«компьютер не роскошь, а средство…»: включенность в цифровой мир старших возрастных групп



Скачать 227.54 Kb.

Дата22.05.2017
Размер227.54 Kb.
Просмотров65
Скачиваний0

«Компьютер не роскошь, а средство…» Вестник Нижегородского университета им. НИ. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2016, № 2 (42), с. 95–103 95
УДК 316.346.32-053.9
«КОМПЬЮТЕР НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО
ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ЦИФРОВОЙ МИР СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 2016 г.
А.С. Биккулов,
1
О.В. Сергеева
1,2
1
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
2
Санкт-Петербургский государственный университет abikkulov@gmail.com
Статья поступила в редакцию 25.01.2016
Статья принята к публикации 22.04.2016 Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в Санкт-Петербурге, Гатчине и
Чудове с целью выявления характера взаимодействия с ИКТ людей старших возрастных групп. Сбор данных был осуществлен весной–летом 2015 г. методом стандартизированного интервью. Авторы обсуждают рути- низацию пользовательских практик, показывая их отличия в группах третьего и четвертого возрастов, рассматривают мотивы приобщения к компьютеру, в частности профессиональную и досуговую мотивации, показывают связь между освоением компьютера и доверием другим современным технологиям – мобильному телефону и банкомату, приводят рейтинг видов интернет-активности.
Ключевые слова старость, возраст, использование компьютера и Интернета.
Вводные замечания Процессы рутинизации компьютерных практики выход пользовательских навыков за пределы узкопрофессиональных сообществ происходили в России в течение х гг. В этот период социализировались молодые поколения, с рождения осваивавшие домашние компьютеры, планшеты, смартфоны. Вместе стем и более старшие группы адаптировали главную техническую инновацию конца XX в. – персональный компьютер с выходом в Интернет. Каковы сегодняшние пользователи третьего (60+) и четвертого) возраста Что ив какой степени из возможностей компьютера ими освоено По каким путям пришли эти люди в цифровой мир Эти вопросы требуют ответа, поскольку от диагностики пользовательских характеристик старших возрастных групп зависит прогнозирование потенциала их адаптивности, включенности в социальные взаимодействия, которые сегодня опосредованы компьютерными технологиями. С середины х гг. государство оказывало и продолжает оказывать поддержку в освоении компьютера через центры социального обслуживания и сеть массовых библиотек, где действуют специализированные курсы. Актуальным представляется вопрос о значении этого финансируемого государством пути приобщения к компьютеру для людей в возрасте. Наконец, анализ мотивов отказа от освоения и владения компьютером также очень важен для понимания как возрастной субкультуры, таки особенностей распространения технических инноваций в обществе. По мере включения в пользовательские компьютерные практики людей старших возрастных групп этот процесс осмысляется как исследовательская проблема, прежде всего социальными учеными, отечественными и зарубежными. Принимая во внимание данные статьи Использование компьютера представителями старших возрастных групп мультидисципли- нарный обзор [1], вышедшей в 2010 г, можно констатировать, что в зарубежной (англоязычной) научной периодике возрастная тематика появилась еще в е гг. XX в. Скачок публикационной активности произошел после 2000 года, журналами-лидерами стали геронтологические издания, такие как Старение и общество
(Ageing & Society), Европейский журнал постарению, Журнал исследований старения (Journal of Aging
Studies) и ряд других. Нов гг. лидерство в освещении тематики возрастных пользователей компьютера переходит изданиям направления взаимодействие человека и компьютера, это, например, Международный журнал исследований взаимодействия человека и компьютера
(International Journal of Human-Computer Stu- dies), Взаимодействуя с компьютерами (Inte- racting with Computers), Компьютеры и человеческое поведение (Computers in Human Be-

96
А.С. Биккулов, О.В. Сергеева havior) и др. Геронтологическая периодика опускается на второе место по количеству публикаций, а третье место занимают журналы направления забота о здоровье (healthcare). По переориентации потока статей можно проследить, как изменялся научный дискурс от рассмотрения пользовательского опыта в третьем возрасте как некоторой специфической проблемы к изучению отдельных, частных аспектов взаимодействия с компьютером в среде возрастных групп. Российские ученые осваивают тему примерно с середины х гг. Поскольку речь идет о национальной ситуации и нет такого обширного потока, как масса интернациональной англоязычной периодики, возможно отметить конкретные вопросы, нашедшие отражение врос- сийских публикациях возрастное информационное неравенство и освоение компьютерных навыков на пути социально-экономической инклю- зии и улучшения межпоколенческих взаимодействий (ИВ. Трифонова [2], А.А. Смолькин [3, 4]); сравнение степени вовлеченности в использование ИКТ старшими группами разных стран
(И.А. Григорьева, С.П. Чернышова [5]); интерпретация обыденных представлений о цифровых технологиях у людей третьего возраста АД. Трахтенберг [6]) и изменениях их повседневности в связи с компьютером (О.В. Сергеева
[7]). В 2013–2015 гг. появился комплекс работ петербургских социологов АС. Биккулова [8],
Л.А. Видясовой [9], И.А. Григорьевой [10, 11],
А.В. Дмитриевой [12], в значительной степени заполняющих лакуны возрастной проблематики цифровизации.
Методология исследования Цель исследования – выявление параметров взаимодействия людей старших возрастных групп с ИКТ. Для того чтобы выяснить, способствуют ли современные ИКТ активности пожилых, их включению в информационное общество и замедляют ли социальное старение и исключение, нельзя оставлять в фокусе внимания только приобщившихся к цифровым технологиям, понимание особенностей жизни с технологией возможно только при сравнении пожилых пользователей и непользователей. Поэтому была сформирована стратифицированная выборка, квотированная по показателям пола, возраста и места проживания. Участниками опроса были 1084 человека (мужчины – 30%, женщины – 70%), что примерно соответствует демографической структуре населения этого возраста в возрастных рамках, официально установленных в России пенсионным законодательством (женщины от 55+, мужчины 60+), как владеющие компьютерными навыками, таки невладеющие. Опрос был проведен в 2015 г. методом стандартизированного интервью. Опросный лист включал закрытые и полузакрытые вопросы всего 26 вопросов, из них 7 вопросов социаль- но-демографического характера, а 4 вопроса – для не пользующихся компьютером. Такое количество вопросов позволяло избежать ослабления внимания и потери интереса к общению у респондентов. Средняя продолжительность интервью была 7 минут. Территория реализации выборки – Санкт- Петербург и два районных центра – г. Гатчина Ленинградская область) и г. Чудово (Новгородская область. В Санкт-Петербурге были опрошены 884 человека, 100 – в Ленинградской области, 100 – в Новгородской области. Целенаправленный отбор респондентов был осуществлен через комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСОН), центр «Хэ- сэд Авраам» (Петроградский район) и специализированные мероприятия, проводимые Центральной городской библиотекой им. В.В. Мая- ковского. Вопросе участвовали КЦСОН Адмиралтейского, Калининского и Василеостровско- го районов. Структура КЦСОН включает как социально-досуговые отделения в округах района, таки отделения дневного пребывания граждан и отделения временного проживания. Работа в разных структурных подразделениях
КЦСОН обеспечивала доступ интервьюеров к представителям как третьего, таки четвертого (старше 75 лет) возрастов.
Пользователи или непользователи? Мой планшет всегда со мной, – так ответила одна из респонденток на первый вопрос интервью, деливший всех опрашиваемых на пользователей и непользователей. Этот ответа также полученные данные показывают степень вовлеченности в цифровой мир тех, кого по инерции повседневного сознания считают преимущественно исключенными. Оказывается, это не совсем так. Распределение ответов в возрастных группах показывает, что группы 55–60 ив большинстве своем (85% и 77%) умеют пользоваться компьютером, причем в половине случаев оценивают свои навыки как хорошие. Предсказуемо больше половины непользователей компьютера в старших возрастных группах (71–
80, 81+). Конечно, надо иметь ввиду, что данные относятся к жителям второго российского столичного мегаполиса и близлежащих район-

«Компьютер не роскошь, а средство…»
97
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос Умеете ли Вы пользоваться компьютером
(в зависимости от возраста, % Варианты ответа
Возраст респондента 55–60 55–60 55–60 Да, хорошо
43
43
43
43
43
Пользуюсь, нос трудом
42
42
42
42
42
Нет, не умею пользоваться 15 15 15 Итого 100 100 100 100
Распределение ответов на вопрос
Таблица 2
«Умеете ли Вы пользоваться компьютером (в зависимости от пола, % Варианты ответа
Муж.
Жен.
Да, хорошо Пользуюсь, нос трудом Нет, не умею пользоваться Итого 100
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос Умеете ли Вы пользоваться компьютером
(в зависимости от места жительства, % Варианты ответа
Санкт-Петербург г. Гатчина, г. Чудово
Да, хорошо Пользуюсь, нос трудом Нет, не умею пользоваться Итого 100
ных городов. Тем не менее цифры красноречиво говорят о том, что компьютер перестал быть молодой технологией для молодых. Так, например, когда мы сегодня говорим «геймер», то им вполне может быть не только подросток, но и его дед, коротающий свободное время за партией бильярда онлайн. В исследовании мы ставили задачу проверить, влияют ли пол, уровень образования, местожительства, профессиональный статус на приобщение к использованию компьютера. Принципиальных отличий между мужчинами и женщинами нет, хотя можно видеть, что мужчины увереннее в самооценке пользовательских навыков, почти половина мужчин освоила компьютер самостоятельно, без посещения компьютерных курсов, они имеют более продолжительный опыт работы с компьютером. Женщины склонны говорить осторожнее, отмечая свои трудности, как правило, для освоения компьютеров посещали какие-либо курсы. Один из немногих вопросов, где в ответах ярко выражено различие по полу, это вопрос о том, насколько пригодилось умение пользоваться компьютером для работы, зарабатывания денег, продолжения профессиональной деятельности выбрали ответ да, очень помогло 39.7% мужчин и только 12.8% женщин, что, вероятно, является следствием особенностей профессиональной занятости мужчин после достижения пенсионного возраста. Вместе стем женщины больше общаются в Интернете в социальных сетях (48.4% женщин-пользователей противу мужчин, на форумах и блогах (11.6% женщин-пользователей противу мужчин, чаще пользуются интернет-телефонией в виде
Skype и др. (48.4% против 36.5%). Различия в результатах исследования между
Санкт-Петербургом и районными городами имеются, ноне столь значительные, как ожидалось. Так, респондентов, ответивших, что умеют пользоваться компьютером, 24.5% в Санкт- Петербурге ив Гатчине и Чудове. По количеству часов вдень, проводимых за компьютером, выбрали минимальный вариант пользуюсь не каждый день 34.0% в Санкт- Петербурге против 57.6% – в районных городах. Хотя по уровню компьютерных навыков, продолжительности использования компьютеров и конкретных сервисов Интернета результаты отличаются примерно в полтора раза в сторону более низких показателей в районных городах, нов дальнейшем мы в основном будем опираться на анализ по возрастным группам, так как он более показателен в районных городах видны те же тенденции, только в меньшем масштабе. Достаточно предсказуемым оказалось влияние на уровень использования информационных

98
А.С. Биккулов, О.В. Сергеева
Распределение ответов на вопрос
Таблица 4
«Умеете ли Вы пользоваться компьютером (в зависимости от профессионального статуса, % Варианты ответа
Руководящие должности (начальник, заместитель начальника)
Специалисты с высшим образованием без подчиненных
Служащие, незанятые физическим трудом
Рабочие и другие например, домашние хозяйки)
Да, хорошо
48
27 14 Пользуюсь, нос трудом 24 24 Нет, не умею пользоваться 49
62
48
Итого
100 100 100 100
Распределение ответов на вопрос Пользуетесь ли Вы банкоматом?»
(в зависимости от наличия компьютерных навыков, %
Таблица 5 Варианты ответа
Пользуюсь компьютером
Не пользуюсь компьютером
Пользуюсь банкоматом
70 Не пользуюсь банкоматом
30 Итого 100
Распределение ответов на вопрос Пользуетесь ли Вы мобильным телефоном
(в зависимости от наличия компьютерных навыков, %
Таблица 6 Варианты ответа
Пользуюсь компьютером
Не пользуюсь компьютером
Пользуюсь мобильным телефоном Не пользуюсь мобильным телефоном Итого технологий образования и профессионального статуса респондентов, который был у них до достижения пенсионного возраста чем выше образование, квалификация и должность опрашиваемого, тем выше уровень самооценки сегодняшних компьютерных навыков. В частности, половина респондентов сученой степенью оценивает свои навыки использования как хорошие, среди людей с высшим образованием таких уже около трети, среди респондентов со средним образованием около 20%, с неполным средним – 2.5%. Распределение ответов на вопрос Сколько часов вдень Выпроводите за компьютером по возрастным группам показывает, что примерно треть пользуется компьютером не ежедневно (эта доля предсказуемо растет с возрастом, ноне превышает 45% нив одной возрастной группе, а остальные практически равномерно распределены между вариантами ответа примерно один час, больше одного часа, больше 3 часов, из чего можно сделать вывод, что если человек умеет пользоваться информационными технологиями, тов большинстве случаев пользуется ими достаточно активно, возраст при этом не является барьером. Скорее следует признать, что возраст – как опыт, привычки, особенности социализации в другой информационной среде (которую часто называют книжной культурой) – оказывает влияние на начальном этапе, когда нужно сделать первый шаг к освоению технологии. Окружающий нас мир является средой встроенных в повседневные вещи микрокомпьютеров. Автоматические стиральные машины, мультиварки, пылесосы и др. – вся техника имеет сегодня свой маленький компьютер и интерфейс для взаимодействия с ним. Поэтому одной из задач опроса была направленность на выяснение того, как пользователь компьютера адаптирует другие распространенные технические устройства, в частности мобильный телефон и банкомат. Полученные данные показывают, что пользователи компьютера гораздо чаще принимают и другие современные ИКТ, хотя банкомат значительно уступает в освоенности мобильному телефону.
Как и почему пользователи
стали пользователями Ответы на вопрос Научились ли Вы использовать компьютер в большей мере до пенсионного возраста или после его достижения показывают зависимость от соотношения достижения пенсионного возраста опрашиваемыми и времени активного распространения компьютерных технологий. Так, если в наиболее молодой возрастной группе респондентов (55–60), которые застали бум информационных технологий еще в период своей работы, ответы поделились примерно поровну между вариантами в большей мере до пенсионного возраста, в равной степени и дои после, в большей мере после достижения пенсионного возраста,

«Компьютер не роскошь, а средство…»
99
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос Обучались ли Вы когда-нибудь использованию компьютера
на курсах (бесплатных или платных (несколько вариантов ответа, % Варианты ответа
Возраст респондента 61–65 66–70 71–80 81 и старше
Обучился самостоятельно 21 20 33 Да, посещала) платные курсы 15 4
2 Да, посещала) бесплатные курсы в библиотеке, центре социального обслуживания
20
31
38
38
23
Меня научили близкие 23 18 24 39
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос Помогли ли Вам полученные знания и навыки использования
компьютера для организации досуга, развлечения, общения, % Варианты ответа
Возраст респондента 61–65 66–70 71–80 81 и старше
Да, очень помогли 61–65 66–70 71–80 81 и старше
В общем-то, помогли, ноне очень 54 58 53 Совсем не помогли 18 15 12 Затрудняюсь ответить 12 18 23 Итого 16 9
12 то более пожилые пенсионеры-пользователи были вынуждены в большей степени осваивать компьютерные технологии уже после выхода на пенсию (37% в возрастной группе 55–60, 80% в возрастной группе 71–80). Анализ ответов на вопрос Обучались ли Вы когда-нибудь использованию компьютера на курсах (бесплатных или платных показывает, что большинство представителей старших групп, владеющих ИКТ, во всех возрастных диапазонах, научились этому преимущественно на курсах (в равной степени на платных и бесплатных, самостоятельными усилиями ив несколько меньшей степени с помощью родных и близких. Компьютерные курсы, организованные сегодня в центрах социального обслуживания, муниципальных библиотеках, клубах, показывают себя как агента социализации, специфика которого, как считают исследователи, – в приобщении к новым формам досуга [12, с. 196]. Одной из центральных задач исследования, выразившейся в нескольких вопросах, была задача выявления мотивов освоения и использования компьютерных технологий утех, кто ими пользуется. В частности, сопоставление ответов на два самых общих вопроса помогают ликом- пьютерные технологии сохранять связи с близкими и друзьями и помогают ли (помогали ли) они в профессиональной деятельности – показало, что большинство старших пользователей отмечают несомненную поддержку компьютера, Интернета, скайпа в поддержании связи с близкими и друзьями (во всех возрастных группах около 60%). В районных городах Гатчине и Чудове эта цифра даже выше (около 80% пользователей. Это связано, вероятно, стем, что молодые поколения уезжают жить в более крупные города и интернет-общение становится важной повседневной практикой для остающихся старших родственников. Значительно меньшее число респондентов отметило использование компьютерных технологий для своей профессиональной деятельности, постоянное или эпизодическое (около 50% в группах до 70 лет, около 30% – в группе 71–80). При ответе на вопрос Помогли ли Вам полученные знания и навыки использования компьютера для работы, зарабатывания денег, продолжения профессиональной деятельности оказалось почти вдвое больше тех, кому компьютерные навыки совсем в этом не пригодились (примерно 50% против 25% или 40% на 20% во всех возрастных группах. Устойчивым является интерес респондентов к компьютеру как средству досуга и общения. Это общекультурная глобальная тенденция, в русле которой мы все сегодня движемся, и старшие группы – не исключение.

100
А.С. Биккулов, О.В. Сергеева
Распределение ответов на вопрос
Таблица 9
«Что из перечисленного Вам приходилось делать в Интернете за последний месяц
(несколько вариантов ответа, % Варианты ответа
Возраст респондента 55–60 55–60 55–60 Искать информацию 71 76 69 Читать новости 72 56 54 Общаться в социальных сетях (Одноклассники,
«ВКонтакте» и др 54 31 39 Просматривать фотографии 59 42 26 Вести переписку по электронной почте 44 38 39 Пользоваться интернет-телефонией (Skype, Google voice и т.д.)
47 46 33 52 Скачивать, просматривать видео 33 27 35 Скачивать, прослушивать музыку 33 20 32 Покупать, заказывать товары / услуги в интернет- магазинах 18 9
12 Получать госуслуги через Интернет (оформление пособий, пенсии, паспорта, загранпаспорта и других документов, записываться на прием к врачу и др 16 20 15 Заказывать номерок к врачу или вызывать врача 15 20 19 Читать и общаться в форумах или блогах (обсуждения на форумах или блогах)
22 13 7
2 Смотреть интернет-телевидение
16 25 4
12 Искать работу 16 4
5 Управлять банковским счетом через Интернет 8
2 Играть в онлайн-игры
9 18 22 20 Оплачивать товары / услуги электронными деньгами 13 9
8 Использовать сервисы электронного правительства 10 0
8 Скачивать, приобретать программное обеспечение, приложения 8
2 Вести интернет-дневник (блог)
9 2
0 Заказывать лекарства 2
7 Слушать интернет-радио, подкасты
7 12 0
9 Пользоваться сервисами обмена мгновенными сообщениями (ICQ, QIP, Jimm и т.д.)
4 2
0 Ничего из перечисленного 0
4 Часы, проведенные за компьютером в среде третьего и четвертого возрастов, тратятся на просмотр разнообразной информации, новостей и на поддержание социальных связей. Наиболее востребованные функции Интернета среди респондентов в порядке убывания поиск информации, чтение новостей, общение в социальных сетях (Одноклассники, «ВКонтакте» и др, просмотр фотографий, переписка по электронной почте, использование интернет-телефонии
(Skype, Google voice и т.д.) – в разных возрастных группах ими пользуются в целом больше половины респондентов, имеющих компьютерные навыки. И если у нас принято традиционно говорить о стариках как «телепоколении», нужно иметь ввиду, что представители компьютерных пользователей совмещают телевизионный и сетевой информационные потоки, чтобы получить разные мнения и оценки событий. Одна из гипотез, формулировавшихся нами входе подготовки опроса, заключалась в том, что представители более молодых групп (55+ и
60+), освоившие компьютер вне столь поздний период жизни, будут настроены оптимистичнее

«Компьютер не роскошь, а средство…»
101
Распределение ответов на вопрос Как Вы оцениваете свое будущее
(в зависимости от возраста, %
Таблица 10 Варианты ответа 61–65 66–70 71–80 81 и старше
Оптимистически
61 61 60 51 Пессимистически 21 17 18 Затрудняюсь ответить 18 23 31 Итого 100 100 100 100
Распределение ответов на вопрос Как Вы оцениваете свое будущее
(в зависимости от компьютерных навыков, %
Таблица 11 Варианты ответа
Пользуюсь компьютером хорошо
Пользуюсь компьютером с трудом
Не умею пользоваться
Оптимистически
66 59 Пессимистически 16 Затрудняюсь ответить 25 Итого 100 100
Распределение ответов на вопрос Почему Вы не освоили компьютер
(в зависимости от возраста несколько вариантов ответа, %
Таблица 12 Варианты ответа 71 и старше
Это дорогая вещь, не могу ее купить Это ненужное мне устройство, я хорошо обхожусь и без компьютера Не освоил/освоила, так как никто не помог, не подтолкнул к освоению
54
52
Компьютер кажется мне вредным для здоровья Компьютер – это техника для молодых в оценке своего будущего по сравнению с возрастными группами 71+. Такое предположение казалось нам вполне очевидным, поскольку окружающая нас реальность постоянно требует быть компетентными в обращении с ИКТ. А человек, лишенный компьютерных навыков, как мы думали, ощущает озабоченность перед тех- нологизирующимся будущими свою несовременность. Однако полученные данные не подтвердили гипотезу, показав значительный уровень оптимизма среди всех опрошенных представителей старшего поколения – более молодых и старше, пользователей и непользователей табл. 10, 11). В объяснении установки на оптимизм, как мы предполагаем, можно высказать несколько идей. Во-первых, обусловленность этого настроения особенностями советской социализации, формировавшей ориентацию на будущее и правило в быту довольствоваться малым. Во- вторых, отсутствие явного страха перед будущем даже в среде непользователей связано, вероятно, стем, что эти люди имеют устойчивый мир отношений и действий, поддерживаемых старыми способами, доступными ив компьютеризированном настоящем. Например, получение информации через традиционные СМИ, досуги общение в первичных группах, находящихся поблизости в городе, использование еще докомпьютерных сервисов – почтового, банковского, административно-бюрократического. Мы видим, что несмотря на уменьшение количества не пользующихся ИКТ в среде старших возрастных групп, некоторые островки миров без компьютера еще сохраняются. Выявление причин избегания и невнимания к новым технологиям, в частности к компьютеру, также интересно и эвристично для социальной науки, как и анализ адаптации инноваций. По нашим данным, в группах молодых (дои в группах старших (71+) респондентов, не пользующихся компьютером, лидирует объяснение, которое связано с отсутствием социального побуждения (табл. 12). Вариант ответа никто не помог, не подтолкнул к освоению свидетельствует, как мы думаем, во-первых, о значении малых групп – семейных, дружеских, профессиональных, взаимодействие в которых и эффект подражания побуждают человека к изменению повседневных практик во-вторых, причина отсутствия социального побуждения непрямо, но косвенно подтверждает сохранение, казалось бы в плотной цифровой реальности, миров без компьютера.

102
А.С. Биккулов, О.В. Сергеева
Выводы Результаты исследования продемонстрировали, что старшие поколения все больше становятся обычными в положительном смысле этого слова участниками компьютерно-опосредо- ванных коммуникаций ив большинстве своем
(85–77%) умеют пользоваться компьютером, причем половина из тех, кто умеет пользоваться компьютером, оценивают свои навыки как хорошие. Многие прошли обучение на курсах, чаще бесплатных. В целом практики этой группы все меньше отличаются от практик остальных пользователей компьютера, они также проводят все больше времени перед монитором по мере освоения функций технологии, также используют Интернет в качестве источника информации, средства общения в соцсетях и
Skype. Некоторые особенности в способах вхождения в цифровой мири в пользовательском опыте можно обнаружить в сравнении третьего и четвертого возрастов, при этом отдельный интерес представляет обращение к открытию непользовательских миров, все сужающихся, но все-таки сохраняющихся в изучаемой по- коленческой среде. Старшие пользователи компьютера являются также адептами и других современных технологий, они в большинстве своем включили в свои практики мобильный телефон и банкомат. В дальнейшем перспективным направлением считаем исследование содержательной дифференциации в среде старших поколений по пользовательским практикам – коммуникативной, геймерской, блогерской. Такое направление работы позволит не только получить новые данные, но будет иметь и этический смысл устранения эйджистских стереотипов.


Примечания: Исследование выполнено в
Университете ИТМО на средства гранта
Российского научного фонда (проект №14-18-
03434) по теме Модели взаимодействия
общества и пожилых людей исследование
возможностей социальной инклюзии»
Список литературы
1.
Wagner N., Hassanein K., Head M. Computer use by older adults: A multi-disciplinary review // Computers in Human Behavior. 2010. V. 26. P. 870–882.
2.
Трифонова ИВ. Информационная поддержка представителей третьего возраста в современном российском обществе Автореф. дис. канд. соци- ол. наук. Саратов Сарат. гос. техн. унт, 2006. 19 с.
3.
Смолькин А.А., Трифонова ИВ. Геронтологические аспекты информационного неравенства // Старшее поколение в соврем. семье Сб. науч. ст. /
НИСОЦ. Н. Новгород, 2009. С. 413–415.
4.
Смолькин А.А. Навыки владения современными компьютерными технологиями у представителей старших возрастных групп как условие их успешной социально-экономической интеграции // Социология власти. 2012. № 6–7. С. 115–136.
5.
Григорьева И.А., Чернышова С.П. Новые подходы к профилактике социального исключения пожилых Журнал социологии и социальной антропологии. С. 186–196.
6.
Трахтенберг АД. Компьютеры на Россию как ушат воды вылили информационно-коммуни- кационные технологии глазами пожилых людей //
Дискурс-Пи. 2010. Т. 9. № 1–2. С. 117–120.
7.
Сергеева О.В., Анипкин МА, Калашнико- ва ОС, Каушан Ю.Э., Смирнова ЕД. Пожилые люди и компьютер // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.
2012. Т. 24 (65). № 1–2. С. 316–322.
8.
Бершадская Л.А., Биккулов АС, Жук Д.В.,
Низомутдинов Б.А. Интернет и пожилые включен- ность старших возрастных групп и внимание к их проблемам // Информационные ресурсы России.
2014.
№ 5 (141). С. 11–15.
9.
Видясова (Бершадская) Л.А. Технологии электронного правительства и инструменты электронного участия новые возможности для жителей Петербурга старшего возраста // Государство и граждане в электронной среде теория и технологии исследований Сборник научных статей. Труды XVIII объединенной конференции Интернет и современное общество (IMS-2015), Санкт-Петербург, 23–25 июня г. СПб.: Университет ИТМО, 2015. С. 159–
168.
10.
Григорьева И.А., Дмитриева А.В. Обучение пожилых ИКТ и возможности их трудоустройства // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре Сборник научных статей. Труды XVII Всероссийской объединенной конференции Интернет и современное общество (IMS-
2014) /
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики Библиотека Российской академии наук. СПб., 2014. С. 317–319.
11.
Григорьева И.А. «КиберПочт@» для пожилых в Санкт-Петербурге // Государство и граждане в электронной среде теория и технологии исследований Сборник научных статей. Труды XVIII объединенной конференции Интернет и современное общество, Санкт-Петербург, 23–25 июня
2015 г. СПб.: Университет ИТМО, 2015. С. 168–176.
12.
Дмитриева А.В. Компьютерная грамотность как инструмент социального включения пожилых людей в современное общество // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. №3. С. 184–
197.

«Компьютер не роскошь, а средство…»
103
PERSONAL COMPUTER AS EVERYDAY TECHNOLOGY:
EMPIRICAL RESEARCH OF COMPUTER USAGE AMONG RUSSIAN ELDERLY
A.S. Bikkulov,
1
O.V. Sergeyeva
2
1
ITMO University
2
Saint-Petersburg State University
This article aims to explore how Russian elderly use digital technology. For that purpose we contacted people who are
55+ and live in St. Petersburg, Gatchina and Chudovo and asked them to complete a short interview. We discuss the routi- nization of computer usage, show the differences between third age and fourth age groups, explain the motives for familia- rization with computer technology such as professional and recreation motivations. We also investigate the relation between computer usage and the trust in other modern technologies like mobile phones and ATMs and show the rating of Internet activity types.
Keywords: elderly, age, computer and Internet use.

Document Outline

  • «КОМПЬЮТЕР НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ЦИФРОВОЙ МИР СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
    • Вводные замечания
    • Методология исследования
    • Пользователи или непользователи?
    • Как и почему пользователи стали пользователями
    • Выводы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал