Контент интернета в казахстане



Скачать 217.22 Kb.
Pdf просмотр
Дата13.02.2017
Размер217.22 Kb.
Просмотров137
Скачиваний0

УДК 145.9
КОНТЕНТ ИНТЕРНЕТА В КАЗАХСТАНЕ
Турханов Алибек Жолтаевич Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, г. Астана
Научный руководитель - Тахан с.Ш., д.ф.н., профессор
На формирование контента в казахстанском сегменте Интернет и его качество оказывает влияние целый комплекс факторов. Исключительная узость рынка, определяемая невысоким числом активных пользователей Интернет в Казахстане, усугубляется несовершенной правовой средой в области развития онлайн-коммерции и удешевления микроплатежей в Интернет посредством «электронных денег». Этот инструмент пока не
37
действует в Казахстане, но работа над соответствующим законопроектом ведется в государственных структурах финансового регулирования, но он мог бы сильно способствовать окупаемости («монетизации») проектов, заинтересовать и привлечь на это поле потенциальных инвесторов.
Характер доминирующего контента и предоставляемых сервисов, ориентированных на успех на рынке, объективно определяется портретом массового потребителя. По словам
Рауана Маемирова из компании Webeverywhere, сегодня в Казахстане основную массу конечных частных пользователей в домовладениях составляет молодежь в возрасте от 15 до
25 лет. Это не может не влиять на тенденции развития содержания и предпочтения разработчиков и инвесторов по созданию веб-проектов развлекательного направления с преимущественно «тяжелым» контентом – видео, обмен файлами, торрент-трекеры и прочее.
Следует отметить, что проекты, связанные с «тяжелым» контентом активно поддерживает национальный оператор связи Ао «Казахтелеком». Для него эти Интернет- ресурсы могут обеспечить снижение покупаемого извне входящего трафика за счет резкого наращивания внутриказахстанского трафика между местными пользователями и ресурсами.
Кроме того, заинтересованность национального оператора оправдана тем фактом, что преобладание внутреннего трафика способно обеспечить снижение издержек и удешевление доступа, и потенциально – формирование самого рынка конкурирующих отечественных
Интернет-проектов. Наконец, на темпы развития казахстанского содержания в Интернет оказывает влияние «догоняющий» характер модернизации, в рамках которого практически невозможно ни предложить уникальные проекты, ни выйти с решением, превосходящим по качеству и преимуществам зарубежные аналоги, к которым пользователь привык. В этом же ряду можно отметить то обстоятельство, что в Казахстане широкое распространение имеет русский язык, что в сочетании с более высоким уровнем развитости Рунета, определяет привлекательность разнообразных и многочисленных российских онлайн-проектов для казахстанского пользователя.
В этих условиях развитие содержательной и инструментальной частей казахстанского сегмента Интернет представляется объективно затрудненным. однако, с конца 2007 –начала
2008 гг. наблюдается заметное оживление в сфере развития местных Интернет-проектов, качественный рост отечественных ресурсов и содержания. определяющим фактором этого процесса стали шаги, предпринятые национальным оператором связи, по удешевлению и расширению канала доступа для индивидуальных пользователей. В частности, в июне 2008г. были увеличены пропускные способности трафика, позднее на отдельных тарифных планах были сняты ограничения по трафику, снижены цены и/или расширен канал. При этом трафик по внутренним сетям, в том числе доступ на ресурсы, размещенные в хостинге дата-центров
Ао «Казахтелеком», для подписчиков провайдера бесплатен и проходит по более высокой скорости. Эти шаги также спровоцировали рост конкуренции на рынке провайдеров
Интернет-услуг, быстрое развитие инновационных форм доступа, включая ВолС и беспроводные технологии.
Несмотря на то, что, согласно данным базы данных Alexa.com, лидерами по посещаемости среди казахстанских пользователей остаются российские ресурсы (это подтверждали и результаты опроса TNS Gallup Media Asia в 2007г.1), казахстанские веб- проекты также имеют свою нишу. Это относится не только к зрелым ресурсам, но и к свежим феноменам «эпохи Мегалайна». Исторически лидерами казахстанского контента являлись проекты, нацеленные на общение в формате форумов на открытом коде, доски объявлений, базы данных и отдельные ресурсы информационного характера (новостные агентства, аггрегаторы новостей, некоторые онлайн-издания, особенно те из них, которые позволяют своим посетителям оставлять комментарии к новостям).
Традиционно, вплоть до 2007-08 г., рынок разработчиков веб-продуктов был представлен компаниями и частными лицами, предлагавшими стандартные технологические решения по управлению содержанием веб-ресурса. Эти решения сопровождались предложением дизайна сайта, но оставались весьма ограниченными в плане возможностей
38
поддержки, не говоря уже о развитии и наращивании функционала ресурса. Усугубляли такую ситуацию высокие расценки на хостинг при слабых его технических характеристиках.
Впрочем, и самим заказчикам чаще всего Интернет-сайт был необходим только в представительской функции, а не для регулярного и целенаправленного развития его содержания. Новых игроков – провайдеров контента – которые получили импульс к развитию по мере увеличения числа пользователей Интернета и с активизацией онлайн- активности, можно условно разделить на несколько категорий. Это индивидуальные разработчики, которые реализуют свои стартапы1 самостоятельно или в группе на добровольной основе, но, как правило, с четкой целью коммерциализации ресурсов или, по меньшей мере, выхода на самоокупаемость. Среди таких разработчиков наиболее яркими
«пионерами» являются Дармен Амамнбаев, Иван Богураев, Асет Нурпеисов и другие молодые люди, способные одновременно как выполнять технологические функции разработчиков, так и творческие функции производителей контента. Также формируется категория инициаторов контент-емких ресурсов из числа людей, не обладающих техническими навыками (например, как syedin.kz/pomidor.kz, almanews.kz, alatoday.info и др.); такие проекты часто реализуются на бесплатных платформах с открытым кодом.
С другой стороны находятся казахстанские Интернет-компании нового формата, которые эффективно применяют методы бизнес-планирования при соответствующей организации разработки, выходят на рынок уже с просчитанным планом развития ресурса, изначально рассчитанного на занятие крупной рыночной ниши. Появление такого рода компаний, как
Webeverywhere, Kaznet Media, Namba Media и др. не только активизировало и обновило казахстанский сегмент Интернета, но и создало предпосылки для формирования рынка контент-провайдеров, в том числе -после поглощения компанией Namba Media сервисов хранения файлов Filebar/Videobar1 – путем приобретения стартапов.
Параллельно, больший интерес к Интернету стали проявлять отечественные рекламные агентства, причем не только в отношении более агрессивного использования веб- каналов при проведении специально ориентированных на Интернет-аудиторию промо-акций по продвижению товаров и услуг своих заказчиков. отдельные агентства обозначили в 2008 году тренд на прямое вовлечение в Интернет-бизнес и онлайн-проекты. Так, руководство агентства Tengri Saatchi&Saatchi совместно с владельцем наиболее популярного форума страны «центр тяжести» создали компанию New Line Media для освоения рекламного и делового потенциала ресурса2. Другое агентство, Prime Media, более обратилось к сфере
Интернет-проектов, выбрав его одним из основных направлений своей работы, начав с успешного запуска в 2009 г. новостного сайта today.kz3.
Расширением активности в сети Интернет в последние два года отличаются также
СМИ Казахстана. Традиционные СМИ стали чаще выходить за рамки простого дублирования содержания на своих веб-сайтах, предлагая дополнительный контент и/или обновления в режиме реального времени в период между выходом в свет, интерактивные формы для общения читателей и другой функционал, включая тяжелый контент (видео, подкасты). Среди ведущих игроков в этой категории могут быть названы информационный портал газеты «Республика» или сайт журнала Vox Populi. Инновационные решения внедряют и популярные Интернет-газеты Zonakz.net и Gazeta.kz. Кроме того, появление некоторых новостно-аналитических ресурсов с определенной редакционной политикой и явно имеющих определенное финансирование, позволяет предположить, что в занятии своих информационных ниш в Интернете имеют некую заинтересованность политические группы интересов. Аффилированность подобных ресурсов остается скрытой, а связи прослеживаются неявно. Наконец, есть категория ресурсов, инициатором и спонсором которых выступило государство, но о них речь пойдет ниже. В заключение данной классификации следует отметить, что несмотря на наметившуюся диверсификацию игроков, рынок еще очень далек от насыщения.
39

По результатам исследования Интернет-агентства «Ижанов и Партнеры» (Москва), проведенного в октябре 2009 г., всего насчитывается ок. 6000 работающих сайтов (в разных доменных зонах), имеющих относящийся к Казахстану контент. Причем пять лет назад их было примерно в 3 раза меньше, а из тех, что функционировали в 2004 г., только около 600 продолжают ныне работать. Это показывает высокую динамику роста числа ресурсов, особенно новых проектов, многие из которых регистрируются в зоне .kz (до
86%), но преобладает русскоязычный контент (ок. 77%). При этом, по направленности наиболее распространенными являются коммерческие сайты, т.е. корпоративные, онлайн- магазины, платные сетевые сервисы (59%). Сайты информационной направленности
(включающие в себя каталоги, форумы, порталы и блоги, а также персональные, образовательные и некоммерческие сайты), занимают в 32%, в то время как на государственные ресурсы (сайты госорганов, государственных информационных ресурсов и сетевых сервисов) приходится около 9%. По тематике лидирующие u1087 позиции занимают веб-сайты, посвященные вопросам бизнеса и экономики, Интернета, отдыха и развлечений. До 10%1 занимает тематика государства и общества, образования и культуры, региональные ресурсы и другие.
Литература
1.
Есенкулов А.Б. «Интернет журналистика и современность», Алматы 2011.
2.
Андрейченков А.С. « Современная теория журналистики», М 2007.
3.
Малахов А.А. « Интернет и СМИ: две реальности времени», М 2009.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал