Лёвкина арсения андреевна



Скачать 249.74 Kb.
страница1/8
Дата13.02.2017
Размер249.74 Kb.
Просмотров688
Скачиваний0
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(СПбГУ)

ЛЁВКИНА АРСЕНИЯ АНДРЕЕВНА



ОТРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ С. Б. ЮДОЙОНО В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ИНДОНЕЗИИ.

Магистерская диссертация


Направление: 41.04.03 «Востоковедение и африканистика»

(Профиль: Политика и международные отношения стран Азии и Африки)

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Тюнь Г. Т..


Рецензент: доктор исторических наук, Ревуненкова Е. В.

Санкт-Петербург
2016

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1.Внешняя политика государства в средствах массовой информации……………………………………………………………………19

Глава 2. Развитие индонезийского общества после завершения Орде Бару и средства массовой информации.……………………………………………..38

Глава 3.Особенности внешней политики Индонезии в годы реформ Вахида и Сукарнопутри………………………………………………….…...51

Глава 4. Внешнеполитический курс С. Б. Юдойоно……………………….68

Заключение……………………………………………………………………90

Список использованных источников и литературы………………………..95

Список использованных интернет-ресурсов………………………………..99



Введение.

Средства массовой информации, с развитием, стали некой новой силой, встали на новый уровень в жизни общества, а так же проникли во все сферы жизни государства, в том числе и во внешнюю политику. Они стали голосом общества, которое пытается донести свои интересы до правительства. Именно через них отражается настроение населения. Но наряду с этим средства массовой информации влияют и на выбор общества. Каким образом они подталкивают к тому или иному решению также будет рассказано в работе.

С. Б. Юдойоно является шестым президентом Индонезии и первым президентом, которого выбирало непосредственно население в 2004 году. Каждый человек делал выбор и можно сказать, что человек, индивид, гражданин выступает по преимуществу как объект исторического и политического процессов. Не представляется возможным ни объяснить, ни прогнозировать поведение масс, общественных групп, политических организаций и отдельных индивидов на том или ином этапе. В применении к Индонезии, только учитывая политические и культурные характеристики индонезийского общества в целом, и субкультуры его отдельных групп, можно достаточно объемно охарактеризовать природу политических режимов, обозначить пределы их эффективности и жизнеспособности, ту грань, за которой они исчерпывали себя, утрачивая активную поддержку одних и пассивное непротивление других слоев населения.1 «В общем виде политический процесс определяется как исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления и предпочтения, как в сфере международных отношений, так и внутренней политики. В политической культуре выделяют три уровня: во-первых, познавательной ориентации, охватывающий знания о политической системе, ее ролях, носителях этих ролей и ее функционировании; во-вторых, эмоциональной ориентации, отражающей чувства, испытываемые по отношению к политической системе, ее функциям, участникам и их деятельности; в-третьих, оценочной ориентации, выражающей личное отношение к политической системе, ее участникам и их действиям».2Мы предполагаем рассмотреть именно эти аспекты в процессе внешней политики Индонезии С.Б.Юдойоно.

Радикальные сдвиги в мировой политике и экономике за последние десятилетия преобразовали социокультурное пространство. Глобализация относится, в первую очередь, к экономической сфере, но во многом определяет динамику всех процессов, включая политическую. Особенно быстро развиваются средства массовой информации и коммуникационные технологии, которые не просто интенсифицируют международные контакты, ускоряют связь, а трансформируют саму ее природу.3

«Сегодня роль средств массовой информации сложно недооценить: нельзя представить ни одну сферу нашего существования без каких-либо информационных отношений. Общение сегодня происходит не только в самом обществе, как межличностная беседа, но и посредством интернета, телевидения, радио, газет, журналов и других средств коммуникации. Сегодня в сети можно не только прочитать о последних событиях, но и найти полезные для себя вещи. При этом средства массовой информации значительно влияют и на формирование сознания людей, именно поэтому электронные и печатные средства массовой информации являются большой частью культурной, духовной и политической жизни населения. Из этих источников массовой информации люди черпают знания, которые всегда актуальны и значимы для общества.

Информацию можно получить из любого источника, но не стоит забывать о том, что не вся та информация, которая нас окружает, нам нужна. Половину слов и текстов, естественно, можно пропускать через фильтр лжи и ненужности. Также не стоит забывать, что средства массовой информации – это основной инструмент ведения политических дел на территории страны и за ее пределами».4 Индонезия не является исключением. Большое значение они приобрели во время президенства С. Б. Юдойоно. До избрания президентом напрямую, Юдойоно занимал различные государственные посты, в том числе пост министра горнорудной промышленности и энергетики и министра-координатора по политическим, социальным и вопросам безопасности в кабинете при президенте Абдуррахмане Вахиде. Он также занимал должность министра-координатора по политическим вопросам и вопросам безопасности в кабинете во время президентского срока Мегавати Сукарнопутри. Он был широко известен на международном уровне для ведущих борьбу с терроризмом, естественно, не без помощи средств массовой информации.

Но что объединяет средства массовой информации и внешнюю политику? Лучше всего тут сказать, какая взаимосвязь между первым и вторым аспектом? На самом деле это очень интересные вопросы, ведь эта тема актуальна для изучения в связи с тем, что еще слабо изучена, что политически важно как для индонезийского государства, так и для стран-партнеров по международным контактам, а также для всех политических аналитиков. Да, по теориям внешней политики, в отдельности, существует большое количество работ и предположений, это связано с долгой историей самой внешней политики, так например, «как известно, одной из главных заслуг Г. Моргентау стало выдвинутое в качестве основного аналитического инструмента понятия «национальный интерес», объясняющего главный мотив внешнеполитического поведения государства. В теорию оно вошло с 1940-х гг. ХХ в., после выхода в свет книги Г. Моргентау, который рассматривал национальный интерес «в терминах власти»5 и понимал его как «единственный категорический императив, единственный критерий рассуждений, единственный принцип действия».6

«Национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин «баланс сил». Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира – готовься к войне».7

Эта теория действительно в полной мере не показывает состояние и ведение внешнеполитических дел на настоящий момент. Но она показывает суть и основу внешней политики. Национальный интерес играет главную роль, но надо учитывать не только внутренние факторы, но и внешние. То есть влияние идет с двух сторон. Очень хорошо это влияние показали на схеме Жукова В. И. и Краснова Б. И.:8
image76
На схеме показаны влияние как внешних, так и внутренних факторов на дальнейший план ведения внешней политики страны. Но, в связи с развитием информационных технологий, было бы правильным добавить и их в отдельные рамки, как с левой стороны, так и с правой. Почему с двух сторон? Так как поток информации и сама информация с двух сторон часто отличается и с разной силой, но все же влияет на общество. В данной работе, были сделаны попытки рассмотреть это влияние только с внутренней стороны, то есть, как же взаимодействует внутренние средства массовой информации и внешняя политика Индонезии.

Таким образом, избрав нашу тему исследования – «Отражение внешней политики С. Б. Юдойоно в средствах массовой информации Индонезии», мы поставили своей целью - проанализировать роль средств массовой информации в становлении внешней политики С. Б. Юдойоно. При этом необходимо решить следующие задачи: проанализировать роль средств массовой информации в индонезийском обществе и массовом сознании индонезийцев; рассмотреть историю становления политического режима в Индонезии и взаимосвязь средств массовой информации и внешней политики; а так же описать политические приемы, технологии и манипуляции, которые применялись при президентстве С. Б. Юдойоно.

В соответствии с этими задачами предлагается следующая структура работы: первая глава – внешняя политика государства в средствах массовой информации. Внешняя политика, как выяснилось, в большинстве своем основывается на национальном интересе, то есть это продолжение внутренней политики на международной арене. Также, помимо внутренних факторов есть и внешние, которые подробно рассмотрены в первой главе – экономические, социальные и прочие, влияющие на внешнеполитический курс. Перед страной, в связи с внешним и внутренним воздействием, возникают проблемы, задачи и вопросы, которые необходимо решить. Порой, чтобы их решить, нужно использовать оружие, здесь не идет речь о жесткой силе, нет, в настоящее время, в связи с развитием информационного пространства, можно заметить, что именно при помощи информационных технологий решаются подобные проблемы, а именно экономические, социальные, политические и прочие. Важно рассмотреть, как были использованы средства массовой информации, какими путями – манипуляция, пропаганда и так далее. Задумываясь над ними, хочется сразу сказать, что это что-то негативное, что-то способное заставить общество (государство) идти по нужному кому-то пути, но хотелось бы отметить, что они имеют не только негативный эффект, но также решают пропагандистские задачи единения или популяризации демократических ценностей, стратегии дальнейшего развития страны и прочее.

Вторая глава - развитие индонезийского общества после завершения Орде Бару9 и средства массовой информации. Орде Бару – это нелёгкий период для индонезийцев, а с другой стороны это тот период, о котором они вспоминают в настоящий момент с радостью. Довольно странные вещи, не правда ли? В этот период президентом Индонезии был Сухарто – 1968 – 1998 год.10 Его руководство ознаменовалось жестким контролем государства с военными, в роли правой руки правительства, над всеми областями жизни общества. Уже в середине 90-х годов «за правовое буржуазное государство, за реализацию демократических прав и свобод, за искоренение авторитаризма и засилья армии выступили даже те, которые ревностно содействовали приходу Нового порядка к власти».11 То есть всему индонезийскому обществу не был по душе этот «порядок». Тогда почему же спустя столько лет у них осталось ностальгия по этому периоду? В этой главе объясняется развитие индонезийского общества и как повлияла демократизация на жизни людей, а особенно как же с открытием свободы во всем, особенно в информационных технологиях, средства массовой информации стали главным оратором для общества. Определенно точно, печатные и электронные средства массовой информации были и остаются одним из главных источников распространения информации, но не стоит забывать и о других источниках, таких как радио, телевидение, интернет и прочие. В этой главе также была сделана попытка рассмотреть способы влияния как на общественную и культурную жизнь населения, так и на политическую.

Третья глава посвящена особенностям внешней политики Индонезии в годы реформ Вахида и Сукарнопутри. Здесь был также затронут предыдущий период для более точного понимая развития событий. А именно, для введения в курс дела, невозможно было пропустить управление страной Б.Ю. Хабиби (1998 – 1999 гг.). Именно он стал первым президентом, который принял на себя всю мощь удара населения. Следующим стал Абдуррахман Вахид, у которого «основным направлением внешнеполитической деятельности являлось продолжение курса либерализации, демократизации и развития гражданского общества».12 Можно считать внешнюю политику Б.Ю. Хабиби и А. Вахида переходным периодом к более стабильному и четкому внешнеполитическому курсу – курсу Мегавати Сукарнопутри. Она начала проводить политику по всем азимутам. Период ее правления характеризуется расширением двусторонних отношений. Происходят сдвиги в сторону улучшения положения Индонезии в АСЕАН.13 Почему так необходимо проследить за развитием внешнеполитического курса с 1998 года? Так как именно в этот период происходили реформации во всех областях. То есть страна, которая находилась под контролем государства, когда все было в руках правительства, и она наблюдала за каждым шагом, в одно мгновение стала свободной, получилось так, что население просто не понимало кому верить и что делать. Почему не понимало кому верить? В связи с открытием средств массовой информации открылись и неправомерные поступки государственных чиновников, да и всего правительства. А для индонезийцев, в период Сухарто, правительство считалось самым надежным и справедливым. Отсюда Индонезия испытывает кризис во всех областях жизни, а три главы государства, по-очереди – Хабиби, Вахид, Сукарнопутри – пытались вытащить страну из этого кризиса, но при этом сохранить прежние подходы и вернуть доверие к властям. Это было трудно вернуть из-за демократизации страны, развития средств массовой информации, свободы слова и других фактов. Особенно влияние на мнение общества о государственных делах во внешней политики, да и во внутренней, оказывали средства массовой информации, а также они использовались в целях самого государства, каким путем и как, показано в этой главе.

В четвертой главе мы подходим к основной тематике нашей работы – это президентство С. Б. Юдойоно. Именно он перенял эстафету от Мегавати Сукарнопутри. На протяжении двух его сроков (2004 – 2009 гг. и 2009 – 2014 гг.) он продолжал курс внешней политики предшественников. Средства массовой информации очень любили фигуру С. Б. Юдойоно, зачастую характеризовали его как очень умного и честного правителя, что создавало президенту положительный имидж, а соответственно, возможность представать во внешнеполитических делах в выгодном свете. Ведь, если президент умный, а тем более честный, с ним можно сотрудничать и иметь дружеские отношения со страной. Очень часто средства массовой информации помогают правительству принять решения, которые отвечают национальным интересам, конечно с учетом всех влияющих факторов, о которых говорилось в первой главе. То есть, в этой главе была сделана попытка показать роль информации во всех областях, особенно во внешней политике Индонезии при С. Б. Юдойоно.

Исходя из четырех глав, так как немалая часть данной работы посвящена периоду «реформаций», временные рамки следующие – 1998 год – 2014 год.

Новизна работы всегда связана с использованием современных источников, а для избранной темы СМИ представляются также важнейшим объектом исследования. Именно поэтому в работе мы часто ссылались на средства массовой информации, являющиеся важным историческим источником. Использование этих источников отражает новизну работы, которая заключается в том, что еще нет комплексного исследования. Была сделана попытка рассмотреть взаимодействие средств массовой информации и внешней политики, путем использования, как наиболее ранних исследований, так и современную литературу, что очень важно для формирования нового взгляда на пока еще недавнее, но уже прошлое Индонезии.

При работе использовались первоисточники, к которым в первую очередь относятся документы государственных органов Индонезии – Конституция 1945 года с поправками, правительства, министерства информации и др.14 В основном это материалы, изданные в Индонезии, большинство из которых в электронном виде.

Широкий спектр индонезийской периодики, дополнен некоторыми другими изданиями, прежде всего большой интерес представляет работа Л. П. Репиной. «Историческая наука на рубеже XX-XXI века»15, социальные теории и историографическая практика». Автор обращался к ряду отечественных, индонезийских и других зарубежных справочных и энциклопедических изданий. Эта работа позволяет более четко понять формирование и эволюцию современного историографического процесса в мировом масштабе, позволяет оценить достижения прошлого, извлечь из них методологические уроки и заглянуть в будущее науки. Среди всех методологических «поворотов», особое внимание Л. П. Репина обращает именно на «культурный поворот». По ее словам, он стал, «важным качественным сдвигом», под воздействием которого «возникли новые формы изучения «социального» — быть может, менее амбициозные, но более гибкие и обладающие значительным эвристическим потенциалом».16

Особенно важными для изучения внешней политики в целом оказались работы таких исследователей как – Цыганкова П. А.17, Жуковой В. И. и Красновой Б. И.18, Моргентау 19, Брюса Рассета и Харви Старр 20 и других, где можно было проследить за развитием внешней политики как науки, что немаловажно для данной работы.

Карл Поппер, теория которого была использована в этой работе, как правило, рассматривается как один из величайших философов науки 20-го века, но также он известен как социально-политический философ. А одна из многих особенностей исследований Поппера - область воздействия интеллектуального влияния, где он рассматривает историю через характер социальных наук. Поппер решительно продвигает мнение, что любой человек социальной группы является не более (или менее), чем сумма его отдельных членов, то, что происходит в истории, является результатом действий этих лиц, человеческие действия имеют последствия, которые не могут быть предусмотрены.21

Среди работ общего характера, необходимо обратить внимание на исследование по истории Индонезии,22 которое составляет базу представлений о современном развитии Индонезии. Категория социокультурной группы как характеристики отдельных слоев населения страны в отечественном индонезиеведении была введена В.А.Цыгановым в труде «История Индонезии». Ему же принадлежат важные выводы о роли идеологии при различных политических режимах. Этот огромный труд помог во многом разобраться в некоторых исторических моментах Индонезии в XX веке.

По проблемам общих социологических и политологических подходов были использованы труды специалистов в этих областях, среди которых важно отметить исследование Цуладзе А. – «Политические манипуляции, или покорение толпы»,23 Войтасика Л. – «Психология политической пропаганды»24, Бурдье П.25, Д. Ф. Брауна 26и Колотова В. Н.27 Эти работы помогли во многом разобраться в некоторых аспектах политических технологий. Ведь в борьбе на политической арене каждый шаг важен и каждый нужно заранее предусмотреть.

Работа «Генерал Сухарто и темная страница индонезийской истории»28 Сумского В. В. помогла разобраться в ходе событий и роли правительства до падения авторитарного режима. Было необходимо обратиться к таким событиям, чтобы проследить значение власти до и после крушения.

Исследуя социальные проблемы Индонезии, не осталась без внимания и проблема терроризма. Ефимова Л. М.29 в своих работах особенно четко обозначила проблемы поколения экстремистов и террористов, что во многом оправдывает политику С. Б. Юдойоно по отношению к этим группам.

Не осталась без внимания и экономическая сторона. В нашей работе она была освещена с помощью работы Пахомовой Л. Ф.30 На основе этого глубокого и квалифицированного исследования можно проследить различные модели индонезийских социальных и политических реформ до наших дней. Хотелось бы также отметить статью Тюнь Г. Т.31 в сборнике «Основные тенденции политического и экономического развития стран современной Азии и Африки». В ней не просто рассказаны экономические сюжеты, а они объединены с развитием политической жизни общества, что особенно интересно для данной работы, также для исследования была интересна статья «Международные связи Индонезии со странами мусульманского мира в годы президентства С.Б.Юдойоно»32.

Разумеется, особый интерес представляют для нашей темы работы индонезийских и малазийских исследователей, написанные на малайском и индонезийском языках. Авторы Нур Азвин Закария и Нидзам Сулайман33 осветили не только обычные средства массовой информации, но также и альтернативные пути, которые рассказаны в этой работе. Интересна работа и других исследователей, например, работа Лайлы Афии, которая была издана в 2008 году в Семаранге и показывает влияние средств массовой информации, как на взрослого человека, так и на подростка.34 Так же необходимо отметить и других – Фелис Д.35, Даниэль Сурьяна36.

Большое количество материалов для нашей работы из электронных и печатных средств массовой информации. В средствах массовой информации можно найти много второстепенных, но при этом интересных фактов и подробностей, дающих представления о внешне и внутриполитическом процессе в Индонезии. Использовалась периодика различных направлений – современные и крупные газеты «Kompas», «Republika», «The Jakarta Post», «The Jakarta Globe», где часто выступают с проблемными статьями крупные политологи и социологи, гражданские и военные деятели, а также позволяют получать сравнительно объемную картину событий в Индонезии. Многие издания можно найти в электронном виде на различных сайтах, где представлены их архивы.37

Отдельного упоминания заслуживают «Suara Pembaruan», «Antara News»38, публикующие фундаментальные статьи по проблемам современной Индонезии и периодические издания Центра общественных опросов, отличающиеся широтой проблематики и объективностью подхода. Электронные сайты, использующиеся в работе в основном на индонезийском языке. Особый интерес, как средоточие источников по нашей теме, предоставил официальный сайт Демократической партии.39 Где можно найти информацию, как о создании политической партии, так и о целях и принципах президента С. Б. Юдойоно.

Одним из самых авторитетных исследователей современной Индонезии в нашей стране является Алексей Юрьевич Другов.40 Он является заведующим кафедрой индонезийского и малазийского языков Института Стран Востока, доктором политических наук и главным научным сотрудником ИВ РАН. Важным трудом А.Ю. Другова для нашей работы является новейшая из опубликованных статья «Индонезия – опыт перестройки»41, где особое внимание автор уделил обработке имевшихся в его распоряжении индонезийских периодических изданий. Нами использована также его докторская диссертация,42 где он попытался «рассмотреть политические процессы в Индонезии периода независимости с точки зрения их корреляции с политической культурой индонезийского общества и его отдельных групп, их объективного и субъективного исторического опыта, традиций, ориентации, стереотипов мышления и т.п.».43

Немногие нации Востока удостоились столь пристального внимания ученых различных направлений - историков, экономистов, политологов, культурологов, филологов, лингвистов в нашей стране и за ее пределами. Исследования с позиций каждой из этих дисциплин в сумме дают детально

выписанную картину общественно-исторического и политического процесса в Индонезии. Изучение Индонезии достигло уровня, когда проникновение в суть развивающихся здесь процессов и явлений требует использования новых инструментов.

Внешняя политика в итоге делается людьми и через людей, даже в тех нередких случаях, когда они этого не осознают, а ее закономерности преломляются через опыт, предпочтения и предрассудки групп и целых народов. Именно это мы попытаемся проследить в нашей работе.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал