Международные отношения в начале XX века



Дата14.02.2017
Размер36.1 Kb.
Просмотров412
Скачиваний0
ТипУрок

Конспект урока всемирной истории для 10 класса по теме: Международные отношения в начале XX века

Автор: Аллахвердиева Индира Казимовна, учитель истории и географии средней школы №5, город Костанай, Республика Казахстан

Урок всемирной истории для 10 класса по теме: Международные отношения в начале XX века

Всемирная история 10 класс

Урок 2.

Тема: Международные отношения в начале XX века.

Цель урока: объяснить причины и характер войны, стратегию и тактику военных действий.

дать четкую картину опасности войны для человечества.



Задачи урока

Образовательные: С помощью конкретных фактов, доказательств и наглядных пособий показать, что решающую роль в войне играет военная техника. Война бывает справедливой и несправедливой. Раны, нанесенные войной, никогда не заживают. Особо следует указать, что война не может быть главным средством решения противоречий.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся устной речи, исторического и творческого мышления, развития умения правильно формулировать ответы на вопросы, образно воссоздавать историческую обстановку и исторические явления.

Воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческо-поисковый.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Презентация, выполненная в Power Point с портретами Сталина, Гитлера, Муссолини, Хирахито, Жукова, Чемберлена, Молотова, Риббентропа, Молотова подписывающего договор о ненападении, Гитлера в окружении своих генералов перед картой Европы.

Работа с понятиями: Фашизм, милитаризм, коммунизм, пакт о ненападении, мирный договор, Лига Наций, страны ОСИ, вооруженный конфликт, "Мюнхенский сговор", система коллективной безопасности, антикоминтерновский пакт, секретный протокол, сфера влияния.



Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: смешанный

Структура урока:

1. Организационный этап. Целевая направленность.

2. Этап проверки домашнего задания.

4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мини цель.

5. Этап усвоения новых знаний.

6. Этап закрепления новых знаний.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности рабочего места, отсутствующих в классе ребят. Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение пройденного материала: (15 мин)

1) Фронтальная беседа:

- Что такое буржуазная революция!

- В чем отличие революционного развития от эволюционного?

- В чем заключалась причина необходимости объединения предприятий?

- Каковы основные формы управления государством?

- Кто является основоположником марксизма и кто доказал возможность победы социалистической революции в отсталых индустриально-аграрных странах?

- Как вы понимаете выражение «Служить в армии — почетный долг молодых»?

Почему это необходимо?

2) Работа с картами.

Покажите на карте страны, занимающие первое место в мире по использованию в производстве новых технологий.

Покажите на карте страны, где осуществляется парламентская монархия.

Раскройте понятие конституционной и абсолютной монархий.



3) Работа с историческими терминами.

Объясните значения терминов, данных ниже, приведите примеры: левые демократы; правые социал-демократы; центризм; аннексирование; ревизионизм; милитаризм; пацифизм; антисемитизм; национализм; расизм.



III. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.

- Каковы причины обострения международных отношений в начале XX в.?

- Какие страны особенно активно готовились к Первой мировой войне?

IV. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

1. Причины войны, характер, цель, начало войны, предлог.

2. Балканские войны.

3.Военные действия 1914—1915 гг.

4.Социально-политический кризис в воюющих государствах.

5.Особенности военных действий 1916 г.

6.Военные действия 1917—1918 гг., окончание войны.
По первому вопросу:

Определите причины, вынудившие эти страны принять участие в войне, и подберите правильные соответствия сторон табл. 1.



Таблица 1

№ п/п

Страны

События

1

Франция

А. Стремление установить господство над Балканским полуостровом, Ираном и Дальним Востоком

2

Россия

В. Захват Ближнего Востока и африканских стран на побережье Тихого океана

3

Австро-Венгрия

С. Стремление расширить свою территорию за счет Эльзаса и Лотарингии, Рурской области и африканских стран

4

Италия

Д. Установление господства на Балканах

5

Англия

Передел территории Тироля, Триеста, Албании и Африки

6

США

Е. Захват территорий Азии, Африки, тихоокеанских островов и укрепление своего господства в мире

7

Германия

Ж. Расширение своей власти в мире

8

Япония

З. Захват Маньчжурии и Кореи




1

2

3

4

5

6

7

8


























По второму вопросу:

Учитель предлагает вниманию учащихся таблицу о Балканских войнах и делает выводы.


Таблица 2

Балканские войны

Балканские

Военные

Итоги

войны

действия

и последствия

Первая

Балканская война



Октябрь 1912 г.

Усиление Сербии. Влияние

Турции и Австро-Венгрии

ослабло











Вторая

Балканская война



Июнь 1913 г.

Болгария проиграла, заключила договор с Турцией. Россия поддержала Болгарию.









- Почему Балканские войны стали "пороховой бочкой" Европы? Назовите причину.

- Можно ли рассматривать Балканы одной из причин Первой мировой войны?

Учитель в ходе беседы, акцентирует внимание на том, что ухудшение международного положения в 80-х — 90-х годах XIX в. привело к созданию двух военных союзов.

Учитель подчеркивает, что, если в 1916 г. "Союз трех императоров" был направлен против Англии, то в 1882 г, он был против Франции.

С ухудшением международного положения в начале XX в. были созданы два военных союза.



По третьему вопросу

Учитель предлагает заполнить таблицу.




Изменение положения в начале XX в.
Таблица 3


Вмешательство Германии в балканский вопрос, сближение с Австро-Венгрией

Вхождение России в военно-политический блок 1891—1892 гг.



Отдаление России от Австро-Венгрии и Германии, сближение с Францией

Рассматривая осложнения отношений между Францией и Пруссией после войны 1870—1871 гг., учитель задает вопрос:

- "Почему Балканы оказались центром международного конфликта?"

Необходимо остановиться на трагедии Боснии 1908—1909 гг.

- "Почему изменились отношения между Россией и Австро-Венгрией?",

- "С какой целью Россия вмешалась в балканскую политику?",

- "Какую роль играла Россия в Балканских войнах?",
По четвертому вопросу заполнить таблицу о военных действиях 1914—1915 гг.


Антанта

Тройственный союз

1. Промышленность еще не была перестроена на военный лад

1. Улучшение работы Нильского канала

2. Отсутствие укреплений на границе Бельгии и Франции

2. Усиление дальнобойности немецкой артиллерии. Выпуск новых видов пушек заводом Круппа.

3. Недостаточная подготовленность сухопутных войск

3. Подготовка Германии к "наступательной" войне

4. Достаточно высокий уровень подготовки военно-морского флота

4. Превосходство в численности немецкой армии. Наращивание военной мощи Австро-Венгрии

Неудачи России на фронте вынудили её оставить Галицию, часть Латвии и Белоруссии Результатом военной кампании 1915 г. стало присоединение Турции к блоку Австро-Венгрии и Германии.

Рассказывая о военных действиях 1916 г., учитель может использовать текст учебника и иллюстрации в нем. Военные события на Западном и Восточном фронтах можно отразить в следующей таблице:

1916 г.

Западный фронт

Восточный фронт

1916 г., 24 февраля — Верденская битва. Битва на реке Сомми. 1916 г. — тяжелые потери обеих сторон привели к утрате Германией превосходства на фронте

1916 г., 5 июня — взятие генерш лом Брусиловым Галиции и Булавины.

1916 г., август — переход Румынии на сторону Антанты. 1916 г., декабрь — захват Румынии немецкими войсками



В 1916 г. произошли военные столкновения Герма* Великобритании на море. В результате затянувшейся bos произошло военно-экономическое ослабление Антанты.

Военная кампания 1917—1918 гг. и ее основные моменты отражены в данных таблицах.



1917 г.

Западный фронт

Восточный фронт

Осень 1917 г. — поражение Италии, мобилизация мужчин (с 16—60 лет) в армию. Новый военный план фельдмаршала фон Гинденбурга. Ослабление позиций Германии на Западном фронте

6 апреля 1917 г. — объявление США войны Германии. Бразилия объявляет войну Тройственному союзу

1918 г.

Западный фронт

Восточный фронт

Июль 1918 г. — неудачное наступление Германии.

18 июля 1918 г. — поражение немецких войск под Марной. 29 сентября 1918 г. — объединение Германии.

Октябрь 1918 г. — признание поражения Турцией.

3 ноября 1918 г. подписание мира между Австро-Венгрией и Антантой



Март 1918 г. — Брест-Литовский договор.

Россия лишилась части Украины, белорусских городов Брест и Белосток.

Февраль 1918 г. — победа России над немецкими войсками и требование капитуляции Германии


Лишившись союзников, Германия вынуждена была заключить соглашение с Антантой в Компьенском лесу. Так закончилась Первая мировая война.

V. Закрепление нового материала:

Дополните хронологическую таблицу:







Событие







Создан франко-русский союз







Конгресс США объявил войну Испании







Англо-бурская война

4




Германия запланировала строительство 34 линкоров, 45 крейсеров, более 100 кораблей

5




Утверждено строительство железной дороги Берлин — Багдад — Басра

6




Подписано англо-французское соглашение

7




Русско-японская война

8




Англо-русское соглашение; образование Антанты

9




Восстание «младотюрков»

10




Создание в Африке колонии «Южно-Африканский союз»

11




Война между Италией и Турцией

12




Союзники приступили к военным действиям

13




Албания объявила о своей независимости

14




Турция ратифицировала Лондонское соглашение

15




Началась вторая Балканская война

16




Подписан Бухарестский договор


V.Итог урока:

Что понравилось на уроке? Комментирование оценок.



Домашнее задание § 2. Изучить, ответить на вопросы в конце параграфа.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал