Жаргон футбольных фанатов в лингвокультурологическом освещении березовский К. С. Научный



Скачать 53.78 Kb.
Pdf просмотр
Дата16.02.2017
Размер53.78 Kb.
Просмотров165
Скачиваний0

1
УДК 811.161.1'276
ЖАРГОН
ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ
ОСВЕЩЕНИИ

Березовский
К.С.
Научный
руководитель – д. филол. н., профессор Фельде О.В.
Сибирский
федеральный университет
Во второй половине 20 века появились теории об изоморфизме форм существования языка с формами культуры (а также субкультуры). Характеристика этой связи относится к актуальным задачам современной социолингвистики. Можно говорить об обоюдонаправленном влиянии: общество влияет на язык, и язык, в свою очередь, воздействует на общество.
Известно, что темперамент и мироощущение можно связывать не только с языком народов; малые социальные группы для выделения и обособления себя от общества также могут использовать характерные языковые единицы, применяя существующие языковые средства либо образовывая новые на базе старых. Мы можем наблюдать образование профессиональных и групповых жаргонов. Под групповыми жаргонами, вслед за Л. П. Крысиным, в данной статье понимаются языковые образования, основанные на социальном обособлении людей.
Исследование новых социолектов относится к актуальным задачам лингвистики.
Кроме прочего, футбольный фанатизм – популярное и малоисследованное явление современности, существуют фильмы, художественная литература, игры, посвящённые футбольным фанатам. Их жаргон ранее не изучался.
Объектом настоящего исследования является жаргон футбольных фанатов, предметом – отражение в лексической системе жаргона футбольных фанатов особенностей их мировоззрения. Методологической базой исследования послужили труды в области социолингвистики Л. П. Крысина, лингвокультурологии А. П.
Чудинова, работы по коммуникативной лингвистике В. З. Санникова, диссертация Е. А.
Хомякова. Источниками исследования послужили интернет-сайты, видеосюжеты, посвященные футбольным фанатам, а также данные, полученные методом наблюдения на стадионах г. Красноярска. В результате выборочной расписки была составлена картотека, насчитывающая около 240 единиц.
Сочетание «футбольный фанат» появилось в российском лексиконе в 70-е годы
ХХ века и первоначально означало группу молодых западноевропейцев, нарушающих общественный порядок во время, до или после футбольного матча. Вместе с этим футбольный фанатизм начал проявляться на территории бывшего СССР. Тогда особо выделялись поклонники московского «Спартака», поддерживающие команду по всей стране. Постепенно взгляды российских фанатов обратились в сторону Англии – родины футбола и футбольных фанатов, на стадионах зазвучали песни, речёвки, слоганы (некоторые из которых вы можете видеть на слайдах), движение приняло строго закрытый субкультурный характер со своей атрибутикой и жаргоном. В начале 90-х появились группировки европейского масштаба – «Red-Blue Warriors» у ЦСКА и «Flint’s Crew» у «Спартака».
На фоне их противостояния группы поддержки стали возникать практически у всех клубов Российской Федерации, вплоть до непрофессиональных команд.

2
Каков же социальный портрет
«среднестатистического» российского футбольного фаната? Как правило, это молодые люди от 15 до 25 лет. Субкультура футбольных фанатов объединяет людей абсолютно разных, но с общей идеей и общими пристрастиями. Род занятий фанатов может быть различным: в группировке и студенты вузов, и учащиеся профессионально-технических училищ (технических колледжей), и частные предприниматели, и рабочие, и люди без определённых занятий. У многих фанатов хорошо развит музыкальный вкус, они предпочитают джаз, ска, ска-панк, многие начитанны, подавляющее большинство хорошо разбирается в стиле одежды и моде, так как одежда для любой субкультуры имеет большое значение. В среде футбольных фанатов основная функция одежды – неприметность. К данной субкультуре относятся мужчины традиционной сексуальной ориентации, также есть и женщины, но их крайне мало. Всех фанатов отличает повышенный эмоциональный фон, эмотивный аспект личности подавляет логический.
Проанализируем исходные понятийные области, лексика которых подверглась метафоризации. Данный анализ позволяет говорить о «языковой картине мира» говорящего (в нашем случае – футбольных фанатов), показывает связь футбольных фанатов с общенациональной культурой. Эти новообразования вступают в отношения омонимии с общенародными лексемами. Остановимся подробнее на рассмотрении метафоры, выявим исходные понятийные области, слова из которых подверглись переосмыслению. Исходные понятийные области (в других терминах – ментальная сфера-источник, сфера-донор, источник метафорической экспансии), то есть в терминах теории регулярной многозначности семантическая сфера, к которой относятся охватываемые моделью слова в первичном значении.
1. Исходная понятийная область «обозначение людей по образу жизни, роду деятельности или характеру». Эта область включает следующие слова:
Бомжи – ‘ФК «Зенит» (Санкт-Петербург) и его фанаты’.
Моряки – ‘ФК «Черноморец» (Одесса) и его фанаты’.
Проститутка – ‘фанат, поменявший клуб’.
Скаут – ‘фанат, наблюдающий за обстановкой в группировке-конкуренте’.
Балабол – ‘телекомментатор’.
Барыга – ‘человек, перепродающий билеты на матч’.
Космонавт – ‘сотрудник ОМОНа в полной боевой экипировке’.
Кинолог – ‘фанат, едущий на матч на электричках’.
Данные лексемы представляют собой разнообразные элементы социума. Слова изменили свое значение благодаря заложенному в них метафорическому потенциалу.
Обозначают данные лексемы совершенно различные пласты культуры футбольных фанатов после изменения семантики: наименования фанатов, профессий, связанных с фанатской деятельностью, сотрудников органов правопорядка.
2. Исходная понятийная область «этнонимы». В эту область входят лексемы:
Хохлы – ‘ФК «Динамо» Киев и его фанаты’.
Татары – ‘ФК «Рубин» Казань и его фанаты’.
Данные слова представляют собой яркий пример «этногеографической» метафоры. Слово хохлы является примером так называемого аллоэтнонима – ‘не самоназвания этноса’ (различают также автоэтноним).
3. Важная исходная понятийная область – «военные прошлых эпох»:
Гренадеры – ‘ФК «ЦСКА» (Москва) и его фанаты’.
Гусары – ‘ФК «ЦСКА» (Москва) и его фанаты’.
Слова гренадеры и гусары находятся в синонимических отношениях друг с другом.
4. Исходная понятийная область «части тела». Сюда входят лексемы:

3
Рыло – ‘1) лицо человека; 2) один фанат’.
Живот – ‘болельщик полного телосложения’.
5. Исходная понятийная область «кухонная утварь». Она представлена словами:
Банка – ‘гол’.
Кастрюли – ‘ФК «Торпедо» (Москва) и его фанаты’.
6. Исходная понятийная область – «продукты питания»:
Йогурты – ‘ФК «Сатурн» (Раменское) и их фанаты’.
Мясо – ‘ФК «Спартак» (Москва) и его фанаты’.
Сало – ‘ФК «Динамо» (Киев) и его фанаты’.
Щи – ‘1) лицо человека; 2) один фанат’.
7. Исходная понятийная область, которая попала под метафорическое осмысление фанатами, - это «промышленные объекты». В эту область входят слова:
Вагоны – ‘ФК «Локомотив» (Москва) и его фанаты’.
Паровозы – ‘ФК «Локомотив» (Москва) и его фанаты’.
Шахта– ‘ФК «Шахтёр» (Донецк) и его фанаты’.
Пресс – ‘особый вид нападения на милицейское оцепление, в результате которого милиция оттесняется к ограждению или стене’.
8.
Исходная понятийная область
«сельскохозяйственные приспособления/постройки»:
Плуг – ‘болельщик провинциального клуба’.
Загон – ‘фанаты, оцепленные по периметру милицией’.
Сарай – ‘ледовый дворец спорта’.
Вероятная близость «народной» среды футбольным фанатам, а также образный потенциал, заложенный в данных словах, заставили обратить на себя внимания футбольных фанатов и подвергнуть эти лексемы семантическому переосмыслению.
9. Исходная понятийная область – это «наименования документов и надписей
(элементов информации)», которая содержит лексемы:
Акция – ‘операция, проводимая какой-либо группировкой фанатов против другой (других)’.
Шифр – ‘маскировка, отсутствие атрибутики какого-либо клуба’.
10. Понятия, связанные с агрессивными/военными действиями, с темой смерти – десятая исходная понятийная область, в которую входят слова:
Бомбардировка – ‘закидывание камнями и бутылками сектора (либо автобуса) с приезжими фанатами’.
Заряд – ‘речевка футбольных фанатов’.
Заряжать – ‘озвучивать речёвки, песни, слоганы на стадионе’.
Гроб – ‘багажное отделение под нижней полкой в поезде’.
Стрела – ‘встреча фанатов враждующих группировок для выяснения отношений’.
Трофей – ‘элемент атрибутики фанатов команды-соперника, снятый во время драки, либо украденный’.
Отчётливо проявляется благодаря этой исходной понятийной области очевидная агрессивность и воинственность футбольных фанатов, которые нередко устраивают столкновения с сотрудниками органов правопорядка и между собой. Эти стычки сами по себе считаются в фанатской субкультуре как бы метафорами больших войн и сражений, серьёзных боевых действий. Поклонники некоторых команд (например,
«ЦСКА» и «Спартака») противоборствуют друг с другом и прямо определяют свои отношения как состояние войны. От многих фанатов часто приходится слышать определения своей жизни, как постоянное нахождение на фронте и т. п.
11. Исходная понятийная область «животный мир»:

4
Кони – ‘ФК «ЦСКА» (Москва) и его фанаты’’.
Лошади – ‘ФК «ЦСКА» (Москва) и его фанаты’.
Пони – ‘ФК «СКА» (Ростов) и его фанаты’.
Свиньи – ‘ФК «Спартак» (Москва) и его фанаты’.
Кроты – ‘ФК «Шахтёр» (Донецк) и его фанаты’.
Жаба – ‘фанат, поменявший клуб ’.
Волки – ‘контролёры на железнодорожном транспорте’.
Собака – ‘пригородная электричка’.
Козёл – ‘милицейский автомобиль УАЗ’.
Утка – ‘кресло на стадионе’.
Эти слова переосмысляются и попадают в самые различные понятийные сферы: названия клубов и их фанатов, названия средств передвижения, названия элементов стадиона, названия «чужих», т. е. людей, не принадлежащих к субкультуре и вызывающих неприязнь в фанатской среде, либо противодействующие привычной деятельности фанатов. Лексема свиньи является синонимичной лексеме мясо.
12. Близкой к предыдущей является понятийная область «артефакты, связанные с фауной»:
Сачок – ‘футбольные ворота’.
Скворечник – ‘комментаторская кабина’.
Обе лексемы обозначают элементы стадиона.
13. Следующая исходная понятийная область – «мифологические существа».
Здесь можно выделить две лексемы:
Цербер – ‘сотрудник правоохранительных органов’.
Кентавр – ‘сотрудник конной милиции’. Синоним: ментавр.
В этой исходной понятийной области представлены существа из греческой мифологии. Обращение фанатов к этой сфере культуры обусловлено необходимостью наделить значение слов яркой экспрессивной составляющей и показать отношение к сотрудникам правоохранительных органов.
14. Исходная понятийная область нами названа как «понятия, связанные с религией, мистикой и загадкой».
Инопланетяне – ‘ФК «Сатурн» (Раменское) и его фанаты’.
Рай – ‘третья багажная полка поезда в купе или в плацкарте’.
Итак, было установлено понимание термина «концепт», которое соответствует специфике настоящей работы. Мы остановились на лингвокультурологическом определении данного термина: концепт – одна из ключевых единиц ментального уровня, элемент картины мира. Было выяснено, что концепт «свой-чужой» является важнейшим в ментальном уровне футбольных фанатов, так как эта социальная группа стремится к дистанцированию себя от общества. Главным признаком, по которому проводилась дифференциация на «своих» и «чужих» явилась принадлежность к субкультуре футбольных фанатов. К «своим» мы отнесли людей, состоящих в сообществе футбольных фанатов. К «чужим» мы отнесли лиц, которые олицетворяют собой порядок, пытаются препятствовать деятельности футбольных фанатов и ограничивать их свободу. Кроме этого, было выявлено 14 исходных понятийных областей, с которыми взаимодействуют футбольные фанаты, среди них обозначения людей, животных, промышленных объектов, понятия, связанные с военными действиями и т. д. Лексика, которая образована в результате метафоризации, отражает особенности мировоззрения футбольных фанатов.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал