«как играть с ребенком»



Скачать 305.98 Kb.
Дата15.02.2017
Размер305.98 Kb.
Просмотров180
Скачиваний0

Рекомендации по проведению собрания

Автор-разработчик: Махова Л.Ю.,

старший преподаватель кафедры дошкольного образования

ГАОУ «Архангельский областной институт открытого образования»,

контактный телефон: 62-60-98.


Тема: «КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ»

Цель: организация педагогического просвещения и развитие партнерских отношений с родителями в сфере развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

- расширять представления родителей об особенностях игровой деятельности детей и ее роли в развитии детей дошкольного возраста;

- дать рекомендации по подбору игрового материала, основам организации игры, тактике поведения взрослых для развития игровой деятельности детей;

- развивать у родителей способности к разрешению ситуаций, возникающих в ходе организации игровой деятельности с ребенком на основе полученных знаний.


Форма проведения: лекция.
Участники: воспитатели группы или дошкольной образовательной организации, родители.
Материал (предварительная подготовка): оформление помещения (возможно использование плакатов с ключевыми тезисами по теме собрания), подборка педагогической литературы для педагогов и родителей; презентация «КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ», раздаточный материал для родителей, справочный материал для педагога (последовательно изложенный материал по теме мероприятия, приложения и список литературы).

Также для родителей можно использовать уже готовые буклеты или памятки (Папка 4 «Памятки и буклеты для родителей и педагогов») или подготовить их самостоятельно по представленным материалам.


Ход (части собрания)

  1. Вводная часть (5-7 минут)

Организационный момент.

Представление воспитателем темы и участников собрания (возможно проведение коммуникативной игры для организации родительского коллектива).




  1. Основная часть (30-35 минут)

Выступление воспитателя группы, демонстрация презентации «КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ»
Комментарии:

1). Готовясь к проведению родительского собрания, воспитатель должен ознакомиться со * справочным материалом для педагога и *презентацией «КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ» (некоторые слайды содержат комментарии внизу слайда), а также *с раздаточным материалом для родителей, чтобы грамотно организовать проведение собрания. Возможно вариативное использование предложенной информации, в таком случае педагог сам может изменить форму проведения родительского собрания (например, семинар-практикум или круглый стол)

Следует учитывать, что справочный материал содержит больший объем информации, чем размещено на слайдах. Поэтому его следует дополнительно использовать как комментарии к слайдам.

Отметим, что презентация содержит общую теоретическую информацию об игровой деятельности дошкольников, а далее педагог самостоятельно подбирает определенные игровые ситуации, виды игр и организует их с родителями (в зависимости от конкретной проблемы).

Возможно, для подготовки к собранию (к дальнейшим консультациям, беседам) или для непосредственной работы с родителями в рамках этого собрания вам понадобятся Приложения

(Приложение1 Педагогические требования к игрушкам. Педагогическая классификация игрушек.

Приложение 2 Игрушки для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Приложение 3 Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет?

Приложение 4 Основные задачи развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом

Приложение 5 Развитие игровой деятельности дошкольников.

Приложение 6 Уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б.Эльконину

Приложение 7 Методы руководства детской игрой

Приложение 8 Взаимоотношения детей в игре (реальные и игровые)

и Список литературы по теме, которыми можно воспользоваться по своему усмотрению.

2.) Перед представлением 1 слайда, заявив тему встречи, можно предложить родителям самостоятельно сформулировать определение игры, ответить на вопрос «Что такое игра?» Затем продемонстрировать ряд определений, имеющихся в педагогике (слайды 1, 3)

Если Вы использовали в своей деятельности материал к собранию «Портрет дошкольника», то можно вспомнить понятие ведущей деятельности в разные периоды жизни человека, задав родителям ряд вопросов (тем самым активизировав их) и прейти к слайдам 4,5,6 , обратиться к Таблице 1 раздаточного материала, где представлены психофизиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста.

Особое внимание обратите на слайды 7,8,9,10 где представлена характеристика игровой деятельности, а именно еще раз говорится о ее значении в развитии детей – дошкольников.

Слайды 11 и 12 содержат информацию о мировом общественном движении в защиту детской игры Международной ассоциации игры
(
IPA- International Play Association), отмечены причины нарушения права ребенка на игру, выявленные ассоциацией (комментарии - под слайдом)

В слайдах 13,14 дана характеристика игр современных детей и статистика организации ЮНЕСКО.

Слайды 15 и 16 содержат классификации игр. Вы можете разобрать их более подробно или просто обратить внимание на их многообразие.

В слайдах 17,18,19,20,21 раскрыта информация об игрушках (определение,

значение, педагогические требования). ( Вы можете использовать Приложение 1

и рассмотреть его с родителями, насколько это позволит время и их заинтересованность)

В завершение презентации – слайд 22- общие рекомендации для родителей по организации игры.

3). Заключительная часть. Подведение итогов (3-5 мин.)

- Выдача родителям буклетов, памяток по теме собрания (уже готовых или разработанных самостоятельно)

- Подведение итогов собрания. Это может быть анкетирование родителей или интервью с родителями, в ходе которого педагоги получают представление о результатах собрания, заполнение предложенных опросных листов (или использование другого приема обратной связи с родителями, на основе которого будут сделаны соответствующие выводы о результативности и качестве проведения родительского собрания).

Образец опросного листа



  • Уважаемые родители! Просим вас оценить качество проведения собрания по следующим критериям (отметить «+» в нужной клетке)

Критерий

0 – критерий не представлен

1- критерий представлен неполно

2- критерий представлен в полном объеме

Полнота представленной информации










Понятность изложения










Полезность информации










Выводы – рекомендации по рассмотренному материалу.

Предполагаемые результаты:

- родители имеют представления об особенностях игровой деятельности детей и ее роли в развитии детей дошкольного возраста;

- знают рекомендации по подбору игрового материала, о тактике поведения взрослых для развития игровой деятельности детей и основы организации игры;

- способны к разрешению ситуаций, возникающих в ходе организации игровой деятельности с ребенком на основе полученных знаний;

- используют педагогическую литературу, буклеты по теме собрания.

Приложение 1

Педагогические требования к игрушкам

Игрушки используются как в самостоятельной деятельности детей, так и при обучении их на занятиях. Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. При этом она должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.

При отборе игрушек для детей разных возрастных групп педагог должен учитывать все ее качества: функциональность, безопасность, привлекательность, эстетичность и др.

Рационально использовать игрушку в педагогическом процессе воспитателю поможет приведенная ниже классификация, а также перечень игрушек.



Педагогическая классификация игрушек (С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина )
I. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видам игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми – развлечениями.

1) сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

а) куклы,

б) фигурки людей,

в) фигурки животных,

г) предметы игрового обихода,

д) театральные,

е) празднично-карнавальные,

ж) технические.
2) дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно – дидактические – основаны на принципе самоконтроля,

б) дидактические игры (наборы) с правилами – предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и др.),

в) конструкторы и строительные наборы,

г) игры-головоломки,

д) музыкальные игрушки.

3) спортивные игрушки.

4) игрушки-забавы.



II. Игрушки по степени готовности:

  1. готовые

  2. сборно – разборные (состоящие из трансформирующихся частей и деталей).

  3. заготовки и полуфабрикаты для игрушек- самоделок.

  4. набор различных материалов для создания игрушек- самоделок.


III. Игрушки по виду применяемого сырья:

  1. деревянные,

  2. пластмассовые,

  3. металлические,

  4. из тканей, в т.ч. набивные игрушки,

  5. резиновые,

  6. из бумаги и картона,

  7. из керамики, фарфора и фаянса,

  8. из древесных материалов, папье-маше,

  9. из новых синтетических материалов.


IV.Игрушки по величине:

  1. мелкие (от 3 до 10 см),

  2. средние (от 10 до 50 см),

  3. крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды)


V.По функциональным свойствам:

  1. простые, без подвижных деталей,

  2. с подвижными деталями, механические (в т.ч. с заводными и инерционными механизмами)

  3. гидравлические,

  4. пневматические,

  5. магнитные,

  6. электрифицированные (в т.ч. электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе)

  7. электронные (на компьютерной основе)

  8. наборы игрушек (или деталей)- совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку,

  9. игровые комплекты, объединенные единой темой (задачей)


VI. Игрушки по художественно-образному решению:

  1. реалистические,

  2. условные,

  3. конструктивные.


Приложение 2

Игрушки для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)


В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.


Игрушки, способствующие познавательному, социально-коммуникативному, речевому развитию ребёнка


Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

  • становление орудийных действий;

  • развитие наглядно-действенного мышления;

  • развитие познавательной активности;

  • формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:



  • совочки, лопаточки;

  • метелочки, грабельки;

  • сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;

  • удочки с магнитом для "ловли рыбок";

  • игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;

  • кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:



  • пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;

  • вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;

  • матрёшки 3-4-местные;

  • "коробки форм", т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;

  • столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;

  • крупные пазлы и мозаики;

  • кубики крупные пластмассовые и деревянные;

  • шнурок и бусины для нанизывания;

  • народные игрушки с подвижными частями;

  • желобок и шарик для скатывания.

Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент. Это могут быть:



  • коробочки с секретом;

  • детские музыкальные центры;

  • механические игрушки;

  • клавишные игрушки;

  • игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;

  • материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:

  • фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.;

  • пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);

  • составные игрушки - машинки, домики и пр.;

  • строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;

  • бусы для нанизывания;

  • шнуровки и застёжки.

Речевое развитие. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:

  • картинки с изображением животных и людей;

  • сюжетные картинки с изображением действий;

  • наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;

  • элементарные виды детского домино и лото;

  • последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;

  • наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;

  • звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;

  • диафильмы;

  • игрушечный телефон.

Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это прежде всего куклы, среди которых могут быть:

  • тряпичные - гибкие (высота 30-40 см);

  • пластиковые - гибкие;

  • кукла-голыш с набором одежды;

  • кукла в одежде;

  • маленькие "пупсики" в разных позах.

Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:

  • набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);

  • мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик);

  • "продукты питания" - наборы овощей, фруктов;

  • "предметы гигиены" для кукол - расчёски, щётки, мыло и пр.;

  • игрушечные животные - маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.

Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.

Приложение 3

Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет?

Мальчики

Девочки

Сюжеты (соответствуют полу)

Выбирают для игр мужские взаимоотношения в мужских профессиях

(Это с/р игры «Корабль», «Автобус», «Гараж», «Такси», «Подводная лодка»,«Спасатели»,

«Войнушка», «Гонки», «Супергерои»,…)


Устойчиво выбирают социально-бытовые сюжеты

(«Дочки-матери», «Парикмахер» или «Салон красоты», «Доктор» или «Больница», «Магазин», «Барби»,…)



Роли

Чаще всего выбирают роли спасателя, водителя, рекламного агента, охранника, полицейского, капитана, супергероя.

Сказочные персонажи: медведь, волк, дракон, Змей Горыныч, Человек – паук, Джек – Воробей,…



Выбирают роли мамы и дочки, парикмахера и его клиента, продавца, покупателя, кассира, врача и пациента, консультанта по косметике, певицы, артистки. Встречаются роли героинь из сказок: Белоснежка, королева, принцесса, Русалочка,…

Взаимодействие, взаимоотношения

Преимущественно играют с детьми своего пола, объясняя это тем, что

… девочки не играют в «Подводную лодку», «Гараж»

(Им (девочкам) даже не придумать роли, им нечего делать в этих играх)

Объединение основано на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнера по игре


…мальчики не играют в «Дочки-матери», «Парикмахера».

У них свои игры

Объединение девочек для игр основано

на их интересе друг к другу



В реальном же общении мальчики и девочки благосклонно и доброжелательно относятся друг к другу: общаются, проявляют симпатии, демонстрируют положительные взаимоотношения

Ролевое взаимодействие

Распределяют роли конфликтно, не могут уступать, меняться ролями.

Игры часто быстро заканчиваются. Нестабильность игры мальчиков часто приводит к конфликтам, которые решаются ими с помощью силы. Игра, как правило, прерывается.



Более длительное, чем у мальчиков. Они не пытаются менять освоенные ролевые действия, готовы повторять их по несколько раз. Поэтому между ними редко возникают споры и конфликты, их игра имеет однообразный, но стабильный характер

Игровое пространство

Очень подвижны и динамичны.

Необходимо пространство для перемещений и активных действий. Уже сам характер их игр предполагает движение («движение» машины, «погружение» подводной лодки)



Более комфортно чувствуют себя в ограниченном пространстве.

Им достаточно уголка (именно он становится «кабинетом» врача, «домом»)



Предметно-игровая среда

Важно наличие разнообразной предметно – игровой среды. Более изобретательны в ее использовании. С одним предметом придумывают многочисленные манипуляции

Более склонны к конкретике.

Им необходимо наличие игрового оборудования, представляющего собой аналог предметного взрослого мира



Характер ролевых действий

Разнообразие ролевых действий наблюдается больше, чем у девочек (из-за высокой мобильности и готовности использовать в игре то, что находится под рукой)

Они легче трансформируют сюжеты, включая в традиционное содержание игры сюжеты из рекламы, фильмов, мультфильмов…



Характер ролевых действий заключается, как правило, в том, что мама готовит, стирает, занимается уборкой, воспитанием детей; дочка капризничает, просит ей что-нибудь купить; кассиры выбивают чеки, покупатели спрашивают у продавцов о качестве товара…


Особенности творчества в современной с/р игре

Испытывают трудности в комбинировании игровых сюжетов

Отражают в игре только отдельные элементы сюжета, представить и реализовать целостно игровой сюжет им трудно

Строят игровые действия вокруг одного сюжета, часто «застревают» на его отдельных элементах, повторяя их несколько раз


Приложение 4

Основные задачи развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом

Возрастная группа

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

2 младшая группа


Умения: правильно называть себя в игровой роли («Я шофер», «Я — мама»);

называть свои игровые действия («Я завожу мотор — р-р-р, я еду на машине»; «Я варю кашу, буду кормить дочку»);

планировать в речи 1—2 игровых действия;

передавать сюжет из нескольких взаимосвязанных действий.

Стимуляция самостоятельной игровой деятельности внесением предмета, игрушки с обязательным её обыгрыванием («Катя проснулась», «День рождения Кати», «Купание куклы», «Кукла Катя заболела»).

Средняя группа


В совместной игре с детьми развивать умение до начала игры определять тему;

1—2 игровых события («Во что будем играть? Что произойдет?»);



распределять роли до начала игры;

организованно играть в небольших игровых группировках;

поддерживать в игре дружелюбные отношения.



Внесение игрового материала может быть сюрпризным моментом, начало использования предметов - заместителей.
Внесение игрушек для мальчиков/девочек в связи со стихийной дифференциацией интересов и по половому признаку (мальчики – «шоферы», девочки – «мамы»).

Старшая группа


Сознательно принимать игровую задачу;

выполнять игровые действия по правилам;

действовать в игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку;

знать несколько игр и уметь их организовать;

придумать новые правила и игровые действия;




Помощь воспитателю в изготовлении атрибутов для игры, активное использование заместителей.


Подготовитель

ная группа




Проявлять настойчивость в поиске решения и достижении результата; рассуждать, анализировать, обдумывать свои ходы и действия;

пояснять и комментировать свои действия в процессе игры;

объяснять воспитателю или сверстникам содержание и правила игры, отвечать на вопросы об игре;

стараются поддерживать порядок, бережно относиться к играм и игровым материалам



Изготовление атрибутов для игры, принятие участия в создании в группе игротеки, придумывание новых игр. («Космические пираты», «Бакуганы» и др.)


Приложение 5

Развитие игровой деятельности дошкольников

Компоненты игры

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-7 лет

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Дети обычно начинают играть не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине).

Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками.

В конце 3 г.ж. начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры. Игровые замыслы начинают адресовываться группе детей.


Дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает обозначить игровую задачу.

Воплощение замысла в игре происходит путем решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются перед началом игры.

Замыслы игры более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Пред игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые образы и идеи, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией.

Содержание игр



Основное содержание игр – действия с предметами. К концу 3 г.ж., научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами

Сюжетно – отобразительная игра переходит в сюжетно - ролевую. Отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых

Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.

В игре создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

Сюжет игры


Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы.

В конце 3 г.ж. начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок.



Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще используются эпизоды из хорошо знакомых сказок.

Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни.

Совершенствуется умение совместно строить и развивать сюжеты игр. Для детей характерно стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых.

Выполнение роли и взаимодей-ствие детей в игре

В конце 3 г.ж. некоторые дети начинают обозначать роль словом. С переходом к обобщенным игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения.

Дети часто разговаривают с игрушками как с партнерами по игре.



Постепенно роль партнеров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов - заместителей. Дети переходят к играм вдвоем, а затем к групповым играм.

Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается определенными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в т.ч. с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными.

Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, т.к. им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.)

Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывает сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые

Игровые действия. Игровые предметы

К концу 3 г.ж. дети принимают от взрослого и выполняют действия с предметами – заместителями, сообщают другим предполагаемое содержание своих действий с ними. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом («Куклы уже поели»). Им становится доступна условность игры («Это понарошку») .Дети переходят к обобщенным действиям. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причесывает другого). К 3 г.ж. появляются первые подлинно коллективные игры.

Дети используют разные способы воспроизведения действительности, хорошо владеют действиями с сюжетно – образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы - заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям. Переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Во 2-й половине 4 г.ж. придумывают разнообразные замещения, изменяют первоначальное назначение предмета. Они избирательно относятся к предметам-заместителям, часто предлагают свой вариант сверстникам. Дети заменяют недостающие тематические игрушки другими предметами.

Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно - игровые действия; свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения

Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами – заместителями, природным материалом, игрушками, собственными самоделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры подбирают или заменяют необходимые предметы.

Правила игры



Детей привлекает само действие. Правила игры не выполняют функцию регулятора.

Правила регулируют последовательность действий.

Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии с взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры другими детьми.

Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.


Приложение 6

Уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б.Эльконину

Показатель

игры

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

1

2

3

4

5

Основное содержание игры

Действия с определенными предметами, направленными на

соучастника игры



В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному

Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры

Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям

Характер игровой роли

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. При ролевом разделении функций в игре дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения

Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с ролью.

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные внеигровые отношения.

Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер.

Характер игровых действий

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций.

Логика действий определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого- либо одного типа действий.

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны.

Действия четко последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры.

Отношение к правилам

Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют.

Нарушение последовательности действий не принимается фактически, не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется.

Правило явно еще не вычленяется, но оно уже может победить в случае конфликта непосредственное желание.




Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны.

Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.


Приложение 7





Приложение 8

Взаимоотношения детей в игре реальные и игровые
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений.

Игровые отношения

Отношения, которые определяются содержанием игры (например: ученики подчиняются учителю, капитан руководит матросами, дети слушаются родителей) и правилами игры (по сигналу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются; потом цапля неподвижно стоит в болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, нельзя спорить…)



Реальные отношения

Отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду.

На основе реальных отношений у ребенка формируются (или не формируются) качества «общественности»:

- способность входить в группу играющих детей,

- действовать в ней определенным образом,

- устанавливать связи с партнерами,

- подчиняться общественному мнению.



«Качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми. Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения»

(А.П.Усова)





  • Уровень неорганизованного поведения

ведет к разрушению игр других детей (ребенок ломает постройки, забирает игрушки, мешает играющим и т.д.)

  • Уровень одиночных игр

ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть

  • Уровень игр рядом

2-3 детей могут играть вместе, но каждый действует в соответствие со своей игровой целью, реализуя именно свой замысел

  • Уровень кратковременного общения и взаимодействия

дошкольник на какое –то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Именно на этом этапе у детей появляется замысел и стремление подобрать соответствующие игрушки и предметы. Однако они еще не чувствуют своей связи в зависимости от общей деятельности

  • Уровень длительного общения – взаимодействия

формируется на основе интереса к содержанию игры и тем действиям, которые она требует, а длительность взаимодействия связана с заинтересованностью в содержании игры

  • Уровень постоянного взаимодействия

основан на общих интересах и избирательных симпатиях

Список литературы

ОСНОВНАЯ:

  1. Деркунская В.А. Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет / В.А.Деркунская , А.Н. Харчевникова // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 5

  2. Деркунская В.А. Дочки-матери, или во что и как играть с современными мальчиками и девочками?: сюжетно-ролевая игра/ В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова // Обруч.- 2011. - № 6. - С. 13-15.

  3. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2014 – 112с. – (Дошкольное воспитание и развитие)

  4. Качанова И. А. Зачем нужна игра и как играют дошкольники / И. А. Качанова, Е. В. Трифонова// Соврем. дет. сад. - 2011. - № 2. - С. 48-57

  5. Кислова Т. Р. Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников / Т. Р. Кислова // Воспитание дошкольников: энцикл. дошкол. воспитания. - 2010. - № 6. - С. 16-22.

  6. Макарова Е.Д. Игра в жизни современного дошкольника / Е. Д. Макарова // Дет. сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 96-103.

  7. Махова Л.Ю. Воспитателю о детской игре: рабочая тетрадь / Мин-во образования и науки Архангельской области; Архангельский областной ин-т открытого образования; авт.-сост. Л.Ю. Махова [и др.]/- Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014.- 94 с. – (Педагогическое мастерство)

  8. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. -96 с.

  9. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком/ Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова – 3-е изд., дораб . – М.: Обруч, 2012. – 176с.

  10. Минаева А. Как играть? Вот в чем вопрос! / А. Минаева // Дошкол. образование: прил. к газ. "Первое сент.". - 2011. - 1-15 марта (№ 5). - С. 2-3

  11. Никитина О.Ю. Поговорим о компьютерных играх. Советы педагога родителям / О.Ю. Никитина// Дошкольная педагогика .- 2007.- №6.- С. 53-54

  12. Никитина О.Ю.Компьютерные игры для детей / О.Ю. Никитина О.Ю. // Ребенок в детском саду.- 2009.- № 3.- С. 62-63

  13. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!! // Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». -111с.

  14. Свирская Л. Право на игру / Л. Свирская, Л. Роменская // Обруч. - 2011. - № 6. - С. 7

  15. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Право на игру/ Е.О.Смирнова, И. А. Рябова // Современное дошкольное образование. – 2011.- № 1. - С. 28-31

  16. Трифонова Е. К вопросу об определении игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте / Е. Трифонова // Соврем. дет. сад. - 2011. - № 2. - С. 2-7

  17. Харченкова А. Н. Игровые интересы мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста как показатель субъектности детей / А. Н. Харченкова // Дет. сад от А до Я. - 2011. - № 2. - С. 93-104.

  18. Юрова Л.А. Играть – развивая, развивать – играя /Л.А. Юрова// Дошкольная педагогика - ноябрь-декабрь, 2004.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Абраменкова В.В. Игра и игрушка в детской субкультуре и ответственность взрослых/ В.В. Абраменкова// Дет. Сад: теория и практика. – 2011. -№1. – С.28-36

2. Бишич С. Детство без игры?: игры: традиции и современность / С. Бишич, Вишнич Евтич А.// Обруч. - 2011. - № 6. - С. 32-34. - Какие игры предпочитают соврем. дети? Результаты исследований хорват. Педагогов.

3. Кравцова Е. Как играть? Вот в чем вопрос! / Е. Кравцова //Дошкольное образование. – 2011. – № 5. –С.2-3

4. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр/ С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1997. - №3. – С.84-87

5. Обухова Е.А. Коммуникативные игры с детьми и родителями / Е. А. Обухова // Ребёнок в дет. саду. - 2010. - № 5.- С. 78-79.



6. Солнцева О. В. Развитие субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх / О. В. Солнцева // Дет. сад от А до Я. - 2011. - № 2. - С. 18-32

7. Солнцева О. В. Как изменился мир игры современного дошкольника / О. В. Солнцева // Дет. Сад: теория и практика. – 2011. -№1. – С.86-95.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал