Информационные технологии (ИТ)



Скачать 78.67 Kb.
Дата16.02.2017
Размер78.67 Kb.
Просмотров201
Скачиваний0

Информационные технологии (ИТ)


Под ИТ чаще всего понимают компьютерные технологии. Фактически, ИТ – более широкое понятие, ведь с информацией можно работать и без компьютера. Но поскольку само понятие появилось в эпоху появления и развития вычислительной техники, ИТ стали восприниматься исключительно как ее атрибут. Бескомпьтерные ИТ – бумажные, образовательные, информационно-аналитические, видео-технологии.

ИТ – приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных. (по ГОСТу)

Основная особенность технологии (не только ИТ): применение одинаковой технологии к одинаковому сырью всегда дает одинаковый результат. В случае ИТ сырье – это исходные данные, а результат – информация, готовая к дальнейшему использованию.

Общие требования к технологии:


  • дискретность – разбиение технологии на отдельные этапы, действия, операции;

  • полнота – должна включать весь набор средств для достижения цели;

  • массовость – должна иметь регулярный характер.

Любая технология определяется своей целью (что хотим получить в итоге) и средствами (с помощью чего достигается цель).

Цель ИТ: производство информации, удовлетворяющей человеческие потребности. В результате получается информация нового качества (информационный продукт).

Инструментальные средства ИТ включают:

  • программное обеспечение;

  • технологическое (аппаратное) обеспечение;

  • методологическое обеспечение.

Кроме того, любые технологии требуют человеческих ресурсов для реализации и обслуживания, финансовых и материальных вложений (здание, коммунальные платежи), административно-правовой поддержки. Эти средства выходят за рамки собственно ИТ, но их необходимо учитывать при разработке.

Методологическое обеспечение ИТ предназначено для ее стандартизации и унификации. К нему относятся стандарты, сертификаты, руководства (пользователя, администратора) и т.п. В качестве методологического обеспечения могут выступать алгоритм, модель, метод, методика.

ИТ, как и любая технология, включает следующие основные компоненты (по степени детализации):



  • этапы;

  • операции;

  • действия;

  • элементарные операции.

Технология не обязательно включает все эти компоненты, детализация осуществляется по мере необходимости.

Существуют различные классификации ИТ, но большинство из них неполные.

Одна из классификаций:


  • сети (компьютерные, сотовые, телефонные, телевизионные, электрические, спутниковая связь);

  • терминалы – конечные пользовательские устройства для доступа к сети (компьютеры, стационарные и сотовые телефоны, телевизоры, игровые приставки и др.);

  • услуги (электронная почта, поисковые системы).

Частные случаи ИТ (примеры):

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) касаются сетей передачи данных.

Технологии хранения данных: запоминающие устройства, базы данных, базы знаний.

Вычислительные технологии включают методы обработки числовой информации с помощью компьютеров и направлены на достижение точности и быстроты расчетов.

Поисковые технологии нацелены на поиск необходимой информации по запросу пользователя, в том числе в больших объемах плохо структурированных данных.

Этапы развития информационных технологий


В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.

На ранних этапах развития общества информация передавались в основном устно и личным примером. В качестве форм передачи информации использовались устные предания, обрядовые песни, ритуальные танцы и т.д.

Древнейший этап развития ИТ связан с открытием способов длительного хранения информации на материальном носителе. Это пещерная живопись (сохраняет наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами) – 25-30 тыс. лет назад; гравировка по кости (лунный календарь, числовые нарезки для измерения) – 20-25 тыс. лет назад и т.п. Период между появлением инструментов для обработки материальных объектов и регистрации информационных образов составляет около миллиона лет.

Первая инф. революция – изобретение письменности (около 6 тыс. лет назад). Эра письменности характеризуется появлением технологии регистрации на материальном носителе символьной информации. Применение этих технологий позволяет осуществлять накопление и длительное хранение знаний.

В этот период накопление знаний происходит достаточно медленно и обусловлено трудностями, связанными с доступом к информации. Знания представленные в виде рукописных изданий хранятся в единичных экземплярах, причем доступ к ним существенно затруднен. Доступ к ИТ имеет только элита общества.



«Ручная» ИТ. Цель: сохранение знаний, возможность удаленного обмена информацией (во времени и пространстве). Носители: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага, чернила. Для передачи информации служат письма.

Вторая инф. революция – изобретение книгопечатания (1445г., Иоганн Гутенберг). Появление печатных книг открыло доступ к информации широкому кругу людей и резко ускорило темпы накопления систематизированных по отраслям знаний. Позже – появление периодических печатных изданий.

Доступ к информации расширяется, но число занятых производством и обработкой информации невелико.



«Механическая» ИТ. Цель: тиражирование и рапространение знаний. Носители в целом сохранились. Новые средства: печатный пресс и наборный шрифт, печатная машинка.

Третья инф. революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Возрастает число людей, занятых обработкой информации – офисные служащие, клерки, «компьютеры» (профессия).

«Электрическая» ИТ. Цель: ускорение обмена информацией. Электрический сигнал впервые стал средством хранения и передачи информации (не считая световых сигналов – маяки существовали и до нашей эры). Устройства стали обмениваться информацией напрямую, без участия человека.

Четвертая инф. революция (40-70е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии, появлением ЭВМ, их сетей и персональных компьютеров. К этому времени уже значительная часть населения занята в информационной сфере.

«Электронная» ИТ. Три фундаментальные инновации:

  1. переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным (полупроводниковым);

  2. миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

  3. создание программно-управляемых устройств и процессов.

Машины получают функции управления.

Пятая инф. революция (современность) – появление глобальных сетей. Датируется 1982г. – публикация эталонной модели взаимодействия открытых систем ISO (ЭМВОС).

Формирование единого информационного пространства, повсеместное проникновение ИТ. Высокая степень автоматизации и стандартизации. Машины и программы способны создавать другие машины и программы.



Принципы современных компьютерных ИТ:

  • интерактивность (ориентирование на пользователя);

  • интегрированность (с другими ИТ);

  • гибкость (как по отношению к данным, так и к постановке задачи).

Прогноз шестой ИТ – появление искусственного интеллекта, способного полностью заменить человека, в том числе в интеллектуальной сфере. Возможно, появление принципиально новых средств обработки информации.

Новые ИТ (примеры):

  • машинный перевод;

  • машинное зрение;

  • квантовые компьютеры;

  • оптические компьютеры;

  • беспроводные сети нового поколения (4G, 5G);

  • 3D-принтер;

  • стереодисплей;

  • нейрокомпьютерный интерфейс.

Информационное общество и экономика


Современный этап развития ИТ характеризуется формированием информационного общества, культуры, индустрии и экономики.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные ИТ, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Термин «информационная экономика» употребляется в нескольких значениях.



  1. Экономический уклад информационного общества.

  2. Отрасль экономики, относящаяся к работе с информацией, а также компьютерная индустрия.

  3. Экономическая теория информационного общества.

Основные понятия: информационные ресурсы, продукты и услуги. К ним относятся документы, патенты, программы, базы данных, информационные системы, консультации.

Для информационной экономики характерна высокая степень стандартизации производства, формирование глобальных рынков.

Возникает информационный рынок. Субъекты информационного рынка: производители; владельцы; пользователи. Компоненты:


  • рынок техники;

  • рынок ИТ;

  • рынок информационных продуктов;

  • рынок услуг.

Информационный работник – работник умственного труда, чья деятельность связана с обработкой имеющейся информации и получением новой информации (программисты, аналитики, специалисты по планированию и др.). Иногда в эту группу включают всех работников, обладающих высоким уровнем образования или связанных с образованием (в том числе ученых, преподавателей и студентов).

Программное обеспечение (ПО)


Может быть целой ИТ или ее частью.

Классификация по назначению:



  • системное;

  • прикладное;

  • инструментальное.

  1. Системное: не решает конкретные практические задачи, а лишь обеспечивает работу других программ:

      • операционная система;

      • драйверы;

      • утилиты;

      • встроенные программы;

      • системы управления базами данных (СУБД).

  2. Прикладное: предназначено для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитано на непосредственное взаимодействие с пользователем. Подразделяется по типу обрабатываемой информации:

      • текстовые редакторы и процессоры;

      • электронные таблицы;

      • математические пакеты;

      • графические пакеты;

      • системы автоматизированного проектирования (САПР) – ИТ, реализующая функцию проектирования (чего угодно – реальных объектов, программ, баз данных).

      • мультимедиа-технологии интерактивное представление в удобной для восприятия форме различных видов информации: текстовой, графической, таблиц, рисунков, анимации, аудио, видео;

      • и т.д.

  3. Инструментальное: предназначено для проектирования, разработки и сопровождения ПО, т.е. это программы для создания новых программ:

      • ассемблеры;

      • трансляторы (компиляторы и интерпретаторы);

      • компоновщики;

      • препроцессоры;

      • анализаторы исходного кода (парсеры);

      • отладчики;

      • среды программирования;

      • CASE (средства автоматизации разработки программ).

Кроме того, выделяют

по стоимости:



  • коммерческое;

  • условно-бесплатное (shareware);

  • бесплатное (freeware).

по открытости:

  • с закрытым исходным кодом – никто, кроме разработчика, не должен знать, как именно работает программа;

  • с открытым исходным кодом – любой программист может посмотреть, как устроена программа, и внести свои изменения.

Свободное ПО – бесплатное и открытое: пользователь имеет право на неограниченную установку, запуск, использование, изучение, распространение и изменение.

Проприетарное (частное) ПО – противоположность свободного, по крайней мере некоторые из прав на ПО принадлежат конкретному лицу или организации.

Компоненты ПО


Современное ПО строится по модульному принципу. Модули можно разделить на внутренние и внешние. Основной внутренний модуль – ядро системы (движок). Взаимодействие с человеком и другими программами обеспечивают интерфейсы.

Внешний модуль 1

Внешний модуль 2

Внешний модуль 3

Ядро системы

Внутренний модуль 2

Внутренний модуль 3

Внутренний модуль 4

Внутренний модуль 1

Пользовательский интерфейс

Программные и аппаратные интерфейсы
Ввод-вывод данных
Ядро – это основной модуль, реализующий логику работы программы. В простом ПО является единственным модулем.

Важной составляющей ПО является пользовательский интерфейс, хотя существуют программы вообще без пользовательского интерфейса, в первую очередь системные – утилиты, драйвера.



Виды пользовательского интерфейса:

  • текстовый

  • графический

  • оконный



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал