Календарно-тематическое планирование для 9-го класс



Скачать 104.19 Kb.
Дата14.02.2017
Размер104.19 Kb.
Просмотров126
Скачиваний0
ТипУрок

Календарно-тематическое планирование для 9-го класса



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Примечания

Дата проведения

План

Факт

  1. Образ человека в мировой музыкальной культуре – 6 часов

1.

Образ человека в мировой музыкальной культуре

1

Комбинированный урок.

Урок-беседа.



Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве серебряного века. Стиль как своеобразие присущее музыке определенного исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов.

Симфония соль moll, прелюдия соль диез dur, Концерт для фортепиано с оркестром №2 С.Рахманинов.

Прелюдия №4, Этюд №12, «Божественная симфония», соната №3. А. Скрябин.


Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.




01.09




2

Музыка серебряного века. Творчество А.Скрябина

1

Комбинированный урок.

Урок-беседа.



Стиль как своеобразие присущее музыке определенного исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания.

Прелюдия №4, Этюд №12, «Божественная симфония» I,II,III,IVчасти, соната №3. А. Скрябин.



Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.




08.09




3

Музыка серебряного века. Творчество С.Рахманинова.

1

Комбинированный урок.

Стиль как своеобразие присущее музыке определенного исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания.

Симфония соль moll, прелюдия соль диез dur, Концерт для фортепиано с оркестром №2, «Вокализ» С.Рахманинов.



основные виды и жанры музыкальных искусств;

- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.

Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.





15.09




4

Воздействующая сила искусства Н.А.Римского-Корсакова

1

Комбинированный урок.

Урок-беседа.



Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве серебряного века. Стиль как своеобразие присущее музыке определенного исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов.

Симфоническая сюита «Шехерезада» I, II, III, IV части



Различать виды, стили и жанры искусства.

Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.

Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам; музыкальные произведения раскрывающие эмоциональное богатство мира.





22.09




5

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».

1

Комбинированный урок.

В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.

Оперное творчество Н.А.Римского–Корсакова (Снегурочка, Золотой петушок, Сказка о царе Салтане, Садко )



Различать виды, стили и жанры искусства.

Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.

Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам; музыкальные произведения раскрывающие эмоциональное богатство мира.





29.09




6

Весенняя сказка «Снегурочка». Защита проекта.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Исследовательский проект.

Реализация проекта потребует разработки следующих содержательных линий:

• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

• варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) — братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.;

• пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;

• музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;

• опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;

• образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех,

Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций;

• кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».


Осознание учебной задачи.

- Постановка цели.

- Выбор рационального и оптимального пути их достижения.

-Определение последовательности и продолжительности

этапов деятельности.

- Построение модели (алгоритма) деятельности.

- Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам.





06.10




2.Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее – 6 часов

7

Лики Богородицы.


1

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.



Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка


Колокольные звоны храмов и монастырей России, «Русь колокольная» Вариации на тему М.П. Мусоргского, фрагменты из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргский, Перезвоны В.Гаврилин.Реквиемы В. Моцарта,Д.Верди, Б. Бриттена.

Различать виды, стили и жанры искусства.

Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.

Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам; музыкальные произведения раскрывающие эмоциональное богатство мира.





13.10




8

Музыкальное искусство эпохи Возрождения (Ренессанса) Д. Шостакович, С. Прокофьев

1

Урок закрепления.

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Музыкальный портрет почти всегда реалистичен. Образы человека в музыкальном творчестве (С.Прокофьев, Д.Шостакович…)

Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев, Опера «Александр Невский» С.Прокофьев;

Симфония №5 Д.Шостакович



основные виды и жанры музыкальных искусств;

-Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.

-Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.





20.10




9

Композиторы эпохи классицизма. Итальянская опера–сириа. (К. Глюк, Ж. Люлли)

1

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа



Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, окраска, форма и др.)

Фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюк



Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.

Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей






27.10







10

Расцвет критического реализма в художественной культуре России.

Музыка. Литература. Живопись.



1

Комбинированный

урок.


Сколько поэзии, чувства, таланта есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов.

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства.

«Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина», «Картинки с выставки», «Борис Годунов» М.Мусоргский.

А.Бородин, Н.А. Римский–Корсаков. А.Балакирев. Ц.Кюи.



Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.

- Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

- Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам





03.11




11

Критический реализм в русской музыке. А.С. Даргомыжский – основоположник критического реализма в русской музыке.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Композитор – человек, чувствующий содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства.

Фрагмент из фантазии «Баба Яга», романсы «Мне грустно», «Шестнадцать лет» А. Даргомыжский.

Вариации на тему «Вниз по матушке по Волге»

Музыка М.Глинки (по выбору учителя)



Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.




17.11




12

Обобщающий урок. Тестирование.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, окраска, форма и др.)

Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.

- Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

- Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам.





24.11




4.Традиция и современность в музыке – 5 часов

13

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа



Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля.

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Музыкальные фрагменты из театральных спектакле или кинофильмов: «Необыкновенное чудо», «Юнона и Авось»М.Захарова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Призрак оперы» Д. Шумахера.


Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.

Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др.

Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа.






01.12




14

Стиль композиторов и художников эпохи импрессионизма.

1

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа



Сопоставление стилевых, интонационно-жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов. «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное» (Р.Быков). Течения в импрессионизме (неоимпрессионизм, постимпрессионизм)
Фрагменты произведений М.Равеля, К. Дебюсси, А. Скрябин

Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.




08.12




15

Стиль композиторов и художников эпохи экспрессионизма.

1

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа



Сопоставление стилевых, интонационно-жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов. «Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное» (Р.Быков) Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика
Фрагменты произведений С. Прокофьева балет «Золушка»; А.Шенберг опера «Лунный Пьеро; И.Стравинский балет «Жар-птица»;

М. Чюрленис «Морская соната», симфоническая поэма «В лесу»



основные виды и жанры музыкальных искусств;

-Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.

-Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.





15.12




16

Музыкальное мышление в авангарде науки. Искусство и открытие мира для себя.

1

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.



Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.

Предсказания научных открытий.

Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

Опера - оперетта - мюзикл –

рок-опера. Рок-музыка, её выразительные, эмоциональные ассоциативные возможности.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.)



Приводить примеры научного значения художественного знания.




22.12




17

Тайные смыслы образов музыкального искусства, или загадки музыкальных хитов.

1

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.



Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство музыкальных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, красок). Музыка в театре и кино.


Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.

Систематизировать телевизионные передачи по жанрам. Анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.






29.12





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал