К п. н, доцент кафедры немецкого языка



Скачать 64.46 Kb.
Дата27.10.2016
Размер64.46 Kb.
Просмотров151
Скачиваний0
Использование мультимедийных веб квестов как один из способов модернизации обучения иностранным языкам (из опыта работы городской экспериментальной площадки «Интегрирование информационно-коммуникационных технологий через использование мультимедийных программ в обучение иностранному языку»)

к.п.н, доцент кафедры немецкого языка

МГИМО (У) МИД РФ

Северова Н. Ю.

Процессы, связанные с интеграцией инноваций в повседневную жизнь, не могли не затронуть сферу образования. В числе первоочередных задач современной школы – воспитание человека, способного реализовать себя в постоянно меняющемся мире, обладающего компетенциями в использовании новейших инновационных достижений.

Современное образование базируется на гуманистической педагогике. Гуманистическая педагогика – это педагогика, ориентированная на личность. Свою главную цель гуманистическая она видит в самоактуализации личности на основе создания учеником особенностей собственного отношения к миру и себя в этом мире.

Не в последнюю очередь это касается использования информационных и коммуникационных технологий. Внедрение в образовательный процесс преподавания на основе компьютерных технологий постепенно становится неотъемлемой частью обучения.

Не остается в стороне и иностранный язык. В последнее время методисты видят свою задачу в разработке оптимального подхода к созданию и использованию на практике средств обучения на основе ИКТ по иностранным языкам с целью повышения эффективности обучения иностранным языкам.

В отличие от авторитарной педагогики, гуманистической педагогике чуждо такое понятие, как «средний ученик». Ведь нельзя строить обучение, например, иностранному языку, ориентируясь на какого-то абстрактного «усреднённого» учащегося.

Иностранный язык, как и любой другой предмет, усваивается разными учащимися по-разному.

Что касается усвоения знаний, личностно ориентированный подход предполагает, помимо приобретения знаний, умение работать с ситуацией или проблемой с использованием приобретённых знаний, умений и навыков, а также умение разрешать возникшую проблему с привлечением дополнительной информации.

Если учитель исходит из того, что ученики пассивно воспринимают информацию, тогда и методы обучения будут ориентированы на передачу знаний. С другой стороны, если исходить из того, что ученики активно участвуют в создании знания, в попытке понять, осмыслить окружающий их мир, тогда необходимо использовать адекватные этому подходу методы, стимулирующие активные действия учащихся в этом направлении.

Развитие современного общества в большой степени зависит от того, насколько развита и эффективно функционирует в нем информационная среда. В информационном обществе информация становится важнейшим продуктом общественной практики, одним из факторов развития общества, определяя развитие не только материального производства, но и социальных отношений, культуры коммуникации, практически всех эволюционных процессов, радикально изменяя содержание человеческой деятельности. Умение работать с информацией становится одним из приоритетных для современного человека.

Важнейшим источником информации сейчас является, помимо печатных изданий, сеть Интернет. Поэтому когда мы говорим о том, что индивид должен научиться работать с информацией, мы подразумеваем также, что он должен обладать соответствующими компетенциями и в области информационных технологий.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это даёт каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

В процессе обучения у учащегося формируется собственная картина мира, которая складывается из приобретаемых знаний и опыта.

Возможности использования ИКТ в обучении различным предметам, в том числе иностранному языку, изучаются в процессе экспериментального обучения. В рамках работы городской экспериментальной площадки «Интегрирование информационно-коммуникационных технологий через использование мультимедийных программ в обучение иностранному языку» проводится изучение потенциала информационных и коммуникационных технологий в формировании и развитии основных компетенций учащихся

За счёт чего улучшается качество обучения при использовании мультимедиа? Прежде всего, за счет задействования большего количества анализаторов. Психологами установлено, что эффективность усвоения информации повышается прямо пропорционально количеству анализаторов, через которые она проходит. Так, при чтении задействован лишь один канал – визуальный. А если та же информация параллельно озвучивается, причем пользователь может самостоятельно регулировать скорость предъявления информации, количество предъявлений, глубина проникновения в текст существенно возрастает.

Средства мультимедиа способны в полной мере обеспечить наглядность. Помимо иллюстраций, в текст по мере необходимости можно добавлять анимацию, аудио- и видео фрагменты. Работа с мультимедиа ресурсами предполагает иной способ усвоения и присвоения информации. Линейное восприятие сменяется большей «свободой передвижения» по информационному пространству: гипермедиа ресурсы чаще всего связаны между собой, и выбор того или иного ресурса происходит «кликом» компьютерной мыши.

Коллектив учителей ГОУ СОШ 1978 проводит целенаправленную и планомерную работу по внедрению в преподавание иностранного языка мультимедийных веб квестов.

Впервые модель вебквестов была представлена преподавателем университета Сан-Диего Берни Доджем в 1995 году. Учителя всего мира используют эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. В бытовом понятии квест – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Веб квест в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

В работе по созданию и использованию веб квестов в обучении иностранному языку приняли участие учителя ГОУ СОШ 1978 Авдеева Галина Николаевна, Сидякина Мария Евгеньевна, Лысова Елена Вениаминовна, Тирон Наталья Леонидовна, Нугаева Наталья Сергеевна, Новрузова Солмаз Намазовна.

Разработанные ими веб квесты были опробованы в течение 2010-2011 учебного года с учащимися различных возрастных групп. В результате исследовательской работы по их использованию были сделаны следубщие выводы:

Вебквест способствует реализации проблемно-поисковых методов, развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, развитию ИКТ-компетенции учащихся, расширению словарного запаса учащихся, расширению кругозора, приобретению новых знаний

Веб квест является разновидностью проектной методики. Как любой телекоммуникационный проект, веб квест посвящается определённой теме с размещением промежуточных и итоговых результатов работы в Интернете. Интернет используется также для поиска необходимой информации и, разумеется, для общения участников веб квеста между собой в ходе работы.

Спецификой таких проектов является то, что в основном они носят межпредметный характер. Например, учащиеся знакомятся с географическими особенностями страны изучаемого языка, что предполагает привлечение знаний не только по иностранному языку, но и по географии.

В рамках веб квестов могут изучаться также языковые особенности, этимология слов, проводятся фольклорные, литературные исследования и др. Большую роль играют веб квесты культурологической направленности, предполагающие изучение отдельных аспектов истории, культуры, государственного устройства, традиций, быта и т.д. стран изучаемого языка.

Для того, чтобы веб квест удался, учитель должен провести подготовительную работу и сформулировать задание для учащихся таким образом, чтобы четко обозначить траекторию их поисковой деятельности. В этой связи следует отметить работу учителей ГОУ СОШ по организации веб квестов: ими была проведена огромная поисковая деятельность по подготовке и организации материалов, что позволило сделать веб квесты интересными и увлекательными для учащихся. Структурная организация веб квестов позволила наилучшим образом организовать проблемно-поисковую деятельность учащихся.



Таким образом, использование мультимедийных ресурсов вносит дополнительный вклад в развитие мотивации изучения иностранного языка. Помимо того, что процесс такой деятельности расширяет кругозор учащихся, он еще способствует развитию ключевых компетенций – коммуникативной (что имеет огромное значение в обучении иностранному языку), социокультурной, а также медийной (без чего в наше время невозможна полноценная социализация индивида).

Сочетание использования ИКТ с современными методиками обучения заставляет взглянуть на учебный процесс по-новому, преодолеть устоявшиеся стереотипы в традиционной методике обучения иностранным языкам.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал