Главным герои



Скачать 25.67 Mb.
Pdf просмотр
Дата11.02.2017
Размер25.67 Mb.
Просмотров102
Скачиваний0

ГЛАВНЫМ ГЕРОИ
Юркие и Вместительные микроавтобусы РАф В советское Время моЖно было Встретить по Всей стране. Они работали маршрутными такси, Выполняли обязанности карет скорой помощи, ел \ Аил и надежными помощниками (I дальних командировках. Их любили, и со
Временем ласкоВо-умсныиительным слоВом «рафик» /кишели страны ОоВетоВ стали называть
любой микроавтобус, независимо о т его марки и страны происхождения.
Работа над новой моделью микроавтобу­
са началась в Риге в 1963 году. В это же время руководство страны провозгласило приоритет химической промышленности.
Инновационные материалы стали активно внедряться во всех отраслях промышлен­
ности, в том числе и в автопроме. Новый автомобиль на Рижской автобусной фабрике
(РАФ) решили делать пластмассовым, из армированного стекловолокна, которое все более входило в моду в автокузовостроении.
В Латвии это была первая попытка примене­
ния стеклопластика, поэтому вместе с кон­
структорской группой (главный конструк­
тор В. Силе) работала группа химиков во главе с А. Роскалнсом. Внешним видом будущего микроавтобуса, получившего обо­
значение РАФ-982, занимались художники и дизайнеры под руководством И. Акиса.
Смещение Н. Хрущева с должности Гене­
рального секретаря ЦК КПСС в 1964 году па­
губно отразилось на этом проекте. В стране были приостановлены работы по изуче­
нию неметаллических материалов. Новое руководство РАФа поспешило свернуть проектирование стекловолоконного кузова, тем более что в 1965 году единственный изготовленный опытный образец РАФ-982 при возвращении с показа из Москвы попал в серьезную аварию, в которой пострада­
ли пассажиры. Это и послужило поводом для прекращения на РАФе экспериментов с пластмассовыми кузовами. Правда, в 1970 году был построен микроавтобус
РАФ-982П со стеклопластиковым кузовом, но уже не на РАФе, а в московском НАМИ.
После неудачи со стеклопластиком на за­
воде вернулись к созданию перспективных микроавтобусов с металлическими кузо­
вами, теперь уже на конкурсной основе между двумя творческими группами. Каж­
дый коллектив должен был спроектировать свой вариант и построить по два опытных образца (всего 4 автомобиля). Первую группу возглавил А. Мейзис (машины по­
лучили индекс РАФ-982-1), вторую А. Берге
(РАФ-982-2). Обязательное условие, предъ­
являвшееся к проектам: микроавтобус должен базироваться на агрегатах ГАЗ-21
«Волга» и быть двенадцатиместным.
Первыми увидели свет автомобили группы
Мейзиса. Они полностью соответствовали техническому заданию. Более того, на них попытались устранить главный недоста­
ток всех «рафиков» перегруженный передний мост. Для этого конструкторы применили новую полукапотную компонов­
ку, переместив водителя за переднюю ось
(как на современной «Газели»). Зто зна­
чительно улучшило перераспределение веса между осями. Кроме того, повысилась безопасность пассажиров на передних местах, а доступ к двигателю для обслу­
живания стал более удобным. Внешний дизайн РАФ-982-1 разработан непосред­
ственно рижскими конструкторами, а вот для проектирования салона микроавтобуса были приглашены специалисты из НАМИ.
Несмотря на новую компоновку, РАФ-982-1 внешне получился очень консервативным и массивным, да и вообще машина оказа­
лась слишком тяжелой.
Опытный образец РАФ-982-1
Пассажир «секретной» машины в 1968 году очень недоволен, что оказался в фотообъективе случайного прохожего

ГЛАВНЫЙ
герои
Совсем с другой стороны к делу подош­
ли в группе Бергса. Они не стали менять привычную для «рафиков» компоновку, а постарались сделать новую машину как можно легче, воздушнее, с совершенно футуристическим дизайном. Правда, с проектными работами они сильно за­
держались, их первая и пока единствен­
ная машина была готова лишь в начале
1968 года. Первый образец РАФ-982-2 имел необычный и красивый кузов, нарисо­
ванный Артуром Эйсертом, членом Союза художников СССР. По сравнению со старой моделью РАФ-977ДМ, новый микроавтобус более «приземленную» модель РАФ-982-1.
Его недостатки в конструкции казались легче устранимыми.
Но этим решением был очень недоволен тогдашний директор РАФа Илья Иванович
Позняк. Он полагал, что только «ультрамод­
ный» РАФ-982-2 сможет подвигнуть мини­
стерство принять решение о строительстве нового автозавода РАФ. Предприятие в Риге уже задыхалось в старых цехах, постро­
енных еще в 30-х годах и не рассчитан­
ных на интенсивный рост производства.
А спрос, особенно на медицинские версии
«РАФов», оставался неудовлетворенным.
Здесь монтировали наиболее современное по тем временам оборудование: мощные прессы для штамповки крупных панелей, автоматизированные сварочные линии сборки кузова, высокопроизводительные установки для грунтовки и окраски машин.
Завод в Елгаве стал самым большим пред­
приятием по производству микроавтобусов в Советском Союзе.
Пока шло строительство завода, специали­
сты РАФа совместно с коллегами из НАМИ занимались доводкой опытной машины.
При работе над ней стремились решить четыре важнейшие задачи: улучшить
Менять компонобку «рафикоВ» не стали, а постарались
сделать машину с совершенно футуристическим дизайном
стал чуть-чуть шире и немного короче, а вместимость, вопреки техзаданию, осталась прежней, 11 человек. Первые же испытания РАФ-982-2 показали, что главная проблема неравномерного распре­
деления веса по осям у машины не только не исчезла, но и усугубилась. Не был решен и вопрос безопасности пассажиров на передних местах.
На показ в Министерство автомобильной промышленности в Москве в 1968 году привезли оба варианта, чтобы продемон­
стрировать высокий потенциал небольшого завода. Межведомственная комиссия, куда, помимо сотрудников министерства, входили представители НАМИ и медики
(завод РАФ являлся основным поставщиком медицинских автомобилей), склонялась к тому, чтобы запускать в производство
Поэтому руководству завода путем лобби­
рования своих интересов все же удалось убедить министерство еще раз вернуться к вопросу выбора прототипа для серийного производства.
Тем более, к повторному показу в Москве в 1971 году подоспел второй экземпляр опытного РАФ-982-2 (напомним, каждая группа строила по два экземпляра своих микроавтобусов). На этой машине авторы проекта постарались учесть и исправить многие недочеты первого. Он уже не был столь авангардно-вызывающим, хотя и сохранил общую стилистику кузова. Усо­
вершенствованный автомобиль выглядел намного более выигрышно, и окончатель­
ное решение не заставило себя долго ждать: под РАФ-982-2 начал строиться но­
вый автозавод в 50 км от Риги в Елгаве. технико-экономические показатели, сделать микроавтобус конкурентоспособ­
ным на внешнем рынке, предусмотреть возможность создания на его базе боль­
шого количества модификаций. Наконец, поскольку новая модель создавалась под новый завод, она должна была хорошо приспособиться к массовому производству.
В результате этой работы из РАФ-982-2 по­
лучился практически новый автомобиль со своим собственным индексом РАФ-2203.
Несущий кузов переработали настолько, что опытные РАФ-982-2 в нем узнавались уже с трудом. Агрегаты для РАФ-2203 позаимствовали от нового легкового ав­
томобиля ГАЗ-24 «Волга» (двигатель, КПП, рулевой механизм), а ряд узлов и деталей унифицировали с другими машинами, про­
изводимыми в СССР. Так, рессоры задней подвески у него были аналогичны рессорам автомобиля «Чайка».
Новый «РАФ» стал безопаснее и ком­
фортабельнее по сравнению с моделью
РАФ-977ДМ. Изменились пропорции, сни­
зился центр тяжести, что вместе с удач­
ным выбором элементов подвески сделало машину более устойчивой, маневренной и удобной, хотя проблемы с развесов- кой по осям сохранились. Повышала безопасность и двухконтурная раздель­
ная система привода тормозов. В салоне устанавливались травмобезопасные раздельные сидения для всех пассажиров.
Для обеспечения пассивной безопасности выступающие детали салона закрывались накладками из эластичного материала, а стёкла выполнялись трехслойными, типа
«триплекс».

глдвиым герои
Олимпийская серия
В преддверии Олимпиады-80 Рижскому заводу поручили подготовить несколько специальных версий микроавтобусов для ее обслуживания. Всего с 1979-го по январь 1980 года было создано семь раз­
личных модификаций, выпущенных общим тиражом около 300 экземпляров. Все они разработаны рижскими конструкторами и изготовлены в цехе мелких серий в Риге, на старой территории завода.
Любая Олимпиада начинается с тради­
ции зажигать огонь в Олимпии. Почетную миссию — обеспечить сохранность огня на всем пути из Греции в СССР возложили на специальные автомобили сопровождения олимпийского огня РАФ-2907. Их салоны оснастили столом, двумя диванами, неболь­
шим гардеробом, холодильником и кон­
диционером. В машине ехали хранители олимпийского огня. В задней части автомо­
биля располагались запасные факелы,три из которых горели постоянно, а три находились в полной готовности. Доступ к ним был возможен на ходу как изнутри кабины, так и снаружи, ведь каждые 10 минут в факелах в руках спортсменов, бегущих рядом с маши­
ной, требовалось заменять газовый баллон.
Весь путь на равнинных и горных дорогах эти микроавтобусы ехали со скоростью бегуна. Обычная серийная машина на та­
кой скорости давно бы перегрелась, но на
РАФ-2907 стоял радиатор большого объема, а вентилятор системы охлаждения приво­
дился в действие специальным электриче­
ским мотором. Этих машин было несколько, так как на границе огонь разделили, а отсю­
да эскорты отправились не только в Москву, но и в Таллинн, Минск, Киев.
Также для нужд Олимпиады были созданы специальные автопоезда, курсировавшие по Олимпийской деревне.
А 0 это Время
1976
го
Чемпионом СССР по хоккею становится команда «Спартак», вратарем которой в то время был В. Зингер {на фото:
четвертый слева в
нижнем
ряду).
5 апреля сошли с конвейера первые серийные машины ВАЗ-2121 «Нива».
СССР запускает первый междуна­
родный экипаж в рамках программы
«Интеркосмос» в составе советского летчика-космонавта А.А. Губарева и космонавта-исследователя, граж­
данина Чехословацкой Социалисти­
ческой республики
В.
Ремека.
Космонавты (слева направо) Г. Греч­
ко, В. Ремек, А. Губарев и Ю. Рома- ненко обсуждают итоги совместного

ГЛАВНЫМ__герои_«Город_принял»__(ре*._В._МаксакоВ,_1979_год)_Капитан_Станислав_Тихонов_Возглавляет_оперативную_бригаду_МУРа._В_течение_суток'>ГЛАВНЫМ
герои
«Город принял»
(ре*. В. МаксакоВ, 1979 год)
Капитан Станислав Тихонов Возглавляет оперативную бригаду МУРа. В течение суток
оперативникам приходится разоблачать автомобильного афериста, помогать рожениие,
участвовать В погоне за грабителями, задерживать опасного реиидиВиста. Как практическ
любой советский детектив, фильм был бы неполным без романтической линии: Врачом
В бригаду Станислава назначается его быВшая Возлюбленная Маргарита Ушакова.
Во Всех приключениях героеВ сопровождает желтый «рафик» с синим проблесковым маячком
милицейская машина, какие часто Встречались В т е годы на улицах городов СССР.
" „
1 1 1 I
' > i

Ш7Ъ'
■ 71
Модернизация
Первый серийный РАФ-2203 выехал со сборочной линии в декабре 1975 года, а в феврале 1976-го началось массовое производство данной модели. Автомобили
1976 года выпуска имели ряд особен­
ностей, прежде всего, приборную панель с круглыми циферблатами. Год спустя на
«рафики» поставили комбинацию при­
боров от ГАЗ-24 «Волга», а по левому боку в районе среднего окна появилась неболь­
шая вентиляционная решетка, впрочем, скоро упраздненная.
В 1976 году завод переименовали в честь
XXV съезда КПСС, а в 1979-ом выпускаемому микроавтобусу присвоили Знак качества, подтверждающий высокий технический уровень и приличное качество выпускае­
мых машин, сильно ухудшившееся, однако, к концу 80-х годов. Накануне 1980 года на микроавтобусах исчезли спереди «волгов- ские» подфарники, а лампочки габаритных огней стали монтировать в фары. С задней подъемной двери убрали надпись «РАФ».

ГЛАВНЫМ
герои
Вариант из Суоми
В 1979 году финская компания TAMRO по за­
казу Советского Союза начала переоборудо­
вать микроавтобусы РАФ в реанимационные и специальные медицинские автомобили.
Проект оказался слишком дорогим, поэтому сотрудничество с финнами не было долго­
временным. Тем не менее, такие реани­
мационные автомобили скорой помощи в те­
чение нескольких лет поставлялись в нашу страну и выделялись из общего потока необычной раскраской (лимонного цвета с ярко-оранжевыми полосами) и высокой крышей, позволяющей реанимационной бригаде работать в салоне машины в пол­
ный рост. «Реанимации» имели некоторые незначительные внешние отличия между отдельными партиями. Помимо реанима­
ционных автомобилей, TAMR0 поставила в СССР партию специальных патологоанато- мических автомобилей. От других микро­
автобусов РАФ их отличало полное отсут­
ствие остекления грузового отсека. Внутри располагалась холодильная камера, которая работала как от генератора автомобиля, так и от наружной силовой электросети.
18 апреля состоялась самая про­
должительная в истории профес­
сионального бейсбола игра. В ней приняли участие команды Низшей лиги
Rochester Red Wings и Pawtucket
Red
Sox
на стадионе McCoy, Потукет, в
Род-Айленде, США.
Игра продли­
лась
8 часов 25
минут.
Эмблема
РАФ-2203 получил собственную ориги­
нальную заводскую эмблему, устанавли­
ваемую на радиаторную решетку спереди.
На ней название завода было замысловато вписано латиницей в силуэт микроав­
тобуса. Кстати, редкий случай в авто­
мобильной геральдике: на эмблеме был изображен тот автомобиль, на котором она установлена. Пикантности эмблеме добавляли и латинские буквы (несмотря на государственность русского языка в СССР), придающие налет «заграницы» всем микроавтобусам РАФ.
Москва встречает американскую школьницу Саманту Смит, ставшую всемирно известной благодаря пись­
му, которое она написала Генераль­
ному секретарю
ЦК КПСС
Ю.В.Ан­
дропову.
В
письме девочка выражала беспокойство из-за ядерной угрозы со стороны
СССР. В
ответ Андропов пригласил ее в Москву. Саманта Смит была символом мира в глазах совет­
ских граждан.
27-28 января состоялся пленум ЦК
КПСС,
ставший официальной точкой отсчета начала перестройки. На нем было принято решение о необходи­
мости альтернативных выборов в Со­
веты, а также взят курс на поддержку развития кооперативов.

ТОРМД
и «метшие
О
РАФ-2203 последних выпусков комплектовались новой
«высокой» приборной панелью
О
Место водителя на «Латвиях» было вполне удобным для работы,
но небезопасным. Отсутствие перед водителем капота, а соответ­
ственно, и деформируемых зон, минимизирующих последствия аварии,
слабый несущий кузов самой машины — вот основные причины,
которые сильно снижали пассивную безопасность РАФ-2203
О
До конца 80-х годов на «Латвии» устанавливали комбинацию приборов
от ГАЗ-24 «Волга»
1^ШН

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
*
О
Габаритные огни на крыше и задних стойках кузова присутствовали
на РАФ-2203 только до середины 80-х годов
О
Задняя светотехника —унифицированные сигнальные огни,
которые использовались впоследствии на всех советских автобусах, —
впервые появились именно на новых «Латвиях»
О
Запасное колесо находилось фактически в салоне машины, и, чтобы оно
не привлекало внимание, его прикрывали специальным кожухом
О
Электромотор отопителя ветрового стекла выдавался в салон, оказы­
ваясь прямо под ногами переднего пассажира. Сейчас бы такое решение
однозначно признали неприемлемым

■ 1 1

шт
О
Индивидуальные анатомические кресла на РАФ-2203 шаг вперед
по сравнению с предшественниками. Но они оказались непрочными,
быстро разбалтывались и приходили в негодность
О
Большая и тяжелая задняя дверь удерживалась в открытом положении
системой торсионов, спрятанных под обивкой потолка в задней части
микроавтобуса. Такое конструкционное решение оказалось надежным
и практичным
О
Многие элементы отделки кузова РАФ-2203 позаимствованы
от автомобиля «Волга», но дверные ручки взяты от «Москвича-408»


ФОРМА
vi сокрждние
О
Плафон освещения салона от ГАЗ-24 «Волга»
О
Несмотря на бескапотную компоновку, у РАФ-2203 спереди был
небольшой открывающийся капот, под которым имелся доступ
к бачкам систем тормозов и сцепления, а также емкость
для стеклоомывающей жидкости
О
Воздухозаборник для обогревателя ветрового стекла
спрятался под передним капотом
О
К двигателю можно было подобраться только изнутри микроавтобуса,
сняв внутренний капот
О
Удаленный назад, за сиденье, рычаг переключения передач на РАФ-2203
всегда вызывал недовольство у водителей
*

t
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Схема автомобиля РАФ-2203
Техническая характеристика РАФ-2203
Число мест
11
Максимальная скорость
120 км/час
Расход топлива при скорости 40 км/час
12 л/100 км
Электрооборудование
12 V
Аккумуляторная батарея
6СТ-60ЭМ
Генератор
Г-250-Н1
Реле-регулятор
РР-350
Стартер
СТ-230Б
Прерыватель-распределитель
Р119-Б
Свечи зажигания
А-17В
Размер шин
185R15
Масса: снаряженная
1750 кг полная
2710 кг на переднюю ось
1275 кг на заднюю ось
1435 кг
Дорожные просветы: под передней осью
190 мм под задней осью
175 мм
Наименьший радиус поворота: ! по колее переднего наружного колеса
5,9 м по наиболее выступающей части
6,6 м
Рулевой механизм: глобоидальный червяк с трехгребневым роликом
Подвеска передняя независимая, рычажная на двух цилиндрических пружинах, с поперечно качающимися рычагами, амортизаторы гидравлические телескопические
Подвеска задняя: зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические телескопические
Тормоза: рабочий барабанный, привод гидравлический, раздельный с двумя гидровакуумными усилителями стояночный на задние колеса с механическим приводом от ручного рычага
Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, синхронизированная
Сцепление: однодисковое, сухое
Передаточные числа:
1-3,50; П-2,26; Ш-1,45, IV-1,00, задний ход 3,54
Главная передача и ее передаточные числа:
4,1
Двигатель:
ЗМЗ-2203, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый
Диаметр цилиндра
Ход поршня
Литраж двигателя
Степень сжатия
Порядок работы цилиндров двигателя
92 мм
92 мм
2445 см
:
8,2 1-2-4-3
К-126Г
Максимальная мощность:
95 л.с. при 4500 об/мин
Максимальный крутящий момент:
19 кгс.м при 2200-2400 об/мин
вдрщцум нл тему
>
Микроавтобусы РАф-2203 серийно Выпускались с 1976 по 1987 год (РАФ-2203-01 -1987-1992 гг.).
Ежегодно изготавливалось порядка 15 000 экземпляров. С «РАфами» много экспериментировали, переводя их на альтернативное топливо: были электромобили, машины, работающие на Водороде. и даже солнцемобили, работающие о т энергии солнца. Мы же ограничимся машинами, изначально заложенными В типаж и составляющими единое семейство с базовой моделью.
РАФ-22031
Наиболее массовой и востребованной была медицинская модификация. Этих машин выпускали лишь немногим меньше, чем базовых пассажирских. «Скорая» пред­
назначалась для доставки медицинского персонала, аппаратуры и лечебных средств к пострадавшему или больному, оказа­
ния помощи непосредственно в салоне автомобиля, доставки пациента в больни­
цу. РАФ-22031 снабжался поворотными прожекторами спереди и сзади, двумя опо­
знавательными фонарями красного креста, синим проблесковым маячком,двухтональ­
ным звуковым сигналом и радиостанцией.
РАФ-22032
Маршрутное такси проектировалось с учетом опыта эксплуатации машин этого типа в крупных городах, в первую очередь, в Москве и в Таллинне. Такси отличалось от базовой модели круговой планировкой салона и сиденьями упрощенной конструк­
ции. Двигатель на этой машине устанавли­
вался ЗМЗ-24-01, работающий на бензине
А-76. Первые РАФ-22032 оборудовались приводом, позволявшим открывать и за­
крывать дверь салона с места водителя.
Но через несколько лет от выпуска данной модификации отказались из-за неудачной планировки салона.
РАФ-22033
Автомобиль ГАИ оборудовался соответ­
ствующими средствами связи, поворотны­
ми прожекторами и синими проблесковыми маяками. Опытный автомобиль дополни­
тельно оснащался для фиксации места ДТП на плёнку в стереоизображении специаль­
ной системой, которая позволяла быстро составлять схему ДТП без замеров рас­
стояний. Для этой системы в крыше имелся сдвижной люк. В серию такой автомобиль не пошел. Хотя сами РАФ-22033 применя­
лись для оперативных целей в милиции и в ГАИ, это были микроавтобусы, переобо­
рудованные силами МВД.
РАФ-22034
Оперативный штабной автомобиль пожар­
ной охраны предусматривался в типаже микроавтобусов РАФ-2203, даже были по­
строены опытные образцы такой машины.
В салоне РАФ-22034 устанавливались столы и кресла, а в багажном отделении размещалась спецодежда, индивидуальные средства защиты и средства связи. Серий­
но штабные машины на РАФе не произво­
дились, а изготавливались впоследствии различными предприятиями пожарной охраны на базе стандартных «рафиков».
РАФ-22035
Автомобиль для централизованной пере­
возки крови (АЦПК) со станций перелива­
ния в лечебные учреждения производился в небольших количествах с 1977 года.
Его раскраска напоминала автомобили скорой медицинской помощи, но машина не оснащалась синими проблесковыми маячками, а остекление салона выполня­
лось полностью матовым. В грузовом отсеке размещались два специальных стеллажа для термоизоляционных контейнеров с до­
норской кровью.
РАФ-22036
Интересная разработка, совместившая сразу две функции: «скорую» и патрульный автомобиль ГАИ. Предполагалось, что такие машины будут дежурить у стационарных постов ГАИ вместе с врачебным персоналом и первыми прибывать на место ДТП. Объеди­
нив усилия, они смогли бы одновременно начать следственные действия и оказать первую медицинскую помощь. К сожалению, начинание так и осталось в единственном опытном образце из-за несогласованности действий МВД и Минздрава.

СПРАШИВАЙТЕ В КИОСКАХ СПЕЦИАЛЬНУЮ
ПАПКУ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЖУРНАЛОВ!
В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ
МОСКВИЧ-2104
I и -
D^AGOSTINI


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал