Конкурс «Учитель года 2015»



Скачать 69.64 Kb.
Дата28.10.2016
Размер69.64 Kb.
Просмотров151
Скачиваний0
ТипКонкурс
муниципальное казённое дошкольное образованное учреждение

«Детский сад №33» города Кирова


Представление

педагогического опыта работы:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Конкурс

«Учитель года - 2015»


Учитель-логопед:

Пересторонина

Светлана Юрьевна,

1 кв. категория

г.Киров

2015г.
Одним из направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе в дошкольной образовательной организации – это одно из направлений инновационной деятельности в дошкольной педагогике.

По требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для того, чтобы воспитать любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, физически развитого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. То есть использовать передовые компьютерные технологии в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста. Причём в этом возрасте необходимо учитывать, что это должны быть игровые технологии.

В настоящее время педагоги могут использовать информационно - коммуникационные технологии для создания, передачи и распространения информации. На помощь приходит компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет.

Актуальность использования ИКТ в работе с дошкольниками обусловлена тем, что информационно-коммуникационные технологии значительно разнообразят воспитательно-образовательный процесс и большинству педагогов позволят проявить творчество и возможность поиска новых нетрадиционных эффективных форм и методов в работе с детьми.

Ведущими современными педагогами доказано, что 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. По мнению большинства психологов, мозг ребёнка наиболее активно развивается в первые 7,5 лет. Если упустить возможности этого периода, то в дальнейшем для развития интеллекта или физических качеств ребёнка надо будет потратить гораздо больше усилий, и они будут менее эффективны.

Современные дети до 70% информации черпают вне образовательной организации из источников, не имеющих бумажных носителей. Изучив и проанализировав эту тему можно сделать следующие выводы:

Психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе работы с детьми дошкольного возраста по вопросам коррекции нарушений речи рассмотрены в работах Ю. Б. Зеленской, Т. К. Королевской, О. И. Кукушкиной, Л. Р. Лизуновой, И. А. Филатовой.

Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

В своей работе я так же использую новейшие средства ИКТ. На сегодняшний день наш детский сад оснащён следующими средствами :

  • Компьютером, ноутбуком;

  • Мультимедийным проектором и интерактивной доской;

  • Принтером, сканером, копиром;

  • DVD плейером;

  • Фотоаппаратом;

  • Видеокамерой;

  • Жесткими накопителями информации , USB носителями

  • Магнитолой, CD-проигрывателями

Все эти технические средства являются предпосылкой для изучения и применения ИКТ в образовательном процессе.

Цель моей работы: эффективное применение средств ИКТ для преодоления нарушений речи воспитанников детского сада.

Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Выявить материал, требующий конкретной подачи (анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем);

  2. Подобрать и создать информационные продукты (отбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта)

  3. Применить информационные продукты во фронтальной и в индивидуальной коррекционной работе с детьми;

  4. Провести мониторинг эффективности использования ИКТ изучить динамику коррекционного воздействия, оценить результаты работы;

  5. Определить оптимальные для дошкольного возраста формы и методы работы с ИКТ.

  6. Познакомить родителей с развивающими и обучающими программами для детей дошкольного возраста с применением компьютерных технологий.


Решая поставленные задачи, проведена следующая работа:

  1. Проведен анализ планирования образовательно-воспитательной работы ДОО на год, выделены темы, требующие или создания мультимедийных пособий или покупки лицензионных программ;

  2. Тщательно проанализированы готовые обучающие компьютерные игры для детей дошкольного возраста. В основном это лицензионные программы ведущих российских фирм-издателей компьютерных игр таких как «Бука», «1С», «Акелла», «Новый диск», «Би Смарт».

  3. Приобретены для работы с дошкольниками следующие обучающие компьютерные программы «Логопедические упражнения», «Игродром».

  4. Самостоятельно создан в программе MS Power Point комплект презентаций по многим лексическим темам .

  5. Определены формы и методы работы с ИКТ в коррекционно-логопедических занятиях.

  6. Разработано календарное планирование с использованием средств ИКТ.

  7. Ежедневно проводится логопедическая работа с применением ИКТ.

Формы работы с ИКТ на логопедических занятиях:

  • Презентации

Мультимедийные презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя).

  • Занятия в игровой форме с использованием компьютерных игровых средств.

  • Виртуальные экскурсии на базе ресурсов глобальной сети

  • Фильмы

Видеофильмы дают возможность представить информацию, события, факты наглядно, в их  последовательности  и  развитии, что  соответствует особенностям восприятия и мышления дошкольника:

  • учебно-игровые и развивающие компьютерные программы (игры).

  • использование возможностей интерактивной доски

Методы работы:

  • метод передачи новых знаний

  • метод отработки и закрепления навыков и умений.

  • внутренний план действий

  • метод демонстраций

  • метод иллюстраций

  • упражнения

  • объяснительно-иллюстративный метод

  • метод проблемного изложения

  • метод компьютерных дидактических игр

В своей работе использую сетевые ресурсы:
Определены этапы логопедического занятия с дошкольниками с использованием компьютерных программ

  1. Предварительная подготовка к занятию.

  2. Объяснение ребенку правил пользования клавиатурой, знакомство с функциональным назначением игры.

  3. Раскрытие примерного содержания игровой программы и определение способов решения поставленной в игре задачи.

  4. Закрепление знаний в продуктивных видах деятельности и в игровой деятельности.

В ходе работы были выявлены необходимые требования к применению средств ИКТ на логопедических занятиях:

  • узнаваемость наглядности;

  • динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

  • продуманный алгоритм видеоряда изображений;

  • оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают обучающихся, не дают сосредоточиться на главном.

Результаты.

Выявлена несомненная эффективность применения ИКТ на логопедических занятиях.

Использование ИКТ:

  • делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной, предоставляет информацию в привлекательной форме;

  • Создаёт условия для контроля своих действий и оценки результатов;

  • Развивает произвольную моторику пальцев рук;

  • Формирует координацию деятельности зрительного и моторного анализаторов;

  • Реализует личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

  • Привлекает пассивных детей к активной деятельности;

  • Создаёт положительный эмоциональный настрой у детей;

  • Формирует информационную культуру у детей;

  • Активизируют познавательный интерес;

  • Стимулирует формирование мыслительных процессов ребенка, произвольной памяти и внимания;

  • Развивает в дошкольнике такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

  • Дисциплинирует самого логопеда, формируют его интерес к работе;

  • Позволяет педагогу применять разнообразные формы и методы работы с ИКТ.

Перспективы работы:

  • дальнейшее использование средств ИКТ в логопедической практике

  • составление медиатеки для работы с детьми дошкольного возраста;

  • разработка рекомендаций для педагогов и родителей по использованию ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста;

  • самообразование по данной теме

  • внедрение программы по диагностике речи детей

Выводы:

ИКТ являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их. 

В детском саду могут использоваться такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал