Какие программные инструменты можно использовать для создания цифрового портфолио ученика



страница1/8
Дата24.12.2016
Размер5.32 Mb.
Просмотров964
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8



Технология создания цифрового портфолио ученика

Какие программные инструменты можно использовать для создания цифрового портфолио ученика.

Ведение портфолио ученика уже обязательно. Значительно легче систематизировать весь материал, хранить его и просматривать в цифровом виде, чем в бумажном, не говоря о том, что некоторые виды достижений ученика просто невозможно сохранить в бумажном виде, например, выразительное чтение или исполнение музыкального произведения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОДАРСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «СТАРТ»
имо логотип
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ



2012 г



Оглавление


Наполнение портфолио 4

Технология создания файла Оценка достижений в Excel 14

Внесение первоначальных данных 14

Создание итоговых формул и диаграмм по предметам 17

Выставление итоговой оценки 21

Создание Рабочего листа. 21

Создание листа Итоговая оценка 27

Технология создания файла Список достижений в Word 29

Некоторые программные инструменты для создания цифрового портфолио ученика 31

Перевод бумажных документов в электронный вид 31

Графический редактор TuxPaint 32

Создание схемы пути из дома до школы в Dia Diagram Editor 34

Создание схемы пути из дома до школы в CADE 38

Оптимизация фотографий в Диспетчере рисунков 41

Создание слайд-шоу из фотографий с помощью Photo Peach 43

Создание слайд-шоу из фотографий в PowerPoint10 44

Краткая экскурсия по Picasa 45

Сервис редактирования фотографий Pho.to 51

Создание аимаций на сайте xGif.ru 54

Создание коллажа на сайте photovisi.com 54

Интернет-сервис Фотофильмы 55

Технология создания слайд-фильма в Киностудии Windows Live 58

Создания аудиофайла с использованием стандартной программы Звукозапись 67

Создание аудио в Audacity 67

Нарезка видео в Free Video Dub 68

Создание генеалогического дерева с помощью программы drevo4 70

Преобразование презентаций во Flash формат с помощью программы iSpring Free 71

Источники 74




Наполнение портфолио


С 2011-2012 учебного года начальная школа учится по ФГОС второго поколения. По этим стандартам объектами стандартизированной итоговой оценки являются планируемые результаты освоения программ начального образования по двум основным предметным областям (математике и русскому языку) и двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»).

Программа формирования универсальных учебных действий начального образования в разделе «Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся» описывает элементы компетентности учащихся в области информационно-коммуникационных технологий.

Из этой программы следует, что ученик должен в сфере ИКТ уметь:


  • искать информацию;

  • планировать и проводить исследование объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ;

  • вести дневник с использованием средств ИКТ;

  • создавать новое изображение из готовых фрагментов;

  • добавлять объекты и ссылки в географические карты и ленты времени;

  • редактировать слайд-шоу, видео- и аудиозаписи;

  • осуществлять простые формы редактирования изображения: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагментов, изменение последовательности экранов в слайд-шоу;

  • создавать диаграммы и деревья;

  • создавать план территории;

  • рисовать на графическом планшете;

  • работать в простом текстовом редакторе;

  • вводить информацию в компьютер с фото- и видеокамеры;

  • организовывать информацию в виде системы файлов и папок;

  • создавать простые гипермедиасообщения с помощью электронной почты, чата, блога и т.д.;

  • графически представлять числовую информацию в виде графиков и диаграмм;

  • представлять информацию с помощью диаграмм, схем, линий времени и т.д.;

  • записывать информацию с помощью различных технических средств.

Все достижения учащихся должны быть отражены в его портфолио, в том числе и вышеперечисленные. Многие достижения очень трудно отобразить в бумажном виде, например слайд-шоу, аудиозаписи с выразительным чтением и т.д. Ведение портфолио в цифровом виде решит данную задачу и значительно упростит хранение, поиск и просмотр всего портфолио в целом.

В общем случае в портфолио должны быть представлены:



  • Материалы стартовой диагностики.

  • Материалы о промежуточных работах по отдельным предметам.

  • Материалы об итоговых работах по отдельным предметам.

  • Материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями.

    • Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеурочной и досуговой деятельности.

При стартовой диагностике ребёнок может рассказать о себе и его рассказ следует записать в аудиофайл. Одна из возможных компьютерных программ, позволяющих сделать такую запись – Audacity. Программа несложна в освоении и на сайте http://www.audacity.ru/ представлено подробное описание работы с ней. Работающие в операционной системе Windows 7 могут воспользоваться стандартной программой Звукозапись.

Кроме рассказа о себе можно предложить ребёнку в качестве начальной диагностики нарисовать рисунок или на бумаге, или в простейшем графическом редакторе. Нарисованный на бумаге рисунок для размещения в цифровом портфолио следует отсканировать.

В качестве графического редактора можно предложить программу TuxPaint (http://www.tuxpaint.org/). Это свободная программа для рисования, ориентированная на маленьких детей. Дети в ней быстро ориентируются, перед работой в этом графическом редакторе с детьми достаточно провести лишь вводный инструктаж. Скачать программу TuxPaint можно с официального сайта.

В качестве графического редактора для создания рисунка подходит, также, и программа Яндекс.Краски (http://kraski.yandex.ru/). Её преимущество перед TuxPaint состоит в том, что Яндекс.Краски необязательно устанавливать на рабочий компьютер, можно рисовать в режиме on-line.

В материалах стартовой диагностики следует разметить и схему маршрута из дома в школу. Её можно, конечно же, нарисовать карандашом на альбомном листе, а затем отсканировать, но гораздо интереснее для ребёнка будет создание этой схемы на компьютере. С этой целью можно использовать графический редактор, вот только красивее и серьёзнее в глазах ребёнка она будет выглядеть, если создать её в специальном редакторе диаграмм и блок-схем. Такими редакторами является редактор Dia Diagram Editor (http://dia-installer.de) или CADE (http://www.weresc.com/rus/cade.php). Чтобы создать диаграмму, используя предложенные редакторы, не надо обладать никакими специализированными навыками рисования, но первоначальная помощь взрослых, конечно же, потребуется.

Интересную идею для создания материалов стартовой диагностики подсказала учительница начальных классов МБОУ СОШ № 19 г. Краснодара Афименко Виолетта Сергеевна. Для определения темперамента ребёнка предложить родителям ребёнка ответить на вопросы теста. В результате такого тестирования не только учитель с первых дней будет иметь более полное представление о ребёнке, а и родители получат профессиональные рекомендации для воспитания своего ребёнка. Вопросы для теста и рекомендации для родителей, конечно же, готовит психолог, но проводить тест и распечатать рекомендации может классный руководитель, если тест оформить в цифровом виде, например, с помощью программы Microsoft PowerPoint или Microsoft Excel, а рекомендации оформить в Microsoft Word. В цифровом портфолио размещаются только результаты теста.

Т. о., в портфолио в качестве материалов стартовой диагностики могут быть


    • графические файлы с рисунками отсканированными или созданными в графическом редакторе,

    • аудиофайлы с записями речи ребёнка,

    • графический файл со схемой пути из дома до школы, созданный в редакторе диаграмм и блок-схем или графическом редакторе или отсканированный рисунок,

    • текстовый файл с рекомендациями психолога.

Результаты в учебной деятельности достигаются на занятиях в кружках, спортивных секциях, на уроках, дома под руководством родителей и могут быть представлены в аудиофайлах с записями ответов ученика, рисунками с иллюстрациями произведений, созданные учеником на бумаге, а затем отсканированные или созданные сразу в графическом редакторе. Здесь же можно разместить файл с созданным учеником генеалогическим деревом своей семьи. Удобно генеалогическое дерево создавать в программе Drevo4 (http://www.genery.com/ru/).

Основные результаты учебной деятельности отображаются в цифровом портфолио ученика с помощью файла Оценка достижений, созданного в программе Microsoft Excel. Каждому предмету, а также, метапредметным и личностным достижениям, отводится отдельный лист. На каждом листе представлены результаты проверки промежуточных и итоговых работ (рис. 1 и 2) и, при необходимости, ссылки на отсканированные работы ученика.





Рисунок . Результаты проверки итоговой проверочной работы по русскому языку


Рисунок . Результаты проверки итоговой проверочной работы по математике

По итогам выполнения проверочных работ по предметам, а также, метапредметным и личностным достижениям, на основе критериев, выработанных в вашем учебном учреждении, на листе Итоговая оценка автоматически выставляется итоговая оценка (рис. 3).



ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА.

Рисунок . Итоговая оценка

Внеурочная и досуговая деятельность, в свою очередь, может быть представлена достижениями в спорте, искусстве, науке, общественной деятельности, социальной сфере, самореализации.

Достижения в спорте представляются материалами об успехах на внутришкольных спортивных соревнованиях, на занятиях в спортивных секциях и т.д. в виде отсканированных грамот и дипломов, фотографий и фотоколлажей, видеофайлов и слайд-шоу, презентаций и цифровых дневников самоконтроля.

Кроме уроков и спортивных секций учащиеся посещают кружки творческой направленности, школы искусств, музыкальные школы, создают всевозможные поделки дома под руководством родителей. Они рисуют красками и в графических редакторах, поют, танцуют, вырезают, вышивают, лепят из пластилина и глины, играют на музыкальных инструментах, выступают в сценических постановках и т.д. Все их достижения в искусстве тоже должны быть отражены в портфолио в виде фотографий, слайд-шоу, фотоколлажей, презентаций, видеофайлов, аудиофайлов, графических файлов, URL-ссылок на опубликованные а Интернете работы.

К научной деятельности можно отнести исследовательскую работу учащихся. Достижения в исследовательской деятельности, которые учащиеся получают при работе в кружках научной направленности, участии в КВН и конференциях или самостоятельно дома по заданию учителя, могут быть представлены в виде текстовых файлов или презентаций с отчетом, файлами с фотографиями, видеофайлов, дневников наблюдений.

В портфолио следует отразить и общественную деятельность. Здесь, также, должны быть отсканированные грамоты, фотографии, фотоколлажи, слайд-шоу, презентации, видео- и аудиофайлы.

При отражении достижений учащихся в социальной сфере кроме всех вышеперечисленных файлов надо указать адрес блога, который ведёт ученик или в котором регулярно пишет комментарии, указать в каких интернет-конкурсах участвует.

Ну и, конечно же, в портфолио должны присутствовать результаты по самоорганизации, которые могут быть отражены в дневниках самоанализа, личных колендарях и т.д. В файле Оценка достижений предполагается страничка с результатами по самоорганизации; эту страничку можно дополнить цифровым дневником самоанализа, расписанием дня и т.д.

Для создания всех вышеперечисленных материалов необходимы одни и те же программные инструменты. Их примерный перечень приведён в табл.1.



Таблица . Программные инструменты для создания портфолио ученика

Назначение

Название программы

URL

Создание текстовых файлов.

Microsoft Word




Open Office Write.org




Word Pad




Создание списка достижений

Microsoft Word




Open Office.org Write




Microsoft Excel




Создание рисунков

TuxPaint

http://www.tuxpaint.org/

Яндекс.Краски

http://kraski.yandex.ru/

Paint




Создание файла Оценка достижений

Microsoft Excel




Open Office.org Calc




Cоздание презентаций

Microsoft PowerPoint




Open Office.org Impress




Создание теста для стартовой диагностики

Microsoft PowerPoint




Microsoft Excel




Шаблон, разработанный в МБУ КМЦИКТ «Старт»




Создание расписания дня

Календарь

https://www.google.com/calendar

http://calendar.yandex.ru

Excel




Социализация учащихся

Публикация детских рисунков на сайте

Каля Маля

http://www.kalyamalya.ru/

Публикация творческих работ на сайте

S-COOL

www.s-cool.ru/

Алые паруса. Проект для одарённых детей

http://nsportal.ru/ap

Портал «Зову»

http://www.zovu.ru/deti/

Создание и ведение блогов на платформах. Комментирование сообщений в блогах.




http://nsportal.ru/




http://www.blogger.com/




http://yesblog.ru/




http://blog.ru/




http://www.blog2x2.ru/

Обработка фотографий

Диспетчер рисунков из пакета Средства Microsoft Office

http://office.microsoft.com/ru-ru/help/HP010379698.aspx (http://xink.ru/S6)

Adobe Photoshop Elements

http://photoshop-adobe.com/adobe-elements

Windows Live: Фотоальбом

http://windows.microsoft.com/ru-RU/windows-live/photo-gallery-get-started

(http://xink.ru/4c)



Pho.to

http://pho.to/

Создание фотоколлажа

Photovisi

http://www.photovisi.com/

Adobe Photoshop Elements

http://photoshop-adobe.com/adobe-elements

Windows Live: Фотоальбом

http://windows.microsoft.com/ru-RU/windows-live/photo-gallery-get-started

(http://xink.ru/4c)



Создание слайд-шоу

Microsoft PowerPoint10




Windows Live: Фотоальбом

http://windows.microsoft.com/ru-RU/windows-live/photo-gallery-get-started

(http://xink.ru/4c)



PhotoToFilm

http://www.kcsoftwares.com/index.php?download (http://xink.ru/S5)

http://www.kcsoftwares.com/doc/p2m/ - обучающий фильм



Фотофильмы

http://fotofilmi.ru

Adobe Photoshop Elements

http://photoshop-adobe.com/adobe-elements

Photo Peach

http://photopeach.com

xGif.ru - gif анимация

http://xgif.ru

Picasa

http://picasa.google.com/index.html

(http://xink.ru/4a)



Создания и редактирование аудиофайлов

Audacity

http://audacity.sourceforge.net/

Звукозапись (стандартная ОС Windows7)

http://windows.microsoft.com/ru-RU/windows7/Record-audio-with-Sound-Recorder (http://xink.ru/S4)

Создания генеалогического древа

Drevo4

http://www.genery.com/ru

Создания схем

Dia Diagram Editor

http://live.gnome.org/Dia

CADE

http://www.weresc.com/rus/cade.php

Обработка видеофайлов

Киностудия Windows Live.

http://windows.microsoft.com/ru-RU/windows-live/movie-maker-get-started

(http://xink.ru/3Y)

http://www.hv1.su/node/351


Free Video Dub

http://free-video-dub.software.informer.com

(http://xink.ru/3Z)



Ведение дневников наблюдений и самоанализа

Microsoft Word




Microsoft Excel




Распознавание текста и картинок

ABBYY FineReader

http://www.abbyy.ru/finereader/

Best FREE.ru

http://www.bestfree.ru/soft/office/recognition.php

(http://xink.ru/3X)



В результате накопления цифровых материалов с достижениями ученика соберётся огромное количество файлов, в которых разобраться будет не так уж и просто. Где-то надо будет хранить ссылки на опубликованные работы и личные блоги. Поэтому весь материал следует систематизировать, т.е. для каждого вида достижений создать свою папку, в которую складывать соответствующие файлы, и создать один обобщающий файл Список достижений с перечислением всех материалов и ссылками на них (рис. 4).



Рисунок . Список достижений
В результате создания цифрового портфолио для каждого ученика на компьютере классного руководителя создастся база данных. Как и всякую базу данных, её необходимо защитить от случайных потерь при сбоях работы компьютера и поэтому необходимо создавать резервные копии базы данных. Для создания резервных копий операционная система имеет специальные функции архивации и восстановления данных, которые обеспечивают постоянную готовность к сбоям. Для создания резервных копий, также, можно использовать специальные программы, например, FBackup.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал