Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта



страница1/3
Дата28.10.2016
Размер0.54 Mb.
Просмотров522
Скачиваний0
ТипИсследование
  1   2   3
Тема опыта: «Формирование правильной речи у детей 5-7 лет посредством использования информационно-коммуникационных технологий»

Автор опыта: Королькова Оксана Владимировна, учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад № 1 г. Нарьян-Мара»



Раздел 1. Информация об опыте

1.1.Условия возникновения и становления опыта

Формирование опыта происходило на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения в процессе работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

В детском саду функционирует 7 групп, из них: 6 – общеразвивающие, 1 – компенсирующая (для детей с ЗПР). Педагогический коллектив 20 человек, общее количество сотрудников более 50 человек. Контингент воспитанников (131 дошкольник) разнообразен.

В детском саду логопедическая помощь оказывается детям в возрасте от 5 до 7 лет (старшая, подготовительная группы), консультационная помощь родителям оказывается, начиная с младшей возрастной группы (Приложение 1).

Исследование проводилось с педагогами, родителями и детьми, которые посещают или работают в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 1 г. Нарьян-Мара». Принимали участие родители подготовительных групп (32 человека), а также дети старших и подготовительных групп (42 человека).

После проведения диагностического обследования детей в сентябре 2012 г. было отмечено, что по сравнению с предыдущими учебными годами число детей с речевыми нарушениями увеличилось. Кроме того, увеличилось число детей с дополнительными диагнозами (стертая дизартрия и дизартрия), число детей в младших группах с задержкой речевого развития (младшие группы - с 5% до 10 - 15 %). Это накладывает свой отпечаток на коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал для детей с нарушениями речи требует многократного повторения – это необходимо для достижения положительной динамики развития речи. Считаю, что использование традиционных методик коррекции и развития речи недостаточно для успешной работы учителя-логопеда, необходимо искать и вводить передовые технологии, методы и приемы работы, а также повышать мотивацию детей к занятиям. Одной из эффективных технологий является ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с использованием компьютера предполагает наличие и использование компьютерных игр, презентаций по различным лексическим темам, а также по автоматизации звуков и развитию речи.

Результаты опроса родителей (2012 г.) показали, что дошкольники 5-7 лет в самостоятельной деятельности (дома) активно играют в компьютерные игры на ПК, планшете и других, например - мобильных устройствах. Более чем в 60% эти игры имеют развлекательный, и в меньшей степени (40%) развивающий характер (по результатам опроса за 2012-2013 учебный год). Поскольку компьютер и др. средства мультимедии вошли в нашу жизнь, став её неразрывной частью, то и родители выражают желание - обучать и развивать ребенка, используя ИКТ (чаще всего - компьютерные игры на CD носителях, флэш картах, в сети интернет).

Особое место среди мультимедийных средств занимают развивающие компьютерные игры (по развитию речи, автоматизации звуков и т.д.), которым уделено недостаточно внимания среди педагогов и родителей. 65% родителей (по опросу 2012 г.), использовавших компьютерные игры, считают, что недостаточно владеют знаниями о «полезных» (развивающих) играх, их влиянии на детей, их эффективности и направленности. Они задают такие вопросы на консультациях и родительских собраниях: «В какие компьютерные игры лучше играть? В какие – нет? Может быть, это вредно?».

После проведенного опроса (2012 – 2013 гг.) родителей подготовительных групп выявлено, что большинство из них занимаются со своими детьми около 2-х раз в неделю (Приложение 3). И свой отказ от коррекционно-развивающей работы с ребенком, мотивируют, прежде всего: отсутствием интересных, доступных, цветных наглядных средств и, в том числе, методически правильных коррекционно-развивающих компьютерных игр. А также отсутствие свободного времени, как один из главных мотивов (по словам родителей), не позволяет им самостоятельно подбирать наглядные образы (картинки) (для коррекции произношения и развития речи дошкольников), играть в развивающие игры. Большинство из них обеспокоены уровнем развития речи своего ребенка, его готовности к школьному обучению.

Несомненно, что только в игровой деятельности, заинтересовывая детей своеобразием форм деятельности и представлением дидактического материала, можно достигнуть высокого уровня усвоения, полученных знаний и речевых умений. Используя возможности информационно-коммуникационных технологий, мы реализуем не только основной принцип ФГОС (реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности), но и развивали у детей умения воспринимать информацию через непосредственный чувственный опыт с помощью средств ИКТ.


1.2. Становление проблемы исследования, ее актуальность.

За последние пять лет система дошкольного образования претерпевает изменения, но речевое развитие детей занимало и занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного - образовательного процесса ДОУ и является одним из его приоритетных направлений.

ФГОС ДОУ вступил в силу с первого января 2014 года, и представляет определенные направления развития и образования детей (образовательные области), где речевое развитие представлено в двух направлениях: социально-коммуникативное развитие и речевое развитие. Это говорит о высокой значимости данного направления.

Основной целью речевого развития дошкольников является владение речью как средством общения (со взрослыми и со сверстниками) и культурой.

В соответствии с ФГОС работа учителя-логопеда должна быть направлена на обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Все перечисленные задачи определяют работу учителя-логопеда.

Учителей-логопедов беспокоит, что в последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Причины речевых нарушений разнообразны, и их немало. Определить точно, что привело к нарушению речи, можно после специального обследования.

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Важное место при устранении нарушений речи занимают логопедические занятия, способствующие постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе.

Меняющиеся условия жизни, бурный рост развития Интернет-технологий определили ускоренное их внедрение в дошкольном образовательном учреждении. Этому способствовали следующие условия:

- принятия на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;

- принятия Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года (Концепция-2020 утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г № 1662-р);

- реализация программы «Электронная Россия»;

- подключение ДОУ к Интернету;

- принятие поправок к Закону «Об образовании»;

- развитие и использование гражданами интернет технологий;

- формирование социальных сетей.

Принятие данных документов, а также изменяющиеся социально-экономические условия ведут к организации новой системы образования на основе новейших информационно-компьютерных и иных технологий. Следовательно, такое внедрение оказывает влияние и на содержательную сторону методов и форм воспитания и обучения дошкольников.

Благодаря развитию информационного общества, свободного доступа граждан к информации, родители предъявляют новые требования к обучению своих детей: доступность, наглядность, информированность.

В тоже время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка эффективных методов и средств коррекции и развития речи детей. Логопедические занятия в соответствии с ФГОС ДО проводят педагоги в естественном для ребенка виде деятельности – в игре, используя коммуникационные технологии (ИКТ).

Можно также отметить, что данный вопрос еще недостаточно изучен, и педагоги (специалисты) испытывают затруднения при овладении данной системой современных знаний об ИКТ и влиянии на процесс развития речи дошкольников.

Опыт актуален, т.к. он позволяет решить некоторые противоречия:

- между внедрением ИКТ в ДОУ, как программой развития информационного общества и здоровьесберегающими технологиями (согласно ФГОС ДОУ);

- между теоретическим обоснованием необходимости использования ИКТ в системе образования ДОУ и недостаточной разработанностью методических условий работы учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения;

- между индивидуализацией процесса обучения, согласно ФГОС ДОУ, и дефицитом общения ребенка при использовании средств ИКТ;

- между потребностями ребенка в живом общении (между сверстниками, взрослыми и др.) и потреблении информации в виде «диалога с компьютером»;

- между потребностями педагогов, специалистов ДОУ в использовании новых компьютерных технологий и недостаточностью программно-методического обеспечения этого процесса;

- между потребностями педагогов, специалистов ДОУ в использовании новых компьютерных технологий и их методической готовностью к овладению ИКТ;

- между потребностями родителей в использовании ИКТ и доступного обеспечения данного процесса.


1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании и внедрении информационно-коммуникационных технологий в деятельность учителя-логопеда с детьми 5 – 7 лет, как качественно нового и эффективного метода коррекции и развития речи.


1.4. Длительность работы над опытом

В данное исследование по обобщению опыта вошёл материал, характеризующий профессиональную деятельность в период с 2012 года по январь 2015 года.


1.5. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен серией логопедических занятий с использованием ИКТ, консультацией для педагогов и информацией для родителей.


1.6. Этапы деятельности педагога

Этапы деятельности педагога:

I этап – начальный.

II этап – основной.

III этап – заключительный.



Первый этап предполагает обнаружение и описание проблемы исследования, подбор специальной литературы, ее анализ.

На втором этапе предполагается разработка анкетирования по данной теме, овладение компьютерной программой Power Point с целью создания презентаций для логопедических занятий, проведение серии интегрированных занятий с использованием ИКТ для детей 5 – 7 лет, проведение консультации с педагогами по теме: «Использование ИКТ в работе ДОУ. Опыт работы учителя-логопеда», подбор компьютерных игр по развитию и коррекции речи детей для родителей, разработка специальных компьютерных игр по развитию речи детей 5 - 7 лет (автоматизации звуков, развития фонематического анализа и синтеза и т.д.) с помощью программы Power Point.

На заключительном этапе предполагается оценка проведенной просветительской работы с педагогами с помощью анкетирования, оценка деятельности учителя-логопеда по проведению занятий с помощью средств ИКТ – презентаций и компьютерных игр и по работе с родителями, обобщение опыта и составление рекомендаций для педагогов и родителей по безопасной коррекционно-развивающей логопедической работе с детьми с использованием ИКТ.
1.7. Теоретическая база

1.7.1. Словарь терминов

«Технология» - имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления.

«Информационная технология» – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности производительности труда.

«Коммуникационные технологии» определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

«Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

«ИКТ в образовании» – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике.

«Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
1.7.2. Исследования отечественных и зарубежных специалистов

Ряд исследователей (Габдулисламова Л.А., Горвиц Ю.М., Гринявичене Т.Н., Габай Т.Ф., Зворыгина Е.В., Ломов Б.Ф., Ляудис В.Я., Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашилите И.Ю. и др.) в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения. (14)

Многие исследователи доказывают, что знакомство с компьютером дошкольника целесообразно осуществлять в форме компьютерной игры (Горвиц Ю.М., Леонтьева Л.А., Новоселова С.Л., Поддьяков Н.Н.). Так, Венгер Л.А. в работах, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывает и доказывает необходимость применения компьютера для интеллектуального развития ребенка. Психологи-исследователи (Горвиц Ю.М., Марцинковская Т.Д., Новоселова С.Л. и др.) говорят об эффективности использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, строение которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка. О возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр у ребенка свидетельствуют работы Дастмана С., Гольдштейна Б.И. и других исследователей. В своих работах Богоявленская Д.Б. отмечает высокий потенциал интеллектуального развития у детей, занимающихся компьютерными игровыми программами по специально построенной системе. (14)

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов начиная с 1986 года, а также исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:



  1. дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

  2. глубже постигаются понятия числа и множества;

  3. быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

  4. тренируется эффективность внимания и память;

  5. раньше овладевают чтением и письмом;

  6. активно пополняется словарный запас;

  7. развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;

  8. уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

  9. воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

  10. развивается воображение и творческие способности;

  11. развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей деятельности позволяет моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «… компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнёром по общению» (13).

В современной педагогической литературе, такой как - И. И. Комарова, А. В. Туликов, Т. С. Комарова: «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» (г. Москва, 2011 г.), авторы сталкиваются с проблемами реализации внедрения ИКТ в ДОУ (например, возникающими при раннем приучении малышей к компьютеру), доказывают актуальность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в детском саду на современном этапе дошкольного воспитания и обучения.


Новизна опыта состоит в сочетании традиционной технологии и современной ИК (информационно-коммуникационной) технологии в логопедической работе по развитию речи детей 5 – 7 лет.
2. Технология опыта

2.1. Цель и задачи педагога.

В ходе анализа состояния проблемы определилась цель: это коррекция и развитие речи детей 5 - 7 лет посредством использования и внедрения информационно-коммуникационных средств.

Благодаря определению цели, были определены следующие задачи педагога:


  1. Исследовать специальную литературу по данной теме.

  2. Провести анкетирование родителей и специалистов.

  3. Обосновать актуальность данной проблемы.

  4. Освоить программу Power Point по составлению презентаций.

  5. Составить презентации по работе с детьми, родителями и специалистами.

  6. Разработать и провести интегрированные занятия по развитию речи учителем-логопедом с использованием средств ИКТ.

  7. Подготовить игры по развитию речи (автоматизации звуков, развитию фонематического анализа и синтеза) детей 5 – 7 лет с помощью программы Power Point.

  8. Провести консультацию со специалистами по данной теме.

  9. Подвести итоги исследования, оформить результативность по теме, дать рекомендаций для специалистов и родителей, чьи дети посещают МБДОУ «ЦРР-детский сад № 1 г. Нарьян-Мара» по мерам предосторожности работы на компьютере.


2.2. Методологическая основа опыта.

В своей работе я опираюсь на следующие дидактические принципы:



  1. Принцип научности состоит в том, что учитель-логопед на своих занятиях должен формировать у детей реальные представления об окружающем мире, и от того, как и насколько верно используются ИКТ (видеоматериалы, звуковые файлы и др.), зависит, какими будут эти первоначальные научные знания у дошкольника.

  2. Принцип наглядности предполагает восприятие информации ребенком через непосредственный чувственный опыт, благодаря чему он расширяется и обогащается. Я. А. Коменский справедливо считал: «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Важность этого принципа определяется конкретикой мышления ребенка в этом возрасте, его уровня мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного).

  3. Принцип системности и последовательности предполагает усвоение предлагаемого материала в определенной последовательности, системе. Это требует логического построения как содержания, так и самого процесса обучения или коррекции. Недаром, работа учителя-логопеда опирается на один из алгоритмов: «От простого – к сложному». Например, автоматизация звука осуществляется в следующей последовательности:

  1. изолированное произнесение звука,

  2. произнесение слогов,

  3. проговаривание слов,

  4. проговаривание словосочетаний,

  5. проговаривание предложений (в том числе и скороговорок),

  6. проговаривание текста (в том числе и стихотворного текста).

И от того, на каком уровне развития находится речь дошкольника (произносительная сторона), зависит последовательность действий учителя-логопеда.

  1. Принцип доступности предполагает подбор приемов, методов, материалов для обучения, соответствующих возрасту и уровню развития дошкольника. Существенный признак доступности – связь полученных знаний, умений с теми, которые уже сформированы у дошкольника.

Принцип доступности не означает легкости. Необходимо ставить перед детьми такие задачи, решение или выполнение которых, было бы не только посильным, но и вызывало некоторое напряжение умственных сил, а, следовательно, и способствовало их развитию. Если связи по данному принципу установить нельзя, то знания и умения у дошкольников, как результат этой деятельности, будут недоступны или недостаточно сформированы.

ИКТ в данном случае обеспечивает гибкость учебно-воспитательного процесса.



  1. Принцип активности и сознательности. Главное в деятельности учителя-логопеда – вызвать интерес у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы. Необходимо активизировать познавательные способности, мышление и поведение ребенка. Именно ИКТ активизируют процесс обучения, а также дают возможность привлечь ребенка к исследовательской деятельности.

  2. Принцип открывающейся перспективы. Дети хотят познавать новое, они постепенно осознают свой собственный рост (уровень) среди сверстников. Создавать ситуации успеха, побуждать ребенка к творчеству, повышать мотивацию к деятельности возможно с использованием ИКТ.

  3. Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода. Все дети дошкольного возраста отличаются друг от друга не только с точки зрения физиогномики, поведения, но и в уровне развития высших психических функций: мышления, внимания, речи. Какими бы условиями они не объяснялись, необходим не только учет таких особенностей, но и, опираясь на положительные и сильные качества личности, предупреждать или преодолевать имеющиеся недостатки. Именно с помощью ИКТ возможно создание условий для всестороннего развития каждого ребенка (в том числе и детей с ОВЗ) с учетом их индивидуальных потребностей.

Следовательно, можно выделить следующие дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ:

  1. Совершенствование организации деятельности педагога (учителя-логопеда).

  2. Повышение продуктивности обучения дошкольников.

  3. Индивидуализация работы с детьми.

  4. Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики.

  5. Усиление мотивации ребенка.

  6. Активизация процесса обучения, возможность привлечения ребенка к исследовательской деятельности.

  7. Обеспечение гибкости учебно-воспитательного процесса.

В своей работе учитель-логопед использует традиционные и современные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Интегрированный подход. Интеграция предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности. В период с 2012 - 2014 гг. разработано и проведено несколько интегрированных занятий с использованием ИКТ совместно с другими педагогами и специалистами: интегрированное занятие-развлечение по теме: «Зимние виды спорта (хоккей с шайбой)», старший, подготовительный возраст (воспитатель и логопед), открытое интегрированное занятие по теме: «Космос. Комета.» в средней группе, старшей группе (логопед + воспитатель по ИЗО) (Приложение 4).

Инновационная деятельность.

В связи с введением ФГОС изменилось и отношение к работе логопеда в ДОУ. В настоящее время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях — игровой деятельности.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса – педагога и ребенка, детей между собой - и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером».

В самом деле, активный в речевом плане ребенок ненадолго замолкает при работе со средствами ИКТ. В течение определенного времени восприятия информации ребенок занимается в основном тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь - оказывается выключенным. Ребенок не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением.

Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости.

При работе со средствами ИКТ, применяя специальные игровые методики развития речи, активизирующие речь ребенка, можно сократить негативное влияние всеобщей индивидуализации обучения, что способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка (в том числе и с ОВЗ), развивает ценные социальные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей данной категории к обучению в школе.

Здоровьесберегающая технология.

Для полноценного развития каждого ребенка, укрепления его психического и физического здоровья, формирования привычки к здоровому образу жизни организована оздоровительная работа логопедом в ДОУ, с учетом требований СанПин. Использование технологий здоровьесбережения эффективно при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.



 Поэтому в своей работе учитель-логопед активно включает различные здоровьесберегающие технологии: систему работы С.В. Коноваленко, комплексы по развитию мелкой моторики, артикуляционной гимнастики Е.Н. Краузе, элементы криотерапии. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности, реализуется непосредственно с помощью средств ИКТ (например, игры по развитию зрительного внимания могут быть выполнены с помощью компьютерной программы Power Point).

Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, ведение документации (анкеты, речевые карты, индивидуальные карточки с заданиями, конспекты занятий по темам) в электронном виде, создание презентаций: «Консультация для родителей: Всему свое время. Этапы развития звуков», «Здоровье сберегающие технологии. Правильное дыхание – залог здоровья», «Подготовительная группа. Конец года», «Развиваем фонематический слух ребенка», «Стенд своими руками», «Хоккей», «Комета», облегчают работу, сокращает время, на ведение необходимой документации.



Игровая технология.

Активно использую в своей работе компьютерную программу «Игры для Тигры». Авторский коллектив: автор учебных и методических материалов, компьютерный методист, кандидат педагогических наук Л.Р.Лизунова, художник Ю.Ларкин и др. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Используется учителем-логопедом с 2012 года. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании. Играя с Тигренком, ребенок путешествует по Стране Звуков и Слов.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Она построена на основе методик Ефименковой Л.Н., Каше Г.А., Левиной Р.Е., Лалаевой Р.И. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки коррегировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Это позволяет работать над:


  1. звукопроизношением;

  2. просодическими компонентами речи;

  3. фонематическим восприятием;

  4. лексико-грамматическим строем речи.

За период 2012 - 2014 гг. компьютерная программа использовалась на индивидуальных логопедических занятиях. Все дети с удовольствием приняли приглашение поиграть в данную игру. Временное ограничение – 6 минут. Использование данной игры на каждом занятии не нужно, это скорее - дополнение, «сюрпризный момент». Трудности составил блок «Просодические компоненты речи», так как необходимо специальное оборудование – микрофон, который имеет свои технические характеристики, и невозможно подстроить уровень под каждого ребенка, а также так как сила голоса у детей разная, необходим подбор специального оборудования, его настройка и консультация специалиста по работе с данными компонентами программы.

Именно использование современных компьютерных игр в работе учителя-логопеда (с детьми с речевыми нарушениями), показало, насколько данный вопрос еще недостаточно изучен. Данная компьютерная игра охватывает только небольшой участок коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, а также небольшая вариативность материала исключают возможность целостной и регулярной логопедической работы.

Современные технологии позволяют использовать учителем-логопедом компьютер в диагностических целях (проводить анализ результатов в виде диаграмм). См. Приложение № 2.

Для реализации коррекционных задач на индивидуальных занятиях, в сочетании с традиционными методами используется ИКТ, с соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических требований. После прочтения специальной литературы была проведена консультация с педагогами по теме: «Меры предосторожности работы на компьютере» (Приложение № 5, 6). Педагоги и специалисты ДОУ познакомились с важным материалом, регламентирующим работу педагога с ПК, изготовлена памятка для педагогов.

Наиболее широкое применение в практике учителя-логопеда нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создавать презентации к консультациям, семинарам-практикумам, подгрупповым и индивидуальным занятиям с воспитанниками, а также современные компьютерные игры по развитию речи детей 5 – 7 лет. Учителем-логопедом были разработаны 2 компьютерные игры.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал