Интегрированные уроки изучения правил дорожного движения



Скачать 44.56 Kb.
Дата10.01.2017
Размер44.56 Kb.
Просмотров119
Скачиваний0
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ

ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

с учащимися 1-4 классов
Работу по обучению детей правильному (безопасному) поведению на улицах следует строить с опорой на сознание и сознательность. С одной стороны, надо знать, а с другой – надо внутренне осознавать то, что эти правила следует обязательно выполнять. Таким образом, речь идет о приобретении детьми школьного возраста привычек вести себя на улице в соответствии с правилами и навыками, точно им следовать.

Навык – это умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма путем их многократного повторения. Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности.

Поведение ребенка на улице должно быть навыком, а выполнение правил безопасного поведения на дорогах должно стать привычкой.

Ни то, ни другое не может быть достигнуто, если безопасности поведения на дорогах будет уделяться время только на специально отведенных часах. Проведение занятий по предлагаемой программе – это обязательный минимум работы с детьми. Кроме того, необходимо использовать любую другую возможность для того, чтобы дети что-то дополнительно усвоили или осознали.

В школе есть уроки, в канву которых учитель вплетает тот материал, который он подбирает сам. В начальной школе - это уроки чистописания, развития речи, внеклассного и дополнительного чтения, природоведения, физкультуры, трудового обучения, в средней и старшей школе – уроки истории, математики, физики, географии. Проводя эти уроки, учитель периодически может давать материал, так или иначе связанный с правилами дорожного движения либо ситуациями на улице или в транспорте.

В качестве примеров предлагаем Вам несколько заданий.



1 класс.
Рассказы для внеклассного чтения из цикла «А знаешь ли ты?».

Дорогие дети, вы, конечно же, не думаете, что дорога всегда была такой как сегодня, что машины всегда были такие красивые и яркие, быстрые и бесшумные. Всегда на переходах моргали своими разноцветными глазами светофоры, разрешая идти...

Послушав эти рассказы, вы узнаете, что изменилось с дорогой и транспортом за многие, многие годы. Вы узнаете, где собирают такие замечательные машины, из чего состоит автомобиль, почему он едет, почему не всегда машину можно резко остановить...

С этими знаниями вам будет очень легко выполнять обязанности пешеходов, пассажиров и водителей.


Рассказ 1. Что умеет и может колесо.

Все умеет колесо... Оно может крутиться, крутиться, трудиться, трудиться... Колесо - это движение.

Самое веселое колесо - это детская карусель.

Самое большое в мире колесо - это колесо обозрения в Англии, в Лондоне.

Закружилось колесо, побежало. Мчится колесо по дороге, перевозя пассажиров, грузы. И так много-много лет...

Древняя повозка имела два или четыре деревянных колеса. Это сейчас современное колесо состоит из металлического диска и резиновой шины, которая накачана воздухом. Сотни лет человека трясло, трясло в деревянной повозке с деревянными колесами, которая ехала по неровной дороге. Вот и придумали: деревянные колеса заменить на новые - с резиновой шиной. Она защищает пассажиров от толчков на ухабах.



Загадка: Катится по дороге подушка:

Наволочка резиновая,

А вместо пуха и пера - воздух.

(надутая воздухом шина)

Хорошо ездить на современных велосипедах, автомашинах. Не трясет, только чуть покачивает. И все потому, что на их колеса надеты резиновые, надутые воздухом шины.



Вопросы и задания:

1. Вспомни, где тебе встречалось колесо?

2. Нарисуй древнюю повозку с двумя или четырьмя деревянными колесами.

3. Понаблюдай на улице за автомашинами, как выглядит современное колесо?


Рассказ 2. Из чего сделана машина.

Ты, конечно же, любишь собирать конструктор? Он состоит из различных мелких деталей. Машина тоже состоит из различных мелких деталей. Машина состоит из металлических деталей. Получается, что машину придумали те взрослые, которые играли, играли в детстве в конструктор, и заигрались. Вот и во взрослом возрасте пытаются собирать из конструктора машины: простые и сложные, маленькие и большие...

Главной составляющей любого автомобиля является двигатель, который в свою очередь состоит из валов, шатунов, поршней, клапанов и все это приводится в действие при помощи горючей смеси – бензином и воздуха.

В каждой машине обязательно есть колесо. И не одно, а много. И все они разные: маленькие и большие, с зубчиками и без. Колесо крепится на ось, которая помогает колесу вертеться. А чтобы ничто не мешало колесу вертеться, есть еще одна очень важная деталь - подшипник. Он состоит из блестящих стальных шариков, которые помещаются между двумя металлическими кольцами - большим и маленьким. Подшипник помогает колесу вертеться на оси.

У автомобиля есть целая коробка с маленькими и большими колесами, которые помогают водителю включать разные передачи - первую, вторую, третью, четвертую, пятую.

Вот и получается, что самые главные детали во взрослом конструкторе - машине, такие: двигатель, подшипник, колесо, коробка передач.



Вопросы и задания:

  1. Назови главные детали машины.

  2. Что такое подшипник?

  3. Что такое передача?

  4. Как ты думаешь: что служит передачей в велосипеде?

  5. Нарисуй свою машину, в которой будут все главные детали: и колесо, и ось, и мотор, и подшипник, и передача, и шатун.


Рассказ 3. Если бы машинам не нужен был бензин.

Продолжи предложение: Если бы машины могли ездить без бензина, то...

Автомобили движутся благодаря той энергии, которая получается от сгорания бензина. В двигателе автомобиля возникают маленькие взрывы. Они «раскручивают» двигатель. Двигатель крутит колеса автомашины. Она едет. Но от этих маленьких взрывов в двигателе в воздух выделяется большое количество дыма и других вредных веществ. Иногда можно наблюдать, как пыхтит и дымит выхлопная труба у некоторых автобусов и автомобилей. Некоторые взрослые мечтают придумать такой автомобиль, который бы не загрязнял воздух. Как ты думаешь: каким будет автомобиль будущего?

Автомобили будут ездить на электричестве? Или будут работать от энергии Солнца?

Ясно одно: для работы машинам постоянно нужен источник энергии. Большинство видов энергии изначально приходит к нам от Солнца. Живая природа - растения и животные - накапливают энергию солнечного света. Когда растения гибнут, они оказываются под землей. Спустя многие, многие годы они превращаются в уголь, нефть, природный газ. Для образования такого топлива нужно несколько миллионов лет. Человеку нужно экономить и беречь запасы топлива на нашей планете.

Вопросы и задания:


  1. Что помогает автомобилю двигаться?

  2. Какие бывают виды топлива?

  3. Нарисуй автомобиль будущего.


Рассказ 4. Какой бывает транспорт?

Старинные автомобили, поезда выглядели совсем не так, какими мы их видим сегодня. Они двигались намного медленнее, чем в наши дни.

Кареты, в которых разъезжали богатые люди, были запряжены лошадьми. Почтовые кареты, дилижансы нуждались в замене лошадей или в обязательном отдыхе для них и корме.

Первые поезда тянули специальные паровые машины, которые работали на угле или на дровах. Впереди паровоза крепилась специальная решетка, которая не позволяла попасть под колеса могучей машины животным и зазевавшимся людям.

Скорость первых автомобилей была намного меньше скорости современных машин. А колеса их были похожи на велосипедные.

Велосипед. Люди изобрели его очень давно. Название этого вида транспорта происходит от латинских слов «велокс» - быстрый, и «пес» - нога. Это машина для быстроходов, для быстроногих людей. Первый велосипед появился во Франции в 1791 году. Это была скорее игрушка. Человек отталкивался ногами от земли: толи ехал, то ли бежал. Педалей и руля у этого велосипеда не было.

В разные времена велосипед называли по-разному: костотряс, велосипед-паук. Просто в разные времена он был устроен по-разному. Некоторые изобретатели придумывали велосипеды с огромными колесами по бокам сиденья, с колесами разного размера. У костотряса два деревянных колеса были одинаковой величины. Когда ехали на таком велосипеде - ох и трясло! У велосипеда-паука впереди стояло громадное металлическое колесо со множеством тонких блестящих спиц, которые очень напоминали паутину паука. Из-за колеса-паутины выглядывало маленькое второе колесо. Такой велосипед быстро бежал по дороге. Один раз нажал на педаль - едешь целых три-пять метров. Но стоило под колеса попасть камню, велосипед опрокидывался, как норовистый конь.

Человек не сразу догадался, что такому средству передвижения нужен руль.

Сейчас мы видим на дорогах самые разные велосипеды: детские двух- и трехколесные, подростковые, взрослые, дамские, горные, спортивные...

Все они имеют две педали. Есть велосипеды с колясками, с багажниками - вози любой товар. Есть велосипеды - невелички. Они умещаются даже в автомобиле. Есть велосипеды - раскладушки. Их можно сложить и разложить за несколько минут. Спортивный велосипед предназначен для гонок по шоссе и специальным трекам...

Интересно, каким будет велосипед будущего?

Автомобиль - это название состоит из двух слов: греческого «авто» - само, и латинского «мобиле» - движущееся. Получается - «самодвижущееся». Самый первый автомобиль сконструировал француз Николя Кюньо в 1770 году. А потом через сто лет в 1885 году немецкий инженер Карл Бенц построил первый автомобиль с бензиновым двигателем. Людям было непривычно смотреть на такое «чудо» на улицах. Люди смеялись, что эта «самобеглая коляска», которую они называли механическим уродцем, двигалась чуть быстрее пешехода.



Вопросы и задания:

1. Какие виды старинного транспорта ты можешь назвать?

2. Нарисуй: старинную повозку, дилижанс, почтовую карету, поезд, велосипед, автомобиль.
Рассказ 5. Где делают машины?

Автомобильный завод - это место, где рождаются автомобили. Один очень образованный американец Генри Форд придумал замечательное устройство - конвейер. На этом конвейере, на движущейся ленте от одного рабочего места к другому проходят отдельные части автомобиля. Будущие машины буквально «плывут» по ленте. К концу этой движущейся ленты автомобиль появляется целиком. Так собирать машины гораздо удобнее, чем по одной в отдельности.

Некоторые виды работ на конвейере выполняют помощники человека - роботы. Они выполняют свою работу быстро, точно и аккуратно.

За год в мире «рождается» около 40 миллионов машин.

В автомобиле более 2000 разных деталей. Все эти детали и винтики выпускают одинаковыми. Поэтому любую деталь при желании можно заменить на новую.

Вопросы и задания:


  1. Каким ты представляешь автозавод?

  2. Что такое конвейер?

  3. Кто помогает человеку собирать машины?


Рассказ 6. Что такое правостороннее движение.

Это было очень и очень давно. Тогда ещё не было на земле таких больших городов, как сейчас. Люди жили в маленьких селениях, окружённых дремучими лесами и топкими болотами. Наши далёкие-предалёкие предки объединялись в небольшие группы, которые зачастую враждовали между собой.

Не было в те незапамятные времена и широких дорог, похожих на современные. Существовали лишь узкие звериные тропы да малочисленные лесные просеки, на которых с великим трудом могли разойтись два путника.

Однажды встретились на неширокой лесной тропинке два человека. Каждый из них был вооружён щитом и мечом. В далёкой древности все люди ходили с оружием, чтобы защищаться от диких зверей и врагов.

«Кто ты, друг или враг?» - спросил один воин.

«Кто ты, друг или враг?» - спросил другой.

Увы. Не поняли они друг друга, потому что принадлежали к разным племенам и разговаривали на разных языках. Что делать? Как поступить? Надо было идти вперёд, но никто не хотел уступать дорогу. Долго стояли они один против другого. Нет, не упрямство руководило ими, а нежелание казаться трусом. Неизвестно, сколько бы они испытывали терпение друг друга. Наконец, благоразумие взяло верх..

Каждый из путников, держа в левой руке щит и прикрываясь им, а правой взявшись за меч и отступив на шаг в правую сторону, двинулись вперёд. Разминулись благополучно, и пошёл каждый своей дорогой.

С той поры так и повелось. Встретятся на узкой тропинке путники, отступят немного вправо. Если они друзья - протянут друг другу руку в знак приветствия. Если враги - расходятся, прикрываясь щитами.

Потом появились первые города с широкими, по сравнению с лесными тропинками, улицами. И первые городские пешеходы, следуя примеру своих древних предков, стали ходить по улицам, придерживаясь правой стороны.

Затем появились автомобили. И водители, чтобы не сталкиваться и не наезжать на пешеходов, стали придерживаться правой стороны. Впоследствии правила дорожного движения закрепили собою то, что делали люди исстари.

Такой порядок передвижения установлен не только у нас, но и во многих других странах мира. А вот если бы наш водитель стал придерживаться правой стороны на дорогах Англии, Индии, Японии или некоторых других стран, то он непременно совершил бы аварию. Почему?

Дело в том, что в этих странах принято левостороннее движение. То есть все машины и пешеходы, мотоциклисты и велосипедисты передвигаются, придерживаясь левой стороны. И этому, естественно, есть своё объяснение.

С давних пор Англия слыла одной из сильнейших морских держав. Английские корабли бороздили почти все моря и океаны. Кораблей было много. Случалось, что, идя навстречу друг другу, они сталкивались и разбивались. Всё это происходило потому, что в те далёкие времена не существовало определённых правил разъезда судов. Тогда английское адмиралтейство издало указ, в котором говорилось: «При встрече друг с другом корабли должны уступать один другому дорогу, отклоняясь от курса в сторону движения солнца». Коротко это означало: «Держись левой стороны!»

Как это понимать? Стань лицом к северу. Солнце движется справа налево. С востока на запад. Именно так представляют люди движение небесного светила. Вот и приказало английское адмиралтейство своим кораблям при встречах сворачивать влево. Впоследствии морской закон был перенесён и на сушу. Так и повелось с тех незапамятных времён. Будь ты пешеход или водитель - придерживайся левой стороны.

Вопросы и задания:


  1. Что случилось на неширокой лесной тропинке?

  2. Как стали ходить первые городские пешеходы?

  3. Что такое правостороннее движение?

  4. В каких странах принято левостороннее движение?

  5. Что происходило с английскими кораблями?


Рассказ 7. Тротуар – дорога для пешеходов.

Когда-то давным-давно, когда ещё и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения являлись конные упряжки, в городах не существовало чёткого разделения улицы на тротуар и проезжую часть. Чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи, пространство между домами мостили булыжником. Кстати, отсюда и пошло название - мостовая, от слова «мостить». По ней ехали конные упряжки, шли люди.

Обычно на одной из лошадей сидел человек, кучер, который управлял конной упряжкой с помощью вожжей и кнута. Вы, ребята, представляете себе этот кнут? Длиннющий такой, из добротной кожи. Так вот. Едет такой конный экипаж по мостовой. Кучер размахивает кнутом, подгоняя лошадей, чтобы те бежали резвее. А что же делать прохожим? Жмутся они поближе к стенам домов. Да не тут-то было. Улочки тогда были узкие, кривые. Случалось, что кареты и наезжали на людей. Стали горожане жалобы царю писать на такое безобразие, просить навести порядок на улицах городов.

В 1720 году вышел указ петербургского генерал-полицмейстера, который гласил: «Ездить на лошадях взнузданных, со всеми опасениями и осторожностью». Того же, кто не будет соблюдать этих правил - «бить кнутом и отправлять на каторгу».

Но даже строгие указы не помогали. Задумались люди, как помочь беде. И придумали.

Кто из вас знает, как называется столица Франции? (Париж).

Так вот, в Париже, на самых больших улицах, от мостовой стали отделять узкие полоски земли и мостить их более мелким булыжником или кирпичом. Были они обязательно немного выше мостовой. Делалось это для того, чтобы экипажи не заезжали на них. Назвали эти полоски тротуарами. Это французское слово. В переводе на русский язык оно означает - «дорога пешеходов».

На узких улицах тротуары делались с одной стороны, на более широких - с обеих сторон мостовой. Затем повесили объявления. Вот содержание одного из них: «По указу Его Королевского Величества отныне всем людям, пешим образом ходящим, идти только по тротуарам, а каретам и всадникам пользоваться средней частью улицы - мостовой».

С тех пор количество несчастных случаев на улицах Парижа становилось всё меньше и меньше. Впоследствии не только во Франции, но и во многих других государствах стали отделять тротуары от проезжей части улицы. Как видите, делается это и сейчас.

Вопросы и задания:


  1. Откуда пошло название - мостовая?

  2. В каком городе появились первые тротуары?

  3. Что означает слово «тротуар» в переводе на русский?

  4. Что изменилось на дорогах с появлением тротуаров?


Рассказ 8. О первых правилах дорожного движения.

В далеком прошлом, еще во времена Петра I, впервые стали уделять внимание регулированию дорожного движения.

Петр I издавал указы, вводил правила.

В середине XVIII в. указами установили ответственность за нарушение порядка движения:

«А ежели кто впредь, в противность Указа, дерзнет так резко и несмирно ездить... и плетьми кого бить, и санями и лошадьми травить, таким по состоянию вины их чинено будет жестокое наказание или смертная казнь...».

В 1812 г. в Москве уже действовали правила, которыми было установлено правостороннее движение, ограничение скорости, определялись места стоянок для экипажей и знаки для них.

К 1924 г. относится и появление на улицах Москвы первого светофора. Он имел форму круга со стрелкой и был установлен на углу улицы Петровки и Кузнецкого моста, в самом оживленном месте движения городского транспорта в тогдашней Москве. Светофор - это специальное устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на дорогах.

В том же 1924 г. впервые для регулирования дорожным движением стал применяться жезл. Памятным является и 1933 г. - в то время на городских перекрестках появились первые дорожные знаки и «островки безопасности» для пешеходов.



Вопросы и задания:

1. Когда впервые стали уделять внимание регулированию дорожного движения?

2. Кто издавал указы, вводил правила?

3. Когда на улицах Москвы появился первый светофор? Как он выглядел

4. Когда на городских перекрестках появились первые дорожные знаки и «островки безопасности»?


2 класс

(Материал для использования в качестве диктанта)

Зимой.

Ночью был легкий мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Он запорошил ступеньки на крыльце, покрыл дорожки в парках. Кате захотелось по снежку походить на лыжах. Девочка помнит наказ брата Миши.

Кататься на коньках, лыжах и санках нужно только в парках, скверах, на катках и стадионах. Катя взяла лыжи и пошла в парк. Шумит веселый зимний парк!
На уроках чтения можно использовать те же рассказы, которые предложены для внеклассного чтения первоклассникам.
3 класс

(Материал для контрольного списывания)

Светофор.

На углу улицы повесили светофор. У него три глаза. Вот красный свет, вот - желтый, вот - зеленый. Дорогу переходят только на зеленый сигнал светофора. Желтый предупреждает о смене сигналов. Красный запрещает движение.



Улица.

Каждое утро ты кладешь в портфель свои учебники, тетради и идешь по улице в школу. Вместе с тобой это делают миллионы школьников. Утром спешат на работу люди. Грузовики торопятся доставить груз на стройки, на заводы. Перевозят пассажиров автобусы, троллейбусы, трамваи. Для того, чтобы на улицах было безопасно, водители и пешеходы соблюдают законы дорожного движения.

Знать и выполнять правила поведения на улице должны все взрослые и дети.

(Материал для использования в качестве диктанта)

Летом.

Пришло долгожданное лето. Наступили теплые деньки. Летом многие мальчики и девочки из деревни Талое побывали в городе. Рита тоже была в городе. Она ездила в гости к тете Даше. В городе Рита подружилась с девочкой Леной и мальчиком Петей. Они ходили в кино, зоопарк, ловили рыбу в озере.

Особенно им понравилось гулять по улице Солнечной. Там мчались автомобили, автобусы, трамваи. Сначала Рите страшно было переходить улицу на перекрестке. Зато Лена и Петя смело переходят дорогу. Они знают правила дорожного движения, сигналы светофора, дорожные знаки. Теперь знает их и Рита. Эти правила должны знать все ребята и взрослые.
Рассказы для использования на уроках чтения либо природоведения.
Рассказ 1. Краткая история автомобиля.

Человек всегда мечтал о самодвижущихся средствах передвижения. Уже в эпоху средневековья появились транспортные средства, управляемые спрятанными внутри людьми. В 1490 году Леонардо да Винчи сконструировал повозку с ручным управлением. Независимо от Джеймса Уатта, создавшего в 1769 году первую паровую машину, появились паровые автомобили француза Киньо (1769-1770), почтовая карета Тревитика (1801), легковой паровой автомобиль Ханкока (1822), французский паровой омнибус (1873). Таким образом, тот факт, что пар является вполне подходящей движущей силой для транспортных самодвижущихся средств, получил всеобщее признание.

В 1806 году в одной из швейцарских мастерских Исаака де Ривазо было создано транспортное средство, которое могло продвинуться на несколько метров за счет двигателя внутреннего сгорания. Французу Ленуару пришла мысль соединить пары бензина с воздухом и использовать эту смесь как движущую силу. Такой примитивный двигатель дал возможность машине, на которую он был поставлен, преодолеть расстояние от Парижа до Жуэнвиля - Ле Пон.

Карл Бенц в Мангейме сконструировал в 1885 году моторизованный трехколесный экипаж, а Даймлер создал первый на свете мотоцикл, у которого были деревянные окованные колеса и деревянная рама. Его масса составляла 90 кг, а максимальная скорость - 12 км/ч. Двигатель охлаждался вентилятором и крепился на раме. Осенью 1886 года Даймлер показывает публике первый скоростной четырехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который развивал скорость до 18 км/ч.

Первые состязания и соревнования способствовали техническому совершенствованию автомобилей. В соревнованиях на кубок Гордона-Беннета в 1900 году впервые определились четкие правила: к участию допускались автомобили не легче 400 кг и не тяжелее 1000.

В Херкомеровых гонках, которые проводились с 1905 по 1907 год, имели право участвовать только четырехместные автомобили. Впервые машины стали подразделяться на классы, в зависимости от мощности двигателя. Аналогично дело обстояло и в последующих гонках принца Генриха. При производстве машин стали использоваться материалы более высокого качества. К прогрессивным элементам можно отнести шарикоподшипники, управляемые механические клапаны, многоступенчатые коробки передач, улучшенные карбюраторы и многие другие детали, способные увеличивать мощность двигателя и скорость движения.

С 1906 года известны так называемые состязания «Гран-При». Они продолжались и после первой мировой войны вплоть до 1921 года. В эти годы различными автомобильными заводами выпускались автомашины самых разнообразных конструкций.
Рассказ 2. История колеса.

Гремящие стальные колеса первых автомобилей были изначально жесткими - даже самые лучшие рессоры не спасали от ударов. По этой причине колесо, на которое был надет резиновый обруч, представляло большой прогресс. Такое колесо «проглатывало» небольшие неровности дороги, крупные же следовало объезжать.

В 1887 году шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп свернул в круг резиновый шланг, вставил клапан собственного изготовления и приклеил эти шины на трехколесный велосипед своего сына. Велосипед с накачанными пневматическими шинами ездил намного лучше и оставлял за собой в саду едва заметные следы.

Год спустя Данлоп получил патент на это изобретение. Несмотря на все преимущества колес с такими шинами, возникало множество проблем. Шины не хотели держаться на колесах, а в случае обнаружения дефектов их трудно было заменить.

Во Франции Эдуард Мишлен смонтировал пневматические шины на колеса автомобиля братьев Пежо и вместе со своим братом принял участие в первых автогонках Париж - Бордо - Париж. Для соревнований он разработал съемные ободья, которые укреплялись на дисках с помощью болтов. В ходе соревнований Мишлен вынужден был 65 раз заменять проколотые шины. Но, тем не менее, преимущества его изобретения были доказаны. Впоследствии он совместно с братом основал в Клермон - Ферране собственную фабрику по производству пневматических шин и тем самым приостановил вторжение английских шин во Францию.

Немецкая резиновая промышленность начала свое развитие в 1873 году с основания «Континентал Каучук и Гутта-Компани», а позднее образованием фирм «Мецпер и Потер».

Наконец, в 1914 году были созданы так называемые колеса типа «Рейдж-Уитворт». Эти съемные лучеобразные колеса с канавкообразным пазом крепились только центральным винтом. В гоночных и спортивных моделях на винте имелись два выступа для закрепления либо ослабления посредством маятникового механизма.

Сегодня съемные дисковые колеса с тремя, четырьмя или пятью винтами-креплениями - неотъемлемая часть любого автомобиля.


Рассказ 3. Е.А. Яковлев – основоположник отечественного авто.

В мае 1998 года прошло 100 лет с тех пор, как умер основоположник отечественного автомобилестроения, офицер Российского Флота лейтенант Евгений Александрович Яковлев.

Родился Евгений Александрович Яковлев в 1857 году в Санкт-Петербург- ской губернии.

В 1884 году Е. А. Яковлев начинает работать над двигателями внутреннего сгорания. На целый ряд таких устройств им были получены привилегии (патенты). 6 апреля 1891 года Е. А. Яковлев основал «Машиностроительный, чугунно- и меднолитейный завод Е. А. Яковлева», располагавшийся в Санкт-Петербурге. Завод выпускал нефтяные, газовые и бензиновые двигатели внутреннего сгорания, а также системы отопления на их основе. Объем выпуска составлял несколько десятков двигателей в год.

В 1893 году Е. А. Яковлев и П. А. Фрезе, известный петербургский производитель экипажей на конной тяге, приняли участие во Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго, где, по всей видимости, и познакомились с автомобилем немецкого производства «Бенц» модели «Вело».

Не прошло и трех лет, как на Всероссийской промышленно-художе-ственной выставке, открывшейся 27 мая (9 июня) 1896 года в городе Нижний Новгород, был представлен первый российский автомобиль совместного производства экипажной фабрики П. А. Фрезе и Машиностроительного завода Е. А. Яковлева. 19 июля 1896 года автомобиль был продемонстрирован посетившей выставку императорской чете.

Как по внешнему виду, так и по конструкции первый российский автомобиль сильно напоминал «Бенц-Вело». Но точно доказано, что первый российский автомобиль был полностью изготовлен в России.

К сожалению, в мае 1898 года Евгений Александрович Яковлев скончался в возрасте 41 года. Похоронен первый российский автомобилестроитель в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище. П. А. Фрезе продолжил свою деятельность по постройке автомобилей и достиг на этом поприще немалых успехов, изготовив в 1902 году первый российский грузовик и в том же году первый троллейбус, а также поставляя автомобили в российскую армию. В 1910 году П. А. Фрезе продал свое предприятие Русско-Балтийскому вагонному заводу.



4 класс

(Материал для контрольного списывания)

Что должен знать пешеход.

На улицах и дорогах много машин и другой техники. Нарушение правил дорожного движения опасно для жизни. Надо всем хорошо знать правила перехода дороги. Вот эти правила:



  1. Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.

  2. Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.

  3. Разрешающий для перехода сигнал светофора - зеленый. На красный и желтый нельзя пере ходить улицу.

  4. При переходе дороги убедись в безопасности. Просмотри, нет ли рядом машин.

  5. За городом безопаснее всего пешеходу идти по обочине навстречу движущемуся транспортному потоку.

  6. Регулировщик стоит к пешеходам боком - переход разрешен. Такое положение регулировщика соответствует зеленому сигналу светофора.

  7. Ни сзади, ни спереди не обходи стоящий автобус - это опасно. Подожди, пока он отъедет от остановки.

  8. Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за руку.

  9. Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.


(Материал для использования в качестве диктанта)

Утро большого города.

Утро. На улицах города начинается движение. Весело бегут автомобили. Идут в школу ученики. Рабочие спешат на фабрику. Чтобы не задержаться в пути, надо всем быть внимательными. Ходить следует только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Улицу переходить только в специально обозначенных местах, где есть разметка и дорожный знак "Пешеходный переход". Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Водитель не может сразу остановить автомобиль. При переходе дороги нельзя спешить. Школьники не успели закончить переход улицы. Они остановились на «островке безопасности» и ждут разрешающего сигнала светофора.


На уроках чтения или природоведения можно использовать те же рассказы, которые предложены для учащихся 3-го класса.
Для уроков физической культуры в начальной школе можно предложить ряд подвижных игр, которые помогали бы младшим школьникам закреплять и совершенствовать навыки и умения действовать в непрерывно меняющейся обстановке на дорогах, наилучшим образом реагировать на неожиданные ситуации. Игры приучают детей при взаимодействии со сверстниками в коллективе подчинять свои интересы интересам окружающих.
Игра «Будь внимателен!»

Дети запоминают, что и когда надо сделать. Они идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоят на месте; по сигналу: «Переход!» - шагают; по сигналу: «Автомобиль!» - держат в руках руль.


Игра «Внимание, пешеход»

Для проведения этой игры нужны три кружка, покрашенные в три цвета сигналов светофора.

Регулировщик – учитель – показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех кружков. Участники игры при виде красного кружка делают шаг назад, при виде желтого – стоят на месте, при виде зеленого – делают два шага вперед. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Игра «Грузовики»

Играющие держат в руках автомобильные рули – это грузовики. На голове у каждого положен небольшой мешочек с песком или опилками – это груз, который необходимо срочно доставить. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать других участников и не уронить груз?


Игра «Лови – не лови»

Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится напротив игроков в 4-5 метрах и бросает одному из них мяч. При этом он произносит слова, например, дорога, переход, дорожный знак, велосипед и другие (в этом случае мяч надо ловить, или слова, не связанные с дорогой и дорожным движением, например. колбаса, парта, стул и т.п. (в этом случае мяч ловить не надо).

Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры.
Игра «Огни светофора»

В игре все дети – пешеходы. Когда регулировщик поднимает вверх желтый кружок, то все участники выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению. Когда «зажигается» зеленый сигнал – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу. При красном сигнале – все замирают на месте. Ошибающийся – выбывает из игры.


Игра «Поиски жезла»

Два стула стоят на расстоянии 8-10 метров один от другого и на каждый кладут по жезлу. Возле стульев становятся играющие, повернувшись лицом друг к другу. Им завязывают глаза. По сигналу руководителя каждый из них должен пойти вперед, обойти стул своего товарища и, вернувшись обратно, найти свой жезл и постучать им о стул. Выигрывает тот, кто выполнит это раньше.


Игра «Регулировщик»

Во время ходьбы по кругу в колонне по одному учитель (он стоит в центре) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение - запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя. Через некоторое время запрещенным объявляется другое движение, например, руки за спину. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один из участников – победитель.


Игра «Сигналы светофора»

Две команды по 10-12 человек выстраиваются полукругом: одна - слева, другая - справа от руководителя. В руках у руководителя светофор – два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, другая сторона у кружков разных цветов (красная и зеленая).

Когда к одной из команд обращен зеленый сигнал, все маршируют на месте; когда к команде обращен желтый сигнал – все хлопают в ладоши. Команда, к которой обращен красный сигнал – стоит на месте. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.

Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игру останется на месте больше участников.


Игра «Тише едешь…»

Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки – в другом его конце. Водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь – дальше будешь, Раз, два, три, стоп» и оборачивается. Игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны остановиться. Тот, кто не успел это сделать, возвращается на место. Победитель, первым достигший водящего, сам становится водящим.

Весь интерес заключается в том, что водящий может произнести слово «стоп» на любом этапе.
На уроках трудового обучения можно предложить ученикам вылепить из пластилина светофоры и установить их на перекрестке. Затем вылепить транспортные средства (автобус, автомобиль, велосипед), пешеходов. Расставить их на перекрестке, указав таким образом, кому разрешено, а кому запрещено движение. В выполнении этого задания могут принять участие несколько учеников.

Затем учитель с учениками повторяют правила перехода проезжей части дороги.


Аналогичное задание может быть предложено учащимся и на уроках изобразительного искусства.
В средней и старшей школе учащимся можно предложить подготовить сообщения на заданные темы по истории развития транспорта или правил дорожного движения в изучаемый период развития общества.

На уроках математики или физики можно использовать задачи на определение остановочного пути транспортного средства; влияния скорости движения или радиуса поворота на центробежную силу, действующую на автомобиль при его движении на повороте; задачи на определение предельного угла наклона дорожного полотна на поворотах и т.п.



Таким образом, интегрированные уроки, формирующие основы безопасного поведения школьников на дорогах, становятся частью адаптивной модели их образования.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал