Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста



Скачать 470.48 Kb.
страница1/6
Дата28.10.2016
Размер470.48 Kb.
Просмотров521
Скачиваний0
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


УДК 373.24

ББК 74.1

К21

О К21


Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д.,
Марич Е.М.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

ISBN 978-5-85630-100-6

Сборник подготовлен в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. «Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включая разработку учебно-методического обеспечения его введения».

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка. В данные методические рекомендации включено выборочное аннотированное описание информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера, предназначенных для детей дошкольного возраста.

Одобрено ФГАУ «ФИРО» в качестве учебно-методического пособия для руководителей и педагогов системы дошкольного образования РФ, студентов учреждений СПО и ВПО педагогического профиля, слушателей курсов повышения квалификации.


УДК 373.24

ББК 74.1
Оформление обложки – Святослав Радионов,
студент факультета «Дизайн» ГПИ ФГБОУ ВПО «НИУ “МЭИ”»

ISBN 978-5-85630-100-6 © Федеральный институт

развития образования, 2014

© Коллектив авторов, 2014


ВНИМАНИЕ!!!

Полная версия учебно-методического пособия будет

издана в 2015 году.


СОДЕРЖАНИЕ


Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта
дошкольного образования 6

Назначение и цели организации РППС ДОО 7

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) 8

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07 (№ 157); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» // Российская газета. – 2014. – 14.02 (№ 34). 10

Нормативные требования по организации развивающей
предметно-пространственной среды 12

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации 13

Формирование предметного содержания РППС ДОО 16

Проектная деятельность при организации развивающей


предметно-пространственной среды (РППС ДОО) 24

Использование в дошкольной образовательной


организации и семье предназначенных для детей
дошкольного возраста информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера при организации развивающего предметно-пространственной среды детской образовательной
организации (РППС ДОО) 26

Специализированные программные продукты 27

Создание образовательного контента для организации игровых сеансов 28

Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе. 28

Требования к подготовке кадровых ресурсов 29

Функциональные и дидактические возможности аппаратного обеспечения ИОТ 29

Рекомендуемая литература для внедрения ИОТ в практику работы ДОО 30



Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта
дошкольного образования

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)1 подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:


  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

  • различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»2. Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)»3.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал