Использование опыта США при организации и управлении строительством в СССР в



Скачать 167.2 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата17.02.2017
Размер167.2 Kb.
Просмотров617
Скачиваний0
  1   2   3
Российский журнал менеджмента
Том 3, № 1, 2005. С. 145–162
© Б. М. Шпотов, 2005
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА США
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ
СТРОИТЕЛЬСТВОМ В СССР В 1920–1930 е гг.
Б. М. ШПОТОВ
Институт всеобщей истории Российской Академии наук
В конце 1920 х — начале 1930 х гг. в советской промышленности широко внедрялись технологии, применявшиеся западными фирмами. Компании в США выполняли технологические или строительные проекты крупнейших советских предприятий, таких как Сталинградский тракторный завод, Нижегородский автомобильный завод, Магнитогорский металлургический комбинат и др. В 1930–1932 гг. компания Albert Kahn,
Inc. из Детройта обучала советских архитекторов и инженеров конструкторов самым передовым методам ускоренного проектирования и строительства промышленных зданий американского типа. Советское государство форсировало выпуск строительной техники, создавало специализированные проектные институты и строительные тресты для выполнения крупных промышленных заказов. Усвоение американского технического и организационного опыта в 1930 е гг. помогло модернизировать отечественную экономику и быстро восстановить 1360 предприятий, эвакуированных на восток после нападения на СССР фашистской Германии.
За 1928–1933 гг. в Советском Союзе планировалось построить более 500 новых предприятий, включая гиганты, невиданные в практике отечественного заводо строения, и модернизировать сотни старых. Предстояло также рационализировать проектирование и вдвое снизить себестоимость строительства. Чтобы справиться с такими задачами, пришлось обращаться за технической помощью и консультациями к зарубежным компаниям, командировать заграницу советских специалистов, импортировать оборудование, приглашать из стран Запада квалифицированных рабочих, собирать по различным каналам научно техническую ин формацию.
Советское руководство было в курсе новейших мировых разработок. Это позволяло приступить к индустриализации отнюдь нес завязанными глазами, а определив потенциальных зарубежных исполнителей тех или иных заказов на проектирование и поставки оборудования.
Участниками индустриализации стали сотни больших и малых компаний в США

146
Б. М. Шпотов
и Западной Европе Индустриализация Советского Союза, 1999; Журавлев, Россия и США, 1997; Шпотов, б Sutton, 1968; Индустриальные достижения Соединенных Штатов — страны Ф. Тейлора и
Г. Форда — высоко ценились в СССР.
Производительность труда за океаном росла за счет крупносерийного и поточного производства, в развитии которого американцы опередили Европу. Колоссальные заводы, автоматизированные станки,
научиться работать на которых былого раздо проще, чем на универсальных, конвейерная сборка — все это завораживало советских руководителей. В сентябре г. в Политбюро ЦК ВКП(б) была создана постоянная комиссия по техническими научным связям с Америкой
[Индустриализация Советского Союза, с. С привлечением фирм консультантов или технической помощи из США связана модернизация отечественной нефтяной,
автомобильной, тракторной, электротехнической, сталелитейной промышленности, построены Днепрогэс, Нижегородский автомобильный (ГАЗ, Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат и др. Допер вой пятилетки в нашей стране не применяли американских методов проектирования и возведения промышленных зданий и сооружений. Строительство велось большей частью хозяйственным способом, когда крупной организации,
осуществлявшей капитальное или жилищное строительство, приходилось создавать на временной основе свое проектно строительное управление и нанимать рабочих. Слабо развивался выпуск строительных материалов, особенно стальных и железобетонных конструкций, отставало производство строительной техники.
Требовались безотлагательное изучение и освоение передовых методов проектирования и строительства.
«АРХИТЕКТУРА —
ЭТО НА 90 ПРОЦЕНТОВ БИЗНЕС»
Наступление индустриальной эпохи сопровождалось технологической революцией в проектировании и строительстве,
в которой лидировали Соединенные Штаты Америки, раньше других стран овладевшие приемами массового производства и стандартизации. Основными ее чертами были:

стандартизация строительных конструкций и типовые решения промышленных зданий;

многократное ускорение проектных и строительно монтажных работ;

механизация работ и применение новых строительных материалов, изготов ливавшихся заводским способом (стальные конструкции, монолитный и сборный железобетон, широкое листовое стекло);

появление проектных и строительных компаний, работавших на заказ.
В США в XIX в. развивался рынок строительных материалов, преимущественно из дерева. Приток иммигрантов, бурный рост населения требовали громадного количества жилых домов — главным образом семейных коттеджей. Владельцы участков леса обзаводились механическими пилами, работавшими от водяного колеса или паровой машины, и выпускали на продажу доски, балки, рейки и др. Появилась технология скоростного возведения домов методом сборки — так называемый воздушный каркас. Собрать такой дом из стандартных частей могли зане сколько дней два человека. Деревянные конструкции успешно применялись ив мостостроении, в том числе на железных дорогах [Паттон, 1997, с. Опыт сельских строителей переняли застройщики рабочих поселков, а вначале ХХ в. стандартизация и типовые решения распространились на индустриальное зодчество. Внедрялись стальные конструкции, железобетон, ленточное остекление

147
Использование опыта США при организации и управлении строительством в СССР...
верхней части стен и потолков для естественного освещения цехов и удешевления построек. Появилась строительная техника — паровые подъемные краны и экскаваторы, переносные ленточные транспортеры и подъемники шахтного типа с электроприводом от динамомашин для подачи кирпича и сыпучих материалов.
В практику входили приемы ускоренного проектирования бригадным методом.
Американский промышленный зодчий
Альберт Кан, возглавлявший проектно конструкторскую компанию Albert Kahn,
Inc., утверждал, что любые заводские здания можно строить на основе стандартизации. Результатом будет громадная экономия времени и средств [Sutton,
1971, p. 251]. Стандартизация позволяла заменить сложные расчеты подбором по каталогам стальных и железобетонных конструкций с достаточным запасом прочности. Некоторый перерасход материалов при их дешевизне в Америке существенной роли не играл. Считая, что проектно строительным делом можно управлять как производственным процессом — повышать производительность, снижать себестоимость и др, он утверждал, что архитектура есть на 90% бизнес и на 10% искусство [Greif, 1978, p. Чтобы построить завод, американский заказчик редко применял хозяйственный способ и чаще заключал договор подряда с проектно конструкторской компанией, которая выполняла строительный проект и привлекала субподрядные фирмы, осуществлявшие отдельные виды работ. Вначале прошлого столетия в
США появились крупные комбинированные архитектурно строительные компании, которые имели в штате всех необходимых специалистов и рабочих и самостоятельно сдавали объекты под ключ».
Фирма Austin Company: Architects, Engi neers and Builders (Кливленд, штат Огайо)
изготовляла стройматериалы на собственном заводе. Чертежи и планы делались и утверждались одновременно с рытьем котлована, арматурная сталь отгружалась наследующий день после подписания контракта с заказчиком, материалы доставлялись на стройплощадку по телефонному звонку. Austin Company имела склады во многих городах США, чтобы без промедления и с минимумом перевозок приступать к строительству [Greif, 1978,
p. 34–97]. Быстрота работ увеличивала количество заказов и снижала себестоимость их выполнения. Получался эффект масштаба».
На американских предприятиях заходом работ наблюдали служащие, в обязанности которых входило оперативное принятие мер в случае технических неполадок, нарушений дисциплины или других
ЧП. Личный контроль менеджеров (su pervision) был неотъемлемой частью системы обеспечения непрерывности работ.
Архитекторы и инженеры наблюдали за выполнением проекта на стройплощадке,
давали устные указания и пояснения, что сокращало объем документации. Соблюдался принцип минимум бумаги максимум организованности, при строгих взысканиях за малейшие нарушения.
В 1929 г. советский инженер И. Б. Шейн ман был поражен организованностью и порядком на американских стройках даже возведение небоскреба в Нью Йорке не создало помех пешеходами транспорту на прилегающих улицах. Строительство сосредоточивалось на небольшой огороженной площадке, куда правильно установленным потоком, одна за другой, подъезжали грузовые машины. Их немедленно разгружали. Краны поднимали наверх балки и металлоконструкции, остальное доставляли подъемники. Лифты с материалами и пустые лифты с большой быстротой непрерывно движутся вверх и вниз. Лесов нет. Облицовка здания происходит на узких площадках, укрепленных к проемам окон. На площадке непроста ивали техника и рабочие, не накапливались строительные материалы [Шейнман,
1934, с. 77–78].

148
Б. М. Шпотов
Американцы отказались от подробных рабочих чертежей, выполняли эскизы в карандаше и размножали их на светокопировальных машинах. Снятие копий занимало несколько минут. Различные этапы проектирования осуществлялись параллельно, бригадным методом, что позволяло уже на стадии изготовления чертежей начать земляные и строительные работы. Каталоги типовых конструкций, совмещение во времени проектных и строительных работ позволяли возводить громадные и технически сложные объекты сверхскоростными темпами. Так, Austin
Company выстроила в 1927 г. тогда крупнейший в мире автозавод компании Pon tiac с полезной площадью в 14 га всего за месяцев, Albert Kahn, Inc. возвела в гряд дополнительных цехов площадью га для авиационного завода в г. Балтиморе за 11 недель с момента получения заказа допуска в эксплуатацию.
В первых числах февраля небольшая группа архитекторов и инженеров Albert
Kahn, Inc., совместно с инженером прорабом, приступила к проектно сметным работам. Через сутки после начала проектных работ были заключены договоры подряда на поставку и монтаж 2 тыс. т стальных конструкций и 800 т арматурного железа. Три дня спустя (9 февраля)
приступили к земляным работами заключили договор на железобетонные работы февраля уже выкладывались фундаменты. Выемка 63,5 тыс. м земли и удаление ее в среднем нам были выполнены за 8 суток вместо 13 шестью дизельными тракторами с прицепными скреперами. Стальные конструкции под возились по специально проложенному рельсовому пути, их установка велась четырьмя гусеничными кранами, передвигавшимися по настилу из металлических плит. В среднем на этой крупной стройке было занято около 500 рабочих из 30 подрядных фирма максимальное количество занятых одновременно составило 986 человек. Монтаж оборудования осуществлялся параллельно со строительством. Все подрядчики соблюдали график работ. Непрерывность и четкая последовательность операций позволили пустить новые цеха авиазавода 26 апреля 1939 г. Скоростное строительство, 1940, с. Важнейшая особенность промышленного зодчества — это зависимость архитектурных форм от технологии производства Kahn, Inc. внедрила функциональный тип промышленного здания, планировка которого отвечала принципам поточно массового производства. Переход на узкоспециальные станки, выполнявшие по одной операции для последовательной обработки деталей или сборки, требовал их выстраивания в длинный ряди на одном уровне. Рабочий стоял на месте, а различные механические транспортеры доставляли детали прямо ему в руки. Данному принципу отвечала одноэтажная многопролетная постройка из сборного железобетона с остеклением наверху для максимального естественного освещения [Касьяненко, 1987, c. 113]. Для Ford
Motor Company, которая впервые внедрила конвейер, фирма А. Кана построила целый ряд заводов, включая автострои тельные, автосборочные, а также тракторный и авиационный.
В дореволюционной России ив Европе было принято строить фабрики в несколько этажей, чтобы экономить занимаемую площадь. Малоэтажные с широким остеклением только начинали появляться. Несущие конструкции делались из дерева и чугуна, стены — из кирпича. Оборудование размещалось в зависимости от планировки зданий, а не наоборот. Чертежи были максимально подробными, а веси прочность отдельных конструкций рассчитывались по законам сопромата. Работы велись подрядным методом. Благодаря хорошей организации и дисциплине удавалось строить быстро — как, например, при возведении корпусов автозавода «АМО» в 1916 г.
В практику входило бетонирование, настройках появились механизмы, но почти весь объем изготовления материалов и строительных работ выполнялся вручную.

149
Использование опыта США при организации и управлении строительством в СССР...
Американцы выигрывали за счет скорости проектирования и строительства.
Экономили не настали и бетоне, которые были дешевы, а на ускорении монтажа.
В СССР продолжали делать подробные чертежи, переносили их с ватмана на кальку (множительная техника была редкостью, что отнимало много времени, не гарантировало от ошибок и повышало себестоимость проекта. Проектировщики добивались снижения веса несущих конструкций и скрупулезно рассчитывали каждую ферму и балку, чтобы экономить дефицитные сталь и бетон. Входу были приемы немецких инженеров, которые старались из одного итого же количества металла выкроить не одну, а две конструкции. При дороговизне стали и бетона рабочая сила была дешевой, а трудоемкостью строительных работ пренебрегали. Один советский инженер так охарактеризовал распределение внимания проектировщиков в США и СССР, в процентах затрачиваемого ими времени (табл. 1).
Таблица 1
Распределение времени на проектирование
в США и СССР
Затрачиваемое время, % Требования США СССР по эксплуатации сооружения по экономии металла по легкости и быстроте строительства
45 10 45 40 50 10 Источник [Дзержкович, 1930, с. После окончания Гражданской войны задачи восстановления промышленности и острая необходимость в жилье потребовали большого количества новых зданий.
Переняв в США коттеджный тип сборных деревянных домов для рабочих поселков,
руководство треста «Азнефть» в середине х гг. решило жилищный вопрос на нефтепромыслах Баку. В других местах рабочие поселки также строились по определенному стандарту. Без заимствования же американских методов проектирования и строительства заводских зданий модернизация советской промышленности была бы невозможна.
Временные управления по строительству хозяйственным способом (Авто строй, «Днепрострой», «Кузнецкстрой»,
«Магнитострой» и др) заказывали проекты, технологическое оборудование и являлись исполнителями строительных и монтажных работ Строительство в СССР, с. 61]. Основой взаимоотношений с иностранными фирмами были договоры о технической помощи. Финансирование строительства, сырье и материалы, рабочая сила обеспечивались заказчиком, а иностранная фирма при этом) разрабатывала эскизный и подробный строительный или технологический проект с указанием спецификаций всего необходимого оборудования, и эта документация становилась собственностью заказчика) передавала свой производственный опыт в виде патентов, лицензий и т. д) присылала своих специалистов для технического надзора за постройкой объекта и монтажом оборудования) предоставляла возможность определенному числу советских специалистов и рабочих изучить, в качестве практикантов, ее работу и процессы производ ства.
От обычных подрядов договор техпомощи отличался тем, что предусматривал не только выполнение иностранной организацией определенного объема работ, но и обучение и передачу ее опыта клиенту.
Советская организация заказчик выбирала фирму исполнителя, а заключив с нею договор, формулировала задание, давала оценку проекту, вносила поправки.
Фирма исполнитель могла привлекать подрядчиков и помощников в своей стране,
но несла ответственность за выполнение заказа. Помимо возмещения расходов,
включая командировочные ее сотрудникам, фирма получала установленное вознаграждение, чаще в виде твердой суммы,

150
Б. М. Шпотов
являвшееся ее прибылью. По полученным спецификациям советский клиент мог заказать или приобрести технику и оборудование.
Американский опыт проектирования и строительства приобрел исключительно важное значение для СССР. Более трех лет, начиная с 1925 г, ушло на бесплодные попытки выполнить проект Сталинградского тракторного завода без иностранной помощи, а задания неоднократно пересматривались в сторону увеличения его мощности. Получив в 1928 г. предложение изготовить проект основных цехов завода по выпуску тракторов типа Inter national от чикагской компании Interna tional Harvester, Albert Kahn, Inc. в контакте с ее инженерами выполнила задание. Отдельные сооружения, такие как
ТЭЦ, разрабатывали другие американские компании. Строительные конструкции поступали из США. Основными участниками строительства и поставок оборудования были 9 американских фирм [Sutton,
1971, p. Далее Albert Kahn, Inc. приступила к проектированию других советских заводов Челябинского тракторного, 1 го автосборочного в Нижнем Новгороде, 1 го государственного подшипникового завода го автосборочного им. КИМа
2
(оба в Москве и сыграла выдающуюся роль в создании советской школы промышленного зодчества. 25 ее специалистов во главе с Моррисом Каном — братом Альберта учредили московское отделение своей фирмы в государственном объединении
«Промстройпроект». Они обучали советских архитекторов и инженеров конструкторов американским приемами методам проектирования.
Стоимость контракта на программу промышленных новостроек, заключенного с фирмой Канав апреле 1930 г, равнялась млрд долл. Фирма курировала работу около 3 тыс. проектировщиков в
Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве,
Днепропетровске, Одессе, Свердловске и
Новосибирске [Касьяненко, 1987, с. 114–
115; Sutton, 1971, p. 250–251]. За два года в системе «Промстройпроекта» было запроектировано более 500 промышленных объектов не только тяжелой, но и пищевой промышленности. Велась работа по адаптации американских архитектурно строительных решений к отечественным условиям эксплуатации, созданию отечественных типов и стандартов заводских зданий
3
В советских стройках участвовали многие проектно строительные и специализированные компании США. Техническим консультантом «Днепростроя» стала Coop er Engineering Company, заслуги которой были оценены, помимо оплаты услуг, награждением ее руководителя Хью Купера советским орденом. Известная всему миру дугообразная форма плотины Днепровской ГЭС для увеличения длины сливной поверхности была предложена этой фирмой Материалы по истории СССР, с. 189]. Генеральный план Магнитогорского металлургического комбината выполнила (Кливленд,
штат Огайо, взяв за образец завод в штате Индиана, принадлежавший U.S. В бывшей слободе Канавино. Нижегородский автомобильный завод полного цикла, впоследствии ГАЗ, был выстроен позже, близ деревни Монастырка. Вначале планировалось пустить два завода по сборке фордов из комплектующих от Ford Motor Company.
2
КИМ — Коммунистический интернационал молодежи. В дальнейшем этот завод — Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА),
а ныне — АЗЛК.
3
А. Кан добивался продления выгодного для его фирмы контракта, но получил отказ. Вероятные причины отказа овладение методами Канав СССР и возможность работать дальше без оплачиваемого участия фирмы отход советского зодчества от принципов функционализма нехватка валюты. В 1932–1933 гг. договорные отношения были прекращены и со многими другими иностранными компаниями.
4
Список иностранных специалистов, награжденных орденами и медалями СССР, см Индустриализация Советского Союза, 1999, с. 251].

151
Использование опыта США при организации и управлении строительством в СССР...
Corporation Металлургические заводы, с. 307; Sutton, 1971, p. Советское промышленное зодчество в целом не было готово к переменам, которых требовала форсированная индустриализация. Не хватало специалистов новой квалификации, умелых рабочих, строительных материалов, прежде всего стали и бетона, машинной техники, инструмента, транспорта, дорог. Организации, отвечавшие заразные виды работ, были подчинены и управлению строительством,
и своим ведомствам, что препятствовало координации усилий. Помогали не директивы и лозунги, а создание ударных бригад, в том числе интернациональных, из приехавших в СССР иностранных рабочих, многие из которых сочувствовали социализму. Сих помощью удавалось ликвидировать прорыв на томили ином участке, провести субботник, дать образцы производительного труда. Из за отсутствия опыта, неорганизованности и элементарного головотяпства настройках первой пятилетки царил хаос.
Вот некоторые примеры. В ответ на критику проекта ТЭЦ для Сталинградского тракторного завода американская фирма ответила, что беда не в проекте, а в том, что в котельную подается неотфиль трованная вода, накипь портит трубы,
а если так пойдет дальше, то из строя выйдут еще и котлы. Советский эксперт,
составлявший справку о работе этой фирмы, вывел заключение Мы обвиняем
Сайерса в плохом проектировании силовой станции, а он указывает на условия,
препятствующие ее эффективной работе.
Этот вопрос остается актуальным, причем следует отметить, что при наличии указанных Сайерсом условий трудно проверить качество проекта и теплового хозяйства [Шпотов, 2000, с. 55]. На площадке того же завода, которую своевременно не заасфальтировали, появились такие ухабы, что ломались импортные автокары для межцеховых перевозок, а каждый из них стоил 3,5 тыс. руб. золотом. Склад стального листа представлял собой громадную открытую яму у подъездных путей. От пара и брызг воды из стоящей рядом градирни (дело было зимой) металл оброс льдом, который рабочие ломами сбивали с ценных заготовок, уродуя их [Шейнман,
1934, с. Все это придавало организационному климату советских строек импульсивность, хаотичность, слабую управляемость.
Организации, отвечавшие запуск объекта, часто не могли договориться между собой, а советские инженеры, особенно старой школы, спорили с американскими. Все это напоминало известных персонажей басни Крылова, которые взялись совместно тащить воз Но лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет вводу ЛЕБЕДЬ, РАКИ ЩУКА»

НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОЗАВОДА
Обычной практикой было участие в советских промышленных стройках нескольких иностранных компаний различного профиля и специализации. Проектирование и строительство Нижегородского автозавода явилось одним из немногих исключений. В нем участвовали две крупные американские фирмы. Технологический проект разрабатывала Ford Motor Com pany, так как руководство СССР выбрало
«форд» в качестве массового советского автомобиля, легкового и грузового, и заключило с нею в мае 1929 г. договор Company, которая настойчиво добивалась получения крупного советского заказа, взялась за разработку архитектурно строительного проекта автозавода, техническое руководство его строительством и сдачу в эксплуатацию к 1 августа 1931 г.
На основе проектного задания от Ford
Motor Company и «Автостроя» Austin Com pany должна была изготовить рабочие чертежи всех цехов, подсобных помещений, инженерных и транспортных коммуникаций, зданий ТЭЦ, заводоуправления,

152
Б. М. Шпотов
клуба и др, а также благоустроенного рабочего поселка. Подписывая 23 августа г. договор о технической помощи,
ее вице президент Джордж А. Брайант обещал спроектировать и построить завод по наилучшим американским методам, с наивысшей скоростью и производительностью, если советская сторона обеспечит все, что для этого требуется.
Выполнить договор полностью ив срок не удалось. Первоклассную архитектурно строительную компанию подвели незнание советских реалий и невозможность работать привычными для нее методами,
советскую сторону — неготовность сразу перенять их, нехватка стройматериалов и механизмов, отсутствие квалифицированных кадров, неорганизованность и т. п.
Проблемы с продовольствием, отоплением, канцтоварами и другим выявились тогда, когда отступать было поздно. Вместо месяцев строительство завода гиганта растянулось на два года — от начатых осенью 1929 г. подготовительных работ допуска конвейера 1 января 1932 г. [Шпо тов, а Взявшись выполнить для «Автостроя»
весь строительный проект, как это делалось для заказчиков в США, Austin Com pany лишилась своего важнейшего преимущества самостоятельности и безраздельной ответственности за выполнение работ. Ее чертежи принимались с множеством поправок, на реализацию которых уходило время, а в строительстве заводских и других зданий началась неразбериха из за передачи работ «Автостроем»
(по распоряжению свыше) нескольким советским подрядчикам, которые не подчинялись, вопреки договорам, ни Авто строю, ни американцам, ни друг другу Company применяла ускоренные методы проектирования и предлагала стандартные конструкции, подразумевая наличие таковых в СССР или своевременный импорт в нужном количестве. Заказчик же требовал максимально подробных чертежей и пояснительных записок, что не соответствовало американской практике. «Автострой» добивался замены везде,
где только можно, дефицитного металла и железобетона деревом, бутовым камнем,
кирпичом. Особенно напряженным было положение со стальными конструкциями,
составлявшими каркас промышленного здания, — их приобретали заграницей приходилось доказывать пагубность изменений своего проекта,
а чтобы удовлетворить запросы клиента расширять штат сотрудников и оплачивать дополнительные рабочие часы. Это увеличивало ее расходы на проектирование, но оплата чертежей, зафиксированная в договоре, при этом не пересматри валась.
Бесхозяйственность и неразбериху резко критиковали советские газеты. К маю г, когда предстояло начать строительство, небыли готовы подъездные пути и закончены земляные работы. Недоставало даже лопат и ломов. Строители,
в основном крестьяне, уходили в деревни на посевную. Вместо 250–300 вагонов материалов вдень прибывало всего Американский темп работ был заменен
«нижегородскими темпами Недочеты в строительстве, 1930; График не выполнен, Десятники, техники, инженеры, администраторы почти поголовно учат американцев, как строить, и упорно препятствуют американцам осуществлять свои конструкции в проектах, осуществлять свои методы в работах, применять свои типы строймеханизаций. Каждое, даже пустяковое предложение американцев подвергается жестокой критике дискуссии продолжаются по отдельным пунктам от 2 дней до 2 месяцев. Каждый студент вносит свое контрпредложение. Все это называется здоровой критикой. 22 американских инженера недоумевают. Зачем их позвали Терпеливо объясняют, что предлагаемые контрметоды оставлены в
Америке 20–25 лет назад, и объясняют,
почему именно оставлены. Ругать американцев становится хорошим тоном Несмотря на вывешенные повсюду надписи




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал