Конференция «Ломоносов 2015» Секция «Социология коммуникативных систем»



Скачать 93.44 Kb.
Pdf просмотр
Дата13.02.2017
Размер93.44 Kb.
Просмотров150
Скачиваний0

Конференция «Ломоносов 2015»
Секция «Социология коммуникативных систем»
Особенности гражданского активизма в Интернете
Корнилова Анастасия Геннадиевна
Аспирант
Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Волгоград, Россия
E-mail: anastasia2388@mail.ru
В условиях проводимого курса на модернизацию общества, объявленного руководством страны, требуется активизация человеческого потенциала граждан, развитие новых форм и институтов гражданского общества и превращение их в ликвидный ресурс развития Рос- сии. В связи с этим усложняются виды социального взаимодействия, постепенно транс- формируются социальные смыслы, на местах развивается активизм, пространством кото- рого является, в том числе и Интернет.
В самом общем виде под активизмом понимают добровольную коллективную деятель- ность, основанную на общих интересах и ценностях, реализуемую публично, в центре ко- торой стоит гражданский поступок (публичное, активное, осознанное действие [4].
За последние годы в России появились новые виды гражданского активизма - действия граждан, направленные на социальные, политические экономические или иные изменения в стране, предпринимаемые по собственной инициативе, независимо от государственной власти [1, p. 17]. Расширилась и сфера его проявления: охрана экологии, совместные прак- тики по благоустройству городской среды, помощь бездомным и лицам, попавшим в труд- ные жизненные ситуации, совместный социально-культурный досуг, защита животных.
Пространством для реализации гражданских инициатив сегодня нередко выступает
Интернет. Глобальная информационная сеть создала условия для появления наиболее гибких, интерактивных и удобных взаимодействий, возникающих на базе взаимного со- циального интереса и обусловленных наличием гражданской активности. Гражданские действия, совершаемые в Интернете, происходят в виртуальной среде, для которой ха- рактерно отсутствие пространственных и временных границ, что существенно упрощает форму проявления гражданской активности и способствует наиболее оперативному ин- формированию о проводимых мероприятиях гражданского характера неограниченному числу лиц.
Факторами появления онлайн (Интернет) активизма могут быть общественные, по- литические, частные проблемы, представляющие интерес для гражданских активистов и обуславливающие их действия. Автор Сэндор Вей делит онлайн активизм на три кате- гории: осведомленность / пропаганда, организация / мобилизация, а также действия /
реакция [5]. Инструментами онлайн актвизма могут быть электронные петиции, интернет
- рассылки, краудсорсинговые и краудфандинговые технологии, виртуальные собрания,
протесты и мероприятия, сайты социальных сетей и мн.др. Так, гражданские активи- сты распространяют электронные петиции в государственные, общественные и частные организации, чтобы выразить свой протест или призвать общественность к каким-либо положительным изменениям, например, в сфере экологии или политике.
Интересно рассмотреть оценку влияния виртуальной гражданской активности на ре- альную. Андрей Мирошниченко выделяет 4 типа воздействия блогосферы на социальную действительность [3]. Первый вид автор назвал «варимся в собственном соку», что ха- рактеризует самый «ленивый» тип воздействия блогосферы на реальность, и его кратко можно охарактеризовать как «возбудились и пошумели». Влияние на социальную действи- тельность здесь заключается лишь в появлении нового отношения к какой-либо общей для
1

Конференция «Ломоносов 2015»
всех теме. Главной целью второго типа - «бумеранга» - является совершение повторного резонанса в самой блогосфере. Тема взаимодействия попадает из виртуальной реальности в социальную для того, чтобы бумерангом вернуться обратно и получить новые отклики.
Примерами типа «бумеранг» является создание флешмбов в сети и проведение их в реаль- ной жизни с целью последующего обсуждения в виртуальном пространстве. Третий тип
«Let them do it» связан с воздействием пользователей Интернета на кого-то в реальном мире. Средства перевода виртуальности в реальность - петиции, организуемые в Интер- нете, жалобы, подаваемые в инстанции, и т. д. Чаще всего такие виртуальные действия адресованы властям или организациям, то есть институциональным субъектам реального мира. Четвертый тип - «Let us do it» - связан с появлением в сети инициатив, которые позже реализуются самими блогерами в социальной действительности.
Данная типология зависит от определенных мотивов и стимулов участия людей в
Интернет-взаимодействии, которые исследовал К. Ширки. Первый тип взаимодействия - частное взаимодействие (personal sharing), которое позволяет нескоординированным преж- де людям вдруг действовать согласованно. Второй тип - коммунальное взаимодействие
(communal sharing), развивающееся в группе людей, уже объединенных какой-то темой.
Третий тип - общественное взаимодействие (public sharing) - здесь субъекты уже не просто объединены темой, но хотят придать этой теме общественное звучание. Четвертый тип - гражданское взаимодействие (civic sharing), когда люди пытаются сообща трансформиро- вать общество [2, p. 173].
Проводимые социологические исследования в России свидетельствуют о появлении
Интернет-активизма. Так, в 2012 году в течение девяти месяцев центром «ГРАНИ» прово- дилось социологическое исследование: «Российский неполитический активизм: наброски к портрету героя» [4], благодаря которому было выявлено, что появились виды гражданской деятельности, полностью реализуемые в Интернете (карты помощи, сбор средств и т.д.),
существуют разнообразные активистские сообщества и виртуальные проекты, способству- ющие самореализации взаимодействующих акторов в предлагаемых условиях, появились новые виды активности, такие как мониторинг выборов с помощью web-камер. Интер- нет создал среду, возможности, инструменты формирования гражданской активности,
доступной для многих, при этом, также как и для традиционного активизма, необходима инициативность самих пользователей.
Источники и литература
1) Jonathan A. Obar Advocacy 2.0: An Analysis of How Advocacy Groups in the United
States Perceive and Use Social Media as Tools for Facilitating Civic Engagement and
Collective Action, 2011. p.25 2) Shirky C. Cognitive Surplus: Creativity and Generosity in a Connected Age. New York,
2010. 256 p.
3) Андрей Мирошниченко «Интернет и эволюция медиаактизма в России» URL:
http://www.aka-media.ru/foresight/778/ (дата обращения: 25.02.2014)
4) Российский неполитический активизм: наброски к портрету героя (исследование экс- пертов центра «ГРАНИ») URL: http://grany-center.org/content/nonpolitic (дата обра- щения: 24.02.2014)
5) Интернет-активизм URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 24.02.2014)
2


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал