Инновационные методы тренировки в шахматах дубатовкин, доцент кафедры физической культуры



Скачать 252.97 Kb.
Pdf просмотр
Дата22.05.2017
Размер252.97 Kb.
Просмотров189
Скачиваний0

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ В ШАХМАТАХ

Дубатовкин, доцент кафедры
физической культуры
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева г. Москва, Россия
Контактная информация: vladislav180570@rambler.ru
Аннотация: В статье рассматриваются аспекты применения
различных инновационных методов и современных технологий развития
шахмат. Статья носит информативный характер.

Шахматы – популярная в мире настольная игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта, прекрасный способ потренировать логическое мышление, внимание и усидчивость. Название берёт начало из персидского языка: шах (король) и мат (умер). История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет.
Существует много видов игры. Среди них есть и национальные и авторские шахматы.
Игра-прародитель шахмат
– чатуранга
(четырёхсоставное войско), появилась в Индии не позже IV века нашей эры.
Смысл игры состоял в полном уничтожении сил соперника, а не постановке "мата" королю, как в современных шахматах. Для выполнения хода, требовалось бросить игровой кубик, и в соответствии со значением выпавших цифр, ходила фигура, обозначенная этой цифрой - 2, ладья, 3 - конь, 4 - слон и так далее. На арабском востоке зародился шатрандж
(шатранг), игра двух соперников, похожая на сегодняшние шахматы.
Разница - в отсутствии рокировки и продвижении пешки только на одно поле. В мире было много аналогов этих игр: сёги – в Японии, в Древней Руси
– тавлеи, макрук – в Таиланде, сянци – в Китае. Европейские игроки модифицировали игру и к XV веку были сформированы те правила, которые известны сегодня как «классические». С 1924 года существует международная шахматная Федерация ФИДЕ, под эгидой которой проводится большинство крупнейших международных соревнований[3].
Как и во многих отраслях жизни, спорт не чужд различным нововведениям, способствующим повышению эффективности тренировочного процесса, применяемым для достижения наивысшего результата в различных этапах соревновательной деятельности. Инновация, нововведение – это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное тем или иным потребителем в любой отрасли человеческой жизнедеятельности.

Инновация является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
В тренировочном процессе инновационные методы обучения
предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность тренера и спортсмена.
Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе. К методам тренировки в шахматах, можно отнести проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельную работу над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.
Инновационные методы обучения в шахматах предусматривают интерактивное обучение.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что тренировочное занятие организовано таким образом, где практически все занимающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и реагировать, делиться знаниями и мыслями. Совместная деятельность спортсменов в процессе тренировки, освоения теоретического материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Для обучения и тренировки тренер использует проектор. Он позволяет показывать большой аудитории шахматные партии, поясняя при этом ходы и ошибки противостоящих сторон. Для более узкой аудитории можно использовать настенные шахматы.
Одним из средств улучшения тренировочного процесса служит применение различных нововведений, таких как, 100-клеточные шахматы, применение интернета, персонального компьютера для обучения и общения со спортсменами в других уголках мира.
Интереснейшая разновидность игры – 100-клеточные шахматы.
Они отличаются от классических не только расширенным игровым пространством на шахматной доске, где количество квадратов увеличено более чем в 1,5 раза и дополнительным введением в игру двух новых разноплановых в функциональном и визуальном отношениях шахматных фигур, но и некоторыми дополнениями и поправками правил игры, действующих в классических шахматах. Введены две новых фигуры – шут и генерал. В

результате нововведений интрига шахматной игры значительно усилилась. Взаимодействия и взаимосвязи фигур на шахматной доске заметно усложнились и расширились. Теория шахматного искусства получила импульс к развитию новых методических формаций, появились
дополнительные композиционные возможности в составлении неизвестных, до сих пор, комбинационных построений шахматных фигур, что поднимает шахматы на новый, более высокий уровень мыслительного творчества.

Существует версия русских 100 клеточных шахмат, запатентованная в
Казахстане - версия Кочергина. Там имеются фигуры принца и принцессы.
Новая игра так же базируется на мощном классическом фундаменте, одновременно являясь неким продолжением исторических 64-клеточных шахмат.
Изюминка новой игры в том, что она органично дополняет и расширяет классику, не нарушая основных канонов. В тоже время, введением дополнительных полей и двух новых фигур с оригинальными ходами бесконечно расширяет возможности игры. При этом делает это очень изящно и красиво[2].
Быстрые или активные шахматы, Рапид – разновидность игры, где каждому игроку на всю партию даётся от 15 минут до часа. Рапид, часто используется в тренировочной подготовке нашей команды.
В последние годы все большее значение для развития шахмат и связанного с ними игрового досуга и спорта приобретает использование компьютерных технологий, которые способствуют дальнейшему гармоничному развитию всех трех составляющих шахмат: искусство, наука и спорт. Сейчас можно брать уроки ведения игры через интернет, тренироваться в игре с компьютером и с реальным человеком, причем все это сейчас доступно, не выходя из дома.
Современные технологии сейчас могут даже победить человека. То есть машина на столько «поумнела», что может просчитывать ходы и избирать тактику ведения игры на уровне чемпионов мира. Одним из примеров такой игры - матч Каспарова с программами Deep Junior и Deep
Fritz.
Шахматный компьютер — специализированное устройство для игры в шахматы. Обычно он используется для развлечения и практики игроков в шахматы при отсутствии партнёра-человека, в качестве средства для анализа различных игровых ситуаций, для соревнования компьютеров между собой. По-другому эту машину называют шахматным роботом. Есть как маленькие, компактные изобретения, так и настоящие гиганты. Роботы играют с взрослыми людьми, с разным уровнем подготовки, играют и обучают детей, довольно хорошо имитируя человеческий разум, и даже, играют между собой!
Такой матч прошел 19 мая 2012 года в Москве. Матч разыгрывался между шахматным роботом CHESSka (Россия) и роботом
KUKA Monstr (Германия). Это первый тур за звание чемпиона мира среди роботов. Наш российский робот победил со счетом 3,5 - 0,5. Шахматные компьютеры сейчас доступны по очень низкой цене. Появилось много программ с открытыми кодами, в частности Crafty, Fruit и GNU Chess, которые можно свободно найти в сети Интернет. А лучшие коммерческие программы, например, Shredder или Fritz уже превысили уровень людей- чемпионов. Сейчас же движок Houdini находится на первом месте в компьютерных рейтинг-листах, как CEGT, CCRL,SCCT и CSS.

Сегодня шахматы отвечают глубокой потребности человека в творческом самовыражении, оказывают позитивное влияние на его умственное развитие. Совершенствовать возможности ума помогают разнообразные инновации, приведённые выше. Но при занятиях шахматами человеку для гармоничного развития всего организма необходимы физические упражнения, способствующие хорошему кровоснабжению мозга и повышению функциональных возможностей шахматиста. Для более эффективной игры рекомендуется провести дыхательные, двигательные упражнения, которые полезно повторить по завершению матча, так как встреча может продолжаться очень длительное время. Укрепляя, таким образом, свой организм намного проще выполнять шахматные приёмы, которые требуют тщательного продумывания позиции
[1].
Литература
1. Первые шахматные шаги/ Каспаров Г.К. - М: Русский шахматный дом, 2014.
2.
http://kzpatents.com/8-ip26576-nastolnaya-igra-shahmaty- stokletochnye-versiya-kochergina-ai.html.
3. Шахматы.История. Фигуры. Игроки. / Вильямс Гарет. - М:"Арт-
Родник", 2004.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал