Издатель Центр «бамэ-экспедитор»



Pdf просмотр
страница1/4
Дата12.02.2017
Размер6.12 Mb.
Просмотров340
Скачиваний0
  1   2   3   4
Издание учреждено
Издатель
Центр «БАМЭ-Экспедитор»
Главный редактор
Владимир Вячеславович
Канунников
Заместитель главного редактора
Александр Луцевич
Корректор
Ольга Венская
Компьютерный дизайн и верстка
Татьяна Гардашникова,
Елена
Шохан
Aдрес редакции, РБ, Минск, ул. Первомайская, 14-308А
Тел./факс:
+375 (17) 327 48 87,
+375 (29) 669 20 68, 169 69 82
E-mail: compas_baif@mail.ru
www.baif.by
Skype: compas.baif
Подписные индексы:

74941 — для индивидуальных

подписчиков

749412 — для предприятий



и организаций
Издается с 1995 года. Выходит 6 разв год.
Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации № 836 от 09.12.2009, выданное Министерством информации Республики Беларусь.
Отпечатано в типографии ЧУП «Джи энд Ди»,
Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя, распространителя печатных изданий № 2/36 отгул. Бурдейного, 37-191, Минск, РБ, Подписано в печать 13.04.2015. Зак. 482. Тираж 500 экз.
За точность опубликованной информации ответственность несут авторы публикаций. Полное или частичное воспроизведение материалов, содержащихся в настоящем издании, допускается только со ссылкой на Компас экспедитора и перевозчика cate No КОМПАС ЭКСПЕДИТОРА И ПЕРЕВОЗЧИКА 2’2015 1
редактора
Слово
Владимир
Канунников,
директор Центра
«БАМЭ-
Экспедитор»
Информационно-аналитический журнал (133), март-апрель 2015 года
Весна традиционно характерна не только оживлением природы, но и активизацией работы транспортной отрасли. Мы не стали исключением, и с момента выхода предыдущего номера постарались побывать на наиболее значимых профильных мероприятиях, встретиться с интересными собеседниками и разобраться в непростой ситуации, сложившейся на рынке международных автомобильных перевозок. Как разрешится кризис системы МДП в Российской Федерации, почему сегодня груз можно везти без ТТН, какие пути и сроки выхода из кризиса находят и видят специалисты-транспортники. Обо всем этом и не только — на страницах нашего журнала.
Второй номер выходит в преддверии одного из самых почитаемых в нашей стране праздников Дня Великой Победы. Сегодня, по прошествии уже 70 лет с тех майских дней, подаривших Земле Мири Победу над коричневой чумой фашизма, мы — дети, внуки, правнуки солдат-ос- вободителей склоняем головы в Память о тех, кто ковал эту Победу на фронте ив тылу, мы вспоминаем героев обороны Брестской крепости и Москвы, защитников блокадного Ленинграда и героического Севастополя, героев подпольщиков и партизан нашей страны. Поздравляем с Великой Победой ветеранов транспортной отрасли!
Сегодня историки, политики, журналисты ряда стран пытаются привить своими навязать гражданам других государств мнение о совершенно другой роли нашего народа в Великой Отечественной войне. А я очень рад, что живу в стране, в которой на государственном уровне реализована политика, исключающая любую попытку пересмотреть итоги той Великой Победы, в которой мне никогда не придется оправдываться перед дочерью за хранящиеся на почетном месте дома ордена и медали, которые получил на войне ее прадед, в стране, где не снесут памятники воинам-освободи- телям и не переименуют улицы, названные в их честь, в стране, где все помнят, какой ценой досталась Победа.
Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным


солдатам —
Нашим дедами отцам.
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!
март-апрель 2015 w w w . b a i f . b Коротко о важном
Министерство транспорта Российской Федерации передало разрешений РФ виз третьих странна доставку грузов транспортными средствами грузоподъемностью дот и полной массой не болеет Разрешения выдаются белорусской Транспортной инспекцией по накладными при наличии копий свидетельство регистрации транспортных средств, подтверждающих указанные характеристики. Возврат использованных разрешений осуществляется при наличии в бланке разрешения отметки контролирующих органов или копии накладной, при перевозке по которой было использовано разрешение До 1 июля текущего года в Совет Министров союзного государства будет внесено предложение по отмене разрешительной системы на автотранспортные средства грузоподъемностью 3,5 т и общей массой дот комментирует ситуацию начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Дубина. — Сейчас с российской стороной прорабатывается возможность внесения изменений в соглашение, либо будет принят иной формат решения данного вопроса. На первом этапе российская сторона выделила нам одну тысячу разрешений для снятия напряжения в части запрета на использование подвижного состава с указанными характеристиками. Запрошлый год осуществлено порядка восьми тысяч поездок такими транспортными средствами. На автомашины грузоподъемностью
3,5 т и общей массой дот могут использоваться также разрешения из квоты 78 тыс, которую мы имеем от российской стороны для всех видов грузоперевозок виз третьих странна текущий год.
Коллегия Евразийской экономической комиссии утвердила программу либерализации каботажных перевозок грузов в ЕАЭС на период дог, которой определено поэтапное снятие с 2016 г. ограничений на выполнение перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, доставок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государ- ства-члена независимо от места регистрации компании.
Вступила в силу новая редакция инструкции Руководство для держателей книжек МДП»
. Изменения направлены на упрощение правил предоставления перевозчиками дополнительных гарантий, связанных с возникающими в определенных случаях рисками разделы 2, 9, С 20 мая по 31 августа 2015 гс допри дневной температуре воздуха выше 25 Сбудут устанавливаться летние ограничения максимальной нагрузки на одиночную ось не болеет вот- ношении республиканских автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием.
Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь возобновила выдачу международных сертификатов взвешивания грузовых транспортных средств
(МСВТС) на всех стационарных станциях взвешивания.
Отделения Белорусской торгово-промышленной палаты наделены правом выдачи карнетов АТА
от имени БелТПП, под ее гарантией и ответственностью.
УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК март-апрель 2015 w w w . b a i f . b или близкий тупик?
Т у пиковый период предыдущего
кризиса го года бело-
русские международные ав-
топеревозчики сформирова-
ли хороший потенциал по парку
подвижного состава, направле-
ниям доставки, партнерским от-
ношениям, создав тем самым
своеобразную подушку безо-
пасности на случай очередно-
го экономического катаклизма.
Долго он себя ждать не заста-
вил…
Со времени
Вектор
экспортных доставок
Предыдущий год не был особо радужным, тем не менее, надежда не стало бы хуже — теплилась. Увы, рынок продолжает двигаться на понижение. Можно тешиться, что парк транспортных средств Евро и 5 превалирует, что общий объем грузов с учетом двусторонних поездок в м прирос на
9%, составив более 11,6 млн. т, что чуть больше одного миллиарда долларов США по экспорту транспортных услуг белорусские международные автопере- возчики обеспечили в государственную казну. Но оптимизма это не прибавляет.
Отрицательные экономические явления у нашего стратегического партнера продолжаются, напрямую отражаясь на белорусском секторе экспорта транспортных услуг. На фоне роста объема перевозок поступления по экспорту услуг грузо-
Александр Луцевич
КОМПАС ЭКСПЕДИТОРА И ПЕРЕВОЗЧИКА 2’2015 ратной загрузкой — туго. С одной стороны, поток товаров на Россию — под эмбарго, ас другой дефицит российских разрешений виз третьих стран.
Поскольку на протяжении определенного периода правилами белорусского экспорта определялся вывоз продукции транспортом потребителя, национальному перевозчику сейчас непросто выстроить партнерские отношения с зарубежным покупателем на доставку отечественной продукции. Ассоциация «БАМАП» обратилась к ведущим экспортерам республики предоставить информацию о потребителях их продукции для возможности белорусскому транспортнику прямых контактов по вывозу. Шаг возымел положительный результат. Литовские, латвийские покупатели наших товаров откликнулись на предложения, постепенно выстраивается логистика доставки и худо-бедно объемы транспортной работы национального транспортника в перевозках белорусской экспортной продукции прирастают.
За прошлый год через Бела- русь проследовало около 1 млн.
60 тыс. транзитного грузового транспорта и свыше 15 млн. т грузов. Доля национальных перевозчиков в общих объемах транзита составила около 10%.
Разрешительный
дефицит
По состоянию на 7 апреля белорусской стороной от 46 государств получено 597,3 тыс. разрешений на международные перевозки грузов. Для сравнения, в целом за й их было
655 тыс.
Первые месяцы выявили определенные особенности текущего года в разрешительной системе. Основное правило, по которому придется работать — ограничительный принцип вот- ношении двусторонних, транзитных, универсальных разрешений на международные перевозки грузов. Если ранее он прослеживался по большей части на российском направлении доставок виз третьих стран, то ныне доступ иностранным перевозчикам на свой рынок ужесточили и другие государства.
Венгерская сторона вод- ностороннем порядке в два раза сократила квоту на перевозки виз третьих стран. На текущий год для белорусских транспортников она составляет разрешений. Болезненные последствия этого шага проявились уже по итогам первых двух месяцев фактически даже на полугодие данных разрешений будет недостаточно. Министерство транспорта и коммуникаций совместно с «БАМАП» в рабочем порядке ведут переговоры по урегулированию ситуации, но вопрос остается открытым.
вого автомобильного транспорта в денежном эквиваленте за
2014 г. снизились на 0,8%. Растут дополнительные расходы, рентабельность — на уровне
0,5%. Возможности маневрирования финансовыми средствами для обновления и пополнения подвижного состава, формирования уровня оплаты труда сотрудников — иссякли.
Для обновления парка транспортных средств, занятых на международном рынке доставок грузов, в прошлом году белорусскими перевозчиками приобретено порядка 750 новых автомашин.
В 2014 г. Ассоциация «БА-
МАП» инициировала несколько десятков встреч-совещаний сведущими белорусскими экспортерами стем, чтобы переориентировать доставку их продукции национальным перевозчиком. Деревообрабатывающее направление обладает объемом
5,5–6 тыс. куб. м только продукции пиломатериалов. У Могилевского металлургического завода ежемесячные экспортные поставки составляют 280 автомобилей, производители газетной бумаги из Шклова каждый месяц нуждаются в 175 машинах. ОАО «БМЗ» ежемесячно отправляет со своей продукцией
1000-1100 грузовиков, и теперь в этом объеме примерно 80% — белорусские транспортники.
Потенциал внушительный. Однако дорога по нему негладкая. Имеет место тенденция на понижение фрахтовых ставок, сопровождаемая проблемой несвоевременных расчетов завы- полненную транспортную работу. Ситуация складывается таким образом, что грузов из нашей страны в западном направлении достаточно, нос об-
Поступление иностранной
валюты по экспорту услуг
грузового автомобильного
транспорта, 2010-2014 гг.
(млн. долларов США)

Планируется внедрение системы электронной очереди в автодо-
рожных пунктах пропуска через государственную границу Беларуси.
Нововведение направлено на упорядочение пропуска транспортных средств. Программный продукт для бронирования через интернет времени въезда в пункт пропуска подготовлен РУП «Белтаможсервис».
«Обкатку» в тестовом режиме система прошла на МАПП «Козлови- чи», где ежесуточно только водном направлении белорусско-поль- скую границу пересекает до тысячи единиц грузового автотранспорта. В дальнейшем электронная система бронирования очереди будет поэтапно вводиться в пунктах пропуска Брест, «Григоровщина»,
«Урбаны».
По оценке экспертов, электронная очередь лишь упорядочит процесс въезда в пункты пропуска и не направлена на повышение транзитной привлекательности страны, минимизацию очередей и увеличение пропускной способности. Для решения этих задач требуется улучшение инфраструктуры, применение новой техники и оборудования для сокращения времени досмотра.
март-апрель 2015 w w w . b a i f . b УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК С ноября 2014 г. вступило в силу межправительственное соглашение между Республикой Беларусь и Швейцарской Конфедерацией, предусматривающее отмену разрешительной системы для выполнения международных автомобильных перевозок грузов в двустороннем, транзитном сообщении и доставок виз третьих стран.
Чехия также в одностороннем порядке с конца прошлого года ввела ограничение использования разрешений двустороннего и транзитного вида при перевозках виз третьих стран. В стане белорусских перевозчиков этот момент привел к серьезным сбоям осуществления доставок.
По состоянию на 1 марта остаток по отдельным видам разрешений не превышал 82% количества полученных. Это относится к универсальным разрешениям Австрии, Бельгии, Грузии, Нидерландов, Эстонии, двусторонним транзитным разрешениям Испании, Румынии, Словакии, Узбекистана, Франции. Таким образом, уже наблюдается возможный дефицит на текущий год по перечисленным странам. Острая ситуация складывается по разрешениям Грузии, Испании. О намерениях и позиции узбекской стороны можно судить потому, что она не передала в полном объеме согласованную на текущий год квоту.
Априори перевозки виз третьих стран проблемные для нашей страны ввиду географического положения и определенных экономических вопросов в рамках производства и потребления. Первичный анализ, проведенный белорусской Транспортной инспекцией по результатам января-февраля,
Рентабельность осуществления международных
автомобильных перевозок, 2006-2014 гг.
Количество новых автотранспортных средств,
приобретенных организациями, осуществляющими
международные перевозки, 2008-2014 гг.
КОМПАС ЭКСПЕДИТОРА И ПЕРЕВОЗЧИКА 2’2015 на территории одного из госу- дарств-членов, осуществляются на безразрешительной основе между государством-членом, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом (двусторонние перевозки транзитом через территории других го- сударств-членов (транзитные перевозки между другими го- сударствами-членами (перевозки виз третьих стран внутри Таможенного союза. Тем не менее, ив прошлом, ив этом году весьма проблематичны возможности получения дополнительного количества разрешений на выполнение поездок из третьих странна территорию России и Казахстана. При этом партнеры по ЕАЭС не разделяют подход послабления в рамках интеграционного объединения присутствия на их рынке белорусских перевозчиков.
Компенсируя нехватку разрешений, Ассоциация «БА-
МАП» в сотрудничестве с Государственным таможенным комитетом рассматривает схему пе- рецепки при доставке грузов на территорию России и Казахстана, а также ее развитие в рамках го указа. В 2014 г. белорусскими перевозчиками вы- определил перспективу нехватки разрешений виз третьих странна осуществление международных перевозок грузов по территории почти двух десятков государств. Среди них — Азербайджан, Армения, Болгария (без заезда в страну регистрации, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия (без заезда в страну регистрации, Греция, Испания Румыния, Словакия, Туркменистан, Турция, Хорватия, Чехия.
Словом, как минимум, на второе полугодие белорусским перевозчикам надо планировать свою работу с учетом названных моментов. В текущем году будет сохранена избранная ранее практика распределения разрешений с учетом возврата пока- ждому виду, а также имеющихся у предприятия автомобильных транспортных средств и пр.
В рамках Договора о создании Евразийского экономического союза, который вступил в силу с началом текущего года, достигнута определенная степень либерализации транспортной деятельности. Международные автомобильные доставки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными полнено 2254 перецепки, уполномоченными экономическими операторами осуществлен выпуск товаров для внутреннего потребления по 30000 таможенных деклараций. Ряд белорусских транспортных предприятий активно использует эти формы логистики доставки грузов, но имеющиеся возможности значительно больше, только вот используются белорусскими перевозчиками далеко не всегда.
С января текущего года согласно изменениям в соглашении между правительствами Бела- руси и Финляндии о международных автомобильных перевозках белорусские перевозчики освобождаются от всех налогов, сборов и других платежей, взимаемых с обращения и владения транспортными средствами, и получили право на возврат налогов на транспортные средства, уплаченные в Финляндии с 1 мая 2011 г. до
17 января го. Более 30 национальных транспортных компаний воспользовались этой возможностью и обратились в финляндскую таможню по вопросу возврата.
Количество двусторонних перевозок, выполненных белорусскими перевозчиками
из Республики Беларусь (экспорт, 2013-2014 гг.

В
Е
С
Т
И
Б
А
М
Э
март-апрель 2015 w w w . b a i f . b или Как избавиться от проблем с документооборотом
Если не ТТН, то что
Неправильно или несвоевре-
менно оформленные первич-
ные бухгалтерские документы
для многих субъектов хозяй-
ствования порождают массу
проблем. Товарно-транспорт-
ная накладная (ТТН) является
одним из таких первичных до-
кументов.
Сегодня можно констатировать факт законодательного урегулирования в Республике Беларусь вопроса оформления перевозок грузов, поступивших из-за пределов республики в промежуточный пункт разгрузки для дальнейшего следования по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом до конечного получателя. Продолжительное время он не мог найти решения органами государственного управления, несмотря на возрастающие потери грузов со стороны импортеров.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
16.03.2015 № 195 О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок грузов определены случаи перевозки грузов без оформления ТТН.
Теперь без оформления ТТН допускается перевозка грузов, поступивших из-за пределов Бе- ларуси, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя. В этом случае сопроводительными документами на груз являются:
• авиационная накладная (AWB), составленная в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 г.;
• железнодорожная накладная
(СМГС), предусмотренная Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г международная ТТН «CMR» с приложением счета-факту- ры (invoice) и других документов, оформленных грузоот- правителем.
Ранее отсутствие ТТН допускалось только в случае автомобильной перевозки грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-матери- альных ценностей, если по условиям соответствующего договора не требовалось организовывать их учет путем замера, взвешивания, геодезического замера. Очевидно, что внесение указанных изменений частично разрешит проблемы импортеров и перевозчиков, но спорные ситуации возникали и будут возникать в дальнейшем.
И даже если груз доехал от отправителя к получателю без проблем, нет никакой гарантии, что к этой перевозке не будет вопросов у налоговых органов, поскольку в соответствии с требованиями Закона О бухгалтерском учете и отчетности выполнение каждой хозяйственной операции подтверждается оформлением первичных документов.
Кроме того, достаточно много вопросов возникает к оформлению товарных и транспортных документов, особенно если перевозка грузов осуществляется двумя или более видами транспорта. Среди них такие как должны ли совпадать грузоотправители или грузополучатели в ТТН, могут ли в этих накладных не совпадать номера, даты и само наименование товара и груза и т.д.
Так, в частности, остался без внимания и рассмотрения вопрос применения мировой практики документооборота в деятельности логистических операторов (экс- пресс-перевозчиков), перевозящих грузы категории экспресс, рассмотрение которого неоднократно инициировалось Ассоциацией «БАМЭ» в различных органах государственного управления.
Понятие «экспресс-груза» закреплено Таможенным кодексом Таможенного союза и определяется как товар, перевозимый в рамках скоростной перевозки любыми видами транспорта с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок в целях доставки данного товара до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и (или) фиксированного промежутка времени, за исключением товара, пересылаемого в международных почтовых отправлениях (МПО).
Кроме того, экспресс-грузы имеют отличия от международных почтовых отправлений. Нормативные документы, регламентирующие деятельность в области пересылки товаров в МПО, не распространяются на экспресс-перевоз-
КОМПАС ЭКСПЕДИТОРА И ПЕРЕВОЗЧИКА 2’2015 накладной содержится информация о всех деталях экспресс-гру- за стране отправления и назначения, грузоотправителе и грузополучателе, характере груза, весе, объеме, стоимости и т.д. После заполнения индивидуальной накладной ее номер вносится в глобальную (мировую) электронную информационную систему организации и отслеживания экс- пресс-груза, а также в таможенную декларацию при таможенном оформлении экспресс-груза.
Таким образом, индивидуальная накладная является многофункциональным документом. Являясь заявкой грузоотправителя, она выполняет функции единого транспортного документа смешанной перевозки экс- пресс-груза независимо от количества используемых видов транспорта, применяется по всему миру, в странах, обслуживаемых официальными партнерами мировых экспресс-перевозчиков, ив соответствии с учетной политикой компании экспресс-пе- ревозчика является документом первичного учета при организации бухгалтерского учета.
Поскольку в мировой практике деятельность и документооборот экспресс-перевозчиков не регламентируется отдельными нор- мативно-правовыми актами, использование экспресс-перевоз- чиками индивидуальных накладных в рамках единой электронной информационной системы определено политикой работы мировых компаний и предоставляет возможность доставки груза в любую точку мира с момента его принятия экспресс-перевозчиком в свое распоряжение и до момента выдачи получателю.
Ассоциация «БАМЭ» считает совершенно очевидным необходимость распространения в Республике Беларусь сложившейся мировой практики по использованию действующих систем и технологий документооборота в дея- чиков. Для оказания услуг в качестве оператора почтовой связи необходимо иметь лицензию на предоставление услуг почтовой связи на территории республики.
Хотелось бы отметить, что субъекты хозяйствования Бела- руси, являющиеся официальными партнерами мировых экс- пресс-перевозчиков, таких компаний как DHL, TNT, UPS и FedEx, специализирующихся на оказании услуг по авиа-экспресс доставке документов и грузов через собственные транспортные сети, являются экспедиторами, перевозчиками, таможенными представителями (брокерами) и владельцами СВХ.
При этом принципы работы экспресс-перевозчиков, как за рубежом, таки в Беларуси основываются на единых стандартах. Поза- явке отправителя, в удобное для него время приезжает курьер, забирает груз, затем экспресс-пере- возчик в ограниченные сроки доставляет груз получателю.
Технические возможности компаний экспресс-перевозчиков позволяют отслеживать движение экспресс-грузов на протяжении всего маршрута следования, независимо от географического расположения пункта отправления и пункта назначения. Освобождая грузовладельцев от всех забот по организации перевозки, выбору вида транспорта и схемы доставки груза, экспресс-перевозчик несет ответственность перед грузовладельцем за выполнение перевозки в целом и за груз с момента его принятия в свое распоряжение и до момента выдачи получателю.
Отличительными особенностями деятельности экспресс-пере- возчиков являются доставка грузов по всему миру с оформлением индивидуальной накладной, электронная система отслеживания груза на всем пути следования в реальном режиме времени и наличие глобальной транспортной сети. В индивидуальной тельности экспресс-перевозчиков по перевозке экспресс-грузов по территории Республике Беларусь с оформлением индивидуальной накладной.
Также считаем возможным установление права определения порядка использования индивидуальной накладной в локальных нормативных актах белорусских компаний, являющихся официальными партнерами мировых экспресс-перевозчи- ков, в соответствии с технологиями, используемыми их головными компаниями.
Полагаем, что в целях разрешения сложившейся ситуации необходимо официальное подтверждение статуса индивидуальной накладной в качестве международного транспортного документа по перевозке экспресс-гру- зов со стороны Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь как органа, осуществляющего в соответствии с законодательством государственное регулирование и управление в области автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, а также деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих перевозочную и транспортно-экспе- диционную деятельность.
В целях ускорения процессов информационного обмена, повышения надежности, оперативности и эффективности работы транспорта, а также предприятий, которые пользуются его услугами, необходимо не только упрощение и внедрение электронного документооборота в пределах республики, но и законодательное признание уже существующих систем и технологий по электронному обмену данными, успешно реализуемых и используемых логистическими операторами, имеющими международные транспортные сети.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал