Главным герои у советских граждан к



Скачать 20.51 Mb.

Дата12.02.2017
Размер20.51 Mb.
Просмотров107
Скачиваний0

ГЛАВНЫМ
герои
У советских граждан к «ЗапороЖцу» особое отношение. Все 6 этой машине было по-своему.
Не как у других! Двигатель воздушного охлаждения расположен сзади, а спереди, наоборот, багаЖник, который больше напоминал увеличенный 6 размерах «бардачок» - туда входил не каЖдый чемодан. Дверей 6 кузове всего две, несмотря на два ряда сидений, - на задние приходилось пробираться с большим трудом. Колеса автомобиля не имели дисков, в привычном понимании этого слова, а только обода. А про заимствованную у танка конструкцию торсион­
ной передней подвески моЖно вообще не вспоминать. Не автомобиль, а анекдот!
История создания
И в то же время «Запорожца» любили!
Благодаря доступной цене для многих он оказывался первой собственной се­
мейной машиной, а что это значило в СССР, людям старшего поколения объяснять не приходится.
Машина подкупала простотой в обслужива­
нии и экономичностью в эксплуатации.
А о высокой ремонтопригодности «Запо­
рожцев» до сих пор слагают легенды — двигатель с машины снимался за минималь­
ное время силами всего двух человек и так же легко полностью перебирался
«на коленке».
Что особенно важно, «Запорожцы» обла­
дали незаменимым свойством в России — высокой проходимостью по грунтовым и размытым дорогам. Поспорить в этом с ними могли, пожалуй, только полнопри­
водные легковые автомобили. Отличной проходимости «Запорожцев» способство­
вала полностью независимая подвеска всех колес, высокий клиренс и плоское днище без выступающих элементов трансмиссии, а также хорошо нагруженные ведущие ко­
леса (на них всегда приходилось не менее
60% от общего веса машины). И только
«Запорожец» из всех легковых автомоби­
лей мог спокойно идти по колее грузового автомобиля без боязни свернуть что-нибудь себе на днище. А в совсем тяжелой ситуа­
ции, когда «Запорожец» все же застревал, вытолкнуть легкую машину не составляло особого труда силами экипажа.
Высокая жесткость двухдверного кузова «За­
порожца» позволяла устанавливать на его крыше безразмерные багажники для пере­
возки скарба, а наиболее продвинутые пользователи умудрялись цеплять к машине даже специальный грузовой прицеп. При та­
ких выдающихся способностях «Запорожцы» числились в любимчиках у начинающих автолюбителей, туристов, дачников, пенсио­
неров... да практически у всех!
Автомобили ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А относят­
ся к третьему поколению легковых авто­
мобилей Запорожского автомобильного завода «Коммунар». 968-я была призвана сменить на конвейере в 1971 году преды­
дущую модель ЗАЗ-966, и отличалась от нее в основном более современным оформлением кузова, а также улучшенной приборной панелью, передними тор­
мозами с двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе и измененной внешней светотехникой.

ГЛАВНЫЙ rfPOVI
Однако к 1973 году во всем мире ужесточи­
лись требования к пассивной безопасности автомобилей, что вынуждало производите­
лей дорабатывать выпускаемую продукцию до приемлемого уровня, чтобы сохранить за собой рынки требовательной Европы.
В результате проведенных работ по модер­
низации автомобиля появился новый вари­
ант — ЗАЗ-968А «Запорожец». От базовой модели он отличался травмобезопасным
Для своего времени ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А внешне выглядели вполне достойно: небольшой пропорциональный кузов со скромной, но разумной отделкой. А вот внутри «Запорожец», несмотря на некото­
рые детали, унифицированные с «Жигуля­
ми», напоминал настоящую машину лишь отчасти. Для комфортного обитания четы­
рех пассажиров в небольшом салоне места явно не хватало, поэтому длительные по­
ла другая проблема — из-за недостаточного охлаждения двигатель машины был склонен к постоянному перегреву, и тогда бензонасос машины отказывался прокачивать топливо.
Машина глохла в самый неподходящий мо­
мент и выручала лишь смоченная холодной водой тряпка, вовремя накинутая на упомя­
нутый бензонасос для охлаждения.
Но были у V-образного четырехцилиндро­
вого двигателя и свои преимущества перед
Неопытного Водителя
6 «ЗапороЖце» могли удивить
некоторые органы управления
рулевым механизмом с энергопоглощающим элементом в рулевом валу, тормозами с раз­
дельным приводом на передние и задние колеса, с сигнализатором выхода из строя каждого контура, ремнями безопасности,
«мягкой» панелью приборов и замком зажигания с противоугонным механиз­
мом. В результате внедренных новшеств
ЗАЗ-968А в первой половине 70-х годов успешно выдержал проверку на соответ­
ствие европейским требованиям по без­
опасности. Серийно модель выпускалась до 1980 года, поставляясь как на внутрен­
ний, так и на внешний рынок, при этом более простой вариант ЗАЗ-968 также про­
должал производиться во все уменьшаемых количествах вплоть до 1978 года. ездки в таком составе не рекомендовались.
Оптимальная «загрузка» — два человека.
В дальней дороге сиденья можно было бы­
стро трансформировать в спальные места, устроившись, таким образом, на ночлег.
Неопытного водителя в «Запорожце» могли удивить некоторые органы управления, которые благодаря заднемоторной схеме находились не на своих привычных местах.
Так ручка «подсоса» спряталась... между передними сиденьями, а рычажок замка капота — за средней стойкой кузова.
Много справедливых нареканий вызывал у автолюбителей автономный бензиновый отопитель, который работал из рук вон пло­
хо. Ездить зимой, в мороз, на «Запорожце» крайне неприятно. А жарким летом возника- другими — например, полнопоточныи центробежный масляный фильтр хорошо справлялся со своими обязанностями и не нуждался в сменных фильтрующих эле­
ментах, а следовательно, в дополнительных расходных материалах.
Интересный момент — поскольку момент сил инерции в распределительном вале двигателя «Запорожца» не был уравно­
вешен, в его конструкцию, внутрь, ввели дополнительный вал с противовесами.
Он вращался с тем же числом оборотов, что и распределительный, но в противополож­
ном направлении.
В целом ресурс мелитопольского дви­
гателя оказался небольшим, номи­
нально 125 000 км, а реально не более
40-50 тыс. км, так как у владельцев не всегда хватало возможностей правильно ухаживать за двигателем и заливать в него масло надлежащего качества.
Сами двигатели с воздушным охлаждением при работе издавали нещадный грохот с характерным завыванием воздушного осевого вентилятора — такое нагроможде­
ние звуков трудно спутать с работой другого мотора и «Запорожец» можно было быстрее услышать, чем увидеть.
Еще одна удивительная способность автомобиля — постоянно нарушающиеся углы установки колес, из-за чего «Запо­
рожцы» постоянно колесили по дорогам
«вразвалочку». Вернуть колесам перво­
начальное положение достаточно сложно и многие владельцы просто мирились с повышенным износом шин на своих машинах.

Достопримечательность города Запоро­
жье — плотина ДнепроГЭС, которая на­
ходится фактически прямо в центре города.
Это массивное гидросооружение, построен­
ное на волне энтузиазма первых советских пятилеток, являлось в СССР символом инду­
стриальной эпохи и нашло свое отражение в эмблеме «Запорожца». В надкапотном пятиугольнике, над каскадом гидроэлектро­
станции, изображены стилизованные буквы
ЗАЗ — Запорожский автомобильный завод.
Фон эмблемы красный.
ГЛАВНЫМ ГСР01/1
А 6 это бремя...
*
«ЗапороЖец», поЖалуй, был самым доступным легковым автомо­
билем за всю историю СССР. Новая машина в автомагазине стои­
ла 3 500 рублей. Для сравнения, в т е Же годы ВАЗ-2101 «Жигули» стоил 5 500 руб., а ВАЗ-2103 «Жигули» - 7 500 руб. Понятно, что за такие деньги рассчитывать на какие-либо удобства в авто­
мобиле не приходилось, но свою рилитарную задачу по доставке пассажиров «из пункта А в пункт В» «ЗапороЖцы» выполняли.
Предсерийный образец ЗАЗ-968А «Запорожец», уже с короткими боковыми воздухозабрниками,
на выставке осенью 1974 года
олетие российского шампанского.
В
октябре 1870 года у озера Абрау и
реки Дюрсо было создано удельное имение, принад­
лежавшее императору Александру I I .
Именно здесь в 1896 году в глубокие подземные тоннели заложили первые
16 000 бутылок игристого вина для шампанизации. В1970 году, на
Между­
народной дегустации в Ялте брют
«Абрау-Дюрсо» завоевал Гран-при, опередив по своим качествам знаме­
нитые французские шампанские вина.
Л - ^
На
XX
Олимпийских играх в Мюнхене серебряную медаль в личном первенстве и золотую в командном зачете завоевала советская спортсменка Елена Петушкова на коне по кличке Пепел. Газеты писали о «комбинации гармонии и легкости».
Ни до, ни после того советский конный спорт не радовал своих поклонников такими выдающимися результатами.
Население Земли достигло 4 миллиар­
дов человек.
Серийный ЗАЗ-968А «Запорожец» 1975 года с повторителями поворотов на передних крыльях

ГЛАВНЫЙ r^POVI
Интересные факты
Практически каждое поколение «Запо­
рожцев» в народе получало свое прозвище:
ЗАЗ-965 за характерную форму кузова на­
зывали «горбатым», а следующее семейство
ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 за выступающие сбоку воздухозаборники прозвали «ушастыми».
Когда же воздухозаборники на ЗАЗ-968М убрали, машину тут же нарекли «мыльни­
цей», за ее примитивную форму, в которой
«глазу не за что зацепиться». А может быть, ассоциации с мыльницей возникли из-за проходящего по всему периметру кузова ребра жесткости, зрительно разделяющего кузов в горизонтальной плоскости на две половины. Слишком уж это похоже на ана­
логичную линию разъема на пластмассовой коробочке для мыла.
Мимино»
В 70-е годы миллионы советских зрителей сразу и навсегда полюбили фильм «Мимино» и его главного героя, молодого красавца-вертолетчика Валико (Вахтанг Кикабизде).
Песенка «Чито-грито-чито-Маргарита» звучала повсюду, крылатой стала фраза «Ларису
Ивановну хочу!». Но самое главное, чем обогатил нас «Мимино»
- понимание того, что у каждо­
го в Жизни свой путь: в финале фильма Валико, мечтавший о большом городе и большой авиации, возвращается на родину. В поистине народном фильме просто не могла не появиться
«народная машина» - «ЗапороЖец» вышел на экран!

ГЛАВНЫМ
герой
Дальние родственники
NSU Prinz IV (1961 ГОД). Бытует мнение, что дизайн «Запорожцев» второго поколения
«срисован» именно с этой модели. Да, она оказала сильное влияние на окончательный облик серийного «Запорожца», но нужно учитывать еще то, что первые опытные образцы «ушастого» «Запорожца» появились одновременно с представлением публике Prinz IV, в 1961 году, а это значит, что концепция нашей машины была заложена намного раньше.
Просто у NSU и у ЗАЗ есть один общий
«родственник» — американский Chevrolet
Corvair, появившийся на свет осенью
1959 года и послуживший прототипом для обеих машин. Этот один из самых скандальных автомобилей в истории
Америки подарил «Принцу» и «Запорожцу» то самое хорошо узнаваемое горизонтальное ребро жесткости, проходящее по периметру всей машины, благодаря которому все три машины очень похожи между собой.
Trabant 601 (1964 год). Как шутили сами немцы в Восточной Германии, благодаря
«Запорожцу» даже Trabant стал конкурен­
тоспособным. В отличие от нашего «на­
родного автомобиля», немецкий был более продвинутой компоновки, с двигателем, расположенным спереди, и передними ведущими колесами, но обладал своими
«врожденными дефектами» — слабым двухтактным двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения и тесным двухдверным кузовом с навесными панелями из дуропла- ста, сделанными из отходов хлопкообрабатывающей промышленности.
В Колонном зале Дома союзов в Мо­
скве состоялась церемония провозгла­
шения международного гроссмейстера
Анатолия Карпова чемпионом мира по шахматам. Парадоксально, но факт: высокий титул Карпов получает, не сыграв ни одной партии с потенциаль­
ным соперником, Робертом (Бобби)
Фишером. Последний слишком высоко поднял планку требований к высше­
му титулу в шахматном мире, считая, что чемпион не имеет права никому проигрывать. Перед матчем с Карпо­
вым Фишер выставил 63 условия ФИДЕ, но в
итоге все же отказался играть, узнав, что его требование о сохране­
нии титула за чемпионом при счете 9:9 не удовлетворено.
Polski FIAT-126P (1973 год). В Польше по итальянской лицензии также выпускался микролитражный легковой автомобиль заднемоторной компоновки, с двигателем воздуш­
ного охлаждения. Но на этом сходство между FIAT-126P и «Запорожцем» заканчивалось.
На польской машине стоял «дохлый» двухцилиндровый двигатель с нижним распредвалом, мощностью всего 23 л. с. А сама машина оказалась более чем на полметра короче и зна­
чительно уже нашего «Запорожца», в результате чего последний выглядел по сравнению с Polski FIAT-126P чуть ли не лимузином.
25 июля, в дни Московской Олимгн не стало всенародно любимого барда и актера Владимира Семеновича Вы­
соцкого. Со временем его назовут вели­
чайшим национальным достоянием,
О нем напишут книги, снимут фильмы.
А жарким летом 1980 года, несмотря на то что Москва была закрытым горо­
дом, в электричках проверяли паспорта и без билетов на Олимпиаду пово­
рачивали обратно, похороны Артиста на Ваганьковском кладбище преврати­
лись в массовое прощание.

ТОРМА VI СОДСРЖАЖ
О
Круглый двухсекционный задний фонарь «Запорожца» на алюминиевой
розетке всегда смотрелся очень стильно
О
Для забора набегающего воздушного потока для охлаждения двигателя
служили «уши» боковые воздухозаборники
О
Двигатель с воздушным охлаждением у «Запорожца» находился сзади.
На фотографии хорошо виден кожух охлаждающего вентилятора
О
Решетка под задним бампером служила для отвода нагретого воздуха
из моторного отсека, а заодно скрывала отверстие для пусковой руко­
ятки, называемой в народе «кривым стартером»
О
Багажник, расположенный спереди, назвать большим невозможно
при всем желании
О
Омыватель ветрового стекла — приятное дополнение к небогатому
в целом оборудованию кузова


ТОРМД vi СОДСРЖШС
>•-
О
На автомобилях 70-х годов пластик почти не применяли, поэтому даже
на дешевых автомобилях вся наружная отделка выполнена из хрома
О Заправочная
горловина бензобака у «Запорожца» находилась
под капотом моторного отсека в задней части автомобиля
О
В стандартное оснащение автомобиля входило только левое наружное
зеркало, а правое отсутствовало
О
Специально для экспорта на ЗАЗ-968А расширили подштамповку на зад­
ней панели под узкие номерные таблички европейского образца, ведь
в СССР тогда применялись «квадратные» задние номерные знаки
*

ФОРМА
и содержите
О
«Мягкая» приборная панель на ЗАЗ-968А, сделанная из пенополиуретана
и пластика, на самом деле на ощупь была совсем не мягкой.
Просто ранее она целиком изготавливалась из металла
О
Для доступа на задний ряд сидений приходится каждый раз
откидывать передние
О
Салон «Запорожца» не отличался богатством отделки и, полностью
выполненный из кожзаменителя, выглядел весьма утилитарно
Иг

ФОРМА VIСОДСРЖШС
О
Бесхитростная приборная комбинация, тем не менее, сообщала
водителю исчерпывающую информацию о работе автомобиля
О
Невзрачная черная коробочка под приборной панелью — заслонка
подачи теплого воздуха в салон от отопителя
О
Кнопки центрального переключателя света фар и включения
отопителя справа от руля выглядели весьма специфично
О
Раздельные питательные бачки главного тормозного цилиндра, отдельно
на передние и задние колеса и третий для главного цилиндра сцепления
О
В воздушный фильтр «Запорожца» необходимо было заливать моторное
масло для лучшей очистки потока воздуха от пыли
О
Педальный узел с верхней навеской выполнен уже по-современному
О
Карбюратор К-127 эмульсионного типа с падающим воздушным потоком


ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Схема автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»
Подвеска передняя:
независимая, рычажно-торсионная
Подвеска задняя:
независимая, пружинная
Рулевой механизм:
глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, передаточное отношение 17
Техническая характеристика ЗАЗ-968А «Запорожец»
Число мест:
4
Максимальная скорость
118 км/час
Время разгона до 100 км/ч
38 сек
Расход топлива при скорости 80 км/час
6,2 л/100 км
Тормозной путь со скорости 80 км/час
43,2 м
Электрооборудование
12 V
Аккумуляторная батарея
6СТ-55
Генератор
Г-502А
Реле-регулятор
РР-310-Б
Стартер
СТ-354
Прерыватель-распределитель
Р-114Б
Свечи зажигания
А-23
Размер шин
6,15 — 13
Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
без нагрузки общий
840 кг с нагрузкой 4 человека общий
1160 кг на переднюю ось
470 кг на заднюю ось
690 кг
Дорожные просветы:
под передней осью
203 мм под задней осью
190 мм
Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса
5,5 м внешний — по наиболее выступающей части
5,9 м
Тормоз ножной: барабанный, на все колеса с раздельным гидравлическим приводом и автомтической регулировкой зазоров
Тормоз ручной:
на задние колеса с механическим приводом
Сцепление: однодисковое, сухое
Коробка передач:
механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на I, I I , I I I и IV передачах
Передаточные числа трехступенчатой коробки передач:
1-3,8; II—2,12; III—1,409; IV-0,964, задний ход - 4,156
Главная передача одинарная со спиральными зубьями — 4,125
Двигатель:
МеМЗ-968, V-образный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, воздушного охлаждения
Диаметр цилиндра
Ход поршня
Литраж двигателя
Степень сжатия
Число клапанов
Порядок работы цилиндров двигателя
76 мм
66 мм
1,197 см
3 7,2 1-3-4-2
Карбюратор: К-127
Максимальная мощность: 41 л. с. при 4200-4400 об/мин
Максимальный крутящий момент: 7,6 кНм при 2700-2900 об/мин

BAPWAUVM НА тему
Автомобили ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А продолжили развитие модельного ряда «ЗапороЖцев» второго поколения, начатое 966-ой машиной. Их выпуск на ЗапороЖском автомобильном заводе «Комму­
нар» пришелся на 1971-1978 годы для ЗАЗ-968 и на 1973-1980 годы для ЗАЗ-968А. На их базе в основном создавались специальные версии легковых автомобилей для водителей, имеющих ограничения по здоровью, так как значительная часть «ЗапороЖцев» (до 30% от общего выпуска) всегда поступала в органы социального обеспечения и Советского комитета ветеранов войны и распределялась бесплатно или со значительными скидками. Такие машины всегда обозначались специальными знаками на ветровом и заднем стекле: сначала просто ограничительными знака­
ми «60» с максимально разрешенной скоростью передвижения, потом красным треугольником с Желтым фоном и вписанной черной буквой «Р», а позЖе черным треугольником на круглом
Желтом фоне.
ЗАЗ-968АП «Запорожец» — модель с кузовом пикап не предназна­
чалась для массового использования в народном хозяйстве и произ­
водилась небольшими партиями только в качестве внутризаводского транспорта завода, но отдельные экземпляры получали государ­
ственную регистрацию и использовались как заводские «технички» при сопровождении новых моделей «Запорожцев» на испытаниях.
ЗАЗ-968Б2 «Запорожец» (1973-1979 гг.) и ЗАЗ-968АБ2
«Запорожец» (1974-1979 гг.) — модификация для водителей, у которых повреждена одна правая нога, но здоровые руки.
Эта машина имела ручной привод дроссельной заслонки карбюра­
тора вместо педали газа, ручной привод гидравлических тормозов и педаль для привода сцепления.
ЗАЗ-968Р «Запорожец» (1973-1980 гг.) — самая сложная по управлению модифика­
ция, рассчитанная на водителей, имеющих всего одну здоровую руку и одну ногу.
Силовой агрегат устанавливался малосиль­
ный (27 л. с ) . Помимо этого, машина имела электромагнитное сцепление и коробку передач от 40-сильного мотора, но без четвертой передачи. Скорость машины ограничивалась 60 км/ч, что диктовалось соображениями безопасности.
ЗАЗ-968Б «Запорожец» (1973-1980 гг.) и
ЗАЗ-968АБ «Запорожец» (1975-1980 гг.) — специальная инвалидная версия для людей, у которых ампутированы или повреждены ноги, но здоровые руки. Машина имеет ручной гидравлический привод включе­
ния сцепления, ручные приводы тормозов и дроссельной заслонки карбюратора
(вместо педали газа).
ЗАЗ-968АБ4 «Запорожец»
(1974-1980 гг.) — модификация для людей, у которых повреждена одна левая нога, но здоровые руки. Машина оснащалась ручным гидравлическим приводом включе­
ния сцепления.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал