Использование икт на логопедических занятиях



Скачать 207.98 Kb.
Дата27.10.2016
Размер207.98 Kb.
Просмотров325
Скачиваний1
Использование ИКТ на логопедических занятиях

Автор Осипова Ирина Владимировна учитель логопед

Посвящено проблеме использования информационных технологий на логопедических занятиях. Раскрываю возможности использования ИКТ на логопедических занятиях и подробно рассматриваю некоторые из них.

Цель: Познакомить учителей школы с возможностями ИКТ на логопедических занятиях.
Дидактическая цель: показать практическое значение использования ИКТ на логопедических занятиях для повышения эффективности работы логопеда.

Методические задачи:

1. Проинформировать учителей о возможностях использования ИКТ на логопедических занятиях;

2. Объяснить, как средства ИКТ могут способствовать развитию речевых умений, навыков;

3. Сформировать представления о том, где можно найти средства ИКТ и какие умения они развивают.



Проблемный вопрос: Логопедическое занятие – скука или увлекательное путешествие?

Актуальность: использование ИКТ в практике учителя-логопеда.

Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-компьютерных технологий в сочетании с логопедическими методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.


Принципы реализации информационных технологий на логопедических занятиях

• Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа с опорой на различные анализаторы;

• Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над звукопроизношением, просодическим компонентом речи, фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями, лексико – грамматическими средствами языка артикуляционной моторикой, мелкой моторикой, связной речью;

• Принцип развивающего и дифференцированного обучения. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей – логопатов;

• Принцип доступности обучения, в соответствие возрастным особенностям школьников;

• Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей;

• Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку;

• Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения;

• Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей волевые и нравственные качества;

• Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

Задачи, решаемые в процессе использования информационных технологий на логопедических занятиях:

Задачи ознакомительноадаптационного цикла:

- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.

- знакомство детей с компьютерными программами.

- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.



Задачи коррекционнообразовательного цикла:

- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи.

- формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.

- развитие знаковой функции сознания.

-развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

- развитие воображения.

- развитие познавательной активности.

Требования к отбору коррекционных задач при использовании информационных технологий

1. Решение таких коррекционных задач, которые без применения компьютерных технологий решить затруднительно или практически невозможно.

2. Достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки.

3. Развитие у ребёнка более высокой мотивационной готовности к обучению.

4. Возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.



Преимуществом ИКТ для логопедической практики является:

• использование игровой формы обучения;

• полисенсорное воздействие, т.е. задействованы сохранные анализаторы что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

• дифференцированный подход к обучению;

• объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;

• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

• повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);

• формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;

• активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно–развивающем процессе;

• экономия временных ресурсов.



Методика использования развивающих компьютерных игр. Реализация компьютерной поддержки процесса обучения является процедурой, взаимосвязанной с разработкой системы обучения. При этом выделяют этапы:

1. Определение необходимости применения компьютера.

2. Определение степени компьютеризации образовательного процесса.

3. Определение перечня функций, возлагаемых на компьютер.



Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

• Программа должна иметь указание на возраст ребенка;

• Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;

• Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;

• Программа должна быть на русском языке;

• Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;

• Задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;

• Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;

• Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;

• Чередование разных компьютерных игр.



Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда:

•самостоятельно разработанный инструментарий;

• компьютерные тесты, логопедические тренажёры;

• обучающие игры;

• книги, учебники и энциклопедии;

• логопедические ресурсы.



1.Самостоятельно разработанный инструментарий.

• составленные с помощью программы Microsoft Power игры и программы-презентации Point;



Примеры некоторых программ, которые можно использовать в логопедической работе.

Презентации.

В презентации могут включатся дидактические игры и упражнения. Все это разрабатывается в программе Power Point в соответствии с перспективным планом по лексическим темам и задачам программы коррекционно-развивающей работы. При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» (учитель логопед Воронина Л.П.) закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. На занятиях по автоматизации и дифференциации звуков использую мультимедийные презентации. Можно привести примеры следующих презентаций: «Автоматизация звука Л» автор Лиманская Е.О.; «Секреты звука Ш» автор учитель логопед Лазюк Т.С. Минск. На занятиях по дисграфии использую презентации: «Образование слов при помощи суффиксов», «Мягкий знак - показатель мягкости согласных». И т д. Таким образом, презентации можно использовать в своей работе. Данный вид работы уместен на любом этапе занятий. На логопедических занятиях проводится зрительная гимнастика по методике Базарнова, подготовленная с помощью компьютерных технологий.



2.Специально разработанные программы по логопедии.
В логопедии разработаны различные развивающие и обучающие компьютерные программы:

  • Логопедический тренажер "Дэльфа-142" ООО Дэльфа М. Москва 2008;

  • « Игры для Тигры» автор Л.Р. Лизунова

  • “Баба Яга учится читать”. Компания “Медиа Хауз”, 2003;

  • «Электронный букварь» мультимедийное пособие;

  • «Подготовка к школе». Программа АЛАДИН;

  • «Логопедия в картинках» Автор: Мария Мезенцева Издательство: Олма Медиа Групп
    Год: 2011;

  • «Домашний логопед» Практический курс.  Год выпуска: 2008 Разработчик: ID COMPANY Издатель в России;

  • «Учимся говорить правильно» (ООО “Новый Диск”, программа для ЭВМ, 2008);

  • «Трудные звуки» Год выпуска: 2007Автор: Скворцова И.П;

  • Сборник игр и упражнений «Кораблики» разработан творческой группой "НУМИ";

  • “Маша и Медведь” (подготовка дошкольников к школе)ООО СТУДИЯ «Анимаккорд».

Применяю в своей практике следующие готовые компьютерные программы: 

логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры»; «Электронный букварь» Мультимедийное пособие; «Учимся говорить правильно»; программа Адалин для развития психических процессов, «Домашний логопед. Практический курс»; «Трудные звуки» «Логопедия в картинках»; «Баба Яга учится читать», « Кораблик»» «Логопедия в картинках».


Компьютерная технология логопедической коррекции «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова) включает CD-диск со специализированной компьютерной программой «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями.

Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий. Для работы с родителями на родительских собраниях используются также презентации, наглядно демонстрирующие коррекционно-развивающую, творческую работу с детьми, методические рекомендации при выполнении домашних заданий. Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.http://bagdasaevalogoped.shkola19.net/images/ss1.jpg



СБОРНИК ИГР И ЗАДАНИЙ "КОРАБЛИКИ" разработан творческой группой "НУМИ".

Этот диск предназначен для совместной работы ребенка и родителей. Здесь практически нет игр и заданий, которые ребенок может выполнять полностью самостоятельно, без контроля взрослого. Цель многих игр не просто найти нужную картинку (это сделать просто – перещелкать по всем картинкам и задание будет быстро решено), а объяснить свои действия. А объяснить их можно только тому, кто находится рядомhttp://logoburg.com/modules/files/cache/shots/1282306245_fb0505c21ce2_1.jpg

Оптимальное время занятий - 10-15 минут в день. Игра должна приносить ребенку радость.


«Развитие речи. Учимся говорить правильно. Компьютерная программа». 

скоро в школу. учимся говорить правильно

В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать, познакомит с основами письменной речи. Ребенок увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.

Программа состоит из четырех разделов.



1. Неречевые звуки (ознакомление со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы; со звуками мира природы: лесные и др.).

2. Звукоподражание (ознакомление со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).

3. Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков).

4. Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Каждый раздел включает набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходимы мышь и колонки (или наушники).

Разделы «Неречевые звуки» и «Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается два режима работы: «Изучение» и «Задание».

Режим «Изучение» предполагает интерактивное ознакомление детей с разнообразием звуков. Ребенок имеет возможность, выбирая мышью объекты на экране, прослушать издаваемые ими звуки, голоса, способы звучания.

Режим «Задание» направлен на развитие звуковой и зрительной памяти, внимания. Ребенку сначала предлагается выбрать уровень сложности, который определяет количество объектов или звуков для запоминания и поэтому влияет на сложность стоящей перед ребенком задачи.

Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями нескольких типов и направлен на развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.



Игровые задания раздела «Развитие связной речи» учат детей связно говорить, формулировать целые предложения. Для выполнения заданий: «Слово-действие», «Подбери действие», «Слово-признак», «Подбери признаки», «Составляем описание» необходимо нажать клавишу «Начать», затем клавишу «Проверить». Если задание выполнено верно, появляется клавиша «Продолжить», нажав на которую можно перейти к следующему варианту.

Игра « Баба - Яга учится читать» включает CD-диск со специализированной компьютерной программой

Ребенка ждёт волшебный лес с десятком игр, «букварик», «слогарик», веселые стихи и песенки. Тех, кто с успехом выполнит все задания, ждет награда. Для них Баба Яга... Ох, чуть было не проговорились. Не будем выдавать секретов. Сюрприз есть сюрприз. Ну, вот и все, можно начинать: Как-то ворон длинный нос "Азбуку" Яге принес...
Ребенок легко  приобщится к чтению, а буквы и слова станут для него добрыми приятелями в играх и забавах. Поэтому эта программа и для малышей, которые только начинают учить буквы, и для тех, кто уже читает свои первые книжки. Озорная насмешница Баба Яга сможет вызвать интерес к своим проказам даже у школьников.
баба-яга учится читать

Особенности программы:
- Методика опережающего обучения. 
- Впервые на компьютере игры и азбука в стихах. 
- Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. 
- Красочная мультипликация и анимация. 
- Игры озвучены известными актерами. 
- Сказочные герои с яркими характерами. 
- Частушки про буквы на бис.

Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми

http://www.solnet.ee

http://www.logoped1965.narod.ru

http://www.detiseti.ru

http://www.teremoc.ru

http://www.lohmatik.ru

http://www.internetenok.narod.ru

• http://www.nachalka.com



http://www.logozavr.ru/11/
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы: 

 – компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;


 – использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

  Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.

Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат.

Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Как показывает опыт, многие дети в первом классе не могут сразу же перестроиться на учебную деятельность, и их ведущей деятельностью остается игровая.


     В дальнейшем планирую использовать компьютер в диагностических целях. Протокол составлен в виде таблицы типа Лист Microsoft Excel. В разделы протокола включены пробы полного варианта методики обследования речи.

 

Литература



1.Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. 1998. № 1. с. 47

 2.Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М., 2004.с.123

3.Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. М.: Логопед. 2008. № 5.

4.Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиск, подходы. Дефектология. 1994. № 5.

5.Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок. Волгоград. г 2011.с.45

6.Лизунова Л. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. Пермь. Изд. «ОТ и ОД». 2013г.с.59

7. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации

обучения. М.: Педагогика. 1988. с. 191



8.Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры». Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 14. с. 287.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал