Lxf школа Как обустроить класс



Скачать 73.44 Kb.
Pdf просмотр
Дата11.12.2016
Размер73.44 Kb.
Просмотров178
Скачиваний0

116
Linux Format Август 2007
LXF Школа
Как обустроить класс
Система GNU/Linux в школе хороша – и отнюдь не только потому, что бесплатна. GNU/Linux – идеальный помощник для учителя в его жела- нии обучать.
Для продвижения GNU/Linux в школе следует привлекать не столь- ко детей, сколько преподавателя. Необходимо постоянно подчеркивать сильные стороны этого образчика программного обеспечения: он лег- ко настраивается под задачу, он работает на исправных компьютерах почти независимо от их года выпуска, а при грамотной установке под- держка занимает удивительно немного времени.
Linux в школе
В общеобразовательной школе поселка «Горки-10» вот уже шесть лет работает «семейный под- ряд»: мать – учитель информатики и сын – системный администратор. Евгений Балдин решил разобраться, почему Linux сделал их жизнь проще.
Что дано:
В кабинете информатики средней образовательной школы «Горки-10», расположенной в одноименном обычном поселке на двадцать пятом километре необычного Рублево-Успенского шоссе имеется свой ком- пьютерный «зоопарк»:
Celeron 2000 МГц / 256 МБ ОЗУ / NVIDIA MX200 32МБ / 60 ГБ HDD 3 компьютера,
Celeron 733 МГц / 128 МБ ОЗУ / Trident Blade 8 МБ (встр.) / 20 ГБ
HDD 5 компьютеров,
Pentium III 850 МГц / 128 МБ ОЗУ / NVIDIA Vanta 16 МБ / 30 ГБ HDD 1 компьютер,
Pentium III 733 МГц / 128 МБ ОЗУ / NVIDIA Riva 32 МБ / 40 ГБ HDD 1 компьютер,
Pentium II 266 МГц / 192 МБ / NVIDIA Riva 32 МБ / 5 ГБ HDD 3 компьютера,
8-портовый хаб на 10 Мбит,
6-портовый свитч на 100 Мбит.
При этом есть проблемы с сетью, так как хаб и разъемы RJ45 были заляпаны водоэмульсионкой во время ремонта, после чего в целях очистки рабочие «вымыли» все это водой. Выхода в Интернет нет.
На всем этом учитель должен наладить образовательный процесс в соответствии со стандартом. Стандарт, возможно, «кривой», но все же стандарт.
Реальное решение:
В качестве основного дистрибутива был выбран основанный на
Slackware компактный VectorLinux 5.0 (
http://www.vectorlinux.com/
).
В качестве источника пакетов для основного дистрибутива служит
DeepStyle 1.0 (
http://deepstyle.org.ua/
) локализованный и немного доработанный украинскими энтузиастами Slackware.
Вход в систему осуществляется через xdm. На каждом компьютере существуют два пользователя: guest и guest7
. Учетная запись выбира- ется в зависимости от темы урока. Домашние каталоги запакованы в tar-архивы и распаковываются при каждой перезагрузке Х-Window. Для этого в файл Xsetup_0
1
добавлен вызов скрипта clear.sh:
#!/bin/sh
/usr/bin/rm -rf /home/guest
/usr/bin/tar -xzf /home/guest.tgz -C /home
/usr/bin/rm -rf /home/guest7
/usr/bin/tar -xzf /home/guest7.tgz -C /home
Эти простые настройки гарантируют неизменность состояния рабочего места ученика на начало урока, так как переписывается абсолютно все.
Первое, что видит ученик после авторизации это рабочий стол:
Легкий оконный менеджер IceWM (
http://www.icewm.org/
) с темой
Xp-Silver.
Никаких иконок.
Неизменяемое меню, в котором содержатся только названия про- грамм и пункт «Выход».
1
Примеры настройки можно посмотреть в man xdm.

Август 2007 Linux Format
117
Школа LXF
План занятий по информатике (7-11 кл.) от
Чемисовой Г.Н.
На DVD
– это удобно
Выключены виртуальные рабочие столы и все значки на панели быстро- го запуска.
В меню учащийся при желании или по команде учителя может отыскать следующие программы:
Паркетчик это рекомендован- ный учебный язык программирования, доступный по адресу
http://www.inf777.
narod.ru/parketchik.htm
. Запускается под
Wine (LXF94).
Аленка очень простой клавиатур- ный тренажер, созданный около 17 лет назад. Запускается в DOSBox
(LXF94).
KTouch сложный клавиатурный трена- жер. Русская расклад- ка и уроки входят в стандартный дистри- бутив. Является час- тью KDE.
SmallBasic качес- твенная кроссплат- форменная реализа- ция учебного языка
Basic (
http://smallbasic.sourceforge.net/
).
Gambas интерпретатор языка Basic, интегрированный в среду раз- работки, с возможностью создания графического интерфейса (
http://
gambas.sourceforge.net/
).
Gkrellm монитор нагрузки системы. Имитация программы, отобра- жающей нагрузку в Windows.
Gcalctool калькулятор. Пример всплывающих подсказок и выяс- нение по ним неизвестных функций. Является частью GNOME.
Stardict словарь (
http://stardict.sourceforge.net/
словари там же).
Используется для обучения работы с электронным словарем.
XFE простой файловый менеджер (
http://roland65.free.fr/xfe/
).
Имитация программы Explorer и Norton Commander.
Kolourpaint программа рисования. Рисование основных прими- тивов, масштабирование, искажения и заливка цветом. Имитация про- граммы Paint. Является частью KDE.
Firefox 1.5 с подключаемыми модулями Java и Flash. Так как досту- па в Интернет нет, на учительском компьютере установлен Apache. Для генерации примеров сайтов и обучения навыку поиска используется
CMSsimple несложная система управления контентом (
http://www.
cmsimple.dk/
).
Beaver простой HTML-редактор (
http://www.nongnu.org/beaver/
).
Есть подсветка синтаксиса.
OpenOffice.org 2.0 офисный пакет, замена Microsoft Office.
KBlackbox логи- ческая игра, при- мер черного ящика.
Является частью KDE.
Пакеты устанавли- ваются в полуавтома- тическом режиме с ftp-сервера учителя. Решение с ftp-сервером оказа- лось самым простым, но ничему не противоречит, чтобы для этой же цели использовался NFS.
Пакеты подготавливаются с помощью makepkg
. Для их установки создан простой скрипт sc_installer:
# !/bin/sh
#
# install all packets from ftp 192.168.0.1/pub/packets_to_istall
#
rm /tmp/inst_pack/*
mkdir /tmp/inst_pack cd /tmp/inst_pack/
/usr/bin/wget ftp://192.168.0.1/pub/packets_to_istall/*.tgz
/sbin/installpkg *.tgz rm /tmp/inst_pack/*
rmdir /tmp/inst_pack/
Не менее простой скрипт sc_home удаляет предыдущие архивы с настройками и копирует их с компьютера учителя:
# !/bin/sh
#
# install all packets from ftp 192.168.0.1/pub/new_home
#
cd /home/
rm *.tgz
/usr/bin/wget ftp://192.168.0.1/pub/new_home/*.tgz
Теперь для обновления и настройки программ достаточно выполнить:
> ssh root@user1
> sc_installer&&sc_home
Этот конструктор прост, надежен и главное работает. Да, еще важ- но, чтобы права на файлы конфигурации были только у root, а у поль- зователя был доступ только на чтение.
Методическое обеспечение:
Предмет «Информатика» сейчас проходят с седьмого по одиннадцатый классы. Для обучения необходимы рекомендованные учебники. Выбор учебников остается, естественно, за учителем, но здесь предлагается уже опробованное решение:
7 класс Н.Д. Угринович «Учебник для 7 класса общеобразователь- ных учреждений» (ISBN 978-5-94774-673-0).
8 класс Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ: Базовый курс:
Учебник для 8 класса» (ISBN 5-94774-630-1).

118
Linux Format Август 2007
LXF Школа
9 класс Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ: Базовый курс: Учебник для 9 класса общеобразовательных школ» (ISBN 978-5-94774-672-3).
10 – 11 классы А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман «Информатика.
10-11 класс» (ISBN 5-09-011707-1/5-09-012178-8/5-09-014401-Х).
Утверждается, что в учебнике Гейна, Сенокосова и Юнермана нет жесткой привязки к операционной системе. В учебниках Угриновича слово Linux упоминается прямо в аннотации, но к самому учебнику есть претензии в методическом плане.
Евгений М. Балдин: Вы можете как-то сравнить ситуацию «до» и
«после»?
Галина Н. Чемисова
: Ситуация сложилась так, что большое количе- ство лет я преподавала в классе УК-НЦ под ФОДОСом
4
. Первоначально в новый класс поставили 5+1 компьютер и хаб на 8 портов с предуста- новленной Windows 2000.
Проблема заставить детей делать только то, что требуется, реша- лась созданием гостевого профиля с удалением из главного меню и с рабочего стола всего ненужного. После перезагрузки восстанав- ливались установки из «Default user». С самого начала подготовки и настройки программного обеспечения мне помогал сын, он же решал все проблемы с «железом» (подключить, раскрутить, проверить сбор- ку, заменить сетевые карты, поменять сетевой кабель и т.п.).
Пока ученических ПК было пять, проблем, в общем, не было, пото- му что большая часть занятий проходила в классе УКНЦ. Проблемы начались, когда в класс начали ставить (в разное время) разное коли- чество компьютеров. На настоящий момент в классе есть шесть раз- новидностей конфигураций системных блоков и семь разновидностей мониторов, хаб 10-мегабитный на 8 портов и 100-мегабитный свитч на 8 портов.
Проблема еще состояла в том, что мы никак не могли настроить работу сети под Windows. Количество часов, которое мы на это угро- били, не поддается никакому подсчету. Кроме того, после УКНЦ очень раздражало то, что детей невозможно заставить заниматься делом
5
Отключать правую кнопку мыши, как это делают многие «озверев- шие» учителя я считала нецелесообразным, так как не вырабатывается важный навык работы с контекстным меню. Самые бестолковые дети, которые не могли найти игрушки, но не желали работать по теме уро- ка, рисовали в Paint всякую ерунду и делали ее фоном рабочего стола.
Некоторые переименовывали папки на рабочем столе, настраивали хранителя экрана бегущую строку со всяким непотребством.
С самого начала в качестве второй операционной системы был установлен Linux (на первых 6 компьютерах). Пробовались разные дистрибутивы: Alt Linux Junior, Mandrake. Последней каплей, вызвав- шей срочный переход на Linux, стала установка трех P2-266 с 5-ГБ дисками и проблемами с оборудованием (не могли найти драйверы к сетевой карте). Ударными темпами в сентябре перешли на Vector
Linux и OOo 1.5.
Евгений:
Как это повлияло на проведение уроков? Стало ли легче?
Галина:
Поскольку учебных часов на каждый класс мало (стандартно
1 час в неделю и только один класс 2 часа в неделю, но у них информа- тика началась в 10-ом), у меня трудностей не было. Многие дети до сих пор не поняли, что они работают в другой операционной системе, неко- торые дома перешли на OpenOffice.org (2 или 3 человека). Основная претензия к GNU/Linux у детей их убеждение в том, что под Linux нет
Интервью:
Галина Николаевна Чемисова игрушек. Аргументы, что под Windows 2000 и XP первоначально тоже не было игрушек, не воспринимаются.
Мне же стало работать на порядок легче, так как из настро- ек базового пользователя удален даже растровый графический редактор, а в векторном дети, когда им нечего делать, почему-то не рисуют. Перестала дергаться, не сделал ли кто-нибудь из детей за время урока какую-нибудь гадость. Отпала необходимость посто- янно обновлять антивирус, а это на 13 компьютерах при нерабо- тающей сети и разном оборудовании целая проблема. Правда осталась проблема: «особо одаренные», когда не могут выполнить задание в электронных таблицах, пытаются, выделяя диапазоны ячеек, писать какой-то текст, как правило, не очень литературный.
Евгений:
Как отнеслась к нововведению администрация? Другие
учителя? Повлияло ли на Вас история с Поносовым?
Галина:
Никак. Администрация считает, что проблемы кабине- та ее не касаются. Это я должна оказывать посильную помощь в освоении ПО, мои же проблемы никого не волнуют. Группа учи- телей в количестве 12 человек прошла 36-часовой курс начинаю- щего пользователя. Один человек после этого перешел на Linux.
История с Поносовым привела к обнулению win-разделов на всех жестких дисках, т.к. доказать, что мы этим не пользуемся, будет невозможно.
Евгений:
Как относятся к текущей ситуации дети? Были ли слож-
ности с переходом для них?
Галина:
Им все равно.
Евгений:
Заинтересовался ли кто-нибудь из детей системой,
которая стоит на компьютере в классе? Попробовал ли кто-то ее
дома?
Галина:
Иногда задают вопросы: «Почему в классе все получа- ется, а дома нет?»
Евгений:
Что бы Вы пожелали или посоветовали с высоты свое-
го опыта?
Галина:
Я советую всем перейти на открытое программное обес- печение, так как считаю неверным отдавать те крохи, которые выделяются на информатизацию в школе, за платное ПО. Кроме того, ни Windows 2000, ни Windows XP не позволяют спокойно жить учителю, так как периодически требуют переустановки, кото- рая занимает до четырех часов личного времени на каждом ком- пьютере. Ну и в довершение всего, эти операционные системы не позволяют проводить внятную сетевую политику.
В заключение хочу сказать, что я не работаю и не работала как системный администратор. Этим занимается сын. Мне как учителю стало работать проще.
ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА ЧЕМИСОВА:
«
Всему миру помочь невозможно, поэтому начинать улучшать его следует со своих близких. Делай то, что ты умеешь лучше окружающих – это повышает цен- ность хороших поступков.
»
4
Клон RT-11 – операционной системы от фирмы DEC для PDP-11 5
В классе УКНЦ все грузилось с учительского компьютера и существовали конфигурации под каждого ученика каждого класса и перед приходом нового класса нужно было просто смонтировать логический диск и, при необходимости, загрузить нужный урок на ученические компьютеры.
К сожалению, учебник Гейна, Сенокосова и Юнермана выпал из
«Перечня рекомендованных (допущенных) учебников и учебно-мето- дических изданий» на 2006/2007 года.
Планы занятий, расписанные по урокам, можно посмотреть на прилагаемом к журналу диске. Естественно, их необходимо модифи- цировать под свои нужды. Достоинство данных планов в том, что они реально опробованы.
LXF

Август 2007 Linux Format
119
Школа LXF
Чемисов Константин Александрович, инженер-технолог (маши- ностроение), внедрил GNU/Linux в учебный процесс в кабинете информатики школы Горки-10 более полу- тора лет назад.
Евгений М. Балдин: Как Вы оказались
в школьном кабинете информатики?
Константин А. Чемисов
:
Преподавателем работает моя мама, поэтому приходится помогать. До уста- новки нового класса работал класс УКНЦ
2
и с ним проблем не было. С новыми ком- пьютерами проблемы появились сразу, и я вызвался помочь. Вот и помогаю уже око- ло шести лет.
Евгений: Как и почему это было продела-
но? Какие проблемы встретились на этом непростом пути?
Константин
: Началось все из-за желания «наличия отсутствия» проблем. Первым делом были написаны уроки для KTouch
3
(2 дня).
Потом был выбран дистрибутив, и им оказался Vector 5.0.2 Standard.
Первоначально сохранялась двойная загрузка, но после того как
Linux был настроен, преподавание велось только под ним.
В процессе были проблемы с оборудованием (вздувались кон- денсаторы на материнских платах), но Linux их стойко пережил.
OpenOffice.org 1.5 был заменен на OpenOffice.org 2.0, когда тот вышел. Это было сделано из-за наличия в последнем базы дан- ных. Были настроены «псевдо-сайты» на учительском компьютере и добавлены обои на рабочий стол.
Все было сделано так, что школьники не могут менять обои, не могут настраивать заставку, короче, ничего не могут, кроме поло- женного по теме урока. В сети используются статические IP-адре- са и файл hosts. Последнее время думаю про DNS, но пока лень.
Интервью:
Константин Александрович Чемисов
КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧЕМИСОВ:
«
Всему миру помочь невозможно, поэтому начинать улучшать его следует со своих близких. Делай то, что ты умеешь лучше окружающих – это повыша- ет ценность хороших поступков.
»
Евгений:
Как переход на Linux облегчил работу учителя?
Константин:
То, что ученик не может ничего испортить, сохраняет нервы преподавателя. Нет никаких идиотских фраз в хранителе экрана, никаких дурацких заставок из Paint. Поиграть им не дают. Есть только одна игра KBlackbox, но и она запускается по SSH учителем, когда это требуется.
Евгений:
Чем объясняется выбор основного дистрибутива?
Константин:
Я начинал со Slackware 3.5 и «слакварь» мне привычна.
Всегда можно что-то «коряво отрубить», и потом все остальное будет работать. Vector Linux действительно быстрый и оптимизированный дистрибутив. К тому же стандартная версия представляет собой tar- архив с корневой системой внутри, которая довольно быстро распако- вывается даже на медленных машинах (в отличие от дистрибутивов с кучей пакетов).
Евгений:
Были ли возражения со стороны учеников? Фразы, типа
«долго грузится» и тому подобное?
Константин:
Сложности были, но только из-за непривычки. Хотя,
OpenOffice.org действительно грузится долго и работает не спеша, особенно база данных. Возражения со стороны учеников были, но они смирились. Аргументы «против», как правило, на уровне: «Виндоус, потому что он нормальный».
Евгений:
Родители не возмущались?
Константин:
Родители вряд ли знают, на чем работают дети. Учителя даже про- ходили обучение на этих компьютерах и ничего, справились.
Евгений:
Мне кажется реализованной
вариант настройки довольно любопытен.
Это где-то подсмотрели или собственная
разработка?
Константин:
Разработки все собствен- ные (в них нет ничего сложного). Теперь рабочее место ученика представляет из себя стройную систему «костылей и подпорок» (улыбается).
Евгений:
Что нужно GNU/Linux, для того чтобы продвинуться в
школе?
Константин:
Наверное, стандартный дистрибутив с автоматической установкой. Лучше на основе Debian.
2
Электроника УКНЦ или УК-НЦ – учебный компьютер Научного центра. Представлял из себя, собственно, учебный компьютер, а также комплект учебной вычислительной техники (КУВТ). КУВТ состоит из рабочего места преподавателя (АРМП) и 12--16 рабочих мест учащихся (АРМУ).
3
Эти уроки теперь входят в стандартную поставку KTouch. В дистрибутиве Debian (Etch) файл russian.ktouch.xml содержит имя автора: Chemisov Konstantin.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал