Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине



страница1/8
Дата12.02.2017
Размер0.81 Mb.
Просмотров996
Скачиваний0
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8

c:\users\ushmanovaav\documents\scanned documents\рисунок.jpgСтруктура учебно-методического комплекса дисциплины

I. Рабочая учебная программа (приложение 1)

Тематический план лекций (приложение 2)

Тематический план практических занятий (приложение 3)

II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4)

III. Методические указания для студентов по дисциплине (приложение 6)

IV. Средства оценки компетенций (приложение 7)

c:\users\ushmanovaav\documents\scanned documents\рисунок.jpg1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины:

Данный курс направлен на изучение и овладение студентами современных технологий, средств обработки и представления информации для использования знаний, навыков в профессиональной деятельности специалиста. Полученные знания о современных компьютерных технологиях в приложении к медицине и здравоохранению позволит грамотно представлять и интерпретировать данные научных исследований и медицинской практики. Использование понятий, терминов и алгоритмов работы в области информационных автоматизированных медико-технологических систем подготовит будущих специалистов к оперированию этими знаниями и навыками.

Задачи дисциплины:



  • изучить основные методы сбора, хранения и обработки информации

  • освоить программное обеспечение, использующихся для облегчения расчетов и вывода информации

  • самостоятельно выполнять различные проекты и вести документацию на персональном компьютере

  • уметь организовывать и реализовывать практическую деятельность с учетом знаний о методах информатизации врачебной деятельности, автоматизации клинических исследований

  • управлять компьютерными системами в здравоохранения с использованием приложений для решения задач медицины и здравоохранения, средствами информационной поддержки врачебных решений

2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060601 «Медицинская биохимия».

Дисциплина входит в Математический и естественнонаучный цикл, базовая часть ФГОС

Дисциплины, освоение которых, необходимо для изучения данной дисциплины: математика, физика, химия, биология.



3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции




Общекультурные компетенции

ОК-№1

Быть способным анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать в практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.




Профессиональные компетенции

ПК -№2


Быть способным к анализу медицинской информации пир помощи системного подхода, к восприятию инноваций в целях совершенствования своей профессиональной деятельности, к использованию полученных теоретических, методических знаний и умений по фундаментальным естественнонаучным медико-биологическим, клиническим и специальным (в том числе биохимическим) дисциплинам, в научно-исследовательской, лечебно-диагностической, педагогической и других видах работ.

ПК -№21


Уметь научно обосновывать применение современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, к медико-статистическому анализу информации, к анализу показателей деятельности различных медицинских учреждений.

ПК -№26


Работать на персональных компьютерах, использовать основные пакеты программ, в том числе по обработке экспериментальных и клинико-диагностических данных биохимических, молекулярно-биологических, иммунологических и медико-генетических исследований.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

  1. Теоретические основы информатики.

  2. Современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии и их применение для обработки медико-биологических данных.

  3. Методики сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, распространения информации в медицинских и биологических системах

  4. Использование электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в здравоохранении.

Уметь

Использовать программные системы для обработки экспериментальных и клинических данных, изучение биохимических процессов в организме.



Владеть

  1. Методами обработки экспериментальных медико-биологических данных.

  2. Методами работы в различных операционных системах, с базами данных, с экспертными системами.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет _9_ зачетных единиц.



Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

192

1-4

В том числе:







Лекции (Л)

64

1-4

Практические занятия (ПЗ)

128

1-4

Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

96

1-4

Экзамен

36

4

Общая трудоемкость (час.)


324

1-4

5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины





п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Информационный подход к истории развития цивилизации

История развития общества. Информационные революции. Информатизация как глобальный процесс. Этапы, предпосылки информатизации. Информационное общество.

2

Информация как современный катализатор развития общества

Информация как фундаментальная истина. Основные понятия информации. Теория информации. Формула информации. Методы кодирования информации.

3

Информатика как наука

История науки. Цель и предмет изучения. Основные направления науки, дальнейшее развитие информатики, связь с медициной.

4

История появления вычислительной техники

Исторические этапы развития ВТ.

Поколения компьютеров.



5

Устройство ПК

Структурная схема ПК. Внутренние и внешние устройства.

6

Программы общего и профессионального назначения

Операционная система Windows

Программы MS Office

Создание, редактирование, вставка и работа с объектами в MS Word

Расчет аналитических данных с их последующей интерпретацией результатов в MS Excel. Представление информации с помощью MS Power Point



7

Моделирование медицинских задач

Моделирование биологических процессов и исходов.

8

Статистический анализ данных

Решение задач с использованием программного статистического инструментария

8

Информационные системы.

Обзор медицинских информационных систем. Сбор, хранение, поиск, структура данных. Создание систем хранения, поиска и удобного представления в MS Access. Создание медико-информационных систем пациента. Обзор экспертных систем.




п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

9

Информационные сети

История. Основные понятия. Функции. Виды сетей. Глобальная сеть Internet. Ресурсы Internet. Обзор медицинских ресурсов.

10

Информационные технологии в медицине

Использование средств ВТ для решения медицинских задач. История, описание поколений ЭВМ, использовавшихся в медицине

11

Специализированные медицинские системы

Классификация. Организация информационной структуры систем, подчиненность, отчетность, виды деятельности.

12

Медицинские приборно-компьютерные системы

Понятие о медицинских приборно-компьютерных системах (МПКС). Классификация, структура, системы для диагностики, мониторинга и управления лечебным процессом.

13

Электронно-программные системы ведения пациентов. Автоматизированные компьютерные системы приема и расчета лабораторных биохимических данных.

Обзор демо-версий.

Работа в приложениях.



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП

КПЗ

СРС

Всего часов

1

Информационный подход к истории развития цивилизации

2

2










6

10

2

Информация как современный катализатор развития общества

4

6










8

18

3

Информатика как наука

4

2










6

12

4

История появления вычислительной техники

2

4










8

14

5

Устройство ПК

4

8










8

20

6

Программы общего и профессионального назначения

8

24










10

42

7

Статистический анализ данных

8

20










6

34

8

Информационные системы

8

14










8

30

9

Информационной сети

8

14










6

28

10

Информационные технологии в медицине

4

10










6

20

11

Специализированные медицинские системы в биохимии

4

6










10

20

12

Медицинские приборно-компьютерные системы

4

8










10

22

13

Электронно-программные системы ведения пациентов. Автоматизированные компьютерные системы приема и расчета лабораторных биохимических данных.

4

10










4

18

6. Интерактивные формы проведения занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Специализированные медицинские системы

Деловая игра

(работа в существующих приложениях или создание новых)



4

2

Статистический анализ данных

Кейс технология

(решение задач)



4

Итого (час.)

8

Итого (% от аудиторных занятий)

4,2

7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов



п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Применение информационных технологий в медицине

Выполнение контрольных работ, рефератов

Демонстрация, защита

2

Компьютерные программы обработки медико-биологических данных

Написание рефератов

Демонстрация, защита

3

Разработка АРМ-лаборатории

Научная работа (описание аппаратно - программного комплекса для лаборатории и создание МИС для хранения и анализа)

Демонстрация презентации и готовой МИС

8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад, защита проектов)

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, задач)

- электронные (презентации и др.)

Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных и курсовых работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации – экзамен.

Этапы проведения экзамен

1. Этап - _____ Тест ___________

(название этапа)

2. Этап - _____Устный контроль __

(название этапа)

3. Этап - _____практическая работа на ПК__

(название этапа)

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основной список литературных источников.


  1. Информатика: Базовый курс : Учеб. пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений / Под. ред. С.В.Симоновича. - 3-е изд. - М. ; СПб. ; Ниж. Новгород : ПИТЕР, 2008. - 640 с. : ил. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с.631-632 .

  2. Информатика. Практикум : учеб. пособие для мед. вузов / В. И. Чернов [и др.] ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, Воронеж. гос. мед. акад. им. Н.Н.Бурденко. - Воронеж : 2006. - 286 с.

  3. Медицинская информатика: Учебное пособие / В.И.Чернов, О.В.Родионов, И.Э.Есауленко и др. – Воронеж, 2004. – 282 с.: ил.

  4. Информатика для медиков : учеб. пособие / Г. А. Хай. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 222 с.

9.2. Дополнительный список литературных источников.

  1. Омельченко В.П., Демидова А.А. Практикум по медицинской информатике./В.П.Омельченко, А.А.Демидова. –Ростов-на-Дону, 2001.–304 с

  2. А.Кузнецова Microsoft Access 2003. Русская версия. Учебный курс. – СПб.: Питер; Киев: Издательский дом BHV, 2006. – 365 с.: ил.

  3. Медицинская информатика : Практикум: / В.Я. Гельман. - 2-е изд., испр. - СПб.; М. ; Харьков ; Минск : Питер, 2002. - 480 с. - (Нац.мед.б-ка). - Библиогр.: с. 463-468

  4. Ершова Т. И. Информационное общество и развитие России/Т.И.Ершова//Информационные ресурсы России.-2001.-№3-4.-с. 26-27

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

  1. http://www.nlm.nih.gov – Национальная медицинская библиотека /Поиск современных подходов в медицине.

  2. http://www.rmj.ru/ - Российский медицинский журнал /Клинические рекомендации и алгоритмы для практикующих врачей.

  3. http://www.mednet.com/ Компьютерная сеть министерства здравоохранения России. /Современные данные и информация в медицине

  4. www.studmedlib.ru –Электронная студенческая библиотека СГМУ /Полнотекстовые электронные издания по дисциплинам ВУЗа

  5. http://www.medlook.ru/ - Медицинские сайты /Обзор медицинских ресурсов Интернет

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

10.1 Занятия проводятся в аудиториях университета, в которых имеется персональные компьютеры. Установленное программное обеспечение ОС Windows, набор офисных приложений MS Office, статистические пакеты анализа и расчетов, браузеры Firefox, Internet Explorer.



11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.



1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________



2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________



3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________



4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________



5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Автор (ы):



Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Ст. преподаватель

Смертина Е.В.






















Рецензент (ы):

Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Приложение 2

Тематический план лекций

Учебная дисциплина – Информатика, медицинская информатика

Направление подготовки – 060601 Медицинская биохимия

Семестр – 1-4

Курс – 1,2

№ лекции

Тема лекции


Количество

часов




Информационный подход к истории развития цивилизации

2



Информация как современный катализатор развития общества

4



Информатика как наука

4



История появления вычислительной техники

2



Устройство ПК

4



Программы общего и профессионального назначения

8



Моделирование медицинских задач

2



Статистический анализ данных

6



Информационные системы.

8

10.

Информационные сети

8

11.

Информационные технологии в медицине

4

12.

Специализированные медицинские системы

4

13.

Медицинские приборно-компьютерные системы

4

14.

Электронно-программные системы ведения пациентов. Автоматизированные компьютерные системы приема и расчета лабораторных биохимических данных.

4

ИТОГО

64

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)

Приложение 3

Тематический план практических занятий

Учебная дисциплина – Информатика, медицинская информатика

Направление подготовки – 060601 Медицинская биохимия

Семестр – 1-4 Курс – 1,2

Количество часов, отведенное на курс, цикл – 48 час.

№ занятия

Тема занятия


Кол-во

часов




Информация основные понятия, виды, свойства.

2



Основные методы кодирования информации.

6



Системы счисления информации. Виды, формулы.

4



Выполнение практической работы. (СС)

2



Кодирование информации на уровне машинного кода.

2



Устройство ПК. Структурная схема ПК.

6



Основные и дополнительные устройства ПК

2



КР №1 (Устройство и методы кодирования)

2



Алгоритмы и программирование в среде языка Вasic.

2



Решение медицинских задач.

2



Виды программ. Программы общего назначения.

Операционная система Windows.



4



Изучение MSWord. Ввод, редактирование текста. Таблицы.

6



Изучение MS Word. Внедрение и редактирование объектов

6



Изучение Excel. Создание таблиц, расчет по формулам.

6



Изучение MS Excel. Функции, категории. Расчет.

8



Изучение MS Excel. Статистические расчеты.

10



Моделирование медицинских и обще-профессиональных задач. Контрольная работа №2

6



Медицинские информационные системы. MS Access.

10



Создание лабораторных ИС хранения данных.

6



Представление информации в MS Power point.

4



Работа в сети Интернет. Поиск информации.

8



Информационные технологии в медицине. Медицинские приборно-компьютерные системы

10



АРМ для лабораторных биохимических данных.

8



Контрольная работа №3 (Программы MS Office)

4



Итоговый тест. Зачет

2

ИТОГО

128

Рассмотрено на заседании кафедры __________________________________

"___"_____________ 20 г.протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)

Приложение 4

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ Информатика, медицинская информатика__

2014 г.


1. Современные подходы к проблематике дисциплины

В профессиональной подготовке студентов дисциплина «Информатика, медицинская информатика» относится к базовой части ООП к математическому и естественно - научному циклу.

Освоение знаниями, овладение навыками по этой дисциплине составит научное представление у студентов в области информационных процессов и технологий общества. Появится возможность грамотной организации и управления информационными потоками за счет использования современных средств обработки и представления информации. Умение работать в информационных сетях повысит оперативность доступа к информации, развитие индивидуальной или коллективной интеллектуальной деятельности.

Рабочая программа и тематический план дисциплины ориентируют студентов на всестороннее и системное изучение основных направлений данного курса.



2. Образовательные технологии

Изученные темы представляют собой конкретный набор тем лекционных и практических занятий, ориентированных на изучение и применение современных методов обработки информации. Знакомство с этой дисциплиной неразрывно связано с преподаванием других дисциплин естественнонаучного блока (основ высшей математики и математической статистики, медицинской и биологической физики), а также многих специальных предметов.

Для дисциплины выбраны традиционные образовательные технологии. Для мотивации интереса студентов к изучению дисциплины применяются наглядные электронные пособия, диалоговые и мультимедийные программы. Для развития у студентов навыков самостоятельной деятельности и ответственности за результат при изучении запланировано самостоятельное решение задач с помощью кейс – технологии, а также участие в деловой игре. На практических занятиях происходит обсуждение и решение сложных задач по темам. Контроль за самостоятельным выполнением заданий организован на практических занятиях и консультациях.

2.1. Активные и интерактивные формы проведения занятий

Современная система обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая включает различные технологии (оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства и связь с Интернетом) и людей, обладающих знаниями и практическим опытом, которыми они обмениваются друг с другом.

Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов – он помогает студентам понять сам процесс обучения, помогает найти необходимую им информацию, выяснить, соответствует ли она заданным требованиям, а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.

Интерактивные технологии делают работу преподавателей творческой и увлекательной, увеличивают эффективность обучения, повышают мотивацию к учению и, как следствие, повышают знания студентов.

В дисциплине «Информатика, медицинская информатика» используются деловая игра по теме «Специализированные медицинские системы» как интерактивный вид проведения практического занятия, а также кейс-технология решения ситуационных задач по теме «Статистический анализ данных».

Деловая игра проходит в два этапа: 1 этап – подготовительный: обзор современных медицинских систем хранения и анализа данных (создание презентации). 2 этап – основная часть: создание своих автоматизированных систем или модернизирование готовых медицинских информационных систем. Обсуждение особенностей, проблем при создании МИС.

Кейс-технология «Статистический анализ данных» это решение заранее подготовленных задач разного типа сложности.

2.2. Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа студента проходит в виде написания контрольных работ, рефератов и научно-исследовательской работы студентами с хорошей успеваемостью для повышения их рейтинга, по темам представленным в рабочей программе дисциплины. Вид работы может быть различным: эссе, реферат, электронная презентация и др.



3. Принципы и критерии оценивания результатов обучения

Каждый студент должен выполнить 3 контрольных работы, задание из деловой игры, решить кейс, подготовить и защитить НИР (по желанию). Студент, выполнивший правильно все задания, допускается к итоговому тестированию по курсу.

Оценивание результатов обучения в тесте происходит по следующему критерию: 0%-74% - удовлетворительно, 75%-91% - хорошо, 92% -100% - отлично.

Тест состоит из двух блоков: Информатика и Медицинская информатика. Сдача обоих тестов обязательна.

Студент, отлично выполнивший все практические задания, сдавший тест на «отлично», а также принимавший активное участие на лекциях и практике по основным темам курса, будет освобожден от сдачи экзамена с оценкой «отлично».

Оценивание знаний студентов на зачете происходит по вопросам и выполнению практического задания.

Приложение 5

1. Деловая игра «Специализированные медицинские системы».

1. Тема «Специализированные медицинские системы»: обзор и демонстрация используемых современных программных средств хранения, поиска и представления данных в области лабораторного анализа.

2. Целью игры является демонстрация основных современных средств хранения медицинских данных, а также создание собственных.

3. Участниками являются студенты, как самостоятельно выполняющие задание, так и группами (не более 3).

4. 1 этап проводится студентами самостоятельно. Знакомство с современными методами организации МИС в области лабораторной деятельности и диагностики с помощью сети Интернет или литературы. Создание презентации для обсуждения. Информационный отчет сдается преподавателю в течении 1 недели. До начала 2 этапа студенту выдается задание на проведение игры.

5. 2 основной этап игры проводится на практическом занятии. Студенты демонстрируют свои презентации, а затем создают специализированную среду хранения данных. В заключение деловой игры происходит проверка выполненного задания, обсуждение всей деятельности студентов.

6. Литература по разным предметам информатика, медицинская информатика, химия, микробиология, компьютер, программное обеспечение, сеть Интернет.

7. Позиция преподавателя - наблюдатель-эксперт.

2. Кейс - технологии «Статистический анализ данных».

1. Кейс применяется в теме: «Статистический анализ данных ».

2. Цель использования кейса: Научиться применять соответствующие виды измерений и исследования данных. Оперативно принимать решения и составлять прогнозы различных состояний и ситуаций медицинских данных. Рассчитывать данные, используя современные программы.

3. Содержание кейса. Кейс состоит из задач, которые решаются при использовании различного программного обеспечения и средств поиска информации. Для решения задач кейса используются теоретические знания, полученные ранее по другим дисциплинам: математика, физика, биология и др. Этот кейс является контролем полученных знаний по теме.

4. Использование данного кейса в учебном процессе наглядно отразит перечень основных проблем решения таких задач.

5. До начала кейса следует вспомнить навыки работы в программных продуктах MS Office, в сети Интернет. Выполненное задание сдается преподавателю в электронном виде.

Приложение 6

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ_Информатика, медицинская информатика_

2014 г.


  1. Тема занятия, его цели и задачи

Тема занятия: «Устройство ПК. Дополнительные устройства, виды и назначение»

Цель: изучение основных частей персонального компьютера, дополнительных устройств.



  1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Материнская плата (motherboard), BIOS (Basic Input-Output System), процессор (CPU), память компьютера, аудио плата (Soundblaster), модем, жесткий диск, CD-R (Recordable), CD-ROM (Compact Disc Read-Only Memory), монитор, принтер, плоттер .

  1. Вопросы к занятию

  1. Устройство ПЭВМ.

  2. Периферийные устройства.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите основные устройства базовой конфигурации ПК и укажите их назначение.

  2. Назначение процессора. Перечислите основные характеристики процессора.

  3. Перечислите устройства внешней памяти.

  4. Монитор, режимы работы монитора.

  5. Основные характеристики монитора.

  6. Устройства ввода и вывода информации и их назначение.

  7. Дополнительные устройства ПК и их назначение.

5. Основная и дополнительная литература к теме

  1. Информатика: Базовый курс : Учеб.пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений / Под. ред. С.В.Симоновича. - 3-е изд. - М. ; СПб. ; Ниж. Новгород : ПИТЕР, 2008. - 640 с. : ил. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с.631-632 .

  2. Информатика. Практикум : учеб. пособие для мед. вузов / В. И. Чернов [и др.] ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, Воронеж. гос. мед. акад. им. Н.Н.Бурденко. - Воронеж : 2006. - 286 с.

  3. Информатика: Учеб. для студентов вузов / В.А.Острейковский. - 2-е изд., стер. – М. Высш. шк., 2004. - 511 с. : ил. - Библиогр.: с.508

  4. Каймин В.А. Информатика: учебник/ В.А. Каймин. – М.: ИНФРА-М, 2000,-232с.

1. Тема занятия, его цели и задачи

Тема занятия: «Кодирование информации»

Цель: Изучение методов кодирования информации.

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Байт (byte), Бит (bit). Машинные коды.



3. Вопросы к занятию

  1. Кодирование информации на уровне машинного кода.

  2. Понятие кодирование в ячейках памяти.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Какие виды информации Вы знаете?

  2. В каком виде происходит кодирование числовой информации?

  3. В каком виде происходит кодирование текстовой информации?

  4. В каком виде происходит кодирование графической информации?

  5. В каком виде происходит кодирование звуковой информации?

  1. Тема занятия, его цели и задачи

Тема занятия: «Методы кодирования информации»

Цель: изучение кодирования информации в компьютере



  1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий).

Системы счисления информации. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и т. д. Перевод чисел, формулы.

  1. Вопросы к занятию

  1. История систем счисления, Основные понятия.

  2. Перевод чисел.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите наиболее часто используемые системы счисления информации.

  2. Что такое двоичная система?

  3. Что такое восьмеричная система?

  4. Что такое шестнадцатеричная система?

  5. Основание и база систем счисления.

  6. Методы перевода чисел.

  7. Почему изучаются эти методы кодирования информации?

5. Основная и дополнительная литература к теме

  1. Информатика: Базовый курс : Учеб.пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений / Под. ред. С.В.Симоновича. - 3-е изд. - М. ; СПб. ; Ниж. Новгород : ПИТЕР, 2008. - 640 с. : ил. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с.631-632 .

  2. Информатика. Практикум : учеб. пособие для мед. вузов / В. И. Чернов [и др.] ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, Воронеж. гос. мед. акад. им. Н.Н.Бурденко. - Воронеж : 2006. - 286 с.

  3. Информатика: Учеб. для студентов вузов / В.А.Острейковский. - 2-е изд., стер. – М. Высш. шк., 2004. - 511 с. : ил. - Библиогр.: с.508

  4. Каймин В.А. Информатика: учебник/ В.А. Каймин. – М.: ИНФРА-М, 2000,-232с.

1. Тема занятия, его цели и задачи

Тема занятия: «Операционная система Windows. Интерфейс. Выполнение операций с файлами, папками, ярлыками. Стандартный пакет Windows. Изучение редакторов WordPad и Paint»

Цель: приобретение практических навыков работы с системой Windows.

Задачи: - работа с окнами, меню, запросами и справочной системой;

- изучение диспетчера программ, диспетчера файлов;

- использование стандартного пакета программ.



2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Графический редактор. Интерфейс (interface). Интерфейс пользовательский (user interface). Имя файла. Расширение. Каталог. Командная строка. Контекстное меню. Линейки. Линии прокрутки стола. Панель команд. Приложение (application). Рабочий стол. Файл.



3. Вопросы к занятию

  1. Операционная система Windows.

  2. Понятия: пиктограмма, ярлык, файл, папка.

  3. Назначение стандартного пакета Windows.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Для чего предназначена программа Проводник? Какова структура его окна?

  2. Каковы функции приложения Мой компьютер?

  3. Для чего нужна Панель задач? Как поступать, если она не видна на экране?

  4. Что такое «горячие клавиши», «быстрые» клавиши, клавиши сокращения? В чем их сходство и различие? Можно ли создать собственные комбинации клавиш?

  5. Каковы основные функции Корзины?

  6. Для чего нужны Ярлыки? Как создать ярлык? Как поменять значок ярлыка? Какие операции можно выполнить с ярлыком?

  7. Назовите все возможные способы завершения работы приложений.

  8. Какими способами можно выделить смежные и несмежные объекты?

  9. Какие операции можно выполнить с файлами и папками?

  10. Как найти файл, группу файлов, папку ярлык?

  11. Каким образом можно получить полную, краткую и частичную информацию о файлах и папках?

  12. Что такое буфер обмена? Какими способами можно поместить объект или фрагмент в буфер обмена?

  13. Как создать архив файлов?

  14. Как разархивировать файлы?

  15. Каким образом проверить диск на вирус?

  16. Как провести диагностику и лечение диска?

  17. Как выполнить дефрагментацию диска?

5. Основная и дополнительная литература к теме

  1. Информатика: Базовый курс : Учеб.пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений / Под. ред. С.В.Симоновича. - 3-е изд. - М. ; СПб. ; Ниж. Новгород : ПИТЕР, 2008. - 640 с. : ил. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с.631-632 .

  2. Информатика. Практикум : учеб. пособие для мед. вузов / В. И. Чернов [и др.] ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, Воронеж. гос. мед. акад. им. Н.Н.Бурденко. - Воронеж : 2006. - 286 с.

  3. Информатика: Учеб. для студентов вузов / В.А.Острейковский. - 2-е изд., стер. – М. Высш. шк., 2004. - 511 с. : ил. - Библиогр.: с.508

  4. Каймин В.А. Информатика: учебник/ В.А. Каймин. – М.: ИНФРА-М

1. Тема занятия, его цели и задачи

Тема занятия: «Изучение текстового редактора MS Word. Внедрение объектов»

Цель: приобретение практических навыков работы с текстовым редактором

Задачи: - работа с рисунками;

- работа с диаграммами

- применение мастера оформления;

- создание собственных стилей;

- использование встроенных редакторов;



2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Вставка объектов, рисунки, диаграмма, формулы, формат и стили оформления.



3. Вопросы к занятию

  1. Структура меню «Вставка»

  2. Работа с рисунками

  3. Режимы просмотра и редактирования рисунков

  4. Вставка диаграмм

  5. Вставка формул

4. Вопросы для самоконтроля

1. Из каких структурных элементов состоит меню «Вставка»?

2. Для чего нужна операция Обтекание?

3. Как необходимо оформлять рисунок?

4. Каким образом вставить формулы?

5. Как создать диаграмму?



5. Основная и дополнительная литература к теме

  1. Информатика: Базовый курс : Учеб.пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений / Под. ред. С.В.Симоновича. - 3-е изд. - М. ; СПб. ; Ниж. Новгород : ПИТЕР, 2008. - 640 с. : ил. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с.631-632 .

  2. Информатика. Практикум : учеб. пособие для мед. вузов / В. И. Чернов [и др.] ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, Воронеж. гос. мед. акад. им. Н.Н.Бурденко. - Воронеж : 2006. - 286 с.

  3. Информатика: Учеб. для студентов вузов / В.А.Острейковский. - 2-е изд., стер. – М. Высш. шк., 2004. - 511 с. : ил. - Библиогр.: с.508

  4. Каймин В.А. Информатика: учебник/ В.А. Каймин. – М.: ИНФРА-М

1. Тема занятия, его цели и задачи

Тема занятия: «Электронные таблицы MS Excel. Расчет данных.»

Цель: приобретение практических навыков работы с электронной таблицей Microsoft Excel для Windows.

Задачи: - создание таблиц;

- создание и обработка диаграмм;

- анализ и обработка данных;

- связывание рабочих книг.

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Автофильтр, адрес ячейки, диапазон ячеек, защита ячеек, копирование значений, копирование формул, лист, подбор параметра, рабочая книга, сводная таблица, строка формул, текущая (активная) ячейка, фильтрация, формат данных: денежный, научный, основной, процентный, фиксированный, даты, с фиксированным количеством десятичных знаков, форматирование данных, функция, целевая ячейка.



3. Вопросы к занятию

  1. Работа с листами:

    • перемещение между листами

    • вставка и удаление листов

    • копирование и перемещение листов внутри рабочей книги или в другую рабочую книгу

  2. Выполнение расчетов:

    • простые вычисления

    • относительная и абсолютная адресации

    • функции

  3. Построение диаграмм:

    • типы диаграмм

    • форматирование и редактирование диаграмм

  4. Списки, сортировка, поиск и фильтрация.

  5. Сводные таблицы.

4. Вопросы для самоконтроля

  1. Опишите структуру интерфейса работы с функциями в Microsoft Excel.

  2. Какие операции над ячейками возможны в Microsoft Excel?

  3. Как использовать расчетные формулы в Microsoft Excel?

  4. Как отформатировать тип диаграммы, область диаграммы, область построения диаграммы, элемента ряда данных, осей диаграммы, сетки, легенды?

  5. Каким образом осуществляется Подбор параметра в MS Excel?

  6. Каким образом связывают между собой разные рабочие книги?

  7. Как происходит работа с несколькими окнами рабочих книг?

  8. Что понимаете под созданием формул с внешними ссылками?

5. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Практические задания по электронным таблицам EXCEL.



1. Рассчитайте значения пустых ячеек:

Вариант 1

A

64










B




237




23,9

A+B

87




3870

701,9

A-B




1246

70





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал