«Использование информационных технологий на уроках теоретического цикла в дмш и дши»



Дата16.02.2017
Размер1 Mb.
Просмотров487
Скачиваний0




Методическое сообщение на тему:
«Использование информационных технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ и ДШИ»
На сегодняшний день, компьютер прочно вошел в нашу жизнь, стал обязательным атрибутом как обязательного, так уже и дополнительного образования и находит широчайшее применение во всех сферах деятельности. Компьютеризация в значительной степени преобразовала и процесс образования. Современный урок уже зачастую невозможен без применения передовых педагогических и информационных технологий, что делает образовательный процесс более интенсивным, повышает скорость восприятия, понимания и усвоения объема знаний.

В системе дополнительного музыкального образования уже имеется немалый опыт соединения потребности детей и подростков с уже имеющимися техническими, методологическими и информационными возможностями. Применение музыкальных компьютерных технологий на уроках сольфеджио, слушания музыки и музыкальной литературы в системе дополнительного образования может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

Однако для разработки уроков с применением компьютера, прежде всего сам преподаватель должен хорошо знать компьютер, его функциональные возможности и области применения. А для этого, мы ежегодно имеем возможность посещать информационные компьютерные курсы в образовательно-методическом центре на ул. Леонова, 17В, представленные различными модулями и программами.

Музыкальные компьютерные технологии представляют широкие возможности в творческом процессе обучения музыке и их применение решает некоторые педагогические и воспитательные задачи:

• повышение интереса к получению музыкального образования;

• развитие навыков музыкально – творческой деятельности;

• развитие навыков обращения с компьютерной техникой;

• формирование у детей, в условиях целенаправленной практической деятельности, психологических качеств личности, способствующих достижению поставленной цели;

• углубление знаний о музыкальном искусстве, его истории, закономерностях развития и выразительных средствах музыки;

• углубление знаний о современных компьютерных технологиях;

• расширение кругозора, воспитание музыкального и художественного вкуса учащихся на основе демонстрационных возможностей компьютера;

• включение учащихся в общественную жизнь ДМШ через выполнение ими общественно-полезных заданий по музыкальному оформлению концертов, мероприятий и уроков теории музыки в старших классах.

Занятия на компьютере вызывают живой интерес у учеников и превращают такой трудный и достаточно скучный предмет как сольфеджио в

занимательную учебную дисциплину с использованием привычных для современного ученика форм обучения.

Существует множество программ, соединяющие сольфеджио и компьютер. Условно их можно разделить на следующие группы:
1. Программы – тренажеры, направленные на развитие основных видов слуха: гармонического, ритмического, мелодического и ладотонального. Данные программы можно использовать как на уроке в качестве демонстрирующего, обучающего или тестового материала, так и в домашнем обучении. Программы позволяют легко и самостоятельно менять параметры, задавать определенный уровень трудностей, темп и вид упражнений, что дает возможность ориентироваться на индивидуальные возможности и способности учащихся. Примерами таких программ являются: EarMaster, Eartraining. (см. Приложение 1)
2. Обучающие программы типа «Музыкальный класс» , «Матроскин учит музыку», «Мурзилка ищет мелодию» где для различного возраста учащихся можно прослушать объяснение основных музыкальных понятий и тут же проверить свои знания в занимательных музыкальных играх «Музыкальные кубики» - метроритмический диктант, ладоинтонационный лабиринт «Крестики-нолики» и т.д.. (см. Приложение 2, 3)

Например, программу «Музыкальный класс» можно активно использовать на уроках начальной грамоты. Дети с ее помощью имеют возможность самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки.

Скачать Музыкальный класс: http://letitbit.net/download/b89f0d770803/kinder-music-klass.www.baby-best.rar.html

http://depositfiles.com/ru/files/snggfoymh



Раздел игры «Крестики-нолики» построен на вопросах по содержанию компакт-диска, правильные ответы дают возможность усложнять прохождение игры,  помогают в игровой форме проверить полученные знания по теории музыки. Компьютер предлагает вам  угадать один из девяти музыкальных терминов, изображенных в квадратиках. Если угадаешь правильно, то квадратик подсветится зеленым цветом (это твой крестик), а угадаешь неправильно - квадратик подсветится красным (это нолик компьютера). Если соберутся три крестика в ряд (зеленые квадраты) - выигрыш за тобой, а если три в ряд нолика (красные квадраты) - выиграл компьютер. Для возврата в основной экран нажмите  кнопку "Выход".

Игра в кубики тоже музыкальная. На каждом кубике записан фрагмент песенки, несколько кубиков выпадают и нужно восстановить запись, правильно определив место выпавших кубиков. При этом у ребенка будет возможность прослушать мелодию полностью и каждый фрагмент отдельно. 

3. Обучающие игры, типа «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского, «Алиса в стране чудес» на музыку Вивальди, «Волшебная флейта» на музыку Моцарта. Чтобы победить, надо лишь внимательно слушать и запоминать музыку, ловить ритм и успевать нажимать на клавиши. Это прекрасно развивает не только музыкальный слух, ритм и память, но и ловкость. В подобные музыкальные игры с большим удовольствием вовлекаются и родители. (см. Приложение 4, 5)


4. Нотные редакторы – Sibelius, Finale. Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, исчезает проблема почерка, тиражирования нотной записи, исправления ошибок. (см. Приложение 6,7)
5. Огромную помощь на уроках дают мультимедийные музыкальные энциклопедии, которые не только рассказывают и показывают, но и дают возможность услышать шедевры мировой музыкальной классики, наглядно познакомиться с музыкальными инструментами и их звучанием, музыкой разных эпох и направлений.

http://cwer.ws/media/files/u596555/f/music_classic_2.jpg

Очень интересна и познавательна  «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Мы сможем проследить историю развития той или иной группы, узнать  о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видео клип. Для проверки знаний можно зайти  в раздел Викторина, где нам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты. С помощью дисков «Музыкальный класс», «Шедевры музыки», «Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки», «Жизнь и творчество композиторов», предлагаемых этой фирмой, развивается творческие и интеллектуальные способности детей.http://cwer.ws/media/files/u596555/f/music_classic.jpg


6. Применение интернет-ресурсов.

Таким образом, мы наглядно убедились, что использование в образовательном процессе тех или иных музыкально-компьютерных программ обусловлено развитием разного рода способностей учащихся  –  вокально-интонационных, слуховых и др. Применение информационных   технологий   на уроках  теоретического цикла в ДМШ и ДШИ реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. Хорошо когда теоретические классы школы оснащены компьютерами и специальным мультимедийным оборудованием.

Освоение компьютерных технологий рекомендуют начинать со второго класса, к третьему классу дети хорошо овладевают навыками работы на компьютере и готовы к проведению интегрированных уроков. В соответствии с учебным расписанием и графиком работы компьютерного кабинета можно представлять дополнительный час в неделю работы для проведения уроков с использованием компьютерной техники. Дети, систематически выполняющие творческие задания, используя компьютеры, могут сами создавать компьютерные нотные тетради, сочинять мелодии, писать ноты, строить музыкальные графики, использовать игры, музыкальные кубики, караоке, веселые музыкальные упражнения.

Хотелось бы показать несколько различный примеров заданий, используемых мной в работе на уроках сольфеджио и музыкальной грамоты у детей дошкольного и младшего школьного возраста. (демонстрация видеофрагменты урока)
Заключение.

Таким образом, интегрирование мультимедийных технологий и традиционных форм и методов обучения порождает появление новых форм и методов, призванные реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, повышения эффективности и качества учебно-образовательного и учебно-воспитательного процесса.

Применение информационных технологий открывает огромные возможности для творческой деятельности как обучаемых, так и преподавателей, инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического мышления, благоприятно влияет на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

В настоящее время уроки по предметам теоретического цикла должны быть не просто уроком развития сенсорных музыкальных способностей, а уроком, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.

Педагог должен знать такие программы и уметь ими пользоваться. Но кроме знания программ, видится необходимым введение в обучение будущих музыкантов-педагогов творческих заданий.

Описание обучающих музыкально – компьютерных и игровых  программ  находятся в приложении работы.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

[RUS] EarMaster Pro 5 — программа для развития музыкального слуха



pic

Год выпуска: 2008 Версия: 5.0

Системные требования: Mac OS X 10.4.11 +, Intel or PowerPC (Universal Binary)


Язык интерфейса: английский + русский



Программа для тренировки и развития музыкального слуха. Доступны задания по определению интервалов, аккордов и их обращений, ладов и т. п.

В программе присутствуют упражнения на чтение ритма, мелодический диктант. Ноты, кроме нотоносца, могут отображаться на клавиатуре фортепиано и гитарном грифе. Программа проигрывает разные звуки, а Вы определяете, что было сыграно в задании.

Для начала работы нужно выбрать: Стиль обучения; Вид упражнения; Нажать кнопку “Начать”.



скриншот earmaster pro

Отзывы: интересная программа, хорошая поддержка, когда нет возможности репетировать. Хорошо развивает музыкальный слух, годится для обучения. 


Похожая программа - Dolce Ear Training 1.9.6

Это начальный уровень музыкальной теории программного обеспечения с ритмом практики, сольфеджио и практики аккорд обозначений.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обучающая программа «Трое из Простоквашино.

Матроскин учит музыку»

Особенности игры: 
- Новая встреча с героями произведений Эдуарда Успенского 
- Обучение нотной грамоте в форме веселой игры 
- Великолепная озвучка и анимация персонажей 
- Игра не требует специфических навыков работы с компьютером 
- Игра рассчитана на детей в возрасте от 5 до 11 лет 
Системные требования игры: Windows XP (pyc), Pentium III 800 МГц, 256 Мб ОЗУ, 32 Мб Directx 8-совместимая 3D видеокарта, DirectX 8-совместимая звуковая карта, 750 Мб свободного места на жёстком диске, 24х СD-ROM, клавиатура, мышь, DiretcX 9.0c.
Язык интерфейса игры: Русский 
Размер игры: 260 Мб

Вас ждет грамотное обучение нотной грамоте, выполненное в форме веселой игры.



трое из простоквашино - матроскин учит музыкутрое из простоквашино - матроскин учит музыку

В деревне Простоквашино внезапно образовалась среди местных селян новая мода - музыка. Правда у них популярна не музыка из приемника, а та музыка, которую исполняют в живую. Все жители стремятся не отставать от моды, и первый кто решил приобщиться к веянью и научиться нотной грамоте стал знаменитый кот Матроскин. 



В игре Матроскину будут помогать верные друзья - Дядя Федор, и конечно же почтальон Печкин вместе с псом Шариком.  Дошкольники в увлекательной форме будут осваивать основы сольфеджио. Такие знания помогут ребенку намного быстрее адаптироваться в музыкальной школе. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Музыкальный класс»

http://leon4ik.ucoz.com/_ld/27/90270289.jpg

Компьютерный диск "Музыкальный класс" предполагает первое знакомство ребенка с музыкальными инструментами, с нотной грамотой, с понятием "музыкальная гармония". Музыкальные игры, которые построены на запоминании и повторении простых детских мелодий, помогут начать формировать у ребенка музыкальный слух и музыкальную память. 
Ученик может испробовать свои силы и как исполнитель, он может наиграть понравившуюся ему мелодию, и как композитор, может сочинить свою песенку, тут же прослу-

шать, записать при помощи нотных знаков, распечатать и подарить маме. 

http://img13.nnm.ru/c/b/a/f/5/cbaf53dd5a59d5942485010c858d7ece_full.jpghttp://img11.nnm.ru/e/7/6/b/c/e76bc6a2cacee440131c7310d8aefb61_full.jpghttp://img13.nnm.ru/7/f/5/d/6/7f5d6a1f6e08ba8956c15be0d7b2f062_full.jpg


Компакт-диск сможет пробудить интерес к музыке, определить, какой инструмент ему нравится больше, и, может быть, он сам захочет научиться на нем играть. Программа позволяет найти подробные описания различных типов музыкальных инструментов (старинных, классических, современных), а также услышать их звучание. Вместе с тем вы сможете почерпнуть:

  • много интересных и необходимых сведений по теории музыки - что такое гармония, интервал, мелодия, нота, тон и др.

  • получить представление о различных музыкальных стилях и жанрах

  • выбрав песню из предлагаемого перечня, можно исполнить ее под фонограмму, записать на компьютер с помощью микрофона, а затем прослушать результат. 

http://img11.nnm.ru/8/e/8/3/9/8e839b5da5ae052b24dbc609177b3a44_full.jpg

Кроме того, диск содержит игры различной сложности для детей разных возрастов «Музыкальный диктант», «15» и «Собери мелодию». С их помощью можно выучить нотную грамоту и развить свой музыкальный слух.

Издатель: New Media Generation  Год: 1997  Размер: 231,86 MВ

Минимальные системные требования: 
IBM PC: MS Windows 95 и выше, процессор Pentium 100 MMX, 16 Мбайт ОЗУ, 
4-скоростной CD-ROM, SVGA-видеокарта (800х600, 65536 цветов), 16-битная звуковая карта, MS Windows совместимая "мышь", MS Internet Explorer 5.0
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

«Щелкунчик»: Интерактивная музыкальная игра для детей


http://muzikalkairk.ucoz.ru/_tbkp/06/chaikovskij.jpg


Серия: Играем с музыкой
Издатель: МедиаХауз
Языки: английский, немецкий, русский
СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
Windows 98 и выше
Pentium 360 МГц., 250 Мб свободного места на жестком диске
64 Мб оперативной памяти,
звуковая карта 

Описание: Детская развивающая программа "Щелкунчик" удачно сочетает в себе увлекательную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки. Чарующие мотивы из одноименного балета, завораживающие звуки симфонического оркестра, сказочные персонажи - вот то, что позволит ребенку погрузиться в мир классической музыки, почувствовать и оценить всю ее красоту и волшебство. "Щелкунчик" позволит ребенку развить слух, музыкальные способности, научит различать музыкальные инструменты. Игровая часть программы составлена из загадок и викторин, объединенных общей сюжетной линией: путешествуя по сказке игроку предстоит найти 9 золотых ключиков, которые и помогут ему расколдовать Щелкунчика.

http://muzikalkairk.ucoz.ru/_tbkp/ric/78d3e7373061.jpg

Разработчик:Music Games International
Год выпуска:2005
Язык Интерфейса:русский
Платформа:Windows 98/Me/2000/XP
Формат файла: exe
Размер файла:246 МБ (258 605 837 байт)
Системные требования: Процессор Pentium 360 МГц 
250 Мб свободного места на жестком диске .,64 Мб оперативной памяти .,звуковая карта

Алиса попала внутрь музыкальных часов, которые неосторожно обронил Белый Кролик. Крышка захлопнулась, и теперь девочка может опоздать к вечернему чаю. Чтобы вызволить пленницу, потребуется немного внимания, любознательности и музыкального слуха. Ведь все головоломки и задания будут музыкальными! Алиса поможет развить заложенные в вас музыкальные способности. Хорошим средством для этого станет электронная музыкальная энциклопедия и советы Чеширского Кота, который приходит на выручку при каждом удобном случае.

Все в стране Чудес необычно, даже часы! Каждая цифра на циферблате соответствует определенному месяцу в году. Вы побываете в зимней сказке, весеннем пробуждении, летнем буйстве и осеннем златолистье. «Алиса и Времена Года» - чудесная детская компьютерная игра, позволяющая соприкоснуться с волшебством, имя которому музыка!
Доп. информация: русскоязычное оформление энциклопедия музыкальных инструментов музыкальное сопровождение, содержащее известные произведения Льюиса Кэрролла и Антонио Вивальди 12 музыкальных игр
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Обучающая игра по музыкальной (нотной) грамоте, чтобы узнать задание - нажимайте на солнышко. После правильного ответа Вас ждет красивая анимационная картинка.

Название: «Ноты скрипичного ключа 1 октава»
Жанр: обучающая игра 
Формат: PowerPoint 
Размер: 6.98 МБ

http://muzikalkairk.ucoz.ru/_tbkp/03/notu_skripichnogo_klucha_1.jpghttp://muzikalkairk.ucoz.ru/_tbkp/06/notu_1.jpghttp://muzikalkairk.ucoz.ru/_tbkp/06/notu_2.jpg

Похожие игры:



Ноты скрипичного ключа 2 октава

Ноты скрипичного ключа 1-2 октава

Ноты скрипичного ключа 1 октавы на клавиатуре и на нотном стане

Ноты басового ключа - малая октава
ОНЛАЙН ИГРЫ

Онлайн игра "Ритмические фигуры"

Ритмические фигуры в размере 4/4 - хорошая игра для тренировки музыкального слуха и чтения с листа.



Онлайн игра "Нотки-картинки"

Онлайн игра "Музыкальные тембры"

Онлайн игра "Звуковысотные движения"

Онлайн игра " Ноты в басовом ключе"

Онлайн игра "Повторяй за щенком"

Онлайн игра "Одинаковые звуки"

Онлайн игра"Ноты и нотный стан" 

Онлайн игра "Сочиняем музыку" 

В этой игре можно самому составить свою мелодию, которую будут исполнять различные инструменты. Набор готовых звуков позволит вам сочинять несложные мелодии с национальным колоритом разных стран. Управление мышью. Просто захватывайте нужный инструмент и перетаскивайте в нужное поле.








Онлайн игра "Взрываем ноты" 

Онлайн игра"Учебная клавиатура" 

Онлайн игра "Нотный стан и клавиатура"



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Если вы - начинающий пользователь, то вам однозначно подойдет Sibelius. У него приятное и очевидное управление. Любую функцию можно найти сразу с помощью нескольких кликов. Все объекты отображаются графически прямо в файловом меню, поэтому разобраться в программе сможет даже человек не очень хорошо владеющий английским языком. Для ускорения работы можно изучить клавишные комбинации и даже назначить их самому.



http://turbopic.org/img/2011_10/18/81cd6f27-7f31-47da-a100-bcb97af0f44d.jpghttp://alen2.ucoz.ru/_nw/16/27500479.jpghttp://amdm.ru/images/news/0903/126_full.jpghttp://s58.radikal.ru/i161/1006/c7/16f9d14bf39c.jpg

В Sibelius очень легко делать такие вещи, как перелом строки и другие, характерные для современной музыки. Чтобы стало понятней, замечу, что в Сибелиусе только разновидностей нотных головок около 20 штук, а также около 25 ключей (поверьте, далеко не каждый музыкант знает их все).


ПРИЛОЖЕНИЕ 7


http://www.remusik.org/wp-content/uploads/2012/04/finale.jpg http://softerz.ru/uploads/posts/2011-11/1321025758_i494a21a775a07.jpg http://musicmaking.ru/uploads/posts/2010-03/thumbs/1268765732_0131.jpg

В Finale тоже можно успешно набирать такие ноты, но иногда возникают такие проблемы, для решения которых приходится находить совершенно необычные решения. Например, чтобы сделать в Finale перелом нотной строки посередине, а затем ее продолжение на таком же уровне по высоте, нужно вставить рисунок белого цвета, и растянуть его на такой участок, который бы закрывал ненужный кусок строки. Согласитесь, не очень логично. В Сибелиусе же это можно сделать в 2 клика.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал