Компьютерные игры: «За» или



Скачать 97.92 Kb.
Дата14.02.2017
Размер97.92 Kb.
Просмотров182
Скачиваний0

Тема: Компьютерные игры: «За» или «против»?

«Вся жизнь – игра!»

Звонкая шутка Шекспира стала реальным девизом нашей жизни.

Жизнь современного человека тесным образом переплетена с различными техническими устройствами и приборами, которые входят в нашу жизнь все глубже и глубже, соседствуя с нами практически во всех сферах нашей жизни. Пожалуй, сложно найти область жизнедеятельности человека, где не участвуют компьютеры. С ними связана и познавательная, и трудовая, и творческая жизнь человека.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами".

Актуальность данной темы неоспорима, так как есть все основания полагать, что создано и продолжает бурно развиваться целое направление, связанное с развитием компьютерных технологий во все сферы деятельности человека, в том числе и в его игровую деятельность. Как известно, игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ.

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Часто приходиться слышать такие вопросы: А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?

Попробуем разобраться, что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки.

Цель работы: - выявить признаки положительного и отрицательного воздействия компьютерных игр.

Задачи: 1) Во что мы играем?

2) Чем полезны компьютерные игры?

3) Какой вред наносят компьютерные игры организму ребёнка?

4) По каким признакам классифицировать игры на вредные и полезные?



Во что мы играем?

Современный мир компьютерных игр очень разнообразен. Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и не ролевые.



Ролевые компьютерные игры - это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа. Основная особенность этих игр наибольшее влияние на психику играющего, потребности в принятии роли и ухода от реальности. К ролевым играм можно отнести:

1. Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой "затягивания" или "вхождения" в игру. Специфика здесь в том, что вид "из глаз" провоцирует играющего к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир.

2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит "себя" со стороны, управляя действиями этого героя.



3. Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже "бог", который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль.

Неролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, в следствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте "прохождения" или набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

 1. Аркадные игры. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего.



2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции.

Анализ компьютерных игр показал, что условно можно разделить игры на те, которые способствуют развитию компьютерной зависимости и влияют на психику и те игры, в которых это слабо выражено. Психологи утверждают: все игры не одинаковы по задействованным в их процессе психическим функциям, по силе и глубине влияния на личность человека, по психологическим механизмам формирования зависимости. В этом отношении самыми опасными являются ролевые игры.



Чем полезны компьютерные игры?

Компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.

На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация.

Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания.

В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала , что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

Итак, исходя из вышесказанного, сделаем выводы:

Компьютерные игры развивают у ребенка:



    - быстроту реакции
    - мелкую моторику рук
    - визуальное восприятие объектов
    - память и внимание
    - логическое мышление
    - зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

    - классифицировать и обобщать
    - аналитически мыслить в нестандартной ситуации
    - добиваться своей цели
    - совершенствовать интеллектуальные навыки

Какой вред наносят компьютерные игры организму ребёнка?

Какой же вред здоровью наносит компьютер и как этот вред минимизировать? Как сохранить красоту и здоровье человеку, просиживающему за монитором, как совместить здоровый образ жизни и работу за компьютером?



Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:

  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • воздействие электромагнитного излучения монитора;

  • утомление глаз, нагрузка на зрение;

  • перегрузка суставов кистей;

  • стресс при потере информации.

Воздействие на зрение.
Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нагрузки на зрение у ребенка, сидящего за компьютером, возникают головные боли и головокружение. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.

Сидячее положение.
Вторым по значимости вредным фактором работы за компьютером является стесненная поза. Во время работы нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или мыши, что вынуждает человека принять определенное положение и не изменять его до конца сеанса. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет произвольно менять положение тела.

Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:



  • Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке. Это может привести к приступам кашля, развитию астмы и прочим отклонениям.

  • Остеохондроз (у детей сколиоз). Длительное сидение с опущенными плечами вызывает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника. Напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник.

  • Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Стресс.

Третий по важности фактор — это нагрузка на психику. Работа за компьютером требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Играя в компьютерные игры, ребенок испытывает напряжение, несравнимое с тем, что он получает в обычных условиях.



Пыль и грязь: аллергия и кишечные инфекции.
Четвёртый по важности фактор - это пыль. На электронно-лучевой трубке имеется потенциал около 20 000 вольт, что в 100 раз превышает напряжение в сети. Он разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу человека, сидящего перед экраном. А где грязь, там и всяческие микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания - от аллергии до "болезней грязных рук".

Подведём итог:

В результате чрезмерного увлечения компьютерными играми: 

    - ухудшается зрение;

    - наступает психологическая зависимость ребенка от виртуального мира; 

    - нарушается обмен веществ и как следствие - лишний вес.

 

 

По каким признакам классифицировать игры на вредные и полезные?



Для того, чтобы компьютерные игры действительно развивали и приносили пользу, нужно исключить из коллекции ребёнка ролевые игры, так как они сильно влияют на психику играющего, возникает потребность в принятии роли игрока (чаще всего агрессивного) и уход от реальности. Такие игры как: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, логические и пр. действительно способствуют развитию ребёнка в хорошем смысле этого слова.

И конечно необходимо помнить главное правило:



При не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий:

При соответствующе организованном домашнем рабочем месте и компьютере с жидкокристаллическим дисплеем.

Класс




1

45 минут в неделю

2—3

45 минут в неделю

4—6

2 часа в неделю, не более 1 часа в день

7—9

2,5 часа в неделю, не более 1 часа в день

10—11

7 часов в неделю, не более 1 часа в день

Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.

Ребенку дошкольного возраста разрешается проводить за компьютером не более 30 минут в день.


 

Мини – исследование по методике «Робинзон»






Потребности




В общении

(мама, папа, друзья)



В удовольствиях

В познании

В «экране»

Через час

18 человек (мама)

-

1 человек

1 человек

Через день

18 человек (папа)

1 человек

-

1 человек

Через неделю

12 человек

3 человека

2 человека

3 человека

Через месяц

-

5 человек

1 человек

14 человек

Через год

4 человека

4 человека

3 человека

9 человек

Через час жизни на необитаемом острове 80 % (16 человек) детей хотят видеть маму, 10 % (2 человека) - сверстника, 5 % (1 человек) - книги, журналы и 5 % (1 человек) – «экран». Через день – 70 % (14 человек) - папу и 20 % (4 человека) маму, 5 % (1 человек) – игры и игрушки и 5 % (1 человек) – «экран». Через неделю проведения на острове – 45 % (9 человек) – друга или подругу, 15 % (по 3 человека) – папу, сладости, «экран» и 10 % (2 человека) – книги или журналы. Интересно заметить, что через месяц у детей возникает технократические потребности – 70 % (14 человек) запросят компьютер или телевизор.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал