Методические рекомендации для муниципальных детских библиотек по проведению



Скачать 495.34 Kb.

страница1/2
Дата11.02.2017
Размер495.34 Kb.
Просмотров256
Скачиваний1
ТипМетодические рекомендации
  1   2

БУКОО «Библиотека им. М. М. Пришвина»
Научно-методический отдел
RUнет: время объединяться
методические рекомендации для
муниципальных детских библиотек
по проведению
Недели безопасного Рунета
Орёл, 2013

2
RUнет: время объединяться: методические рекомендации для муниципальных детских библиотек по проведению Недели безопасного Рунета / БУКОО «Библиотека им. М. М. Пришвина»;
[сост. А. Г. Ноготкова]. – Орёл, 2013. – 51 с.
Методические рекомендации «RUнет: время объединяться» предназначены для работников муниципальных детских библиотек.
Материалы содержат исторический материал, терминологический словарик, рекомендации по проведению библиотечных мероприятий, посвящённых Неделе безопасного Рунета.
Ответственный за выпуск: И. А. Никашкина, директор БУКОО
«Библиотека им. М. М. Пришвина»
Автор-составитель, компьютерная вёрстка: А. Г. Ноготкова, ведущий методист
Редактор: Т. Н. Чупахина, заведующая научно-методическим отделом
Консультант: В. В. Федин, заведующий сектором автоматизации библиотечных процессов

3
Содержание:

Рекомендации………………………………………………………….4

Приложение 1. Материалы Интернет-сайтов о медиабезопасности……………………………………………………..10

Приложение 2. Список видеоматериалов по безопасному
Интернету……………………………………………………………….14

Приложение 3. Электронные ресурсы по теме
«Безопасный Интернет»………………………..………………………15

Приложение 4. Интернет-словарик……………………..……18

Приложение 5. Формы и названия мероприятий, рекомендованные для проведения в библиотеке……...…………….27

Приложение 6. Викторина для детей по медиабезопасности…………………………………………………….30

Приложение 7. Стихотворение для детей про
Интернет………………………………………………………………..34

Приложение 8. Памятные и знаменательные даты Интернет-календаря……………………………………………..38

Список литературы…………………………………………..……41






4
Рекомендации

Неделя Безопасного Рунета – традиционное российское событие, посвященное проблеме безопасного использования
Интернета и мобильных технологий. Неделя представляет собой группу мероприятий, объединенных общей целью - формирования безопасной онлайн-среды для детей и взрослых и создания культуры ответственного, этичного и безопасного использования новых технологий.
Проведение российской Недели безопасного Рунета, приурочено к Международному Дню безопасного Интернета (Safer
Internet Day) – международной дате, учрежденной Европейской комиссией в 2004 году в целях привлечения внимания к проблеме безопасности детей и взрослых в сети Интернет.
День безопасного Интернета отмечается более чем в 60 странах мира, в число которых входит и Россия. Российская Неделя проводится в дни, предшествующие Дню безопасного Интернета
(второй вторник февраля).
Впервые Неделя безопасного Рунета была проведена в 2008 году по инициативе РОЦИТ (Региональный общественный Центр
Интернет-технологий) и российского офиса Microsoft. С 2009 года оператором Недели является Центр безопасного Интернета в России
– ведущий российский комплексный проект в области интернет- безопасности детей и взрослых, представляющий Россию в сети
Центров безопасного Интернета на европейском уровне.
Существует множество вариантов толкования термина
«Рунет»:
русский Интернет (русскоязычные и/или российско- ориентированные сайты во всех доменах Интернета);
серверы в доменах рф, su, ru, am, az, by, ge, kg, kz, md, ua, укр, uz;
российская часть сети Интернет (это определение поддерживается государственными структурами России);
Интернет в домене .RU.
«Относящиеся к Рунету» (то есть русскоязычные) ресурсы могут располагаться в любых доменах (или не иметь домена), а соответствующие серверы могут физически находиться в любой

5 стране мира (примером тому является русская «Википедия», серверы которой физически располагаются в Голландии, и которая принадлежит домену .org). Вероятно, не следует относить или не относить к Рунету ресурсы по каким-то другим критериям, кроме языка. Технически Рунет можно распознать по русской кириллической кодировке.
Название «Рунет», составленное из доменного имени .ru и постфикса net (русск. сеть), вошло в употребление стихийно в конце
1990-х годов. Термин изобрел весной 1997 года автор одной из первых регулярных русскоязычных сетевых колонок Раффи
Асланбеков и внедрил в тогдашний круг своего русскоязычного интернет-культурного общения, где термин быстро прижился. В какой-то период некоторая часть пользователей критиковала термин, считая его не очень благозвучным. В 2001 году слово с заглавной буквы с формулировкой «Рунет, -а (российский Интернет)» вошло в орфографический словарь РАН под редакцией В. В. Лопатина – основной словарь государственного языкового портала
«Грамота.ру». В 2005 году оно вошло в орфографический словарь Д.
Э. Розенталя.
В рамках
Недели безопасного
Рунета проводятся конференции, круглые столы, «прямые линии» с экспертами, презентации проектов и инициатив в области безопасного Интернета для детей [3] и взрослых, объявляются конкурсы или подводятся их итоги, проводятся викторины, информационные кампании, телеинтервью – мероприятия различных форматов и на разную аудиторию. Среди партнеров Недели, активно участвующих в ее проведении – лидеры интернет-индустрии, общественные и некоммерческие организации, исследовательские институты, государственные органы, пресса, а самое главное – те, кто непосредственно занимается воспитанием детей и формированием у них позитивных ценностей - библиотеки. На информационных площадках различных сайтов, посвящённых медиабезопасности, ведутся дискуссии, публикуются актуальные статьи, приводятся видеоуроки. (Приложение 1, 2) 7 февраля 2012 года в России завершилась пятая Неделя безопасного Рунета – общероссийская серия мероприятий, посвященных проблеме безопасности детей и взрослых в сети Интернет. В 2012 году мероприятия Недели

6 проходили в Москве и 46 регионах нашей страны, а мероприятия
Международного Дня безопасного Интернета прошли в 74 странах мира.
1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный Закон № 436, принятый 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[1]. Закон оберегает детей от разрушительного, травмирующего воздействия информации на психику, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности, и распространяется на все виды информации. «Наша основная задача сегодня — сделать все, чтобы дети были максимально защищены от негативного контента, научить их ориентироваться в интернет-пространстве и оказать всестороннюю помощь, если ребенок попал в беду», - высказал свою точку зрения Уполномоченный Президента РФ по правам ребёнка
Павел Астахов. [6] По его словам, «дети не всегда умеют распознать манипулятивные технологии в рекламе, не анализируют степень достоверности информации и подлинность её источников», маленькие пользователи «должны знать, какие опасности подстерегают их в сети, и как их избежать».
В связи с этим возрастает роль различных организаций, в том числе и библиотек, в создании безопасной интернет-среды. Многие библиотеки делятся опытом информационно-просветительской деятельности, посвящённой безопасному использованию Интернета и защите детей и взрослых от угроз, связанных со Всемирной паутиной.
Задачи мероприятий медиабезопасности:
1)
информирование детей и подростков о видах информации, способной причинить вред их здоровью и развитию, запрещённой или ограниченной для распространения на территории Российской
Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации. Эту функцию выполняют различные полезные
Интернет-сайты (Приложение 3);
2)
информирование детей и подростков о способах незаконного распространения такой информации в информационно- телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS- сообщений незаконного содержания);

7 3)
ознакомление детей и подростков с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;
4)
обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);
5)
профилактика формирования у детей и подростков интернет-зависимости и игровой зависимости
(игромании, гэмблинга);
6)
предупреждение совершения детьми и подростками правонарушений с использованием информационно- телекоммуникационных технологий.
Дети должны знать не только правила безопасного путешествия по Всемирной сети, но и обладать определённым словарным запасом информационных терминов. (Приложение 4)
Качественная информационно-просветительская деятельность может стать основой для создания действительно безопасной интернет-среды.
Большинство региональных детских библиотек активно включились в проведение мероприятий Недели Безопасного Рунета.
Можно с уверенностью сказать, что «библиотека меняется», становясь проводником детей в онлайн-мир.
Библиотекари убеждены, что необходимо создавать условия для комфортной и безопасной самостоятельной работы юных читателей в Интернете и чаще организовывать мероприятия, направленные на повышение уровня компьютерной грамотности детей и их родителей. Опыт региональных библиотек, принявших участие в Неделе безопасного Рунета, отражается на страницах профессиональной прессы и на сайтах, блогах сети Интернет.

8
Так, библиотеки Белгородской области стали активными участниками Недели безопасного Рунета и провели ряд интересных мероприятий: «Для родителей в ГДБ в течение недели проходили часы информации «Взрослые и дети читают в Интернете». Родители, проявив интерес, активно участвовали в обсуждении вопросов использования детьми ресурсов Интернета. Каждый родитель получил памятку «Дети в Интернете: как защитить ребёнка от реальных опасностей виртуального мира», разработанную специалистами библиотеки. А юные читатели стали участниками тренинг-часов «Безопасность в сети Интернет» и познакомились с основными опасностями и методами работы при помощи онлайн- игры «Прогулка через дикий Интернет-лес». [4]
В 2010 году к Неделе безопасного Интернета присоединилась
Самарская областная детская библиотека. У библиотек Самарской области накоплен большой опыт по организации мероприятий о безопасном Интернете: «Занимательно и интересно прошло заседание литературного салона (ЛИС) для детей в возрасте 5-10 лет и их родителей. Собравшиеся, обсудили тему безопасного
Интернета, соревнуясь в разных конкурсах, например: «Интернет,
Интернет, ты нам нужен или нет?», «Да» и «нет» в Интернете» и др.
Для учащихся 5-9-х классов была проведена интерактивная мультимедийная презентация «Прямо по курсу – Интернет!». Ребята отправились в путешествие по интересным сайтам». [10]
В 2013 году в Орловской детской библиотеке им. М. М.
Пришвина была проведена Неделя безопасного Рунета.
Интересно прошли урок медиабезопасности «В контакте без риска», викторина по безопасному поиску в Интернете «Знатоки
Глобальной сети», конкурс интересных сообщений «Мои любимые сайты»,
В течение всей Недели читатели 5-9 классов приняли участие в мини-опросе «Мобильная опасность – это реально?»:
К Неделе Безопасного Рунета была оформлена книжная выставка, проведены беседа и обзор «Прямо по курсу – Интернет!».
Для родителей и педагогов сотрудники библиотеки подготовили буклеты:
«Правила on-line безопасности»,
«Дружественный Рунет».

9
Библиотека, используя различные формы и методы деятельности, в силах сформировать у детей навык безопасного поведения в сети Интернет. Главное – чтобы мероприятие было полезно и интересно. (Приложение 5-7)
Интернет необходим, и для преодоления негативных его сторон библиотекарям необходимо прививать детям навыки грамотного использования его ресурсов. Сеть Интернет – вещь двузначная. С одной стороны она предоставляет своим пользователям информацию без границ, с другой – создает ряд проблем, требуя постоянного контроля. У любого новшества есть свои положительные и отрицательные стороны. И какую роль
Интернет будет играть в нашей жизни, зависит только от нас.


























10
Приложение 1

Материалы Интернет-сайтов о медиабезопасности

Правила поведения в Сети с мошенниками и
злоумышленниками, или Как не стать жертвой сетевых шуток и
розыгрышей


В Интернете можно встретить самых разных людей и далеко не все из них отличаются дружелюбием и благими намерениями.
Многие не прочь поживиться за счет чужого кошелька, зло пошутить или просто испортить настроение. Как же выявить из огромной массы пользователей личностей, которые могут причинить вред?
Для того, чтобы обезопасить себя от неприятных ситуаций, необходимо соблюдать максимальную осторожность и правила безопасности в Сети. Помните: вы не можете быть увереным в человеке, которого не знаете лично, поэтому заочное недоверие к любому новому знакомому является вполне оправданной мерой. Не сообщайте никакой личной информации о себе, особенно это касается счетов, контактов и персональных данных. Чем меньше знает о вас злоумышленник – тем меньше вреда может сделать. Не принимайте от непроверенных людей никаких файлов и уж тем более не устанавливайте их. Ибо присланная «забавная фишка» или
«игрушка» может оказаться трояном или вирусом, который доставит немало хлопот.
Не принимайте все слова интернет-собеседников за чистую монету. Сообщения вроде «срочно положи мне денег на счет, потом верну» или «позвони мне на такой-то номер» в 100% случаев окажутся разводом. Также не стоит переходить по ссылкам, даже если это якобы страничка с чьими-то фотографиями. В лучшем случае по этому адресу окажется реклама или порнография, в худшем – под их прикрытием получите еще и вирус в подарок.
При совершении покупок в Интернете будьте предельно внимательны. Тщательно изучите сайт магазина и способы перечисления денежных средств. Изучите отзывы других клиентов и проверьте черные списки в Сети. Рискованно отправлять свои фотографии сетевым знакомым. Среди них существует немало шутников, которые способны выложить их на сайтах сомнительного содержания и доставить вам немало морального вреда.

11
Хорошо, если будут просто переживания, а ведь могут не так понять, например, на работе или при устройстве на нее… Если же вы все-таки стали жертвой шутника, постарайтесь реагировать на его проделки как можно спокойнее. Если вы не будете нервничать и расстраиваться – злоумышленник своей цели не достигнет, и ему обычно быстро надоедает «заниматься» именно Вами.
Лучше всего не вступать в переписку со спамерами и подозрительными личностями, рассылающими ссылки. Попытки их пристыдить успехом не увенчаются, только зря потратите свое время. Хотя бы просто потому, что рассылкой обычно занимается робот, совестью пока не обладающий.
Тем не менее, не надо думать, что все обитатели Интернета являются мерзавцами, пытающимися вам навредить - среди них есть много интересных отзывчивых людей, которые могут стать настоящими друзьями. Просто для Интернета более чем характерен старый принцип «Доверяй, но проверяй» - и следование ему обычно окупается сторицей. [5]

Троян-вымогатель в социальной сети “ВКонтакте”, или
Наказание для особо любопытных

Сегодня в той или иной социальной сети зарегистрирован почти каждый. Всех пользователей подобных ресурсов можно поделить на несколько категорий. Одни выставляют напоказ всю свою частную жизнь, начиная от личных фотографий до номера телефона и адреса, другие используют настройки приватности – это делают, прежде всего, те, кто думает о собственной безопасности. Но есть еще одна негласная категория юзеров – любопытные. Именно им не терпится узнать, что скрывают закрытые странички онлайн- друзей, поэтому они и попадают в ловушки мошенников, предлагающих пошпионить в Интернете за друзьями и знакомыми, узнать тайны их личной переписки, прочитать сообщения на “стене” и просмотреть закрытые фотографии.
В социальной сети “ВКонтакте” появился новый вирус троян- вымогатель Trojan-Ransom.Win32.Vkont.a, предупреждают эксперты
“Лаборатории
Касперского”.
Алгоритм работы троянцев- вымогателей прост и заключается в блокировании работы

12 компьютера с целью получения денег злоумышленниками. Для этого пользователю предлагается отправить СМС-сообщение на короткий номер в обмен на пароль для восстановления данных или нормальной работоспособности компьютера. Для России проблема
“блокеров” является наиболее актуальной. По данным “Лаборатории
Касперского”, ежедневно с такими вредоносными программами сталкиваются несколько тысяч российских пользователей и не только при пользовании соцсетью, но и при скачивании сомнительных фильмов, когда указывается, что на просмотр фильма дается час бесплатного времени. При истечении определенного времени компьютер «киномана» также блокируется.
В “Контакте” это выглядит обычно так: любопытному пользователю предлагают пройти по ссылке на сайт, который на самом деле мошеннический, и там узнать все интересующие его тайны. На этом сайте предлагается скачать ПО для взлома учетных записей в социальной сети “ВКонтакте”. Однако после клика на кнопку загрузки под видом “программы-взломщика” начинается скачивание троянца-вымогателя, естественно, о подмене ничего не сообщается.
После этого, на Рабочем столе компьютера появляется окно с предложением отправить СМС-сообщение на короткий номер, чтобы получить программу для доступа к личным данным пользователей сети “ВКонтакте”. Одновременно троянец блокирует работу системы до тех пор, пока вымогатели не получат выкуп в виде СМС.
Но при отправке СМС пользователь оказывается дважды
“наказан” злоумышленниками. Троянец скачает архив VK-Hack.zip, в котором находятся программа для подбора паролей к аккаунтам в популярных почтовых сервисах, а также ПО класса ShareWare, за полноценное использование которого необходимо заплатить дополнительно. Таким образом, жертва уловки мошенников не только оплачивает отправку дорогостоящей СМС-ки, но и получает совсем не бесплатные программы сомнительного функционала.
“Лаборатория Касперского” рекомендует при обнаружении СМС- блокера на компьютере не идти на поводу у мошенников и не отправлять сообщения, а удалить назойливый баннер с Рабочего стола с помощью бесплатного сервиса на сайте “Лаборатории

13
Касперского”. Данная услуга доступна также и через мобильное устройство.
Сервис Deblocker бесплатный. С его помощью можно убрать баннер (рекламный модуль) с рабочего стола, разблокировать
Windows без отправки смс или перевода денег на счет, вернуть зашифрованные вирусом файлы.
Чтобы удалить баннер, надо ввести в первое поле номер телефона (например, 84444, 3116, 89854120769, 89162095847) или счета (например, 9636256259). Если у вас есть текст смс, который блокеры-вымогатели просят отправить на указанный номер, введите его во второе поле.
Для получения кода разблокировки должно быть заполнено хотя бы одно из полей. После удаления баннера проверьте компьютер на наличие вирусов с помощью бесплатной утилиты
Kaspersky Virus Removal Tool. Для предотвращения заражения вашего компьютера мы рекомендуем установить Kaspersky Internet
Security 2011. Если вы разместите ссылку на сервис разблокировки на своем сайте или в блоге, вы поможете в борьбе с вымогателями.
О проделках интернет-мошенников можно говорить долго, но не следует забывать и об ответственности пользователя, ведь он по своей воле переходит по опасным ссылкам, подписывает какие-то соглашения. В результате чего и страдает сам. Так что будьте бдительны![9]















14
Приложение 2

Список видеоматериалов по безопасному Интернету

Детям 6+
Видеоролик "Дети в
Интернете"
- http://video.sibnet.ru/video185653-Deti_v_Internete_/
Видеоролик "Знакомимся с
Интернетом"
- http://video.yandex.ru/users/yarkoinvest/view/134/?cauthor=gorbunki- shkola&cid=1#
Видеоролик "Правила безопасности" в сети Интернет - http://www.youtube.com/watch?v=L6CW39N5f7M
Мультфильм "Безопасный
Интернет
- детям!" http://rutube.ru/video/2ab767f7f56a95183b1dd629c3a2d9d9/

Подросткам и юношеству 12+
Видеоролик "Мошенничество в социальных сетях: В
Контакте" - http://www.youtube.com/watch?v=nAGxx2eLTVk
Мультфильм "Как обнаружить ложь и остаться правдивым в
Интернете" -http://www.twitube.org/show.php?v=5YhdS7rrxt8
Мультфильм "Остерегайся мошенничества в Интернете" - http://sosh29.ru/infusions/fusion_tube/view.php?cat_id=2&video_id=3
Мультфильм "Развлечения и безопасность в Интернете" - http://azbez.com/node/2017
Образовательные видеоролики "Google - 10 советов начинающим пользователям
Интернета"
- http://www.youtube.com/watch?v=jtjm9LjammQ
Остерегайся мошенничества в
Интернете
- http://www.youtube.com/watch?v=AMCsvZXCd9w







15
Приложение 3

Электронные ресурсы по теме «Безопасный Интернет»

Название ресурса
Описание
Безопасный
Интернет http://www.saferinter net.ru/
Портал
Российского
Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета.
Мероприятия, Интернет и законодательство, проблемы и решения, международные ресурсы.
Центр Безопасного
Интернета в России http://www.saferunet.
ru/
Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в
Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействие им в отношении пользователей
Фонд развития
Интернет http://www.fid.su/
Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета
«Основы безопасности детей и молодежи в
Интернете» http://www.microsoft.
com/Rus/athome/secu rity/kids/etusivu.html
Интерактивный курс по интернет- безопасности, предлагаемый российским офисом Microsoft в рамках глобальных инициатив Microsoft «Безопасность детей в
Интернете» и «Партнерство в образовании».
В разделе для учащихся (7-16 лет) предлагается изучить проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. В разделе для родителей и учителей содержится обновленная информация о том, как сделать
Интернет для детей более безопасным, а также изложены проблемы компьютерной безопасности http://www.symantec.
com/ru/ru/norton/club symantec/library/artic le.jsp?aid=cs_teach_k ids – Club Symantec
Единый источник сведений о безопасности в
Интернете.
Статья для родителей
«Расскажите детям о безопасности в
Интернете». Информация о средствах родительского контроля

16
Nachalka.com http://www.nachalka.
com/bezopasnost
Предназначен для учителей, родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе. Статья «Безопасность детей в
Интернете». Советы учителям и родителям
Личная безопасность.
Основы безопасности жизни. http://www.obzh.info/
novosti/novoe/bezopa snost-detei-v- internete.html
Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным
«Безопасность детей в Интернете» http://www.ifap.ru/lib rary/book099.pdf
Компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации
«Интернешка» http://www.interneshk a.net/children/index.p html
Детский онлайн-конкурс по безопасному использованию сети Интернет. Советы детям, педагогам и родителям, полезные ссылки. Регистрация и участие в конкурсе по безопасному использованию сети
Интернет
OS.zone.net http://www.oszone.ne t/6213/
Компьютерный информационный портал.
Статья для родителей
«Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет».
Рекомендации по программе «Родительский контроль».
Российская государственная детская библиотека http://www.rgdb.ru/in nocuous-internet
Ресурс для детей и родителей. Правила безопасного Интернета. Обзор программных продуктов для безопасного Интернета. Как защититься от интернет-угроз. Ссылки на электронные ресурсы, информирующие об опасностях и защите в Сети http://vision.rambler.r u/users/ramblervision/
1/137/
Всероссийский видео-урок информатики

17
ON-ляндия – безопасная веб- страна http://www.onlandia.o rg.ua/ru-RU/
На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.
Фонд
«Дружественный
Рунет» http://www.friendlyru net.ru/
Правила безопасного использования сети
Интернет http://cleaninternet.ru/
Проект “Чистый Интернет” http://www.detionline
.org/
Линия помощи «Дети он-лайн»
Азбука безопасности http://new.saferunet.r u/children/news/572/
Правила поведения в Сети с мошенниками и злоумышленниками, или Как не стать жертвой сетевых шуток и розыгрышей












18
Приложение 4

Интернет-словарик

Аватар - (от англ. avatar - олицетворение) - это картинка, статичная или анимационная, размером примерно от 50x50 до
265x265 пикселей (точек), характеризующая ваш образ.
Антивирусы — компьютерные программы и утилиты, благодаря которым удается защититься от вирусных атак, обнаружить и вылечить программы, зараженные вирусами, и предоставляется возможность недопущения распространения вирусов во всей компьютерной системе. Наиболее известными в
России являются Антивирус Касперского, Dr.Web, NOD32, Norton,
Avira, Avast.
Аська, Ася - программа ICQ (в переводе с англ. "Я ищу тебя")
- для общения в реальном времени.
Байт - 8 бит, единица измерения количества информации.
Существуют также единицы измерения: килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт, петабайт, экзабайт.
Бан - удаление или временная блокировка профиля пользователя форума, блога, чата и т.п. - за некорректное поведение.
Баннер - рекламное объявление.
Бит - единица измерения компьютерной информации. Бит -
(англ. binary digit) двоичная цифра, 0 или 1, минимальная единица измерения количества информации.
Блог (англ.blog, Интернет-журнал событий, Интернет- дневник, онлайн-дневник) – веб-сайт, основное содержимое которого
– регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа.
Блогерчеловек, ведущий блог.
Блогосфера совокупность всех блогов в сети Интернет.
Браузер (от англ.web browser) - программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, то есть для запроса веб-страниц, их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой. Самые распространенные браузеры: Opera, Google Chrome, Mozilla Firefox,
Internet Explorer.

19
Веб-сайт - (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site —
«место») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).
Векторная графикаграфика, состоящая из простых графических элементов, содержащая информацию в виде математических параметров и координат. Такая графика не теряет качества при изменении размеров изображения.
Виджет - небольшая независимая скрипт-программа (или, другими словами, программный модуль), встраиваемая в сайт, блог или другую среду и добавляющая ему определённую функциональность. Самые распространенные - веб-виджеты и десктоп-виджеты.
Видеохостинг

сайт, позволяющий загружать и просматривать видео в браузере, например, через специальный проигрыватель.
Вирус - программа, которая воспроизводит саму себя и тем самым распространяется (заражает другие программы и документы), приписывает себя к ним. Обычно производит вредные действия, мешает работе, уничтожает, искажает данные.
Вишингразновидность фишинга – распространённого сетевого мошенничества, при котором клиенты какой-либо платёжной системы получают сообщения по электронной почте, якобы от администрации или службы безопасности данной системы, с просьбой указать свои счета, пароли и так далее, при этом ссылка в сообщении ведёт на поддельный сайт, на котором и происходит кража информации. Сайт этот уничтожается через некоторое время, и отследить его создателей в интернете достаточно сложно.
WWW (World Wide Web - всемирная паутина): Наиболее популярная услуга
Internet, интерактивная гипертекстовая информационно-поисковая система.
Мультимедийные
(т.е. содержащие помимо текста видео-, аудио - и графические ресурсы) блоки данных WWW ("страницы") размещаются на специальных компьютерах, называемых WWW-серверами (или Web-серверами) и принадлежащих отдельным организациям или частным лицам. В основе системы WWW лежит протокол передачи гипертекстовых сообщений HTTP (Hypertext Transfer Protocol), с помощью которого

20 web-документы передаются с главного компьютера (сервера) на компьютеры пользователей. Для доступа к WWW используются специальные программы - web-браузеры (browser - обозреватели).
Гипертекст - (от англ. hyper text) - или ссылка гипертекста - это связь информации между документами, то есть связь во
Всемирной паутине через URL адреса, указывающие на другие страницы и ресурсы.
Гостевая книга - раздел web-сайта, снабженный специальной интерактивной формой, с помощью которой посетители данного ресурса могут оставить свои пожелания и предложения разработчикам или владельцам ресурса.
Джисвин - (от англ. сокращения JPIG) - страница в web, которая очень долго загружается из-за перезагруженности изображений или из-за большого формата картинки.
Домашняя страница - (от англ. home page) - главная (первая) страница web-сайта.
Доменное имя - (от англ. domain name) - адрес конкретного сайта в интернете или часть адреса электронной почты после знака @.
Дорвеи - сайты, перенаправляющие человека на другой ресурс. E-mail (электронная почта): Стандартный сервис Internet, реализующий в компьютерных сетях аналог обычной почты; предоставляет полный спектр возможностей, доступных при пользовании обычной почтой, а также множество дополнительных удобств.
Драйвер - программа, управляющая каким-либо внешним или внутренним устройством компьютера (сканером, мышью, клавиатурой, дисководом). Драйвер является промежуточным звеном между устройством и операционной системой. Сменив или добавив устройство, нужно сменить или установить его драйвер, чтобы операционная система и программы смогли работать с этим устройством.
Избранное - (от англ. favorites) - список любимых web- страниц, которые сохраняют, чтобы легко и быстро вернуться к ним еще раз.
Internet (Интернет): Всемирное сообщество отдельных компьютерных сетей. Все компьютеры в Интернет взаимодействуют друг с другом согласно определённым правилам (протоколам).
Подключившись к Интернету, пользователь получает доступ к

21 широкому спектру разнообразных услуг
(сервисов), предоставляемых ему различными серверами (специальными компьютерами) сети. К основным направлениям использования
Интернета относятся электронная почта (e-mail), передача файлов от одного компьютера к другому (FTP), удалённый доступ к компьютерам, службы мгновенных сообщений, WWW (World Wide
Web или всемирная паутина) и др.
Интернет кошелек (электронный кошелек) – место в сети
Интернет, где будут храниться ваши деньги (сбережения, заработки и накопления). С помощью электронного кошелька вы сможете выписывать электронные счета, оплачивать счета из магазинов или других мест приема электронных денег.
Интернет-мошенничество или кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей.
Интерфейс (от англ. "interface" - устройство сопряжения, связующее звено) - "лицо" компьютерной программы, видимое на
экране монитора и с помощью которого можно управлять программой.
Информационная безопасность – политика мер, реализуемая для обеспечения контроля над рисками информационной стабильности и безопасности.
Кибербуллинг

виртуальный террор, чаще всего подростковый.
Киберпространство - (от англ. cyberspace) - виртуальное пространство Интернет, с взаимосвязью информацией между людьми и другими компьютерными системами.
Киберстиль - (от англ. cyberstyle) - стиль написания электронных сообщений на интернет-сленге.
Клик - нажатие компьютерной мышкой.
Контент (от англ.content – содержание) – абсолютно любое информационно значимое, содержательное наполнение информационного ресурса или web-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика.
Контекстная рекламапоказ рекламы (баннеров, текстовых рекламных блоков и т.д.) на различных площадках в Интернете
(поисковые системы, каталоги, порталы). Обычно рекламные

22 материалы привязаны к определенным ключевым словам и словосочетаниям.
Логин - идентификатор (пароль), применяемый для входа в систему. Логин - идентифицирующая пользователя логическая учетная запись, используемая в сочетании с паролем в процессе авторизации.
Локальная сеть - структура, представляющая собой несколько связанных между собой специальным кабелем компьютеров, между которыми осуществляется передача данных.
Макарена страница - (от англ. macarena page) – web- страница, созданная ради выгоды, на основе какого-либо всеобщего увлечения. Как правило, на таких страницах очень много ошибок и срок их жизни не долог.
Такие страницы также называют страницами Барни (от англ.
Barney page).
Модератор (от англ. moderator - арбитр, судья, посредник). В интернете это слово используется, в основном, на форумах для обозначения администраторов форума или пользователей, наделенных особыми правами. Задача модератора - следить за соответствием дискуссии заданной теме, соблюдением установленных правил форума и общепризнанных норм поведения.
Ник - (от англ. nickname) – псевдоним, используемый в
Интернете вместо реального имени.
Нигерийские
письма

распространённый вид мошенничества, получивший развитие с появлением массовых рассылок по электронной почте (спама).
Онлайн - (от англ. on line) – пользователь, работающий в сети.
Оффлайн - (от англ. off line) – пользователь, работающий вне сети.
Оффтопик - (от англ. off top) - не в тему.
Память - аналог памяти человека, устройство компьютера, позволяющее хранить информацию. Память бывает долговременная
(жесткие диски, дискеты, CD-ROM) и кратковременная (RAM). В долговременной памяти информация сохраняется при выключении питания, в кратковременной - теряется.
Пиксель - (от англ. pixel) - маленькая точка, содержащая информацию о цвете и яркости.

23
Портал - (от англ. portal site) - web-сайт в котором совмещены разные темы, формы содержания и услуг.
Протоколнабор правил, которых придерживаются все компании, чтобы обеспечить совместимость производимого аппаратного и программного обеспечения. К примеру, эти правила должны гарантировать то, что машина фирмы Microsoft, работающая с пакетом
TCP/IP, сможет общаться с Apple, также работающим с TCP/IP.
Публиковать - (от англ. publish) - размещать web-странички в сети и делать доступными широким массам.
Рабочий стол - интерфейс Windows организован в форме рабочего стола, на нем располагаются основные, часто используемые вещи, программы, документы, папки (в виде пиктограмм, т.е. значков).
Пользователь имеет возможность располагать их так, как ему нравится.
Растровая графика - формат изображения, содержащий информацию о цвете и яркости в маленьких точках (пикселях).
Редактор HTML - (HTML editor) – программа, упрощающая создание web-cтраничек.
Релевантность поиска - степень сопоставления создаваемого поисковым сервером отчета введенному пользователем запросу.
Рунет русскоязычная часть всемирной сети Интернет.
Более узкое определение гласит, что Рунет — это часть Всемирной паутины, принадлежащая к национальным доменам .ru и .su, а также появившемуся недавно .рф
Сайт гуру - (от англ. guru site) – сайт, созданный профессиональным экспертом, с содержанием полезной и точной информацией по конкретной теме.
Сайт (Интернет-сайт) – самостоятельная компьютерная система, состоящая из совокупности файлов с программным кодом, изображениями, видео-файлами, располагаемая на Интернет- серверах и служащая демонстрацией чего-либо в интернете.
Просмотр сайтов осуществляется с помощью специальных компьютерных программ – интернет-браузеров.
Сайт сталклера - (от англ. stalker site) - web-сайт посвященный конкретной знаменитости. Такие сайты обычно создают настоящие фанаты и поклонники.

24
Сервер - (от англ. server) - компьютер (или специальное компьютерное оборудование), выделенный для выполнения определенных сервисных функций.
Серфинг - (от англ. surf) - путешествие по всемирной паутине, с переходами с одной web-страницы на другую, кликая практически каждую ссылку, попавшую в поле зрения.
Сисадминсокращение, образованное от словосочетания – системный администратор.
Скайп

специальная программа, наиболее часто используемая в Интернете для организации голосовой и видеосвязи.
Скачивание
(закачка, загрузка)
Русские варианты английского интернет-термина «Download». Копирование файла или папки с файлами из Интернета на свой компьютер. Чаще всего скачиваются инсталляционные файлы программ, а также видео- аудио файлы и файлы изображений.
Смайлик(от англ. Smile – улыбка) – определенный набор из знаков препинания, обозначающий (если приглядеться сбоку) характерную рожицу. Используются для передачи эмоций, при общении в электронном виде.
Социальная сетьплатформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.
Спам – массовая рассылка рекламных объявлений по электронной почте без согласия на это получателей – сетевой мусор.
Рассылка спама считается нарушением этикета и правил применения компьютерных сетей. Людей, которые рассылают спам, называют спамерами.
Ссылка – это точка перехода с одной страницы сайта на другую страницу, другой сайт или на другой участок этой же страницы (например, с нижней части страницы к ее верхней части).
Ссылкой может быть слово, фраза, картинка или даже целый блок, содержащий текст, картинки и элементы разметки.
Страница в паутине(от англ. Cobweb page) – web- страничка, которая давно не обновляется.
Танцульки(от англ. Dancing baloney) – Анимационные картинки, аплеты, флэш и др. навороченные штучки, опубликованные на web-страничке, обычно не приносящие никакой пользы.

25
Теги (от англ. Tags) – Определенная последовательность символов в HTML, которые заключены в угловые скобки (< >).
Твиттер (Twitter) – самая популярная в мире система микроблоггинга – публикации коротких сообщений. В широком смысле, это социальная сеть www.twitter.com, зарегистрировавшись в которой, любой желающий может писать короткие сообщения (не более 140 печатных знаков) и читать такие же сообщения других людей. Чаще всего, таким образом, обмениваются ссылками на интересные ресурсы Интернета или выражают свои текущие эмоции.
Основной девиз Твиттера: «Что ты делаешь сейчас?»
Торрент (BitTorrent) - интернет-технология, дающая возможность обмена информацией между компьютерами рядовых пользователей Интернет напрямую, минуя серверы, где эта информация обычно хранится для скачивания всеми желающими или теми, кому к этой информации дается доступ. Используется, главным образом, для поиска и скачивания файлов – программ, фильмов, музыки, которые пользователь не смог найти и скачать обычным путем.
Трафикобъем данных в килобайтах, проходящий через сервер или персональный компьютер за определенный период времени. Трафик бывает входящим (это та информация, которую вы получаете из Интернета) и исходящим (информация, которую вы отправляете).
Троянпрограмма-шпион, засылаемая (чаще всего посредством спама по электронной почте) на компьютеры пользователей Интернета или корпоративных сетей и ворующая хранящиеся на них пароли, коды доступа, номера телефонов, номера и PIN-коды кредитных карточек для передачи своему создателю.
Фармингпроцедура скрытного перенаправления жертвы на ложный ip-адрес, для этого может использоваться навигационная структура.
Файл (от англ. File – папка) – часть электронного носителя информации (жесткий диск компьютера, CD или DVD-диск, flash- диск и т.д.), содержащая в себе определенный тип информации.
Характерной особенностью файла является возможность его копирования, т.е. перенесения с одного источника электронной информации на другой.

26
Файлообменник

сервис, который предоставляет пользователю место под хранение его файлов, а также круглосуточный доступ к ним через Интернет.
Фишингвид мошенничества, основанный на незнании пользователями норм сетевой безопасности, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным – логинам и паролям. Фишинг-атаки проводятся через электронную почту, всплывающие сообщения и ссылки на фишинговые веб-сайты с целью обманным путём выявить у получателя личную информацию, часто финансового характера.
Флуд(от англ. Flood – наводнение) – повторение одной и той же фразы несколько раз и прочий мусор слов. Лицо, которое распространяет флуд, на интернет-сленге называется флудером.
Флудить – писать ничего не значащие сообщения, засорять ими места интернет-общения.
Флэш(от англ. Flash – Macromedia Flash) – программа для создания графики, анимашек, мультиков и других интересных эффектов, при этом все достаточно легко можно вставить в web- страничку.
Флэшка – USB Flash Drive («флэшка») – тип внешнего носителя информации для компьютера. Flash (англ.) – быстро промелькнуть; осенить, прийти в голову.
Форум (от англ. Forum – конференция, свободная дискуссия)
– это специальный раздел сайта, создаваемый для общения людей по теме или темам сайта.
Хакер – взломщик, человек, взламывающий сети или системные организации либо использующий их без разрешения.
Хост(от англ. Host) – служебный сетевой компьютер, который хранит web-страницы, выдавая их через браузер любому пользователю.
Чат (от англ. Chat — болтовня, беседа, разговор) — это обмен мгновенными сообщениями в режиме реального времени посредством специального программного обеспечения. Также бывают: голосовой чат, видеочат и пр. С появлением и развитием социальных сетей популярность чатов сильно упала.
Юзер(от англ. User) – пользователь.


27
Приложение 5

Формы и названия мероприятий, рекомендованные
для проведения в библиотеке

Выставки, просмотры:
«Детский Интернет – интересно, полезно, безопасно»
«Интернет – детская и подростковая зависимость»
«Интернет: за и против»
«Мой Интернет. Моя безопасность»
«Нужен детям с ранних лет безопасный Интернет»
«С Интернетом на «Ты»
«Чтобы компьютер был безопасным»
Библиографическая продукция:
аннотированный список «10 лучших сайтов для детей и родителей» аннотированный указатель «Образовательные сайты без ловушек» буклет «Внимание! Дети в Интернете!» буклет для родителей «На тёмной стороне Интернета» информационная закладка «Знаешь ли ты правила поведения в
Интернете?» информационная закладка «Правила on-line движения» информационные листовки «Линия помощи. Дети on-line» информационный стенд «Неделя безопасного Интернета» рекомендательный список сайтов «Цифровое поколение советует»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал