Интервью I. Программа исследования Теоретико-методологический раздел



Скачать 201.75 Kb.
Дата13.02.2017
Размер201.75 Kb.
Просмотров397
Скачиваний0

Восприятие сетевой политической субъектности пользователями Интернета:

глубинное интервью
I. Программа исследования
1. Теоретико-методологический раздел:
1.1. Постановка проблемы1.
Политическая субъектность, выражающаяся в сформированности у российских граждан установок политического участия, готовности защищать политические права и свободы, все больше проявляется именно в Интернет-пространстве. Об этом свидетельствует отношение значительной части опрошенных к Интернету как к средству, обеспечивающему расширение возможностей для реализации политических прав и свобод (48 % по сумме положительных ответов). В большей мере данной позиции придерживаются респонденты старшей возрастной группы молодежи и люди среднего возраста (в диапазоне от 24 до 53 лет) со средне-специальным или высшим профессиональным образованием (18 и 13 % соответственно).

Во-первых, позитивные оценки политической субъектности россиян в Интернете выражали преимущественно респонденты в возрасте 24 – 33 лет со средне-специальным или высшим профессиональным образованием и высоким уровнем вовлеченности в Интернет-коммуникацию. Именно эта категория опрошенных составляет ядро ориентированных на «политические функции» Интернета пользователей. Вместе с тем, на основе представленных данных, учитывая методологические ограничения массового опроса, полученные результаты могут свидетельствовать только о формировании определенного отношения россиян к возможностям, но не к инструментам Интернета. И, исходя из методики настоящего исследования, мы не можем измерить степень политической активности даже тех респондентов, которые позитивно оценивают политический потенциал влияния глобальной сети.

Во-вторых, обращает на себя внимание доминирование в восприятии россиянами Интернета таких элементов, как: пространство коммуникации, сфера свободного выражения своей позиции, способ формирования общественного мнения и оказания общественного давления на власть и бюрократию. Мы зафиксировали эффект «обезличенного активизма». Россияне преимущественно позитивно оценивают те из «политических функций» Интернета, которые не требуют от них личного участия. С одной стороны, это обстоятельство может быть отражением складывания «сетевого МЫ», т.е. особых оснований и особого уровня системы идентичностей, с другой стороны, может быть проявлением асоциального индивидуализма и абсентеизма, связанных с дистанцированием от личного участия в политической жизни.

В-третьих, россияне довольно низко оценивают свой потенциал влияния на действия властей даже посредством Интернета. Обозначенная ситуация коррелирует с низким уровнем легитимности большинства государственных органов и персон, за исключением президента. При этом, по данным ряда исследований 2, на выявленную позицию не сильно влияет наличие или отсутствие опыта обращения к властным структурам. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что демонстрируемый россиянами уровень «политической субъектности онлайн» существенно превышает уровень «политической субъектности оффлайн». Мы предполагаем, что это, в первую очередь, связано со сформировавшимся в восприятии россиян образом Интернет как более свободного и безопасного пространства по сравнению с реальной политикой.


1.2. Формулировка проблемы.

Диссонанс между политической активностью декларируемой интенсивно вовлеченными в Интернет-коммуникацию и реализацией политических практик в оффлайне.


1.3. Теоретический объект исследования – формирование сетевой политической субъектности пользователей Интернет.
1.4. Эмпирический объект исследования – активные пользователи Интернет (30 чел.), совпадающие с описанием социального профиля ядерной части пользовательской аудитории, выявленной в исследовании «World Internet Project - 2012»3.
1.5. Предмет исследования – особенности восприятия сетевой политической субъектности активными пользователями Интернет.
1.6. Цель исследования – определение оснований дифференциации отношения к различным формам проявления политической субъектности в Сети для выявления типов восприятия сетевой политической субъектности активными пользователями Интернет.
1.7. Задачи исследования.

- Характеристика оценки респондентами потенциала Интернета как пространства, расширяющего политические права и свободы человека;

- Характеристика оценки респондентами потенциала Интернета как пространства, расширяющего возможности по оказанию влияния на действия властей;

- Характеристика оценки респондентами потенциала Интернета как пространства, расширяющего возможности лучше понимать действия политиков;

- Характеристика оценки респондентами потенциала Интернета как инструмента, заставляющего государственных чиновников больше обращать внимания на то, что о них думает общественность;

- Характеристика оценки респондентами потенциала Интернета как инструмента, мобилизующего протестную активность граждан;

- Анализ опыта респондентов по реализации «политических функций» Интернета.
1.8. Интерпретация понятий в системе объекта.
Интернет - объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.
Пользователь – это конкретное лицо либо организация, которое посещает интернет-пространство и пользуется действующей системой для того, чтобы выполнять конкретные задачи или функции.
Политическая субъектность – это, с одной стороны, способность к сознательному удовлетворению собственных политических потребностей через влияние на другие социальные единицы, а с другой, их удовлетворение путем применения политической активности и осуществления политического действия4.
Сетевая политическая субъектность – политическая субъектность реализуемая в Интернет-пространстве.
1.9. Структурная операционализация в системе объекта.


Показатели

Переменные

Политическая субъектность

Осознание собственной политической субъектности;

Формы проявления политической субъектности;

Характеристики политической субъектности.


Сетевая политическая субъектность

Сформированность представлений о политических функциях Интернета;

Отношение к политическим функциям интернета;

Соотношение политической активности онлайн и оффлайн

1.10. Интерпретация понятий в системе предмета.


Восприятие – это сложный психофизиологический процесс формирования целостного образа предмета.
Формы проявления политической субъектности в Интернете – типы политической активности в сети, связанные с реализацией/защитой политических прав и свобод, политической коммуникацией с органами власти и другими политическими акторами и т.д.
Политические функции Интернета – потенциал влияния сети на политические сознание и поведение пользователей, связанный с обеспечением их информированности, понимания политики и политической вовлеченности.
Онлайн активность – осуществление политических практик в сети.
Оффлайн активность – осуществление политических практик вне сети.
1.11. Структурная операционализация в системе предмета.


Показатели

Переменные

Политические функции Интернета

Наличие представлений о политических функциях Интернета;

Личностные смыслы понимания политических функций Интернета;

Оценка потенциала влияния сети на расширение политических прав и свобод в РФ;

Оценка потенциала влияния сети на качество политической коммуникации между гражданами и властью;

Оценка потенциала влияния сети на расширение возможностей по оказанию личного влияния на действия властей;

Оценка потенциала влияния сети на увеличение значимости общественного мнения при принятии политических решений;



Опыт реализации политических функций Интернета

Наличие и характер опыта реализации политических функций Интернет в личных практиках/ практиках первичных референтных групп;

Модальность/направленность оценки опыта реализации политических функций Интернет в личных практиках/ практиках первичных референтных групп;



Протестная мобилизация в сети

Оценка потенциала влияния сети на протестную мобилизацию российского общества/жителей округа/субъекта федерации; населенного пункта;

Наличие опыта участия в протесте, мобилизованном сетевым способом;

Причины участия в протесте, мобилизованном сетевым способом;

Модальность/направленность оценки опыта участия в протесте, мобилизованном сетевым способом;



Профиль политической субъектности в/вне Сети

Тип политической субъектности: в соответствии с критериями:

- Интенсивность вовлеченности в Интернет-коммуникацию;

- Понимание политических функций Интерента;

- Приоритетные формы политической субъектности онлайн/оффлайн;

- Характер оценки политической субъектности россиян онлайн/оффлайн;

- Характер оценки политической субъектности референтных групп онлайн/оффлайн;

- Характер оценки личной политической субъектности онлайн/оффлайн.

1.12. Факторная операционализация.

- Интенсивность вовлеченности в Интернет-коммуникацию;

- Психологическая ценность использования Интернета;

- Инструментальная ценность использования Интернета;

- Ролевые характеристики пользователя в Интернете;

- Принадлежность к возрастной группе;

- Принадлежность к гендерной группе;

- Уровень образования;

- Социально-профессиональный статус;

- Уровень дохода;

- Тип населенного пункта проживания респондента;

- Тип Федерального округа.
1.13. Рабочая гипотеза - для «сетевого поведения» россиян свойственна следующая черта: чем больше степень погруженности в Интернет-коммуникацию и сформированности ориентации на общение с пользователями, выражающими схожие политические взгляды, тем выше уровень декларируемой политической субъектности в Интернете. Исходя из этого, мы предполагаем, что идейно-политические основания формирования системы идентичностей россиян все в большей мере будут складываться в процессе Интернет-коммуникации, что будет усиливать мобилизационный потенциал глобальной сети в будущем. Вместе с тем, отсутствие/негативный опыт реализации политической субъектности в/вне Сети продуцируют сохранение диссонанса между декларируемым и реальным уровнями политической активности пользователей.
2. Процедурно-методический раздел5:
2.1. Описание метода
Глубинные (углубленные) интервью – это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Хотя интервьюер придерживается некого общего плана интервью, порядок вопросов и их формулировки могут существенно меняться, в зависимости от того, что говорит респондент. При использовании метода углубленных интервью на высказывания респондента не влияют окружающие (как это происходит, например, в фокус-группах).

Глубинные интервью базируются на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Это позволяет добраться до самых мелких деталей, выяснить все аспекты поведения и реакций респондентов, которые могут быть важны для решения задач исследования. Проведение глубинного интервью требует очень высокой квалификации интервьюера. Интервью проводится при личной встрече в отсутствие посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером исследования.

Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Беседа фиксируется на аудио или видеопленку. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью («транскрипт»). На основе транскрипта пишется аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов.
2.2. Обоснование применения метода.
Индивидуальные глубинные интервью более предпочтительны, чем групповые дискуссии, в следующих случаях:

- тема сложна для обсуждения и требует специфических знаний (интервью с экспертами/профессионалами).

- необходимо провести интервью с конкурентами (они не будут говорить о предмете исследования в ходе групповых дискуссий).

- необходимо глубокое понимание сложных социальных ролей или нужно обратиться к биографии респондента, анализу единичного случая, чтобы выявить возможные факторы, повлиявшие на формирование его представлений.

- тема затрагивает глубоко личные, интимные переживания респондентов, которые не возможно обсуждать в широком кругу (например, опрос людей с различными заболеваниями относительно выбора медицинского учреждения).

- внутри одного социума существуют негласные запреты на обсуждение каких-либо проблем.

- тема «острая», провоцирующая высокий уровень группового давления: если респондент находится под сильным давлением социальных норм, он с легкостью может менять свою точку зрения в соответствии с мнением большинства или вообще уклоняться от высказывания своего истинного мнения (например, социальные проблемы типа наркомании или проституции, уплата налогов, служба в армии).

- респонденты малочисленны и географически удалены друг от друга (например, в случае опроса государственных чиновников в различных регионах).

- респондентами являются ответственные чиновники, очень богатые, и просто очень занятые люди.

К достоинствам глубинных интервью можно отнести следующие характеристики метода:

- получение лонгитюдной информации на каждого респондента (процесс покупки; этапы принятия решения);

- полная представленность и «большинства», и «меньшинства» мнений в силу отсутствия влияния доминирующих личностей и проблем, связанных с групповыми процессами;

- возможность обсуждения интимных или сугубо личных тем;

- отсутствие психологического давления со стороны людей своего круга;

- преодоление определенных сложностей рекрутинга;

- преодоление тенденции выражать широко распространенные, социально приемлемые точки зрения;

- возможность более дробной сегментации совокупности респондентов по сравнению с групповыми дискуссиями.
2.3. Описание и обоснование выборки.
1. Специфика «качественной выборки» для ГИ заключается в сложности формализации исследовательских процедур и выработки определенного алгоритма при построении выборочной совокупности как это происходит в количественных исследованиях.

2. Достоверность качественного исследования в вопросе выборки может и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научной работе по описанию исследовательских процедур. Как минимум – это наличие протокола с изложением логической схемы обоснования и построения выборки, с перечислением аргументов относительно ее численности и качества.

3. Главные препятствия в этой работе – низкий уровень методической рефлексии полевых исследователей. Причин много, например, у нас при подготовке социологов не решены проблемы с формированием критико-аналитического мышления исследователя, с приобретением навыков групповой работы, необходимой для развития рефлексивности и овладением базовыми элементами ремесла полевого исследователя.

4. Эти задачи можно решить, применяя методологию «двойной рефлексивности» и методику групповой работы «длинный стол», которые лежат в основе системы подготовки исследователя-качественника.

Построение модели выборки для качественного исследования предполагает несколько последовательных шагов групповой работы за «длинным столом», которые мы подробно рассмотрим ниже. Все этапы создания выборки строго синхронизированы с тремя этапами проведения полевой работы. На первом этапе исследования «до поля» исследовательская группа конструирует «восьмиоконную» модель выборки исходя из рефлексии своих представлений о предмете и объекте исследования. Основной фокус обсуждения сосредоточен на вопросе: «Кто нам нужен для ответа на ключевые вопросы исследования?

Второй шаг конструирования выборки связан с работой «в поле». Происходит обсуждение «наполняемости окон» и корректировка выборки. Основные вопросы: «Что же получилось на данный момент с нашей выборкой?»; «Кто у нас в этих «окнах» и почему вы их туда поставили?»; «Кто нам нужен еще?»

Третий шаг – это групповое обсуждение выборки на этапе «после поля». Основные вопросы: «Что получилось в итоге и почему?» «Достаточно ли информантов для ответа на наши вопросы?»

Запланировано 30 глубинных интервью с активными Интернет-пользователями.


2.4. Описание и обоснование методов и процедур обработки данных.
Транскрибированием называется дешифровка аудиозаписей, сделанных на стадии сбора качественной информации при проведении полевых исследований. Расшифровка сводится к распечатке голоса. Таким образом, аудиозапись предстает в виде

письменного, печатного документа.


2.5. Описание и обоснование методов и процедур анализа данных.
Концептуальная проработка материалов интервью в данном случае подразумевает фиксацию причинно-следственных связей, в явной или неявной форме описанных респондентом, и создание на этой основе системы гипотез для дальнейших исследований.

Выявление значимых социальных переменных - это первый этап создания формализованных измерительных методик, заключающийся в отборе факторов или переменных, релевантных поставленной проблеме. Составление списка таких переменных является также первым этапом разработки анкеты.

При опросе методом интервью достаточно большого числа респондентов (не менее нескольких десятков) становится возможным типологических анализ их высказываний в зависимости от занимаемых ими ролевых позиций, социально-психологических установок и иных значимых характеристик. Типологический анализ в данном случае представляет собой не только выявление типов мнений и точек зрения, но и определение их содержательной наполненности, внутренней логики, обоснований.


2.6. Описание и обоснование инструментов дополнительной верификации результатов.
1) Открытость процедуры получения исследовательских данных. Открытость исследовательской процедуры для заказчика. Данный способ предполагает возможность участия заказчика (потребителя) в самих исследовательских процедурах на любом этапе исследовательского цикла (о разработки программы и методики исследования до интерпретации результатов анализа данных).

2) Внешняя экспертиза произведенной информации.

Способ обеспечивает проверку корректности методики, адекватный контроль поля (процедур сбора данных), корректность интерпретации.

Эксперты: Римский В.Л., руководитель исследовательского комитета по Политической социологии РОС и РАПН; Шаронова С.А., д-р социологических наук, профессор; Батанина И.А., д-р политических наук, руководитель Лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета.


2.7. Описание и обоснование методов и процедур графической интерпретации данных.
Предполагается построение таблиц по результатам типологического анализа.

Выгрузка данных PolyAnalyst™


2.8. Описание и обоснование применение пакетов статистической обработки данных.
PolyAnalyst™ - программа обработки массива данных.

Инструментарий PolyAnalyst™ предполагает следующий функционал:

- Категоризация;

- Кластеризация;

- Прогнозирование;

- Анализ связей;

- Нахождение ключевых слов и поиск смысла;

- Выявление закономерностей;

- Нахождение аномалий.
II. Инструментарий исследования
2.1. Вводная часть
2.1.1. Что такое Интернет для Вас?

2.1.2. Каков Ваш «пользовательский стаж»?

2.1.3. Какие типы ресурсов Вы посещаете чаще всего?

2.1.4. Если бы Вас попросили описать «Ваш день (распорядок дня) в Интернете», что бы Вы ответили?

2.1.5. Чем вызван интерес к этим типам ресурсов?
2.2. Основные вопросы
2.2.1. На Ваш взгляд, Интернет даёт больше возможностей для реализации политических прав и свобод?

2.2.2. На чем основано Ваше мнение? Приведите, пожалуйста, пример из личного опыта или опыта своих близких, знакомых?

2.2.3. Разделяете ли Вы точку зрения, согласно которой, Интернет расширяет возможности оказывать влияние на действия властей?

2.2.4. На чем основано Ваше мнение? Приведите, пожалуйста, пример из личного опыта или опыта своих близких, знакомых?

2.2.5. Считаете ли Вы, что Интернет даёт возможность лучше понимать действия политиков?

2.2.6. На чем основано Ваше мнение? Приведите, пожалуйста, пример из личного опыта или опыта своих близких, знакомых?

2.2.7. Согласны ли Вы с утверждением: «Интернет заставляет государственных чиновников больше обращать внимания на то, что о них думает общественность»?

2.2.8. На чем основано Ваше мнение? Приведите, пожалуйста, пример из личного опыта или опыта своих близких, знакомых?

2.2.9. Как Вы думаете, каким образом Интернет влияет на протестную активность россиян?

2.2.10. На чем основано Ваше мнение? Приведите, пожалуйста, пример из личного опыта или опыта своих близких, знакомых?


2.3. Дополнительные вопросы
2.3.1. Ваш возраст

2.3.2. Пол

2.3.3. Образование

2.3.4. Социально-профессиональный статус

2.3.5. Уровень материального дохода

2.3.6. Тип населенного пункта (столичный город/ региональный центр/ ПГТ/село)

2.3.7. Федеральный округ
III. Инструкция по проведению полевого этапа
3.1. Общие рекомендации


  1. Каждому интервьюеру выдается гайд исследования (последовательность вопросов, объединенная в группы тем; в каждой теме указано время, уделяемое в ходе проведения интервью каждой теме. Общее время проведения интервью – около 45 минут). Перед проведением интервью необходимо подробно ознакомиться с гайдом исследования, чтобы задать все вопросы, освещаемые в исследовании.

  2. Все интервью необходимо записывать на цифровой диктофон. Перед тем, как проводить интервью необходимо попробовать записать часть прямой речи именно в том помещении, где планируется проведение интервью, чтобы убедиться нормальном качестве записи.

  3. В ходе интервью отмечайте вопросы в гайде, которые вы уже задали респонденту. Таким образом должны быть заданы все вопросы, определенные гайдом.

  4. Необходимо отслеживать время, затраченное на блоки вопросов, и сверять его с указанным в гайде, которое рекомендовано для вопросов этого блока. Интервьюеру нужно затрачивать время, близкое к тому, которое указано в гайде, чтобы уделять равнорасределенное время между блоками.

  5. Вопросы анкеты необходимо зачитывать полностью, не перефразируя и не внося другой смысл в вопросы. Не нужно ничего комментировать и дополнять. В случае если респондент поинтересуется вашим личным мнением о предмете обсуждения, отвечайте, что Вы ничего не знаете по этому поводу, и Вас интересует именно мнение респондента.

  6. Несмотря на то, что интервьюер должен соблюдать последовательность вопросов, которая указана в гайде исследования, в случае если респондент переходит в интервью к теме, которая освещается в гайде ниже, необходимо перейти к данной теме в этот момент, задав все вопросы, которые относятся к блоку вопросов, поднятому респондентом. Озвучив блок вопросов по данной теме, вернитесь к блокам гайда, которые вы еще не обсуждали с респондентом.

3.2. Транскрибирование ответов на вопросы


7. Руководители исследования выдадут вам файл, в который необходимо вбивать ответы респондентов.

8. Для каждого интервью необходимо создать свой файл, для этого нужно открыть файл, полученный от руководителей исследования, после этого выбрать в меню программы “MsWord” «сохранить как», и сохранить его под новым именем. Имя файла должно выглядеть следующим образом: например, 1_5.doc: первый интервьюер сделал интервью с респондентом, который в таблице контактов идет под номером 5.

8. Каждый ответ записывается в один абзац .
IV. Библиографический список
4.1. Монографии


  1. Титов В.В. Национально-государственная идентичность российской молодежи в начале 21 века. М., Макс-Пресс, 2012.

  2. Мощелков Е.Н. Политическая модернизация в России: современные дискуссии и национальный политический опыт / Модернизация и политика: традиции и перспективы России. М., 2011. с. 139-155

  3. Селезнева А.В. Политические представления и ценности россиян М.,2012. 224 с.

4.2. Статьи в научных журналах и сборниках
1. Бродовская Е.В. Выявление ценностных типов сознания московской молодежи, отражающих дифференциацию опыта политической социализации: аналитическая записка по результатам массового опроса // Молодежь Москвы: ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития: Сборник информационно-аналитических материалов. М., 2012, С. 8 - 29.

2. Бродовская Е.В. Протестная активность москвичей. Опыт эмпирического исследования (2011 г.) / Материалы 6 Всероссийского конгресса политологов «Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия». М., 2012. С. 83.

3. Бродовская Е.В. Референтность участников акций протеста в декабре 2011 г.: результаты Интернет-опроса москвичей // Ежегодная международная научно-практическая социологическая конференция "Продолжая Грушина" Москва, 2012.

4. Нечаев В.Д. Особенности применения метода hall-test для анализа Интернет-представительств политических партий / Материалы 6 Всероссийского конгресса политологов «Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия». М., 2012. С. 448.

5. Титов В.В. Рунет как пространство трансформации политических идентичностей российского общества на рубеже 2000 – 2010 гг. / Материалы 6 Всероссийского конгресса политологов «Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия». М., 2012. С. 458.

6. Бродовская Е.В. Влияние Интернет-технологий на специфику политического протеста «рассерженных горожан» // Материалы Первой Международной научно – практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты» (IISC-12): Сборник статей и тезисов. Москва: Изд-во, 2012.

7. Лаврикова А.А., Шумилова О.Е. Особенности ценностного сознания массовых групп субъектов ЦФО // Известия Тульского государственного университета. 2011. № 2. С. 295 – 311.

8. Молодежь Москвы: ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития: Сборник информационно-аналитических материалов/ под редакцией доктора политических наук В.Д. Нечаева. Москва, 2012.

9. Шаповалов В.Л. Технологии мобилизации протестной активности в социальных сетях / Материалы 6 Всероссийского конгресса политологов «Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия». М., 2012. С. 502.
4.3. Электронные ресурсы
1. Бродовская Е.В. Аналитическая записка по результатам исследования протестной активности жителей города Москвы 24 декабря 2011 года // Электронный журнал для молодых политологов «Первая степень» (РАПН, МГИМО (У)) http://1-stepen.com/1/brodovskaya_protest

2 Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности-2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами: Препринт WP6/2010/03. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010 // http://www.hse.ru/data/2010/11/09/1223233543/WP6_2010_03fff.pdf.

3. Экономика Рунета. Первые данные. www.rocid.ru/research2012.


  1. Аудитория интернета в России и ее регионах. ФОМ. М., 2012 http://runet.fom.ru/

  2. Аудитория интернета. TNS. М., 2012. www.tns-global.ru.

  3. Интернет сегодня. ВЦИОМ. М.,2012 www.wciom.ru.

  4. Онлайн-люди. Кто они. От демографического портрета к поведенческому. www.onlinemonitor.ru.

  5. Международный союз электросвязи. Доклад о степени доступности широкополосного доступа к Интернет в мире. www.broadbandcommission.org/Documents/bb-annualreport2012.pdf.

  6. Сайт World Internet Project // http://www.worldinternetproject.net.

  7. Глубинные интервью // http://opros-center.info/method09.htm

  8. Штейнберг И. Восьмиоконная модель выборки для исследовательского интервью // http://fieldsociology.blogspot.ru/2011/12/blog-post.html

  9. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования // http://www.sociologos.ru/metody_i_tehnologii/Razdel_Kachestvennye_metody/Svobodnoe_intervyu_kak_metod_sociologicheskogo_issledovaniya_S_A_Belanovskij

  10. Задорин И. Данные социологических исследований: проблема доверия и способы верификации // http://www.zircon.ru/upload/iblock/475/Zadorin_Problema_doverija_i_sposoby_verifikacii_12-08.pdf

  11. Материалы исследования «World Internet Project - 2012» // http://mggu-sh.ru/isc/news/31-01-13/quotinternet-v-rossii-osnovy-tekhnologii-razvitiya-sotsialno-gumanitarnye-effektyq.

  12. Хунагов Р.Д. Политическая субъектность: философско-политический анализ // http://cheloveknauka.com/politicheskaya-subektnost-filosofsko-politicheskiy-analiz.

Рабочая группа:

Бродовская Е.В., Дмитриева О.В., Титов В.В., Шаповалов В.Л., Бубнов А.Ю.

11 марта 2013 года



1 В основе постановки проблемы материалы исследования «World Internet Project - 2012» // http://mggu-sh.ru/isc/news/31-01-13/quotinternet-v-rossii-osnovy-tekhnologii-razvitiya-sotsialno-gumanitarnye-effektyq

2 См., например: Молодежь Москвы: ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития: Сборник информационно-аналитических материалов/ под редакцией доктора политических наук В.Д. Нечаева. Москва, 2012.

3 См.: «World Internet Project - 2012» // http://mggu-sh.ru/isc/news/31-01-13/quotinternet-v-rossii-osnovy-tekhnologii-razvitiya-sotsialno-gumanitarnye-effektyq.

4 См.: Хунагов Р.Д. Политическая субъектность: философско-политический анализ // http://cheloveknauka.com/politicheskaya-subektnost-filosofsko-politicheskiy-analiz

5 При разработке раздела использовались следующие источники: Глубинные интервью // http://opros-center.info/method09.htm; Штейнберг И. Восьмиоконная модель выборки для исследовательского интервью // http://fieldsociology.blogspot.ru/2011/12/blog-post.html; Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования // http://www.sociologos.ru/metody_i_tehnologii/Razdel_Kachestvennye_metody/Svobodnoe_intervyu_kak_metod_sociologicheskogo_issledovaniya_S_A_Belanovskij; Задорин И. Данные социологических исследований: проблема доверия и способы верификации // http://www.zircon.ru/upload/iblock/475/Zadorin_Problema_doverija_i_sposoby_verifikacii_12-08.pdf и др.

Каталог: sites -> default -> files
files -> Методические рекомендации по проведению Дня Знаний, посвященного Году кино в РФ
files -> Блестящие будущие возможности в сфере икт для нового поколения женщин
files -> Ларцева А. 1 Перевод имен собственных на примере книги ховарда рейнголда
files -> Занятие №18 Здравствуйте, участники программ личностного развития для детей!
files -> Программа кружка «Юный журналист»
files -> Шелакина А. А. Студентка 2 курса атп 921 ппк сгту имени Гагарина Ю. А
files -> Культурного и природного наследия имени д. С. Лихачева
files -> Участники регионального отборочного Чемпионата профессионального мастерства по методике WorldSkills «WorldSkills Russia Иркутск 2016» по компетенции: 21 PlasteringandDrywallSystems – Сухое строительство и штукатурные работы 25 27
files -> Семинар «использование квест- технологии в обучении английскому языку»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал