Личность несовершеннолетнего престпника на примере преступлений совершаемых лицами с игровой зависимостью



Дата31.10.2016
Размер68.1 Kb.
Просмотров177
Скачиваний0
Данилова Р.Р.

студент 3 курса Алтайского

государственного университета
ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТПНИКА НА ПРИМЕРЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШАЕМЫХ ЛИЦАМИ С ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Развитие компьютерных технологий все больше сказывается на жизни людей. Для большинства из них компьютер и иные технические устройства стали незаменимым атрибутом повседневности. Особенно охотно воспринимают такую новацию дети, зачастую не достигшие и 5-летнего возраста. Активное внедрение компьютерных игр в ежедневную жизнь детей, несомненно, накладывает определённый отпечаток на формирование личности современного ребёнка1.

Существует ряд исследований, доказывающий положительный эффект компьютерных игр. Так, они могут использоваться как средство помощи подросткам с нарушениями письменной речи, с трудностями обучения, как средство диагностики дисфункции памяти, пространственных способностей. Однако, несмотря на положительные характеристики, если игры используются не в целях коррекции и профилактики, а время игры превышает допустимую норму, можно наблюдать отрицательный эффект игры2. К такому эффекту относится появление компьютерной зависимости.



Так, по статистическим данным рост преступлений, совершенных несовершеннолетними в г. Барнауле за 2015 год увеличился  с 279 до 3163. А в Алейском крае за 2015 год уже совершенно 982 преступления несовершеннолетними что на 20% больше чем за 2014 год4.

Игромания, в широком смысле слова, стала массовым явлением полвека назад и охватила разные страны земного шара. Игроманию можно подразделить на 3 вида: игра в казино, он-лайн игры в сети Интернет и, в том числе, компьютерные игры. Целью нашего исследования был анализ личности несовершеннолетнего, страдающего зависимостью от компьютерных игр. Однако разграничение игровой зависимости очень условно, поскольку в связи с развитием технологий все эти виды могут переплетаться в различных формах.

Среди компьютерных игр существует такой тип, как сетевые компьютерные игры. Это многопользовательские игры, в которых одновременно играют несколько человек. Их спецификой являются: допустимость анонимности, наличие обратной связи, чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям, а также неограниченный доступ к информации любого содержания5.

Современные исследователи констатируют, что у алкогольной, наркотической и игровой зависимостей имеется огромное количество общих признаков, механизмов возникновения подобных пороков6. Так, Всемирная организация здравоохранения внесла игровую зависимость в список расстройств, привычек и влечений, которая по своей тяжести сопоставима с наркотической и алкогольной зависимостями.

Многие страны вводят запрет на конкретные видеоигры. Как правило, такой запрет связан с жестокостью и насилием, которое присутствует в игре. Так, в свое время разные части «Grand Theft Auto», более известной как GTA», попадали под запрет во многих странах. Основные причины: жестокость и насилие, сексуальные сцены и другие аморальные действия. Драматичная история случилась в Таиланде в 2008 году, когда 18-летний юноша решил примерить на себя роль главного героя игры в реальной жизни, вышел на улицу и убил первого встречного таксиста. После такого случая игру в стране запретили7.

Подобный случай случился и в городе Барнауле в 2014 году. Молодой человек, поругавшись с родителями, пришел в гости к своим дедушке и бабушке. Ночью внук, без видимых причин, нанес не менее 20 ножевых ранений бабушке и более 10 проникающих ранений по телу своего 79-летнего деда, от которых он скончался на месте происшествия. 83-летняя женщина в тяжелом состоянии была доставлена в городскую больницу, где ей своевременно оказали медицинскую помощь. Сразу же после задержания молодой человек стал утверждать, что преступление совершил один из героев его компьютерной игры, а не он.

В больших дозах компьютерные игры приводят к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности подростка. Большинство из них сталкивается с проблемами в учёбе, отсутствием взаимопонимания с родителями, друзьями. Подросток отчуждается от реального мира, перестаёт интересоваться окружающим, аутизируется8. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость9.

Причины увлечённости называют различные. К ним относят: результат гормональной перестройки организма, отражающейся в потребности острых эмоциональных ощущений, повышенные требования взрослых, зависимость от сверстников, информационная перезагрузка, а также предоставленность подростка самому себе, излишки нерационально используемого свободного времени, отсутствие у родителей контакта с подростком10.

Особенность компьютерной зависимости заключается в том, что человек уходит в виртуальную реальность, где легализовано выражение тех чувств, которое невозможно реализовать в реальной жизни11. И влияние такой реальности весьма велико на детей. Поскольку у подростка психика ещё незрелая, несформированная, он не в полной мере различает, где подлинная, а где виртуальная реальность. Последняя достаточно гибка, манёвренна, поддаётся индивидуальному влиянию, в результате чего человек часто испытывает чувство всесилия, мнимого превосходства над окружающими. Но когда он сталкивается с суровой реальностью, которая ему сопротивляется и не подчиняется, он испытывает разочарование, стресс, появляется раздражительность, агрессивность, импульсивность, быстрая утомляемость, неспособность переключиться на другие развлечения. Подросток, играя в виртуальные игры, воспринимает игровую ситуацию как реальную. И в естественных жизненных условиях он поступает так же, как при виртуальной игре. Психологи отмечают, что подростки, воспитанные на таких виртуальных играх, при переходе во взрослую жизнь склонны к совершению преступлений, в том числе и массовым убийствам12.

Вот почему важно заниматься профилактикой образования компьютерной зависимости родителям, учителям и специалистам.

В нашей стране проблема игровой зависимости достаточно нова. Хотя многие дела уже приобрели свою «популярность» (Александр Копцев, совершивший нападение на прихожан синагоги в Москве, Дмитрий Виноградов расстрелявший семерых коллег в офисе, недавно произошедшее убийство 15-летним мальчиком своих родителей в Миассе). Отмечается значительное увеличение интернет зависимых лиц, особенно среди молодёжи, что предполагает разработку профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий.

Попытка ограничить продажу компьютерных игр в России предпринималась в 2014 году, депутат от «Справедливой России» Олег Михеев предлагал запретить открытую продажу «жестоких» компьютерных игр в местах, доступных несовершеннолетним, а также блокировать пиратские сайты, через которые любой желающий может скачать компьютерную игру13.

Некоторые эксперты отметают, что данный вопрос решает введённая рейтинговая оценка игр (+12, +16, +18) со всеми вытекающими из этого ограничениями в торговле14. Однако практика доказывает обратное.

Кроме прочего, видится целесообразным: во-первых, усилить контроль на продажу игр лицам, достигшим возраста указанного на диске, во-вторых установить временных ограничители на сеанс в играх, в-третьих на особо жестокие игры установить запрет.



Таким образом, игровая зависимость не так безобидна, как это может показаться на первый взгляд. В ряде стран такая зависимость может служить как фактор снижения социальной напряженности. Однако в России она чревата потерей, прежде всего, человеческого ресурса.

1 Алиев А.А. Педагогические условия преодоления компьютерной зависимости детей и подростков // Педагогическое образование и наука. – 2014. - №6.

2 Рябцева А. Компьютерные игры в жизни подростка // Школьный психолог – Первое сентября. – 2012. - №7.

3 «МК на Алтае» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brl.mk.ru

4 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://akstat.gks.ru

5 Донцова С.Н. Самоанализ развития юношей, зависимых от сетевых компьютерных игр // Не будь зависимым – скажи «Нет!»: наркотикам, алкоголю, курению, игромании. – 2013. - №11 (23).

6 Рябцева А. Компьютерные игры в жизни подростка // Школьный психолог – Первое сентября. – 2012. - №7.

7 10 компьютерных игр, которые запрещены в разных странах мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fishki.net/1698273-10-kompjuternyh-igr-kotorye-zapreweny-v-raznyh-stranah-mira.html

8 Рябцева А. Компьютерные игры в жизни подростка // Школьный психолог – Первое сентября. – 2012. - №7.

9 Хавин А. Сестра наркомании // Семья и школа. – 2014. - №3/4.

10 Рябцева А. Компьютерные игры в жизни подростка // Школьный психолог – Первое сентября. – 2012. - №7.

11 Хавин А. Сестра наркомании // Семья и школа. – 2014. - №3/4.

12 Кардашян Р. А., Голубинская О. И. Аналитический обзор компьютерной и игровой зависимости // Наркология. -2014. - №12.

13 Газета.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/tech/2014/02/05_a_5882933.shtml

14 Газета.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/tech/2014/02/05_a_5882933.shtml



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал