Киберсоциализация детей посредством игры Плешаков Владимир Андреевич



Скачать 327.26 Kb.

Дата16.02.2017
Размер327.26 Kb.
Просмотров135
Скачиваний1

Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2.
http://додмск.рф
44
Киберсоциализация детей посредством игры

Плешаков Владимир Андреевич,
к. п. н., доцент,
доцент кафедры социальной педагогики и психологии
факультета педагогики и психологии МПГУ
ВВЕДЕНИЕ
Всѐ увеличивающиеся темпы жизнедеятельности современного человека на рубеже
XX-XXI веков, вызванные, в частности, во всѐм мире наращивающимися оборотами процессов информатизации, компьютеризации и интернетизации всех областей
науки, образования и производства характеризуются тем, что основным и наиболее
значимым продуктом становится информация и компьютерные базы данных, а ведущими видами деятельности современного человека становятся процессы хранения, обработки и передачи информации, создания, обновления и защиты компьютерных баз данных и т.п.
Социально-культурные и экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы социализации человека. Известно, что социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека, если говорить широко, к
«всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры. Современный мир преображается и изменяется,
вследствие чего меняются факторы социализации человека.
С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет (которую некоторые исследователи смело называют «альтернативой человеческому мозгу») современный человек, как Homo Sapiens, на рубеже XX-XXI веков, фактически, превращается в уникальный новый вид – «Homo Cyberus» (человек киберсоциализирующийся), а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-
педагогического феномена – процесса киберсоциализации человека.
В процесс социализации в киберпространстве: киберсоциализацию вообще,
медиасоциализацию
и
интернет-социализацию,
в
частности,
включены
подрастающие поколения: дети, подростки и молодѐжь.
У современной молодѐжи, активных пользователей социальных сетей и других ресурсов интернет-среды, иначе, чем у «киберстерильных» представителей населения, организуется жизнедеятельность, развиваются интеллектуально-познавательные способности, они по-другому воспринимают внешний мир и составляющее его окружение
(как бы в ином социально-временном сетевом измерении). Речь идет не только о навыках владения современными информационно-коммуникационными технологиями и компьютерной техникой, но и об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур
4
, понятийного поля и многообразных представлений, мировоззрения.

Факт.
По данным МСЭ на 2011 год 47 % населения (свыше 2,5 миллиардов человек)
развивающихся стран составляет молодежь в возрасте до 25 лет, что
4
Плешаков В. А. Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV.
Педагогика. Психология. – М.: ПСТГУ, 2010 – № 2 (17). – С. 68-76.

Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2.
http://додмск.рф
45
определяет колоссальные перспективы увеличения числа пользователей
Интернета.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ
Житель мегаполиса, крупного населѐнного пункта, а сейчас уже и малого города, чтобы считаться «по-настоящему современным», практически обязан быть всегда
«онлайн»: с включенным круглосуточно сотовым (мобильным) телефоном, настроенной на мгновенное оповещение о новом письме электронной почтой (e-mail), онлайн в программах-клиентах для мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Odigo или других интернет-пейджерах) и нескольких социальных сетях интернет-среды (например, популярных для России «Вконтакте» и «Одноклассники»). В народе появились новые поговорки: «без мобильника как без рук», «без Интернета как без рук» и т.п.
За последние пять лет число пользователей Интернета удвоилось, и сегодня по всему миру их насчитывается более двух с половиной миллиардов человек. Темпы роста в этой области в развивающихся странах весьма высоки (14% - в период 2009-2010 годов), при этом основными движущими силами роста интернет-аудитории в абсолютных цифрах являются такие крупные страны, как Бразилия, Китай, Индия, Нигерия и Российская
Федерация. На конец 2010 года Интернетом пользовались примерно 30% мирового населения по сравнению с примерно 12% в 2003 году и 6% в 2000 году
5
Необходимость становления личности в киберпространстве и потребность организовывать жизнедеятельность в интернет-среде с каждым днѐм всѐ более
актуальна и реальна, являясь чуть ли не обязательным критерием социализированности и напрямую киберсоциализированности личности в современном социуме. Для человека
XXI века, практически вне зависимости от возраста вставшего на путь киберсоциализации, уже моветон (от фр. mauvais ton — дурной тон, плохие манеры) не быть зарегистрированным пользователем хотя бы одной социальной сети, не иметь свой персональный сайт и не вести свой блог. Наличие электронной почты и сотового
(мобильного) телефона является же просто обязательным условием успешности современного человека.
Во всемирной «глобальной паутине» (распространѐнный в обществе синоним сети
Интернет), занявшей в XXI веке ключевую позицию в континууме киберпространства как нового жизненного пространства человека, можно наблюдать целую «галактику» сервисов и ресурсов, ставших настоящим полигоном социального воспитания современного
человека в контексте киберсоциализации.
Термин киберсоциализация (изначально - виртуальная компьютерная социализация
6
) введѐн в научный оборот нами в 2005 году. В течение последних шести лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения.
Сейчас мы определяем киберсоциализацию человека (от англ.
Cyber- — в настоящий момент, cвязанный с компьютерными и цифровыми технологиями, в особенности со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идѐт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization - социализация) —
5
Измерение информационного общества. 2011 год. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.itu.int/ITU-D/ict/publications/idi/2011/index.html
6
Плешаков В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности
// Проблемы педагогического образования. Сб. науч. ст.: Вып. 21. / Под ред. В. А. Сластѐнина,
Е. А. Левановой. — М.: МПГУ—МОСПИ, 2005. — С. 48—49.; Плешаков В. А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования. Сб. науч. ст.: Вып. 25.
/ Под ред. В. А. Сластѐнина, Е.А. Левановой. — М.: МПГУ—МОСПИ, 2006. — С. 23—25.; Плешаков В. А.
Об исследовании феноменологии киберсоциализации человека // Актуальные психолого-педагогические исследования, направленные на развитие инноваций в системе образования. Сб. науч. ст. в 2—х ч. / Под ред.
В. А. Сластѐнина. – Ч. 2. — М.: «Прометей» МПГУ, 2008. — С. 89—98.

Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2.
http://додмск.рф
46
социализацию
личности
в
киберпространстве
как
процесс
качественных изменений структуры самосознания личности и
потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под
влиянием и в результате использования человеком современных
информационно-коммуникационных,
цифровых
и
компьютерных
технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в
рамках персональной жизнедеятельности.
Существуют другие префиксы, которые можно рассматривать как альтернативные
(и/или дополняющие) префиксу Cyber-: E- (электронный), I- (интернет), Virtual-
(виртуальный), Net- (сетевой), Info- (информационный), тематически используемые для ряда терминов. Например, e-mail (электронная почта, как средство для киберкоммуникации), электронная книга (альтернативное бумажной книге устройство для чтения), электронная сигарета (имитирующее процесс курения устройство-ингалятор); интернет-социализация (вид киберсоциализации, как социализация в Интернете);
«виртуальные миры» (часто используемый термин для обозначения киберпространства компьютерных и приставочных игр) и т.п.
Киберпространство, как мы считаем, есть некое созданное и
постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное
воплощение ноосферы
7
.
Темпы развития киберпространства в XXI веке высоки, и продолжают динамически нарастать как за счет роста объемов информации в мире, распространения сотовых (мобильных) технологий, так и за счет увеличения количества пользователей компьютерами и сетью Интернет во всех регионах земного шара, ставшей за последнее десятилетие не только чрезвычайно масштабным сектором киберпространства, но и удобной средой и средством удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.
Исходя из сказанного, можно смело отметить, что киберсоциализация человека,
с одной стороны, являясь относительно инновационным феноменом, с другой
стороны, уже давно стала фактической реальностью нашего мира, неотъемлемой
частью социализации современной личности, а также двигателем научно-
технического, экономического и социального прогресса человеческого общества.
Говоря об интернет-социализации, необходимо сделать акцент на том, что сама по себе
интернет-среда стала новым уровнем социального сетевого (и востребованного, что доказывает перманентный рост количества пользователей)
взаимодействия
современных людей практически всех возрастов (от подростков до пожилых людей) в процессе их киберсоциализации.
Однако, особенность современной ситуации в области информационно- коммуникационной инфраструктуры киберпространства состоит в том, что изменения в данной индустрии столь стремительны и обладают таким всеобщим масштабным действием, что сегодняшние инновационные достижения в этой сфере становятся
завтра, как говорится, уже «вчерашним днѐм», соответственно, необходимо
одновременно изучать данные процессы и прогнозировать тенденции их развития,
как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
В новом тысячелетии современные информационно-коммуникационные, компьютерные и цифровые технологии предоставляют колоссальные возможности для сокращения разрыва между уровнями социально-экономического развития различных стран. Современные технологии позволяют осуществлять обмен знаниями и опытом,
они способны активизировать диалог между культурами. Устранение «разрыва в цифровых технологиях» между развитыми и развивающимися странами должно стать
7
Плешаков В. А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука — 2010. — № 1. — С. 27—31.

Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2.
http://додмск.рф
47 важнейшей стратегической задачей в деятельности многих международных организаций, занимающихся вопросами образования и, прежде всего, Организации Объединенных
Наций по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
В 2010-2011 гг. разработка теории киберсоциализации человека, ведущаяся нами с 2005 года, получила государственное внимание в рамках гранта Президента
Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых
кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные
основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации
человека»
8
, активно позиционируется на просторах Интернета для конструктивного дискурса в тематическом блоге: «
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ вместе с кандидатом
педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым
» на страницах известного во всѐм мире и самого широко аудиторного «Живого журнала»
(лауреата премии Рунета 2009 года в номинации «Государство и общество», в народе называемого сокращенно «ЖЖ»)
9
и на официальной страничке киберсоциализации
«ВКонтакте»
10
, популярной в Рунете социальной сети интернет-среды, успешно выполняющей функции Международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации.
За последние пять лет под нашим руководством на факультетах педагогики и психологии в МПГУ и МОСПИ выполнено более шести десятков исследований в рамках курсовых, бакалаврских, дипломных, магистерских работ, посвящѐнных феномену киберсоциализации человека. Авторы работ этой тематики регулярно награждаются дипломами лауреатов конкурса МПГУ на лучшую научную работу студентов
11 12
С 2005 года осуществляется регулярная работа по продвижению исследований
феномена киберсоциализации среди профессорско-преподавательского состава
СПО
13 14 15
и ВПО
16 17
и студенческой аудитории
18
: доклады на методологических семинарах и конференциях, мастер-классы и проблемные обсуждения.
8
№ 49. Плешаков Владимир Андреевич. МК-7744.2010.6. Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет"/ Совет по грантам Президента Российской Федерации. Победители конкурса 2010 года по государственной поддержке молодых российских ученых-кандидатов наук. Общественные и гуманитарные науки.
[Электронный ресурс]

Режим доступа: http://grants.extech.ru/grants/res/winners.php?OZ=6&TZ=K&year=2010 9
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем
Плешаковым
: Киберсоциализируемся вместе, Друзья! ))) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/
10
Официальная страничка
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ
"ВКонтакте", посвященная феномену киберсоциализации человека. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vkontakte.ru/cybersocialization
11
Награда за научную работу по киберсоциализации нашла свою героиню! [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/8323.html
12 1 сентября – День Знаний и наград за исследование киберсоциализации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/21119.html
13
Киберсоциализация на курсах повышения квалификации и спецкурс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/8864.html
14
Киберсоциализация на курсах
СПО
[Электронный ресурс]

Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/16094.html
15
Киберсоциализация на курсах
СПО-2011
[Электронный ресурс]

Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/21470.html
16
Киберсоциализация на курсах повышения квалификации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/2081.html
17
Киберсоциализация v. 4.0 на курсах повышения квалификации (на базе МПГУ) [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/17296.html
18
Киберсоциализация на
Адаптиве-2011
[Электронный ресурс]

Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/21651.html

Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2.
http://додмск.рф
48
С 2010 года в рамках ежегодной Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии существует самостоятельная секция «Киберсоциализация: человек в
информационном пространстве»
19 20
.
С 2011 года в рамках ежегодной научно-практической конференции «Психология и педагогика в контексте современности: теория и практика» существует секция
«Киберсоциализация личности»
21
.
В 2010-2013 учебном году были разработаны и апробированы спецкурсы для студентов, бакалавров и магистрантов очной и очно-заочной форм обучения факультетов педагогики и психологии МПГУ и МОСПИ «Основы киберсоциализации человека»
22
,
«Киберсоциализация человека»
23 24
,
«Преодоление негативных последствий
киберсоциализации», «ИКТ как сфера воспитания и средство социализации»,
«Социально-психологические основы киберсоциализации и массовой коммуникации»,
«ИКТ в образовании», «Инновационные и коммуникационные технологии в
деятельности психолога» и др.
В августе-сентябре 2011 года на портале «Сеть творческих учителей», в рамках
Дня
Полезного
Интернета
25
, состоялась интернет-встреча по проблемам киберсоциализации школьников
26
, а в августе-сентябре 2012 года – интернет-семинар
«Модели технологий киберпедагогики».
В октябре 2011 года наша программа «Патриотическое воспитание российкой
молодежи в контексте киберсоциализации»
27
заняла первое место во Всероссийском творческом конкурсе долговременных программ патриотического воспитания среди молодых учѐных
28
в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
В начале 2013 года были подведены итоги Всероссийского конкурса педагогических разработок по теме «Безопасность в Интернете», ролик «ШКОЛА
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ» был признан победителем в специальной номинации
«Безопасный Интернет глазами детей»
29 19
Киберсоциализация в рамках V Межвузовской конференции молодых ученых [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/3355.html
20
Киберсоциализация в рамках VI Межвузовской конференции [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/17845.html
21
Спецкурс «Киберсоциализация человека» + секция на конференции «Киберсоциализация личности»
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/17569.html
22
Киберсоциализация на факультете педагогики и психологии МПГУ продолжается! [Электронный ресурс]
– Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/14294.html
23
Киберсоциализация на курсах повышения квалификации и спецкурс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/8864.html
24
Спецкурс «Киберсоциализация человека» + секция на конференции «Киберсоциализация личности»
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/17569.html
25 24 августа – День Полезного Интернета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/20787.html
26
Интернет-встреча с Плешаковым Владимиром Андреевичем по проблемам киберсоциализации школьников / Сеть творческих учителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.it- n.ru/board.aspx?cat_no=5686&BoardId=265214&tmpl=Themes
27
Победа киберсоциализации в
Ульяновске
[Электронный ресурс]

Режим лоступа: http://vapleshakov.livejournal.com/21999.html
28
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", город Ульяновск /
Федеральное государственное научное учреждение "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодѐжи"
[Электронный ресурс]

Режим доступа: http://cipv.ru/static.php?mode=intramural_phase_Ulyanovsk_2011 29
«ШКОЛА КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ» получила специальную номинацию «РОСТЕЛЕКОМ»
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vapleshakov.livejournal.com/31456.html

Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2.
http://додмск.рф
49
Всего за восемь с половиной лет интенсивного исследования феномена
киберсоциализации человека подготовлено и опубликовано учеными из России,
Украины, Кыргызстана, Армении, Азербайджана, Польши и Чехии 5 книг и более
100
статей,
написанных
представителями
журналистики,
социологии,
педагогических и психологических, филологических, исторических и философских
наук, в которых раскрываются те или иные особенности этого феномена. Также в настоящий момент в этой области проводят свои исследования аспиранты и соискатели ученой степени кандидата наук в РФ и на Украине, готовятся к защите докторские диссертации.
Таким образом, мы считаем, что перед современными специалистами в области общество- и человекознания, главным образом, перед специалистами в сфере социальных и психолого-педагогических наук закономерно встает перспектива создания киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека.
Киберонтологическая
концепция
развития
личности
и
жизнедеятельности современного человека призвана обосновывать
потенциал
использования
социализирующих,
обучающих
и
воспитательных возможностей ИКТ, компьютерных, интернет- и
цифровых технологий, исходя из социокультурных, психовозрастных,
гендерных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных
особенностей человека
30
.
Сегодня такие слова и словосочетания, как «киберпространство», «киберспорт»,
«киберполитика», «электронная демократия», «киберпреступность», «киберугроза»,
«кибератака хакеров»,
«кибершпионаж»,
«кибервойна»,
«кибертерроризм»,
«кибермошенники»,
«киберхулиганы»,
«кибербезопасность»,
«киберэкономика»,
«кибербизнес», «киберрынок», «киберрелигия», «кибертерапия», «электронные деньги»,
«электронная школа», «электронный дневник школьника», «школьный электронный журнал», «сетевая журналистика» и многие другие считаются «трендовыми» (от англ.
trend – направление, тенденция), их активно используют политики, экономисты, ученые разных наук, а также журналисты в своей речи.
Теория киберсоциализации человека разрабатывается нами в рамках научной
школы члена-корреспондента РАО А.В. Мудрика «Социальное воспитание в
контексте социализации».
Педагогам и психологам обязательно нужно знать и учитывать в своей работе
тот факт, что ПОКОЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА РУБЕЖА XX—XXI ВВ.
ПОКОЛЕНИЕ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОКОЛЕНИЕ «HOMO CYBER’US»
выросшее в тесном контакте с компьютерными и медиа-технологиями, сотовой
(мобильной) связью, отличается по мировоззрению, структуре самосознания
личности и мотивационно-потребностной сфере в социальном, психологическом и
духовно-нравственном плане
31
.
МОДЕЛЬ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Модель киберсоциализации личности в современном информационном
обществе представляет собой, с нашей точки зрения, единство 4-х ипостасей человека:
1.
как
объекта
киберсоциализации
(влияние киберпространства на жизнедеятельность),
30
Плешаков В. А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога. — М.: Издатель Воробьев, 2010. — 284 с.
31
Плешаков В. А. Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV.
Педагогика. Психология. — 2010 — № 2 (17). — С.68—76.

Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2.
http://додмск.рф
50 2.
как
субъекта
киберсоциализации
(удовлетворение потребностей в киберпространстве),
3.
как жертвы киберсоциализации (негативные последствия),
4.
как жертвы неблагоприятных условий киберсоциализации (опасности киберпространства и их источники).
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Гейминдустрия в последние десятилетия XX века стала новой, активно развивающейся отраслью промышленности, занимающейся созданием и распространением видеоигр: компьютерных и консольных, а также игр для сотовых телефонов и смартфонов.
Компьютерная игра сегодня является действующим мощным фактором социализации человека в современном мире. Миллионы людей, становясь адептами тех или иных продуктов гейминдустрии, обретают новый статус – геймер- человек, играющий в компьютерную игру или на игровой приставке, посредством чего удовлетворяющий потребности (от релаксации до принадлежности к референтной группе), нередко обретая игровую кибераддикцию, в контексте которой трансформируется и даже деформируется личность. Однако существуют такие игры, которые помогают решить различного профиля проблемы и задачи (например, имитационные игры, игры-тренажеры). Тем не менее, большинство из существующих компьютерных игр скорее способствуют развитию зависимости от них.
Любые предпочитаемые геймером игры, в той или иной степени, способны повлиять на его отношение к миру, к себе и к другим людям, могут содействовать изменению интересов, развитию многочисленных способностей человека. Так, важно отметить, что компьютерные игры являются, например, фактором развития стратегического мышления и когнитивных способностей. Большая часть компьютерных игр способна повлиять на изменение самосознания геймера, часть игр влияет на изменения в его поведении, они могут даже являться фактором развития агрессии.
Геймеры зачастую идентифицируют себя с собственным игровым персонажем той или иной компьютерной (консольной) игры, создавая, тем самым, кибер-альтер-эго.
Компьютерные (и/или консольные) игры могут быть классифицированы по нескольким признакам: жанр, по которому игра может принадлежать как к одному, так и к нескольким жанрам, а в особых случаях быть первооткрывателем нового жанра или быть вне всяких жанров; количество игроков и способ их взаимодействия, по которому игра может быть однопользовательской
(рассчитанной на игру одного человека), или многопользовательской (рассчитанной на одновременную игру нескольких человек на одном киберустройстве или на разных по Сети).; визуальное представление, при котором игра может как использовать графические средства оформления (более популярны), так и, напротив, быть текстовой
(менее популярны). Игра также может быть двухмерной (менее популярны) или трехмерной (более популярны). Существуют также и звуковые игры (не популярны), в которых вместо визуального представления используются звуки. игровая платформа, критерий, по которому игра может принадлежать как к одной платформе, так и быть мультиплатформенной.
Такое их разнообразие привело к тому, что некоторые аналитики предлагают рассматривать компьютерные (и/или консольные) игры как отдельную область современного искусства.
В контексте теории киберсоциализации человека компьютерные игры рассматриваются нами как макрофактор (массовые многопользовательские онлайн-игры –
ММО – как сетевое развлечение для большого количества геймеров) и мезофактор

Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2.
http://додмск.рф
51
(компьютерные и/или консольные игры, создающие социализирующее киберпространство
«виртуальных миров» для геймеров) киберсоциализации.
Наибольшую популярность компьютерные игры приобрели среди молодежной аудитории, для которых игра стала важной частью жизни, так сказать, «виртуальным полигоном» для проявления своей самостоятельности, составляющей общения, и даже выполняет роль образовательного ресурса. Для редко играющих юношей и девушек – это скорее развлечение, нежели способ просто удовлетворить свое любопытство, ощутить собственную успешность.
Возникают и развиваются субкультуры игроков в компьютерные (и/или консольные) игры. По некоторым компьютерным играм проводятся как любительские, так и профессиональные соревнования по всему миру, относящиеся к области киберспорта
(где геймер становится уже прогеймером – профессиональным игроком).
Особое место в субкультуре геймеров занимают представители старших возрастов, в виду своего «взрослого статуса». Их нередко воспринимают как «заигравшихся стареющих юнцов», бездарно тратящих время на подобное развлечение. Однако нередко
«возрастные геймеры» играют в ММО не только ради подобной организации своего досуга (хотя гейминдустрия онлайн-проектов зарабатывает именно на возрастных игроках, вкладывающих деньги в развитие своего игрового персонажа), но и с целью заработка реальных денег, продавая игровую валюту и предметы «виртуального мира», зарабатывая состояния.
Особо стоит упомянуть о том, что игра во все более набирающие популярность среди многих продуктов гейминдустрии ММО имеет множество сходств с традиционными компьютерными играми, имея свои ключевые отличия, основными из которых являются:
Сообщества геймеров. ММО обеспечивают принцип социальной вовлеченности игроков. Многие ключевые квесты (задачи) или миссии в игре могут быть выполнены, только при игре в команде (иногда требуется определенная численность игроков, иногда – перераспределение ролей в группе). Для этого геймеры объединяются в группировки
(кланы, альянсы).
Бесконечность игры. Разработчики фокусируются на аудитории геймеров, которые играют постоянно, и разрабатывает игры, в которых нет максимально достижимого предела развития, постоянно обновляя игру, добавляя в нее новые игровые зоны, возможности и т.д., фактически, такая игра бесконечна. Бесконечность игры проявляется ещѐ и в потенциальной бессмертности персонажа, созданного геймером: он не может «умереть навсегда», умерев, возродится и продолжит игру, пока геймер будет проявлять к ней интерес. «Смерть игрового персонажа» возможна только как решение геймера, удалившего его, или происходит автоматически в результате длительной неактивности в игре для многих игровых проектов – это полгода-год реального времени.
Игровая валюта. Экономика ММО основана на игровой валюте, которую нередко можно купить за реальные деньги. Игровая валюта расходуется геймером на приобретение различных игровых ценностей, получить бесплатно которые возможно, но понадобится много времени или действий, либо существуют уникальные предметы или улучшения, которые доступны только за деньги, но обладая ими можно продвинуться в игре или получить особый статус.
В социально-психолого-педагогическом плане нам важно понимать, что компьютерные (и/или консольные) игры создают условия для: относительно социально контролируемой социализации человека, поскольку создаются разработчиками и распространяются издателями, становясь для геймеров особым пространством-средой киберсоциализации.
При этом контекст киберсоциализации в них естественно определяется процессом и результатом воспитания
(социальным, семейным, религиозным, контрсоциальным, коррекционным) конкретного геймера в условиях реальной жизнедеятельности.

Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2.
http://додмск.рф
52 относительно направляемой социализации человека путем влияния на организацию жизнедеятельности людей, играющих в них, не напрямую, а опосредованно жанровой принадлежностью, направленностью, в зависимости от частоты использования и степени значимости для личности. стихийной социализации человека, т.к. влияние контекста взаимодействия и киберкоммуникации в них с игровыми персонажами и партнерами по игре имеет относительно спонтанный характер, детерминируется настоящей деятельностью человека, его интересами, настроением, желаниями, ожиданиями и т.д. самоизменение человека в процессе игры в компьютерные (и/или консольные) игры может быть как позитивным, так и негативным. Позитивное самоизменение геймеров происходит за счет конструктивного использования возможностей игровых миров для удовлетворения актуальных для личности потребностей. Отдельно стоит упомянуть воспитательный и образовательный потенциал компьютерных (и/или консольных) игр: формирование навыков стратегического и тактического планирования, менеджмента и т.д. Негативное самоизменение геймеров возможно в процессе формирования зависимости от компьютерных (и/или консольных) игр. В результате самоизменения человека в процессе игры в компьютерные (и/или консольные) игры происходит (или не происходит) формирование общей киберкультуры (культуры киберсоциализации) личности, а также культуры взаимодействия в киберпространстве и культуры киберкоммуникации.
Необходимо знать, помнить и учитывать при воспитании современной молодежи
(многие представители молодежи – геймеры со стажем), что в процессе игры в компьютерные/ консольные игры происходит формирование как общей киберкультуры личности, так и культуры киберсоциализации в части взаимодействия и коммуникации с другими геймерами (то, что может быть названо «game-культура», и требует отдельного исследования, в противовес исследования феномена геймаддикции).
И, безусловно, требуют особого внимание возможности и потенциал геймификации образования.
КИБЕРПЕДАГОГИКА – ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА
Согласно Основным направлениям деятельности Правительства Российской
Федерации на период до 2012 года «квалифицированный профессионал, носитель знаний,
становится
главным
источником
инноваций,
определяющих
глобальную
конкурентоспособность социально-экономической системы».
По словам В.А. Сластѐнина, «при всем многообразии технологий обучения:
дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих
педагогических функций остается за учителем».
Утверждение приоритета личности можно считать основным результатом
социально-культурного развития XX века.
Приоритет личности следует считать основным императивом XXI века.
Мы считаем, что необходима разработка инновационной отрасли психолого-
педагогической мысли – киберпедагогики, позволяющей современному Homo Sapiens’у,
ставшему «Homo Cyberus’ом», научиться использовать социализирующие и
воспитательные возможности компьютерных и интернет-ресурсов, исходя из
социокультурных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных
особенностей человека», «научно обосновывающей специально организованную
целенаправленную
и
систематическую
деятельность
по
кибервоспитанию,
киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его

Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2.
http://додмск.рф
53
киберсоциализации средствами современных компьютерных и информационно-
коммуникационных технологий
32
При этом отметим, что киберпедагогика заявлена в проекте «Модели системной
интеграции эффективной инновационной международной образовательной теории и
практики в систему национального образования России»
33
, осуществляющемся в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы
(реализация проекта продлена на период 2011-2013 гг.) Министерства образования и
науки РФ, как инновационный методологический подход по направлению «Развитие механизмов интеграции научной и образовательной деятельности и интегрированных научно-образовательных структур», направленному на проведение фундаментальных исследований в изучении и освоении эффективной международной практики интеграции различных уровней образования и развития на этой основе инфраструктуры высшего профессионального образования России.
Также в рамках
гранта
Президента
Российской
Федерации
для
государственной поддержки молодых российских ученых– кандидатов наук (Конкурс
МК-2010), проекте МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного
социально-педагогического феномена киберсоциализации человека» заявлено в рамках научного исследования обоснование новой отрасли психолого-педагогической мысли – киберпедагогики.
Киберпедагогика
34
представляется нам инновационной отраслью
психолого-педагогической мысли, научно обосновывающей специально
организованную целенаправленную и систематическую деятельность по
кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного
человека в процессе его киберсоциализации средствами современных
информационно-коммуникационных,
электронных,
цифровых,
компьютерных и образовательных технологий.
Разрабатываемая на основе изучения нового для человечества феномена киберсоциализации киберпедагогика обеспечивает инновационные возможности для:
обеспечения академической мобильности как фактора интеграции в
системе
высшего
профессионального
образования
(собственно,
«признанием необходимости введения интеграции в рамки приемлемого для
всех жителей планеты уровня стало появление Болонской декларации,
которая
узаконила
тенденцию
и
придала
ей
первичный
межгосударственный правовой статус»
35
. Вхождение России в Болонский процесс с сентября 2003 года привело к существенным изменениям системы образования практически во всѐм мире);
32
Плешаков В. А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. – М.: МАНПО, 2010. – № 1. – С. 30.
33
Сластенин В. А., Жог В. И., Борисова Н. Ю., Плешаков В. А, Подымова Л. С. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России // Педагогическое образование и наука. – М.: МАНПО, 2010. – № 1. – С. 4-11.
34
Плешаков В. А. О киберсоциализации человека и необходимости разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли — киберпедагогики// Актуальные проблемы профессионально- педагогического образования. Межвуз. сб. науч. тр. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта — Вып. 25 /
Ред. Е. А. Леванова, А. Б. Серых, Е. И. Мычко [и др.], 2009.; Плешаков В. А. Киберсоциализация человека и интегративные тенденции киберпедагогики // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы
Международной научно-практической конференции, посвящѐнной памяти выдающегося российского учѐного-педагога В. А. Сластѐнина. 16—17 сентября 2010 г., Москва, МПГУ: В 2-х ч. — Ч. I. — М.:
МАНПО, 2010. — С. 613—617 и др.
35
Сластѐнин В. А., Жог В. И., Борисова Н. Ю., Плешаков В. А., Подымова Л. С. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России // Педагогическое образование и наука. – М.: МАНПО, 2010. – № 1. – С. 6.

Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2.
http://додмск.рф
54 дальнейшего стремительного и лавинообразного
изменения
инструментальных механизмов как всей сферы образования, так и
одного из ключевых видов деятельности – общения, – в связи с киберэволюцией компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), особенно активно развивающихся в среде всемирной глобальной сети Интернет, как основы интеграции в сфере образования, в том числе сфере e-Learning, «которые в корне изменили условия организации
образовательных процессов как на уровне локальных центров, так и на
уровне взаимосвязи образовательных систем различных государств»
36
;
прогрессирующего изменения структурно-технологических оснований
самого процесса обучения – перманентное использование технологий дистанционного обучения (ДО), которые требуют, безусловно, качественно иной подготовки субъектов профессионального образования (как студентов, так и профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала образовательных учреждений), а также иной организации самого образовательного пространства и всех его многочисленных составляющих;
профессиональной киберкоммуникации людей качественно нового
типа – Homo Sapiens'ов, на рубеже XX-XXI веков, фактически превратившихся в уникальный новый подвид – «Homo Cyberus»,
«зародившихся» ещѐ со времен книги Маршалла Маклюэна «Галактика
Гутенберга.
Становление человека печатающего», для которых
«коммуникативная сторона визуально-аудиального восприятия начинает
играть определяющую роль в связи со стремительно растущим уровнем
практически всеобщей дву-, а то и более языковой грамотности»
37
;
динамичного развития инновационных процессов в системах
образования (как в государственном, так и в негосударственном
секторе) всех без исключения стран мира, способствующих расширению и углублению процессов интеграции между различными направлениями инновационных преобразований в образовательных учреждениях разного статуса, а также интеграции самих образовательных учреждений с различным правовым статусом;
создания новых форм образовательных учреждений – образовательных
киберцентров – Центров киберобразования (т.н. «виртуальных институтов») разной степени комплексности, переходящих на наивысшем уровне в наднациональный независимый международный образовательный центр киберпедагогики;
обеспечения большей свободы и мобильности к апробации тех или
иных инновационных идей, являющихся ответом профессионального мирового сообщества на резко изменяющуюся образовательную ситуацию и образовательные потребности человечества вообще и в области киберпедагогики, в частности;
осознания роли общественных (в том числе и общественно-
профессиональных) сообществ в решении проблем интеграции в сфере
образования и сфере научно-теоретического педагогического знания, что выражается в резком увеличении количества конференций и семинаров, посвященных различным аспектам интеграции, интернализации и, фактически, киберонтологии.
36
Там же.
37
Сластѐнин В. А., Жог В. И., Борисова Н. Ю., Плешаков В. А., Подымова Л. С. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России // Педагогическое образование и наука. – М.: МАНПО, 2010. – № 1. – С. 6.

Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2.
http://додмск.рф
55
В XXI веке интегративные возможности киберпедагогики могут быть успешно реализованы на практике и обеспечат достижение высоких результатов на пути приобщения человека к высшим нравственным ценностям, качественного самоопределения и совершенствования личности как за счѐт переосмысления процессов жизнедеятельности человека в современном мире с позиций киберонтологии, так и, в особенности, за счѐт продуманного квалифицированного профессионального сопровождения этого процесса с учѐтом не только социокультурных, этноконфессиональных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей субъектов высшего профессионального образования, но и специфики киберсоциализации человека.
1.
Плешаков В. А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога. Монография. –
М.: Издатель Воробьев, 2010. – 284 с.
2.
Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека. Монография. / под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011.
– 400 с.
3.
Плешаков В. А. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. / Е.А.Леванова,
В.А.Плешаков, А.Н.Соболева, Г.С.Голышев – СПб.: «Питер», 2011. – 368 с.
4.
Плешаков В. А. Киберсоциализация человека. Ver. 1.0. Монография. –
Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 556 с.
5.
Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo
Cyberus’а. Монография. – М.: Издательство «Прометей», 2012. –214 с.
6.
Плешаков В. А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. –
3-е изд. / Е.А.Леванова, А.Г.Волошина, В.А.Плешаков, А.Н.Соболева, И.О.Телегина –
СПб.: «Питер», 2013. – 208 с.
7.
Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании: Монография /
О.И. Воинова, В.А. Плешаков / Под ред. В.А. Плешакова; Норильский индустр. ин-т. –
Норильск: НИИ, 2012. – 244 с.
Ссылка на презентацию
Ссылка на видеоматериал


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал