Инвестиции нефтегазовых компаний в возобновляемую энергетику



страница1/15
Дата22.05.2017
Размер1.55 Mb.
Просмотров623
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Министерство экономического

развития и торговли РФ


Национальный Исследовательский Университет

Высшая школа экономики


Факультет социологии
Кафедра экономической социологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему


Инвестиции нефтегазовых компаний в возобновляемую энергетику

Студент группы № 431

Терещенко И.А.

(Ф.И.О.)


Научный руководитель

Старший преподаватель кафедры экономической социологии

Куракин А.А.

(должность, звание, Ф.И.О.)


Москва 2013



Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Постановка проблемы 4

Цели и задачи исследования 7

Гипотезы 8

Основные тезисы исследования 10

Данные 13



Глава I. Теоретический обзор 17

Предыдущее исследование по теме 17



Авторские вопросы 17

Недостатки работы 18

Работы в экономике и исследованиях корпоративного управления 18



Исследования в базе Web of Science 18

Исследования корпоративной социальной ответственности и их недостатки 19

Социологические подходы 22



Закрытые теории организаций 22

Открытые модели 23

Организационная экология 23

Теория ресурсной зависимости 24

Институциональная теория 25

Ограничения институциональной теории и причины, по которым мы его используем 26

Объясняются ли инвестиции нефтяных компаний стремлением к повышению эффективности? 27

Государственная политика, стратегии нефтяных компаний и концепция мирового общества 29



Другие подходы 30

Производство мировой культуры 31

Изоморфизм государств и диффузия глобальной культуры 33

Исследования в рамках подхода 34

Глава II. Глобальные культурные изменения 37

Диффузия идей устойчивого развития в мире 37



Процедура анализа 38

Энергетическая безопасность 40

Изменение климата 41

Устойчивое развитие 42

Диффузия идей устойчивого развития, изменения климата и альтернативной энергетики в науке 43

Государства поворачиваются лицом к альтернативной энергетике 46

Краткая история климатической политики 47

Национальная политика по борьбе с глобальным потеплением 50

Государственная политика в области развития альтернативной энергетики 51

Политика в области альтернативной энергетики как уход государств от ресурсных ограничений 60

Является ли политика государств в сфере альтернативной энергетики следствием культурных изменение? 69

Инвестиции нефтегазовых компаний в возобновляемую энергетику 70

Вывод 72

Глава III. Изоморфизм в организационном поле нефтяных компаний 73

Организационное поле нефтяных компаний 73



Изоморфизм структуры нефтяных компаний 73

Почему мы рассматриваем только крупные нефтяные компании? 75

История формирования организационного поля нефтяных компаний 76

Структура поля нефтегазовых компаний 78

Изоморфизм нефтяных компаний 79



Принудительный изоморфизм 79

Давление на нефтяные компании в демократических политических системах 80

Альтернативная энергетика – прикрытие нефтяных компаний 84

Почему нефтяные компании не отказываются от альтернативной энергетики? 87

Выводы 88

Нормативный изоморфизм 90

Не все компании испытывают политическое давление 90

Роль системы образования 92

Международный аспект нормативного изоморфизма 94

Вклад отраслевой периодической литературы 94

Подражательный изоморфизм 96

Заключение 98

Список использованной литературы 101

Приложение 123

Приложение 1. 123



Энергетический кризис 123

Приложение 2 126



Изменение климата 126

Приложение 3 128



Энергия ветра 129

Солнечная энергетика 132

Биотопливо 134

Приложение 4. 138



Экологические катастрофы и борьба с экологическими движениями 138

Инвестиции нефтяных компаний в зеленую энергетику 141

Приложение 5. 144



Рынок нефти газа и другие энергетические рынки 144

Энергетический рынок 145

Существует ли единый рынок нефти и газа? 147

Тренды нефтяного рынка 148

Приложение 6. 150



Энергетическая безопасность 150

Устойчивое развитие 153

Приложение 7. 155





Введение


Современная экономическая социология фактически не занимается изучением энергетики. В 2007 году Николь Биггарт и Лорен Лютценхайзер в своей совместной статье (Biggart, Lutzenheiser, 2007) обсудили перспективы экономической социологии при исследовании проблем энергетики. Они отмечают, что в настоящее время социологии обделяют энергетику вниманием. Традиционные подходы к ее изучению основываются на неоклассическом экономическом анализе и касаются вопросов установления рыночных цен, технологического совершенствования, рациональной калькуляции и много другого. Акторы в таких моделях действуют как классические homo economicus.

Из-за изменения климата и энергетического кризиса изучение проблем энергетики приобрело особое значение в среде как естественных наук, так и экономистов, в то время как социологи все еще остаются в стороне.

Многие страны мира приняли меры по борьбе с энергетическим кризисом и изменением климата. Одной из основных мер стало увеличение энергоэффективности и стимулирование сбережения энергии компаниями и домохозяйствами. Экономистами были разработаны предложения по стимулированию энергосбережения, основанные на математических моделях. Однако, как показала практика, отмечают Биггарт и Лютценхайзер (Biggart, Lutzenheiser, 2007), политика энергосбережения не привела к ожидаемым результатам. Дело не в технических ограничениях, дело в том, что меры по увеличению энергоэффективности медленно распространяются по экономике, а снижение потребления энергии в одном месте ведет к увеличению энергопотребления в другом. Проблема экономических теорий энергетического рынка заключается в данном случае в том, что они принимают предпосылку о том, что акторы на рынке – рациональны. Эта посылка заставляет их для объяснения необъяснимого их моделями придумывать терминологию вроде «провала рынка» и «иррационального уклонения от риска».

Тем не менее, как показывают авторы, экономическая социология может предложить нам ряд объяснений наблюдаемым феноменам, которые неадекватно объясняются с помощью экономической теории. Экономическая социология способна предложить альтернативы просто отказавшись от ограничительных предпосылок неоклассической теории. Рынок энергии не всегда определяется динамикой цен, акторы на рынке не всегда ведут себя автономно и рационально. Экономическое действие укоренено в социальных сетях и институтах, властных отношений и морали. Экономическая социология принимает во внимание когнитивную, организационную, рыночную и социетальную динамику, которая не учитывается в неоклассическом анализе.

В своей статье Биггарт и Лютценхайзер рассматривают лишь один пример – повышение энергоэффективности коммерческих зданий – используя при этом возможности организационной теории в рамках экономической социологии. Тем не менее, они показывают, что экономико-социологический подход может оказаться полезным в решении более широкого круга проблем энергетики, одной из которых является развитие возобновляемых источников энергии. Возобновляемая (по-другому называемая альтернативной или зеленой) энергия – самая древняя форма энергии, используемой человечеством. Она использовалась задолго до освоения человеком угля, нефти и природного газа. Именно на возобновляемой энергетике мы сосредоточим свое внимание.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал