Игра как фактор развития познавательной активности детей



Скачать 34.33 Kb.

Дата08.04.2017
Размер34.33 Kb.
Просмотров141
Скачиваний0

ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Магомедова Асият Османовна студентка 2 курса ФДО ДГПУ

Прежде всего, необходимо уточнить понятие «игровая деятельность»,
«игра». Наиболее общее определение игры даёт, пожалуй, Советский энциклопедический словарь: «Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе».
Игра — один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Игра, являясь важнейшим компонентом технологии воспитания детей, становится полигоном для их социальных проб, т.е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих проблем межличностных от- ношений.
В игре складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой.
В играх присутствуют самые разнообразные ситуации:

выбор игровой роли; способ участия в игре (один, в составе группы); выбор позиции в отношениях с другими участниками;

разрешение трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха;

успех и неуспех;

другие, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения участниками игры.
Перечисленные ситуации затрагивают как ролевые отношения, складывающиеся в процессе игры, так и отношения, возникающие по поводу игры и в связи с игрой.
Несмотря на большое многообразие игр, С. А. Шмаков выделяет четыре главные черты, присущие их большинству:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

творческий, значительно импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, эмоциональное напряжение);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [2].
С. А. Шмаков анализирует различные попытки классифицировать игры и предлагает разделить игры на три большие группы: 1) игры с готовыми
(жесткими) правилами; 2) игры (вольные), правила которых устанавливаются
по ходу игровых действий; 3) игры, в которых есть и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ходу. Автор также различает каждый вид по следующим внешним призна- кам: содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования и управления, наличию аксессуаров. К внутренним признакам игры относят способности индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состязание, импровизацию, имитацию и т. д., и соответственно различают игры заданного типа и импровизационные, самобытные и подражательные, обособленные или открытые, пассивного типа или активного и т. п.[2]
Не отрицая других подходов к классификации игр, С. А. Шмаков предлагает взять за ее основу человеческую деятельность и разделить все игры на следующие виды:

физические и психологические игры и тренинги: двигательные
(спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия);

интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно- интеллектуальные игры; дидактические игры
(учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения;

социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры
(организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные);

комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность
[2]).
Подробнее остановимся на социальных играх, которые в большей мере сориентированы на социализацию ребенка.
Наиболее ярко особенности этого типа игр С. А. Шмаков раскрывает в своих характеристиках сюжетно-ролевой игры. Мы приводим их близко к авторскому тексту. Итак, ролевая игра имеет социализирующий эффект, поскольку она:

представляет собой форму моделирования ребенкомпрежде всего социальных отношений;

воссоздает социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме;

выступает активной формой экспериментального поведения.
Для данного типа игр наиболее адекватным мы считаем понятие социально-ориентирующей игры. Социально-ориентирующая игра — это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. То ли он идет к цели один, то ли со своим другом, то ли с большой группой детей.

Таким образом, главный педагогический смысл этих игр — создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создании ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Социально-ориентирующая игра имеет свои особеннос- ти. Так, в ней, помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения — уже не изображаемые, а действительные, реальные, Эти виды отношений тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут расходиться друг с другом. Каждая игра имеет свои отличительные признаки:
1.
Вариативность, выбор ее участниками своей роли в игре. Для детей возникает комплекс проблем: в качестве кого участвовать в игре — ведущего или ведомого; идти с командой или самостоятельно отстаивать свои интересы; какие испытания пройти.
2.
Имитация реальных социальных проблем, с которыми дети сталкиваются в жизни или могут встретить в будущем.
3.
Комплекс правил и стимулирующих факторов, которые создают соревновательный эффект.
Литература:
1.
Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно- методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. — М., 2002.
2.
Шмаков С. А Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.
3.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. - М.,
2001.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал