Градостроительные аспекты мобильных поселений в библейских текстах



Pdf просмотр
страница1/25
Дата12.02.2017
Размер5.02 Kb.
Просмотров1469
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

6 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 | АРХИТЕКТУРА
архитектура
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОБИЛЬНЫХ ПОСЕЛЕНИЙ
В БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТАХ
Балакина Людмила Александровна,
Канд. арх, доцент каф. Градостроительства и п.с.н.м. КГАСУ г. Казань
АННОТАЦИЯ
Интерпретация сведений о древнейших поселениях, извлечённых из текстов Библии, даёт возможность дополнить
знания о раннем этапе их развития. Впервой книге Бытие встречаются упоминания о кочевых поселениях разных наро-
дов. В подробных описаниях Стана Израильского автором выявлены градостроительные признаки и определены прин-
ципы формирования его гипотетической планировочной структуры как кочевого поселения.
Ключевые слова Библия, Стан Израильский, гипотетическая планировочная структура, градостроительный архе-
тип.
TOWN PLANNING ASPECTS OF MOBILE SETTLEMENTS
IN THE BIBLICAL TEXTS
ABSTRACT
Interpretation of information about the ancient settlements, extracted from the texts of the Bible, makes it possible to supplement
the knowledge of the early stage of their development. In the first book Genesis there are mentions of nomadic settlements of
different nations. In detailed descriptions С of Israel, the author revealed some urban attributes and determined the principles
the formation of his hypothetical planning structure as a nomadic settlement.
Keywords: the Bible, СВ основе мировой градостроительной культуры лежит система
религиозно-космогонических представлений и идеалов, имеющая свои истоки в глубокой древности.
И.А. Бондаренко [3, с.19]
Сложность изучения истории архитектуры и градостроительства возрастает при обращении к периоду дописьменной истории общества, который реконструируется главным образом на основе археологических данных. Обращение к Библии не только как Священному Писанию, но и как древнейшему письменному источнику, осмысление и интерпретация её текстов может дать возможность углубить и расширить знания о первых письменных сведениях по организации среды обитания, о появлении архетипов и архитипов построек и поселений в библейской истории [2, с. Цель данной статьи – дополнить новыми сведениями знания о древнейших поселениях на раннем этапе развития обитаемого пространства, проследить библейские корни нынешней светской истории градостроительства на примере формирования кочевых поселений. В библейской истории встречаются различные виды поселений кочевые станы, деревни, селения, города, области, земли, которые часто упоминаются вместе с названиями (напр, селения
Химам [Иер.41(17)], Вифания [Иоан.11(1)], города Дамаск Быт) и др, Иерихон [И.Нав.2(1) и др, Иерусалим Цари мн. др, Рим [Деян.28(16) и др и множество других. Станы упоминаются в восемнадцати книгах Ветхого Завета (Быт, Исх, Лев, Чис., Втор., И.Нав., Суд, 1Цар.,
2Цар., 3Цар., 4Цар., Пар, Пар, Пс, Ис., Иер., Иез., Зах.) ив двух книгах Нового Завета (Евр, Откр.). Первые сведения о стане встречается в книге Бытие при описании обстоятельств встречи братьев Иакова и Исава.
Иаков «сделался… весьма богатыми было у него множество мелкого скота и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов Быт. И когда уходил он, то взял с собою детей своих и жён своих,… весь скот свой и все богатство своё» (жили они в шатрах) Быт. Когда Иаков разделил свой стан на два стана Быт, то Исав, увидев его детей, жён и служанок, сказал это множество а это была лишь половина всего стана Иакова). Иаков послал из того, что у него было, в подарок брату двести коз, двадцать козлов, двадцать овнов, тридцать верблюдиц сих жеребятами, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов. Исав тоже не был бедным, поскольку пошёл навстречу брату и с ним четыреста человек Быт. О величине этих станов можно судить ещё и последующим данным И взял Исав жён своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и стада свои, и весь скот свой, и все имение свое,… и пошёл в другую землю от лица Иакова,… ибо имение (имущество) их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их [Быт.36(6-
7)].
Станами проживали различные разноплеменные народы, ведущие кочевой образ жизни «воззрел Господь на стан Египтян…» [Исх.14(24)], стан же Мадиамский… был в долине [Cуд.7(8)], увидел Саул стан Филистим- ский» [1Цар.28(5)], народ разграбил стан Сирийский
[4Цар.7(16)], убежал из стана Израильского [2Цар.1(3)]. Помимо гражданских, в ветхозаветных текстах встречают-

7 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 | АРХИТЕКТУРА
ся упоминания о военных станах, но без каких-либо сведений о них [И.Нав.10(5), Иез.1(24)]. В апокрифах также стан упоминается как военный лагерь [1Мак.6(30-32)].
Из приведённых цитат следует, что в понятие стан включаются люди, их шатры и прочее имущество, а также домашние животные. Количество людей в станах исчислялось сотнями, десятками сотен, а количество домашних животных – десятками и сотнями стад. Имущество представляло собой весь арсенал необходимых вещей (одежда, обувь, хозяйственная и бытовая утварь, оружие, продукты, материальные ценности и т.д.). О планировочной структуре этих станов каких-либо данных нет.
Наиболее подробные сведения об особенностях кочевой жизни встречаются при описании станов еврейских племенных союзов. Упоминания о Стане Израильском выявлены в девяти книгах Ветхого Завета (Исх, Лев, Чис., Вт, И.Нав., Суд, 1Цар., Пар, Пси водной книге Нового Завета (Евр. По сравнению с другими станами в описаниях Стана Израильского приводится значительно больше подробностей о численности населения, об особенностях уклада жизни, о характере жизнедеятельности, об условиях существования, местонахождении, организации пространства, об элементах планировочной структуры. Не все сведения присутствуют в конкретном выражении, некоторые сокрыты в контексте и могут быть поняты неоднознач- но.
В начале сорокалетнего странствия избранного народа по пустыни о какой-либо структуре стана ничего не говорится. Однако, уже в третьем месяце после исхода из земли Египетской, когда евреи пришли в пустыню Синайскую Исх, «Моисей… поставил себе шатёр вне стана и назвал его скиниею собрания;… и когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставали становился каждый у входа в свой шатёр и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию Исх. На основании этого описания можно отметить, во-первых, появление некоторой упорядоченности в расположении шатров, необходимой для визуальной связи со скинией Моисея, во-вторых, логично предположить, что эта скиния могла находиться на возвышенном месте. Когда стан располагался у горы Синай, у него ещё не было определённой структуры, ион вполне мог иметь какую угодно конфигурацию, в том числе и подковообразную как наиболее рациональную при таком местоположении. Уже тогда упоминаются ворота Исх, что говорит о том, что он был огорожен.
С первого дня первого месяца второго года странствия центральное место в стане Израильском заняла другая Скиния (Скиния Завета или Скиния-святилище, иногда в Писании её также называют Скиния собрания, сооружён- ная по Божьему повелению Исх. Теперь уже именно сюда приходил Моисей и другие священнослужители для молитвенного общения с Богом, присутствие которого проявлялось в столпе облачном или столпе огненном [Чис.14(14)].
И только через месяц после появления этой Скинии Бог определяет и будущую регулярную структуру стана [Чис.2(1-32]. Вокруг сакрального пространства Скинии се двором, ориентированным входом на восток, левиты должны были отправлять службы при скинии и располагаться в непосредственной близости к ней
[Чис.3(7,23,29,35)]. Ас передней стороны… к востоку перед скиниею собрания должны ставить стан Моисей и
Аарон и сыны его…» [Чис.3(38)]. Затем размещались своими станами двенадцать колен Израилевых в строго определенном Богом порядке потри стана по странам света
[Чис.2(1-3,5,7,10,12,14,18,20,22,25,27,29)].
«В первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской… сказал Господь Моисею исчислите всё общество сынов Израилевых породам их, по семействам их, по числу имён, всех мужеского пола поголовно…» [Чис.1(1,53),2(2)], и стало известно точное их число. Слуги и рабыне исчислялись при переписи, но написано, что при исходе из Египта множество разнопле- мённых людей вышло сними Исх. Численность населения в Стане Израильском была приблизительно 2,5 млн человек (такие данные приводят многие исследователи, например, проф. богословия А.П. Лопухин) [5, с. 126]. Такое количество людей в стане кажется невероятным Однако, в Библии сказано, что перед исходом сыны
Израилевы расплодились… чрезвычайно, и наполнилась ими земля та Исх, что можно считать косвенным подтверждением результата подсчёта. При такой огромной численности населения Стан Израильский должен был быть предельно компактным, иметь регулярную структуру и, соответственно, рациональные пешеходные связи при нерегулярной планировке сложно было бы соблюдать установленный Богом порядок дислокации стана. У
И.Флавия читаем Евреи расположились лагерем так, что скиния помещалась как раз посередине, ас каждой стороны её стали потри колена. Их отделяли друг от друга дороги, пересекавшие весь стан… весь стан совершенно имел вид передвижного города [7, с.12].
Предположительно можно составить следующее описание Стана Израильского, используя современную терминологию. Этот стан был поселением кочевого типа. В его структуре явно прослеживаются признаки упорядоченности, регулярности и чёткое функциональное зонирование. Зона общественного пространства формируется в его середине, где центральное место занимает Скиния се двором, ориентированным входом на восток. Из контекста можно сделать предположение, что это сакральное сооружение находилось на площади, хотя впрямую об этом не сказано. Здесь могли собираться люди перед тем, как войти во двор Скинии. Но нигде не написано, приходили сюда все они сразу, или только мужчины, или представители родов, семейств. Известно лишь, что сказал Господь Моисею собери Мне семьдесят мужей из старейшин к Скинии собрания [Чис.11(16)].
Условно в стане можно выделить пять районов Центральный, Восточный, Южный, Западный и Северный, каждый из последних четырёх был поделён как бы натри микрорайона по числу колен Израилевых. Центральный район включал сакральную зону Скинии. Главная улица предположительно вела от главного входа в стан к площади со Скинией, следовательно, была ориентирована в направлении восток-запад. При таком её расположении удобно было отправляться в путь в порядке, определён- ном Богом [Чис.10(13-28)]. Жилая зона состояла из шатров различной вместимости (по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте Исх) и, очевидно, занимала обширную территорию. В пределах поселений каждого из двенадцати родовых станов, численность населения которых была от 32,2 до 74,6 тыс. жителей, планировочная структура жилой застройки, сформированной шатрами,

8 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 | АРХИТЕКТУРА
вероятно, также была регулярной. Возможно, там были свои улицы и свои площади для собраний. Пешеходные связи двенадцати родовых станов, несомненно, велик главной площади, а также к выходам через ворота, число которых из текстов неизвестно. Видимо, были и главные ворота, так как упоминается вход в стан Пара при них, наверняка, была и площадь. Лагерь вооружённой охраны, скорее всего, мог располагаться при главном входе, а посты охраны Стана Израильского, вероятно, рассредоточивались по всему периметру его внешних границ на расстоянии в пределах видимости. Об ограждении Стана Израильского конкретно ничего не сказано, но неоднократное упоминание ворот Исх) и др предполагает его наличие. За пределами стана располагались жертвенники Исх, лепрозорий Лев, Чис.5(2)], места для испражнений, стирки и помывки Лев, Вт, наверное, там были и загоны для скота Быт. Несомненно, эта зона была на некотором расстоянии от стана – те, предусматривалась некая санитарно-защитная полоса.
Обобщая приведённые сведения и предположения, можно сделать вывод о том, что Стан Израильский имел центричную конфигурацию плана правильной геометрической формы, ориентированную по сторонам света возможно, в виде правильного многоугольника с количеством сторон, кратным четырём, а скорее всего квадратной или круглой формы. Функциональное зонирование территории стана было явно выраженным, чётким. Плотность застройки была высокой. Планировочная структура была упорядоченной, пешеходные связи предельно рациональными. Границы стана были фиксированы ограждением с несколькими воротами.
В формировании планировочной структуры Стана Израильского можно выявить три этапа. От исхода из Египта до остановки у горы Синай о его структуре ничего неизвестно из текстов Библии. Вероятно, она не была регулярной, и скорее всего, все многочисленные шатры размещались вокруг шатра Моисея. По истечении третьего месяца от исхода, когда Стан Израильский расположился лагерем у подножия горы Синай, наметилась некоторая упорядоченность в его структуре, обеспечивающая визуальную связь всех шатров со скинией Моисея.
3. Спустя почти два года после исхода из Египта Стан Израильский обрёл строгую планировочную структуру в соответствии с Божьим повелением [Чис.1(1,53),
2(2)], которая просуществовала 38 лет (он прекратил своё существование в связи с обретением Земли обетованной).
Среди многочисленных иллюстраций к различным библейским сюжетам встречаются изображения Стана Израильского в основном это символические схемы расположения колен Израилевых. Удалось найти некоторые планировочные признаки этого стана в настенной росписи синагоги в Дура-Европос 244-245 гг. (Рис. В композиции этого изображения образно и лаконично отражена Божественная суть этого сакрального поселения. По центральной вертикальной оси наверху изображена Скиния как символ Божественного присутствия и менора, а 12 шатров (пос каждой стороны) символизируют 12 колен Израиля и отражают упорядоченность их равноудалённого расположения относительно Скинии и пешеходные связи к ней. Система формирования Стана Израильского в соответствии с библейскими сведениями явно прочитывается во втором представленном изображении (Рис. Указания Создателя о размещении х станов по странам света, под знамёнами которых становились ещё по 2 других стана без знамён (после него, далее, потом [Чис.12(5-6,14 и далее, дало основание автору расположить их ближе к Скинии, а подчинённые им станы размещены соответственно иерархии. Все выявленные автором элементы планировочной структуры Стана Израильского изображены в виде реконструкции схематичного плана (Рис.3).
На основании анализа сведений, извлечённых из библейских текстов, определены некоторые характерные черты гипотетической планировочной структуры Стана Израильского как места обитания. Божественный замысел и реализация. Обособленность от внешней среды. Правильная геометрическая форма территории.
4. Центричная планировочная структура.
5. Сакральная ценность в геометрическом центре, ориентированном по странам света. Сакральная ценность – композиционная доминанта. Главный вход в станс востока. Главный путь к центру с востока.
Таким образом, можно придти к заключению, что
«ограждённость упорядоченного пространства, противопоставленного окружению, выделение преград, границ территорий наделяет Стан Израильский важнейшими признаками градостроительного образа [3, с. Однако, имеющихся сведений недостаточно, чтобы однозначно трактовать его пространственную организацию, поскольку в Библии при описании всех событий, прежде всего, акцентируется духовный аспект (это был стан Господень Пар – поселение избранного народа. Планировочная структура Стана Израильского символически отображает суть мироздания, и этот библейский образ как архетип генетически проявляется в структуре поселений последующих периодов их формирования.
Из истории градостроительства известно, что с древнейших времён в основе планировочных структур поселений положены небесный Круги земной Квадрат. Их диалектическое противостояние… пронизывает буквально всю историю градостроительства и, можно сказать, составляет одну из её главных сюжетных линий, с 7, с. Традиционно в качестве примеров регулярных поселений приводят древнеримские военные лагеря, где композиционной основой являются главные планировочные оси
«кардо» и «декуманос», ориентированные по странам света. Наука располагает артефактами регулярной организации поселений Древнего Египта и Древней Месопотамии
(3-2 тыс. лет до н.э.), но какие-либо достоверные сведения о самых ранних поселениях отсутствуют. При аналитическом исследовании текстов Библии, древнейшего письменного источника, был выявлен образ Стана Израильского как гипотетический градостроительный архетип [1, с. Авторская интерпретация планировочной структуры Стана Израильского не претендует на окончательность суждений. Исследования в этом направлении могут быть продолжены.

9 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 | АРХИТЕКТУРА
Рис. 1. Настенная роспись синагоги в Дура-Европос 244-245 гг.
Рис. 2. Схема размещения 12 колен Стана Израильского

10 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 | АРХИТЕКТУРА
Рис. 3. Стан Израильский. Гипотетический схематичный план по книге Числа. Графическая интерпретация архитектора Л.А. Балакиной.
Источники исследования:
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. Перепечатаны с Синодального издания М Рос. библейское общество, 2001. – 925 с, – 294 с.
Ветхий Завет Бытие (Быт, Исход (Исх, Левит (Лев, Числа (Чис.), Второзаконие (Вт, Книга Иисуса Нави- на (Нав.), Книга Судей Израилевых (Суд, Первая книга Царств (1Цар.), Вторая книга Царств (2Цар.), Третья книга Царств (3Цар.), Четвертая книга Царств (4Цар.), Первая книга Паралипоменон (Пар, Вторая книга Паралипоме- нон (Пар, Псалтирь (Пс, Книга Пророка Исайи (Ис.), Книга Пророка Иеремии (Иер.), Книга Пророка Иезекииля
(Иез.), Книга Пророка Захарии (Зах.). Новый Завет От Иоанна святое благовествование
(Иоан.), Деяния святых Апостолов (Деян.), Послание к Евреям (Евр, Откровение Иоанна Богослова.
Неканонические (апокрифические) книги Ветхого Завета славянской Библии (по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена по заказу Казанской епархии, 1994: Первая книга Маккавейская (1Мак.).
Список литературы:
1. Балакина, Л.А. Архитектурно-градостроительные архетипы древнего мира учеб. пособие. – Казань КГАСУ,
2008. – 131 с. Балакина Л.А. Архитектурная интерпретация и систематизация построек и поселений, выявленных в библейских текстах / Дисс. канд. арх. Казань, 2008. – 208 с. Бондаренко И.А. Градостроительное мышление средневековой Руси традиции и идеалы / Дис. д-ра архитектуры в форме науч. докл. / И. А. Бондаренко. – Мс. Гутнов, А.Э. Мир архитектуры Лицо города / А.Э.
Гутнов, В.Л. Глазычев. – М Молодая гвардия, 1990. – 350 с. Лопухин, А. П. Библейская история Ветхаго Завета А. П. Лопухин. – Репринт. воспр. изд. 1887 г. – е за- гран. изд. – Монреаль Монреальская и Канадская Епархия Православной Церкви заграницей с.
6. Поляков, Е.Н. Воплощение античных космологических концепций в культовом зодчестве Древней Греции и Рима / автореф. дисс. докт. иск. - Барнаул – 2013.
7. Флавий, И. Иудейские древности / И. Флавий; перс греч. Г. Г. Генкеля; подгот. текста, предисл. и прим. Г.И.
Довгяло, КА. Ревяко, В. А. Федосика. – Минск Беларусь,
1994. – Т. 1, 3, 12.

11 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 | АРХИТЕКТУРА
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В Г.
ШЕБЕКИНО*
Перькова Маргарита Викторовна
Профессор, кандидат архитектуры, БГТУ им. В.Г. Шухова,
заведующий кафедрой Архитектуры и градостроительства,
г. Белгород
Заикина Анастасия Сергеевна
Магистрант, БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблемам регулирования и перспективам развития открытых общественных пространств
г. Шебекино. Проблемы малых городов сложны, многоплановы, их объединяет неспособность решать проблемы соб-
ственными силами. Они являются отражением эффективности территориальной организации общества, ив первую
очередь, рассматриваются как проблемы организации среды жизни и соответствия стандартами особенностям
«образа жизни. Эти и другие проблемы может решить разработка комплексного стратегического плана развития
малых городов на основе предварительного масштабного исследования.
ABSTRACT
This article about problems of design and regulations of outdoor public places in the Shebekino town. The small towns have
difficult problems, moreover, they can’t to solving it independently. They are reflection of the effectiveness of territorial public
organizations, as result, small town’s problems considered like a “habitat” organizations and “life style” standards problems.
The design of a comprehensive strategic development plan of small towns, which based on extensive research, can solving this
and many others problems.
Ключевые слова: малые города, среда жизни, качество жизни, устойчивое развитие, открытые общественные
пространства.
Keywords: small towns, habitat, life’s level, stable development, outdoor public places
ных зон, центров общественного и локального значения. В большинстве своем градостроители предпочитают использовать методику изучения и проектирования, базирующуюся на внимании к пользователям общественных пространств, предлагая двигаться от сценариев использования пространств к форме и содержанию [5]. Задачи общественных пространств не ограничиваются привлечением людей, они обладают потенциалом для развития города, формирования социальной среды, улучшения качества жизни, увеличения социальных и культурных ценностей и т.д.
Основная часть. Рассмотрим особенности формирования общественных пространств в г. Шебекино Белгородской области в настоящее время. Опорными элементами планировочной структуры Шебекинского района являются поймы рек Корень, Короча, Нежеголь и их притоки, формирующие природные планировочные оси и лесные массивы, являющиеся естественными барьерами городского развития. Анализ функционального зонирования в границах города Шебекино показывает, что характерной особенностью планировки города является наличие промышленной зоны разными классами вредности в центре города рис. 1, рис. 2).
Введение. Открытые общественные пространства являются важнейшим элементом планировочной структуры города, поскольку, в первую очередь, они характеризуют качество жизни населения в целом, отражают уровень развития социальной и культурной инфраструктур, формируют общий облик города. Исследование феномена малых городов требует междисциплинарного комплексного подхода
- использование философских, социологических, экономических и других знаний [7]. Современный этап развития городской среды малого города характеризуется повышенным интересом к общественным городским пространствами их социальной роли, взаимосвязью между поведением человека и параметрами городского пространства. В последнее десятилетие тема общественных пространств как фактора повышения качества жизни стала центром профессиональных дискуссий во всем мире [1,2,3,5,7,9,10].
Методика. В состав общественных пространств города входят пешеходные коммуникации и зоны территории активно посещаемой общественной застройки, предназначенные для использования неограниченного круга лиц территории озеленения, расположенные в составе населенного пункта, примагистральных и многофункциональ-

12 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 | АРХИТЕКТУРА
Рисунок 1. Схема функционального зонирования г. Шебекино Рисунок 2. Схема классификации промышленных зон г. Шебекино с радиусами воздействия Рисунок 3. Схема зон рекреационного назначения,
сост. Перькова МВ, Агаркова Т. Рисунок 4. Схема расположения объектов культурного наследия,
сост. Заикина А.
Из рис. 2. видно, что в границах города и вблизи водных ресурсов размещается большое количество промышленных объектов, радиусы воздействия, на среду обитания и здоровье человека, которых местами совмещаются с селитебной, рекреационной и общественно-деловой зонами. Это и наличие свалки ТБО в непосредственной близости от населенного пункта и водоочистных сооружений является отрицательным показателем при оценке благоприятности открытых общественных пространств и территории города в целом.
Исследуемые открытые общественные пространства являются рекреационными зонами в составе парков, скверов и бульваров (рис. 3), территориями, прилегающими к объектам социальной инфраструктуры различного типа (рис. 4, риса также располагаются в административной зоне заводов и прочих производственных объектов (рис. 2).

13 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 | АРХИТЕКТУРА
Рисунок 5. Схема размещения объектов социальной инфраструктуры относительно селитебной зоны, сост. Заикина А.
Формирование социальной инфраструктуры, состава учреждений культурно-бытового обслуживание повседневного и периодического пользования происходит на сегодняшний день на основе подходов индустриального проектирования, основанного на конструкции население Городские учреждения культуры определяют духовную жизнь Шебекино, являются для жителей одним из главных мест отдыха и коллективного общения, центром формирования общественного мнения, информационным полем, а также зоной реализации и развития творческих способностей Однако общественные пространства, формирующиеся вокруг объектов социальной инфраструктуры, характеризуются отсутствием качественной городской среды и наличием между ними пешеходных связей. Основная инфраструктура располагается вдоль улицы Ленина. Анализируя такие территории по социальным показателям необходимо отметить, что в данном населенном пункте отсутствуют инновационные практики организации населения в городской среде (городское сообщество и пространство, городское приватное пространство и прочее) [7]. Общественные пространства не дифференцированы согласно половозрастной структуре города. Необходимо отметить расчлененную структуру селитебных территорий, что создает изолированные участки жилой застройки от объектов социальной инфраструктуры. Положительным критерием является развитая библиотечная система для всех групп населения.
Анализ общественных пространств города Шебеки- но заключается в определении степени благоприятности/
пригодности для комфортного пребывания на территории открытых общественных пространств населенного пункта. Данное исследование отражает потребности общества в формировании среды жизнедеятельности.
Основываясь на концепции исследования городских пространств датского ученого Яна Гейла [1,2], был произведен анализ малого города по «12 критериям. Это метод суммарной субъективной оценки качества общественного пространства. Его методика анализа состоит из нескольких этапов натурного исследования (табл. 1), количественных и качественных оценок [1]. При оценке общественных пространств учитывались социально-бытовые, экологические и внешние уровни благоустройства. За основу исследования также были взяты данные социальных и экономических прогнозов, характеризующие перспективы развития города Так как Шебекино является одним из промышленных городов Белгородской области и имеет три животноводческих агрохолдинга, то следует учитывать гигиенические условия и требования охраны природы. Несмотря на то, что в Шебекино часть промышленных объектов прекратили свою деятельность, состояние экологии по оценке экспертов остается удовлетворительной.
Исследование проводилось по результатам опросов, респондентами которых выступали представители основных возрастных групп населения (молодежь, родители с детьми, взрослые и пожилые, и натурных обследований территорий, прилегающих к объектам социальной инфраструктуры, учитывая сезонность. Таблица с критериями оценки представляет собой агрегированные данные, первоначально собранные с основных открытых общественных пространств, таких как площадь Ленина, площадь Химиков, площадь Горяинова, Аллея Славы, Центральный парк культуры и отдыха, прилегающие территорий библиотек, церквей и храмов, а также места памяти Великой Отечественной войны (ВОВ).

14 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 | АРХИТЕКТУРА


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал