«живая природа»



страница1/3
Дата02.03.2017
Размер0.6 Mb.
Просмотров446
Скачиваний0
  1   2   3

Поисково –

познавательная деятельность в подготовительной группе.

http://usiter.com/uploads/20120612/planeta+zemlya+98829358824.jpg

Тема: «ЖИВАЯ ПРИРОДА»
СТРОЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЧАСТЕЙ РАСТЕНИЯ
Куда тянутся корни?

Задачи: Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

Материалы и оборудование: Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.

Ход: Взрослый предлагает полить два растения по-разному: циперус — в поддон, герань — под корешок. Через некоторое время дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассматривают герань и выясняют, почему в поддоне у герани не появились корешки (корни не появились, так как они тянутся за водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне).
Много — мало

Задачи: Выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

Материалы и оборудование: Три растения: одно — с крупными листьями, второе — с обычными листьями, третье — кактус; целлофановые пакетики, нитки.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими. Дети выбирают три растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа — много, мало воды). Дети выполняют следующие действия: надевают пакетики на листья, закрепляют; наблюдают за изменениями в течение суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от факторов внешней среды (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать), достраивают модель изображением нужного символа.
Запасливые стебли

Задачи: Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Материалы и оборудование: Губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой, глубокая емкость.

Ход: Взрослый предлагает детям проверить, какие стебли умеют запасать воду. Дети рассматривают алгоритм опыта и в соответствии с ним под руководством взрослого выполняют следующие действия: в разные емкости наливают одинаковое количество воды; опускают в первую емкость бруски, во вторую — губки (бруски и губки представляют собой стебли с маленькими и большими отверстиями); проверяют через 5—10 минут наличие воды в емкостях. Делают вывод о накоплении влаги в некоторых растениях, стебли которых имеют большие отверстия. Взрослый предлагает самостоятельно выполнить опыт по алгоритму.
Бережливые растения

Задачи: Найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.

Материалы и оборудование: Растения: фикус, сансевьера, фиалка, диффенбахия; лупа, целлофановые пакетики.

Ход: Взрослый предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне.

Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Затем выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги.


Почему меньше?

Задачи: Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

Материалы и оборудование: Стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.

Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, какие из растений смогут жить в джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу — обычные растения; в саванне — растения, накапливающие влагу. Дети согласно алгоритму выполняют опыт: наливают одинаковое количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень воды; через один-два дня отмечают изменение уровня воды, составляют модель зависимости количества испаряемой влаги от величины листьев. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги — они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко.
Тема: «ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕЗОНОВ В РАЗНЫХ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ»
Когда в Арктике лето?

Задачи: Выявить особенности проявления сезонов в Арктике.

Материалы и оборудование: Глобус, макет «Солнце — Земля», термометр, мерная линейка, свеча.

Ход: Взрослый знакомит детей с годовым движением Земли: она проходит один оборот вокруг Солнца (данное знакомство лучше проводить зимой в вечернее время суток). Дети вспоминают, как на Земле день сменяет ночь (смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси). Находят на глобусе Арктику, обозначают ее на макете белым контуром. В затемненном помещении зажигают свечу, которая имитирует Солнце. Дети под руководством взрослого демонстрируют действие макета: ставят Землю в положение «лето на Южном полюсе», отмечают, что степень освещенности полюса зависит от удаленности Земли от Солнца. Определяют, какое сейчас время года в Арктике (зима), в Антарктике (лето). Медленно вращая Землю вокруг Солнца, отмечают изменение освещенности ее частей при удалении от свечи, которая имитирует Солнце.
Почему летом в Арктике солнце не заходит?

Задачи: Выявить особенности проявления летнего сезона в Арктике.

Материалы и оборудование: Макет «Солнце — Земля».

Ход: Дети под руководством взрослого демонстрируют на макете «Солнце — Земля» годовое вращение Земли вокруг Солнца, обращая внимание на то, что часть годового вращения Земля повернута к Солнцу так, что постоянно освещается Северный полюс. Выясняют, где в это время на планете будет долгая ночь (неосвещенным останется Южный полюс).
Где самое жаркое лето?

Задачи: Определить, где самое жаркое лето на планете.

Материалы и оборудование: Макет «Солнце - Земля».

Ход: Дети под руководством взрослого демонстрируют на макете годовое вращение Земли вокруг Солнца, определяют в разные моменты вращения самое жаркое место на планете, ставят условные значки. Доказывают, что самое жаркое место в районе экватора.


Тема: «ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ»
Как в джунглях

Задачи: Выявить причины повышенной влажности в джунглях.

Материалы и оборудование: Макет «Земля — Солнце», карта климатических зон, глобус, противень, губка, пипетка, прозрачная ем кость, прибор для наблюдения за изменением влажности.

Ход: Дети обсуждают температурные особенности джунглей, пользуясь макетом годового вращения Земли вокруг Солнца. Пытаются выяснить причину частых дождей, рассматривая глобус и карту климатических зон (обилие морей и океанов). Ставят опыт по насыщению воздуха влагой: капают воду из пипетки на губку (вода остается в губке); кладут губку в воду, несколько раз переворачивая ее в воде; поднимают губку, наблюдают, как стекает вода. Дети с помощью выполненных действий выясняют, почему в джунглях дождь может идти без туч (воздух, как губка, насыщается влагой и уже не может ее удерживать).

Дети проверяют появление дождя без туч: в прозрачную емкость наливают воду, закрывают крышкой, ставят в жаркое место, наблюдают в течение одного-двух дней появление «тумана», растекание капель по крышке (вода испаряется, влага скапливается в воздухе, когда ее становится слишком много, выпадает дождь).


Лес — защитник и лекарь

Задачи: Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне.

Материалы и оборудование: Макет «Солнце — Земля», карта природно-климатических зон, комнатные растения, вентилятор, мелкие кусочки бумаги, два маленьких подноса и один большой, емкости для воды, почва, листья, веточки, трава, лейка, поддон с почвой.

Ход: Дети выясняют особенности лесостепной зоны, пользуясь картой природно-климатических зон и глобусом: большие открытые пространства, теплый климат, близость пустынь. Взрослый рассказывает детям о ветрах, которые бывают на открытых пространствах, и с помощью вентилятора имитирует ветер; предлагает усмирить ветер. Дети высказывают предположения (надо заполнить пространство растениями, предметами, создать из них преграду) и проверяют их: ставят на пути ветра преграду из комнатных растений, помещают кусочки бумаги перед лесом и за ним.

Дети демонстрируют процесс размывания почвы во время дождей: поливают поддон с почвой (поддон стоит под наклоном) из лейки с высоты 10—15 см и наблюдают образование «оврагов». Взрослый предлагает детям помочь природе сохранить поверхность, не дать воде вымывать почву. Дети выполняют действия: на поддон насыпают почву, поверх почвы рассыпают листья, траву, ветки; выливают на почву воду с высоты 15 см. Проверяют, размылась ли почва под зеленью, и делают вывод: растительное покрывало удерживает почву.


Почему в тундре всегда сыро?

Задачи: Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.

Материалы и оборудование: Емкости с водой, макет почвенного слоя тундры, термометр, макет «Солнце — Земля».

Ход: Дети выясняют температурные особенности тундры, пользуясь макетом годового вращения Земли вокруг Солнца (при вращении Земли вокруг Солнца некоторое время лучи Солнца совсем не попадают на тундру, температура низкая). Взрослый уточняет у детей, что происходит с водой, когда она попадает на поверхность земли (обычно часть уходит в почву, часть испаряется). Предлагает определить, зависит ли впитывание воды почвой от особенностей почвенного слоя (например, будет ли вода проходить легко в промерзший слой почвы тундры). Дети выполняют действия: вносят в помещение прозрачную емкость с промерзшей землей, дают ей возможность немного подтаять и наливают воду, она остается на поверхности (многолетняя мерзлота не пропускает воду).
Где быстрее?

Задачи: Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.

Материалы и оборудование: Емкости с водой, макет почвенного слоя тундры, термометр, макет «Солнце — Земля».

Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, как долго будет испаряться вода с поверхности почвы в тундре. С этой целью организуется длительное наблюдение. Согласно алгоритму деятельности дети выполняют следующие действия: в две емкости наливают одинаковое количество воды; отмечают ее уровень; емкости ставят в разные по температуре места (теплое и холодное); через сутки отмечают изменения (в теплом месте воды стало меньше, в холодном — количество почти не изменилось). Взрослый предлагает решить задачу: над тундрой и над нашим городом прошел дождь, где лужи будут дольше и почему (в тундре, так как в холодном климате испарение воды будет проходить медленнее, чем в средней полосе, где теплее, почва оттаивает и есть куда уходить воде).
Почему в пустыне бывают росы?

Задачи: Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, крышка со снегом (льдом), спиртовка, песок, глина, стекло.

Ход: Дети выясняют температурные особенности пустыни, пользуясь макетом годового вращения Земли вокруг Солнца (лучи Солнца ближе к этой части поверхности Земли — пустыне; поверхность нагревается до 70 градусов; температура воздуха в тени более 40 градусов; ночь прохладная). Взрослый предлагает детям ответить, откуда появляется роса. Дети проводят опыт: нагревают почву, держат над ней охлажденное снегом стекло, наблюдают появление влаги на стекле — выпадение росы (в почве есть вода, днем почва нагревается, ночью охлаждается, и утром выпадает роса).


Почему в пустыне мало воды?

Задачи: Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.

Материалы и оборудование: Макет «Солнце — Земля», две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина.

Ход: Взрослый предлагает детям ответить, какие существуют почвы в пустыне ^песчаная и глинистая). Дети рассматривают ландшафты песчаных и глинистых почв пустыни. Выясняют, что происходит с влагой в пустыне (через песок она быстро уходит вниз; на глинистых почвах, не успев проникнуть внутрь, испаряется). Доказывают опытом, выбирая соответствующий алгоритм действий: наполняют воронки песком и влажной глиной, уплотняют, наливают воду, помещают в теплое место. Делают вывод в виде модели взаимозависимости факторов неживой природы.
Тема: «МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ КАК ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ»

Влажное дыхание

Задачи: Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно-климатические зоны).

Материалы и оборудование: Зеркало.

Ход: Дети выясняют, какой путь проходит воздух при вдохе и выдохе (при вдохе воздух поступает в легкие через дыхательные пути, при выдохе — выходит). Дети делают выдох на зеркальную поверхность, отмечают, что зеркало запотело, на нем появилась влага. Взрослый предлагает детям ответить, откуда взялась влага (вместе с выдыхаемым воздухом влага выносится из организма), что будет, если живущие в пустыне животные будут терять влагу при дыхании (они погибнут), какие животные выживают в пустыне (верблюды). Взрослый рассказывает о строении органов дыхания у верблюда, помогающих сберечь влагу (носовые ходы у верблюда длинные и извилистые, влага оседает в них во время выдыхания).
Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу?

Задачи: Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно-климатические зоны).

Материалы и оборудование: Ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы.

Ход: Дети выясняют температурные особенности в пустыне по сравнению с лесной зоной, сравнивая их положение относительно экватора. Взрослый предлагает детям в солнечную, но холодную погоду надеть рукавички одной плотности (лучше драповые): на одну руку — из светлой ткани, на другую — из темной; подставить руки солнышку, через 3—5 минут сравнить ощущения (в темной рукавичке руке теплее). Взрослый спрашивает детей о том, каких тонов одежда должна быть в холодное и жаркое время года у человека, шкурка — у животных. Дети на основе выполненных действий делают вывод: в жаркую погоду лучше иметь одежду светлых тонов (она отталкивает солнечные лучи); в прохладную погоду теплее в темной (она притягивает солнечные лучи).
Какие корни у растений тундры?

Задачи: Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

Материалы и оборудование: Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.

Ход: Дети называют особенности почвы в тундре (мерзлота). Взрослый предлагает выяснить, какими должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте. Дети проводят опыт: помещают проращённые бобы на толстый слой влажной ваты, прикрывают влажной тканью, ставят на холодный подоконник, наблюдают в течение недели за ростом корней, их направлением. Делают вывод: в тундре корни растут в стороны, параллельно поверхности земли.
Могут ли жить растения без корней?

Задачи: Выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре (много воды).

Материалы и оборудование: Кусочки мха разных видов, вата, лупа.

Ход: Дети рассматривают мох через лупу, помещают его между рамами на влажную вату; поддерживают вату во влажном состоянии, наблюдают за ростом мха. Делают вывод: у мха корней нет, влагу растение берет прямо с поверхности.
Необычные корни

Задачи: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

Материалы и оборудование: Сциндапсус, прозрачная с плотной крышкой емкость с водой на дне, решетка.

Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями (в джунглях мало воды в почве, корни могут ее взять из воздуха). Дети рассматривают растение сциндапсус, находят почки — будущие воздушные корни, помещают черенок на решетку в емкость с водой, закрывают плотно крышкой. Наблюдают в течение месяца за появлением «тумана», а затем капель на крышке внутри емкости (как в джунглях). Рассматривают появившиеся воздушные корни, сравнивают с другими растениями.


Быстрые растения

Задачи: Выявить приспособление некоторых растений к короткому, благоприятному для жизни периоду.

Материалы и оборудование: Луковицы крокусов, тюльпанов, емкость с почвой.

Ход: Дети под руководством взрослого высаживают луковицы тюльпанов или крокусов в январе, отмечают дату. Наблюдают за развитием, фиксируя изменения в дневнике. Отмечают, что изменения происходят очень быстро, и в земле опять остается корень с запасом питания для нового растения. Уточняют, в каком природном доме смогут жить такие растения (там, где времени для жизни мало: в тундре, пустыне, саванне).
Тема: «ЭВОЛЮЦИЯ»

Как появились моря и океаны?

Задачи: Объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конден¬сации.

Материалы и оборудование: Емкость с горячей водой или разогретым пластилином, накрытая крышкой, снег или лед.

Ход: Дети рассказывают, что планета Земля когда-то была раскаленным телом, вокруг нее — холодный космос. Обсуждают, что с ней должно происходить при остывании, сравнивая с процессом остывания горячего предмета (когда предмет остывает, теплый воздух от остывающего предмета поднимается вверх и, попадая на холодную поверхность, превращается в жидкость — конденсируется). Дети наблюдают за остыванием и конденсацией горячего воздуха при соприкосновении с холодной поверхностью. Обсуждают, что произойдет, если будет остывать очень большое тело, целая планета (при остывании Земли на планете начался многолетний сезон дождей).
Живые комочки

Задачи: Определить, как преобразовались первые Живые клетки.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, пипетка, растительное масло.

Ход: Взрослый обсуждает с детьми, могли ли на Земле сразу появиться все живые организмы, которые живут сейчас. Дети объясняют, что из ничего не может появиться сразу ни растение, ни животное, предполагают, какими могли быть первые живые организмы, наблюдая за единичными масляными пятнышками в воде. Дети вращают, покачивают емкость, рассматривают, что происходит с пятнышками (они объединяются). Делают вывод: возможно, так объединяются и живые клетки.
Растущие малютки

Задачи: Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Материалы и оборудование: Емкости с крышкой, молоко.

Ход: Дети предполагают, что мельчайшие организмы есть во многих продуктах. В тепле они разрастаются и портят продукты. Согласно началу алгоритма опыта дети выбирают места (холодное и теплое), в которые ставят молоко в закрытых емкостях. Наблюдают в течение 2—3 дней; зарисовывают последнее звено алгоритма (в тепле эти организмы развиваются быстро). Дети рассказывают, что люди используют для хранения продуктов (холодильники) и почему (холод не дает организмам размножаться, и продукты не портятся).
Заплесневелый хлеб

Задачи: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Материалы и оборудование: Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Ход: Дети знают, что хлеб может портиться — на нем начинают расти мельчайшие организмы (плесневые грибки). Составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: а) в теплое темное место, в полиэтиленовый пакет; б) в холодное место; в) в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета, Проводят наблюдения в течение нескольких дней, рассматривают результаты через лупу, зарисовывают (во влажных теплых условиях — первый вариант — появилась плесень; в сухих или холодных условиях плесень не образуется).

Дети рассказывают, как люди научились дома сохранять хлебопродукты (хранят в холодильнике, сушат из хлеба сухари).


Присоски

Задачи: Выявить особенности образа жизни простейших морских организмов (актиний).

Материалы и оборудование: Камень, присоска для закрепления мыльницы на кафель, иллюстрации моллюсков, актиний.

Ход: Дети рассматривают иллюстрации живых морских организмов и выясняют, какой образ жизни они ведут, как они передвигаются (сами двигаться не могут, двигаются течением воды). Дети выясняют, почему некоторые морские организмы могут остаться на камнях. Взрослый демонстрирует действие присоски. Дети пробуют прикрепить сухую присоску (не прикрепляется), затем увлажняют ее (прикрепляется). Дети делают вывод, что тела морских животных влажные, что позволяет им с помощью присосок хорошо прикрепляться к предметам.
Чем нюхает червяк?

Задачи: Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.

Материалы и оборудование: Дождевые черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.

Ход: Дети рассматривают червяка через лупу, выясняют особенности его строения (гибкое членистое тело, оболочка, отростки, с помощью которых он передвигается); определяют, есть ли у него обоняние. Для этого смачивают вату пахучей жидкостью, подносят к разным частям тела и делают вывод: червяк чувствует запах всем телом.
Почему исчезли панцирные рыбы?

Задачи: Выявить причину появления новых видов рыб.

Материалы и оборудование: Макет панцирной рыбы, акулы из гибкого материала, большая емкость с водой, аквариум, рыбки, символ.

Ход: Дети рассматривают рыбок в аквариуме (движения туловища, хвоста, плавников), а затем макет панцирной рыбы. Взрослый предлагает детям подумать, почему исчезли панцирные рыбы (панцирь не давал рыбам свободно дышать: как рука в гипсе). Взрослый предлагает детям придумать символ панцирной рыбы и изобразить его.
Как появились острова, материки?

Задачи: Объяснять происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний.

Материалы и оборудование: Емкость с почвой, камешками, залитая водой.

Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, как на планете, залитой полностью водой, могли появиться острова, материки (суша). Дети выясняют это на опыте. Создают макет: в емкость, заполненную почвой и камешками, осторожно наливают воду, подогревают ее с помощью взрослого, наблюдают, что вода испаряется (с потеплением климата на Земле воды в реках начали испаряться, реки пересыхали, появлялась суша). Дети зарисовывают наблюдения, используя макет для выяснения причины появления земноводных, двоякодышащих рыб.
Почему первые птицы не летали?

Задачи: Выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

Материалы и оборудование: Модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупа, бумага, картон, тонкая бумага.

Ход: Дети рассматривают иллюстрации первых птиц (очень крупные туловища и небольшие крылья). Выбирают материалы для опыта: бумагу, грузы («туловища»). Изготавливают крылья из картона, тонкой бумаги, крылья с грузами; проверяют, как планируют разные «крылья», и делают вывод: с маленькими крыльями крупным птицам было тяжело летать.
Почему динозавры были такими большими?

Задачи: Уточнить механизм приспособления к жизни хладнокровных животных.

Материалы и оборудование: Маленькая и большая емкости с горячей водой.

Ход: Дети рассматривают живую лягушку, выясняют ее образ жизни (потомство выводит в воде, питание находит на суше, далеко от водоема жить не может — кожа должна быть влажной); трогают, выясняя температуру тела. Взрослый рассказывает, что ученые предполагают, что динозавры были такими же холодными, как лягушки. В этот период температура на планете не была постоянной. Взрослый выясняет у детей, что делают зимой лягушки (впадают в спячку), как спасаются от холода (зарываются в ил). Взрослый предлагает детям узнать, почему динозавры были большими. Для этого надо представить, что емкости — это динозавры, которые нагрелись от высокой температуры. Вместе с детьми взрослый наливает в емкости горячую воду, трогает их, выливает воду. Через некоторое время дети снова проверяют на ощупь температуру емкостей и делают вывод, что большая банка горячее — ей надо больше времени для остывания. Взрослый выясняет у детей, каким по размеру динозаврам легче было бороться с холодом (большие динозавры долго сохраняли свою температуру, поэтому не замерзали в холодные периоды, когда их не нагревало солнце).


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал