Коньшин Геннадий Анатольевич Педагог дополнительного образования г. Ленск -2012г. Содержание



Скачать 326.13 Kb.
Дата22.05.2017
Размер326.13 Kb.
Просмотров145
Скачиваний0
ТипПояснительная записка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЭРГЭ»

МО «ЛЕНСКИЙ РАЙОН» РС (Я)

Утверждаю:

Директор МАОУ ДОД ЦДО «Сэргэ»

___________________Я.В.Соловьёва

«_____»_______________2012 г.

Образовательная программа

«ШАХМАТЫ»

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 7-16 лет



Коньшин Геннадий Анатольевич

Педагог дополнительного образования

г. Ленск -2012г.

Содержание.

1. Пояснительная записка 2

2. Основная цель и задачи 4

3. Учебно – тематический план и учебная программа обучения

«Шахматы», I год обучения. 4

4. Учебно – тематический план и учебная программа обучения

«Шахматы», II год обучения. 10

5. Учебно – тематический план и учебная программа обучения

«Шахматы», III год обучения. 14

6. Организация образовательного процесса 20

7. Формы и методы работы 22

8. Формы и методы контроля обучения. 23

9. Заключение. 24

10. Список использованной литературы. 25



Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность образовательной программы.

Шахматы…. Это одно из самых древних и прекрасных изобретений человечества на протяжении многих столетий волнует сердца миллионов людей.

В чем же главная притягательная сила этой древней и вечно молодой игры? Ответ напрашивается сам собой – в том, что шестидесяти четырех клетках деревянные фигурки в миниатюре воспроизводят жизнь и борьбу человека, силу и слабость его духа, его достижения и упущения, радость и печали…. Замечательная игра, заслужившая миллионы своих почитателей дарит нам фантастический, неповторимый праздник.

Сегодня общеизвестно, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития любого общества. И немалое значение для этого имеет хорошее знание шахматной игры.

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, шахматы наиболее близки и к культуре, и к спорту, и к науке. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, накал спортивной борьбы, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи им. Благодаря своей универсальности, они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и преумножили интерес к себе со стороны общества. В наше время шахматы прочно вошли в современную культурную жизнь. Кроме того, что они имеют такое великое количество поклонников, им посвящены десятки тысяч книг, проводятся тысячи соревнований по всему миру.

Умение играть в шахматы во все времена считалось хорошим тоном, верхом воспитанности и образованности человека. За шахматной доской проводили свой отдых многие знаменитые люди. Среди них были цари и короли, политики и полководцы, писатели и художники, композиторы и общественные деятели, ученые и математики. Настоящий список можно было бы увеличить за счет ярчайших представителей других областей культуры, общественной и государственной деятельности, наших современников.

Исходя из актуальности проблемы и строилась образовательная программа кружка «Шахматы», которая рассчитана на учащихся 2-11 классов. Программа выполняется за три года, но в случае необходимости может быть использована (и постоянно используется с усложнениями) в течение более длительного срока. Реализация программы для выполнения I разряда в шахматах требует большего времени. Ребята занимаются до тех пор, пока это им интересно.

Объем – 144 часа в первый год обучения из расчета занятий два раза в неделю по два часа, 216 часов во второй и третий год обучения из расчета занятий два раза в неделю по три часа.

Базой для данной программы являются: «Шахматная программа», утвержденная педсоветом (Приказ № 3 от 10.11.2012 года»), «Программы для внешкольных учреждений», Изд. «Просвещение», М. 1971 г., сборник 34, Шахматы и шашки».

Программа занятий по шахматам предусматривает в кратком описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы. Ученики осваивают разнообразные элементы комбинационной и позиционной игры на практике, учатся самостоятельному анализу конкретных игровых ситуаций, решают множество разноплановых шахматных задач и этюдов, пробуют свои силы против разных компьютерных программ, сами делают выводы и доказывают выдвинутые положения.

Основная цель и задачи.

Основная цель – создание оптимальных условий для развития личности ребенка, привить желание к познанию и творчеству, эмоциональному благополучию.

Задачи:

- научить уверенно, на высоком уровне играть в шахматы, грамотно мыслить, укрепить физическое и психическое здоровье, поверить в свои силы.



- приобщить ученика к общечеловеческим ценностям, повысить его культурный, духовный и интеллектуальный уровень.

- подготовить к самостоятельной жизни, самореализации, находчивости, умению действовать в нестандартных жизненных ситуациях.



Учебно – тематический план

и учебная программа объединения

«Шахматы», I год обучения – 144 часа.

№ п/п

Тема

Всего часов

в том числе

теоретич.

практич.

1.

2.

2.1.


2.2.

2.3.


2.4.

2.5.


2.6.

2.7.


2.8.

2.9.


2.10.

2.11.


2.12.

2.13.


2.14.

2.15.


3.

3.1.


3.2.

3.3.


3.4.

3.5.


3.6.

3.7.


3.8.

4.

4.1.


4.2.

4.3.


4.4.

4.5.


5.

5.1.


5.2.

5.3.


5.4.

5.5.


5.6.

5.7.


5.8.

5.9.


6.

6.1.


6.2.

6.3.


6.4.

6.5.


7.

7.1.


7.2.

7.3.


7.4.

8.

8.1.


8.2.

8.3.


8.4.

9.

Введение.

Правила игры.

Шахматная доска. Фигуры.

Нотация.

История фигур.

Сравнительная ценность фигур.

Легкие и тяжелые фигуры. Центр и фланги.

Ходы фигур.

Общее определение хода. Право хода.

Когда ход считается сделанным.

Прикосновение к фигуре. Нелегальные позиции.

Взятие фигур.

Рокировка.

Завершение шахматной партии.

Шахматные часы.

Поведение соперников

Присуждение очков за результат партии.



Простейшие окончания.

Мат ферзем одинокому королю.

Мат двумя ладьями.

Мат одной ладьей.

Мат двумя слонами.

Мат слоном и конем.

Король и пешка против короля (правило квадрата).

Противостояние королей.

Ферзь против слона (коня).

Основные технические приемы.

Вилка.


Связка.

Двойной удар.

Двойное нападение.

Шах и мат.



Простейшие элементы тактики.

Понятия: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Жертвы и комбинации.

Вскрытое нападение.

Вскрытый шах.

Отвлечение.

Завлечение.

Ликвидация защищающей фигуры.

Блокирование.

Простые комбинационные решения в заданных позициях.



Дебют.

Быстрое развитие фигур.

Борьба за центр.

Открытые и полуоткрытые дебюты.

Закрытые дебюты.

Фланговые дебюты.



Миттельшпиль.

Пространство и подвижность.

Пешки в дебюте и миттельшпиле.

Пешечная конфигурация.

Типичные пешечные структуры.

Эндшпиль.

Подробнее о тактике в эндшпиле.

Основные маты.

Типичные пешечные окончания.

Примеры смешанных окончаний.

Итоговое занятие.


2

14

18



20

26

18



18

26

2



2

14

4



6

10

14



6

8

2



-

-

14



14

16

4



12

18





Всего:

144

66

78

План первого года обучения рассчитан на подготовку шахматистов IV разряда из числа ребят, как правило, уже знакомых с основными правилами шахматной игры. Для наглядности и контрастности излагаемых понятий используются примеры из практики прежних и современных мастеров шахмат. При проведении занятий ориентация производится на более активных учащихся, подтягивая к ним остальных.

За последние годы количество учащихся в группе в среднем составляет 14-15 человек. Помещение для занятий оборудовано демонстрационной шахматной доской (100 х 100 см). Имеется 25 комплектов шахмат, 3 персональных компьютера и свыше 10 различных компьютерных шахматных программ, с помощью которых можно подобрать соперников любому шахматисту, от начинающего до мастера спорта.

Если какая-либо тема, предусмотренная учебным планом, не может быть пройдена в примерно указанные часы, то пропущенный раздел прорабатывается на практических занятиях. Это прежде всего относится к начальной стадии партии – дебюту, который изучается в сжатом виде с постепенным увеличением трудности по мере приобретения занимающимися навыков практической игры.

Известно, что научить ребенка двигать шахматные фигуры не составляет большого труда, но научить его ориентироваться в шахматных позициях и элементах шахматного мышления – очень трудоемкая задача. Осуществление этой задачи во многом зависит от внутреннего потенциала саморазвития ребенка. Одной из важных характеристик этого потенциала является обучаемость.

Немалый опыт работы позволяет мне не только выявлять способности детей к изучению шахмат, но и некоторые трудности в развитии детей, своевременное обнаружение которых с их последующей коррекцией приносит большую пользу для общего развития ребенка. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается и на освоении шахматной игры. Нельзя не отметить, что шахматы сами по себе являются хорошим индикатором развития ребенка, его будущих успехов или неуспехов, особенно в таком предмете, как математика.

Очень важно в это время научить ребенка трудиться за доской. Причем трудиться так, чтобы труд приносил радость, был творческим. Труд оказывает разностороннее положительное влияние на все аспекты развития ребенка. Он укрепляет физические силы, делает более точными и уверенными движения, совершенствует ориентацию в пространстве. Неоценимо его влияние на умственное развитие ребенка, что особенно важно в шахматах. Трудовая деятельность требует сообразительности, сосредоточенности, внимания, развивает мышление, инициативу, наблюдательность, тренирует память.

Значительное место в учебном плане уделено практике и проверке домашних заданий, так как без самостоятельной работы невозможно совершенствование шахматиста. И здесь творческий подход к каждому отдельно взятому ребенку часто имеет решающее значение. Важно научиться искать и находить в каждом начинающем игроке умение мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшем совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. И несмотря на все рекомендации, считаю, что, чем раньше ребенок знакомится с шахматами, тем увереннее, смелее и в то же время проще, он будет с ними обращаться потом.

На занятиях используются разнообразные игры не имеющие аналогов в методической шахматной литературе. Так, например, на первом и втором году обучения дети пробуют свои силы с компьютером, играющем на уровне IV шахматного разряда. Необычность игры состоит в том, что на компьютере устанавливаются кроме короля отдельно взятые фигуры, например, ферзи или ладьи, слоны или кони. Есть также отдельно легкие фигуры и тяжелые, есть и смешанные. В зависимости от количества материала в каждой из 11 партий, ребенок может набрать от одного до пяти очков. Причем он сам выбирает на сколько очков в каждой партии считает себя подготовленным. Победителем конкурса в каждой группе обучения считается набравший наибольшее количество очков.

Данная игра приучает ребенка одинаково хорошо играть против любых фигур, воспитывает качество турнирного бойца.

Нередко в виде развлечения дети используют шахматную игру под названием «Шведка», позаимствованную у псковских шахматистов. Суть игры состоит в том, по шахматным правилам на быстрое время играют двое на двое с передачей выигранных фигур товарищу по команде. Победителями считается та пара, которая вперед на одной из досок заматует короля соперника. При этом, в отличие от настоящих шахмат, разрешается подсказывать ходы друг другу. Данная игра приучает ребенка быстро мыслить, мгновенно находить выигрышные варианты.

Игры развивающие мышление – это не только радость для ребенка, но и общение с окружающим миром. Игра – это школа сотрудничества, в которой дети учатся и радоваться, и стойко переносить неудачи, учится сопереживанию. В игре необходимо развивать мышление ребенка, его память, внимание, творческие способности, научить самовыражению.

Как правило, в группе собираются дети с разным уровнем способностей. Особенно это проявляется в первый год обучения. Поэтому одно и то же задание разными детьми делается за различные промежутки времени и протяженность этой разницы во времени бывает значительной. А так как каждый ребенок после выполнения задания не должен оставаться без внимания, то выполнить эти условия при большой численности группы крайне затруднительно, что, в свою очередь влияет на качество занятий.

Поэтому предусматриваются индивидуальные занятия, так как каждый ребенок обладает отдельными, присущими только ему одному особенностями, которые также учитываются в процессе воспитания. Эти занятия направлены на развитие детей, подготовленных слабее, чем остальные в группе. Подтягивание отстающих детей дает возможность гармонизации группы в целом.

Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шахмат, которая содержит интересные факты с движением и кратким сравнительным анализом творчества лучших шахматистов нашей планеты.

После первого года обучения учащиеся должны уверенно знать правила шахматной игры, простейшие элементы практики и стратегии, силу фигур и пешек в их абсолютной оценке, их свойства и подвижность. Должны уметь вести полную и краткую нотацию шахматной партии, легко достигать мата ферзем, одной и двумя ладьями, двумя слонами. Уметь решать простейшие задачи на мат в один и в два хода. Участвуя в соревнованиях на первенство школы, города, района должны добиваться выполнения нормы IV шахматного разряда.

Учебно – тематический план

и учебная программа объединения

«Шахматы», II год обучения – 216 часов.

№ п/п

Тема

Всего часов

в том числе

теоретич.

практич.

1.

2.

2.1.


2.2.

2.3.


2.4.

2.5.


2.6.

2.7.


2.8.

2.9.


2.10.

2.11.


2.12.

3.

3.1.


3.2.

3.3.


3.4.

3.5.


3.6.

3.7.


3.8.

4.

4.1.


4.2.

4.3.


4.4.

4.5.


4.6.

4.7.


4.8.

4.9.


5.

Введение.

Эндшпиль.

Подробнее о тактике в эндшпиле.

Основные маты.

Типичные пешечные окончания.

Примеры смешанных окончаний.

Оппозиция.

Поля соответствия. Треугольник.

Правило квадрата.

Отдаленная проходная пешка.

Игра на пат.

Отталкивание плечем.

Пешечный прорыв.

Переход пешечных окончаний в другие.

Миттельшпиль.

Пространство и подвижность.

Пешки в дебюте и миттельшпиле.

Пешечная конфигурация.

Типичные пешечные структуры.

Слон и его атакующие свойства.

Ферзь в атаке.

Ловушка и ловля фигуры.

Приемы активной защиты в миттельшпиле, контрудар.

Дебют.

Быстрое развитие фигур.

Борьба за центр.

Характеристика дебютов с разбором простых вариантов.

Стесненное, неразвитое положение фигур – причина быстрого поражения.

Открытые и полуоткрытые дебюты.

Закрытые дебюты.

Фланговые дебюты.



Итоговое занятие.

2

108


48

56

2



2

24

18



38

2


-

84

30



18

-





Всего:

216

84

132

Подготовка шахматистов III разряда строится по тому же принципу, что и в первый год обучения, но уже с увеличением учебного времени. Большие темы разбиваются на отдельные двухчасовые занятия. Однако теоретическому материалу и его анализу придается большее значение. Учащиеся знакомятся с более сложными элементами шахматной игры, дают конкретные понятия о ее стратегии и практике, об оценке позиции, расчете и выборе вариантов. Школьники не должны опасаться анализа отдельных дебютных систем, которые вызывают споры, так как эти примеры расширяют комбинационные способности шахматиста и часто являются иллюстрацией для критического, самостоятельного понимания разнообразных положений на шахматной доске.

В процессе обучения усиливается творческий интерес к шахматам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. При любой возможности необходимо усиливать масштаб участия юных шахматистов в различных турнирах и мачтах, в сеансах одновременной игры с лучшими игроками, в ходе которых используются приобретенные знания, вырабатываются выдержка, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели. Появляется потребность изучать учебную шахматную литературу.

Обучение ребят шахматам я начинаю с эндшпиля, что советовали многие шахматные авторитеты, такие, например, как бывшие чемпионы мира Х. Р. Капабланка, А.Е. Карпов, В.В. Смыслов. Одна из основных проблем, возникающих у шахматиста в эндшпиле, - это определение способа реализации перевеса. Часто этот способ типичен для данного типа окончаний. Поэтому дети, познающие концовку партии, должны знать, что в окончаниях игровой момент нередко уходит на второй план, а на первый выступает точное знание законов эндшпиля. В связи с появлением мощных компьютерных программ теперь партии не откладываются, и невозможно в домашних условиях детально проанализировать отложенную позицию. Решение надо принимать за доской, в условиях ограниченного времени. А там, единственный способ, ведущий к цели, найти ребенку очень трудно.

Каждый ребенок твердо должен знать, что эндшпиль – это заключительная, но такая же важная часть шахматной партии, как и другие. Именно в окончаниях чаще всего определяется результат партии. Можно хорошо провести дебют и миттельшпиль и упустить значительный перевес или не спасти чуть худшую, но ничейную позицию в эндшпиле.

Детям трудно играть дебют и миттельшпиль, если они не знают к чему в конечном счете надо стремиться, в какой эндшпиль надо переходить и как его оценить. Совсем другое дело, когда знакомы типичные позиции в окончаниях и известно, как их разыграть. Это облегчает игру в других стадиях партии, экономит время на обдумывание.

Многие окончания являются классическими. Идеи таких эндшпилей познаются школьниками при их внимательном разборе и тщательном анализе. Важно, чтобы они не забывали о том, что идеи в шахматах часто повторяются.

На занятиях мы рассматриваем игру гроссмейстеров, встречающихся в некоторых современных турнирах. В эндшпиле у них нередко появляются новые идеи и их тоже надо знать. Причем, вопреки существующему среди шахматистов мнению, о том, что молодежи изучать и запоминать шаблонные окончания будет скучно и неинтересно, этого не происходит. На лекциях и практических занятиях почти все ребята собраны и внимательны.

Мы постоянно решаем этюды, особенно такие, которые максимально приближены к практической партии. Это заметно повышает понимание игры, улучшает счетные способности.

Анализ собственных окончаний – один из важных моментов в познании эндшпиля. При анализе своих партий дети ясно понимают над чем надо работать. Лучшие, понравившие окончания каждый записывает себе в тетрадь. Время от времени, когда мы занимаемся упражнениями и практикой по пройденному материалу, ребята заглядывают в тетрадь, вспоминая знакомые, интересные позиции.

Заканчивая второй год обучения учащиеся должны знать историю происхождения шахмат, их развитие за рубежом и в России, лучших мастеров и гроссмейстеров прошлого и современных дней, чемпионов мира. Знать примеры двух- и трехходовых простых комбинаций, выгодный и невыгодный размен фигур. Необходимо уметь разыгрывать несколько дебютов по возможности с выгодным переходом в середину партии. Уметь играть простые окончания, главным образом – пешечные, иметь понятие о шахматной композиции, решать задачи на мат в два и в три хода, простейшие этюды. В различного рода соревнованиях, или при решение шахматных задач и этюдов необходимо выполнить норму III спортивного разряда.



Учебно – тематический план

и учебная программа объединения

«Шахматы», III год обучения – 216 часов.

№ п/п

Тема

Всего часов

в том числе

теоретич.

практич.

1.

2.

2.1.


2.2.

2.3.


2.4.

2.5.


2.6.

2.7.


2.8.

2.9.


2.10.

2.11.


2.12.

2.13.


3.

3.1.


3.2.

3.3.


3.4.

3.5.


3.6.

3.7.


3.8.

3.9.


3.10.

4.

4.1.


4.2.

4.3.


4.4.

4.5.


4.6.

4.7.


4.8.

4.9.


5.

Введение.

Эндшпиль.

Подробнее о тактике в эндшпиле.

Типичные пешечные окончания.

Примеры смешанных окончаний

Коневые окончания.

Разноцветные слоны.

Одноцветные слоны.

Слон против коня.

Два слона в эндшпиле.

Лишнее качество.

Ладья против пешек (пешки).

Ладейные окончания.

Ферзевые окончания.

Сложные окончания.



Миттельшпиль.

Пространство и подвижность.

Пешки в дебюте и миттельшпиле.

Пешечная конфигурация.

Типичные пешечные структуры.

Разноцветные слоны при других фигурах.

Наступление и виды атак. Фигурная атака.

Безопасность короля. Атака на нерокированного короля.

Атака короля при короткой рокировке.

Слабость большой диагонали.

Слабость черных полей и пешечный форпост на е5 (е4).

Дебют.

Быстрое развитие фигур.

Борьба за центр.

Характеристика дебютов с разбором сложных вариантов.

Виды преимущества. Дебютная подготовка.

Ранняя дебютная атака.

Стесненное, неразвитое положение фигур – причина быстрого поражения.

Открытые и полуоткрытые дебюты.

Закрытые дебюты.

Фланговые дебюты..



Итоговое занятие.

2

92

58



62

2


2

36

24



42

2


-

56

34



20

-





Всего:

216

106

110

Планом третьего года обучения предусмотрена подготовка шахматистов II разряда. Теоретический материал изучается более глубоко, усиливается самостоятельная работа учащихся. Путь к совершенствованию лежит через осмысленное сочетание практики и теории, участие в серьезных турнирах и систематическое изучение шахматной литературы. Важную роль приобретает творческое общение с более сильными шахматистами, возможность соревноваться с ними и анализировать сыгранные партии, с тем, чтобы правильно оценивать свои возможности и недостатки. Все ребята, выполнившие III спортивный разряд допускаются к соревнованиям на первенство района по шахматам среди взрослых.

Детям прививаются навыки видеть шахматную доску с обозначением полей и меняющимися позициями фигур без помощи бланка для записи и восстановлению по памяти наиболее интересных комбинаций. Для проверки знаний шахматной доски прошу повторить сыгранные накануне партии или разобранные наиболее интересные встречи между гроссмейстерами.

Приходится много работать над психологией детей. У юных шахматистов воспитывается способность хладнокровно и мужественно преодолевать трудности и переносить неудачи во время спортивных соревнований, вырабатываются качества турнирного борца.

Еще второй чемпион мира Э. Ласкер неоднократно говорил, что «на шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры». Действительно, в шахматах противостоят друг другу не столько группы белых и черных фигур, сколько два человека, которые решают условный конфликт между собой специфическими шахматными средствами. Поэтому задача психологии шахмат, психологической подготовки шахматиста, особенно в юном возрасте состоит не только в отыскании приемов для лучшего изучения теории, но и в использовании полученных знаний в борьбе двух личностей.

Большинство позиций, возникающих в шахматной партии, носит проблемный характер. Это значит, что не всегда можно найти единственный, самый лучший путь (не всегда он и есть), и поэтому выбор хода в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности шахматиста: опыта, знаний, характера, темперамента, стиля мышления и так далее. Отсюда следует, что знание противника, понимание целей, к которым он стремиться, позволяет с большей вероятностью предугадать развитие игры и избрать соответствующую стратегию собственного поведения. Поэтому для достижения успеха юный шахматист должен не только хорошо знать теорию и владеть техникой игры, но и обладать умением проникать во внутренний мир соперника, понимать его намерения.

Итак, понимание противника – важное условие успешной игры, однако оно составляет лишь одну сторону проблемы. В шахматной борьбе, где конфликт развертывается между двумя личностями, необходимо не только понять внутреннее состояние партнера, но и выбрать стратегию, наиболее благоприятную для себя и наименее приемлимую для противника. Эффективно же контролировать собственные действия ребенку отнюдь не проще, чем заметить недостатки в чужом творчестве. Дети должны хорошо понимать свои сильные и слабые стороны, свой стиль и характер.

Поэтому приходится постоянно и настойчиво объяснять каждому ребенку, что понимание противника связано с уровнем самопознания и самопонимания, короче говоря, невозможно глубоко проникнуть в замыслы противника и успешно использовать полученную информацию, не обладая объективной оценкой собственных достоинств и недостатков.

Начиная с 1988 года юные шахматисты Гдовского ДДТ ежегодно участвуют в турнирах против компьютерных программ. И если в первые годы трудно было найти программы для лучших учеников, которые без особого труда переигрывали компьютер, то сегодня картина изменилась в обратную сторону. Многие современные программы играют в силу кандидата в мастера спорта, хотя их жертвами все чаще становятся мастера и гроссмейстеры. Машины находят сложные комбинации, анализируют различные виды окончаний, решают и опровергают задачи. Для многих детей шахматный компьютер стал постоянным партнером, причем партии с ним не только доставляют удовольствие, но и повышают квалификацию. Я, как тренер, с помощью компьютера подбираю и систематизирую материал для учебных занятий, провожу турниры между разными шахматными программами, много раз сам играю против машины с целью подобрать программы каждому ребенку в силу его игры. Это очень важный элемент для поддержания интереса ребят к самой шахматной игре. Потому как против сильной программы компьютера ребенок будет все время проигрывать, а это, как известно, не нравится ни кому. В то же время, слабый уровень программы останавливает юного шахматиста в своем развитии, не заставляет полностью выкладываться за шахматной доской.

Кроме всего этого машина подсчитывает рейтинги, помогает проводить жеребьевку турниров, распечатывает турнирные таблицы.

Среди шахматных программ наибольший интерес у детей вызывают «Chessmaster 8000» и «Chessmaster 10», имеющие около ста позиций силы и способные играть как с начинающими шахматистами на равных, так и со зрелыми, вплоть до мастеров спорта. Причем разные уровни в этих программах еще играют и в разном стиле, что немаловажно для повышения общего понимания шахматной игры.

Активно также используются программы «Chess», «Sevilla», «ChessBase», «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная школа для IV-II разрядов», переносной компьютер «Электроника». Для анализа различных видов окончаний и решения сложных комбинаций используется мощная, быстродействующая, мастерская программа «Genius».

В последние годы у некоторых юных шахматистов персональные компьютеры приобретены дома. И нередко их родители обращаются с вопросами: какую шахматную программу лучше приобрести? Как научить ребенка быстрее и лучше ее освоить? Для того, чтобы дать рекомендации по приобретению и усвоению необходимо все основные программы знать самому и уметь ими пользоваться. На это уходит много времени, но без этого сегодня трудно поддерживать работу кружка на высоком уровне.

Большое значение для группы обучающих придается выполнению домашнего задания. Уже после первых шагов по пути учебы играть шахматы, все без исключения дети привлекаются к конкурсному соревнованию по решению задач и этюдов. Данный конкурс является одной из основных форм массового соревнования по композиции и имеет целью популяризацию лучших произведений российских и зарубежных составителей задач, таких как А. Петров – родоначальник русской шахматной композиции, А Галицкий – автор около 2000 задач и законодатель теории в этой области. Юные шахматисты обязаны знать классические произведения Куббеля, Лойда, Бергера, Плахуты, Кука и лучших современных композиторов.

Трудно переоценить роль органической связи этюдов с практической партией и их учебное значение для оценки позиции и анализа скрытых вариантов. Каждый ребенок должен увидеть и понять всю красоту и богатство идей в этюдах.

Решение задач – дело, обычно длительное. В связи с этим, на занятиях мы можем лишь разобрать одну – две шахматных задачи, на большее не хватает времени. Поэтому, основное большинство задач и этюдов дети решают дома.

Методика проведения конкурса проста. За многие годы работы мною отобраны несколько тысяч шахматных задач и этюдов, которые занесены на бумажные карточки. Все задачи, в зависимости от их сложности, разбиты на группы. За правильное решение каждой задачи ребенок получает от одного до четырех очков, в зависимости от того, какой сложности задачу он выбрал. Победитель по каждому году обучения определяется по большему количеству набранных очков. Решение шахматных задач и этюдов позволяет также повысить шахматную квалификацию ребенка.

Все задачи каждый юный шахматист заносит в специальную тетрадь, в которую ему выставляется оценка за решение в виде постоянного суммирования набранных очков.

Самостоятельная работа развивает у юных шахматистов тренировку таких интеллектуальных функций, как внимание, оперативную память, настойчивость и терпение, воображение, комбинаторное, логическое и творческое мышление. Кроме того, у некоторых ребят в решение задач вовлекаются родители и даже бабушки и дедушки. Родители также часто присутствуют на соревнованиях, в которых участвуют их дети. Некоторые даже выезжают вместе с командой на матчевые встречи в г. Сланцы. Все это помогает мне, как руководителю кружка, лучше знать, как ребенок живет дома, какие у него взаимоотношения в семье и, соответственно, проще найти подход к самому ребенку.

Завершая третий год обучения, учащиеся должны знать основоположников и современных авторов шахматной композиции, изучать известные дебюты. Самостоятельно работать с имеющейся и вновь появляющейся шахматной литературой, «видеть наизусть» шахматную доску, анализировать сыгранные партии. Уметь найти взаимосвязь стратегии и тактики, подчинить их общей цели шахматной борьбы. Находить комбинации в середине партии, основанные на свойствах отдельных фигур. По завершению года выполнить норму II спортивного разряда.

Организация образовательного процесса.

Набор учащихся в группу осуществляется на принципах заинтересованности, добровольности, доступности. Ребятам, приходящим ради любопытства, предлагается проверить свои силы за шахматной доской.

Группы комплектуются из учащихся 2 – 11 классов. Занятия проходят во вторую смену. Согласно Устава Дома детского творчества, продолжительность занятий для детей первого года обучения – 2 часа, для второго и третьего года обучения – 3 часа, два раза в неделю. Наполняемость детей в группах производится также согласно Устава ДДТ.

В освоении учебной программы «Шахматы» используются следующие принципы:

- принцип доступности обучения предполагает соответствии учебного материала возрасту ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню подготовленности;

- принцип систематичности и последовательности проявляется в том, что учебный материал распределен по годам обучения так, что каждый новый материал опирается на ранее усвоенный и создает прочную базу для последующего обучения;

- принцип интенсификации строится на многократном повторении материала в целях овладения тем или иным навыком до автоматизма;

- принцип воспитывающего обучения выражается в осуществлении воспитания через содержание методов и организацию обучения. На каждом занятии решаются конкретные воспитательные задачи;

- принцип наглядности обогащает круг представлений ребят, организует их внимание, развивает мышление.

Большое внимание придается формированию сплочения коллектива, что положительно сказывается на качестве учебы и развитии личностных качеств детей.

В Доме творчества дети учатся самостоятельно работать с шахматной литературой, изучают шахматную терминологию, пробуют свои силы в работе с персональным компьютером, занимаются составлением простых задач на мат в один и в два хода. По окончанию проводимых шахматных соревнований, выполнившим нормы присваиваются спортивные разряды. Все это заносится в книжки спортсменов-разрядников, которые выдаются детям на руки.

Юные шахматисты принимают активное участие в массовых мероприятиях Дома детского творчества, главным образом, учебного и воспитательно-развлекающего характера. Учебный характер носит проведение шахматных турниров внутри объединения, города, района. Проведение конкурсов составления и решения шахматных задач и этюдов.

Воспитательно-развлекательный характер проявляется в проведении массовых мероприятий, посвященных, например, дню именинника, дню кружковца, дню матери. В новогодних праздниках, в празднике «масленница», в участии в экологических акциях.

Все эти мероприятия в немалой степени способствуют формированию коллектива.

Выполнение данной программы требует обязательного сотрудничества с родителями занимающихся детей. Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года, в форме индивидуальных бесед, совместных поездок с детьми на турниры. (см. приложение). Поддерживается тесная связь между родителями и шахматистами района. Некоторые из них проявляют себя как спонсоры, укрепляя материально-техническую базу Дома детского творчества.

Формы и методы работы.

В условиях работы объединения применяются различные формы организации обучения: обычный урок, урок - практическое занятие, урок – игра, индивидуальные занятия, урок – компьютерная игра, шахматный турнир, встреча со специалистами, конкурс решения шахматных задач и этюдов, час вопросов и ответов.

Используются разные методы и приемы обучения: рассказ, беседа, практическая работа, конспект, составление простейших шахматных задач. Программированное обучение включает в себя самостоятельное изучение шахматной литературы, выбор на занятиях между правильным и неправильным ответом, или выбор одного из нескольких ответов. Проблемное обучение проводится при анализе шахматных позиций, самостоятельного поиска ответа учащимися на поставленную проблему. Используются методические игры, компьютерные игры, игра на развитие внимания, памяти, воображения.



Формы и методы контроля обучения.

Текущий контроль в течение года.

- подведение итогов по теме;

- подведение итогов после шахматного турнира, матча, соревнования;

- зачет;


- итоговая работа в конце квартала.

Итоговый контроль.

- подведение итогов в конце учебного года;

- присвоение шахматных разрядов, занесение их в зачетную книжку разрядников.

Список использованной литературы.

1.А. Карпов, Е. Гик. «Неисчерпаемые шахматы». М. «Наука». 1983 г.

2. А. Карпов, Е. Гик. «Шахматные сюжеты». М. «Знание». 1981 г.

3. «Шахматы». Энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия». 1990 г.

4. Н. Крогиус. «Психологическая подготовка шахматиста». Издат. Московского университета. 1979 г.

5. Ю. Авербах. «Шахматные окончания». М. «Физкультура и спорт».

1983 г.

6. В. Песин. «Волшебный дар Каиссы». Лениздат. 1990 г.

7. Р. Загайнов. «Как осознанный дом». Дневник психолога. 1991 г.

8. «Шахматы». Мини-энциклопедия. М. «АСТ-Астрель». 2002 г.

9. М. Ботвинник. «Аналитические и критические работы», 1957 – 1970. М. «Физкультура и спорт». 1986 г.

10. Н. Яковлев. «Найди лучший ход». С-П. 2001 г.

11. Д. Давлетов. «Шахматы». Учебник для школы. С-П. 1999 г.

12. П. Вольф. «Шахматы». М. «АСТ-Астрель». 2004 г.

13. А. Панченко. «Теория и практика шахматных окончаний». Йошкар-Ола. 1997 г.

14. Н. Яковлев. «Учимся разыгрывать дебют». С-П. 2001 г.

15. В. Зак., Я. Длуголенский. «Я играю в шахматы». Л. «Детская литература». 1985 г.



Шахматные задачи из сборника, составленного

Ивановым А.Н.

Белые начинают и выигрывают.

Белые Кр.а2, Ф d 3, С с2, п.п. в 6, d 7

Черные Кр н 8, Ф н 6, Л н 3, Л g 8, C в 4, С н 7, К f 8, К g 6,

п.п. а 4, с 3, d 2, e 5, f 2, f 4, g 2, g 7



Ничья.

Белые Кр g 8, п.п. н 7, g 4.

Черные Кр g 6, Ф f 6, п. g 5.

Мат в 3 хода.

Белые Кр с 5, п. с 7.

Черные Кр а 8.

Мат в 4 хода.

Белые Кр е 1, Л с 4, п. е 2.

Черные Кр е 3.

Мат в 15 ходов

Белые Кр.н3, п.п. в7, с 2, с 6, d 3, d 5, e 4, g 4, h 5.



Черные Кр в 8, п.п. с 3, с 7, d 4, d 6, e 5, f 6, g 5, h 6.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал