Коллекции и коллекционеры (рефлексия)



Скачать 49.39 Kb.
Pdf просмотр
Дата13.02.2017
Размер49.39 Kb.
Просмотров151
Скачиваний0

Коллекции и коллекционеры
(рефлексия)
Никитина Светлана Борисовна
учитель ГБОУ школы № 430
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Цель: дать представление о том, что такое коллекция, какую функцию играет коллекционирование в жизни человека
Задачи:

познакомить с видами коллекций, помочь выявить от чего зависит выбор предмета коллекционирования

способствовать формированию понимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством общения с памятниками истории и культуры;

помочь осознать специфику коллекционирования, основные правила собирания и существования коллекций;

развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Ход занятия:
1.
Вступление.
Учитель предлагает вспомнить путешествие в музей. Какие вещи и предметы в музейной коллекции больше всего запомнились, какие из них наиболее точно характеризуют своего владельца.
Напомните, что среди множества полезных и нужных хозяину предметов во дворце собраны вещи, на первый взгляд, совсем бесполезные – картины, вазы. Да не одна, две, а целые коллекции.
Зачем все это необходимо Петру и что значит слово коллекция, в этом мы и попытаемся разобраться на занятии.
Учитель объявляет тему урока.
2.
Создание проблемной ситуации
Педагог рассказывает ситуацию. Однажды он был в гостях и наблюдал следующую сцену:
Два мальчика – Дима и его друг Тема рассматривали открытки. Одна из них очень понравилась Теме.
-Дима, подари мне эту открытку.
-Да ты что!!!! Это открытка из маминой коллекции. Она начала собирать ее давным-давно, когда такие открытки были очень популярны.
-Жаль, тогда давай поменяемся на что-нибудь.

-Нет, мама знает каждую открытку. Ведь почти у каждой открытки есть своя история.
-Ладно, понял. А как на счет вот этой открытки – она совсем старенькая и некрасивая.
-Ни в коем случае. Это семейная реликвия.
-Ну и что?
-У нее есть особая история. С этой открытки бабушка начала коллекционировать открытки – ведь это первая открытка от моего дедушки с фронта, как весточка о том, что он жив.
В этот момент в комнату вошла мама.
-Сынок, смотри, какую коллекционную открытку мне удалось купить на аукционе. Теперь у нас есть целая коллекция открыток этой серии. Ну и дорого же она стоила, но ведь на то мы и коллекционеры, чтобы находить редкие вещи. Пойдем, порадуем бабушку.
Когда Дима с мамой уходят, Тема удивленно разводит руками: «Да… три поколения в Димкиной семье коллекционируют открытки. Зачем им столько открыток?»
3. Педагог предлагает поискать ответ на вопрос, поставленный Темой, а также задуматься:
Что еще собирают люди и зачем они это делают?
Собирать и коллекционировать это одно и тоже?
Что происходит дальше с вещами, которые собирает коллекционер?
(вопросы на слайдe 1)
4. Исследовательская деятельность в группах. Работа со словарем
С. И. Ожегова
Учитель предлагает каждой группе найти в словаре:
1 группа – определение слова «коллекционер»;
2 группа – определение слова «коллекция»
3 группа – определение слова «коллекционировать»
Дети дают ответы (слайд 2)
Коллекционер – человек, который занимается коллекционированием.
Коллекция – систематизированное собрание каких-нибудь предметов
(древних монет, картин, марок и т.д.).
Коллекционировать – собирать коллекцию каких-нибудь предметов.
Педагог подводит детей к выводу, что собирать и коллекционировать это синонимы.
5. Учитель сообщает, что люди могут создавать коллекции совершенно из разных предметов. От чего же зависит выбор предмета коллекционирования? Чтобы разобраться в этом ученикам предлагается продолжить работу в группах. Каждой группе предлагается набор иллюстраций, из которых предлагается выбрать:

1 группе – предметы, которые могут коллекционировать сами ученики и их ровесники.
2 группе – предметы, которые могли коллекционировать их родители, когда были такими же как он.
3 группе – предметы, которые, возможно, коллекционировали дедушки и бабушки в детстве.
По итогам проверки учитель совместно с учениками заполняет таблицу (слайд 3)
Поколение
Предмет коллекционирования
Мои ровесники
Наклейки, игрушки из журналов, диски, киндер-сюрпризы, компьютерные игры, ручки, открытки, фантики, марки
Родители
Жевательные резинки, значки, карманные календари, фантики, открытки, марки, пластинки, модельные машинки, солдатики
Бабушки и дедушки
Платки, фотографии артистов, статуэтки, марки, открытки, конверты, фантики, спички, этикетки, пластинки
Педагог предлагает обсудить, как и в связи с чем меняются пристрастия коллекционеров, что собирали дети в разные исторические периоды и почему именно эти предметы привлекали их внимание.
Завершая обсуждение, педагог делает вывод, что выбор предметов для коллекционирования зависит от увлечений человека, от моды в данный исторический промежуток времени, от того, насколько ценны эти предметы, наконец, от материального достатка коллекционера.
6. Социологическое исследование. Педагог предлагает ученикам поделиться своим опытом – пробовали ли они когда-нибудь что-то собирать? Как долго продлилось их увлечение? Есть ли в семье традиции коллекционирования? Обобщая ответы учащихся, учитель подводит итог: многие люди пытаются создать коллекции, но лишь немногим удается пронести это увлечение через всю жизнь. Только по настоящему увлеченные люди продолжают собирать свои коллекции всю жизнь.
Учитель приводит интересные факты о коллекциях и коллекционерах.

Фермер из
Дании
Хансен еще мальчиком увлекся собиранием перьев птиц. И в 1957 году был открыт единственный музей перьев. Крупные перья в музее хранятся в застекленных витринах, а маленькие перышки в специальных альбомах.

Собирание спичечных этикеток может считаться более старым, чем даже коллекционирование марок. Первая спичечная этикетка была напечатана в 1827году в Англии. В
Калуге находится единственный Музей спичек, созданный в

1980-е гг. В экспозиции можно увидеть спичку, длина которой более метра, спичку-свечу, которая горит полчаса, спичку, которая не гаснет на ветру.

Самая большая коллекция нэцкэ
(статуэток, вырезанных из слоновой кости) принадлежала коллекционеру С.
П. Варшавскому. Его собрание насчитывало 282 миниатюрные статуэтки. Эта коллекция передана в Эрмитаж, где хранится самое крупное собрание в России этих фигурок.

Коллекционер Любимов А. И., занимающийся собиранием оловянных солдатиков, имеет в своей коллекции более 20000 фигурок. Самая большая коллекция у Люшковского
И.В. В его коллекции более 50000 фигурок. Сейчас его солдатики хранятся в музее Суворова.
Оказывается,
Г.Х.
Андерсен тоже был страстным коллекционером оловянных солдатиков. Полководец Суворов и император Наполеон даже брали с собой в военные походы маленькие фигурки солдат, которые, несомненно, помогали им выигрывать настоящие сражения.
Интересный факт, что первые игрушечные солдатики делали из воска и пробки, и даже муки и сахара. Золотые и серебряные фигурки солдатиков могли позволить себе лишь царские дети, да отпрыски аристократов.
Массовой и недорогой игрушкой солдатики становятся в конце XVIII века, когда их начинают отливать из олова
7. Учитель делает вывод, что очень многие великие люди прошлого были страстными коллекционерами. Петр Великий не исключение. Что же он собирал? Выслушиваются предположения детей. Педагог уточняет, что
Петр с раннего возраста увлекался собирательством редких монет, предметов старинного быта, а позднее любил собирать оружие. Во время своих путешествий в другие страны он посещал музеи и приобретал то, что ему нравилось. Некоторые коллекции ему дарили. По приказу русского царя в
Санкт-Петербурге был основан музей, в котором хранилось собрание редких и диковинных предметов. Этот музей называется Кунсткамера.
8. Мозговой штурм. Учитель предлагает продолжить исследование в группах и выяснить, что такое коллекция, что отличает коллекцию от простого набора вещей и наконец, что еще можно коллекционировать.
Группа 1: используя словарь, попробуйте определить название коллекций, соедините название и предмет коллекционирования, например:
Спичечные этикетки и коробки, спички филумения
Самые разные материалы о футболе футбофилия
Утюги пресофилия

Игрушки ЛЕГО
легофилия
«Киндер-сюрпризы» из шоколадных яиц киндерфилия
Разные наклейки стикофилия
Подумайте, что еще можно коллекционировать?
Группа
2: рассмотрите предложенный вам набор открыток.
Предложите принцип, по которому может собираться коллекция открыток
(открытки с определенной символикой, открытки, выпущенные в разное время, открытки с видами городов и пр.);
Группа 3: рассмотрите предложенный вам набор предметов
(изображений), предположите – какой предмет в этой коллекции лишний?
Какой предмет, с вашей точки зрения, необходимо добавить? (например, коллекция письменных принадлежностей – от старинных до современных).
Подумайте, чем определяется ценность каждого предмета этой коллекции?
Ответы детей выслушиваются и в совместном обсуждении определяются правила коллекционирования.

Коллекция объединяет определенный тип вещей или предметов по какому-то принципу.
Не пытайтесь коллекционировать все старые вещи подряд, иначе просто запутаетесь.

Коллекции ценятся не по количеству, а по качеству собранного. Иной раз одна редкая вещь стоит сотни обычных.

Коллекция обогащает ум. Настоящий коллекционер, раздобыв редкостную вещь, обязательно узнает о ней все и расскажет другим.
9. Учитель предлагает вернуться к главному вопросу занятия: зачем люди собирают коллекции? Почему тратят на их создание время, деньги и силы? Ответы детей выслушиваются, подводится итог занятия.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал