Литература для воспитанников стр. Приложения стр



Скачать 205.1 Kb.
страница1/3
Дата28.10.2016
Размер205.1 Kb.
Просмотров450
Скачиваний0
ТипЛитература
  1   2   3
Городской округ «город Якутск»

МОУ ДОД «Дворец детского творчества»

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

МОУ ДОД «Дворец детского творчества»

от «_14__» ___октября____2010 г.

протокол №___15____

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД

«Дворец детского творчества»

________М.П. Колодезникова

приказ от « 25октября_2010г.



№ 01-08/113

Дополнительная образовательная программа

обучения развивающим логико-математическим играм и

ДИП «Сонор»

Сивцева Марианна Васильевна,

педагог дополнительного образования
Возраст детей: 6-12 лет

Срок реализации: 3 года

Якутск, 2010

Содержание




  1. Пояснительная записка………..………………………………..3 стр.

  2. Учебно-тематический план 1 года обучения………………….7 стр.

  3. Содержание 1 года обучения…………………………………...9 стр.

  4. Учебно-тематический план 2 года обучения……………….....11стр.

  5. Содержание 2 года обучения…………………………………...12 стр.

  6. Учебно-тематический план 3 года обучения………………….14 стр.

  7. Содержание 3 года обучения…………………………………...15 стр.

  8. Методическое обеспечение……………………………………..17 стр.

  9. Формы и критерии оценки качества знаний обучающихся…..19 стр.

  10. Методические рекомендации ……..……………………………20стр.

  11. Список использованной литературы …………………………...29 стр.

  12. Литература для воспитанников …………………………………32стр.

  13. Приложения ………………………………………………………33 стр.


Пояснительная записка
В настоящее время, как показывает практика, для успешной дальнейшей учебы и применения знаний в жизни недостаточно просто накопления знаний, необходимо готовить ребенка к овладению правильным логическим стилем мышления, создавать условия для развития интеллектуальных, творческих способностей, формировать активный познавательный интерес, развивать механизмы мышления – память, внимание, интуицию и т.д.

Уровни умственного развития (уровни актуального развития и зона ближайшего развития) выявленные Л.С. Выготским, позволили выдвинуть очень важный тезис о том, что «правильно организованное обучение ведет за собой детское умственное развитие»

Исследования отечественных психологов убедительно свидетельствуют о том, что «правильно организованное обучение ведет за собой детское умственное развитие».

Игра, как известно, сопровождает детей с первых дней сознательной жизни. Через игру, через свое отношение к игрушке они осмысливают окружающее. В школьном возрасте игра усложняется, ребенок все шире вступает через игру в малознакомый мир другого человека, стремится его понять. Постепенно игра приобретает для младшего школьника более осознанный характер, становясь реальным и самым доступным средством познания мира, проявления и утверждения себя в нем.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный сложный процесс.

Как показывают многочисленные психологические исследования, без целенаправленных занятий сформировать логическую культуру ребенка во многих случаях не удается даже к концу школьного обучения. Поэтому заниматься развитием логического мышления нужно на всех возрастных этапах становления личности ребенка.

Традиционная классно-урочная система организации учебно-воспитательного процесса в школе не позволяет должным образом развить интеллектуальные, творческие способности каждого ребенка. Вовремя выявлять индивидуальные способности и создавать условия для развития детей – это главная задача дополнительного образования.

Для решения этой важнейшей задачи, способствующей развитию логического мышления детей применима интеллектуальная игра - динамическая игра преследования (ДИП) «Сонор».

Автором игры является профессор математики Г.В.Томский, который изобрёл её в 1988 году.

Игра «Сонор» широко известна в Якутии как средство привлечения интереса учащихся к математике, информатике, компьютеризации и развитию творческих способностей. Простота правил делает игру доступной для всех возрастов и в любой ситуации. Вместе с тем, игра богата в интеллектуальном и стратегическом плане. Она дает темы для размышлений детям любого возраста и ученым высокого уровня знаний. Кроме того, игра обширна и в плане творчества; она стимулирует воображение, как в отношении анализа возможных вариантов, так и в отношении создания художественных наборов для игры.

При обучении детей установлено четыре варианта игры: настольная, графическая, подвижная и компьютерная. После изучения всех вариантов игры проводятся соревнования. В игре «Сонор» дети имеют все возможности реализовать свой интеллектуальный, творческий, психический, социальный, нравственный потенциал в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

Динамические игры преследования (ДИП), основанные на близких детям сюжетах, моделируют реальные или вымышленные процессы, сочетающие увлекательность с простотой правил, являются наиболее оптимальными средствами для использования в учебном процессе. С помощью «Сонор» ребенок непринужденно, в форме игры знакомится и овладевает основными математическими понятиями; такими как свойство предмета, число, состав числа, пространство, время, отсчет числа, порядковый счет и т.д.

На базе ДИП разработаны логические и математические задачи разной степени трудности, кроссворды, ребусы, викторины, плоскостной логический материал «Собери поле игры Сонор», логические лабиринты. На занятиях ДИП создаются благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей и творческого мышления детей. Формируются такие качества творческого мышления, как гибкость, глубина, критичность, обоснованность мышления, которые в свою очередь являются главными показателями качества игры «Сонор».

В работах Т.И. Кузьминой и Г.В. Томского подчеркивается, что введение ДИП в состав средств, способствующих совершенствованию учебной работы, влияет на формирование ученического коллектива, на взаимоотношения между учащимися. Участие в коллективной игре сближает детей разных возрастов, укрепляет товарищеские отношения между мальчиками и девочками, смягчает противоречия между успевающими и отстающими. Положительное влияние оказывает ДИП на взаимоотношения педагогов с учащимися.

В настоящее время игра «Сонор» имеет большое распространение среди педагогов, родителей и воспитанников дошкольных учреждений. Педагоги используют игру на занятиях по математике, изобразительной деятельности, развитию речи, обучению якутскому языку. Ежегодно проводятся соревнования для детей и взрослых городского, республиканского и международного уровня.

Использование ДИП «Сонор» способствует решению следующих важных проблем образования:



  • раннее приобщение детей к интеллектуальному спорту;

  • создание условий для развития одаренных детей;

  • воспитание у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке целей и находить способы их достижения;

  • развитие интеллектуальных способностей: совершение точного анализа содержания задач; выполнение разнообразного комбинирования поисковых действий; осуществление далекого планирования своих шагов по реализации способа решения; проведение обоснованного рассуждения о связи полученного результата с исходными условиями.

Актуальность программы заключается в систематизации развивающих логико-математических игр и ДИП «Сонор» для развития у детей интеллектуального мышления с внесением элементов регионального компонента.

Направленность: интеллектуально-развивающая

Цель программы: формирование логического мышления, умения проявлять творческие способности, приобретая математические знания и выявление одаренных детей через разработанную систему развивающих игр и «Сонор».

Задачи программы:

Обучающие:

  • дать теоретические знания по развивающим логико-математическим играм и ДИП «Сонор»;

  • научить правилам проведения соревнований и турнирного поведения;

  • познакомить детей с историей развития игры ДИП «Сонор»;

  • научить самостоятельно, создавать комплекты по игре «Сонор»

- планировать свою деятельность, работать самостоятельно;

  • научить выбирать из множества решений единственно правильное;

  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них;

  • научить правильно, воспринимать собственные поражения по итогам турнира;

Развивающие:

  • развить логическое мышление через игровую деятельность

  • развить образное мышление;

  • расширить представление об окружающем мире;

  • развить интеллектуальные и творческие способности;

  • развить внимание, усидчивость, коммуникабельность и другие положительные качества личности.

Воспитывающие:

  • привить любовь и интерес к развивающим логико-математическим играм и «Сонор»;

  • привить чувство ответственности за свои действия.

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа: от 6 до 12 лет.

Срок реализации программы: 3 года.

Формы и режим занятий


Занятия ведутся два раза в неделю по два часа. В конце каждого часа 10-и минутный перерыв.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных соревнований, что позволяет обучающимся в полной мере проявлять полученные теоретические знания на практике, а также выявлять недостатки в подготовке.

На занятиях с детьми применяются разные методы и приемы обучения: гимнастика пальцев, психогимнастика, рассказ, показ, объяснение, беседа, отгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, решение логических задач, конструирование, работа с раздаточным материалом, игры-соревнования, моделирование, составление фигур из плоскостного материала. При проведении занятий широко используются произведения устного народного творчества, национальные настольные и подвижные игры.

Структура проведения занятий:



  1. Гимнастика пальцев рук или психологические игры;

  2. Объяснение нового материала или повторение пройденного;

  3. Практическая часть;

  4. Повторение и закрепление.

Игры условно были разделены на две группы: обучающие и развивающие.

В обучающие игры входит раздел математики: количество, счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, логические задачи, кроссворды, математические ребусы.

Развивающие игры способствуют формированию внимания, памяти, пространственного воображения, умения творчески и логически мыслить. Среди развивающих игр особое место занимают игры формирующие способность к логическому мышлению: игры-головоломки – «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг» и т.д., игра «Ниваал», «Сонор», шашки, домино, якутские национальные настольные игры – «Тырыынка», «Тыксаан», «Хаамыска». Все перечисленные игры содержат в себе элементы, способствующие развитию логического мышления.

Ребусы, кроссворды – занимательный материал, развивают память, логическое мышление.

Фольклор (загадки, пословицы, поговорки) - создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка: наблюдательность, умение самостоятельно решать логические задачи, тренирует память ребенка.

Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм. К таким играм относится динамическая игра преследования «Сонор». Из-за бесконечности сюжетов, процессов преследования неисчерпаем и мир интеллектуальных ДИП. С помощью игры «Сонор» можно сравнивать развитие мышления детей, достигаемого в процессе поэтапного обучения.



Новизной программы является использование инновационных методов, таких как сетевая интернет-игра которая, может приобщить детей к познанию электронного пространства, которому нет предела для творческих поисков. Это позволит ввести в стандартное обучение новые технологии, позволяющие игре улучшить качество образования. Кроме того, в обучении широко используется проектная деятельность по игре Сонор. Воспитанники составляют свои творческие проекты, которые впоследствии защищают в научно-практических конференциях «Шаг в будущее» городского и республиканского уровня. Создавая композиции ЖИПТО, дети придумывают сюжет, рисуют поле и изготавливают фигуру для игры. К этому процессу активно подключаются родители, бабушки и дедушки. Проводятся различные конкурсы, выставки по игре «Сонор»: «Лучший атрибут года», «Лучший сценарий по игре Сонор», «Мои любимые игры», - и фотоконкурс «Мои рисунки по игре Сонор», «Мисс ЖИПТО».

Ожидаемые результаты

В конце первого года обучения воспитанники должны уметь:



  • играть в настольный, графический и подвижный варианты ДИП «Сонор»;

  • анализировать и рассуждать простейшие стратегии «убегающих» и преследователя;

  • решать математические задачи ДИП с «линией жизни»;

  • подсчитывать очки, набранные «убегающими», в уме, и определять победителя игры;

  • играть партию игры ДИП «Сонор» в соревнованиях разного уровня;

  • самостоятельно ставить, принимать и решать игровые задачи;

  • строить простейшие математические модели по условиям игровых задач ДИП;

  • составлять предметы из плоских геометрических фигур;

- решать математические ребусы, головоломки, кроссворды.

В конце второго года обучения воспитанники должны уметь:



- применять основные стратегии и тактики игры;

- решать математические задачи ДИП;

- пользоваться терминологией, символикой геометрии простого преследования;

- играть партию ДИП «Сонор» в соревнованиях разного уровня;

- применять знания теории при решении конкретных задач;

- строить простейшие математические модели по условиям игровых задач ДИП, в частности составлять простые алгоритмы рассуждений;

- решать и придумывать логические задачи;

- обосновывать свои суждения, выстраивать простейшие умозаключения;

- творчески использовать знания в учебной и практической деятельности.

В результате третьего года обучения воспитанники должны уметь:



- строить математические модели ДИП;

- решать математические задачи ДИП;

- пользоваться терминологией, символикой геометрии простого преследования;

- играть партию игры ДИП «Сонор» в соревнованиях разного уровня;

- преодолевать стрессовые ситуации при поражениях в игре;

- применять знания теории при решении конкретных задач;

- использовать различные приемы рисования и аппликации;

- решать и придумывать логические задачи;

- обосновывать свои суждения, выстраивать простейшие умозаключения;

- самостоятельно ставить, принимать и решать игровые задачи;

- логически мыслить;

- математически излагать свои мысли, проявлять творчество в разных видах деятельности.

В начале и конце учебного года проводится диагностирование детей.

Обучаясь этой игре, дети развивают логическое мышление и важные личностные качества: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, развивают конструктивные умения, учатся планировать свои действия, обдумывать их, размышлять в поисках результата, проявляя при этом творчество.
Формы и критерии оценки качества знаний обучающихся

Определение уровня знаний и умений воспитанников является основным и обязательным моментом в кружковой работе. Это показывает результативность применения методики. Так как игра «Сонор» является интеллектуальной и напрямую связана с математикой, в начале обучения мы с помощью тестов определяем у детей математические способности. По итогам тестирования выявляем три уровня знаний и умений: низкий, средний и высокий. По мере освоения игры «Сонор», также можно определить интеллектуальные и творческие способности детей.


Система оценки и контроля результативности образовательной деятельности детей
Учебно-тематический план 1 года обучения


№ №

Название разделов и тем



Форма занятия



Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение.

групповые

3

1

2

  1. Настольный вариант игры «Сонор»

1.1

Вводное занятие. Техника безопасности. Логические задачи

групповые


2

1

1


1.2

Знакомство с настольным вариантом игры «Сонор»

(история создания игры «Сонор»)



групповые

4

2

2

1.3

Обучение технике игры «Сонор»

групповые

4

2

2

1.4

Определение победителей

групповые

3

1

2

1.5

Повторение техники игры,

анализ тактики и стратегии



групповые

3

1

2

1.6

Игра «Сонор» и творчество

групповые

3

1

2

1.7

Логические игры - Сонор

групповые

3

1

2

  1. Графический вариант игры «Сонор»




2.1

Знакомство с графическим вариантом игры

групповые

4

2

2

2.2

Техника игры в графическом варианте

групповые

4

2

2

2.3

Определение победителей

в графическом варианте



групповые

2

1

1

2.4

Повторение тактики и стратегии игры в графическом варианте

групповые

2

1

1

  1. Игры-головоломки




3.1

Квадрат Пифагора

групповые

5

2

3

3.2

Составление фигур по силуэтному изображению

групповые

2

1

1

3.3

Танграм

групповые

5

2

3

3.4

Составление силуэтов

групповые

2

1

1

3.5

Игра Пифагора и Танграм, определение победителей

групповые

4

2

2

3.6

Собери поле игры «Сонор»

групповые

5

2

3

3.7

Составление поле игры «Сонор» с различными формами

групповые

2

1

1

3.8

Сфинкс

групповые

5

2

3

3.9

Составление силуэтов

групповые

2

1

1

3.10

Игра «Собери квадрат»

групповые

5

2

3

3.11

Придумывание новых квадратов

групповые

2

1

1

3.12

Вьетнамская игра

групповые

3

1

2

3.13

Игра пентамино

групповые

3

1

2

3.14

Волшебный круг

групповые

3

1

2

3.15

Определение победителей по играм головоломкам

групповые

3

1

2

  1. Подвижный вариант игры «Сонор»




4.1

Знакомство с подвижным вариантом

групповые

5

1

4

4.2


Изготовление атрибутов игры

групповые

7

1

6

4.3

Соревнование и определение победителей

групповые

6

1

5

4.4

Анализ партий ДИП «Сонор»

групповые

5

2

3

4.5

Проведение соревнований по игре «Сонор» между классами

групповые

3

1

2

4.6

Диагностика

групповые

2

1

1

Итого часов

116

43

73


Содержание учебно-тематического плана (1 год обучения)
Образовательная программа дополнительного образования детей по обучению развивающим логико-математическим играм и ДИП «Сонор» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей от 6 до 12 лет. Дети в кружке занимаются два раза в неделю по расписанию.

Программа рассчитана на 3 учебные года, первый год обучения имеет 4 раздела и 32 темы:

1 раздел – настольный вариант игры «Сонор», состоящих из 7 тем (базовая часть);

2 раздел – графический вариант игры «Сонор», где включены 4 темы;

3 раздел - игры-головоломки, которые имеют 15 тем;

4 раздел - подвижный вариант игры «Сонор», где включены 6 тем.

Введение. Вводное занятие. Техника безопасности.

Тестирование по определению уровня математической культуры и знаний ребенка, оценки знаний на начало учебного года, определение математических интересов обучающегося. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности. Знакомство с программой, её структура, цели и задачи. Разные логические задачи.

Первый раздел включает настольный вариант игры «Сонор» и является базовой частью игры. Партия игры проходит на прямоугольной доске шириной в 30 см. и длиной 42 см. Имеются 8 игровых фигурок: два волка и шесть зайцев. Игровые фигуры сделаны из пластмассы, могут быть и глиняные. Сюжеты для игры пользуются из персонажей якутских и русских народных сказок. Воплощаясь в героев этих сказок, дети передают содержание путем различных соответствующих языковых средств. Перед тем, как использовать героев сказок в игре, детей знакомим с содержанием сказки и учим слова этих героев. Игра способствует формированию у детей способности «прослеживать» последовательность развития сюжета при различных приемах игры.

Таким образом, приводим детей к пониманию пространственного моделирования как одного из важных средств развития мыслительной деятельности.

Второй раздел – графический вариант игры «Сонор». Детям предлагается изображать партию игры «Сонор» на листке бумаги с помощью специальных трафаретов (круга).

Таким образом, стремимся приучить детей из нескольких возможных в позиции ходов, выбирать самый лучший. Подсчет очков дети проводят самостоятельно, по общему количеству набранных очков, определяется победитель игры.

При графическом изображении игры «Сонор» дети прослеживают свой ход игры, наглядно анализируют свои ошибки или наиболее удачные партии игры.

В третий раздел программы включены игры-головоломки или геометрические конструкторы, они используются для развития конструктивной деятельности детей (уточнения и закрепления представлений о геометрических формах, величинах, пространственных отношениях) и способствуют развитию находчивости, сообразительности, логического мышления, развитию воображения, творческой деятельности детей.

Четвертый раздел - подвижный вариант игры «Сонор».

Для игры используются специальные атрибуты: картонные круги, маски различных сказочных героев и музыкальный фон.

При подвижной игре дети обычно бывают более эмоциональными, у них появляется чувство сопереживания, взаимовыручки друг другу. Игра проходит интересно, увлекательно способствует повышению положительных эмоций у детей, развивает нравственные качества игроков.

В конце учебного года проводятся соревнования. В игре «Сонор» дети имеют все возможности реализовать свои интеллектуальные, социальные, нравственные возможности в зависимости от возраста и индивидуальных способностей.


Учебно-тематический план 2 года обучения

№ №

Название разделов и тем

Форма занятия



Количество часов



всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности




2

1

1

  1. ДИП «Сонор»

1.1

Стратегия преследователя и «убегающих» в игре

групповые


4

2

2


1.2.

Задача ДИП с «линией жизни»

групповые


4

1

3

1.3

Задача ДИП на быстродействие


групповые

5

2

3

1.4

Геометрические формы в поле игры «Сонор»

групповые

3

1

2

1.5

Анализ партий игры «Сонор»

групповые

3

1

2

1.6

Сочинение сюжетов по игре «Сонор»

групповые

4

1

3

1.7

Чемпионат по игре «Сонор» внутри класса

групповые

3

1

2

1.8

Анализ партий игры лучших игроков

групповые

2

1

1

  1. «Сонор и основы математики»




2.1

Знакомство с основами геометрии простого преследования

групповые

5

2

3

2.2

На основе равенства множеств формирование у детей понятия числа

групповые

5

2

3

2.3

Понятие о множестве

групповые

4

1

3

2.4

Показ независимости числа от формы расположения элементов множества

групповые

4

1

3

2.5

Запоминание связей между числами, качественными признаками предметов и пространственным расположением того или иного множества

групповые

4

1

3

2.6

Воспроизведение множеств «убегающих» и преследователей после окончания партии (понятие больше и меньше)

групповые

4

1

3

2.7

Решение задач

групповые

4

1

3

  1. Логико-математические игры

3.1

Игра «Тырыынка»

групповые

4

1

3

3.2

Игра «Тыксаан»

групповые

4

1

3

3.3

Игра «Хабылык»

групповые

4

1

3

3.4

Магический квадрат

групповые

3

1

2

3.5

Найди закономерность

групповые

3

1

2

3.6

ТРИЗ «Почемучки»

групповые

3

1

2

3.7

Логическое лото

групповые

3

1

2

3.8

Составь фигуру из деталей

групповые

2

1

1

3.9

Задачки - шутки

групповые

2

1

1

3.10

Кроссворды и ребусы

групповые

4

1

3

  1. «Сонор и рисование»

4.1

Сочинение рассказов по игре «Сонор»

групповые

6

1

5

4.2

Разрисовывание поля игры разными сюжетами

групповые

5

1

4

4.3

Срисовывание фигур «Сонор»

групповые

3

1

2

4.4

Создание узоров на игровом поле

групповые

3

1

2

4.5

Анализ лучших работ

групповые

2

1

1

4.6

Проведение соревнований по выявлению лучших игроков по игре «Сонор»

групповые

3

1

2

4.7

Диагностика

групповые

2

1

1







Итого часов

116

36

80

Содержание учебно-тематического плана (2 год обучения)

Второй год обучения содержит 4 раздела и 32 темы:

1 раздел – ДИП «Сонор»;

2 раздел - «Сонор» и основы математики;

3 раздел – Логико-математические игры;



  1. раздел – «Сонор» и рисование.

Проведение инструктажа по технике безопасности и тестирование по определению уровня знаний по математике в начале учебного года.

1 раздел. В начале учебного года первым разделом стоит игра ДИП «Сонор».

В этом разделе идет повторение техники игры и также решение задач с элементами геометрии и математики. Задачи подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Также дети могут реализовать свои творческие способности, сочиняя новые сюжеты по ДИП «Сонор».

В конце раздела проводится чемпионат по ДИП «Сонор» и конкурс-викторина «Знатоки игры «Сонор» на старт».

2 раздел. «Сонор» и основы математики

Игра «Сонор» имеет разные возможности для реализации интеллектуальных способностей детей. И одна из них знакомство с основами геометрии простого преследования, понятие о множестве в пространстве игры «Сонор». В этом разделе дети знакомятся с основами математики через ДИП «Сонор». Динамические игры преследования, основанные на близких детям сюжетах, моделируют реальные или вымышленные процессы, сочетающие увлекательность с простотой правил, являются наиболее оптимальными средствами для использования в учебном процессе. С помощью «Сонор» ребенок непринужденно, в форме игры, знакомится и овладевает основными математическими понятиями; такими как свойство предмета, число, состав числа, пространство, время, отсчет числа, порядковый счет и т.д.

На базе ДИП разработаны логические и математические задачи разной степени трудности, кроссворды, ребусы, викторины, плоскостной логический материал «Собери поле игры Сонор», логические лабиринты. На занятиях ДИП создаются благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей и творческого мышления детей. Формируются такие качества творческого мышления, как гибкость, глубина, критичность, обоснованность мышления, которые в свою очередь являются главными показателями качества игры «Сонор».

В конце раздела включена интеллектуальная игра «Умники и умницы».



3 раздел. Логико-математические игры.

В этом разделе подобраны те игры, которые развивают логическое мышление. Среди них национальные настольные игры «Тырыынка», «Тыксаан», «Хабылык», которые развивают мелкую моторику рук, быстроту реакции, логику, сообразительность, память.

Также особым интересом пользуются плоскостные игры «Собери квадрат», логическое лото, «Волшебный круг» и другие. Кроме этих игр, включены задачи-шутки, кроссворды, ребусы, магический квадрат, ТРИЗ.

4 раздел. «Сонор» и рисование.

Используя игру «Сонор», можно развивать творческие способности детей. Дети сочиняют мини-рассказы по игре «Сонор», разрисовывают поле игры разными сюжетами. Придумывают свои фигуры для игры «Сонор», используя устный народный фольклор. По итогам творческих работ организовываем выставки, лучшие работы награждаются сертификатами и призами.




Учебно-тематический план 3 года обучения





№№


Название разделов и тем


Форма занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности

групповые

2

1

1

  1. «Сонор и фольклор»




1.1.

Народные пословицы и поговорки

групповые

3

1

2

1.2

Использование пословиц и образных высказываний

групповые

3

1

2

1.3

Сочинение сказок и рассказов (описательные)

групповые

5

1

4

1.4

Сочинение сказок и рассказов (сюжетные)

групповые

4

1

3

1.5

Монологическая речь по игре «Сонор»

групповые

5

1

4

1.6

Значение речевых интонаций

групповые

3

1

2

1.7

Мини-инсценировки

групповые

5

2

3

1.8

Повторение пройденного

материала



групповые

4

1

3

  1. Логико-математические игры




2.1

ТРИЗ «Почемучки»

групповые

4

2

2

2.2

Логические задачи, ребусы

групповые

5

1

4

2.3

Игра Пифагора

групповые

4

1

3

2.4

Игра «Танграм»

групповые

4

1

3

2.5

«Волшебный круг»

групповые

4

1

3

2.6

Математический лабиринт

групповые

5

1

4

2.7

Найди сходство и отличия

групповые

4

1

3

2.8

Игры с палочками

групповые

5

2

3

2.9

Математический КВН

групповые

2

1

1

2.10

Игра «Поле чудес»

групповые

4

1

3

  1. Компьютерный вариант игры «Сонор»




3.1

Знакомство с правилом игры

групповые

5

2

3

3.2

Построение на экране поля игры и фигур

групповые

3

1

2

3.3


Движение фигур на мониторе, обработка

прерывания клавиатуры



групповые

3

1

2

3.4

Действия при столкновении и поимке. Подсчет очков и ходов. Использование подпрограмм ограничения

групповые

3

1

2

3.5

Работа с меню

групповые

3

1

2

3.6


Использование вставок, музыки и цветной графики

групповые

2

1

1

3.7

Собственные программы

групповые

4

1

3

3.8

Проведения соревнования по игре «Сонор» внутри класса

групповые

2

1

1

3.9


Анализ партий ДИП «Сонор»

групповые

2

1

1

  1. Повторение изученного материала




4.1

Чемпионаты по игре «Сонор»

групповые

2

1

1

4.2

Организация творческих выставок

групповые

3

1

2

4.3

Театрализованные представления

групповые

2

1

1

4.4

Викторина по игре «Сонор»

групповые

5

1

4

4.5

Диагностика

групповые

2

1

1







Итого часов:

116

36

80


Содержание учебно-тематического плана 3 год обучения
Третий год обучения содержит 4 раздела и 32 темы:

1 раздел – «Сонор и фольклор»;

2 раздел - Логико-математические игры;

3 раздел – Компьютерный вариант игры «Сонор»;

4 раздел – Повторение изученного материала.

Вводное занятие. Техника безопасности. Проведение тестирование и инструктажа по технике безопасности.

1 раздел – «Сонор и фольклор»

Фольклор (загадки, пословицы, поговорки) – создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка: наблюдательность, умение самостоятельно решать логические задачи, тренирует память, обогащает словарный запас, учит выражать свои мысли, и т.д. Через игру «Сонор» дети знакомятся с народным фольклором, изучают характер, эмоции каждого героя. Дети участвуют в мини-инсценировках, воплощаясь в герои любимых сказок.

Во 2 раздел включены логические задачи, ребусы, ТРИЗ, настольные игры для развития логического мышления. В конце раздела проводится соревнование «Математический КВН» и «Поле чудес».

3 раздел – знакомство с компьютерным вариантом игры «Сонор».

Компьютерный вариант имеет определенную программу, ориентированную на развитие познавательной активности учащихся, их самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, которые требуют повышенного внимания, изобретательности в оценке разнообразных факторов. В компьютерной версии дети могут одновременно играть с несколькими соперниками. Каждый ребенок после игры может проанализировать свой ход игры и выбрать для себя наиболее лучший вариант. Кроме того дети сами могут создавать компьютерные программы ДИП «Сонор».

4 раздел - повторение изученного материала.

После обучения всех вариантов игры проводятся соревнования. В игре «Сонор» дети имеют все возможности реализовать свои интеллектуальные, психические, социальные, нравственные возможности в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей.

Таким образом, использование ДИП «Сонор» способствует решению следующих важных задач образовательного процесса:

- раннее приобщение детей к интеллектуальному спорту;

- обогащение обучения одаренных детей и более общей проблемы активизации творчества детей, родителей и педагогов;

- воспитание у детей культуры мышления, которое характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке целей и находить способы их достижения;

- развития интеллектуальных способностей: совершения точного анализа содержания задач; выполнения разнообразного комбинирования поисковых действий; осуществления далекого планирования своих шагов по реализации способа решения; проведения обоснованного рассуждения о связи полученного результата с исходными условиями.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал