата22.05.2017
Размер0.8 Mb.
Просмотров669
Скачиваний0
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6



Казань, 2016 г.


УРОК ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

(Методические рекомендации по внеклассной работе)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН





ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ТУРИЗМУ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ ТАРСТАН»

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Авторы-составители:

О.Н. Саргина - Генеральный директор АНО «ЦРТ РТ»;

А.А. Романова - руководитель проекта «Дружелюбный житель», АНО «ЦРТ РТ».


Консультанты:

Н.А.Тригуб – методист лаборатории социализации и воспитания, дополнительного образования, ГАОУ ДПО «ИРО РТ», канд. пед. наук, доцент;

Ю.А. Прилуцкая – ст. преподаватель кафедры современных образовательных технологий, ГАОУ ДПО «ИРО РТ»;

К.С. Глобов – ст. преподаватель кафедры гостиничного и туристического бизнеса ЧОУ ВПО «ИЭУП»;

В.О. Скурихина – руководитель Департамента качества АНО «ЦРТ РТ», бизнес-тренер, эксперт.
Методические рекомендации для внеклассной работы по теме «Туризм и гостеприимство»/авт.-сост. О.Н. Саргина, А.А. Романова.-Казань: АНО «ЦРТ РТ», 2016. -66 с.

Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных организаций и средне-специальных образовательных организаций. Материалы пособия могут быть использованы на уроках, классных часах, во внеурочной деятельнсоти.


Содержание





Стр.

Введение………………………………………………………………………......

4

1. Этапы внеклассного мероприятия «Урок туризма и гостеприимства» …

2. Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Урок туризма и гостеприимства»………………………………………………………………….

2.1. Организационный блок………………………………………………….....

2.2. Знакомство с основными понятиями «Туризм» и «Гостеприимство»…...



    1. Раскрытие потенциала Татарстана…………………………………......

    2. Почему важно быть дружелюбным? И что такое толерантность?..........

    3. Возможные сложности общения представителей различных стран………………………………………………………………………….......

    4. Практика и закрепление материала…………….......................................

    5. Подведение итогов……………………………………………………….

7
10

10

11



12

13
14

15

15


Библиография…………………………………………………………………

17


Введение
Предлагаемые методические рекомендации разработаны в рамках реализации комплексной программы «Татарстан – лучший для туриста», утвержденной Правительством Республики Татарстан. Программа ориентирована на подготовку к Чемпионату мира по футболу в 2018 году и Мировому чемпионату по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills в 2019 году. Программа будет способствовать реализации стратегии развития туризма в рамках создания комфортной и благоприятной атмосферы пребывания туристов, определяющих нашу республику как привлекательный и гостеприимный регион.

С учетом положительной динамики развития въездного туризма в Республику Татарстан, а также регулярного проведения на территории региона событий международного значения, повышение лояльности местных жителей к туристам является очень важным аспектом.



Внеклассная работа в учебных заведениях республики по заданной теме будет способствовать:

  • повышению престижа профессий в туристической отрасли;

  • повышению информированности жителей об индустрии туризма и гостеприимства;

  • закреплению основ гостеприимства среди молодежи республики;

  • вовлечению молодого населения в туристическую жизнь республики;

  • знакомству молодого населения с туристическими возможностями республики;

  • формированию позитивного образа республики в глазах туристов.

По мнению председателя Государственного комитета Республики Татарстан по туризму С.Е.Иванова, «гостеприимные жители идут на контакт, помогают туристам… Это дает дополнительные бонусы, плюсы той стране или региону, куда мы едем. Поэтому нам важно, чтобы люди, которые приезжают в Татарстан, понимали, что им здесь рады, их ждут, им готовы помочь. Само собой это все равно не происходит. Это проблема в целом России – наша страна занимает далеко не самую лидирующую позицию по отношению местных жителей к туристам. Для многих туристы представляют неудобство - мешают на улицах, в кафе и так далее. Здесь очень важно, чтобы люди понимали, что каждый приехавший турист – это дополнительный доход в бюджет республики. Отсюда социальные программы, социальные льготы и все остальное. И важно, чтобы наши люди были гостеприимны на 150%. Тем более, что это в крови нашего народа – традиции восточного гостеприимства уже есть, нам их не надо прививать, надо просто про них не забывать».

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными понятиями туристической отрасли, с туристической отраслью Республики Татарстан, с туристическими возможностями региона;

  • рассказать учащимся о работе в сфере туризма и гостеприимства;

  • развить чувство патриотизма и причастности к жизни республики, рассказав о том, что каждый житель является носителем информации о родном крае, вовлечь учащихся в туристичсекую жизнь региона;

  • привлечь внимание учеников к достопримечательностям и истории Татарстана, побудить/смотивировать учащихся самостоятельно изучать информацию о достопримечательностях и туристических возможностях республики.

Методическое обеспечение: иллюстрации, беседы, игры, лекции, разработка проектов учащимися, демонстрация презентации и видео по теме.

Продолжительность: в зависимости от возрастной категории учащихся и количества человек в группах мероприятие может длиться от 45 до 90 мин.

Возрастная категория: учащиеся старших классов средней школы, студенты ссузов, студенты 1-х курсов вузов.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, микрофон и колонки для больших помещений.

Планируемые результаты внеклассной работы:

Предметные: участники внеклассного мероприятия узнают основные понятия туризма и гостеприимства, узнают об основных достопримечательностях Республики Татарстан, заинтересуются жизнью родного края.

Метапредметные: участники внеклассного мероприятия освоят основные приемы подготовки и проведения презентаций, раработки мини-проектов.

Личностные: участники внеклассного мероприятия осознают, что живут в богатой и интересной для посещения туристами республике, поймут роль каждого жителя в формировании позитивного облика региона, а также станут более лояльными, гостеприимными и толерантными по отношению к прибывающим гостям.

Основные понятия: туризм, гостеприимство, турист, туристическая отрасль, туристические достопримечательности.

Деятельность участников внеклассного мероприятия: участие в семинарном занятии, сотрудничество с одноклассниками/одногрупниками и учителем при обсуждении поднимаемых тем и разработке мини-проектов.

При составлении графика мероприятий внеклассной работы по представленной факультативной теме необходимо принимать во внимание объем материала, время отведенное на занятия, вид учебного заведения, а также учитывать периоды подготовки и проведения крупномасштабных мероприятий на территории Республики Татарстан.

Участники внеклассного мероприятия: «Урок туризма и гостеприимства» получают англо-русский разговорник с основными фразами для общения с иностранными гостями. В целях повышения эффективности иноязычной коммуникации учащихся с гостями Республики Татарстан можно рекомендовать включать небольшие тематические блоки в уроки английского языка или во внеурочной деятельности, основываясь на материалы карманного русско-английского разговорника дружелюбного жителя Республики Татарстан. Эти блоки должны носить практико-ориентированный характер и быть нацеленными на развитие коммуникативной компетенции учащихся.

В библиографии предлагается список дополнительной литературы, которая может быть полезной при организации уроков и внеурочной деятельности, направленных на подготовку к качественной встрече гостей столицы Республики Татарстан и спортсменов из разных стран. Пользуясь материалами, представленными в данных источниках, учащиеся смогут узнать много нового и интересного, научатся оказанию информационной помощи во время международных событий, также в ней освещены актуальные вопросы гостеприимности и толерантности.




  1. Этапы внеклассного мероприятия

«Урок туризма и гостеприимства»
Временной интервал этапов (школы/ссузы и вузы)

  1. Организационный блок (3/5 мин).

  2. Знакомство с основными понятиями «Туризм» и «Гостеприимство»
    (5/20 мин).

  3. Раскрытие потенциала Татарстана (5/15 мин).

  4. Почему важно быть дружелюбным? И что такое толерантность?
    (10/15 мин).

  5. Возможные сложности в общении представителей различных стран
    (5/5 мин.)

  6. Практика и закрепление материала (15/30 мин).

  7. Подведение итогов (2/5 мин).

Организационный блок

Цели и задачи: установление положительного социально-психологического климата в группе, способствующего наибольшей эффективности восприятия информации.

В блоке вспоминаются крупные международные события, демонстрируются красочные фотографии мероприятий для установления зрительного контакта с аудиторией и привлечения внимания, говорится о значимости минувших и предстоящих событий.

Также в блоке привлекается внимание молодежи к волонтерскому движению. Важно вызвать в аудитории желание вступить в команды волонтеров города и республики: Ассамблею туристских волонтеров, волонтеров ЧМ по футболу FIFA 2018, WorldSkills 2019 и т.д. При наличии свободного времени на данном этапе можно показать аудитории ролик о волонтерах Универсиады-2013.

В данном блоке возможно проведение одной из командных игр, направленных на сплочение группы и установление контакта между преподавателем и учениками.

Знакомство с основными понятиями туристической отрасли

Цели и задачи: путем взаимодействия группы и учителя познакомить учащихся с основными понятиями туристической отрасли.

Блок построен на использовании методики «вопрос-ответ». За правильные ответы по теме предполагается вручение преподавателем символических сувениров. Предполагается самостоятельное изучение преподавателем основных понятий туристической отрасли для оценки правильности ответов учащихся (Приложение 2).

Раскрытие потенциала Татарстана

Цели и задачи: вызвать чуство патриотизма и гордости за родную республику, показать учащимся, в какой богатой и развитой во всех отношениях республике мы живем.

В блоке используются видеоматериалы, посвященные Республике Татарстан: «We can» и «Сокровища Татарстана». Здесь привлекается внимание молодежи как к культурно-историческим, так и к промышленным и интеллектуальным достижениям нашей республики.

Очень важно вызвать у учащихся интерес к самостоятельному изучению информации о достопримечательностях Республики Татарстан. Информация о достопримечательностях Татарстана приведена в приложении для использования учителем.



Почему важно быть дружелюбным? И что такое толерантность?

Цели и задачи: рассказать учащимся о понятиях «гостеприимство», «дружелюбие» и «толерантность».

Блок предполагает использование интерактивной подачи информации. В видеосюжете показывается положительное и отрицательное поведение местных жителей при взаимодействии с иностранным гостем, критикуется негативное поведение.

Важно рассказать учащимся о необходимости толерантного поведения и дружелюбия по отношению к туристам.



Возможные сложности общения представителей различных стран

Цели и задачи: рассказать учащимся о межнациональном различии невербальных жестов, обратить внимание на отдельные жесты, активно используемые в нашей стране.

В блоке приводится основная информация по возможным различиям воспринимаемой невербальной информации представителями различных стран. Учитель должен обратить внимание учащихся на отдельные жесты, которые представители различных стран могут воспринимать по-разному.

Практика и закрепление материала

Цели и задачи: углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе мероприятия.

Учащиеся разделяются на группы и получают индивидуальные задания согласно жеребьевке или по заданию учителя. Задания являются групповыми и предполагают совместную работу учащихся. Количество учащихся в каждой группе не должно превышать 15 человек. Время, отводимое на подготовку работ, контролируется учителем.
Подведение итогов

Цели и задачи: закрепить результат обучения путем вступления учащихся в Ассамблею туристских волонтеров Республики Татарстан, а также привлечь к самостоятельному изучению достопримечателностей родного края.

Желательно вовлечение учащихся в Ассамблею туристских волонтеров Республики Татарстан или в другое волонтерское движение республики.
2. Сценарий внеклассного мероприятия:

«Урок туризма и гостеприимства»
2.1. Организационный блок

Вступительное слово учителя (слайд 1-4): Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наш урок будет посвящен такой интересной сфере как туризм. Все вы знаете, что наша республика принимала и будет принимать многие крупные международные события. Помните какие? (Универсиада-2013, ФИНА-2015, FIFA-2018, WorldSkills-2019 и др.).

Учитель: А помните ли вы, кто составлял самую большую часть работающих на прошедших мероприятиях? Кто отвечал во время Игр, чемпионатов за создание положительного имиджа и праздничной атмосферы на улицах Казани? Да, это волонтеры. Волонтер непосредственно участвует в создании положительного имиджа мероприятия. Поднимите руки, кто был волонтером. О, я вижу многим удалось поучаствовать! А тем, кто не успел побывать волонтером, еще предстоит эта увлекательная миссия.

Упражнения для установления контакта с аудиторией и разминки (предлагается одно из упражнений на выбор).

Упражнение «Моя минута»

Цель упражнения: диагностика работоспособности группы.

Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека.

Участников просят приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать ведущего. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. Дается команда «Закончили!» Каждый запоминает число. Если счет закончился на числах 57-63, это свидетельствует о высокой работоспособности в данный момент.



Упражнение «Ревущий мотор»

Учитель: Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля - <Рррмм!> Один из вас начинает, произнося <Рррмм!> и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же <вступает в гонку> и быстро произносит свое <Рррмм!>, повернувшись к следующему соседу. Таким образом, <рев мотора> быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?

Упражнение «Сигнал»

Цель упражнения: разминка, улучшение атмосферы в группе.

Участники стоят по кругу, достаточно близко, и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. Для усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
2.2. Знакомство с основными понятиями

«Туризм» и «Гостеприимство»

Учитель: Во время различных мероприятий в наш город и республику приезжает большое количество гостей из разных городов и стран. Их путешествия также можно отнести к туризму. Именно поэтому тема сегодняшней встречи «Туризм и гостеприимство». Итак, давайте выясним, что же вы знаете о туризме и гостеприимстве? (Презентация слайды 5-7).


  • Ответы учащихся


Примерные вопросы:

  • Как вы думаете, что такое туризм?

  • Кто такие в вашем понимании туристы?

  • Зачем они к нам приезжают?

  • Как вы думаете, почему туристы важны для страны?

  • Вы знаете, что значит быть гостеприимным?

Учитель: Отлично! Я вижу, что вы знакомы с этой отраслью. Нам с вами предстоит еще больше погрузиться в удивительный мир путешествий.
2.3. Раскрытие потенциала Татарстана

Учитель: А теперь внимание на экран (слайд 10, демонстрация ролика «WE can»).

В минувшем году Татарстан признан лучшим регионом для туризма в России. Премия «Моя планета» вручена по итогам заключения 100 независимых экспертов - авторитетных специалистов в сфере туризма и путешествий.

Казань также названа третьим городом среди перспективных туристических направлений в Европе. По мнению посетителей портала туристических отзывов TripAdvisor, Казань занимает третье место в Европе и восьмое в мире среди туристических направлений, у которых есть значительный потенциал развития. Количество гостей, посещающих Казань и Республику Татарстан, растет из года в год. И как взрослые люди мы с вами понимаем, что каждый приехавший турист - это дополнительный доход в бюджет республики. Отсюда - развитие социальных программ, социальные льготы и многое другое. И очень важно, чтобы наши люди были гостеприимны насколько это возможно.

А какие туристические достопримечательности Республики Татарстан вы знаете?



Возможные ответы учащихся: Свияжск, Болгары, Казанский Кремль, Елабуга, Чистополь, Тетюши, Камское устье, Билярск.

Учитель: - Да, вы правы все это - сокровища нашей республики (слайд 11, демонстрация видеоролика «Сокровища Татарстана»).

Учитель: Да, мы с вами живем в уникальной республике!
2.4. Почему важно быть дружелюбным?

И что такое толерантность?

Учитель: Представляете какая ответственность лежит на наших с вами плечах, от нашего с вами дружелюбия, доброжелательности, открытости зависят эмоции, с которыми гости уедут домой. А теперь давайте посмотрим, как желательно и как нежелательно вести себя с нашими гостями. Внимание на экран (слайд 11, демонстрация ролика про гостя).

Как вы думаете, что произошло бы со Стивеном, если бы ему так и не встретились доброжелательные и внимательные люди?



  • Краткие ответы учащихся

Учитель: Да, все правильно. Он уехал бы с очень плохим настроением, а что самое неприятное - рассказал бы своим знакомым о том, как неприветливо встретили его в Татарстане.

Поэтому очень важно быть дружелюбными, гостеприимными и толерантными по отношению к нашим гостям из других стран и городов, ведь во многом благодаря местным жителям складывается положительное или отрицательное мнение у туристов.

С понятиями «гостеприимство» и «дружелюбие», как мы выяснили, вы уже знакомы. А что же такое толерантность?

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Понимание и распространение общечеловеческих этических ценностей, терпимость и уважение к разнообразным религиозным, философским и нравственным убеждениям являются одновременно основой и следствием ответственного туризма. Участники туристского процесса и сами туристы должны принимать во внимание традиции и обычаи всех народов и признавать их достоинство. А как мы с вами помним, местные жители – это одни из главных участников туристического процесса.
2.5. Возможные сложности общения

представителей различных стран

Учитель: Теперь рассмотрим ситуацию, когда вы общаетесь с представителем другой страны и другой культуры. Люди из разных стран говорят на разных языках. Но существует и другой язык - невербальный, язык мимики и жестов (слайд 14).

Общаясь с представителем другой культуры, люди часто воспринимают определенные жесты как положительную реакцию, однако это не всегда означает утвердительный ответ. Представим, например, что японец кивает головой и произносит слово «хай». Наилучшим переводом этого слова будет «да». Но в японском языке «хай» совсем не обязательно означает «да». Оно может означать «да», иногда «может быть», а порой даже «нет». Это слово часто используется как регулятор речи, информируя говорящего о том, что собеседник его слушает. Оно может быть символом почтения по отношению к уважаемому лицу. Данное слово в сочетании с кивком головы для японца почти наверняка будет обозначать не то, что для американца или англичанина. Порой даже деловые переговоры давали сбой из-за неправильной интерпретации поведения иностранного партнера. Например, американская сторона посчитала, что японцы согласны с чем-то и дело завершено. Для японца, однако, это может быть просто сигнал собеседнику о том, что он внимательно слушает. Точно так же подобные культурные различия могут стать источником личных конфликтов.

Например, жест «Виктория», который показывается указательным и средним пальцем руки в виде буквы V, во многих странах означает победу или мир. Однако если при этом ладонь обращена к человеку, то в Великобритании, Ирландии и Австралии V-образный жест приобретает оскорбительный смысл, который является невербальным эквивалентом выражения «Отстань от меня!».

Кольцо из большого и указательного пальцев «ОК», означающее «все в порядке!» или «правильно», во Франции означает «ноль» или «никчемный». Франция с его помощью выражает отрицательные эмоции, типа «не стоит обращать внимания» или «полный ноль».

В Греции и Турции этот жест считается вульгарным. В некоторых странах Среднего Востока, например, Кувейте, «ОК» означает дурной глаз. Азия и Бразилия считают этот символ отрицательным. Япония обозначает так наличные деньги, Сирия с его помощью «посылает подальше», а в Тунисе таким жестом угрожают лишить жизни.
2.6. Практика и закрепление материала

Оборудование: школьная доска, маркеры, фломастеры, флипчарт, бумага для флипчарта, цветная бумага, клей, ножницы.

Учитель: А теперь разделитесь на 4 команды по 10-15 человек, каждая команда получит одно из 4-х заданий (задания могут раздаваться на усмотрение учителя или методом жеребьевки):


  • разработать Правила дружелюбного жителя/ Кодекс гостеприимного жителя;

  • придумать и описать эмблему сообщества гостеприимных горожан, рассказать о его идеологии;

  • разыграть сценку на тему «Как я помог иностранному туристу»;

  • представить мини-проект на тему: «Чем каждый из нас может помочь, чтобы сделать Республику Татарстан дружелюбнее».

На подготовку презентаций у вас есть 10 минут. Затем каждая команда презентует нам свою работу.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал