Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов, примерный перечень вопросов к зачету, список рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы



Скачать 98.36 Kb.
страница1/3
Дата11.04.2017
Размер98.36 Kb.
Просмотров330
Скачиваний0
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ


УТВЕРЖДАЮ:

Декан

________________________

«____» _________20_____г.


Рабочая программа

История письменности

Б.3.16.
направление подготовки 032700.62.– ФИЛОЛОГИЯ

Квалификация –филолог, преподаватель

Очная форма обучения

Утверждено на заседании кафедры

________________________________

________________________________

(протокол № __ от __________ 20___ г.)

Зав.кафедрой

________________________________


Москва 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История письменности» входит в блок дисциплин профессионального цикла в вариативную часть. Изучению курса должно сопутствовать изучение дисциплины «Русский язык и культура речи», а также дисциплин «Основы теории коммуникации», являющиеся поддерживающими курсами.

Курс «История письменности» имеет теоретико-прикладной и в то же время общегуманитарный характер. Он не только дает общенаучные и лингвистические сведения об истории возникновения и развития письма и некоторых теоретических аспектах грамматологии, помогает лучше понять практические вопросы орфографии и пунктуации, но и вводит студентов в философские, исторические и культурологические проблемы становления речевой деятельности, теории коммуникации, влияния исторических, политических, социальных изменений и научных открытий на развитие важнейшего изобретения человечества – письменности.

УМК разрабатывался с учетом требований государственного образовательного стандарта по указанной специальности. Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, учебно-методические материалы лекционных и практических занятий, методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов, примерный перечень вопросов к зачету, список рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Цель курса – ознакомить студентов с общими понятиями о письме, истории возникновения и развития письменности в разных ареалах Земли и современном состоянии письменности.

Задачи курса:

– дать представление об этапах возникновения и развития письменности; познакомить с древнейшими сохранившимися памятниками письменности;

– сформировать понятие о письме как знаковой (графической) системе фиксации звучащей речи, позволяющей с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени;

– определить специфику различных форм начертательного письма;

– дать представление об алфавите как системе письменных знаков, передающей звуковой облик слов языка посредством символов и познакомить с конкретными древними и современными алфавитами;

– сделать обзор истории возникновения славянской письменности, создания древней кириллической азбуки и развития современного русского алфавита;

– познакомить с принципами современной русской орфографии и пунктуации;

– определить особенности современной транскрипции и транслитерации;

– освоить основные правила фонетической транскрипции и транслитерации;

– овладеть навыками определения языковой принадлежности различных текстов, базирующихся на кириллице и латинице;


Студент, освоивший курс «История письменности», должен знать следующие понятия:

  1. письмо как знаковая (графическая) система фиксации звучащей речи;

  2. древние рукописи – манускрипты как объект изучения палеографии;

  3. пиктография, идеография и фонография как этапы развития письма;

  4. латиница и кириллица как два основных типа современного письма;

  5. графика как совокупность начертательных средств языка;

  6. алфавит как упорядоченная система письменных (графических) знаков языка;

  7. орфография как совокупность норм и правил практического письма;

  8. пунктуация как система графических внеалфавитных знаков, служащих для грамматического и смыслового членения письменной речи;

  9. диакритики как система дополнительных подстрочных, надстрочных и внутристрочных знаков различных алфавитов;

  10. транскрипция как точная буквенная запись звуковых единиц речи;

  11. транслитерация как побуквенная передача слов, записанных на одном языке, знаками другого языка.


В ходе изучения курса студент должен приобрести следующие практические умения:

  1. умение применять правила орфографии и пунктуации и определять, какие принципы орфографии реализуются в конкретных случаях;

  2. навыки определения языковой принадлежности различных текстов, базирующихся на кириллице и латинице;

  3. умение осуществлять фонетическую транскрипцию текстов на русском языке;

  4. умение транслитерировать имена собственные на русском и одном из европейских языков.



Учебно-тематический план дисциплины


ТЕМА

Трудоемкость

Форма контроля

Ак. часы

Зач ед.

Зачет

1.

Общие понятия о письме и предпосылки письма

10







2.

Этапы и формы развития начертательного письма

10







3.

Графика и алфавит

10







4.

Латиница и кириллица: возникновение, этапы развития, современное состояние

10







5.

История развития и основные принципы орфографии. История возникновения и современное состояние пунктуации

10







6.

Транскрипция и транслитерация

10







7.

Стили письма. Искусство книжной печати и компьютерной графики

12







Итого:

72

2

6 сем.

Формы контроля: зачет



Учебно-тематический план дисциплины для студентов специальности

«Документоведение и документационное обеспечение управления», обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля (срок обучения 3 г. 6 мес.)


ТЕМА

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия

1.

Общие понятия о письме и предпосылки письма

2



8

2.

Этапы и формы развития начертательного письма

2

1

10

3.

Графика и алфавит

2

1

10

4.

Латиница и кириллица: возникновение, этапы развития, современное состояние

2

2

10

5.

История развития и основные принципы орфографии. История возникновения и современное состояние пунктуации

2

2

10

6.

Транскрипция и транслитерация

2

2

10

7.

Стили письма. Искусство книжной печати и компьютерной графики

2



10

Итого: 90

14

8

68

Форма контроля: зачет


Учебно-тематический план дисциплины для студентов специальности

«Документоведение и документационное обеспечение управления», обучающихся на базе среднего (полного) образования

(срок образования 6 лет)

ТЕМА

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия

1.

Общие понятия о письме и предпосылки письма. Этапы и формы развития начертательного письма

1



13

2.

Графика и алфавит

1

1

14

3.

Латиница и кириллица: возникновение, этапы развития, современное состояние

1

1

13

4.

История развития и основные принципы орфографии. История возникновения и современное состояние пунктуации

1

1

13

5.

Транскрипция и транслитерация

1

1

13

6.

Стили письма. Искусство книжной печати и компьютерной графики

1



14

Итого: 90

6

4

80

Форма контроля: зачет




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал