Концепция использования дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области



страница1/7
Дата08.04.2017
Размер0.65 Mb.
Просмотров531
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»









Концепция использования дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области

Составители:

Жуланова В. П., канд. хим. наук, доцент кафедры информационных технологий КРИПКиПРО

Колпаков О.Л., канд.физ.-мат. Наук, заведующий кафедрой информационных технологий КРИПКиПРО


Кемерово–2012



Концепция использования дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области

Оглавление


Введение 4

Цели внедрения обучения с использованием ДОТ в образовательных учреждениях Кузбасса 6

Задачи обучения с использованием ДОТ в образовательных учреждениях Кузбасса 6

Философия и принципы обучения с использованием ДОТ 7

Модели обучения с использованием ДОТ 8

Модели обучения с использованием элементов ДОТ 9

Средства организации обучения для моделей с использованием элементов ДОТ 10

Критерии использования элементов ДОТ в образовательном учреждении 11

Модели системного обучения с использованием ДОТ 12

Средства организации обучения для моделей с системным использованием ДОТ 13

Ресурсный центр дистанционных образовательных технологий для реализации моделей системного обучения с использованием ДОТ 14

Паритетная кооперация ОУ для реализации моделей системного обучения с использованием ДОТ 15

Этапы реализации организации обучения с использованием ДОТ 16

Основные задачи, решаемые при реализации обучения с использованием ДОТ 18

Критерии использования в ОУ системного обучения с использованием ДОТ 21

Средства организации обучения с использованием ДОТ 21

Нормативная база обучения с использованием ДОТ 21

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ 23

Компьютерное оборудование и программное обеспечение 24

Формирование обучающего контента 25

Экспертиза учебных материалов для обучения с использованием ДОТ 25

Подготовка учителей к проведению занятий с использованием ДОТ 26

Критерии подготовки педагогических кадров для использования ДОТ 27

Методическая поддержка учителей в системе ДО 28




Введение


Важнейшее требование к образовательному процессу в новой школе – «учить и учиться в среде XXI века». Это означает, что учебные программы, методы обучения и организация работы школы обеспечивают:

  • связь изучаемого материала с повседневной жизнью учащихся;

  • рассмотрение не только учебных, но и реальных проблем (доступ к субъектам, объектам и явлениям за пределами классной комнаты);

  • возможность для школьников в процессе учебной работы выйти в реальный мир (проведение занятий за пределами классной комнаты);

  • возможность для школьников в процессе учебной работы активно взаимодействовать друг с другом, а также с педагогами и другими взрослыми.

Сегодня в меняющейся техносфере быстро складывается новая информационная среда обитания человека. Компьютерные коммуникации формируют новое поле информационной культуры. Сети составляют новую социальную морфологию человеческих сообществ, а распространение «сетевой» логики все больше сказывается на повседневной жизни людей. Цифровые устройства и сетевые сервисы все больше вовлекают людей в новую среду совместной деятельности. Происходит сдвиг от централизованных (иерархических) к сетевым моделям взаимодействия людей. По мере того как в наступающем десятилетии система организации производства и отношения между людьми будут переходить из иерархической структуры в сетевую, соответствующих изменений будут ожидать и от школы. Одна из основных тенденций развития образования в этой связи состоит в пересмотре концепций организации учебной деятельности. В образовательной практике процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей сегодня еще мало заметны, но начавшееся освоение школой интернет-технологий и социальных сервисов (Web 2.0) готовит для них почву. Складываются условия для появления учебных предметов нового поколения, которые ориентированы на достижение учащимися современных образовательных результатов, где органично представлены как знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования, а учебная работа ориентируется на использование новых методов и организационных форм учебной работы с использованием дистанционных образовательных технологий, включая:

  • индивидуальную и групповую работу с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) (в том числе, самоконтроль и отработку навыков);

  • систематическую работу учащихся в малых группах и взаимную оценку ими работы друг друга;

  • обучение в профильных сетевых сообществах (интернет-обучение, сетевые проекты и т. п.);

  • использование сетевых социальных сервисов для общения, совместной учебной, творческой и исследовательской работы.

Обеспечение равных прав школьников на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Это связано со сложностью, а в большинстве случаев и невозможностью организации обучения по всему спектру предметов общего образования (прежде всего, среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровнях) в удаленных населенных пунктах, малокомплектных школах, что обусловлено как недостатком высококвалифицированных педагогических кадров, так и соответствующих современных средств обучения. В то же время ФГОС предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей: равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства России.

Решить проблемы обеспечения равных возможностей к получению качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.»

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Таким образом, обучение с использованием ДОТ является одной из форм применения электронного обучения.

Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральном государственном образовательном стандарте, обеспечивающих развитие системы образования в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества.

Обучение с использованием дистанционных технологий несет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения; позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении школьников позволяет индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета. В дистанционном обучении также реализуются модели совместной учебной деятельности школьников.

Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий актуально в процессе внедрения ФГОС нового поколения. Современное обучение основывается на применении деятельностного подхода и электронной информационной образовательной среды ОУ в которой, согласно требований ФГОС должно быть организовано дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, как между собой, так и с другими организациями социальной сферы. Кроме того, практика организации электронного обучения показывает, что материалы, первоначально приготовленные для проведения дистанционного обучения, используются затем в очном обучении, следовательно, происходит взаимная интеграция очного и основанного на использовании ДОТ обучения.

Распространение обучения с использованием дистанционных образовательных технологий позволит также обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

На территории Кемеровской области практически решены вопросы организации каналов связи для всех ОУ. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» все образовательные организации (учреждения) подключены к интернету, что позволяет использовать возможности электронного обучения и организовать обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал