Концепция развития Камского инновационно-промышленного района Республики Татарстан на период до 2020 года Казань – 2011



Скачать 357.65 Kb.
Дата13.02.2017
Размер357.65 Kb.
Просмотров248
Скачиваний0

проект
Кабинет Министров Республики Татарстан


Концепция

развития Камского инновационно-промышленного района Республики Татарстан

на период до 2020 года

Казань – 2011

Содержание
I. Характеристика проблемы и обоснование целесообразности ее решения программно-целевым методом. Соответствия решаемой проблемы и целей Концепции приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

II. Оценка рисков реализации Концепции

III. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

IV. Предложения по цели и задачам Концепции, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Концепции по годам

V. Предложения по объемам и источникам финансирования Концепции

VI. Предварительная оценка ожидаемой социально-экономической эффективности и результативности предлагаемого решения проблемы



VII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Концепции (механизм реализации Концепции) 

I. Характеристика проблемы и обоснование целесообразности ее решения программно-целевым методом. Соответствия решаемой проблемы и целей Концепции приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
Стратегической целью Российской Федерации является повышение благосостояния населения и снижение уровня бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Республика Татарстан является одним из наиболее соответствующих этой стратегии развития регионов Российской Федерации, позиционирование которого строится на лидерстве по качеству жизни населения среди регионов Российской Федерации на основе развития конкурентоспособной экономики.

Ведущими отраслями экономики Республики Татарстан являются: нефтегазохимический комплекс, машиностроение, электроэнергетика, авиа- и приборостроение, сельское хозяйство.

По данным международных рейтинговых агентств Республика Татарстан является одним из наиболее привлекательных для инвестиций регионов Российской Федерации.


Конкурентные преимущества социально-экономического развития Республики Татарстан - это:

выгодное географическое положение – в центре восточно-европейской части России в месте слияния крупнейших рек Европы: Волги и Камы;

значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов;

дифференцированная структура экономики;

высокий промышленный потенциал;

развитый топливно-энергетический комплекс;

уникальный научно-образовательный комплекс;

наличие рекреационных ресурсов (природные заповедники, заказники).


Устойчивая экономическая политика субъекта Российской Федерации, доказавшего свою состоятельность, в рыночных условиях, должна быть поддержана государством, которое может ускорить экономический рост региона и продемонстрировать одобрение проводимых в субъекте преобразований, ведущих к улучшению благосостояния населения.
Основной потенциал Республики Татарстан сосредоточен в трех экономических зонах: Казанской, Камской и Юго-Восточной.
И именно их поступательное развитие положительно отразиться как на развитии всей Республики Татарстан, Приволжского федерального округа так и Российской Федерации в целом. Иллюстрация географического расположения экономических районов приведена на рис.1.1.
Камский инновационно-промышленный район расположен в северо-восточной части Татарстана по обоим берегам реки Камы, включает городской округ Набережные Челны и девять муниципальных районов: Агрызский, Актанышский, Елабужский, Заинский, Мензелинский, Менделеевский, Муслюмовский, Нижнекамский, Тукаевский (таблица 1.1.).

Рис.1.1. Зоны опережающего развития Республики Татарстан

Таблица 1.1.

Состав Камского инновационно-промышленного района




Название экономической зоны

Муниципальные образования, входящие в экономическую зону

Камский инновационно-промышленный район

  1. Агрызский

  2. Актанышский

  3. Елабужский

  4. Заинский

  5. Мензелинский

  6. Муслюмовский

  7. Менделеевский

  8. г. Набережные Челны

  9. Нижнекамский

  10. Тукаевский

Общая характеристика социально-экономического развития экономических зон и агломераций республики по итогам 2010 года приведена в таблице 1.2.

Таблица 1.2.
Общие параметры развития экономических районов


Название

экономической зоны

Площадь, % к РТ

Численность занятых в экономике, % к РТ

ВТП,% к РТ

Число муниципальных районов

Инвестиции в основной капитал, % к РТ

Казанская

агломерация


13,3

38,8

35,5

7

39,9


Предволжская

11,0

3,9

2,0

6

1,3

Предкамская

16,3

6,2

2,9

7

2,5

Закамская

18,7

5,0

5,2

7

3,7

Камский инновационно-промышлен-ный район

21,9

29,2

26,8

10

39,1

Юго-Восточная

18,8

16,9

27,6

8

13,5

В стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года определена необходимость формирование конкурентноспособных территориально-отраслевых кластеров, работающих на мировом уровне производительности труда, создание и обеспечение функционирования территориальных зон опережающего экономического роста.

Именно такой зоной для Республики Татарстан является Камский инновационно-промышленный район.

Камский инновационно-промышленный район является одной из шести экономических зон, которые сформировались в результате экономического структурирования республики. Это отражено в Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 октября 2008 г. № 763 «Об утверждении Программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» (на тот момент было 7 экономических районов).

Условная группировка муниципальных районов на экономические зоны была осуществлена с использованием интеграционного метода их поэтапного формирования вокруг узловых центров (центров тяготения). Интегральный индикатор оценки социально-экономического развития муниципального образования рассчитывался с использованием следующих показателей:

- валовый территориальный продукт в расчете на душу населения;

- инвестиции в расчете на душу населения;

- стоимость основных производственных фондов в расчете на душу населения;

- средняя заработная плата;

- социальная нагрузка на одного работающего;

- обеспеченность дорогами общего пользования;

- обеспеченность жильем;

- уровень безработицы.

Развитие промышленности в регионе должно быть также тесно увязано с развитием индустриальных кластеров. В современных условиях кластерный подход оказывается оптимальным для конкурентного развития как самого кластера, т.е. компаний и институтов, входящих в его состав, так и для того региона, на территории которого этот кластер находится. Отбор и поддержка таких кластеров на конкурентной основе – важнейший элемент территориального развития страны. Уже сегодня на территории Камского инновационно-промышленного района созданы автомобилестроительный и нефтегазохимический кластеры. В перспективе должны быть сформированы сельскохозяйственный и рекреационный кластеры.

Промышленно-производственный потенциал Камского инновационно-промышленного района также определяют особая экономическая зона «Алабуга», сеть технопарков (КИП «Мастер», Технопарк «Татэлектромаш», НП «Технопарк Прикамья», бизнес-инкубатор «Алабуга», индустриальный парк «Камские Поляны»).

Объем промышленной продукции предприятий Камского инновационно-промышленного района в 2010 году составил 44,9 % от объема промышленной продукции Республики Татарстан и 7,9 % от объема промышленной продукции Приволжского федерального округа (ПФО). Доля Камского инновационно-промышленного района в валовом региональном продукте (ВРП) республики составила 26,8 % и 5,3% от объема ВРП ПФО, объем инвестиций составил 39,1 % от республиканского объема и 9 % от объема инвестиций ПФО (таблица 1.3.).


Таблица 1.3.

Место Камского инновационно-промышленного района в экономике РТ и ПФО, (млдр. руб.)



 Показатели

2010 год

2015 год (прогноз)

2020 год (прогноз)

ВРП


Объем промышленной продукции


Инвестиции в основной капитал, в %

ВРП


Объем промышленной продукции


Инвестиции в основной капитал, в %

ВРП


Объем промышленной продукции


Инвестиции в основной капитал, в%


КИПР

350,0

600,0

135,0

514,2

895,6

300

900

1791,2

720

РТ

995,0


1 062,8


306,0


1915,4


1 995,0


654,8


3190,0


3 150,0


1200


Доля КИПР в РТ

26,8

44,9

39,1

26,8

44,9

45,8

28,2

56,9

60

ПФО

5057

5605,3

1323,4

6581,9


6230,5


1916,9


9590,5


8961


3152


Доля КИПР в ПФО

5,3

8,5

9,0

7,8

14,37

15,7

9,38

19,9

22,8

Несмотря на то, что предприятия этой экономической зоны имеют высокий потенциал развития, темпы роста основных производственных параметров, характеризующих их деятельность, сдерживаются. Прежде всего, такими ограничениями являются: отсутствие должной транспортной инфраструктуры, логистических центров, преобладание фондоемких, материалоемких производственно-технологических мощностей, дефицит трудовых ресурсов, а также отсутствие необходимой социальной и образовательной инфраструктуры, недостаточно эффективное взаимодействие субъектов между собой.

Данные ограничения обладают инерционным характером, влияющим на развитие и размещение производительных сил на указанной территории.



Решение указанных проблем возможно лишь при участии государства с использованием механизмов частно-государственного партнерства.

Государственная и муниципальная власть, поставив перед этими предприятиями задачи их дальнейшего развития, должно взять на себя обязательства по решению проблем в развитии инженерной и социальной инфраструктуры, а также кадровой политики, то есть в тех сферах деятельности, где системное решение этих проблем государством приносит максимальный эффект.

Кроме того, вхождение Российской Федерации в Всемирную Торговую организацию приведет к росту конкуренции, безработицы. Как следствие возникнут угрозы для отраслей в связи с ликвидацией защитных барьеров, возможно поглощение производства зарубежными компаниями.

В таких условиях особенно актуальным становится поддержка отечественного производства с целью повышение конкурентоспособности отдельных предприятий и Республики Татарстан в целом.

Развитие производства и наращивание экономики неизбежно сопровождается повышением нагрузки на природную среду и может привести к снижению ее устойчивости. Поэтому наряду с социально-экономическим развитием региона на паритетных началах должно предусматриваться и обеспечение экологической безопасности, экологической реабилитации территорий в условиях роста и развития реальных секторов экономики.

Так же в условиях развития Камского инновационно-промышленного района необходимо уделить внимание кадровой обеспеченности действующих и планируемых производств. Сегодня подготовкой кадров для предприятий района занимается около 20 учреждений начального профессионального образования, в том числе 1 учреждение готовит рабочих специалистов для ОАО «КАМАЗ», 2 – для ОАО «Нижнекмскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина» и ОАО «ТАИФ-НК». Осуществляется подготовка кадров для предприятий отраслей строительства, энергетики, сельского хозяйства и др.

Вместе с тем, серьезной проблемой в подготовке высокопрофессиональных работников инженерных специальностей является отсутствие в целом в республике, и в районе в том числе, образовательной системы, выпускающей специалистов высокого качества знаний, умений и навыков.

Информация о потребности в трудовых ресурсах Камского инновационно-промышленного района в разрезе муниципальных образований представлена в таблице 1.4.

Учитывая многофакторность и межведомственный характер проблем, их решение требует использования программных методов и не может быть достигнуто индивидуальными действиями отдельных министерств, муниципальных образований, организаций, часто имеющих несовпадающие интересы в конечных целях. Решение указанных проблем требует действий на всех уровнях управления при четкой внешней координации усилий в пределах полномочий органов исполнительной власти Республики Татарстан и соблюдении баланса интересов.


Таблица 1.4


Информация о потребности в трудовых ресурсах по

Камскому инновационно-промышленному району

Наименование муниципальных районов

2011 год (оценка)

2012 год (прогноз)

Всего

в том числе в сельской местности

Всего

в том числе в сельской местности

В целом по республике:

24433

4126

25972

5206

КИПР

16339

577

17710

619

в том числе:

 

 

 

 

Агрызский

215

90

230

104

Актанышский

184

184

225

225

Елабужский

1008

90

1345

80

Заинский район

85

17

115

40

Менделеевский

27

0

20

0

Мензелинский

60

20

75

30

Муслюмовский

100

100

100

100

г. Набережные Челны

14150

0

15200

0

Нижнекамский

480

46

360

0

Тукаевский

30

30

40

40

Оптимальной формой решения проблем представляется реализация концепции «Развитие Камского инновационно-промышленного района на период до 2020 года», включающая конкретные шаги для гармонизации экономического роста и качества окружающей среды и согласованная с действующими целевыми программами Республики Татарстан.



Разработка Концепции «Камского иннвационно-промышленного района на период до 2020 года» (далее – Концепция) была обусловлена: с одной стороны, невысоким общим уровнем социально-экономического развития этого района, который характеризуется более низким значением интегрального индикатора ресурсной обеспеченности по сравнению с другими экономическими районами (например, Казанская агломерация, Юго-Восточная); а с другой стороны, огромным производственным потенциалом крупнейших республиканских предприятий - ОАО «КАМАЗ», ОАО «Соллерс – Набережные Челны», ОАО «Соллерс – Елабуга», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО ТАНЕКО, являющихся якорными предприятиями двух кластеров - автомобилестроительного и нефтехимического.

Мероприятия Концепции носят межотраслевой характер, охватывающий весь комплекс проблем, и предусматривают, как реконструкцию существующих предприятий и объектов инфраструктуры с обновлением основных фондов, так и новое строительство с созданием рабочих мест.

Использование программного метода решения проблем позволит обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из государственных бюджетов различных уровней, привлекаемых внебюджетных источников; исключить дублирование мероприятий, реализуемых в рамках различных программ за счет координации работ; повысить эффективность межведомственных взаимодействий и расходования бюджетных средств.

Локализация совместных усилий на территории Камского инновационно-промышленного района позволит трансформировать производственные и коммуникационные узлы всей Республики Татарстан в крупный центр федерального масштаба с сохранением и модернизацией производственного потенциала, развитием институционально-деловых, транспортно-логистических, коммуникационных, социально-экономических и других функций.

Результатом реализации Концепции должно стать создание на территории республики центра инновационной экономики, включающей в себя создание и развитие высокотехнологичных территориально-отраслевых комплексов, сети логистических инфо-коммуникационных центров, а также создание условий для комфортного проживания жителей в экологически благополучных местностях.

Концепция развития Камского инновационно-промышленного района будет участвовать в конкурсном отборе пилотных проектов развития территориальных кластеров среди субъектов Российской Федерации.

II. Оценка рисков реализации Концепции.
На успешное выполнение Концепции могут повлиять следующие риски:

-экономические, связанные с зависимостью реализации Концепции от бюджетной обеспеченности Республики Татарстан и соответствующих районов, от общей экономической ситуации в Республике Татарстан и Российской Федерации, благоприятного инвестиционного климата, вхождение Российской Федерации в ВТО и т.д.;

-организационные, связанные с необходимостью координации деятельности большого числа специально уполномоченных организаций и ведомств, а также с согласованным выполнением действующих федеральных и региональных программ;

-технологические, связанные с решением конкретных задач;

-риски, связанные с «человеческим фактором».

Минимизация рисков и обеспечение реализации Концепции возможны при условии выполнения финансовых обязательств предприятий, ведомств, Правительства Республики Татарстан.

Рост в ближайшие годы производственного потенциала рассматриваемых районов позволяет считать экономические риски успешного выполнения Концепции незначительными.

Высокий научно-технический потенциал территорий и развитие системы экологического образования и воспитания обусловливают минимизацию технологических рисков и рисков, связанных с «человеческим фактором».

Минимизация организационных рисков может быть связана с повышением эффективности взаимодействия региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере обеспечения реализации мероприятий, а также осуществлением постоянного мониторинга за ходом реализации Концепции.
III. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализация Концепции предусматривается в 2012-2020 годах.


  1. Предложения по цели и задачам Концепции, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Концепции по годам

Разработка Концепции направлена на определение Камского инновационно-промышленного района как зоны опережающего развития Республики Татарстан и улучшения ее позиций по основным макроэкономическим показателям среди субъектов Приволжского Федерального округа и Российской Федерации в целом.

Цель Концепции - усиление конкурентных преимуществ социально-экономического развития Камского инновационно-промышленного района за счет увеличения влияния традиционных факторов роста бюджетообразующих предприятий региона, поддержки инноваций и развития человеческого потенциала.
 Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:


  1. Развитие территориальных кластеров (автомобилестроительного, нефтегазохимического, сельскохозяйственного и рекреационного)

  2. Развитие инфраструктуры (инженерной, социальной, транспортной, энергетической)

  3. Обеспечение экологической безопасности.

  4. Обеспечение эффективной занятости населения и стимулирование притока квалифицированной рабочей силы.

1. Развитие территориальных кластеров (автомобилестроительного, нефтегазохимического, сельскохозяйственного и рекреационного)


1.1 Развитие автомобилестроительного кластера
В Камском инновационно-промышленном районе автомобильный кластер представлен сформировавшимся мощным конгломератом автомобилестроительных заводов группы организаций ОАО «КАМАЗ», а также расположенными на территории нашей республики сборочными предприятиями компании «СОЛЛЕРС» и ОАО «ПО «Елабужский автомобильный завод».

Являясь точками роста, эти автомобилестроительные предприятия обладают потенциалом ускоренного наращивания индексов промышленного производства в отрасли, превышающих средние по промышленности.

Проект «Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и модернизация производственных мощностей для его производства» предусматривает увеличение производственных мощностей и объемов производства в Набережных Челнах с текущих 47 тыс. а/м в год до 70 тыс. грузовых автомобилей. Общая стоимость проекта составляет 34 850,0 млн. руб., из них собственных средства предприятия – 17 970,0 млн. руб., заемные – 16 880,0 млн. руб. Кроме того, значительный рост объемов производства до 25 тыс. грузовых автомобилей в год к 2020 году предусматривает план развития совместных предприятий ОАО «КАМАЗ» с ф. Даймлер АГ по производству грузовых автомобилей марки Мерседес Бенц и Митсубиси Фузо.

Предусмотрена также реализация совместно с ООО «Форд Соллерс Холдинг» проекта «Строительство завода по производству легковых автомобилей Ford в г. Набережные Челны». Цель проекта: Удовлетворение потребностей рынка Российской Федерации в современных автомобилях, отвечающих актуальным требованиям технической оснащенности, качества, безопасности и обладающих доступной ценой для потенциальных потребителей. Общая стоимость проекта: - 29 668,5 млн.рублей, в т.ч.: заемные средства - 15 938,0 млн.рублей; собственные средства - 13 730,5 млн.рублей.

Кроме того, на рынке производства автокомпонентов в республике активно развивается около 30 предприятий крупного и среднего бизнеса и более 100 организаций «малого» бизнеса. Развитие «якорных» автомобилестроительных предприятий, таких как ОАО «КАМАЗ», «СОЛЛЕРС» и ОАО «ПО «Елабужский автомобильный завод» приведет росту инвестиционной и производственной активности предприятий по производству автокомпонентов, привлечению в регион новых иностранных производителей комплектующих, необходимых для обеспечения установленного Минэкономразвития РФ уровня локализации производства.

Таким образом, ожидаемый совокупный объем инвестиций в развитие автомобильного кластера со стороны промышленности в период до 2020 года оценивается в сумме ________ млн. руб.



(проекты в рамках развития автомобилестроительного кластера…)
1.2 Развитие нефтегазохимического кластера
Другим приоритетным направлением размещения производительных сил в Камском инновационно-промышленном районе является развитие нефтегазохимического кластера, представленного крупными российскими и татарстанскими предприятиями нефтехимии и нефтепереработки. В состав данного кластера входят ОАО «Нижнекамскнефтехим», предприятие ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» (ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нижнекамскийтехуглерод», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК» и др.), ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ТАНЕКО», ОАО «Химический завод им. Л.Я.Карпова», ООО «Менделеевсказот», а также малые и средние предприятия нефтехимического комплекса, являющиеся резидентами ИП «Камские Поляны», ОЭЗ «Алабуга».

В настоящее время продолжается строительство современного комплекса высокотехнологичных нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в г. Нижнекамске, состоящего из трёх взаимосвязанных между собой заводов:



  • нефтеперерабатывающий завод (первичная переработка нефти) мощностью по сырью 7 млн.тонн/год, содержащей в своём составе установки гидроочистки нафты, керосина и дизельного топлива, производства серы и водорода, установки ароматического комплекса (производство ароматических углеводородов) и установки гидрокрекинга вакуумного газойля;

  • завод глубокой переработки нефти мощностью по сырью (мазут) 3,5 млн.тонн/год, состоящий из установок замедленного коксования, гидроочистки тяжёлого газойля коксования, каталитического флюидкрекинга, сернокислотного алкилирования, регенерации серной кислоты, газификации нефтяного кокса и когенерации;

  • нефтехимический завод по производству продукции на основе ароматических углеводородов мощностью по сырью (ароматика) 0,9 млн.тонн/год, включающий в свой состав установки производства полипропилена, линейных алкилбензолов, чистой терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата.

Планируемая продукция - 20 видов продуктов  глубокой переработки нефти – от моторных топлив европейского качества  до компонентов сырья для производства широкой гаммы востребованной нефтехимической продукции. 

К числу крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых пердприятиями нефтехимического комплекса Камского инновационно-промышленного района, относятся ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Аммоний» и ОАО «ТАИФ-НК».

ОАО «Нижнекамскнефтехим» осуществляет строительство завода по производству АБС-пластиков мощностью 60 тысяч тонн. Принято также окончательное решение о строительстве нового олефинового комплекса мощностью до 1млн. тонн в год по этилену.

В настоящее время ведется строительство уникального для Российской Федерации и второго в мире проекта по производству минеральных удобрений (ОАО «Аммоний»). В рамках проекта будут применены новые энерго- и ресурсоэффективные технологии, что позволит существенно снизить энергозатраты на одну тонну продукции. Эти, а также многие другие инновационные проекты в области нефтехимии реализуются в рамках Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан № 275 от 19.04.2010 г. «Об утверждении Программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2011-2014 годы», № 660 от 12.09.2008 г. «О строительстве завода по производству аммиака в г. Менделеевске», № 572 от 11.08.2008 г. «О создании ОАО «Индустриальный парк «Камские Поляны», № 509 от 26.11.2004 г. «О первоочередных мерах по созданию Нижнекамского промышленного округа».

В настоящее время ОАО «ТАИФ-НК» планирует к реализации следующие инвестиционные проекты:

- Строительство комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков нефтеперерабатывающего завода ОАО «ТАИФ-НК»;

- Создание дополнительных мощностей по первичной переработке нефти для обеспечения качества сырья комплекса глубокой переработки тяжелых остатков нефтеперерабатывающего завода ОАО «ТАИФ-НК»;

- Создание новых производственных мощностей с целью производства моторных топлив, соответствующих стандарту Евро-5».



(проекты в рамках развития нефтегазохимического кластера…)

1.4 Развитие сельскохозяйственного кластера


Сельское хозяйство в Камском экономическом районе представлено, как животноводством, так и растениеводством. Реализация комплекса мероприятий Программы позволит создать эффективные условия для развития растениеводства и животноводства, обеспечит увеличение объемов производства в агропромышленном комплексе.

Крупные инвесторы: ОАО «ВАМИН Татарстан» построят животноводческую ферму для крупного рогатого скота в Мензелинском районе и свиноферму в Муслюмовском районе, а ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» построит ферму для крупного рогатого скота в Агрызском районе.



(проекты в рамках развития сельскохозяйственного кластера…)
1.4 Развитие рекреационного кластера
Камский инновационно-промышленного район обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, который на сегодняшний день не используется в должной мере.

На территории Камского инновационно-промышленного района развивается рекреационный комплекс туристско-оздоровительного парка «Камские Поляны» (далее ТОП «Камские Поляны») и многофункциональный туристско-рекреационный комплекс «Берега Елабуги», географически связанные между собой и включающие несколько инвестиционных проектов.

Также в рамках ТОП «Камские Поляны» планируется создание туристско-рекреационного кластера «Камская жемчужина». Площадь территории проектирования составляет 2180 га. Удаленность от крупных промышленных центров республики, благоприятный климат, «роза ветров», теплое лето с небольшим количеством осадков и комфортными условиями пляжного отдыха являются благоприятными факторами для организации рекреационной деятельности на данной территории.

Реализация проекта планируется с участием софинансирования за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644.

В 45 км от г. Набережные Челны планируется развитие существующего горно-лыжного комплекса «Федотово», одного из популярных мест отдыха жителей города в зимнее время, способствующее оздоровлению населения, популяризации здорового образа жизни среди молодежи. Реконструкция подъемников, объектов инфраструктуры комплекса потребует инвестиций в размере порядка 100 млн. руб.

Также на территории Камского инновационно-промышленного района планируется строительство туристско-оздоровительного комплекса «Изумрудный берег» г.Елабуга.

Реализация этих проектов будет способствовать эффективному использованию туристских ресурсов для развития приоритетных и перспективных для республики видов туризма: оздоровительного, культурно-познавательного, экологического, водного (яхтенного, круизного), охоты и рыбалки, сельского, туризма с активными способами передвижения, в т.ч. молодежного.

Ведущую роль в стимулировании дальнейшего развития промышленности Камского инновационно-промышленного района должна сыграть расположенные на территории Камского инновационно-промышленного района ОЭЗ «Алабуга», технопарки, индустриальный парк «Камские Поляны», которые формируют инновационное развитие промышленности Республики Татарстан и Российской Федерации. На сегодняшний день ОЭЗ «Алабуга» является наиболее подготовленной инвестиционной площадкой в России для реализации крупнейших промышленных проектов.

Резиденты ОЭЗ представлены тремя ключевыми кластерами: производство автомобилей и автокомпонентов, переработка полимеров в готовую продукцию, производство стройматериалов.

Согласно стратегии развития ОЭЗ «Алабуга», к 2015 г. на территории ОЭЗ «Алабуга» запланировано открытие производств 35 компаний-резидентов, будет создано около 10 тыс. новых рабочих мест, инвестиции в экономику республики составят не менее 40 млрд. рублей.

В части развития металлургического производства в настоящее время ведется предпроектная проработка вопросов строительства на территории Заинского муниципального района миниэлектросталеплавильного комплекса ОАО «ЧТПЗ» мощностью 1,2 млн. тонн готового проката в год и общей стоимостью около 2 млрд. долларов США. Мощности нового производства будут достаточными для удовлетворения растущих потребностей республики в металлопрокате и, более того, создадут условия для вывоза части продукции в другие регионы.

На территории Камского инновационно-промышленного района планируется реализация инвестиционного проекта по строительству завода по производству древесных плит ДСП и МДФ (ООО «Кастамону Энтегре») с объемом инвестиций 113 млн. долл. США. Строительство завода по производству плит МДФ на территории ОЭЗ ППТ «Алабуга» позволит создать 235 дополнительных рабочих мест и увеличит приток населения в указанный регион.

Так же на территории ОЭЗ «Алабуга» планируется строительство завода по производству санитарно-гигиенической бумаги ООО «Хаят Кимья» с мощностью 60 тыс. тонн в год а также реализация инвестиционного проекта «Создание универсального высокотехнологического предприятия по производству упаковочных материалов, журнальной и полиграфической продукции» (КПК «Алабуга») с объемом инвестиций - 5 млрд.рублей (166 млн.долл. США).
2. Развитие инфраструктуры (инженерной, социальной, транспортной, энергетической)
2.1 Развитие инженерной инфраструктуры
Условием выполнения программ по жилищному строительству и развития промышленного производства является опережающая (заблаговременная) инженерная подготовка и соответствующее оборудование территорий, что связано с развитием инженерной инфраструктуры, которая носит многоотраслевой характер.

В решении задачи по развитию инженерной инфраструктуры предусматриваются следующие мероприятия по строительству, реконструкции, ремонту системы теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения и газоснабжения

............…………………

………………………….


2.2 Развитие социальной инфраструктуры
В решении задачи по развитию социальной инфраструктуры предусматриваются следующие мероприятия:

  • строительство инфраструктурно-замкнутых жилых комплексов на территории Камского инновационно-промышленного района с обеспечением опережающего развития инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры;

  • строительство объектов социальной инфраструктуры;

  • компьютеризация и оснащение медицинских учреждений, современным оборудованием, реконструкция сети медицинских учреждений в г.Набережные Челны, Нижнекамске, Елабуге, пгт Камские Поляны, Тукаевском районе;

  • создание региональных центров экологической и гидрометеоэкспертизы в муниципальных образованиях, входящих в Камского инновационно-промышленного района и др.

(проекты развития социальной инфраструктуры…)
2.3 Развитие транспортной инфраструктуры.
Развитие района в целом и автомобильного кластера в частности сдерживается отставанием инфраструктуры, в первую очередь транспортной.

Необходимые первоочередные мероприятия по развитию инженерно-транспортной инфраструктуры.

…………………….

…………………….

Развитие деловой активности и двукратный рост грузопотока региона к 2020 году требует помимо развития автомобильных дорог также развития железнодорожного и авиационного сообщения.

Общая стоимость затрат по строительству и реконструкции дорог и объектов транспортной инфраструктуры составит __________млрд. руб.


2.4 Развитие энергетической инфраструктуры.
Программой перспективного развития электроэнергетики Республики Татарстан на 2011 год с перспективой до 2016 года» предусмотрено строительство и ввод в 2015 году НовоЕлабужской ТЭЦ установленной мощностью 220 МВт в г.Елабуга. Строительство данной ТЭЦ обусловлено дефицитом мощности в Нижнекамском энергорайоне, который достигает в летнее время 450-500 МВт.

В то же время центры питания 110-500 кВ на объектах ОАО «Сетевая компания» на территории Камского инновационно-промышленного района по ряду причин технологического и режимного характера имеют существенные ограничения по подключению новых потребителей.

ОАО «Сетевая компания» в период до 2016 года в Камском экономическом районе намечены реконструкция и ввод ряда новых объектов.

Крупнейшим проектом является строительство ПС-500 кВ «Елабуга» с двумя автотрансформаторами (АТ) 2х250 МВА 500/110 кВ. Данное строительство обусловлено необходимостью обеспечения электроснабжения потребителей Особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Елабужского района «Алабуга», комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов ОАО «ТАНЕКО», завода по выпуску аммиака и карбамида ОАО «Аммоний», а также комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков нефти ОАО «ТАИФ-НК» по 1-й и 1-й особой категории надежности электроснабжения от двух независимых источников питания в различных режимах работы сети.

Строительство ПС-500 кВ «Елабуга» является приоритетным инвестиционным проектом Республики Татарстан, включенным в Инвестиционный меморандум Республики Татарстан на 2011 год (утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2010 №1182).

Строительство ПС-500 кВ «Елабуга» также включено в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики Российской Федерации до 2015 года и предусмотрено в Схеме и Программе развития Единой энергетической системы Российской Федерации и Республики Татарстан на долгосрочный период.

На объектах сетевой инфраструктуры на территории Камского инновационно-промышленного района в перспективе до 2016 года запланированы крупные работы.

Предполагается реализация следующих проектов в сфере энергоэффективности:



  • Реконструкция водогрейного котла марки КВ-ГМ-35-150 ст. № 8 в Центральной котельной ОАО «Елабужская ПТС»;

  • Децентрализованные обеспечение сжатым воздухом в ОАО «КАМАЗ»;

  • Внедрение установок для компенсации реактивной мощности в корпусах заводов в ОАО «КАМАЗ»;

  • Проект строительства Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков ОАО "ТАИФ-НК" в г. Нижнекамск. Внешняя инфраструктура. Сети водовода технической воды;

  • Проект строительства Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков ОАО "ТАИФ-НК" в г. Нижнекамск. Внешняя инфраструктура. Сети газпровода;

  • Проект строительства Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков ОАО "ТАИФ-НК" в г. Нижнекамск. Внешняя инфраструктура. Сети канализации;

  • Реконструкция системы освещения, автоматизация системы учета электроэнергии, автоматизация системы учета электроэнергии, снижение потерь тепловой энергии, компенсация реактивной мощности, внедрение энергоэффективного технологического оборудования в ОАО «Татспиртпром»;

  • Установка энергосберегающих инфракрасных обогревателей EVROKERAMICA для отопления корпуса производства метизной продукции в ОАО "ТАТЭЛЕКТРОМАШ";

  • Приготовление хозяйственно-питьевой воды на ОАО "Нижнекамскшина";

  • Приобретение и установка оборудования для переработки птичьего помета в биогаз в ООО "Челны-Бройлер";

  • Реконструкция птичников для выращивания бройлеров (Д) в ООО "Челны-Бройлер";

  • Санация (восстановление) водоводов питьевой воды принадлежащих ОАО «Нижнекамснефтехим» от объединенной насосной станции УПТЖ для ППД ОАО «Татнефть» до потребителя, замена оборудования подкачивающей насосной станции (ВНС-3 подъема) и строительство необходимых перемычек для обеспечения ОАО "Нижнекамскшина" хозяйственно-питьевой водой со станции очистки воды ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ».

В рамках модернизации генерирующих мощностей и повышения надежности энергоснабжения потребителей Республики Татарстан подготовлены организационно-технические решения по реконструкции и модернизацию централизованного теплоснабжения г. Елабуга и вводу новых генерирующих мощностей на основе современных технологий и оборудования. Предполагается ввод новых энергетических мощностей: 23 МВт электрической и 17,7 Гкал/ч тепловой энергии.

(проекты развития энергетической инфраструктуры…)

3. Обеспечение экологической безопасности


Непременным условием развития Камского инновационно-промышленного района должна быть целенаправленная экологическая политика, включающая в себя комплекс мероприятий по улучшению состояния окружающей среды за счет снижения антропогенного давления и решения «исторических» экологических проблем.

До 2020 г. на территории Камского инновационно-промышленного района планируется реализовать следующие крупные инвестиционные проекты:

- Берегоукрепление р. Кама, устья р. Тойма Куйбышевского водохранилища в г. Елабуга Республики Татарстан (I-ая очередь), сумма финансирования 205,3 млн. рублей;

- Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище (р. Кама) у г. Нижнекамск, на участке береговой полосы 2650 п.м., сумма финансирования 552,8 млн. рублей;

- Реконструкция метантентов систем энергоснабжения и утилизации отходов на РОС ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» мощностью 10600 м3/сут., сумма финансирования 150,0 млн. рублей (в том числе на разработку проектно-сметной документации – 13,0 млн. рублей).

- Строительство электролизной станции для производства и дозирования низкоконцентрированного гипохлорита натрия для обеззараживания воды на производстве водоподготовки ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ». Это позволит уйти от проблем, связанных с транспортировкой, хранением и использованием хлора. Сумма финансирования 204,1 млн. рублей;

- Строительство станции ультрафиолетового обеззараживания очищенных сточных вод районных очистных сооружений ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ». Реализация данного проекта позволит внедрить более безопасную технологию очистки сточных вод и позволит вернуть городу почти 29 га земли. Сумма финансирования 212,2 млн. рублей;

- Реконструкция воздуходувной станции районных очистных сооружений ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ», с заменой существующих устаревших воздухонагнетателей на агрегаты с регулируемой подачей воздуха. Это позволит улучшить качество очистки сточных вод при значительном сокращении энергозатрат. Сумма финансирования 120,0 млн. рублей;

- Реконструкция метантенков, сооружений по сбраживанию осадков и строительство мини - ТЭС на районных очистных сооружениях ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ». Позволит увеличить выработку биогаза в 2 раза и значительно снизить затраты на закупку электроэнергии и природного газа. Сумма финансирования 274,8 млн.рублей;

- Реконструкция главного 07 канализационного коллектора города Набережные Челны, ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ». Проект направлен на исключение экологических рисков (загрязнения территории г.Набережные Челны и р.Кама). Сумма финансирования 1 579,8 млн. рублей;

- Разработка единой санитарной   зоны для промышленного узла г. Набережные Челны и др.

Решение вышеназванных задач даст мультипликативный эффект для устойчивого развития экономики всей республики, но могут быть реализованы только при существенной поддержке государства и кооперации муниципальных образований на проектной основе.

Содержание мероприятий и объем их финансирования должны корректироваться в процессе ее реализации в установленном порядке, исходя из возможностей  доходной части бюджетов на соответствующий год, и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов бюджетов.


4. Обеспечение эффективной занятости населения и стимулирование притока квалифицированной рабочей силы
Численность занятых в экономике Камского инновационно-промышленного района в 2010 году составила 534,3 тыс.человек или 48,5 % от численности населения.

Прогноз развития Камского инновационно-промышленного района к 2020 году предполагает увеличение трудовых ресурсов на 200 тысяч человек, возрастет общая численность населения.

Привлечение специалистов из соседних регионов потребует решения вопросов строительства жилья, объектов социальной инфраструктуры и создание системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В рамках повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов необходима модернизация и техническое перевооружение учреждений профессионального образования, готовящих рабочие кадры для предприятий района.




  1. Предложения по объемам и источникам финансирования Концепции

Решение проблемы финансирования мероприятий Концепции должно осуществляться с привлечением средств федерального, республиканского и местных бюджетов и внебюджетных источников. Предварительные затраты на реализацию проектов Концепции составляют _____ млрд.рублей.

Финансирование предполагается осуществлять по следующим приоритетным направлениям:


  1. Развитие территориальных кластеров (автомобилестроительного, нефтегазохимического, сельскохозяйственного и рекреационного)

  2. Развитие инфраструктуры (инженерной, социальной, транспортной, энергетической)

  3. Обеспечение экологической безопасности.

  4. Обеспечение эффективной занятости населения и стимулирование притока квалифицированной рабочей силы.




  1. Предварительная оценка ожидаемой социально-экономической эффективности и результативности предлагаемого решения проблемы

Реализация Концепции развития Камского инновационно-промышленного района будет способствовать дальнейшей диверсификации экономики РТ: валовой территориальный продукт Камского инновационно-промышленного района к 2020 году увеличится в 3.4 раза, инвестиции в основной капитал - в 6 раз. Объем промышленной продукции возрастет в 3,8 раза, доля ВРП Камского инновационно-промышленного района в ВРП Республики Татарстан вырастет до 28,2%, в ПФО - до 9,4%.

Что касается социального эффекта к 2020 году, то планируется достижение следующих значений параметров, характеризующих качество жизни:


  • инфраструктурная обеспеченность социальной сферы - на уровне нормативов;

  • рост инвестиции в основной капитал в 5 раз;

  • увеличение на 4 % удельного веса прибыльных крупных и средних с/х организаций в их общем числе (%);

  • обеспеченность автомобильными дорогами регионального и федерального значения с твердым покрытием – 100%;

  • уровень занятости сельского населения – 79%.

Ожидаемые результаты реализации программы приведены в Приложении 1.
VII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы (механизм реализации Программы)
Управление реализацией Программы осуществляется:

-Министерством экономики РТ - государственным заказчиком - координатором Программы;

-государственными заказчиками Программы (отраслевые министерства).

Исполнители основных мероприятий Программы несут ответственность за выполнение Программы, рациональное использование выделяемых финансовых средств.

Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно уточняет целевые индикаторы, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации целевой Программы и состав ее исполнителей.
Приложение 1
к Концепции

Основные индикаторы Камского инновационно-промышленного района



Наименование показателя

2011 г.

2020 г.

ВТП (млрд. руб.)

350

900

Объем отгруженной продукции (млрд. руб.)

600

1 791

Инвестиции в основной капитал (млрд. руб.)

135

720

Обеспеченность дорогами регионального и федерального значения с твердым покрытием (%)

95

100

Удельный вес прибыльных крупных и средних с/х организаций в их общем числе (%)

84

88

Уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста (%)

75

79


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал