Конкурс "Словарный урок" Методическая разработка урока " Вселенная в алфавитном порядке"



Скачать 180.95 Kb.
Дата13.02.2017
Размер180.95 Kb.
Просмотров213
Скачиваний0
ТипКонкурс

Всероссийский конкурс “Словарный урок”


Методическая разработка урока

Вселенная в алфавитном порядке”

(для обучающихся 9-11 классов, дети с ОВЗ)

Автор: Новичкова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ "Центр образования "Дистанционные технологии" г.Рязань
В основе разработки урока – интернет-технология «Образовательный веб-квест». Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Адрес интернет-проекта https://sites.google.com/a/cdo-rzn.ru/slovarnyj-urok/ снимок экрана 2016-09-21 в 21.53.37.png

Урок проводится с группой учащихся с ОВЗ 10-11 классов в дистанционной школе через программу Skype в режиме реального времени с использованием Интернет-технологий - продуктов Google Docs:



  1. сайта, где учителем размещен веб-квест;

  2. формы Google (анкетирование в виде теста: входное и на этапе рефлексии);

  3. виртуальная доска realtimeboard.

Работа над квестом делится на несколько этапов:



  1. Начальный.

Учитель знакомит обучающихся с формой и сроками проведения урока, инструкцией ролевой игры, размещенной на сайте веб-квеста. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами. Затем ученики распределяют роли в команде.

  1. Ролевой этап.

Индивидуальная работа обучающихся в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания презентации, доклада, видеоролика, устного выступления и т.д.

3. Заключительный этап.

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за результаты исследования. Формулируются выводы и предложения. Проводится анализ выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, логичность, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления.

Предварительное задание: познакомиться с материалом урока на сайте веб-квеста в разделе “Список интернет-ресурсов для прохождения веб-квеста”.

Описание методологического инструментария урока

Цели деятельности учителя, задачи

Цели: расширить знания обучающихся о словарях и энциклопедиях, об истории словарного дела в России, биографии В. Даля

Задачи:


  1. образовательные: формировать умениия добывать и обрабатывать информацию с помощью словарей и энциклопедий, формировать картину мира на основе научных знаний, зафиксированных в словарях и энциклопедиях

  2. развивающие: развивать связную устную и письменную речь обучающихся, творческую способность, навыки самостоятельной работы и в группах, логическое мышление, при работе со словарем уметь выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы, продолжить развитие навыков использования Интернет-технологий;

  3. воспитательные: воспитывать у подрастающего поколения отношения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям

Тип урока

обобщение изученного

Планируемые образовательные результаты

Предметные: совершенствование навыков работы со словарями, умение выделять главную информацию, систематизировать и обобщать материал, использование информационного пространства сети Интернет для исследования.

Метапредметные: способность определения цель учебной деятельности, последовательности действий, оценивание достигнутых результатов, способность правильно излагать свои мысли, работать по плану, извлечение информации из текста и умение перерабатывать ее в другую форму, делать выводы, умение выступать перед аудиторией сверстников.

Личностные: совершенствование своих умений, развитие познавательных и учебных мотивов; воспитание культуры речи и интереса к родному языку, любви к книге.


Форма проведения, приемы

групповая, веб-квест, проблемный вопрос, интерактивное анкетирование, диспут, интерактивная доска RealtimeBoard

Методы и технологии обучения

интернет-технология “Образовательный веб-квест”,

интерактивная модель обучения: работа в малых группах, диспут, ролевая игра, работа со словарями, технология проблемного обучения: постановка проблемного вопроса, самостоятельная поисковая деятельность, отчеты учеников о проделанной работе,

технология критического мышления (на стадии рефлексии)


Продолжительность

2 урока

Основные термины и понятия

веб-квест, вселенная, словарь, лексикография, азбуковник, основные типы словарей, лингвистические, энциклопедические

Наглядно-демонстрационный материал урока

компьютер; сайт веб-квеста, где размещены все материалы к уроку; виртуальная доска realtimeboard; программа Skype, видеоролики “Владимир Даль” , “День словарей и энциклопедий”


Конспект (сценарий) урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент

Настроить обучающихся на работу

Вступительное слово:

  • Добрый день, дорогие друзья! Сегодня нам предстоит очень интересная и увлекательная работа.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Личностные: мобилизация внимания, уважение к учителю.

Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем


2. Мотивация учебной деятельности.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес к учебной деятельности

Наш урок будет посвящен словарям, так как ежегодно 22 ноября в России отмечается праздник русской словесности - День словарей и энциклопедий. В 2015 году это мероприятие вошло в официальную программу Года литературы в РФ.

  • А почему именно 22 ноября стали отмечать этот день?

  • Это день рождения В. И. Даля, создателя "Толкового словаря живого великорусского языка". Словарь - это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему путь в будущее. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения Даля.

- Тема урока: “Вселенная в алфавитном порядке”.

(Учитель посылает всем ученикам ссылку на интерактивную доску, где

написано слово “вселенная”)


  • Что такое вселенная? Подберите однокоренные слова.

(Учитель посылает ученикам в скайпе ссылку на сайт, где размещен веб-квест https://sites.google.com/a/cdo-rzn.ru/slovarnyj-urok/

и обращает внимание учеников на эпиграф урока:

Словарь - это Вселенная, уложенная в алфавитном порядке”.

А.Франс

- О какой Вселенной говорит французский писатель и литературный критик?

- О чем пойдет речь на уроке?


Отвечают на вопросы, работают совместно на интерактивной доске, записывая однокоренные слова к слову “вселенная”, работают с онлайн-словарем

Регулятивные: планирование, умение слушать в соответствии с целевой установкой, осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем


3. Постановка цели и задач урока.

Знакомство учащихся с формой урока, инструкцией



Познакомить учащихся с понятием веб-квест, его структурой и распределением ролей

На изучение этой темы у нас уйдет 2 необычных урока, потому что они будут проходить в нетрадиционной форме - веб-квеста. Кто знает, что это такое?

Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

(Учитель знакомит с содержанием веб-квеста: инструкцией, направлениями исследования, ролью участников и Интернет-ресурсами, которые будут необходимы для прохождения учениками квеста).


  • Поставьте цель и задачи урока.

  • Проблемный вопрос урока: Прав ли А. Франс, назвав словарь Вселенной?

  • А теперь я вас попрошу всех ответить на вопросы входной анкеты, расположенной на сайте веб-квеста. В конце прохождения этой игры вы также ответите на вопросы анкеты-рефлексии, подводя итог своего исследования.




Отвечают на вопросы, ставят цели и задачи урока, ищут определение веб-квеста в интернете, знакомятся с правилами прохождения веб-квеста, распределяют роли, отвечают на входное интерактивное анкетирование

Личностные: осознание своих возможностей.Регулятивные: умение регулировать свои действия, целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: самостоятельное формулирование цели и задач

4. Прохождение веб-квеста, индивидуальные и групповые консультации учителя


расширить знания о словарях, истории возникновения словарного дела и роли словарей в современном мире, совершенствование навыков работы со словарями

  • Перед прохождением веб-квеста предлагаю посмотреть небольшой видеоролик, расположенный на главном странице сайта веб-квеста

  • Что узнали нового?

  • А теперь - в путешествие! Удачи вам!

Учитель контролирует процесс прохождения веб-квеста, консультирует учащихся


Просматривают видеоролик, отвечают на вопросы.

Выполняют задания, изучая данные на сайте Интернет-ресурсы. По результатам исследования проблемы учениками составляется отчет в виде устного выступления, доклада, презентации и т.д.



Личностные: осознание смысла работы и понимание личной ответственности за будущий результат

Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста, умение организовывать свои действия согласно плану и выработанной схеме, структурировать знания, умение работать в группе, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета.

Регулятивные: самоконтроль в организации учебной деятельности, умение организовывать работу в группе

Коммуникативные: умение вступать в диалог, умение выражать свои мысли, создавать устные и письменные высказывания

5. Отчеты групп

обобщить и систематизировать материал по словарям

Учитель контролирует процесс выступления учеников, задаёт вопросы

Представляют результаты своей работы в виде презентации, устного выступления, видеоролика и т.д. и делают выводы

Личностные: понимание личной ответственности за будущий результат группы.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственных связей, строить логические цепи рассуждений, доказательств.Коммуникативные: умение высказываться, сотрудничать в совместном решении проблемы

Регулятивные:



6. Экспресс-диспут


ответить на проблемный вопрос урока

А теперь вспомним проблемный вопрос нашего урока и попытаемся ответить на него, обобщив наше исследование.

  • Прав ли А. Франс, назвав словарь Вселенной?

  • Поэтому нам с вами надо научиться читать эту главную книгу знаний.

  • В заключение нашего увлекательного путешествия послушайте стихотворение С.Я. Маршака “Словарь” в исполнении …. (читает подготовленный ученик)

Отвечают на вопросы, рассуждают, просматривают видеоролик

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

Регулятивные: самоконтроль

7. Рефлексия

Огранизовать самооценку учеников;

подвести итог проделанной работе



  • Вернемся к цели урока. Достигли ли вы того, чего хотели?

  • Ответим на вопросы анкеты-рефлексии веб-квеста.

Организует рефлексию, оценивает учеников, обращает внимание на критерии оценки работы, подводит итог работы

Анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на выходное анкетирование на сайте веб-квеста. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.


8. Информация о домашнем задании

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Творческая работа (на выбор) -

сочинение – рассуждение на темы:

1) “О чем мне рассказал словарь?”

2) “Определяйте значения слов – и вы избавите мир от половины заблуждений” (Р. Декарт)

3) “А где хранят Вселенную?”


Выбирают тему для сочинения

Регулятивные: умение понять задание.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.




Приложение

Материалы игры, расположенные на сайте веб-квеста:

  • Инструкция для участников веб-квеста

  1. Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб - квест, по этому принципу объединитесь в группы.

  2. Заполните входную анкету (https://sites.google.com/a/cdo-rzn.ru/slovarnyj-urok/home/ankety/vhodnaa-anketa ).

  3. Внимательно изучите задание своей группы (роли).

  4. Распределите роли в вашей группе и выполните задания.

  5. Результатом работы может стать презентация, стенгазета, буклет, справочник или устное выступление.

  6. Подготовьтесь к защите своей работы, которая будет происходить на уроке литературы.

  7. После защиты работ проведите индивидуальную рефлексию (ответьте на вопросы выходной анкеты (https://sites.google.com/a/cdo-rzn.ru/slovarnyj-urok/home/ankety/anketa-refleksia ), оценив свою работу и работу всей группы).




  • Направления исследования

  1. Биография В.И. Даля.

  2. История словарного дела в России.

  3. Словари в современном мире.

  4. Роль словарей в современном мире.




  • Анкеты

  1. Входная анкета

Вопросы:

  1. Имя Фамилия.

  2. Какую роль ты выбрал для прохождения веб-квеста?

  3. Какую цель вы хотите достичь? Что хотите узнать нового?


2. Анкета-рефлексия

  1. Имя Фамилия

  2. Что нового и интересного узнал(а), работая над заданиями веб-квеста?

  3. Какие трудности возникли в ходе работы?

  4. Понравилось ли тебе работать в команде?

  5. Какую роль ты выбрал и почему?

  6. Оцени работу своей команды.

  7. Оцени свой личный вклад в работу группы.




  • Роли участников веб-квеста

Роль 1. Биографы

Ваша задача – познакомиться с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля и представить информацию в виде устного выступления, презентации, видеоролика и т.д.

Придумайте стиль оформления результатов исследовательской деятельности, проявите свой творческий потенциал в сфере дизайна.

При изучении информации помните о своей роли и поставленной перед вами задаче.

Подготовьте ответы на вопросы:

1. Где и когда родился В.И. Даль?

2. Какой был у него псевдоним?

3. Расскажите, где он учился, служил?

4. Кто были его родители?

5. Когда у В. Даля возник интерес к литературе и собиранию слов?

6. Самое первое слово, которое записал В.Даль.

7. Какой период своей жизни В. Даль называет «временем восторга и золотым веком нашей жизни» и почему?

8. За что В. Даль получил орден св. Владимира и перстень с бриллиантом?

9. Что принесло известность В. Далю как литератору? Расскажите о литературной деятельности Даля.

10. Расскажите о сборнике Даля "Пословицы русского народа".

11. Любимая пословица В. Даля.

12. Даль - создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».

Предоставьте информацию, используяИнтернет – ресурсы и другие источники, имеющиеся на сайте.

Работа со словарем. Выполните практическое задание.



  1. Узнайте всё о слове "радость", поработав с различными словарями.

  2. Приведите пословицы с этим словом из сборника Даля.



Роль 2. Историки


Ваша задача – познакомиться с историей словарного дела в России, изучив представленные материалы Интернета, и представить информацию в виде сообщения, презентации, видеоролика и т.д.

Придумайте стиль оформления результатов исследовательской деятельности, проявите свой творческий потенциал в сфере дизайна.

При изучении информации помните о своей роли и поставленной перед вами задаче.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы:



  1. Как называется наука, которая занимается составлением словарей и их изучением?

  2. Сколько периодов выделяют в истории создания словарей?

  3. К какому веку относится начальный период в истории русской лексикографии?

  4. Предшественники современных словарей.

  5. В каком году появился первый печатный словарь?

  6. Расскажите о дословарном периоде.

  7. Что такое азбуковники? Что они собой представляли? К какому периоду истории развития словарей они относятся. Расскажите кратко об этом периоде.

  8. В каком веке лексикография продолжает интенсивно развиваться?

  9. Расскажите о периоде развитой лексикографии.

  10. Как Вы думаете, почему у людей возникает потребность в создании словарей?

Предоставьте информацию, используяИнтернет – ресурсы и другие источники, имеющиеся на сайте.

Работа со словарем. Выполните практическое задание.

Объясните значение слова “СЛОВО” в следующих предложениях:


  1. Он услышал это слово впервые.

  2. Молодому поэту был послан чудный дар - дар слова.

  3. Слово о полку Игореве...” - величайший памятник древнерусской литературы.

  4. Прозвучал романс на слова А.С.Пушкина.

  5. Они могли понять друг друга без слов.

  6. С заключительным словом выступят наши выпускники.

  7. Я взял с него слово молчать о случившемся.

  8. Владимир Иванович, вы должны сказать своё веское слово.


Роль 3. Лексикографы

Ваша задача – подготовить информацию о словарях в современном мире.

Придумайте стиль оформления результатов исследовательской деятельности, проявите свой творческий потенциал в сфере дизайна.

При изучении информации помните о своей роли и поставленной перед вами задаче.

Подготовьте ответы на вопросы:


  1. Расскажите о классификация словарей. Чем отличаются?

  2. Как пользоваться словарями?

  3. Подберите примеры, иллюстрирующие различное описание одного и того же слова в лингвистических и энциклопедических словарях. Сделайте вывод.

  4. Каковы основные функции словарей?

  5. Для чего необходимо читать словари?

  6. Какими словарями современного русского языка вы пользуетесь?

  7. Как построена словарная статья в толковом словаре?

  8. Какое значение имеют словари в современном мире?

Предоставьте информацию, используя Интернет – ресурсы и другие источники, имеющиеся на сайте.

Работа со словарем. Выполните практическое задание.



По словарной статье определите словарь:

  1. МУЗА, -ы, ж. 1. В греческой мифологии: богиня - покровительница искусств и наук. Девять муз (дочери Зевса, покровительствовавшие наукам,искусствам). 2. перен. Источник поэтического вдохновения, а также самовдохновение, творчество (книжн.). М. Пушкина.

  2. ПРАВИЛЬНЫЙ, верный, безошибочный, безукоризненный, безупречный, законный, закономерный, правомерный, планомерный, гармонический, ритмический, нормальный, регулярный, резонный. Прот. Неправильный. Ср. Настоящий, Справедливый и Точный. || прививать правильные понятия

  3. КОМПРЕССИЯ (от лат. compressio - сжатие) сжатие газа (пара) под действием внешних сил для уменьшения его объема, повышения давления и температуры. Осуществляется, напр., в компрессорах, двигателях внутреннего сгорания.

  4. Святой - общеслав. Суф. производное от той же основы, что др.-прус. swenta - "святой", латышск. svinu - "праздную".
  5. Золотое руно - мифические участники первого дальнего плавания на корабле «Арго» (аргонавты), преодолев препятствия, завладели золотым руном — зо­лотой шерстью барана. Это выражение стало крылатым. Золотым руном называют золо­то, богатство, которым стремятся овладеть; аргонавтами — смелых путешественников, искателей приключений.


  6. АРХАИЧЕСКИЙ — АРХАИЧНЫЙ

Архаический — свойственный старине. АРХАИЧЕСКИЙ взгляд.
  • Список интернет-ресурсов для прохождения веб-квеста


http://nwapa.spb.ru/sajt_ibo/vistavki/slovari/istoriya.html

http://slovardalya.ru/biography/

http://деньсловаря.рф/%d0%be-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b5/%d0%b2%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%80-%d0%b4%d0%b0%d0%bb%d1%8c/

http://www.dal.lg.ua/

http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/dal_vi.php

http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/dal_vi06.php

http://philolog.petrsu.ru/vdahl/biograf.htm

http://slovardalja.net/

http://dal.sci-lib.com/

http://www.slovari21.ru/catalog/236?category=7

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B9

http://www.gramota.ru/slovari/types/
http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B9https://sites.google.com/site/kakigderozdautsaslovari/istoria-sozdania-slovare

http://bookbk.net/book/140-leksikologiya-sovremennogo-russkogo-yazyka-o-l-rubleva/16-121-osnovnye-funkcii-slovarej.html

http://www.scienceforum.ru/2015/1353/13138

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/11/bez_slovarej_kak_i_bez_slov_chelovechestvu_ne_vyzhit/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

https://www.youtube.com/watch?v=y8wrrcXTj0k

https://www.youtube.com/watch?v=wAY9uHilEtk


  • Критерии оценки веб-квеста




Критерии

Оценка

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания


Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.


Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.


Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.


Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.


Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.


Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.


Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.


Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.


Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.


Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.


Учащийся просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.



Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

  1. Материалы Интернеты (даны в списке интернет-ресурсов для прохождения веб-квеста)

  2. Методические разработки:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/03/urok-o-slovaryakh

https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yaziku-na-temu-praz

  1. Видеролики: “День словарей и энциклопедий ”https://www.youtube.com/watch?v=xpRoFhNpQz0, “Владимир Даль” https://www.youtube.com/watch?time_continue=129&v=_4nrNvA-OyQ

  2. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -М.: Художественная литература, 1970. С. 19. http://s-marshak.ru/works/poetry/poetry013.htm

  3. Картинки Яндекс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал