Информации и коммуникации на подрастающее поколение. Научно исследовательская



Скачать 84.02 Kb.
страница1/3
Дата28.10.2016
Размер84.02 Kb.
Просмотров638
Скачиваний0
ТипРеферат
  1   2   3
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ
НА ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ.

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум»

преподаватель информатики Губанова Наталья Александровна.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………...3

Раздел I Теоретические подходы к изучению влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение ………………………………………………………5

1.1 Психолого-педагогический аспект внедрения НИТ……………………………………………5

1.2 Влияние информационной среды на подрастающее поколение…………................................7

1.3 Интернет-коммуникация и язык. Влияние Интернета на живую коммуникацию…………11

Раздел II Исследование влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение…………………………………………………………………………..13

2.1 Исследование влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение учеными зарубежных стран……………………………………………………………13

2.2 Исследование влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение учеными России………………………………………………………………………..15

2.3 Анализ анкетирования наиболее популярных видов деятельности в структуре досуга ребенка………………………………………………………………………………………………20

2.4 Анализ влияния компьютерных технологий, а именно Интернета и компьютерных игр на развитие личности подростков и формирование у них компьютерной зависимости………………………………………………………………………………………….24

Раздел III Рекомендации для улучшения влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение……………………………………………………...29

3.1 Законодательное обеспечение информационной безопасности детей………………………29

3.2 Меры по профилактике зависимости от современных технологий…………………………31

Заключение…………………………………………………………………………………………..33

Список использованных источников………………………………………………………………36


Введение

Последнее десятилетие значительно ознаменовалось стремительным развитием современных технологий. Современные технологии начинают включать в себя новые образовательные технологии, которые с помощью компьютера эффективно и качественно меняют  материал культурного содержания. Интернет, электронная почта, цифровое телевидение твердо заняли место в нашей жизни, что часто перемещает на второй план устоявшиеся средства массовой информации, особенно у подрастающего поколения. Общение перестает быть односторонним, в нем проявляется элемент интерактивности. Вопрос о влиянии современных технологий на подрастающее поколение предстает в новом свете. Объем информации, доступен каждому подростку в наше время, он возрастает во много раз, распространение новостей многообразно и очень стремительно. Сгруппированный во всемирную паутину текст, покрывается гипертекстовыми полями, в нем появляются новые созданные «кем-то» беспрепятственные связи, он совсем теряет слова автора и смысловую законченность выстроенную автором.

Исследуя влияние современных технологий на подрастающее поколение, дозволительно рассматривать Интернет в качестве характерной среды формирующей общественные отношения. Разумеется, современные технологии играют значительную роль в жизни подростков – это и средство общения, и источник информации. Исследование социокультурной ситуации в постсоветской России показывают что, усиленное развитие медиакультуры, а особенно аудиовизуальной (кино, видео, компьютерные игры, спутниковое телевидение), очень активно влияет на подрастающее поколение, на их общественное сознание как мощное средство информации, как фактор развития у подростка творческих способностей. На сегодняшний день, очевидно, что интернет, компьютер, смартфон предоставляют подростку право индивидуального общения в интерактивном режиме как для познания интересующей информации, так и для реализации своих творческих идей.

Каждый понимает, что развитие технологий – это неотъемлемая часть современной жизни. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без интернета, компьютера, сотового телефона и так далее. Но, к сожалению, многочисленные исследования показывают, что идет значительное влияние современных технологий на подрастающее поколение. В условиях сложных социально-экономических процессов, которые происходят в обществе, значительно сократились воспитательные функции в образовательных учреждениях и семьях. Общение детей с родителями уходит на второй план. Отсюда – высокое влияние современных технологий на процесс формирования мировоззрения у подрастающего поколения.

Нельзя не заметить, что многие подростки становятся, зависимы от компьютерных игр, телевидения, социальных сетей.  Компьютерные игры с точки зрения медицины ухудшают зрение, а также ожесточают и порождают агрессию, спутниковое телевидение с многоканальной системой зачастую транслирует передачи с разрушающим содержанием для психики, а на возрастное ограничение только малая часть обращает внимание, а социальные сети заменяют живое общение, на виртуальное.

В связи с этой зависимостью у подростков, становится затруднительно их заинтересовать занятиями в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, творческие кружки). Ведь средства современных технологий – это легко, быстро, красиво, а занятие в футбольной секции - это труд. Если в современной технологии, результата можно достичь простым нажатием кнопки, то здесь для достижения результата потребуется усилие и время.

Конечно, не удастся совсем ликвидировать из жизни подростков современные технологии, но оградить их от информации разрушающей их психику нужно обязательно. И в первую очередь это должно быть приоритетным для родителей, педагогов и других специалистов, которые занимаются с подрастающим поколением, воспитывая в них духовно нравственные ценности и развивая их способности. Главная ответственность за то, как развивается ребенок, накладывается на  родителей. Именно они обязаны увидеть задатки и стремления своего ребенка, чтобы как можно раньше определится, с опытным преподавателем не только за профессиональное развитие способностей, но и за воспитание духовно – нравственных ценностей. Но, к сожалению, зачастую родители пассивно относятся к учреждениям дополнительного образования, которые не хотят брать на себя ответственность, мотивируя тем, что достаточно и общеобразовательной школы. Здесь возникает необходимость донести до общества в целом, важность учреждений дополнительного образования в современном мире. Объяснить, что ребенок не может быть предоставлен самому себе, когда для него становятся свободны всевозможные современные технологии. Подрастающее поколение, у которых ещё не сформированы духовно – нравственные ценности, не всегда смогут различить истину от обмана, материальные блага от настоящих ценностей. С этим связанно то, что они начнут воспринимать из интернета, телевидения, компьютерных игр разрушающую духовно – нравственные ценности информацию.

Раздел I Теоретические подходы к изучению влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение.


    1. Психолого-педагогический аспект внедрения НИТ

Внедрение НИТ в процесс обучения необходимо проводить с учетом специфики развития психических процессов, которые выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека, и именно на их основе происходит формирование знаний, умений и навыков (ЗУН).

Важно отметить, что само овладение компьютерной грамотностью требует от учащихся относительно высокого уровня умственного развития, гибкости мышления и хорошей памяти. Без этих психофизиологических предпосылок очень сложно рассчитывать на овладение азами взаимодействия с новыми техническими средствами и, следовательно, становится невозможным применение новых информационных технологий в процессе обучения. Таким образом, возрастает значение врожденных психофизиологических особенностей человека в современном образовательном процессе.

При работе с компьютером большое значение имеют и личностные особенности учащихся, приобретённые ими к данному моменту. Это такие личностные характеристики, как внимательность, аккуратность, тщательность, добросовестность и другие. Формирование этих качеств зависит, прежде всего, от желания и настойчивости самих учащихся, от той среды, в которой они живут.

Изучение вопроса о половых различиях при использовании компьютерных технологий выявило тенденцию к доминированию мужчин в компьютерной индустрии и образовании. Существуют также половые различия и в мотивации освоения новых информационных технологий.

Сам компьютер перестаёт быть только средством обучения, но и становится мощным фактором, влияющим на формирование личности учащегося. При этом надо учитывать, что интенсивное использование НИТ может оказывать как положительное влияние на личность учащихся (развитие памяти, творческого мышления и воображения, независимость характера), так и отрицательное (расшатывание моральных норм, интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности и т. д.). В случаях злоупотребления СНИТ возможно и нанесение вреда физическому здоровью человека.

Развитие новых информационных технологий породило такие новые негативные психологические явления как «компьютерная тревожность» и «компьютерный стресс».

Под компьютерной тревожностью, как правило, подразумевается страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Вполне закономерно, что именно уровень компьютерной тревожности у человека во многом определяет успешность обучения работе на компьютере. Наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность и интерес к работе на компьютере, формируется отрицательное отношение к самому компьютеру. Важно заметить, что компьютерная тревожность свойственна не только учащимся, но и педагогам, особенно педагогическим кадрам старших возрастов.

Крайней формой компьютерной тревожности является так называемый «компьютерный стресс».

Сильной стороной новых информационных технологий является то, что они позволяют одновременно задействовать в процессе обучения максимальное число каналов восприятия у учащихся. А, как известно, наибольшее влияние на человека оказывает та информация, которая воздействует одновременно на несколько органов чувств, и запоминается она тем лучше, чем больше каналов восприятия было активизировано. И именно НИТ позволяют одновременно и комплексно задействовать все основные каналы восприятия, что, конечно, благоприятно сказывается на эффективности обучения.

Положительным моментом внедрения компьютерных технологий в деятельность учебных заведений является и преимущественно высокая заинтересованность современных учащихся в освоении новых программно-аппаратных средств. Это приводит к повышению у учащихся мотивации к обучению, создаёт благоприятный фон для образовательной деятельности.

Внедрение НИТ в процесс обучения корректирует роль учителя в образовательном процессе. Учитель превращается из авторитетного источника знаний в проводника-наставника, который помогает учащимся ориентироваться в глобальном информационном поле. Кроме этого, освоение информационных технологий современным учителем способно значительно облегчить труд педагога, сделать его работу творческой и интересной.

Для педагога компьютер предоставляет следующие уникальные возможности:

- компьютер становится источником учебной информации и в этом качестве всё больше заменяет традиционный источник знаний - книгу (хотя в связи с этим и встаёт вопрос о качестве такой замены);

- компьютер выступает в роли наглядного пособия;

-   компьютер формирует эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;

- компьютер усиливают интерес учащихся к учебе;

- компьютер делают доступным для учащихся сложный для них материал;

- компьютер активизируют познавательную деятельность учащихся и способствуют сознательному усвоению учебного материала;

- компьютер выступает в роли тренажёра для развития желательных навыков у учащихся;

- компьютер позволяет индивидуализировать обучение, выбирая способы, приёмы и темп обучения в соответствии с индивидуальными различиями учащихся;

- компьютер являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков у учащихся.

В этих новых реалиях сам учитель должен достаточно хорошо владеть общими навыками работы с компьютером  и правильно осознавать свою изменившуюся роль в образовательном процессе.

Надо отметить, что многие психолого-педагогические проблемы, связанные с массовым внедрением новых информационных технологий в процесс обучения ещё остаются неизученными или исследованы крайне слабо.

На текущий момент в системе российского образования сложилась устойчивая тенденция к расширению использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе. Развитие информационных технологий приводит к пересмотру содержания образовательного процесса и  дает широчайшие возможности как для уже существующих форм и методов обучения, так и для внедрения новых, инновационных. Всё это позволяет повысить качество образования, а повышение качества образования на основе НИТ создает условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений информационного общества во все сферы общественной жизни.


    1. Влияние информационной среды на подрастающее поколение.

Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стремительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие личности современного ребенка, значительно расширяют его образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации, досуга.

Информационные технологии в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития детей и подростков, когда складываются отношения с социальным окружением. Современные информационные технологии существенно трансформировали структуру их досуга, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, так как именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте. В целом перестраивается информационная среда, изменяются характеристики учебного процесса.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную – или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.).

Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируются произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье.

Вхождение юных россиян в интернет-пространство, согласно данным интервью, изменило не только источники информации, медиасреду, но и весь их образ жизни. Подростки не просто пользуются Интернетом, они живут посредством его. Это  среда обитания, способ жизни при содействии информационных технологий.

Подрастающее поколение с большим опережением живет по данной модели, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками и взрослыми. Помимо реального общения – это интернет-коммуникация, которая у подавляющего большинства подростков, как показали массовый опрос и интервью, на первом месте. Подростки, у которых есть техническая возможность, находятся в непрерывном интернет-контакте с друзьями, даже на школьных переменах и уроках.

Происходит постоянное расширение информационного и жизненного пространства юных россиян. Современное интернет-поколение можно охарактеризовать как глобальных детей, у которых неограниченные возможности получения и переработки информации, знаний. При этом благодаря открытой и всеобъемлющей информации в Интернете дети стали практически независимы от взрослых в получении интересующих их сведений и знаний. Если в 2005 г. 31,7% респондентов отмечали, что не смогли найти интересующую их информацию, то в 2012 году – это 22%.

Отчетливо прослеживается стремление подростков к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений.


Интернет переструктурировал информационное пространство российских подростков. В поисках информации в совокупности используется  многообразный спектр коммуникационных источников и механизмов, образующих медиасреду. Если в 1998 и 2005 году на первое место вышли межличностные каналы информации (сверстники, родители, учителя), то в 2012 году со значительным опережением лидируют компьютерные источники, Интернет – 72%. Это двукратное увеличение по сравнению с 2005 г. (30,9%).

При этом происходит девальвация большинства существующих средств массовой информации в сознании подростков. Произошло сокращение выбора числа значимых для подростков источников информации в среднем с 6 в 1998 г. до 3,5 в 2012 г. Многие отмечают один источник получения важной для них информации – Интернет. Телевидение, перестав, как некогда, доминировать среди каналов значимой информации (пятое месте после Интернета, друзей, учителей/школы и родителей), начинает играть роль канала спонтанного информирования  в сфере развлечения,  занимая второе место после живого общения со сверстниками, при этом снизившись с 76, 7% (1998 г.) до 56% (2012 г.).

Интернет вбирает в себя и интегрирует другие каналы в единую медиасреду. Чаще всего подростки попадают не на сами источники в их оригинальной форме, а на актуальные и интересные для них фрагменты. Важнейшими характеристиками современного состояния информационного пространства являются текучесть, диффузность, хаотичность. Каналы информации и коммуникации также зависят от влияния неоднородной социальной среды, которая сохраняет разнообразные медиакультуры.

Исследование убедительно показало, что среди источников информации с конца 1990-х годов лидируют межличностные каналы, социальный опыт российские подростки усваивают преимущественно через общение с ровесниками и взрослыми в поколенческом и межпоколенческом (в ближайшем окружении) диалоге.  Общение среди сверстников при этом является определяющим и приоритетным.

Второй перелом происходит в настоящее время как формирование нового поколения, для которого компьютерные технологии, Интернет становятся определяющими. Это обнаруживается как в сфере досуга, так и при получении значимой для детей, подростков и юношества информации. Вторая волна характеризуется тем, что в Интернете сформировался аналог межличностного взаимодействия в форме социальных сетей. При этом между виртуальной и межличностной коммуникацией имеют место взаимопереходы, которые отмечают и сами подростки, и эксперты. Это единая система коммуникаций субъектов, как индивидуальных, так и групповых.

Тем самым, зафиксировано изменение места юного человека в системе коммуникаций, а значит и в обществе. Юная аудитория средств массовой коммуникации перестает  быть пассивным объектом информирования. Важнейшей характеристикой современного подрастающего поколения является активность в информационном пространстве, стремление стать равноправным субъектом в межпоколенческой коммуникации. Подрастающее поколение  проявляет себя как субъект, активный творец информационного пространства.

Коммуникация в среде сверстников, семьи, школы и другого ближайшего окружения выступает способом и формой отбора, экспертных оценок, придания определенных смыслов информации, порождения новой информации на основе усвоенной индивидуально.  Информирование существенно дополняется взаимоинформированием и взаимообогащением в результате коммуникации. Переваривание информации в «котле» личности, преобразование ее во внутриличностной и межличностной коммуникации, обеспечивает возможность нового опыта в жизнедеятельности субъектов, определяет картины мира и жизненные смыслы конкретной личности, где субкультура референтной группы является ведущей и преимущественно социализирующей. В результате формируется иная жизненная среда.

Детская субкультура стала каналом вхождения  российских подростков в общечеловеческую культуру. Этот вывод подтверждают и ответы на дополнительный вопрос исследований 1998/2005/2012 гг.: «Что ты и твои ровесники знаете, чего не знают твои родители?» Лишь 10% в 1998 году, 16,8% в 2005 и 20% в 2012 г. ответили на этот вопрос: «Ничего». Самая большая группа ответов касалась закрытой от посторонних жизни подростков, например, «кто из ровесников пьет, курит», «о том, что мы деремся до крови», «о том, что матерюсь», о школьных делах, сексе. В 2012 г. появилась новая область незнания, отличающая старшее и младшее поколение: компьютерная грамотность, современные информационные технологии, Интернет

Информационные технологии, особенно Интернет, разделили реальность на две сферы: естественную и оцифрованную. Они взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга по эффекту сообщающихся сосудов. События и изменения в одной из них уравновешиваются информационным влиянием на другую.

Подрастающее поколение находится в настоящем, информация о будущем интересует 3%, прошлое практически не упоминается. Опрос подтвердил, что типичный подросток и сегодня скорее хочет стать взрослым, самостоятельным. Подростки, согласно исследованию, принимают и усваивают, сознательно или спонтанно, информацию, если она актуальна, эмоционально окрашена, опирается на конкретный жизненный опыт близких по возрасту социальных групп и связывает знания с реальными судьбами референтных для них людей.  Интерес к настоящему у подростков специфичен. Им важно знать, прежде всего, о себе и своих друзьях, о подростковом социуме и его субкультуре – и не только знать, а сделать эту субкультуру своей.

Информационная среда становится зависимой  от личности самого ребенка и его социума, влияние Интернета не является прямолинейным и однонаправленным, оно связано с жизненной средой подростков, их реальными интересами, занятиями. Интернет и в целом информационное пространство являются продолжением, усилением личностного и группового пространства. Сама медиасреда «подстраивается» под личностные и групповые интересы, может сужаться и расширяться в зависимости от социальной активности  субъектов. Потенциально она имеет безграничные информационные возможности, которые субъекты могут использовать.  С одной стороны, это новые возможности самореализации и самоактуализации, а с другой стороны, это может развертываться не только в позитивном направлении. Виртуализация – площадка для развития воображения и экспериментирования, но одновременно может происходить смешение и даже подмена виртуальной и жизненной реальности. Глобальность и свобода выбора предоставляют возможность для бесконечного расширения знаний и контактов, но требуют для этого новых качеств и механизмов самоорганизации, самообразования. 

1.3 Интернет-коммуникация и язык. Влияние Интернета на живую коммуникацию

Дискурс-анализ и экспертный опрос позволили сделать вывод об усилении, благодаря Интернету, автономии языка подростков.

Для общения в Интернете складывается особый язык (короткие предложения без прилагательных и знаков препинания), который может переходить в реальную жизнь, но если будет принят окружением. Решающее значение оказывает межличностная коммуникация, субкультурный механизм.

Вместе с тем, дискурс становится более сложным и дифференцированным, ситуативным, что проявилось в общении со взрослыми в интервью. Это развернутая и аргументированная речь.


Экспертами отмечается влияние клавиатурной и кнопочной письменности, а также символичности и фрагментарности, присущей форме информации в Интернете, на язык. При этом подростки стали создавать значительно больше текстов по сравнению с предыдущими поколениями.

Как показал опрос, реальное общение, свидания не уменьшились в связи с приходом массового Интернета, скорее наоборот, увеличились. Юные респонденты в массовом опросе и интервью поставили реальное общение на первое место в досуге. И подростки, и эксперты вывели в связи с этим формулу: отношения начинаются в Интернете и продолжаются в жизни, и наоборот - начинаются в жизни и продолжаются в Интернете.

Интернет начинает выполнять важные социальные функции коммуникации. В интервью респонденты рассказали, что социальные сети помогают  при общении с отцами в разведенных семьях, позволяют регулировать семейные отношения путем общения с родственниками.
Развитие коммуникативных качеств в новых условиях требует педагогических усилий и внимания. С другой стороны, Интернет дает много возможностей другого, сетевого общения. Он тренирует именно те формы общения, которые будут важны через 5-10 лет, приобретает качества, которые важны ему для будущего.

Сравнение интернет - детей с подростками, которые не пользуются Интернетом, показало, что значительно больше общаются со сверстниками, с родителями, ходят в кружки и секции, на свидания. Таким образом, это опровергает мнение, что Интернет уменьшает реальное жизненное пространство.




Каталог: files -> main -> documents -> 2015
2015 -> Методические указания для студентов очной формы обучения по выполнению
2015 -> Методическое пособие по дисциплине «информационная безопасность»
documents -> Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Деловой русский язык»
2015 -> Комплект оценочных средств Учебная дисциплина ен. 03 Информатика
2015 -> Рабочая программа учебной дисциплины ен. 02. Компьютерное моделирование для специальности 150207
2015 -> Открытый урок Тема урока: «Советские композиторы в годы Великой Отечественной войны» Учебная дисциплина «Музыкальная литература»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал